среда, 14 ноября 2018 г.

Безбашенный швед

В середине 50-х годов шведское танкостроение находилось на перепутье. Шведским военным был необходим танк, максимально подходящий для особенностей местного театра боевых действий. Этот танк должен был сочетать в себе сравнительно небольшие габариты и массу, очень мощное вооружение, хорошее бронирование и возможность быстро перемещаться по полю боя.
Довольно долгое время шведские танкостроители работали над тяжёлым танком, более известным как KRV. Получилась крайне неординарная машина, которая должна была иметь 150-мм пушку с автоматом заряжания, размещавшуюся в башне, напоминающей французский AMX 50. Проект получился слишком тяжёлым и слишком дорогим, потому дело закончилось постройкой опытных образцов шасси без башен. Дешевле оказалось купить у англичан танки Centurion Mk.3, принятые на вооружение как Strv 81. Впрочем, «Центурионы» устраивали заказчиков далеко не по всем показателям. Эти танки по размерам и массе соперничают с KRV, при этом даже более поздние Strv 101 (Centurion Mk.10), закупленные в 1958 году и имевшие боле мощную 105-мм пушку L7, не в полной мере устраивали шведов по огневой мощи.
Работу над новым перспективным танком возглавил Свен Берге. Первые эскизы самого известного шведского танка датированы 1956 годом. К 1957 году были подготовлены 3 варианта перспективной машины:
  1. Strv A (Танк А), танк массой 42,5 тонны, хорошо бронированный, с автоматом заряжания, по своим размерам сопоставимый с американским M60 и довольно медленный.
  2. Strv T (Танк T), боевая машина массой 32,5 тонны, по своей концепции схожая с Leopard 1. Энероговооружённость предполагалась на уровне 25–30 л.с. на тонну, но при этом бронирование не превышало 75 мм.
  3. Strv S (Танк С), совершенно новая концепция танка, лишённого башни. Боевая масса оценивалась в 30 тонн, при этом за счёт очень низкого силуэта обеспечивался высокий уровень бронезащиты.
В итоге концепция Strv S была выбрана как наиболее подходящая. В том же 1957 году начались работы по изготовлению элементов нового танка, которые испытывались на разных машинах. В 1959 году к испытаниям присоединился опытный образец KRV, с которого сняли по два опорных катка с каждой стороны, одновременно установив в носовой части 105-мм пушку. Кстати говоря, опыт работы по KRV максимально использовался при разработке Strv S.
К 1961 году облик нового танка окончательно сформировался. Был изготовлен полноразмерный деревянный макет, а чуть позже появился первый прототип — Strv S1. Он был, скорее, тестовой лабораторией для отработки главной изюминки танка – активной подвески, благодаря которой Strv S мог обходиться без механизмов наведения по вертикали. Кроме того, активная подвеска позволяла танку «приседать», что было очень важно в условиях шведского рельефа местности. Strv S мог спрятаться за невысокой каменной оградой, коих до сих пор очень много в Швеции.
Strv S2 появился в конце 1962 года. Второй прототип был уже не тестовой лабораторией, а полноценной боевой машиной, на которой все идеи безбашенного танка испытывались в полной мере. Вооружён первый полноценный прототип был 105-мм пушкой L7, позднее её заменили на 105-мм пушку Bofors с увеличенной до 62 калибров длиной ствола. Пушка оснащалась автоматом заряжания. Первоначально предполагалось, что Strv S получит дистанционно управляемую пулемётную установку на крыше, но уже на Strv S2 её не было, а на более поздних машинах её заменили на спарку курсовых пулемётов в носу танка.
В качестве силовой установки танк получил комбинацию дизельного двигателя Rolls-Royce K60 и газовой турбины Boeing GT502. Толщина лобовой брони составляла 40 мм — на первый взгляд, очень мало, но достаточно взглянуть, под каким углом она расположена, и все вопросы отпадут. Ещё одной особенностью танка, пошедшего в серию под индексом Strv 103, являлось то, что он был амфибией. Плавучесть достигалась за счёт устройства, очень похожего на английский Duplex Drive конструкции Николаса Штраусслера, применявшийся на танках Valentine и Sherman. Одним словом, получилась крайне интересная и оригинальная боевая машина, отлично подходящая для тех мест, где ей предстояло воевать.
До настоящего времени сохранилось два опытных образца Strv S. Танк, которому посвящён этот материал, находится на въезде в одну из воинских частей к югу от шведского города Карлсборг. Ввиду того, что часть действующая, доступ к танку затруднён, и попасть к нему можно только в выходные дни. Ещё один прототип долгое время располагался на территории фабрики, где утилизируется шведская военная техника. В конце сентября танк занял почётное место возле музея Beredskapsmuseet севернее Хельсингборга. Прототипы немного отличаются друг от друга, причём какой из них S1, а какой S2, толком не знают даже шведские историки. В ходе постаментирования некоторые навесные элементы на обеих машинах были утрачены, а также заварены воздухозаборники.
А теперь познакомимся с Strv S поближе.

