На завершающем этапе Второй мировой войны в Европе немецкие войска были вынуждены искать новые варианты защиты от наступающих армий противника. Требовалось в кратчайшие сроки создать новые боевые машины с высокими характеристиками, которые были бы просты и дешевы в производстве. Среди прочего требовалось разработать и поставить в серию новые истребители танков, способные сдерживать наступление противника. Единственным реальным результатом последовавших за этим работ стали несколько десятков машин типа Wanze.
В последние месяцы войны германское командование поняло, что в ближайшем будущем ему придется организовывать оборону крупных городов и начало готовиться к подобным боям. С целью затруднения продвижения противника предлагалось строить различные баррикады и т.п. заграждения. Кроме того, следовало наладить массовые поставки новейших противотанковых средств, которые могли с максимальной эффективностью применяться в условиях города. Тем не менее, пехотинец с реактивным гранатометом имел ограниченную мобильность, что в определенной мере могло затруднить его боевую работу. Таким образом, требовалась некая самоходная машина с противотанковым вооружением.
В условиях постоянно смещающегося фронта и потери массы предприятий гитлеровской Германии приходилось рассчитывать только на оставшиеся ресурсы. Так, перспективный истребитель танков должен был базироваться на одном из имеющихся шасси и применять доступное оружие. Соединять шасси и оружие следовало при помощи систем максимально простой конструкции. Разработка и заказ неких новых средств того или иного типа были недопустимы ввиду ограничений по времени и резко сократившегося потенциала промышленности.
К началу боев за Берлин и его пригороды в немецких войсках появилась новая боевая машина, соответствовавшая требованиям военных. Истребитель танков, получивший обозначение Borgward IV Ausfuhrung mit Raketenpanzerbüchse 54 («Шасси Borgward IV с реактивными гранатометами Raketenpanzerbüchse 54»). Кроме того за небольшие размеры и способность наносить противнику достаточно болезненные «укусы» машину прозвали Wanze («Клоп»).
Также в некоторых источниках «Клоп» упоминается с дополнительным индексом E-5, указывающим на его принадлежность к т.н. Е-серии. В таком случае история появления интересного проекта излагается иначе и восходит к концу 1944 года. К этому времени было принято решение о разработке семейства различной бронетехники с общим обозначением «E» (от Entwicklung – «разработка» или «развитие»), предназначенной для решения разных боевых задач. В конце 1944 года в планы по развитию Е-серии были внесены коррективы: было предложено разработать легкую бронемашину с противотанковыми средствами E-5.
Согласно этой версии о происхождении проекта Wanze, промышленность получила техническое задание на разработку новой техники. Перспективная самоходка должна была весить не более 6-10 т, управляться одним или двумя членами экипажа, а также нести различное легкое вооружение. Предполагалось, что E-5 сможет стать носителем пулеметов, автоматических пушек, гранатометов и т.д. Это позволяло машине осуществлять огневую поддержку пехоты при различных операциях. Огневая мощь установленного вооружения должна была соответствовать нуждам войск, а малые габариты и подвижность позволяли повысить живучесть техники.
Техническое задание на разработку проекта E-5 было выдано нескольким ведущим предприятиям немецкой военной промышленности. Тем не менее, до стадии строительства прототипа и выпуска серийных машин свой проект довела лишь фирма BMW. В качестве базы для своего варианта E-5 специалисты этой фирмы взяли изделия чужой разработки и соединили их в новый комплекс. Это позволило решить поставленные технические задачи, а также завершить проектирование в кратчайшие сроки и упростить производство новой техники.
Вряд ли возможно установить, какая из версий происхождения бронемашины Wanze наиболее соответствует действительности. Те или иные нюансы двух версий могут говорить об их правдивости или о не полном соответствии реальным событиям. Тем не менее, вне зависимости от точного хода проекта на ранних стадиях, немецкие войска все же получили некоторое количество новых самоходок с противотанковым вооружением.
В качестве базы для противотанковой самоходки Wanze был выбрана дистанционно управляемая подрывная машина Sonderkraftfahrzeug 301 разработки фирмы Borgward. C весны 1942 года по осень 1944-го было произведено чуть менее 1200 единиц такой техники в трех модификациях. К началу весны 1945 года немецкие войска располагали 397 машинами, причем их большая часть (318 штук) находилась на хранении и пока не эксплуатировалась войсками. Таким образом, снятие машин с хранения и небольшая модернизация позволяли оснастить войска требуемой техникой нового назначения.
