среда, 14 ноября 2018 г.

Безбашенный швед

В середине 50-х годов шведское танкостроение находилось на перепутье. Шведским военным был необходим танк, максимально подходящий для особенностей местного театра боевых действий. Этот танк должен был сочетать в себе сравнительно небольшие габариты и массу, очень мощное вооружение, хорошее бронирование и возможность быстро перемещаться по полю боя.
Довольно долгое время шведские танкостроители работали над тяжёлым танком, более известным как KRV. Получилась крайне неординарная машина, которая должна была иметь 150-мм пушку с автоматом заряжания, размещавшуюся в башне, напоминающей французский AMX 50. Проект получился слишком тяжёлым и слишком дорогим, потому дело закончилось постройкой опытных образцов шасси без башен. Дешевле оказалось купить у англичан танки Centurion Mk.3, принятые на вооружение как Strv 81. Впрочем, «Центурионы» устраивали заказчиков далеко не по всем показателям. Эти танки по размерам и массе соперничают с KRV, при этом даже более поздние Strv 101 (Centurion Mk.10), закупленные в 1958 году и имевшие боле мощную 105-мм пушку L7, не в полной мере устраивали шведов по огневой мощи.
Работу над новым перспективным танком возглавил Свен Берге. Первые эскизы самого известного шведского танка датированы 1956 годом. К 1957 году были подготовлены 3 варианта перспективной машины:
  1. Strv A (Танк А), танк массой 42,5 тонны, хорошо бронированный, с автоматом заряжания, по своим размерам сопоставимый с американским M60 и довольно медленный.
  2. Strv T (Танк T), боевая машина массой 32,5 тонны, по своей концепции схожая с Leopard 1. Энероговооружённость предполагалась на уровне 25–30 л.с. на тонну, но при этом бронирование не превышало 75 мм.
  3. Strv S (Танк С), совершенно новая концепция танка, лишённого башни. Боевая масса оценивалась в 30 тонн, при этом за счёт очень низкого силуэта обеспечивался высокий уровень бронезащиты.
В итоге концепция Strv S была выбрана как наиболее подходящая. В том же 1957 году начались работы по изготовлению элементов нового танка, которые испытывались на разных машинах. В 1959 году к испытаниям присоединился опытный образец KRV, с которого сняли по два опорных катка с каждой стороны, одновременно установив в носовой части 105-мм пушку. Кстати говоря, опыт работы по KRV максимально использовался при разработке Strv S.
К 1961 году облик нового танка окончательно сформировался. Был изготовлен полноразмерный деревянный макет, а чуть позже появился первый прототип — Strv S1. Он был, скорее, тестовой лабораторией для отработки главной изюминки танка – активной подвески, благодаря которой Strv S мог обходиться без механизмов наведения по вертикали. Кроме того, активная подвеска позволяла танку «приседать», что было очень важно в условиях шведского рельефа местности. Strv S мог спрятаться за невысокой каменной оградой, коих до сих пор очень много в Швеции.
Strv S2 появился в конце 1962 года. Второй прототип был уже не тестовой лабораторией, а полноценной боевой машиной, на которой все идеи безбашенного танка испытывались в полной мере. Вооружён первый полноценный прототип был 105-мм пушкой L7, позднее её заменили на 105-мм пушку Bofors с увеличенной до 62 калибров длиной ствола. Пушка оснащалась автоматом заряжания. Первоначально предполагалось, что Strv S получит дистанционно управляемую пулемётную установку на крыше, но уже на Strv S2 её не было, а на более поздних машинах её заменили на спарку курсовых пулемётов в носу танка.
В качестве силовой установки танк получил комбинацию дизельного двигателя Rolls-Royce K60 и газовой турбины Boeing GT502. Толщина лобовой брони составляла 40 мм — на первый взгляд, очень мало, но достаточно взглянуть, под каким углом она расположена, и все вопросы отпадут. Ещё одной особенностью танка, пошедшего в серию под индексом Strv 103, являлось то, что он был амфибией. Плавучесть достигалась за счёт устройства, очень похожего на английский Duplex Drive конструкции Николаса Штраусслера, применявшийся на танках Valentine и Sherman. Одним словом, получилась крайне интересная и оригинальная боевая машина, отлично подходящая для тех мест, где ей предстояло воевать.
До настоящего времени сохранилось два опытных образца Strv S. Танк, которому посвящён этот материал, находится на въезде в одну из воинских частей к югу от шведского города Карлсборг. Ввиду того, что часть действующая, доступ к танку затруднён, и попасть к нему можно только в выходные дни. Ещё один прототип долгое время располагался на территории фабрики, где утилизируется шведская военная техника. В конце сентября танк занял почётное место возле музея Beredskapsmuseet севернее Хельсингборга. Прототипы немного отличаются друг от друга, причём какой из них S1, а какой S2, толком не знают даже шведские историки. В ходе постаментирования некоторые навесные элементы на обеих машинах были утрачены, а также заварены воздухозаборники.
А теперь познакомимся с Strv S поближе.

