четверг, 5 октября 2017 г.
История подразделений вермахта Schwere Panzer Abteilung 501 (424)
История подразделений вермахта Schwere Panzer Abteilung 501 (424)
501-я рота тяжелых танков была сформирована 16 февраля 1942 г одновременно с 502-й ротой тяжелых танков из кадетов Panzer-Ersatz Abteilung I в Эрфурте. 10 мая 501-ю роту преобразовали в 1-ю роту 501-го тяжелого танкового батальона, 502-я рота стала 2-й ротой 501-го батальона. Первым командиром батальона был назначен майор Ганс Георг. Летом 1942 года Роммель потребовал отправить в Северную Африку два тяжелых танковых батальона по 20 "Тигров" Порше в каждом - 501-й и 503-й батальоны были отобраны для корпуса "Африка". Решение об отправке в Африку двух тяжелых танковых батальонов осталось на бумаге по простой причине - танк "Тигр" Порше в серийное производство не пошел. Перевооружение батальонов на "Тигры" фирмы Хеншель задерживалось, так как вся ремонтная инфраструктура батальонов создавалась под танки Порше.
"Тигр" из 4-го взвода 2-й роты 501-го тяжелого танкового батальона
2 ноября ситуация в Африке резко осложнилось; в этих условиях командование Сухопутных войск Германии приняло решение об оперативной отправке "Тигров" в корпус "Африка" с 10 ноября. Первой отправлялась в Африку 1-я рота 501-го батальона. Между тем, 8 ноября началась операция "Торч" - высадка союзников в Северной Африке. Планы использования "Тигров" изменились - теперь портом выгрузки определили Би-зерту в Тунисе. 23 ноябре в Бизерте стал под разгрузку итальянский транспорт "Aspromante" с первыми тремя "Тиграми". Последние танки роты прибыли в Бизерту 24 января 1943 года. Несмотря на угрозу, исходившую от самолетов и подводных лодок союзников, рота пересекла Средиземное море без потерь. Тем временем. 2-я рота 501-го батальона оставалась в Европе, где принимала участие в оккупации южной части Франции.
Танк "Тигр" (142) пересекает полувысохшую реку
Тактика танков "Тигр"
Первые "Тигры" использовались что называется вслепую, каких бы то ни было тактических наставлений по применению тяжелых танков тогда не существовало. Единственный руководящий документ, который имели в своем распоряжении командиры танков "Тигр" -Приказ № 87/42 General der Schnellen Truppen, датированный 10 февраля 1942 г. Документ, принятый за полгода до сборки прототипов танка "Тигр" Хеншеля и Порше содержал очень расплывчатые рекомендации но применению тяжелых танков вообще. В нем ничего не говорилось о конкретных тактических приемах на реальном поле боя.
Опыт первых шести месяцев использования танков "Тигр" на фронте был обобщен в документе Merkblatt 47а/29 "Подготовка и использование тяжелых танковых батальонов". 20 мая 1943 г. было издано наставление H.Dv.470/7 "Рота средних танков". Тем не менее, по-прежнему не существовало отдельного наставления для командного состава тяжелых танковых рот и батальонов, словно тактика использования тяжелых танков ничем не отличалась от применения танков средних.
Два "Тигра" 501 -го тяжелого танкового батальона, весна 1944 г., СССР
Согласно наставлению отмечались большая огневая мощь, хорошая бронезащита и высокая проходимость (даже в зимнее время) материальной части тяжелых танковых рот. Тяжелый танковый батальон идеально подходил для прорыва хорошо укрепленной полосы обороны противника и для борьбы с бронетехникой на дальних дистанциях.
Тяжелые танковые роты могли использоваться отдельно от тяжелых танковых батальонов как мобильный резерв армейского уровня для прорыва обороны и глубоких рейдов в тыл противника.
Подбитый в Звизниче Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. E позднего выпуска
из 1-го взвода 1-й роты 506-го тяжелого танкового батальона.
из 1-го взвода 1-й роты 506-го тяжелого танкового батальона.
Дебют на фронте немецкого тяжелого танка "Тигр"
При доставке на фронт первых "Тигров" не обошлось без инцидентов. На одном танке обломалась трансмиссия, но ее не стали чинить в надежде отремонтировать поломку уже на месте, в России. Ранним утром 29 августа эшелон с платформами, на которых стояли укутанные брезентам секретные танки прибыл на станцию Мга. Танк Маркера пошел в бой сразу же, как только закончилась разгрузка. "Тигр" пошел по изрытому снарядами полю, чтобы поддержать огнем своей пушки атаку германской пехоты. Прежде чем танк Маркера сделал первый выстрел сломались трансмиссии еще у двух "Тигров". В пункт назначения своим ходом прибыл, таким образом, единственный танк. Как оказалось - зря: атаку отложили. Ночью подошел ремонтно-эвакуационный взвод. Под сильнейшим артиллерийско-минометным огнем на следующий день ремонтники отбуксировали два сломанных танка обратно на станцию Мга, где имелись железнодорожные мастерские. Цена буксировки - один убитый унтер-офицер из ремонтного взвода и 15 убитых пехотинцев.
