Вторая мировая война, немецкий танк Легкий танк Pz.Kpfw. II
В связи с задержкой cоздaния средних танков командование Вepмaxтa в 1934 г. выдало фирмам "Krupp", "MAN" и "Henschel" техническое задание на разработку легкого (до 10 тонн) танка, вооруженного 20-мм пушкой и пулеметом. Из представленных фирмами проектов лучшим был признан танк, разработанный фирмой "MAN" в сотрудничестве с "Daimler-Benz".
Серийное производство танка было начато в 1935 г. и осуществлялось на предприятиях восьми крупнейших машиностроительных фирм Германии. Это позволило в период между 1937 г. и серединой 1940 г. выпустить более 1100 танков типа Pz.Kpfw.II и укомплектовать ими первые танковые дивизии Вермахта. В основу конструкции Pz.Kpfw.II положена опробованная в танке Pz.Kpfw.I и ставшая традиционной в германском танкостроении компоновочная схема, при которой силовая установка располагалась сзади, боевое отделение и отделение управления — посередине, а силовая передача и ведущие колеса - cпереди. Двигатель силовой установки соединялся со смонтированной в правой части отделения управления шестискоростной коробкой передач с помощью длинного карданного вала.
В левой части отделения управления находилось место механика-водителя, а командир танка и радист, выполнявший также функции заряжающего, размещались в боевом отделении, оборудованном башней кругового вращения с установленным в ней вооружением: 20-мм автоматической пушкой KwK 30 и 7,92-мм пулеметом MG 34. Пушка имела ствол длиной 97 калибров и темп стрельбы 280 выстр/мин. 20-мм бронебойный снаряд весом 146 г на расстоянии 500 м был способен пробить броневую плиту толщиной 14 мм. Питание снарядами осуществлялось из магазинов емкостью 10 снарядов.
Стрельбу из пушки и пулемета вел командир танка, в распоряжении которого имелся телескопический прицел TZF.4. Механик-водитель пользовался прибором наблюдения со стеклоблоками "Триплекс", радиосвязь обеспечивалась с помощью радиостанции FuG 5. Применялось также танковое переговорное устройство, посредством которого члены экипажа могли обмениваться информацией. Если компоновка и вооружение танка Pz.Kpfw.II в ходе его серийного производства оставались практически неизменными, то бронирование, ходовая часть и силовая установка находились в состоянии постоянного совершенствования, что вызвало появление множества модификаций.
В марте 1937 г. появился новый вариант - Ausf.C, с новой подвеской на 5-ти независимых дорожных колёсах, которая в последствии стала стандартной для Panzer II. Было изготовлено около 2000 Ausf. С, которые использовались как тренировочные и боевые танки. Модели Ausf A/B/C были модернизированными и улучшенными версиями Ausf.C, и стали основными серийными вариантами Panzer II.
В мае 1938 г. появилась первая по-настоящему серийная модификация Рz.Kpfw.II Ausf.D, за которым последовала Ausf.Е с совершенно новыми корпусом, подвеской и бронированием. Эти танки предназначались для вооружения танковых батальонов легких дивизий. Двигатель HL 62TRV мощностью 140 л.с. обеспечивал на шоссе скорость до 55 км/ч, а на пересеченной местности — до 19 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 200 км, однако для переброски танков на большие расстояния планировалось использование трейлеров и грузовых автомобилей. Всего было выпущено 80 танков модификации Ausf.D и 163 - Ausf.Е.
Модель Pz.Kpfw.II Ausf.F была последней массовой модификацией Pz.Kpfw.II. В Бреслау было собрано 532 машины этого варианта, отличавшиеся от базовой модификации Ausf.С прежде всего усиленной броневой защитой. Толщина лобовой брони корпуса была доведена до 30 мм, бортовой — до 20 мм. За счет установки более мощной 20-мм автоматической пушки KwK 38 с увеличенной до 112 калибров длиной ствола была несколько повышена огневая мощь танка.
Выпуск столь большой серии этих, уже не отвечавших требованиям времени танков, объясняется стремлением быстрее укомплектовать танковые дивизии техникой, пусть даже не обладающей достаточно высокими боевыми качествами. На этом рисунке отображен редкий для Pz.Kpfw.II случай использования забашенного ящика для амуниции.
