Танки Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» 503-го батальона тяжелых танков во время учений на полигоне Майли-ле-Камп во Франции в сентябре 1944 года
Отслеживая тенденцию совершенствования танков союзников (в первую очередь Советского Союза) в плане повышения броне защиты, немецкое командование обоснованно пожелало усилить танковое вооружение, приспособив для них мощнейшие полевые буксируемые 88-миллиметровые противотанковые пушки, принятые в 1943 году на вооружение и больше известные как РаК 43 и РаК 43/41 (Panzerabwehrkanone). Бронебойный снаряд (масса 10,2 кг) выпускаемый из этих пушек с начальной скоростью 1000 метров в секунду пробивал на дистанции 2 тыс. метров броню толщиной 132 миллиметра, установленную под углом 30 градусов к нормали, а подкалиберным — и того больше.
Техзадание на машину, которая превосходила «Тигр» по огневой мощи и другим параметрам, выдали в августе 1942 года компании Хеншель и КБ Порше, то есть задолго до окончательной отработки орудия KwK43. Важным требованием являлось рациональное расположение бронелистов корпуса как на советских танках Т-34.
Ф. Порше и Э. Адерс опять начали состязание, чья машина будет признана лучшей. Как и прежде, Порше проиграл. Он стал попросту подгонять «Тигр» под новые требования. На танке «тип 180» в башне, смещенной вперед, конструктор предлагал установить 150-миллиметровую пушку (L/37) или 105-миллиметровой с длиной ствола 70 клб. Однако вскоре данную затею оставил и начал создавать VK4502(P). Но большая потребность в дефицитных материалах, таких как медь, поставила на этом танке крест.
Первый образец Адерса также был отвергнут, а вот вторая машина VK4503(H) была принята. Прототип изготовили в октябре 43-го года. Правда, Адерсу было предложено включить в машину некоторые удачные конструктивные находки компании MAN, работавшей в то время над Pz Kpfw «Panther II». Заказчик требовал унифицировать последующие поколения серийных машин.
Варианты тяжелого танка VK 4502 конструкции Порше с передним и задним размещением башни
Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» с башней Порше
Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf B «Tiger II»
Компоновка тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf В "Tiger В»
Производство танков Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» Sd Kfz 182 (в отечественной литературе известен под названием «Королевский тигр»), начали в январе 44-го года. Вначале со сборочного конвейера компании Хеншель сходили две «шестерки». Несмотря на это, в 1944 г. выпустили 377 танков «Королевский тигр», а в период с января по март 45-го — 112 машин. Максимальное производство в месяц — 84 танка — пришлось на август 44-го года. Всего же было построено 489 «Королевских тигров».
Первые 50 Pz Kpfw VI Ausf В имели башни обтекаемой формы разработанные Порше. Основание командирской башенки выступало за боковую стенку башни. Заметный «заман» создавался закругленной лобовой частью башни. Данным специфическим термином тонко характеризовался главный недостаток конструкции: снаряд, который попадал в скошенную броню, рикошетил вниз и пробивал тонкую крышку корпуса. Машины с июля 44-го года начали комплектовать более простой башней конструкции Адерса, которая в лобовой части имела 185-миллиметровую броню вместо 100-миллиметровой у башни Порше.
Кроме мощной пушки, «Tiger II» выгодно отличался бронированием и рациональной формой корпуса. Верхний лобовой лист, имеющий толщину 150 миллиметров, устанавливался под углом 50° к вертикали.
Под таким же углом устанавливался 100-миллиметровый нижний лист. На 25 градусов были наклонены верхние боковые стенки, на 30 градусов кормовые бронелисты, нижние были расположены вертикально. Толщина стенок корпуса составляла — 80 миллиметров, крыши и дна — 40-42 миллиметра; кормы и бортов башни — 80 миллиметров. Листы кормы имели наклон 21 градус. Однако гомогенная броня (имела пониженное содержания легирующих добавок из за дефицита связанного с потерей украинской сырьевой базы) уступала по снарядостойкости броне, применявшейся ранее на «Элефантах» и «Тиграх». Перед сваркой бронелисты соединялись сложным способом при помощи шипов, «ласточкиного хвоста» и тому подобное.