воскресенье, 11 ноября 2018 г.

Королевская «Кобра»






Одними из наиболее известных истребителей периода Второй мировой войны, поступавших в нашу страну по ленд-лизу, были самолеты американской фирмы Белл — Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра». При этом «Аэрокобре» посвящено множество изданий и статей, ее же младшая сестра, «Кингкобра», известна гораздо меньше.




Проектные работы по истребителю Р-63 американская фирма Белл начала еще в 1941 году. Конструкторы нового самолета попытались, полностью использовав принципиальную схему «Аэрокобры», которая хорошо зарекомендовала себя в массовом производстве и эксплуатации, устранить ряд выявленных недостатков и добиться существенного повышения летно-технических характеристик за счет повышения мощности двигательной установки и качественного улучшения аэродинамики. При этом основной упор сделали на разработку нового крыла с большей площадью и ламинизированными профилями, хорошо зарекомендовавшими себя на скоростном истребителе Р-51 «Мустанг».

Опытная «Аэрокобра», получившая обозначение ХР-39Е, оснащенная новым крылом и измененным хвостовым оперением, совершила свой первый полет в феврале 1942 года Правда, предназначавшийся для нее усовершенствованный авиационный мотор «Континенталь» V-1430 не был доведен, и поэтому оставили старый Аллисон V-1710 с прежним трехлопастным винтом.

Испытания ХР-39Е показали, что фирма стоит на правильном пути. Так, даже без увеличения мощности двигателя, только за счет улучшения аэродинамики крыла, скорость полета заметно возросла. Но от ХР-39Е до «Кингкобры» было еще далеко. Простой модификацией самолета обойтись стало невозможно. Увеличенное крыло иной конструкции, двигатель большей мощности, измененное оборудование вызвали полную перекомпоновку всего самолета вплоть до разработки совершенно нового фюзеляжа. 

четверг, 8 ноября 2018 г.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 7)


В тупичках эволюции - опытные, экспериментальные и малосерийные тяжелые танки западных стран (окончание).


Другой страной, обладающей достаточной для выпуска тяжелых танков промышленностью, оказалась Франция. Сразу после освобождения в 1944 году, французскими политиками было принято решение доказать своё не чисто номинальное участие в антигитлеровской коалиции. Так как на тот момент в войсках союзников (западных, следует заметить) отсутствовали танки эквивалентные Pz.VI Ausf.B Tiger-II, решено было в кратчайшие сроки разработать и запустить в серию подобную машину. Работы по разработке танков велись даже в оккупированной Франции, и после освобождения продолжились с новыми силами. Многие решения и даже узлы были заимствованы у тяжелого танка Char B1, что хоть и ускоряло проектирование, но никак нельзя было назвать удачным техническим решением.


среда, 7 ноября 2018 г.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)


                         Опытные и экспериментальные тяжелые танки западных стран.


После принятия на вооружение в США танка M103, и связанных с этим фактом трудностей, встал вопрос о коренной модернизации танка, либо о возможной замене. Достаточно интересное решение данной проблемы «малой кровью» было предложено компанией Rheem Manufactured Company. 
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и заметить, что в то время в США и в Великобритании танки относились к тому или иному классу не по их весу, а по калибру вооружения. Т.е. были «тяжелые пушечные танки», «среднепушечные танки» и «легкопушечные». Калибр «лёгких» орудий не превышал 76,2мм, «средние» орудия имели калибр до 83,2-90мм (в Великобритании и США соответственно), орудия калибром свыше 105мм считались «тяжелыми». Так как тяжелый танк ( т.е. вооруженный пушкой калибром 105мм и выше, не обязательно при этом имея большую массу) рассматривался в первую очередь в качестве истребителя танков на большой дальности, на первый план выдвигалось его превосходство над танками вероятного противника в огневой мощи и точности поражения первым выстрелом на больших дистанциях. Предполагалось, что огонь танки будут вести преимущественно с места, находясь во второй линии, поэтому М103 не имел стабилизатора вооружения (орудие тяжелого танка FV214 Conqueror стабилизировалось только в вертикальной плоскости). Для обеспечения решающего превосходства, требовалось так же повысить и скорострельность, так как даже применение стереоскопического дальномера совместно с первыми моделями баллистического вычислителя не гарантировало 100% вероятности попадания на большой дальности ведения огня. Дополнительно повышалась стойкость обороны при атаке превосходящими силами противника (особенно многократно превосходящими, как это было в случае противостояния СССР странам НАТО в Европе).


