среда, 23 августа 2017 г.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» (Sd Kfz 182)

Танки Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» 503-го батальона тяжелых танков во время учений на полигоне Майли-ле-Камп во Франции в сентябре 1944 года
Танки Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» 503-го батальона тяжелых танков во время учений на полигоне Майли-ле-Камп во Франции в сентябре 1944 года



Отслеживая тенденцию совершенствования танков союзников (в первую очередь Советского Союза) в плане повышения броне защиты, немецкое командование обоснованно пожелало усилить танковое вооружение, приспособив для них мощнейшие полевые буксируемые 88-миллиметровые противотанковые пушки, принятые в 1943 году на вооружение и больше известные как РаК 43 и РаК 43/41 (Panzerabwehrkanone). Бронебойный снаряд (масса 10,2 кг) выпускаемый из этих пушек с начальной скоростью 1000 метров в секунду пробивал на дистанции 2 тыс. метров броню толщиной 132 миллиметра, установленную под углом 30 градусов к нормали, а подкалиберным — и того больше.

Техзадание на машину, которая превосходила «Тигр» по огневой мощи и другим параметрам, выдали в августе 1942 года компании Хеншель и КБ Порше, то есть задолго до окончательной отработки орудия KwK43. Важным требованием являлось рациональное расположение бронелистов корпуса как на советских танках Т-34.

Ф. Порше и Э. Адерс опять начали состязание, чья машина будет признана лучшей. Как и прежде, Порше проиграл. Он стал попросту подгонять «Тигр» под новые требования. На танке «тип 180» в башне, смещенной вперед, конструктор предлагал установить 150-миллиметровую пушку (L/37) или 105-миллиметровой с длиной ствола 70 клб. Однако вскоре данную затею оставил и начал создавать VK4502(P). Но большая потребность в дефицитных материалах, таких как медь, поставила на этом танке крест.

Первый образец Адерса также был отвергнут, а вот вторая машина VK4503(H) была принята. Прототип изготовили в октябре 43-го года. Правда, Адерсу было предложено включить в машину некоторые удачные конструктивные находки компании MAN, работавшей в то время над Pz Kpfw «Panther II». Заказчик требовал унифицировать последующие поколения серийных машин.

"Гадкие утята" Panzertruppen




27 января 1934 г. 6-я Инспекция моторизованных войск Управления общих дел сухопутных сил Германии (Allgemeine Heeresamt/lnspektorat6, или AHA/In.6) выдала указание 6-му контрольно-экспериментальному отделу автомобильной и бронетанковой техники Управления вооружений сухопутных сил (Waffenamt Allgemeine/Waffenpruefwesen 6, или WA/Wa.Prw.6) начать проектирование двух танков, вооруженных противотанковыми орудиями. Первый образец, «verstaerkter KI.Tr.6 to» (усиленный легкий танк массой 6 т), получивший кодовое обозначение La.S.100 (сельскохозяйственный трактор с двигателем мощностью 100 л.с.), должен был оснащаться пушкой калибра 2,0 cm. Второй, массой до 10 т, имевший обозначение Z.W. (Zugfuehrerwagen - танк командира взвода), - пушкой калибра 3,7 cm. Впоследствии первый танк стал именоваться Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121), а второй - Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141).



ТЗ на новые танки сформулировала In.6, а первоначальной задачей Wa.Prw.6 являлась разработка эскизных проектов в сотрудничестве с предполагаемыми фирмами-изготовителями. Однако уже на стадии предварительного проектирования общей компоновки танка с 3,7 cm пушкой выяснилось, что уложиться в весовые ограничения (10 т) не удастся, и предельную массу снаряженного танка решили ограничить величиной 18 т.

Такое ограничение объяснялось тем, что понтонно-мостовой парк немецкой мостовой колонны типа В включал в себя 16 полупонтонов и позволял построить либо два парома грузоподъемностью 16 т (18 т для гусеничной техники), либо мост длиной 54 м той же грузоподъемности.

Техническое задание на проектирование, выданное фирмам-участникам конкурса по проектированию шасси 18-тонного Z.W., сразу предусматривало оснащение танка двигателем водяного охлаждения Maybach HL 100 мощностью 300 л.с. Это позволяло получить те же удельную мощность и динамические характеристики, что и у последней модификации танка Pz.Kpfw.l Ausf. В (имевшей двигатель Maybach NL38 Tr мощностью 100 л. с. при снаряженной массе 5,8 т), производство которой планировали начать в 1936 г.

