2 мировая война, CАУ Marder II
САУ Marder II составляли основную часть парка частей самоходной артиллерии в 1942-43 гг. и оставались на вооружении Вермахта до конца Второй Мировой войны.
Машины “Marder II” были основным вооружением дивизионов истребителей танков (Panzerjager Abteilung) на Восточном и Западном фронтах, в Северной Африке и в Италии.
Появление моторизованных частей истребителей танков стало логическим продолжением развития тактики использования этих частей. Истребители танков должны были не только успешно бороться с бронетехникой противника на ближних и дальних дистанциях, но и при необходимости перейти в наступление, не отставая от своих танков. В случае контратаки противника, самоходные истребители танков могли быстро перейти к обороне. В случае буксируемой артиллерии такая тактика была практически невозможной, поскольку буксируемая артиллерия значительно уступала в мобильности танкам. Большинство противотанковых пушек было потеряно по той причине, что в разгар боя их не удалось взять на буксир и отвести назад, поскольку тягач или лошади обычно находились в отдалении от передовой. Самоходная артиллерий была лишена этого недостатка и могла свободно менять огневую позицию.
К осени 1941 года стало ясно, что многочисленные легкие танки Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.38(t) практически потеряли боевую ценность, поскольку не обладали достаточно мошной броней и вооружением. В результате в руках немцев оказалось большое количество сравнительно новых танковых шасси, которые вскоре использовали для выпуска самоходных орудий.
В первые месяцы войны Красная Армия потеряла большое количество 76,2-мм пушек Ф-22 и УВС. Вскоре выяснилось, что единственными орудиями, способными эффективно бороться с советскими танками, были советские же пушки Ф-22 и УВС. В июне 1942 года немцы организовали выпуск своих пушек 7,5-cm PaK-40 калибра 75 мм, однако первое время пушек этого типа остро не хватало.
Советские 76,2-мм пушки прошли переделку на заводах “Rheinmetall-Borsig”, после чего получили обозначение PaK-36(r). Пушки приспособили для стрельбы немецкими боеприпасами несколько увеличенного калибра (с 74,85 мм до 76,10 мм). Артиллеристы получили указание обращать внимание на маркировку боеприпасов, поскольку внешне 75 и 76,2-мм выстрелы почти не отличались друг от друга. Если 75-мм боеприпасами еще можно стрелять из 76,2-мм пушек, то 76,2-мм боеприпасы никак не подходили к 75-мм орудиям и могли просто разорваться в стволе. Выстрелы обоих типов выпускались в одинаковых гильзах – 6340sf. Выпускались два типа бронебойных снарядов.
Пушка Ф-22 представляла собой исключительно удачную артсистему и отличалась хорошей меткостью огня. Начальная скорость снаряда достигала 920 м/с. Таким образом, скорость значительно превышала скорость звука, в результате чего часто наблюдался любопытный эффект: удар снаряда о броню слышался раньше грохота выстрела. Поэтому немецкие пехотинцы в шутку называли PaK-36(r) не иначе как “Ratsch-Bum” (“трах-бах”). Пушки PaK-36(r) и PaK-40 могли пробить лобовую броню советских танков с расстояния 1000 м.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз, а уже в последних числах июня 1941 года немцы захватили большое число трофейных пушек калибра 76,2 мм. 14 августа 1941 года фирма “Alkett” получила заказ на переделку советских 76,2-мм пушек FK-36(r) (обозначение советских 76,2-мм пушек в германской армии) и установку их на тягачи Zugkraftwagen 5 ton – Sd.Kfz.6. Эти машины в последствии использовались в Северной Африке и получили известность как истребители танков типа “Diana”.
Одновременно предпринимались попытки установить пушку PaK-36(r) на шасси 8-тонного тягача (проект “Artemis”), однако эта машина не пошла в серию.
Программа переделки танков Pz,Kpfw.II в самоходные истребители танков шла без препятствий, поскольку переделке подвергались поврежденные машины, а также еще выпускавшиеся шасси Pz,Kpfw.II Ausf.F – Sd.Kfz.121. Выпуск шасси был организован на польском заводе “FAMO-Ursus”, располагавшем значительными производственными мощностями.