макет танка Т57.


Исходя из этих соображений и был предложен тяжелый танк Т57. Корпус танка почти без изменений заимствовался от М103, но вот башня… Башня представляла собой две литые детали, шарнирно скрепленные между собой. Нижняя опиралась на роликовый погон и обеспечивала горизонтальное наведение оружия, как и в традиционных конструкциях, но верхняя деталь, собственно и являвшаяся башней и вмещавшая в себя вооружение, рабочие места для трёх членов экипажа и часть боекомплекта была выполнена качающейся на горизонтальной поперечной оси, для обеспечения вертикального наведения. Следующей особенностью проекта было наличие механизма заряжания, состоявший из барабана на 8 унитарных выстрелов, располагавшийся наклонно непосредственно под казенной частью орудия, и гидравлического досылателя в кормовой нише башни, позади затвора.

вторник, 6 ноября 2018 г.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 5)




Опытные и экспериментальные тяжелые танки СССР.


В то время, когда тяжелый танк ИС-2 еще не пришел к своему окончательному виду, и шла отладка его в серии, на чертежных досках появлялись силуэты новых тяжелых танков, однако не всем из них выпадет шанс воплотиться в металле.


Деревянный макет ИС-6.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 4)


Тяжелый танк Т-10 - последний по списку, но не по значению!


Начальным толчком к разработке нового тяжелого танка послужил тот факт, что к концу 40-х годов прошлого века на вооружении Советской Армии находилось сразу три типа танков данного класса – ИС-2М, ИС-3 и ИС-4, но ни один из них не удовлетворял всем требованиям военных и все они уже были сняты с производства. Поэтому к концу 1948 года в ГБТУ было выработано техническое задание на проектирование тяжелого танка, и в качестве разработчика выбрано КБ Челябинского завода, главным конструктором назначен Ж.Котин. «Объект 730» предполагалось оснастить ходовой частью по типу танка ИС-4, но форма корпуса по непонятным причинам заимствовалась у ИС-3. Верхний предел массы снаряженного танка определялся в 50 тонн.
первый образец танка Т-10.


первый образец танка Т-10.


пятница, 2 ноября 2018 г.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть3)



Тяжелый танк ИС-4 - последний из рода "сталинов".


Задолго до окончания Великой Отечественной войны, коллективы нескольких КБ вели разработку перспективного тяжелого танка "для завершающего этапа войны и на последующее время". Среди них было и КБ Кировского завода, который приступил к проектированию с декабря 1943 года. Основной задачей виделось резкое повышение защищенности танка, в частности стойкость против новых 88мм длинноствольных противотанковых орудий (с самоходным вариантом которого, «Фердинантом», Красная Армия уже успела ознакомиться во время Курской Битвы). Помимо утолщения лобовых броневых плит, была серьёзно переработана вся конструкция носовой части, по сравнению с предыдущими танками «ИС», возросшая масса танка потребовала более мощного двигателя, что вело к удлинению корпуса и добавлению в ходовую часть седьмого опорного катка на борт. Корпус собирался сваркой катаных броневых плит, в то время как башня была полностью литой, за исключением части крыши – удерживаемая болтами большая плита являлась люком для демонтажа пушки. В апреле 1944 года постановлением ГКО был дан заказ ЧКЗ на производство двух опытных образцов "объекта 701" (так именовался новый танк в заводской документации, что интересно - заказ на него поступил раньше, чем на ИС-3, который имел индекс "703"). Первый прототип, обозначенный "701 №0" уже в мае того же года поступил на заводские испытания, которые продлились полтора месяца.


"Объект 701" №1

четверг, 1 ноября 2018 г.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть2)



120mm Gun Tank M103 - американская "танкобойка".
История создания и описание последнего американского тяжелого танка.




Родословную американского тяжелого танка М103 можно проследить от самоходного штурмового орудия Т28, конца Второй Мировой войны. Когда со всей определённостью встала необходимость штурма фортификационных сооружений линии Зигфрида, на свет появилось большое число проектов штурмовых танков и орудий. Яркими представителями концепции «защита и огневая мощь любой ценой» стали британское штурмовое орудие A39 Tortoise и американское Т-28.