воскресенье, 11 ноября 2018 г.

Королевская «Кобра»






Одними из наиболее известных истребителей периода Второй мировой войны, поступавших в нашу страну по ленд-лизу, были самолеты американской фирмы Белл — Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра». При этом «Аэрокобре» посвящено множество изданий и статей, ее же младшая сестра, «Кингкобра», известна гораздо меньше.




Проектные работы по истребителю Р-63 американская фирма Белл начала еще в 1941 году. Конструкторы нового самолета попытались, полностью использовав принципиальную схему «Аэрокобры», которая хорошо зарекомендовала себя в массовом производстве и эксплуатации, устранить ряд выявленных недостатков и добиться существенного повышения летно-технических характеристик за счет повышения мощности двигательной установки и качественного улучшения аэродинамики. При этом основной упор сделали на разработку нового крыла с большей площадью и ламинизированными профилями, хорошо зарекомендовавшими себя на скоростном истребителе Р-51 «Мустанг».

Опытная «Аэрокобра», получившая обозначение ХР-39Е, оснащенная новым крылом и измененным хвостовым оперением, совершила свой первый полет в феврале 1942 года Правда, предназначавшийся для нее усовершенствованный авиационный мотор «Континенталь» V-1430 не был доведен, и поэтому оставили старый Аллисон V-1710 с прежним трехлопастным винтом.

Испытания ХР-39Е показали, что фирма стоит на правильном пути. Так, даже без увеличения мощности двигателя, только за счет улучшения аэродинамики крыла, скорость полета заметно возросла. Но от ХР-39Е до «Кингкобры» было еще далеко. Простой модификацией самолета обойтись стало невозможно. Увеличенное крыло иной конструкции, двигатель большей мощности, измененное оборудование вызвали полную перекомпоновку всего самолета вплоть до разработки совершенно нового фюзеляжа. 

четверг, 8 ноября 2018 г.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 7)


В тупичках эволюции - опытные, экспериментальные и малосерийные тяжелые танки западных стран (окончание).


Другой страной, обладающей достаточной для выпуска тяжелых танков промышленностью, оказалась Франция. Сразу после освобождения в 1944 году, французскими политиками было принято решение доказать своё не чисто номинальное участие в антигитлеровской коалиции. Так как на тот момент в войсках союзников (западных, следует заметить) отсутствовали танки эквивалентные Pz.VI Ausf.B Tiger-II, решено было в кратчайшие сроки разработать и запустить в серию подобную машину. Работы по разработке танков велись даже в оккупированной Франции, и после освобождения продолжились с новыми силами. Многие решения и даже узлы были заимствованы у тяжелого танка Char B1, что хоть и ускоряло проектирование, но никак нельзя было назвать удачным техническим решением.


среда, 7 ноября 2018 г.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)


                         Опытные и экспериментальные тяжелые танки западных стран.


После принятия на вооружение в США танка M103, и связанных с этим фактом трудностей, встал вопрос о коренной модернизации танка, либо о возможной замене. Достаточно интересное решение данной проблемы «малой кровью» было предложено компанией Rheem Manufactured Company. 
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и заметить, что в то время в США и в Великобритании танки относились к тому или иному классу не по их весу, а по калибру вооружения. Т.е. были «тяжелые пушечные танки», «среднепушечные танки» и «легкопушечные». Калибр «лёгких» орудий не превышал 76,2мм, «средние» орудия имели калибр до 83,2-90мм (в Великобритании и США соответственно), орудия калибром свыше 105мм считались «тяжелыми». Так как тяжелый танк ( т.е. вооруженный пушкой калибром 105мм и выше, не обязательно при этом имея большую массу) рассматривался в первую очередь в качестве истребителя танков на большой дальности, на первый план выдвигалось его превосходство над танками вероятного противника в огневой мощи и точности поражения первым выстрелом на больших дистанциях. Предполагалось, что огонь танки будут вести преимущественно с места, находясь во второй линии, поэтому М103 не имел стабилизатора вооружения (орудие тяжелого танка FV214 Conqueror стабилизировалось только в вертикальной плоскости). Для обеспечения решающего превосходства, требовалось так же повысить и скорострельность, так как даже применение стереоскопического дальномера совместно с первыми моделями баллистического вычислителя не гарантировало 100% вероятности попадания на большой дальности ведения огня. Дополнительно повышалась стойкость обороны при атаке превосходящими силами противника (особенно многократно превосходящими, как это было в случае противостояния СССР странам НАТО в Европе).


макет танка Т57.


Исходя из этих соображений и был предложен тяжелый танк Т57. Корпус танка почти без изменений заимствовался от М103, но вот башня… Башня представляла собой две литые детали, шарнирно скрепленные между собой. Нижняя опиралась на роликовый погон и обеспечивала горизонтальное наведение оружия, как и в традиционных конструкциях, но верхняя деталь, собственно и являвшаяся башней и вмещавшая в себя вооружение, рабочие места для трёх членов экипажа и часть боекомплекта была выполнена качающейся на горизонтальной поперечной оси, для обеспечения вертикального наведения. Следующей особенностью проекта было наличие механизма заряжания, состоявший из барабана на 8 унитарных выстрелов, располагавшийся наклонно непосредственно под казенной частью орудия, и гидравлического досылателя в кормовой нише башни, позади затвора.

