В годы Второй мировой войны немецкая фирма Porsche предложила и разработала массу новых проектов перспективной бронетехники. Часть подобных разработок дошла до серийного производства и эксплуатации в войсках, а иные образцы не вышли из стадии испытаний, поскольку не показывали ожидаемые результаты, вызывали сомнения или даже не вполне согласовывались со здравым смыслом. Тем не менее, некоторые предложения фирмы «Порше», не воплощенные в металле, представляли определенный интерес. Любопытным представителем таких проектов является семейство легких танков Typ 245.
В конце весны 1943 года руководство немецкого танкостроения проанализировало опыт последних боев и сделало некоторые выводы о дальнейшем развитии бронетехники. Во вражеских войсках имелось значительное количество противотанковых орудий. Кроме того, разведка докладывала о создании Советским Союзом легких противотанковых бомб, способных уничтожать бронетехнику за одно-два попадания. Таким образом, перспективные танки должны были иметь ряд характерных черт, в первую очередь, повышенный уровень защиты, как от артиллерии, так и от бомб. Анализ ситуации привел к появлению требований к новому танку. К работам были привлечены несколько основных предприятий промышленности.
В течение 1943 года фирма Porsche разработала несколько вариантов легких танков, соответствовавших новым требованиям. Все они основывались на одних и тех же наработках, из-за чего относились к одному семейству под обозначением «Тип 245». Целью первого проекта семейства было создание легкого разведывательного танка, относящегося к той же категории, что и машины Pz.Kpfw.II Ausf. L Luchs или VK 1602 Leopard. В дальнейшем развитие проекта привело к разработке техники иного назначения.
Макет танка Typ 245/10, способного стрелять по воздушным целям.
Для танка Typ 245 было разработано новое шасси оригинальной конструкции, отличавшееся от других разработок того времени характерным внешним видом. С целью защиты от обстрела со всех ракурсов и бомб противника в конструкции корпуса предлагалось широко использовать т.н. рациональные углы бронирования. Кроме того, планировалось оснастить танк сравнительно толстыми броневыми листами: защиту лобовой проекции предлагалось делать из 80-мм деталей, а борта и корма должны были закрываться листами толщиной 30 мм. С учетом значительных углов наклона такая броня могла выдерживать попадания некоторых противотанковых орудий противника.
Броневой корпус танка «Тип 245» должен был иметь характерную форму, образованную несколькими наклоненными внутрь листами. При этом лобовая и кормовая части корпуса состояли из крупного верхнего и малого нижнего листов. Предусматривались развитые надгусеничные полки, внутренний объем которых был доступен для размещения необходимых узлов и агрегатов. На прямоугольной крыше корпуса располагался погон башни сравнительно большого диаметра, занимавший почти все расстояние от борта до борта.
Танк Typ 245 должен был иметь нестандартную для немецких танков того времени компоновку. В передней части корпуса располагалось только отделение управления с рабочим местом водителя. В центре помещалось боевое отделение, а корма отдавалась под двигатель и трансмиссию. Для сокращения размеров машины V-образный двигатель должен был размещаться поперек корпуса. Обслуживать силовую установку предлагалось через крупный люк в кормовом листе корпуса.
Тип двигателя, предлагавшегося для установки на танк «Тип 245», неизвестен. Вероятно, проект так и не смог дойти до стадии подбора конкретных комплектующих, соответствующих предъявляемым требованиям. Вероятно, планировалось применять механическую трансмиссию, обеспечивавшую вращение ведущих колес заднего расположения.
Проекции танка "Тип 245".
В состав ходовой части танка включалось по шесть опорных катков на каждом борту. Катки попарно собирались в блоки, которые, в свою очередь, размещались на амортизаторах. В передней части корпуса помещались направляющие колеса, в задней – ведущей. Необходимость в поддерживающих роликах, по-видимому, отсутствовала.