самоходное орудие Т28

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 1)


FV214 Conqueror Heavy Gun Tank - последний британский тяжелый танк.


Бурное развитие танков в межвоенный период прошлого века породило немало концепций их применения, и множество различных классификаций, но грянувшая Вторая Мировая Война обусловила просто феноменальные темпы развития как идей, так и самих танков. Порой, в процессе развития от концепции до принятого на вооружение танка проходит немало этапов и конечный результат может оказаться весьма далёк от изначального замысла. В полной мере это можно проследить на примере британского тяжелого танка Conqueror.

Провал проекта А43 Black Prince (развитие пехотного танка Churchill) потребовал создание полностью нового танка для сопровождения пехоты - на эту роль в 1944 году определили проект А45 компании English Electric. 
Первый прототип предполагалось получить не ранее 1946 года, его вес определялся приблизительно в 56тонн и максимальная скорость около 30 км/ч. Война закончилась, и подводя итоги было принято решение отказаться от несостоятельно концепции разделения танков на "крейсерские" и "пехотные", взамен выдвигалась программа создания "универсального танка" и его вариантов различного назначения под общим обозначением FV200. Было предположено, что уже имеющийся на вооружении танк А41 Centurion не имеет достаточного запаса для модернизации его в соответствии с требованиями спецификации на пушечный танк FV201, и А45 был избран занять эту нишу.

воскресенье, 21 октября 2018 г.

Противотанковые средства немецкой пехоты (часть 3)


Во второй половине 1943 года Германия на Восточном фронте была вынуждена перейти к стратегической обороне, что, в свою очередь, ещё больше обострило проблему нехватки и недостаточной эффективности пехотных противотанковых средств. В годы Второй мировой войны немцы создали и приняли на вооружение весьма совершенные противотанковые орудия, обладавшие для своего калибра высокой бронепробиваемостью, и именно на них поначалу легла основная нагрузка борьбы с советскими танками. Однако всё нарастающий выпуск в СССР средних и тяжелых танков, рост мастерства и тактической грамотности танковых экипажей и командования привели к тому, что во второй половине войны противотанковых орудий немцам хронически не хватало. Кроме того, в случае прорыва танков непосредственно к передовым позициям немецкой пехоте требовалось действенное противотанковое оружие батальонного и ротного уровня, а также безопасные в применении противотанковые средства, которыми можно было бы вооружить каждого пехотинца. При всём многообразии и значительной численности, имеющиеся в пехотных подразделениях противотанковые ружья, магнитные мины, ручные и ружейные кумулятивные гранаты оказались неспособны оказать заметное влияние на ход боевых действий. 
В связи с этим в 1942 году специалисты Лейпцигской фирмы HASAG начали разработку одноразового реактивного гранатомета, известного как Faustpatrone 30. Название этого оружия сформировано из двух слов: нем. Faust — «кулак» и Patrone — «патрон», цифра «30» — обозначает номинальную дальность стрельбы. Впоследствии, в РККА название «Фаустпатрон» закрепилось за всеми немецкими реактивными одноразовыми противотанковыми гранатомётами.


Одноразовый противотанковый гранатомёт Faustpatrone 30


Гранатомет, являвшийся фактически лёгким одноразовым безоткатным орудием с надкалиберной кумулятивной гранатой, имел простую и в чём-то даже примитивную конструкцию. Что в свою очередь было обусловлено стремлением создать максимально дешевое и технологичное оружие, пригодное для массового производства на простом оборудовании, с использованием недефицитных материалов и сырья. Одноразовые гранатомёты с самого начала рассматривались как массовое противотанковое средство, пригодное для индивидуального использования отдельными военнослужащими, которым планировалось максимально насытить пехотные подразделения. При этом «Фаустпатрон» должен был стать более безопасной и эффективной альтернативой ручным кумулятивным гранатам и магнитным минам. Это оружие являлось максимально простым в применении, считалось, что для его освоения было достаточно пятиминутного инструктажа. 

пятница, 19 октября 2018 г.