По разным данным, самоходки «Клоп» собирались на базе Sd.Kfz.301 всех трех существовавших модификаций. По этой причине готовые образцы подобной техники могли иметь некоторые отличия друг от друга, как внешние, так и внутренние. Подобные отличия должны были сказываться на различных характеристиках и особенностях эксплуатации. В частности, самоходки на базе поздних машин модификации «C» были защищены чуть лучше, чем их предшественники.
Sd.Kfz.301 всех трех модификаций имели броневой корпус, состоявший из нескольких листов разных форм и размеров. При этом, несмотря на общее сходство, корпуса разных модификаций отличались некоторыми особенностями. Так, лобовая часть корпуса модификаций «A» и «B» имела характерную выемку для установки подрывного заряда, а машина версии «C» оснащалась упрощенным лбом корпуса. Борта всех вариантов машин были вертикальными, сверху водитель и внутренние агрегаты защищались горизонтальной крышей. Также корпуса оснащались небольшими щитками, которые можно было поднимать и устанавливать в виде небольшой рубки для защиты водителя.
Две первые модификации подрывной машины имели лобовую броню толщиной 10 мм, а их борта изготавливались из 5-мм листов. В дальнейшем было предложено использовать дополнительное накладное бронирование толщиной 8 мм. Сверху и снизу машины защищались листами толщиной 3 и 4 мм соответственно. В проекте Sd.Kfz.301 Ausf.C было предложено более мощное бронирование. Лоб и борта теперь имели толщину 20 мм, а крыша и днище выполнялись из 6-мм листов. Такие доработки привели к заметному росту веса конструкции, но позволили значительно повысить живучесть машины на поле боя и защитить ее, как минимум, от стрелкового оружия разных классов.
Схема САУ Wanze. Рисунок Achtungpanzer.com
В базовом варианте подрывной машины Sd.Kfz.301 должна была перевозить специальный заряд, предназначенный для разрушения различных объектов противника, прежде всего укреплений и огневых точек. Контейнер многоугольной формы с 500 кг взрывчатого вещества перевозился на лобовой части корпуса и удерживался специальными замками. В точке сброса замки открывались, а контейнер по наклонному лобовому листу съезжал на грунт. Далее в работу вступал специальный взрыватель с замедлителем, благодаря которому машина могла выйти из зоны поражения.
Компоновка трех модификаций Sd.Kfz.301 была схожей, но отличалась некоторыми нюансами. В передней части корпуса всех машин помещались агрегаты трансмиссии, позади которых располагалось небольшое отделение управления с рабочим местом водителя. При этом две первые версии машины имели место водителя у правого борта, а в третьей модификации его перенесли влево. Корма отдавалась под двигатель.
Варианты Ausf.A и Ausf.B оснащались карбюраторным двигателем Borgward 6M RTBV мощностью 49 л.с. При помощи механической трансмиссии крутящий момент передавался на передние ведущие колеса. Машина Sd.Kfz.301 Ausf.C, отличавшаяся увеличенной боевой массой, получила более мощный двигатель Borgward 6B, способный выдавать до 78 л.с. Это позволило компенсировать рост веса, а также немного улучшить подвижность.
Ходовая часть всех трех модификаций была одинаковой. Она состояла из пяти опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. В передней части корпуса крепились ведущие колеса, в корме – направляющие. Машины разных версий отличались друг от друга конструкцией гусеницы, в частности, только варианта «A» получал резиновые подушки траков.
В базовой конфигурации подрывная машина Sd.Kfz.301 получала рабочее место механика-водителя с набором органов управления, которое предлагалось использовать на марше и при подготовке к боевой работе. Непосредственно доставку подрывного заряда к цели предлагалось осуществлять с помощью системы дистанционного управления типа EP3. Она обеспечивала управление двигателем и движением, сбросом заряда и т.д. Оператор машины при этом мог оставаться на безопасном расстоянии, и уничтожение машины не было связано с какими-либо рисками для него.
Солдат с гранатометом R.Pz.B.54 Panzerschreck. Фото Wikimedia Commons
Подрывные машины вариантов «A» и «B» имели длину 3,65 м, ширину 1,8 м и высоту 1,2 м. Их боевая масса составляла 3,6 т. Последняя серийная модификация отличалась увеличенными габаритами: длина 4,1 м, ширина 1,83 м, высота 1,25 м. Кроме того, она потяжелела до 4,85 т. Ранние версии Sd.Kfz.301 могли разгоняться до 38 км/ч, последняя – до 40 км/ч. Запас хода всех модификаций составлял 212 км.