Место механика-водителя располагалось в передней части корпуса, со сдвигом к левому борту. Для наблюдения за обстановкой водитель должен был использовать смотровой прибор в лобовом листе. В правом борту предусматривался круглый люк для доступа в отделение управления. Прочие танкисты должны были располагаться в поворотной башне и попадать в машину через собственные люки.
В первом варианте легкого танка Typ 245 предусматривалось использование конической башни с плоской крышей. Внутри башни предлагалось монтировать все вооружение и два рабочих места экипажа. В качестве основного оружия для танка предлагалась автоматическая пушка MK 112 калибра 55 мм. Она имела возможность вести огонь с темпом до 300 выстрелов в минуту и поражать цели на дальностях до нескольких километров. С пушкой предлагалось использовать спаренный пулемет MG 42 винтовочного калибра. Управлять вооружением должны были два танкиста.
Танк нового типа должен был иметь боевую массу не более 15 т. Характеристики подвижности и т.п. параметры не определялись ввиду особенностей реализации проекта. В частности, отсутствие выбранного двигателя не позволяло оценивать ходовые характеристики.
Чертежи легкого танка.
Первый вариант легкого танка вскоре после начала работ получил новое обозначение Typ 245/1, связанное с разработкой новых модификаций. Так, уже осенью 1943 года появился проект «Тип 245/2». Как и в первом варианте проекта, подразумевалось создание легкого многоцелевого танка с огневой мощью и защитой на уровне прототипа. При этом имелись некоторые отличия от базового проекта.
Большой интерес представляет третий вариант танка – Typ 245/10, ставший ответом на новые вызовы. В 1943 году началась работа над несколькими новыми проектами зенитных самоходных установок, которые должны были защищать войска на позициях и на марше. Фирма «Порше» решила разработать универсальный танк, способный бороться как с наземными, так и с воздушными целями. От базовой разработки универсальный танк «Тип 245/10» отличался измененной башней и доработанным вооружением. Так, в лобовой части и в крыше башни появилась крупная прорезь для наведения орудия с большими углами возвышения. Соответствующим образом дорабатывалась орудийная установка, с которой удалялся пулемет.
Четвертый вариант проекта, Typ 245/11, вновь подразумевал создание легкого разведывательного танка. От других машин семейства он отличался некоторыми особенностями конструкции и составом аппаратуры для наблюдения и связи. При этом сохранялась возможность применения 55-мм пушки и пулемета.
Последней разработкой семейства стал проект Typ 245 Sonderfahrzeug V. Эта машина должна была стать легким танком, предназначенным для ведения разведки и сопровождения колонн. Как и в случае с другими проектами семейства, предусматривались некоторые нововведения, но общие идеи проекта оставались без изменений.
Макет универсального танка.
Проекты семейства «Тип 245» предлагались потенциальному заказчику в течение всего 1943 года, однако не получали одобрения. Вероятно, последовательное появление нескольких вариантов одной машины было именно результатом постоянных отказов со стороны армии. Не получив одобрения по одному проекту, фирма-разработчик начинала создавать новый на его базе, имеющий некоторые отличия от первого. Отказ от второго проекта приводил к началу разработки третьего и т.д. За несколько месяцев подобных работ фирма-разработчик успела создать несколько вариантов перспективной бронетехники на основе общих идей и решений.
По имеющимся данным, в течение второй половины 1943 года фирма Porsche в рамках проекта Type 245 успела создать лишь несколько предварительных проектов, в которых определялись только самые общие особенности перспективной техники. Кроме того, заказчику демонстрировались деревянные макеты перспективной техники. Ввиду отсутствия интереса со стороны военных другие макеты не строились, технические проекты не разрабатывались, а сборка прототипов не планировалась.
К началу 1944 года все работы по проектам легких танков семейства «Тип 245» были прекращены из-за отсутствия реальных перспектив. Любопытные идеи, лежавшие в основе этих разработок, не смогли заинтересовать командование и получить его одобрение. Все работы по легким танкам новых типов остановились. При этом идеи и наработки по закрытому проекту не пропали. В 1944 году специалистами фирмы «Порше» был создан проект перспективной самоходной артиллерийской установки Typ 255 или E-25. Тем не менее, и эта разработка осталась на бумаге, не заинтересовав военных.