Противотанковые средства немецкой пехоты (часть 2)



Вскоре после нападения Германии на Советский Союз выяснилось, что противотанковые ружья, имеющиеся в распоряжении Вермахта, ограниченно эффективны против лёгких танков и абсолютно непригодны для борьбы со средними Т-34 и тяжелыми КВ. В связи с этим немецкая пехота, как и в годы Первой мировой, была вынуждена использовать подручные средства: связки гранат, инженерные шашки со взрывчаткой и мины. В связках обычно использовалось 5-7 корпусов гранат Stielhandgranate 24 (М-24), присоединенных к гранате с рукояткой при помощи поясного ремня, проволоки или верёвки. При этом в каждой гранате содержалось 180 г взрывчатки, чаще всего «колотушки» снаряжались суррогатами на основе аммиачной селитры.



































Связка гранат М-24

четверг, 18 октября 2018 г.

Противотанковые средства немецкой пехоты (часть 1)



Немецкая пехота первой столкнулась с танками. Появление гусеничных бронированных чудовищ на поле боя произвело шоковое впечатление на германские войска. 15 сентября 1916 года 18 британских танков типа Mark I в ходе сражения на Сомме сумели прорвать немецкую оборону шириной 5 км и продвинуться на 5 км вглубь. При этом потери англичан в живой силе в ходе данной наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных. Из-за малого количества танков, их низкой технической надёжности и невысокой проходимости дальнейшее наступление британцев застопорилось, однако даже первые неуклюжие, слабо бронированные боевые машины продемонстрировали свой большой потенциал, да и психологическое воздействие на германскую пехоту было огромным.


С самого начала основным средством борьбы с танками стала артиллерия. Броня первых танков была рассчитана на защиту от пуль винтовочного калибра и некрупных осколков снарядов среднего калибра. Прямое попадание 77-мм немецкого осколочного снаряда в 12 мм броню британского танка Mark I, как правило, приводило к её пролому. Вскоре выяснилось, что ещё большей эффективностью обладают шрапнельные снаряды со взрывателем, поставленным на удар. Неплохие результаты в борьбе с танками союзников продемонстрировали траншейные пушки 7.7 cm Infanteriegeschütz L/20 и 7.7 cm Infanteriegeschütz L/27, принятые на вооружение в 1916 и в 1917 году. Для этих орудий были созданы специальные бронебойные снаряды с начальной скоростью 430 м/с и бронепробиваемостью до 30 мм. Также в войсках имелось значительное количество 75-мм австрийских орудий Skoda 75 mm M15, которые в германской армии получили обозначение 7.5 cm GebK 15.

среда, 10 октября 2018 г.

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком


Первые бои Советско-Финской войны, в которых приняли участие тяжелые танки КВ-1, наглядно продемонстрировали эффективность этого класса бронетехники. 76-миллиметровой пушки танков было достаточно для поражения любых бронированных целей. В то же время, это оружие не позволяло уничтожать множество видов фортификационных сооружений. Если деревоземляную точку можно было разбить при помощи снаряда калибра 76 миллиметров, то для пробития бетонных стен более серьезных сооружений этого оружия уже не хватало.



Военный Совет Северо-Западного фронта предложил усилить вооружение тяжелого танка. Вместо 76-мм пушки они хотели видеть гаубицу калибра 152 миллиметра. Опыт эксплуатации полевой артиллерии такого калибра показывал ее достаточную мощь для того, чтобы эффективно бороться с серьезными укреплениями противника. Военное руководство страны одобрило это предложение и в январе 1940 года конструкторское бюро (СКБ-2) Кировского завода (Ленинград) получило задание оснастить танк КВ-1 152-мм гаубицей. На выполнение важного задания дали всего несколько дней. Из-за этого конструкторский коллектив под руководством Ж.Я. Котина был вынужден перейти на казарменное положение. Рабочий день инженеров длился по 16-18 часов. Свободного времени хватало только на сон, да и то не всегда.

«Кавказская Прохоровка». Сражение у Сагопшина

Сегодня село Сагопши (ранее называлось Сагопшин) – довольно крупный населенный пункт на территории Малгобекского района Ингушетии. Население села составляет более 11 тысяч жителей. Жизнь здесь оставалась сравнительно мирной даже во время активной фазы двух чеченских войн, которые гремели на территории соседней республики.

Но так было не всегда. Осенью 1942 года в районе Сагопшина, Малгобека, сел Верхний и Нижний Курп, а также ближайших населенных пунктов гремели ожесточенные бои. Здесь советские войска в рамках Моздоко-Малгобекской оборонительной операции остановили наступление немцев, в том числе элитной 5-й моторизованной дивизии СС «Викинг», преградив противнику путь к кавказской нефти.