Погрузка боекомплекта в танк "Тигр" с бортовым номером «4»,
снимок сделан после боя: на борту след от прямого попадания снаряда,
резиновые бандажи на трех опорных катках сгорели.
В феврале 1943 г. на вооруженна s.Pz-Abt.502 имелось пять танков "Тигров" с бортовыми номерами от "1" до "5".
снимок сделан после боя: на борту след от прямого попадания снаряда,
резиновые бандажи на трех опорных катках сгорели.
В феврале 1943 г. на вооруженна s.Pz-Abt.502 имелось пять танков "Тигров" с бортовыми номерами от "1" до "5".
Сломанные детали трансмиссии самолетом Ju-52/3m доставили на завод фирмы Майбах в Германию. Ремонт танков "Тигров" продолжался до 15 сентября. В тот день экспериментальное подразделение "Тигров" вновь обрело боеспособность.
16 сентября пять танков 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона снова пошли в бой. Примерно в пять часов вечера "Тигры" попали на замаскированный полевой укрепрайон своего противника. Огнем танковых орудий удалось разрушить несколько укреплений. Снаряды советских пушек толстую броню тяжелых танков не пробивали. Перестрелка продолжалась полчаса. В наступающих сумерках командир танков принял решение покинуть опасный район до наступления темноты. Танки "Тигры" благополучно отошли, потерь танкисты не понесли. Этот бой заставил экипажи преодолеть неверие в свои машины, связанное с постоянными поломками, преследовавшими танки в первые дни пребывания во фронтовых условиях. Теперь техника функционировала безотказно, пушки продемонстрировали свою эффективность, а броня - надежность. Ни один снаряд, выпущенный из советских противотанковых пушек не пробил броню, хотя прямые попадания были. И следовало испытать тяжелые танки в настоящем бою, а не в артиллерийской дуэли с пушками противника.
среда, 4 октября 2017 г.
Фердинанд САУ — истребитель танков
«Тигр» Фердинанда Порше не был принят на вооружение, и заготовленные на заводе «Нибелунген» 90 корпусов его танка были использованы для изготовления самоходной штурмовой установки. Решение об использовании базы «Тигра» Порше под еще разрабатываемую 88-мм пушку было принято 22 сентября 1942 г. Доделку САУ, поначалу называвшейся в честь конструктора «Фердинанд» (под этим названием она и вошла в историю), поручили фирме «Алькетг» в Берлине, которая закончила работу в апреле-мае 1943 г. Сообщалось, что было переделано 85 машин, из оставшихся пяти смонтировали ремонтно-эвакуационные машины. Впрочем, нет полной ясности, сколько же было ремонтных машин; по другим источникам их было всего три. Были ли они из числа 90 корпусов или из тех пяти «Тигров» Порше? Кроме того, по штатам те два батальона штурмовых орудий — 653-й и 654-й, в которые поступили Фердинанды («Элефанты») (такие же штаты имели и батальоны «Насхорнов»), должны были иметь по 44 САУ. А они перед Курской битвой были укомплектованы полностью.
Самоходка официально называлась то Jagdpanzer «Tiger» (Р) «Elefant» (Sd.Kfz. 184 s), то Sturmgeschutz mit 8,8 cm Pak 43/2. Первое означало — истребитель танков (САУ Фердинанд), второе — штурмовое орудие, что, судя по конструкции и назначению, неверно.
Королевский Тигр
Этот последний немецкий тяжелый танк — Тигр-II или Королевский Тигр, называли гибридом между «Фердинандом» и «Пантерой». От первого он получил знаменитую 88-мм пушку, а от второй — форму корпуса с рациональными углами наклона броневых листов. Появился этот танк как результат настойчивого желания Управления вооружений германского вермахта и самого фюрера вооружить танк очень удачной и могущественной пушкой. Тем самым будущему танку предназначалась роль истребителя танков. А как только наступательное оружие, каким, безусловно, являются танки, создается в ответ и для борьбы с танками противника, оно становится уже оборонительным оружием и неизбежно теряет одно из главнейших качеств, в данном случае маневренность и подвижность. Уже не так важно, какой окажется масса машины, главное — толщина брони и вооружение. И скорость не важна, и проходимость. Такой танк-истребитель будет действовать против наступающего противника в основном из засад и с больших дистанций, которые позволяют баллистика пушки и качество прицелов.