20 декабря 1941 года фирма “Alkett” получила намеченные к переделке шасси LaS 138 – Pz.Kpfw.II Ausf.D/E, обозначенных как Pz.Sfl 1 fuer 7,62-cm PaK-36(r). 22 декабря 1941 года фирма “ВММ” получила заказ на аналогичную переделку шасси танков THNP – Pz.Kpfw.38(t), обозначенных как Pz.Sfl 2 fuer 7,62-cm PaK-36(r).
В ходе совещания Гитлера с новым министром вооружений Альбертом Шпеером, состоявшейся 6-7 мая 1942 года, Гитлер приказал прекратить, выпуск легких танков Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.38(t), поскольку оба типа танков уже не соответствовали современным требованиям, а использовать их для разведки также не представлялось возможным из-за небольшой скорости. Гитлер также приказал, чтобы производственный потенциал заводов “ВММ” и “FAMO” переориентировать на выпуск самоходных установок. Наконец, Гитлер приказал кроме пушек PaK-36(r) устанавливать на самоходки пушки PaK-40. В этой ситуации появилась возможность использовать высвободившиеся лафеты 75-мм пушек для установки на них французских 75-мм пушек Schneider образца 1897 года. Данная гибридная артсистема получила название PaK-97/38. 13 мая 1942 года Шпеер проинформировал Гитлера о том, что пробный монтаж пушки PaK-40 на шасси танка Pz.Kpfw.II дал многообещающий результат. В результате фюрер приказал продолжить выпуск шасси LaS 100 – Pz.Kpfw.II с тем, чтобы выпускать на их базе самоходные орудия.
Кроме того, немецкая промышленность получила приказ наладить массовый выпуск противотанковых пушек калибра 75 и 50 мм (РаK-40 и PaK-38, соответственно). Гитлер требовал, чтобы к октябрю 1942 года ежемесячный выпуск противотанковых пушек составлял 500 штук, вместо 300 штук, выпускавшихся весной. После баллистических испытаний пушки PaK-40 Гитлер приказал начать работу над новой 75-мм противотанковой пушкой PaK-41 с коническим стволом.
18 мая 1942 года Альберт Шпеер издал распоряжение 6772/42, предписывающее начать монтаж пушек PaK-40 на шасси Pz.Kpfw.38(t) и Pz.Kpfw.II, которые уже проходили испытания, но с пушкой PaK-38 калибра 50 мм.
План развития вооружений сухопутных войск от 1 июля 1942 года предусматривал выпуск самоходных истребителей танков под безусловным приоритетом “Fuehrer Befehl”, поэтому сроки и объемы работы следовало соблюсти в точности любой ценой.
Первоначально установка на базе шасси Pz.Kpfw.II получила обозначение 7,5-cm PaK-40/2 auf Sfl II (7,62-cm PaK-36(r) auf Sfl II), а потом обозначение сменили на 7,5-cm PaK-40/2 Fahrgestell auf Pz.Kpfw.II (Sfl) – Sd.Kfz.131 (7,62-cm PaK-36(r) Fahrgestell auf Pz.Kpfw.II (Sfl) – Sd.Kfz.132). 27 февраля 1944 года Гитлер приказал присвоить установкам название “Marder II” (с немецкого - “куница”).
7,5-cm PaK-40/2 Fgst auf Pz.Kpfw.II (Sd.Kfz.131) “Marder II”.На основании упоминавшегося выше распоряжения 6772/18 от 18 мая 1942 года Waffen Pruehfung 6 Министерства вооружений (Waffenamt) выдал заказ фирме “Alkett” (Берлин-Шпандау) на постройку прототипа самоходной установки на базе шасси Pz.Kpfw.II, вооруженной 75-мм противотанковой пушкой PaK-40. Кроме того, берлинское предприятие получило предписание вести дальнейшее техническое совершенствование конструкции самоходной установки.