Летне-осенняя кампания Вермахта на Восточном фронте в 1942 году предполагала активное наступление немецких войск на южном фланге советско-германского фронта. Основной идеей операции под кодовым названием «Блау» было наступление 6-й полевой и 4-й танковых армий на Сталинград, их выход к Волге, а также наступление на Ростов-на-Дону с дальнейшим общим наступлением немецких войск на Кавказ. После того как немецкие войска заняли Ростов-на-Дону, Гитлер посчитал план операции «Блау» достигнутым и 23 июля 1942 года была издана новая директива №45 о продолжении уже новой операции под кодовым названием «Брауншвейг».

В соответствии с новым планам группе армий «А» силами армейской группы Руоффа (17-я армия и 3-я румынская армия) ставилась задача нанести удар через Западный Кавказ и далее вдоль черноморского побережья с выходом к району Батуми и имеющимся здесь запасам нефти с целью захвата всего этого района. Силам 1-й и 4-й танковых армий ставилась задача овладеть нефтяными районами Майкопа и Грозного, а также перевалами Центрального Кавказа, продвинувшись к Баку и Тбилиси. Группа армий «Б» силами 6-й армии должна была захватить Сталинград, заняв оборону на остальном фронте на рубеже Дона. Решение об овладении Астраханью должно было быть принято после захвата Сталинграда. 


Наступающие на Сталинград немецкие части

понедельник, 8 октября 2018 г.

Британская и американская реактивная артиллерия Второй мировой



Работы по созданию боевых ракет начались в Великобритании в конце 30-х годов. Английское военное руководство было ориентировано на традиционные средства поражения целей на поле боя (ствольная артиллерия и авиация) и не воспринимало реактивные снаряды в качестве серьёзного оружия.Британские боевые ракеты первоначально предназначались исключительно для стрельбы по воздушным целям, когда незадолго до начала войны была осознана необходимость совершенствования ПВО Великобритании. Нехватку необходимого количества зенитных орудий было решено компенсировать простыми и недорогими реактивными снарядами. 

Первая разработанная 2-дюймовая зенитная ракета при запуске тащила за собой тонкую стальную проволоку, которая должна была, по замыслу разработчиков, запутаться в винтах вражеских самолетов, вызывая, таким образом, их падение. Существовал также вариант с 250-гр. осколочным зарядом, на котором имелся самоликвидатор, настроенный на 4-5 с полёта — к этому времени ракета должна была достигать расчетной высоты порядка 1370 м. Было выпущено небольшое количество 2-дюймовых ракет и ПУ для них, которые использовались исключительно в учебных и тренированных целях.

Более перспективной оказалась 3-дюймовая зенитная ракета, боевая часть которой имела ту же массу, что и зенитный 94-мм снаряд. Ракета представляла собой простую трубчатую конструкцию со стабилизаторами, в двигателе применялся заряд бездымного пороха — кордита марки SCRK, уже используемого в 2-дюймовой ракете. Ракета массой 25 кг имела потолок около 6500 м.



Ракеты и пусковая однозарядная установка были успешно испытаны в 1939 году. В том же году был начат серийный выпуск ракет и пусковых установок.

Немецкая реактивная артиллерия в годы войны. Часть 2-я

Wurfkorper Wurfgranate Spreng

В феврале 1943 года на вооружение немецких вооруженных сил была принята 300-мм реактивная фугасная мина 30 cm Wurfkorper Wurfgranate Spreng (30 см WK.Spr.42), созданная с учётом опыта боевого применения 280/320-мм реактивных снарядов. Этот снаряд массой 127 кг и длиной 1248 мм имел дальность полета 4550 м, т.е. вдвое большую, чем у прежних снарядов.
Стрельбу снарядами 300-мм снарядами предполагалось вести с вновь разработанной шестизарядной пусковой установки 30 см Nebelwerfer 42(30 cm WK Spr. 42). С февраля 1943 года дивизион этих установок проходил войсковые испытания, в июле того же года установку приняли на вооружение. Масса установки — 1100 кг, наибольший угол возвышения — 45 градусов, угол горизонтального обстрела — 22,5 градуса.


Подготовка 30 см Nebelwerfer 42 к стрельбе

воскресенье, 7 октября 2018 г.

Немецкая реактивная артиллерия в годы войны. Часть 1-я


Созданные перед Второй Мировой войной в Германии реактивные системы залпового огня (РСЗО) изначально предназначались для стрельбы снарядами, снаряженными боевыми отравляющими веществами и снарядами с дымообразующим составом для постановки дымовых завес. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что советская РСЗО БМ-13 (прославленная «Катюша») создавалась с аналогичными целями. Это нашло отражение в названии первой германской серийной 150-мм РСЗО — Nebelwerfer или «дымовой миномет типа D». Буквальный перевод названия «Nebelwerfer» с немецкого — «Туманомёт».