вторник, 6 ноября 2018 г.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 5)




Опытные и экспериментальные тяжелые танки СССР.


В то время, когда тяжелый танк ИС-2 еще не пришел к своему окончательному виду, и шла отладка его в серии, на чертежных досках появлялись силуэты новых тяжелых танков, однако не всем из них выпадет шанс воплотиться в металле.


Деревянный макет ИС-6.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 4)


Тяжелый танк Т-10 - последний по списку, но не по значению!


Начальным толчком к разработке нового тяжелого танка послужил тот факт, что к концу 40-х годов прошлого века на вооружении Советской Армии находилось сразу три типа танков данного класса – ИС-2М, ИС-3 и ИС-4, но ни один из них не удовлетворял всем требованиям военных и все они уже были сняты с производства. Поэтому к концу 1948 года в ГБТУ было выработано техническое задание на проектирование тяжелого танка, и в качестве разработчика выбрано КБ Челябинского завода, главным конструктором назначен Ж.Котин. «Объект 730» предполагалось оснастить ходовой частью по типу танка ИС-4, но форма корпуса по непонятным причинам заимствовалась у ИС-3. Верхний предел массы снаряженного танка определялся в 50 тонн.
первый образец танка Т-10.


первый образец танка Т-10.


пятница, 2 ноября 2018 г.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть3)



Тяжелый танк ИС-4 - последний из рода "сталинов".


Задолго до окончания Великой Отечественной войны, коллективы нескольких КБ вели разработку перспективного тяжелого танка "для завершающего этапа войны и на последующее время". Среди них было и КБ Кировского завода, который приступил к проектированию с декабря 1943 года. Основной задачей виделось резкое повышение защищенности танка, в частности стойкость против новых 88мм длинноствольных противотанковых орудий (с самоходным вариантом которого, «Фердинантом», Красная Армия уже успела ознакомиться во время Курской Битвы). Помимо утолщения лобовых броневых плит, была серьёзно переработана вся конструкция носовой части, по сравнению с предыдущими танками «ИС», возросшая масса танка потребовала более мощного двигателя, что вело к удлинению корпуса и добавлению в ходовую часть седьмого опорного катка на борт. Корпус собирался сваркой катаных броневых плит, в то время как башня была полностью литой, за исключением части крыши – удерживаемая болтами большая плита являлась люком для демонтажа пушки. В апреле 1944 года постановлением ГКО был дан заказ ЧКЗ на производство двух опытных образцов "объекта 701" (так именовался новый танк в заводской документации, что интересно - заказ на него поступил раньше, чем на ИС-3, который имел индекс "703"). Первый прототип, обозначенный "701 №0" уже в мае того же года поступил на заводские испытания, которые продлились полтора месяца.


"Объект 701" №1

четверг, 1 ноября 2018 г.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть2)



120mm Gun Tank M103 - американская "танкобойка".
История создания и описание последнего американского тяжелого танка.




Родословную американского тяжелого танка М103 можно проследить от самоходного штурмового орудия Т28, конца Второй Мировой войны. Когда со всей определённостью встала необходимость штурма фортификационных сооружений линии Зигфрида, на свет появилось большое число проектов штурмовых танков и орудий. Яркими представителями концепции «защита и огневая мощь любой ценой» стали британское штурмовое орудие A39 Tortoise и американское Т-28.



самоходное орудие Т28

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 1)


FV214 Conqueror Heavy Gun Tank - последний британский тяжелый танк.


Бурное развитие танков в межвоенный период прошлого века породило немало концепций их применения, и множество различных классификаций, но грянувшая Вторая Мировая Война обусловила просто феноменальные темпы развития как идей, так и самих танков. Порой, в процессе развития от концепции до принятого на вооружение танка проходит немало этапов и конечный результат может оказаться весьма далёк от изначального замысла. В полной мере это можно проследить на примере британского тяжелого танка Conqueror.

Провал проекта А43 Black Prince (развитие пехотного танка Churchill) потребовал создание полностью нового танка для сопровождения пехоты - на эту роль в 1944 году определили проект А45 компании English Electric. 
Первый прототип предполагалось получить не ранее 1946 года, его вес определялся приблизительно в 56тонн и максимальная скорость около 30 км/ч. Война закончилась, и подводя итоги было принято решение отказаться от несостоятельно концепции разделения танков на "крейсерские" и "пехотные", взамен выдвигалась программа создания "универсального танка" и его вариантов различного назначения под общим обозначением FV200. Было предположено, что уже имеющийся на вооружении танк А41 Centurion не имеет достаточного запаса для модернизации его в соответствии с требованиями спецификации на пушечный танк FV201, и А45 был избран занять эту нишу.