Техническое задание на танк с более толстой броней, чем у «Тигра — 1», к тому же расположенной под большими углами наклона, как у Т-34, было выдано фирмам «Хеншель» и Порше в августе 1942 г. По видимому, немецкое командование предвидело появление на фронте наших тяжелых танков с лучшим вооружением и бронированием, чем имели тогдашние танки КВ. Снова Адерс и Порше начали состязание за то, чей танк поступит на вооружение. И вновь Порше проиграл. Он взял за основу своего «Тигра-I» и постарался приспособить его к новым ТЗ. Его машина «тип 180» должна была получить 150-мм пушку длиной ствола 37 калибров (L37) или 105-мм (L70) в башне, смещенной вперед. Вскоре проект был оставлен и конструктор начал работу над образцом VK 4502(P). Поскольку считали, что на этот раз Порше выиграет соревнование с Адерсом, фирма «Вегманн» приступила к разработке для него башни. Но потребность в дефицитных материалах (в частности, меди) поставила крест и на этом танке Порше. Первый образец Адерса также был отвергнут, но второй — VK 4503(H) — был принят, и его прототип изготовлен в металле в октябре 1943 г. Адерсу предложили включить в свою машину некоторые удачные конструктивные решения фирмы MAN, работавшей тогда над улучшенным образцом танка «Пантера II». При этом исходили из желания унифицировать в чем-то новые машины.
САУ «ЯгдТигер»
Если великолепные характеристики 88-мм пушки как противотанкового орудия вполне удовлетворяли требованиям времени, то могущество ее фугасного снаряда (при действии по небронированным целям и живой силе) было невелико. Масса его была всего 9,4 кг. Поэтому и возникла мысль вооружить САУ на базе тяжелого танка пушкой большего калибра, не теряя, впрочем, высокого действия по броне. Следуя испытанным путем установки на гусеничную базу, за образец была выбрана зенитная 128-мм пушка — ее фугасный снаряд (или осколочно-зенитный) весил 28,3 кг и содержал 3 кг мощной взрывчатки. Длинный ствол позволял придать бронебойному снаряду большую начальную скорость, т.е. высокую бронепробиваемость. В данном случае для такой пушки не понадобилось разрабатывать подкалиберный снаряд.
Штурмтигр — тяжелое штурмовое самоходное орудие
Приказ приступить к разработке тяжелого штурмового орудия (ШтурмТигр), предназначенного для уничтожения укрепленных районов и опорных пунктов , Гитлер отдал 5 августа 1943 г. Первоначально предполагалось вооружить новую самоходку 210-мм гаубицей, но разработчики ШтурмТигра остановились на реактивном корабельном бомбомете — Gerat 562 (380-мм), он же Raketenwerter 61, который и является наиболее интересной частью этой САУ. Бомбомет выпускался заводом »Rheinmetall-Borsig» в городе Дюссельдорф, заряжался с казенной части.
Для уничтожения фортификационных сооружений и ведения боя в городах 18 танков с августа по декабрь 1944 г. были переделаны в штурмовые самоходные установки. Их называли «Штурмтигер», или штурмовая мортира. Сохранили почти все от базовой машины и вместо башни получили неподвижную рубку с наклонными броневыми листами. В лобовом цельном листе рубки толщиной 150 мм (поставленном под углом 45°) в амбразуре, смещенной вправо от центральной линии, помещалось орудие — пусковая установка ракет калибра 380-мм марки R.W.61. Эта система разрабатывалась для флота в качестве оружия против подводных лодок. Орудие выпускало ракетный снаряд массой 345 кг (разрывной заряд — 125 кг) на расстояние до 4600 м (по другим данным — 5600 м). Орудие имело угол возвышения 85°, и именно в таком состоянии «Штурмтигер» приближался к цели, чтобы снаряды противника и осколки не угодили в жерло и не повредили заряд или затворный механизм.
По окружности ствола расположены каналы для выхода пороховых газов ракеты. Противооткатных механизмов не требуется. Затвор очень простой конструкции. Боекомплект составляет 14 ракет, расположенных на специальных стеллажах с двух сторон от орудия. Загрузка их производится через люк прямоугольной формы в крыше рубки (толщиной 40 мм) как раз над казенной частью орудия. Для этого имеется простейшее подъемное крановое устройство. Заряжение ракетами расчет (5 человек) ведет вручную.
В лобовом листе помимо орудия справа от него расположены шаровая установка пулемета MG34, а слева — смотровая щель механика-водителя. Боковые стенки рубки имеют толщину 80 мм и установлены под углом 30° к вертикали. Корму рубки защищает 80-мм броня. Боевая масса «Штурмтигера» — 65 т, скорость — 40 км/ч и запас хода — 120 км. Кстати, если для немецких «Panther», «Tiger» есть русский перевод «Пантера», «Тигр», то для «Sturmtiger» перевода нет. Писать русско-немецкий гибрид «Штурмтигр» — нелепо, аналогично и для «Jagdtiger» — «Ягдтигр».
Боевая масса «Штурмтигера» — 65 т, двигатель -«Майбах» HL230P45, мощность — 700 л.е., максимальная скорость — 40 км/ч и запас хода — 120 км.
Подписаться на:
Сообщения
(
Atom
)