15-cm Nebelwerfer 41



Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 14. Советские САУ

В СССР работы над созданием самоходных гаубиц велись еще в довоенный период. Однако единственной представительницей данного класса самоходных артиллерийских установок стала СУ-5, которая в середине 1930-х годов была выпущена очень небольшой серией. Еще несколько проектов самоходных гаубиц так и не вышли за стадию прототипов. К таким проектам относилась САУ СУ-14, вооруженная 203-мм гаубицей Б-4 образца 1931 года. А вот серийные советские САУ времен войны, вооруженные гаубицами, к примеру, СУ-122, являлись по факту штурмовыми орудиями и могли выполнять функции самоходных гаубиц лишь в ограниченном объеме. 

В довоенные годы в СССР велись также работы над созданием так называемого «среднего триплекса» -самоходных артиллерийских систем на базе среднего танка Т-28. На шасси танка планировалось установить 152-мм гаубицу, 203-мм мортиру и 76-мм пушку, которая могла бы использоваться и как зенитная, и как противотанковая. Данные проекты в конце 1930-х годов были рассмотрены в ГБТУ, но ни один из них не получил одобрения. Поэтому история САУ, базой для которых мог стать средний танк Т-28, достаточно быстро подошла к концу. 
В то же время проект самоходной артиллерийской установки СУ-14 был проработан гораздо более детально, было даже выпущены две опытные установки СУ-14-1 и СУ-14-2. Последняя отличалась наличием 152-мм орудия БР-2, размещенного в бронированной рубке. До наших дней сохранилась именно САУ СУ-14-2, которая представлена в коллекции бронетанкового музея в подмосковной Кубинке. 


СУ-14 во дворе завода № 185 (1934 год)

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 13. «Хо-Ро»

Свои попытки построить мощную самоходную артиллерийскую установку предприняла во время Второй мировой войны и Япония. Правда, танкостроение явно не было главным козырем страны восходящего солнца. Японские инженеры создали свою самоходную артиллерийскую установку класса самоходных гаубиц «Хо-Ро» еще в начале 1940-х годов, базой для самоходки стал средний японский танк «Чи-Ха». Выпускалась она очень скромной серией, по разным данным, до 1943 года было построено всего от 12 до 25 САУ данного типа. 

На протяжении всей Второй мировой войны японская армия почти не получала самоходных артиллерийских установок, так как длительное время на них не было ни спроса, ни четких спецификаций. Пока в 1931-1938 годах шли активные боевые действия в Китае, ни армия, ни флот Японии не чувствовали потребности в мобильной артиллерии, так как с поставленными задачами они справлялись при помощи обыкновенной полевой артиллерии и танков. Первый тревожный «звонок» для японского командования прозвучал только во время боев, которые велись в Голландской Ост-Индии (Индонезия) и в Новой Гвинее, где местность не особо располагала к использованию обычной буксируемой артиллерии. После этого и был получен заказ на разработку самоходной артиллерийской установки огневой поддержки.




пятница, 5 октября 2018 г.

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 12. Bishop

Bishop (англ. «епископ») — это самоходная артиллерийская установка класса самоходных гаубиц периода Второй мировой войны. Самоходка была создана британскими инженерами на базе пехотного танка «Валентайн». Разработка данной самоходной установки велась в спешке, англичане хотели придать мобильности своей 25-фунтовой пушке-гаубице, которая зарекомендовала себя в боях исключительно с положительной стороны. 

В результате спешки при создании новая боевая машина получилась достаточно проблемной в эксплуатации, а ряд ее недостатков был просто неустраним. По этой причине она была выпущена небольшой серией, всего в Великобритании собрали не более 150 САУ данного типа, что, однако, было гораздо больше объема выпуска многих экспериментальных немецких самоходных гаубиц, которые также приняли участие во Второй мировой войне. 

Во многом появлению «Бишопа» способствовал театр боевых действий в Северной Африке, где ситуация менялась очень быстро. События здесь предполагали проведение быстрых маневренных операций, в которых особенно преуспел противник британцев Эрвин Роммель. При этом немцы активно использовали в Африке свои штурмовые орудия, мобильная артиллерия давала африканскому корпусу Роммеля определенные преимущества в сражениях. Испытывая недостаток в подвижной артиллерии, английские военные заказали разработку самоходной гаубицы, которую планировалось вооружить отлично зарекомендовавшей себя полевой пушкой-гаубицей QF 25 pounder, которую приняли на вооружение перед началом Второй мировой войны. 


Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 11. Sexton

Sexton (с английского «пономарь») — самоходная артиллерийская установка класса самоходных гаубиц периода Второй мировой войны. Данная боевая машина была создана на базе канадского среднего крейсерского танка «Рэм», который выпускался в Канаде для британской армии и армий стран Британского Содружества, представлял собой канадскую адаптацию американского среднего танка M3 «Ли». Всего в Канаде было выпущено около 2150 САУ данного типа, часть из них была передана другим странам-участникам антигитлеровской коалиции. Название самоходки является традиционным для всей линейки британских самоходных гаубиц и связано с церковнослужителями. 

В 1942 году США поставили своему союзнику Великобритании достаточное количество самоходных гаубиц «Прист» (всего за годы войны англичане получили более 800 данных САУ), которыми были оснащены британские самоходно-артиллерийские части, воющие в Северной Африке. В руках британцев данные САУ показали себя очень хорошо, самоходки дали английской армии ту же мобильность, что и танки. При этом существовало одно «но»: самоходные гаубицы Priest вооружались американской 105-мм гаубицей, в то время как в британской армии была широко распространена 25-фунтовая полевая пушка-гаубица (87,6 мм). Вынужденное снабжение небольшой части артиллерийских частей другими типами боеприпасов влекло за собой проблемы в логистике. 

Уже в процессе создания САУ M7 Priest британский генеральный штаб захотел получить на вооружение самоходную установку, которая вооружалась бы штатной британской 25-фунтовой полевой пушкой-гаубицей Ordnance QF 25 pounder (87.6 mm) Mk II, так как выбранный американцами калибр (105 мм) не являлся стандартным для британской армии и армий стран Содружества. В соответствии с выдвинутыми пожеланиями в июне 1942 года на опытный образец САУ Т32 (прототип M7 Priest) была установлена английская гаубица, данная машина на момент прохождения испытаний получила официальное обозначение Т51. Испытывалась САУ, как и «Прист», на Абердинском полигоне. Ее испытания продлились до начала 1943 года, после чего программа разработки была свернута. 

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 10. M7 Priest

105-мм самоходная гаубица M7 — это американская САУ периода Второй мировой войны. Получила широкую известность под британским названием Priest (священник). Была создана в 1942 году. Изначально выпускалась на шасси среднего танка M3, а затем на базе танка M4A3. Данная САУ класса самоходных гаубиц была создана в рамках программы по механизации артиллерии танковых дивизий. Всего за время серийного производства с апреля 1942 года по март 1945 года в США было выпущено 4316 САУ данного типа. Более 1000 из выпущенных самоходок были переданы Великобритании и Франции в рамках программы ленд-лиза. 

В США эксперименты с самоходной артиллерией начались еще до начала Второй мировой войны, при этом в межвоенный период ни один из проектов САУ не вышел за стадию прототипа. Причин этому было несколько. Важнейшей был низкий приоритет разработок боевой техники в данной области из-за разнообразных мнений командования артиллерии относительно роли САУ, отсутствие подходящей базы серийного танка и недостаток финансирования. В то же время внимание к самоходным артиллерийским установкам возросло с созданием 10 июля 1940 года бронетанковых войск и с изучением немецкого опыта начала Второй мировой войны. Американских военных впечатлили успехи немецких САУ во время польской и французской кампаний вермахта. В итоге в США были сформированы требования по разработке быстроходной САУ на гусеничном шасси, которая могла бы сопровождать танковые колонны на марше. 
История непосредственно САУ M7 началась в октябре 1941 года после того как генерал-майор Дж. Деверс, являвшийся главой Бронетанковых войск, рекомендовал создать 105-мм самоходную гаубицу на базе шасси среднего танка M3, выпуск которого начался тремя месяцами ранее. В ходе переделки среднего танка M3 башню и спонсон со штатным вооружением демонтировали. Вместо них появлялась открытая сверху надстройка, в лобовом листе которой со смещением на правый борт устанавливалась 105-мм гаубица. Два прототипа новой гаубицы были выпущены компанией Baldwin Locomotive Works и переданы для испытаний на Абердинский полигон. Боевые машины получили обозначение 105mm Howitzer Motor Carriage T32. По результатам проведенных испытаний было принято решение о том, что после незначительной доработки САУ T32 будет соответствовать всем требованиям американской армии.