В конце весны 1943 года руководство немецкого танкостроения проанализировало опыт последних боев и сделало некоторые выводы о дальнейшем развитии бронетехники. Во вражеских войсках имелось значительное количество противотанковых орудий. Кроме того, разведка докладывала о создании Советским Союзом легких противотанковых бомб, способных уничтожать бронетехнику за одно-два попадания. Таким образом, перспективные танки должны были иметь ряд характерных черт, в первую очередь, повышенный уровень защиты, как от артиллерии, так и от бомб. Анализ ситуации привел к появлению требований к новому танку. К работам были привлечены несколько основных предприятий промышленности.
В течение 1943 года фирма Porsche разработала несколько вариантов легких танков, соответствовавших новым требованиям. Все они основывались на одних и тех же наработках, из-за чего относились к одному семейству под обозначением «Тип 245». Целью первого проекта семейства было создание легкого разведывательного танка, относящегося к той же категории, что и машины Pz.Kpfw.II Ausf. L Luchs или VK 1602 Leopard. В дальнейшем развитие проекта привело к разработке техники иного назначения.
Макет танка Typ 245/10, способного стрелять по воздушным целям.
Для танка Typ 245 было разработано новое шасси оригинальной конструкции, отличавшееся от других разработок того времени характерным внешним видом. С целью защиты от обстрела со всех ракурсов и бомб противника в конструкции корпуса предлагалось широко использовать т.н. рациональные углы бронирования. Кроме того, планировалось оснастить танк сравнительно толстыми броневыми листами: защиту лобовой проекции предлагалось делать из 80-мм деталей, а борта и корма должны были закрываться листами толщиной 30 мм. С учетом значительных углов наклона такая броня могла выдерживать попадания некоторых противотанковых орудий противника.
Броневой корпус танка «Тип 245» должен был иметь характерную форму, образованную несколькими наклоненными внутрь листами. При этом лобовая и кормовая части корпуса состояли из крупного верхнего и малого нижнего листов. Предусматривались развитые надгусеничные полки, внутренний объем которых был доступен для размещения необходимых узлов и агрегатов. На прямоугольной крыше корпуса располагался погон башни сравнительно большого диаметра, занимавший почти все расстояние от борта до борта.
Танк Typ 245 должен был иметь нестандартную для немецких танков того времени компоновку. В передней части корпуса располагалось только отделение управления с рабочим местом водителя. В центре помещалось боевое отделение, а корма отдавалась под двигатель и трансмиссию. Для сокращения размеров машины V-образный двигатель должен был размещаться поперек корпуса. Обслуживать силовую установку предлагалось через крупный люк в кормовом листе корпуса.
Тип двигателя, предлагавшегося для установки на танк «Тип 245», неизвестен. Вероятно, проект так и не смог дойти до стадии подбора конкретных комплектующих, соответствующих предъявляемым требованиям. Вероятно, планировалось применять механическую трансмиссию, обеспечивавшую вращение ведущих колес заднего расположения.
Проекции танка "Тип 245".
В состав ходовой части танка включалось по шесть опорных катков на каждом борту. Катки попарно собирались в блоки, которые, в свою очередь, размещались на амортизаторах. В передней части корпуса помещались направляющие колеса, в задней – ведущей. Необходимость в поддерживающих роликах, по-видимому, отсутствовала.
Место механика-водителя располагалось в передней части корпуса, со сдвигом к левому борту. Для наблюдения за обстановкой водитель должен был использовать смотровой прибор в лобовом листе. В правом борту предусматривался круглый люк для доступа в отделение управления. Прочие танкисты должны были располагаться в поворотной башне и попадать в машину через собственные люки.