Модификация Pz.Kpfw.II Ausf.L "Рысь" разрабатывалась как легкий разведывательный танк с двигателем Maybach HI 66р мощностью 200 л.с. и с новой ходовой частью, в которой пять пар опорных катков большого диаметра располагались в шахматном порядке. В 1943 г. было выпущено 133 танка этой, пожалуй, самой удачной модификации легкого танка Pz.Kpfw.II.
Продолжающиеся затруднения с выпуском более тяжелых танков привели к тому, что последняя модификация Ausf.Р находилась в серийном производстве вплоть до 1943 г.
Возможности Рz.Kpfw.II ненамного превосходили разведывательный танк, однако он был быстроходен, надежен и проявил себя в ряде германских завоевательных кампаний 1940-1942 гг. Его возможности борьбы с танками противника были весьма ограниченны из-за слабого бронебойного действия снарядов его основного вооружения. Поэтому позднее он использовался для решения ряда других задач.
Некоторые модификации - такие как самоходные установки "Мардер-II" и "Веспе" - были, по сути, новыми машинами. Были и другие переделки, например огнеметный "Фламинго" - 22 февраля 1939 года Верховное Германское Командование заказало разработку Flammpanzer (огнемётный танк). Изготовители танков Panzer II, фирмы "MAN" и "Daimler-Benz", получили заказ на его разработку. Вскоре прототип на шасси Panzer II был готов. Он был вооружён огнемётами с каждой стороны, над защитными кожухами гусениц. Огнемёты были установлены в башнеподобных надстройках, позволявших иметь 180-ти градусный сектор обстрела. Каждый огнемёт имел собственный бак с горючим составом объёмом 160 литров. Этого количества хватало для 80 выстрелов на максимальную дистанцию 25 метров. Баки содержали смесь из масла и бензина, которая выстреливалась с помощью сжатого нитрогена, размещённого в шести герметичных баллонах. Воспламенение смеси происходило с помощью ацетиленовых горелок. Дополнительным вооружением был 7,92-мм. пулемёт MG 34 с боезапасом 1800 выстрелов. Пулемёт устанавливался в маленькой вращающейся башне. Экипаж состоял из 3 человек (водитель, радист и командир/оператор огнемёта). Толщина брони варьировалась от 14,5 до 30 мм.
На базе Рz.Kpfw.II пытались строить также танковый мостоукладчик и плавающие машины, в небольшом количестве построили самоходную 15-см (5,91-дм) гаубицу с открытой сверху рубкой. Некоторые Рz.Kpfw.II еще использовались в 1945 г.
Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.II Ausf.C:
экипаж: 2 чел.;
длина: 500 см;
ширина: 174 см;
высота: 214 см;
мощность двигателя: 140 л.с.;
боевая масса: 6,7 т;
максимальная скорость: 7,8 км/ч;
запас хода по шоссе: 65 км;
вооружение: 37-мм пушка "Puteaux" SA1918 или пулемет 7,92-мм wz.25;
бронирование: от 6 мм до 16 мм.
Тактико-технические характеристики Flammpanzer II Flamingo:
экипаж: 3 чел.;
длина: 490 см;
ширина: 240 см;
высота: 185 см;
мощность двигателя: 140 л.с.;
боевая масса: 12 т;
максимальная скорость: 55 км/ч;
запас хода по шоссе: 250 км;
вооружение: два огнемета, 7,92-мм пулемет;
бронирование: до 30 мм.
Источники:
1. Шмелев И., "Бронетехника Германии во Второй Мировой Войне", 2000;
2. Шунков В., "Вермахт", АСТ, 2003;
3. Тарас Д., "Операция Weiss", Харвест, 2003;
4. Халявский Г., "Энциклопедия танков", 1999;
5. George Forty, World War Two tanks, Osprey Automotive.;
6. Wolfgang Fleischer, Die deutschen Kampfwagen Kanonen 1935-1945, Waffen-Arsenal special Band 16.
1. Шмелев И., "Бронетехника Германии во Второй Мировой Войне", 2000;
2. Шунков В., "Вермахт", АСТ, 2003;
3. Тарас Д., "Операция Weiss", Харвест, 2003;
4. Халявский Г., "Энциклопедия танков", 1999;
5. George Forty, World War Two tanks, Osprey Automotive.;
6. Wolfgang Fleischer, Die deutschen Kampfwagen Kanonen 1935-1945, Waffen-Arsenal special Band 16.