Серийный выпуск машин наладили на прежних заводах, выпускавших танки Pz.Kpfw.II – “Fahrzeug und Motorenwerke GmbH” (“FAMO”) в Бреслау (Вроцлав) и “FAMO-Warschau” в Чеховицах (в районе Варшавы).
Первоначально планировалось 50% выпускаемых танков достраивать как самоходные установки, оснащенные пушками калибра 75 мм. Однако уже в конце июня 1942 года долю самоходок увеличили до 75% от общего числа шасси. Одновременно с этим заводы “FAMO” получили приказ готовиться к полному сворачиванию выпуска танков и переходу на выпуск самоходных установок, что и произошло в январе 1943 года.
Самоходные установки “Marder II” получали подвеску, ходовую часть и корпус танка Pz.Kpfw.II Sd.Kfz.121 Ausf.F, выпускавшегося заводами “FAMO” с марта 1941 по декабрь 1942 года.
Подвеска Sd.Kfz.131 состояла из десяти опорных катков с резиновыми бандажами. Каждый каток независимо подвешивался на качающемся маятнике. Каждый маятник соединялся с отдельной листовой рессорой, конец которой опирался на подвижный ролик. Первый, второй и пятый каток дополнительно амортизировался пружинной рессорой. Ведущие колесо диаметром 755 мм располагалось спереди, а направляющее колесо диаметром 650 мм с механизмом натяжения гусеницы – сзади. Гусеничные траки отливали из марганцевой стали. Гусеницы двугребные, одношкворневые, шириной 300 мм, опорная длина гусеницы 2400 мм, база 1880 мм, шаг 91 мм. Каждая гусеница состояла из 108 траков. Масса гусеницы составляла 400 кг. Корпус – сварной из стальных гетерогенных бронеплит. Лобовая бронеплита корпуса была шириной 35 мм, борта и корма – 15 мм, днище – 10 мм. Боевое отделение отгораживалось от двигательного отделения противопожарной переборкой. Ведущий вал проходил через боевое отделение к коробке передач, расположенной в передней части корпуса.
Боевое отделение полуоткрытого типа, защищалось броней только спереди и с боков. Толщина бронелистов составляла 10 мм. Броня маски пушки была толщиной 4-8 мм. Крыша двигательного отделения прикрывала лист брони толщиной 5 мм.
Установка Sd.Kfz.131 приводилась в движение рядным шестицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 62 TRM мощностью 140 л.с. при 2600 об./мин. На некоторых машинах стоял двигатель Maybach HL 62 TR. Коробка переключения передач – семискоростная, типа Zahradfabrick ZF SSGT 46 Aphon – располагалась в передней части корпуса.
Вооружение машины состояло из противотанковой пушки 7,5-cm PaK-40/2 калибра 75 мм. Эта была стандартная пушка, приспособленная к монтажу на танковые шасси. Пушка с верхней части лафета крепилась к специально разработанному фирмой “Rheinmetall-Borsig” нижней части лафета. Нижняя часть лафета крепилась болтами к верхней бронеплите корпуса. Механизм горизонтальной наводки входил в состав нижней части лафета. Первоначально установку оснащали упором ствола, фиксировавшим ствол во время езды. Сзади пушка фиксировалась креплениями к люльке ствола. Возимый боекомплект – 37 выстрелов – располагался в трех металлических стеллажах (первое время клепанных, а затем - сварных). Стеллажи крепились к надмоторной бронеплите. Сектор обстрела: 32 градуса влево и 25 градусов вправо. Угол возвышения/склонения: -8/+10 градусов. Прицел однообъективный Zeiss ZF 3x8. Дополнительное вооружение состояло из пулемета MG-34 или MG-42 калибра 7,92 мм, пистолетов-пулеметов MP-38 и MP-40 калибра 9,0 мм и пистолетов.
С июля 1942 года до июня 1943 года предприятия “FAMO” построили 531 машину Sd.Kfz.131. Фирмы “Daimler-Benz” и “MAN” в период с июля 1943 года до марта 1944 года переделали в самоходки еще 75 танков разных серий.