При переделке в противотанковые самоходки серийные подрывные машины должны были лишаться части имеющегося оборудования и получать новые агрегаты. Так, с них за ненадобностью демонтировалось радиоуправление, а кроме того, изымался подрывной заряд. Теперь на лобовом листе предлагалось перевозить пустой контейнер, способный в некоторой мере улучшить защиту машины от некоторых угроз. Рядом с местом механика-водителя в корпусе высвобождался дополнительный объем для размещения наводчика и вооружения, над которым в крыше проделывались крупное отверстие.
Над местом наводчика предлагалось монтировать небольшую прямоугольную рубку с креплениями для вооружения. На поворотном основании была закреплена специальная установка с креплениями для нескольких гранатометов. Конструкция этой установки включала щиток, прикрывающий наводчика во время стрельбы. Для выполнения наведения в щитке предусматривался небольшой лючок с крышкой. Конструкция установки была выполнена таким образом, что щиток располагался непосредственно над местом наводчика, а вооружение было вынесено за уровень борта машины.
Исходя из имеющихся данных о конструкции подрывной машины Sd.Kfz.301, можно предполагать, что Wanze на базе первых ее модификаций получали орудийную установку на левом борту, а на шасси Ausf.C следовало крепить ее с правой стороны. Следует отметить, что на сохранившихся фотографиях изображены только самоходки с «левой» установкой.
Для атаки бронетехники противника предлагалось использовать систему, состоящую из шести реактивных гранатометов. На общих креплениях следовало монтировать пакет из систем Raketenpanzerbüchse 54, также известных как Panzerschreck. Это оружие уже производилось серийно и было освоено войсками. Примечательно, что недостатком системы «Панцершрек» считались большие габариты и вес, затруднявшие ее транспортировку. Установка подобных гранатометов на самоходное шасси позволяло полностью решить эту проблему.
Демонстрация собранных САУ Wanze командованию. Машина на переднем плане стоит кормой к фотографу. Фото Aviarmor.net
Реактивный гранатомет R.Pz.B.54 имел калибр 88 мм и оснащался стволом длиной 1400 мм. Для стрельбы из этого оружия применялись гранаты типа R.Pz.B.GR.4322. При помощи встроенного реактивного двигателя они могли развивать скорость до 110 м/с и эффективно поражать цели на дальностях не более 150 м. При попадании в цель граната могла пробить до 230 мм гомогенной брони.
Для установки на самоходное шасси с гранатомета удалялись щиток и некоторые выступающие части конструкции. Вместо спускового крючка и других систем управления теперь предлагалось использовать иные механизмы. Трубы гранатометов монтировались на общей установке в два ряда по три штуки. Благодаря этому наводчик получал возможность произвести залп, тем самым в определенной мере повысив вероятность поражения цели.
В боекомплект машины входило несколько десятков 88-мм гранат, что позволяло сделать несколько полных залпов по целям. Готовые к применению гранаты помещались в трубы гранатометов, тогда как остальные боеприпасы находились в укладках внутри корпуса, рядом с местом наводчика.
Поскольку боевое применение «Клопа» было связано с определенными рисками, было предложено использовать маскировку. На передней части пустого контейнера подрывного заряда монтировались три дымовых гранатомета. Предполагалось, что перед выходом на позицию для стрельбы экипаж самоходки будет ставить дымовую завесу и продвигаться под ее прикрытием. Это позволяло в некоторой мере снизить вероятность поражения машины до стрельбы.
В начале весны 1945 года немецкие предприятия успели переоборудовать некоторое количество имевшихся в наличии подрывных машин в носители противотанкового вооружения. По разным данным, подобную модернизацию прошло не более 56 единиц техники нескольких модификаций. Все получившиеся самоходки Wanze после недолгих проверок и испытаний были переданы войскам для использования в будущих городских боях.
Где-то в Берлине. Самоходка уничтожена: ходовая часть разбита, вооружение сорвано с места. Фото Aviarmor.net
Согласно большинству источников, машины Wanze применялись только в ходе боев за Берлин. Стандартная тактика их применения выглядела следующим образом. При приближении танков Красной армии на расстояние выстрела экипаж «Клопа», находящийся вблизи от планируемой огневой позиции, должен был отстреливать дымовые гранаты и под прикрытием дымовой завесы выдвигаться на рубеж стрельбы. Далее производилась наводка оружия и стрельба одной или несколькими гранатами. До того, как дым рассеивался, экипаж должен был отойти обратно в укрытие и заняться перезарядкой оружия.