Разрешение на строительство деревянных макетов как Z.W., так и La.S.100 было выдано 12 октября 1934 г. После изучения трех эскизных проектов шасси Z.W., представленных фирмами Daimler-Benz, MAN. и Rheinmetall, Wa.Prw.6 заключил контракты на детальное проектирование и постройку Versuch-Fahrgestell (прототипов шасси) для первого варианта Z.W. с Daimler-Benz (два шасси Z.W.1) и с М.А.N. (одно шасси). Производство Versuch-Turm (опытных образцов башен) для Z.W.1 поручили Krupp (две башни) и Rheinmetall (одна). Кроме того, Krupp получила также заказ на изготовление еще трех Versuch-Turm: одной башни с усиленным бронированием и двух - с размещением двух членов экипажа вместо трех. Daimler-Benz отвечала также за выпуск двух шасси из конструкционной стали для прототипов Z.W.3 и Z.W.4. Двигатель, как и планировалось, поставляла фирма Maybach, но его реальная мощность составляла 250 л.с.

В августе 1935 г. фирма Daimler-Benz сдала первое Versuch-Fahrgestell из броневой стали. В том же месяце Krupp подготовила две башни, изготовленные на заводе в Эссене (Essen). После испытания их вернули на завод для мелких переделок. Интересно, что изначально «крупповские» башни имели наружные маски для крепления пушки, но позднее, 22 февраля 1936 г., Wa.Prw.6 потребовал заменить их на внутренние.
Pz.Kpfw.lll Ausf.A (или его прототип) с ранним вариантом башни, имевшей вдоль нижнего края ряд конических головок болтов и внутреннюю маску пушки

Pz.Kpfw.lll Ausf.A (или его прототип) с ранним вариантом башни, имевшей вдоль нижнего края ряд конических головок болтов и внутреннюю маску пушки

Танк ИС-4: самый тяжелый серийный в СССР

По ряду причин в Советском Союзе тяжелые танки не пользовались особой популярностью. Несмотря на хорошие боевые качества танков серий «КВ» и «ИС», самой знаменитой отечественной бронемашиной является средний Т-34. Можно долго рассуждать о предпосылках такого расклада, но факт остается фактом. Более того, некоторые тяжелые танки советской конструкции не просто не смогли стать самыми известными представителями своего класса, но даже получить хоть какую-нибудь славу. Одним из этих забытых танков является ИС-4, о котором и пойдет речь.





 ИС-122




Летом 1943 года главным конструктором СКБ-2 при Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) был назначен Н.Л. Духов. Имея достаточно информации о состоянии немецкого танкостроения и перспективах его развития, Духов сразу же начал продвигать идею создания нового тяжелого танка. По его мнению, Красная Армия нуждалась в такой машине, которая не уступала бы в защите и вооружении немецким «Тиграм». Кроме того, нужно было обеспечить защиту танка от всех имеющихся и перспективных противотанковых орудий. В общем, дело намечалось непростое, к тому же возникли некоторые проблемы с продвижением идеи. В итоге руководство ЧКЗ решило разрабатывать новый проект под литерой «К» в инициативном порядке.

вторник, 22 августа 2017 г.

Как превращали личности в биомассу

Стратегия фашистских концлагерей, которая отлично работает и сегодня

Нацистская система в 1938-1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход.
Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой.
То есть она удобна для хозяев.  Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны.
И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу? 

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой. 

Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!».  [Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?] 

понедельник, 21 августа 2017 г.