Третья часть боекомплекта — 22 снаряда унитарного заряжения в горизонтальном положении — размещалась в кормовой большой нише башни около казенника пушки. Это вместе с механизмом заряжания облегчало работу заряжающего и повышало боевую скорострельность.
«Королевские тигры» оснащались высококачественными оптическими приборами. Командир танка имел еще и панорамный артиллерийский прицел. Следовательно, дальность стрельбы теперь ограничивалась лишь максимальным углом возвышения орудия — 15 градусов (для сравнения: у «Элефанта» — 14 град., у «Тигра» — 10 град.).
В отличие от «Пантеры» и «Тигра» башня не имела полика. Механический привод поворота башни (как на «Тигре») дополнялся гидростатическим. Управлять башней могли командир и наводчик.
Чтобы уменьшить загазованность боевого отделения, имелась система продувки канала ствола пушки сжатым воздухом после выстрела до открытия затвора. Командирская башенка была аналогична башенке «Пантеры». Через люк, выполненный в заднем обводе башни, производили замену ствола пушки, загружали боеприпасы. Кроме того, он служил для покидания танка в аварийных ситуациях. В прямоугольной дверце имелась пистолетная амбразура.
Немецкие десантники едут на броне танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр») во время наступления в Арденнах
В корме размещалась силовая установка — «Майбах» HL230P30, та же, что и на «Пантере». Трансмиссии «Tiger» отличались друг от друга лишь некоторыми деталями: на Ausf В у механизма поворота отсутствовали две степени свободы для прямолинейного движения. Для управления механизмом поворота служил гидросервопривод штурвала; резервным являлся механический привод.
Более существенными были различия в ходовой части. Сдвоенные катки, имеющие внутреннюю амортизацию и шахматное расположение, в промежутки с соседними блоками не заходили, а чередовались на коротких и длинных осях балансиров. Подвеска – одинарная, торсионная. Первый и девятый узлы имели гидравлические амортизаторы. Ширина боевых гусениц – 800 миллиметров. При перевозке по ж/д путям они заменялись узкими транспортными ширеной 660 миллиметров, внешние катки снимались. Верхние ветви гусениц были прикрыты экранами, которые защищали машину от кумулятивных снарядов.
В дуэльном бою «Королевский тигр» превосходил все танки, используемые во Второй мировой войне. Имел он и наибольшую боевую массу — 68 тонн. Командирские танки оснащались доп. радиостанцией.
Новыми танками вооружили тяжелые танковые батальоны вермахта и войск СС. Они воевали на Западном и Восточном фронтах, особенно интенсивно в 44-м году в Арденнах и в Польше. Последний раз данные машины участвовали в сражении в мартовском наступлении 45-го года в Венгрии в районе озера Балатон, где большая часть Tiger II была уничтожена войсками Красной армии.
Технические характеристики тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II»:
Год выпуска – 1944;
Боевая масса – 68000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Основные размеры:
Длина по корпусу – 7260 мм;
Длина с пушкой вперед – 10260 мм;
Ширина – 3760 мм;
Высота – 3080 мм;
Защищенность:
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 150 мм (50 град.);
Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 80 мм (25 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 180 мм (9 град.);
Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 40 мм;
Вооружение:
Марка пушки – KwK43;
Калибр – 88 мм;
Длина ствола – 71 кпб.;
Боекомплект – 72 выстрела;
Число пулеметов – 2;
Калибр – 7,92 мм;
Боекомплект – 5850 патронов;
Подвижность:
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL230P30;
Мощность двигателя – 700 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 35 км/ч;
Запас топлива – 860 л;
Запас хода по шоссе – 170 км;
Среднее давление на грунт – 1.07 кг/см2.
Немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский Тигр» едет вдоль колонны пленных американских солдат в Бельгии
Венгерский солдат курит вместе с членом пулеметного расчета части СС у танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II». Венгрия. Конец декабря 1944 года
Экипаж одного из немецких тяжелых танков Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» 503-го тяжелого танкового батальона в Будапеште, во время операции «Панцерфауст»
Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf.B «Королевский тигр» из состава 503-го тяжелого танкового батальона в Будапеште, во время операции «Панцерфауст»
Немецкие и венгерские солдаты у танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 503-го тяжелого танкового батальона в Будапеште, во время операции «Панцерфауст». В октябре 1944 года, немцы, опасаясь потерять нефтяные месторождения Венгрии, совершили в Будапеште государственный переворот, в результате которого власть перешла к Ференцу Салаши
Тигр II (Pz.Kpfw VI Ausf. B «Тигр II» с башней «Порше») 1-й роты 503-го танкового батальона (1./sPzAbt 503), сожженный экипажем. Танк из 503-го батальона буксировался «Бергепантерой» (эвакуационная машина на базе танка «Пантера»), с которой была сделана эта фотография
Подбитый на территории Германии немецкий тяжелый танк «Тигр II»
Подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» («Тигр II») с советским трофейным номером 300. Танк имеет следы пожара — отслоение покрытия «циммерит» на башне
Подбитый в борт Pz.Kpfw VI Ausf. B «Тигр II», тактический номер 331, командира 3-й роты Рольфа фон Вестернхагена 501-го батальона тяжелых танков , действовавшего в составе 1-го танкового корпуса СС. Подбит батареей СУ-100 под командованием капитана Васильева (1952-й самоходно-артиллерийский полк). На борту виден номер (93) советской трофейной команды. Венгрия, район озера Балатон
Старший лейтенант Кирилл Деревянко — ассистент фронтового кинооператора Николая Прозоровского — у подбитого немецкого тяжелого танка Pz.Kpfw. VI «Tiger II» во время Балатонской операции.
Немецкий тяжелый танк Тигр II, увязший в сырых лугах. Окрестности чешского города Тржебонь. май 1945 г
Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 501-го тяжелого танкового батальона СС (SS-Pz.Abt. 501), подбитый на улице Rue Haut Rivage в бельгийском городе Ставело (Stavelot)
Утром 28.03.1945 во время немецкой контратаки в районе населенного пункта Кюстрин-Китц (Küstrin-Kietz), танк подорвался на мине, потерял ход, но продолжал вести огонь из орудия. В итоге он был добит трофейным «фаустпатроном», из экипажа в живых остался один человек.
Необычное вооружение танка связано с трудностями снабжения немецких войск в последние месяцы войны. Взамен поврежденного оригинального орудия при ремонте было установлено орудие от танка «Пантера»
Советские офицеры осматривают уничтоженный тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из неустановленного подразделения. У правого офицера в руках кавалерийская венгерская сабля. Дорога Балашноди — Армат, Венгрия
Тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» командира 3-й роты тяжелого танкового батальона «Фельдхернхалле», брошенный в районе города Секешфехервар. Номер советской трофейной команды «333а»
Тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 501-го тяжелого танкового батальона СС, застрявший и уничтоженный советской артиллерией. Номер советской трофейной команды «95». Район озера Балатон
Тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 509-го тяжелого танкового батальона, захваченный советскими войсками. Танк был брошен без горючего, но машина была полностью исправна. Белая краска на танке нанесена советскими солдатами во избежание столкновения с танком транспортных средств при ночной езде. Район Будапешта
Американские солдаты на трофейном немецком танке «Королевский Тигр». «Королевский Тигр» с тактическим номером 2-11 из s.Pz.Abt 506 был потерян немцами 15 декабря 1944 за день до начала Арденнского наступления. Танк был отремонтирован американским 129-м ремонтным батальном
Генерал Эйзенхауэр, командующий союзными войсками в Европе, и подбитый немецкий тяжелый танк Тигр II в районе города Шамбуа во Франции. «Фалезский котел»
Комментариев нет :
Отправить комментарий