Самоходка с гранатометами «Панцершрек» имела большое преимущество в мобильности перед солдатами с подобным оружием. Она могла с большей скоростью перемещаться по городу, хотя и была ограничена в маневре: к примеру, по объективным причинам она не могла вести огонь с верхних этажей зданий. Тем не менее, и при таких минусах «Клоп» представлял большой интерес для войск, поскольку позволял в определенной мере справиться с дефицитом техники.
Противотанковые самоходки Wanze вступили в бой в последние недели войны, когда никакая новая техника уже не могла серьезно повлиять на ход сражений. Несмотря на относительно активное применение новых машин, Красная армия продвигалась по Берлину, отвоевывая квартал за кварталом. В таких условиях «Клопы» были почти бесполезны. Действительно, они могли наносить некоторый ущерб наступающему противнику, но заметного влияния на ход боев такая техника не оказала.
В ходе сражения за Берлин часть самоходок Wanze стала трофеями красноармейцев, а прочие машины этого типа были уничтожены при тех или иных обстоятельствах. Захваченные самоходки изучались специалистами и, возможно, в дальнейшем испытывались с целью проверки их реальных возможностей. Позже, после окончания боев и дополнительной проверки, все сохранившиеся «Клопы» были отправлены на утилизацию. До нашего времени не сохранилось ни одного образца такой техники. Наиболее «везучие» машины этого типа остались только на фотографиях.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://armourbook.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
В последние месяцы войны германское командование поняло, что в ближайшем будущем ему придется организовывать оборону крупных городов и начало готовиться к подобным боям. С целью затруднения продвижения противника предлагалось строить различные баррикады и т.п. заграждения. Кроме того, следовало наладить массовые поставки новейших противотанковых средств, которые могли с максимальной эффективностью применяться в условиях города. Тем не менее, пехотинец с реактивным гранатометом имел ограниченную мобильность, что в определенной мере могло затруднить его боевую работу. Таким образом, требовалась некая самоходная машина с противотанковым вооружением.
В условиях постоянно смещающегося фронта и потери массы предприятий гитлеровской Германии приходилось рассчитывать только на оставшиеся ресурсы. Так, перспективный истребитель танков должен был базироваться на одном из имеющихся шасси и применять доступное оружие. Соединять шасси и оружие следовало при помощи систем максимально простой конструкции. Разработка и заказ неких новых средств того или иного типа были недопустимы ввиду ограничений по времени и резко сократившегося потенциала промышленности.
К началу боев за Берлин и его пригороды в немецких войсках появилась новая боевая машина, соответствовавшая требованиям военных. Истребитель танков, получивший обозначение Borgward IV Ausfuhrung mit Raketenpanzerbüchse 54 («Шасси Borgward IV с реактивными гранатометами Raketenpanzerbüchse 54»). Кроме того за небольшие размеры и способность наносить противнику достаточно болезненные «укусы» машину прозвали Wanze («Клоп»).
Также в некоторых источниках «Клоп» упоминается с дополнительным индексом E-5, указывающим на его принадлежность к т.н. Е-серии. В таком случае история появления интересного проекта излагается иначе и восходит к концу 1944 года. К этому времени было принято решение о разработке семейства различной бронетехники с общим обозначением «E» (от Entwicklung – «разработка» или «развитие»), предназначенной для решения разных боевых задач. В конце 1944 года в планы по развитию Е-серии были внесены коррективы: было предложено разработать легкую бронемашину с противотанковыми средствами E-5.
Согласно этой версии о происхождении проекта Wanze, промышленность получила техническое задание на разработку новой техники. Перспективная самоходка должна была весить не более 6-10 т, управляться одним или двумя членами экипажа, а также нести различное легкое вооружение. Предполагалось, что E-5 сможет стать носителем пулеметов, автоматических пушек, гранатометов и т.д. Это позволяло машине осуществлять огневую поддержку пехоты при различных операциях. Огневая мощь установленного вооружения должна была соответствовать нуждам войск, а малые габариты и подвижность позволяли повысить живучесть техники.
Техническое задание на разработку проекта E-5 было выдано нескольким ведущим предприятиям немецкой военной промышленности. Тем не менее, до стадии строительства прототипа и выпуска серийных машин свой проект довела лишь фирма BMW. В качестве базы для своего варианта E-5 специалисты этой фирмы взяли изделия чужой разработки и соединили их в новый комплекс. Это позволило решить поставленные технические задачи, а также завершить проектирование в кратчайшие сроки и упростить производство новой техники.