Фашисты в юбках

Существует распространенное мнение о том, что в нацистской Германии женщины якобы не воевали. 
 Основной их функцией, со слов Гитлера, являлись ведение домашнего хозяйства и семья (пресловутое выражение Die Kinder, Die Küche, Die Kirche — дети, кухня, церковь). Но Вторая мировая война внесла в эту германскую концепцию свои собственные коррективы. После захвата большей части Европы, стало очевидно, что дополнительный персонал в виде женских вспомогательных частей просто необходим. Всего в годы Второй мировой войны в различных вспомогательных службах в Германии трудилось порядка 500 тысяч немецких женщин. Женщинами старались заместить те должности, на которых нецелесообразно было держать мужчин — они нужны были на фронте, и которые нельзя было заместить военнопленными. К примеру, из-за особой секретности, незнания системы немецкого делопроизводства, незнания немецкого языка и т.д. При этом женщины, работавшие в Вермахте, не относились ни к военнослужащим, ни к военным чиновникам. Все они входили в состав так называемых Вспомогательных служб. При этом существовали отдельно Вспомогательная служба Сухопутных сил, Вспомогательная служба Люфтваффе и Вспомогательная служба Кригсмарине. Существовала также своя Вспомогательная служба и в СС.
Женщины в таких подразделениях имели свои собственные звания. Они работали главным образом в разнообразных канцеляриях, исполняли обязанности телефонисток и телеграфисток на узлах связи, служили наблюдателями в системе противовоздушной обороны Германии. В структуре СС женщины вспомогательной службы также исполняли обязанности надзирателей в различных концентрационных лагерях. В Люфтваффе имелись женщины — пилоты легких транспортных, пассажирских и почтовых самолетов. Они также были включены в состав женской вспомогательной службы. После 1943 года на территории Третьего рейха можно было встретить женщин-служащих Вспомогательной службы, которые трудились водителями грузовых автомобилей.
Очень часто за их крайне непритязательную форму женщин из состава различных Вспомогательных служб называли «серыми мышами». При этом не стоит считать, что наличие униформы автоматически приравнивало их к военным чиновникам или военнослужащим. В то время в Германии все граждане, находившиеся на государственной службе или входившие в состав многочисленных общественных организаций, носили униформу и те или иные знаки различия, включая даже почтальонов, шахтеров, водителей трамваев и сотрудников Красного Креста.

«Оборотни в погонах»: крупнейшая афера в Красной Армии во время войны

детство Николай Максимович Павленко родился в 1908 году, в многодетной семье мельника. Родился недалеко от Киева, в селе Новые Соколы. Отец Николая был человеком трудолюбивым и неглупым, построил хутор, а в нем две мельницы, активно торговал зерном. После революции становится классовым врагом, у него отобрали все. Отец Николая умер в годы коллективизации от голода. Николай навсегда запомнил, почему умер отец. С тех пор он испытывал к советской власти только злость и обиду.


Подделав документы, он в 1928 году становится студентом Киевского инженерно-строительного института. Позже знакомые предлагают ему стать прорабом в управлении главного военного строительства. Работа оказалась не простой, но доходной. Николай понимает это, и бросает институт, чтобы пойти работать. Через несколько лет он уже возглавляет строительный участок в Минске. Военное время Как только начинается война, Павленко уходит на фронт добровольцем. Николая сразу назначают помощником инженера 2-го стрелкового корпуса в чине военного техника 1 ранга. Проблема дорог в военное время была катастрофической.

ARL-44 – танк меж двух времен

Как часто люди стремятся действительно важные и нужные дела связать с некими мифологическими событиями, толку от которых ни на грош. Ну, например, отметить годовщину какого-то события запуском космического корабля. Причем, добро бы это был юбилей какого-нибудь космического деятеля, так нет же: в прошлой нашей истории это чаще всего был «день великого октября». К юбилейным датам начинали наступления и брали штурмом города, хотя немного подождав можно было бы достичь большего успеха. Торопились выпустить паровозы ко «дню Х», к красным датам совершали свои перелеты летчики. Однако такое было не только у нас! Во Франции, например, в интересах «большой политики» построили даже танк! И не только построили, а наладили промышленный выпуск и только потом убедились, что «выстрел был вслепую». О какой машине идет речь? Конечно о танке ARL-44 – тяжелом «танке меж двух времен». 

ARL-44 в Мурмелоне


А было так, что хотя Франция и была оккупирована немцами, но тамошние инженеры продолжали там свою работу, в том числе и над проектами новых танков. Такая работа проводилась и инженерами фирмы «Шнейдер» и, судя по всему, немцев это ничуть не интересовало. Такой вот подпольный танковый дизайн они осуществляли, причем, что производственные мощности французских заводов никто не отменял, а технологические возможности своего производства, они, безусловно, знали хорошо.

И вот едва только немцев прогнали из Парижа, как в ноябре 1944 года французы решают строить свой собственный танк! Вот они – амбиции! Еще часть территории по-прежнему не освобождена, а собственные танки мы будем строить! Танк должен был быть вооружен 75-мм пушкой SA 32, иметь общий вес 35 тонн и такую же броневую защиту, что и «Шерман». Новый танк должен был быть запущен в производство без задержек, без экспериментов, без постройки прототипа. Общее количество машин для армии – 500 танков, а ежемесячный выпуск от 50 до 70 экземпляров. И тут встал вопрос: если такая спешка, то на какой основе делать этот танк?