5-cm PaK-38 Fgst auf Pz.Kpfw.II (Sd.Kfz.131) “Marder II”.В 1944 году на базе танков Pz.Kpfw.II выпустили серию 30-50 машин, оснащенных пушкой 5-cm PaK-38 L/60 калибра 50 мм. Машины отличались формой маски пушки и бортов. Вооруженные 50-мм пушкой самоходки использовались главным образом на Западном фронте.
7,62-cm PaK-36(r) Fgst auf Pz.Kpfw.II (Sd.Kfz.132) “Marder II”.20 декабря 1941 года Министерство вооружений получило приказ разработать самоходный истребитель танков на базе шасси легких танков Pz.Kpfw.II Sd.Kfz.121 Ausf.D/E и Pz.Kpfw.38(t). Прототип машины построила фирма “Alkett”. Самоходная установка на базе Pz.Kpfw.II Ausf D/E получила название Panzerselbstfahrlafette 1. Позже название машины неоднократно менялось. Причины смены неизвестны, скорее всего это делалось по соображениям секретности. Но 27 февраля 1944 года Гитлер приказал присвоить машинам обоего типа (Sd.Kfz.131 и Sd.Kfz.132) название “Marder II”.
Что же касается базового шасси, то танки Pz.Kpfw.II Ausf.D/E были созданы для вооружения легких дивизий Вермахта и отличались от всех прочих модификаций Pz.Kpfw.II новым корпусом и ходовой частью типа Кристи. При создании САУ ничего принципиально нового по сравнению с Panzerjager I изобретать не стали, повторив в целом его компоновку. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть базового танка остались без изменений. Внутри неподвижной броневой рубки с низкими бортами, смонтированной на крыше корпуса танка ближе к корме, установили 76-мм пушку PaK-36(r).
САУ была тяжелее базового танка на две тонны, ее боевая масса составила 11,5 т. Однако на динамических характеристиках машины это не отразилось. К концу мая 1942 года цеха завода “Alkett” в Берлине покинули 192 противотанковых САУ 7,62-cm PaK(r) auf Pz.Kpfw.II Ausf.D “Marder II” (Sd.Kfz.132).
Самоходные истребители Sd.Kfz.132 использовались на фронте с апреля 1942 года и до конца войны. Помимо германской армии, 12 машин “Marder II” использовались в словацкой армии.
Тактико-технические характеристики Marder II:
вес: 11500 кг;
длина: 5,65 м;
ширина: 2,30 м;
высота: 2,60 м;
экипаж: 4 человека;
двигатель: Maybach HL 62 TRM, 6 цилиндров, 140 л.с.;
скорость: 55 км/ч;
запас хода по дороге: 220 км;
запас хода по бездорожью: 140 км;
вооружение: 76,2-мм PaK-36(r) L/51 и 1 х 7,92-мм MG-34;
боезапас: 76,2-мм - 30 выстрелов, 7,92-мм - 900 выстрелов;
броня: 5-30 мм.
вес: 11500 кг;
длина: 5,65 м;
ширина: 2,30 м;
высота: 2,60 м;
экипаж: 4 человека;
двигатель: Maybach HL 62 TRM, 6 цилиндров, 140 л.с.;
скорость: 55 км/ч;
запас хода по дороге: 220 км;
запас хода по бездорожью: 140 км;
вооружение: 76,2-мм PaK-36(r) L/51 и 1 х 7,92-мм MG-34;
боезапас: 76,2-мм - 30 выстрелов, 7,92-мм - 900 выстрелов;
броня: 5-30 мм.
Источники:
1. “Marder II” германский истребитель танков, “Tornado”
2. Chris Bishop, Encyclopedia: Weapons of World War II, Barnes & Noble, 1998
1. “Marder II” германский истребитель танков, “Tornado”
2. Chris Bishop, Encyclopedia: Weapons of World War II, Barnes & Noble, 1998