вторник, 26 апреля 2016 г.

Проект самоходной артиллерийской установки Porsche E-25 (Германия)



В 1943 году в нацистской Германии стартовала реализация проектов «E-серии». Целью этой программы было создание нескольких перспективных бронемашин, отвечающих современным и перспективным требованиям. Предлагалось разработать несколько машин с разными особенностями защиты, вооружения и т.д. Среди прочих планировалось создать проект среднего танка E-25. Его разработка была поручена компании Adlerwerke, которая успешно завершила проектирование и довела машину до стадии строительства прототипа. Тем не менее, это был не единственный проект с таким обозначением. В 1944 году фирма Porsche в инициативном порядке предложила свой вариант боевой машины E-25.

При определении подрядчиков по проектам серии «E» предпочтение отдавалось конструкторским бюро, которые не были заняты другими работами. По этой причине заказ на создание среднего танка (а затем САУ) E-25 получила фирма Adlerwerke. Такой выбор не устроил признанного лидера промышленности в лице компании Porsche. Из-за нескольких неудач с продвижением ряда проектов Фердинанд Порше решил начать разработку собственного проекта бронемашины, соответствующей требованиям к проекту E-25.

В основу нового проекта легли имевшиеся наработки по семейству проектов легкого разведывательного танка Typ 245. В 1942-43 годах фирмой Porsche были разработаны несколько вариантов перспективного легкого танка, отличавшиеся составом вооружения и тактической ролью. Эти проекты не заинтересовали военных и были отправлены в архив. Вскоре наработки по этим проектам было решено использовать при создании перспективной самоходки. Новый проект, призванный конкурировать с существующей разработкой, получил рабочие обозначения Typ 255 и Sturmgeschutz 27t. Кроме того, использовалось и обозначение E-25.



САУ E-25 фирмы Porsche в представлении художника. Рисунок Militaryimages.net



Являясь дальнейшим развитием имеющегося проекта «Тип 245», САУ E-25 от Porsche должна была сохранять основные черты и особенности конструкции. В частности, предлагалось сохранить оригинальную форму броневого корпуса, но при этом значительно усилить его защиту. Рост уровня защиты должен был привести к увеличению массы и поэтому требовал доработок силовой установки и ходовой части. По расчетам, боевая масса машины E-25 должна была составлять 27 т. Для сравнения, самая защищенная и тяжелая версия танка Typ 245 весила лишь 15 т.

Корпус САУ Typ 255, подобно базовому легкому танку, должен был иметь форму несимметричной усеченной пирамиды с большими углами наклона листов. При этом в лобовой и кормовой проекциях предусматривались нижние листы небольшой высоты. Корпус должен был иметь лобовые детали толщиной 120 мм, которые предлагалось устанавливать с большим наклоном к вертикали. Борта и корма корпуса, а также плоская крыша имели толщину 80 мм. Снизу машину предлагалось защищать днищем переменной толщины от 30 до 50 мм.

Компоновка корпуса была переработана в соответствии с новыми задачами. Передняя часть корпуса теперь представляла собой обитаемый отсек-рубку для размещения экипажа и вооружения, а корма сохранялась в качестве моторно-трансмиссионного отделения. Как и в проекте Typ 245, предлагалось размещать двигатель поперек корпуса, что позволяло высвободить объем для установки трансмиссии и не выносить ее в переднюю часть корпуса.

В качестве силовой установки могли использоваться имеющиеся карбюраторные двигатели серийных моделей мощностью не менее 500 л.с. По некоторым данным, при использовании подобного двигателя САУ E-25 могла бы развивать скорость до 55-57 км/ч и без проблем преодолевать различные препятствия.



Чертеж "Тип 255". Рисунок Aviarmor.net


Самоходка «Тип 255» должна была сохранять общую конструкцию ходовой части базового танка, но при этом требовалось принять меры, направленные на усиление ее конструкции. На каждом борту машины предлагалось устанавливать по шесть опорных катков сравнительно малого диаметра, сблокированные попарно. С упругими элементами подвески должны были соединяться элементы подобных тележек. Было решено сохранить направляющие колеса переднего расположения и разместить ведущие в корме.

В передней части обитаемого отсека предлагалось монтировать установку с главным оружием, в качестве которого была выбрана легкая полевая гаубица 10.5 cm leFH43 калибра 105 мм. Интересен тот факт, что авторы проекта E-25 из конструкторского бюро Porsche решили вооружить свою самоходку не танковым орудием, а гаубицей. Таким образом, две одноименные самоходки от фирм Adlerwerke и Porsche должны были отличаться не только с точки зрения техники, но и по кругу решаемых задач.

Внутри броневого корпуса удалось разместить укладки на 60 унитарных выстрелов калибра 105 мм. Орудие должно было иметь возможность стрелять прямой наводкой и с закрытых позиций, что в определенной мере расширяло его потенциал.

На крыше корпуса предлагалось монтировать командирскую башенку с десятью смотровыми приборами. С определенного времени предлагалось оснащать командирскую башенку дополнительным вооружением в виде пулемета или 30-мм автоматической пушки. В таком случае САУ получала возможность обороняться от пехоты или легкой техники противника, а также не расходовать 105-мм снаряды на поражение некоторых целей.


Боковая проекция самоходки с автоматической пушкой на башне. Рисунок Panzer-journal.ru


Экипаж самоходки E-25 / Typ 255 / Sturmgeschutz 27t должен был состоять из четырех человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. Рабочие места водителя и наводчика помещались в передней части боевого отделения, а двое других членов экипажа должны были находиться позади них. Над местами экипажа в крыше располагались люки для посадки и высадки.

По разным данным, разработка проекта E-25 была завершена фирмой «Порше» к концу 1944 года. В соответствии с проектной документацией был изготовлен демонстрационный макет, который предполагалось показать потенциальным заказчикам. Получив одобрение военных, фирма-разработчик могла надеяться на заказ, касающийся строительства и испытания прототипа. В дальнейшем был возможен и контракт на серийное производство техники в интересах армии.

Тем не менее, ни один из этих заказов так и не был получен. Проект САУ E-25 в версии от Porsche остался на бумаге. Причины этого достоверно неизвестны. Вероятно, на судьбе проекта Typ 255 негативно сказались успехи компании Adlerwerke. К середине 1944 года она представила готовый проект новой самоходки E-25, полностью соответствовавший требованиям заказчика. Ввиду успешного завершения проектирования этой машины военных уже не интересовали альтернативные разработки, тем более созданные в инициативном порядке.

Самоходная артиллерийская установка Typ 255 / Sturmgeschutz 27t / E-25 не вышла из стадии проектирования, так и оставшись очередной многообещающей, но бесперспективной разработкой. Из двух проектов E-25 немецкие военные выбрали разработанный фирмой Adlerwerke. Во второй половине 1944 года началось строительство нескольких опытных образцов такой самоходки. В конце января 1945 года готовые корпуса стали трофеем наступавшей Красной армии, что привело к фактической остановке работ. Таким образом, вся программа E-25 в виде двух проектов закончилась ничем и не дала ожидаемых результатов.

Комментариев нет :

Отправить комментарий