В первом варианте легкого танка Typ 245 предусматривалось использование конической башни с плоской крышей. Внутри башни предлагалось монтировать все вооружение и два рабочих места экипажа. В качестве основного оружия для танка предлагалась автоматическая пушка MK 112 калибра 55 мм. Она имела возможность вести огонь с темпом до 300 выстрелов в минуту и поражать цели на дальностях до нескольких километров. С пушкой предлагалось использовать спаренный пулемет MG 42 винтовочного калибра. Управлять вооружением должны были два танкиста.
Танк нового типа должен был иметь боевую массу не более 15 т. Характеристики подвижности и т.п. параметры не определялись ввиду особенностей реализации проекта. В частности, отсутствие выбранного двигателя не позволяло оценивать ходовые характеристики.
Чертежи легкого танка.
Первый вариант легкого танка вскоре после начала работ получил новое обозначение Typ 245/1, связанное с разработкой новых модификаций. Так, уже осенью 1943 года появился проект «Тип 245/2». Как и в первом варианте проекта, подразумевалось создание легкого многоцелевого танка с огневой мощью и защитой на уровне прототипа. При этом имелись некоторые отличия от базового проекта.
Большой интерес представляет третий вариант танка – Typ 245/10, ставший ответом на новые вызовы. В 1943 году началась работа над несколькими новыми проектами зенитных самоходных установок, которые должны были защищать войска на позициях и на марше. Фирма «Порше» решила разработать универсальный танк, способный бороться как с наземными, так и с воздушными целями. От базовой разработки универсальный танк «Тип 245/10» отличался измененной башней и доработанным вооружением. Так, в лобовой части и в крыше башни появилась крупная прорезь для наведения орудия с большими углами возвышения. Соответствующим образом дорабатывалась орудийная установка, с которой удалялся пулемет.
Четвертый вариант проекта, Typ 245/11, вновь подразумевал создание легкого разведывательного танка. От других машин семейства он отличался некоторыми особенностями конструкции и составом аппаратуры для наблюдения и связи. При этом сохранялась возможность применения 55-мм пушки и пулемета.
Последней разработкой семейства стал проект Typ 245 Sonderfahrzeug V. Эта машина должна была стать легким танком, предназначенным для ведения разведки и сопровождения колонн. Как и в случае с другими проектами семейства, предусматривались некоторые нововведения, но общие идеи проекта оставались без изменений.
Макет универсального танка.
Проекты семейства «Тип 245» предлагались потенциальному заказчику в течение всего 1943 года, однако не получали одобрения. Вероятно, последовательное появление нескольких вариантов одной машины было именно результатом постоянных отказов со стороны армии. Не получив одобрения по одному проекту, фирма-разработчик начинала создавать новый на его базе, имеющий некоторые отличия от первого. Отказ от второго проекта приводил к началу разработки третьего и т.д. За несколько месяцев подобных работ фирма-разработчик успела создать несколько вариантов перспективной бронетехники на основе общих идей и решений.
По имеющимся данным, в течение второй половины 1943 года фирма Porsche в рамках проекта Type 245 успела создать лишь несколько предварительных проектов, в которых определялись только самые общие особенности перспективной техники. Кроме того, заказчику демонстрировались деревянные макеты перспективной техники. Ввиду отсутствия интереса со стороны военных другие макеты не строились, технические проекты не разрабатывались, а сборка прототипов не планировалась.
К началу 1944 года все работы по проектам легких танков семейства «Тип 245» были прекращены из-за отсутствия реальных перспектив. Любопытные идеи, лежавшие в основе этих разработок, не смогли заинтересовать командование и получить его одобрение. Все работы по легким танкам новых типов остановились. При этом идеи и наработки по закрытому проекту не пропали. В 1944 году специалистами фирмы «Порше» был создан проект перспективной самоходной артиллерийской установки Typ 255 или E-25. Тем не менее, и эта разработка осталась на бумаге, не заинтересовав военных.
Комментариев нет :
Отправить комментарий