История французских танков – легенды и забытые проекты

Создание во Франции бронированных машин шло даже во время оккупации страны немецко-фашистскими захватчиками. Освобождение территории Франции, ознаменовало для нее не только победу, но и тяжелый процесс восстановления и создания собственной армии. Начинается наша история с переходного танка ARL–44. Начало разработок - 38 год. Это был новый тип танков, в основу которых легло шасси «В1». Согласно проекта, танк должен был получить башенную часть нового типа конструкции и 75 мм длинноствольную пушку. К началу войны работы по созданию танка были на уровне разработок. Но и во времена оккупации проектные работы по танку велись не менее успешно, чем до нее. И при освобождении Франции, сразу же запускается в производство первый образец нового танка. В серию новый танк пошел в 46 году, что для Франции являлось, несомненно, подвигом промышленности, если учитывать факт пятилетней оккупации. Вследствие разнообразных причин танк стал своеобразной переходной моделью и поступает на вооружение как «ARL – 44». Французские военные хотели получить 300 единиц таких танков, но всего построили 60 машин данной серии. Их взял на вооружение 503-й танковый полк.


Танки изготавливались компаниями «Renault» и «FAMH Schneider», последняя, изготавливала башенную часть нового образца. От «В1» новому танку достались морально устаревшая подвеска и гусеничные ленты. По скоростным характеристикам танк получился самым медленным послевоенным танком и имел максимальную скорость движения 37 км/ч. А вот двигатель и корпус были новыми разработками, бронеплиты на корпусе ставились под углом 45 градусов, что придавало лобовой броне эквивалент 17 сантиметров обычно установленной брони. Башенная часть танка была самой современной у новой машины. Недостаток башни – низкое качество соединительных швов, а сделать такую башню полностью литой, французская промышленность была просто не в силах. На башне установили 90 мм орудие «Шнейдер». В целом ARL-44 получился «неудачным» танком, но не стоит забывать, что танк являлся переходной моделью, имел в себе элементы как новых, так и старых танков. Да и задача у танка была по совей сути «невоенная» - танк своим производством возрождал из пепла французское танкостроение, за что ему большое спасибо.


понедельник, 14 августа 2017 г.

Самоходная артиллерийская установка Stormartillerivagn m/43 (Швеция)


В годы Второй мировой войны Швеция сохраняла нейтралитет, однако обстановка в мире не позволяла прекращать развитие вооруженных сил. Как накануне войны, так и после ее начала оборонная промышленность нейтральной Швеции работала над новыми проектами боевых бронированных машин. Некоторые образцы подобного рода, созданные в это время, на долгие годы определили облик парка бронетехники шведской армии. К примеру, самоходные артиллерийские установки Stormartillerivagn m/43 оставались на вооружении в течение нескольких следующих десятилетий.

История самоходок Stormartillerivagn m/43 началась в сентябре 1941 года, когда командование шведской армии потребовало создать перспективный образец бронетехники, способный повысить ударную мощь сухопутных войск. В соответствии с представленным техническим заданием, войска нуждались в самоходной артиллерийской установке, способной действовать в одних боевых порядках с имеющимися танками и пехотой. Особо отмечалось, что такой образец должен быть приспособлен к характерным для Швеции ландшафтам и погодным условиям. САУ нового типа должна была иметь возможность стрельбы как прямой наводкой, так и с закрытых позиций.

САУ Stormartillerivagn m/43 в исходной комплектации с 75-мм орудием

САУ Stormartillerivagn m/43 в исходной комплектации с 75-мм орудием. Фото Ftr.wot-news.com



Наиболее простым способом создания бронемашины с требуемыми характеристиками виделось оснащение готового серийного шасси состоящей на вооружении пушкой. Тем не менее, поиск подходящих компонентов для подобной САУ оказался достаточно сложным. К тому времени на вооружении Швеции состояло несколько танков с подходящими характеристиками, каждый из которых мог рассматриваться в качестве основы для новой самоходки. В связи с этим в течение некоторого времени проводились исследования и дополнительные испытания, целью которых был выбор оптимального шасси.

Также на определенном этапе возникли проблемы с выбором вооружения и компоновки. Оказалось, что орудия с длинными стволами не соответствуют ландшафтам, а кроме того, вступают в противоречие с законодательством. Сравнительно длинный ствол во время движения в лесу мог задевать деревья. Также в подобных условиях деревья могли помешать быстрому перенесению огня на большой угол. Наконец, правила того времени запрещали эксплуатацию транспортных средств, те или иные элементы которых выступают за лобовую часть корпуса.