Вряд ли возможно установить, какая из версий происхождения бронемашины Wanze наиболее соответствует действительности. Те или иные нюансы двух версий могут говорить об их правдивости или о не полном соответствии реальным событиям. Тем не менее, вне зависимости от точного хода проекта на ранних стадиях, немецкие войска все же получили некоторое количество новых самоходок с противотанковым вооружением.
В качестве базы для противотанковой самоходки Wanze был выбрана дистанционно управляемая подрывная машина Sonderkraftfahrzeug 301 разработки фирмы Borgward. C весны 1942 года по осень 1944-го было произведено чуть менее 1200 единиц такой техники в трех модификациях. К началу весны 1945 года немецкие войска располагали 397 машинами, причем их большая часть (318 штук) находилась на хранении и пока не эксплуатировалась войсками. Таким образом, снятие машин с хранения и небольшая модернизация позволяли оснастить войска требуемой техникой нового назначения.
По разным данным, самоходки «Клоп» собирались на базе Sd.Kfz.301 всех трех существовавших модификаций. По этой причине готовые образцы подобной техники могли иметь некоторые отличия друг от друга, как внешние, так и внутренние. Подобные отличия должны были сказываться на различных характеристиках и особенностях эксплуатации. В частности, самоходки на базе поздних машин модификации «C» были защищены чуть лучше, чем их предшественники.
Sd.Kfz.301 всех трех модификаций имели броневой корпус, состоявший из нескольких листов разных форм и размеров. При этом, несмотря на общее сходство, корпуса разных модификаций отличались некоторыми особенностями. Так, лобовая часть корпуса модификаций «A» и «B» имела характерную выемку для установки подрывного заряда, а машина версии «C» оснащалась упрощенным лбом корпуса. Борта всех вариантов машин были вертикальными, сверху водитель и внутренние агрегаты защищались горизонтальной крышей. Также корпуса оснащались небольшими щитками, которые можно было поднимать и устанавливать в виде небольшой рубки для защиты водителя.
Две первые модификации подрывной машины имели лобовую броню толщиной 10 мм, а их борта изготавливались из 5-мм листов. В дальнейшем было предложено использовать дополнительное накладное бронирование толщиной 8 мм. Сверху и снизу машины защищались листами толщиной 3 и 4 мм соответственно. В проекте Sd.Kfz.301 Ausf.C было предложено более мощное бронирование. Лоб и борта теперь имели толщину 20 мм, а крыша и днище выполнялись из 6-мм листов. Такие доработки привели к заметному росту веса конструкции, но позволили значительно повысить живучесть машины на поле боя и защитить ее, как минимум, от стрелкового оружия разных классов.
Схема САУ Wanze. Рисунок Achtungpanzer.com
В базовом варианте подрывной машины Sd.Kfz.301 должна была перевозить специальный заряд, предназначенный для разрушения различных объектов противника, прежде всего укреплений и огневых точек. Контейнер многоугольной формы с 500 кг взрывчатого вещества перевозился на лобовой части корпуса и удерживался специальными замками. В точке сброса замки открывались, а контейнер по наклонному лобовому листу съезжал на грунт. Далее в работу вступал специальный взрыватель с замедлителем, благодаря которому машина могла выйти из зоны поражения.
Компоновка трех модификаций Sd.Kfz.301 была схожей, но отличалась некоторыми нюансами. В передней части корпуса всех машин помещались агрегаты трансмиссии, позади которых располагалось небольшое отделение управления с рабочим местом водителя. При этом две первые версии машины имели место водителя у правого борта, а в третьей модификации его перенесли влево. Корма отдавалась под двигатель.
Варианты Ausf.A и Ausf.B оснащались карбюраторным двигателем Borgward 6M RTBV мощностью 49 л.с. При помощи механической трансмиссии крутящий момент передавался на передние ведущие колеса. Машина Sd.Kfz.301 Ausf.C, отличавшаяся увеличенной боевой массой, получила более мощный двигатель Borgward 6B, способный выдавать до 78 л.с. Это позволило компенсировать рост веса, а также немного улучшить подвижность.
Ходовая часть всех трех модификаций была одинаковой. Она состояла из пяти опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. В передней части корпуса крепились ведущие колеса, в корме – направляющие. Машины разных версий отличались друг от друга конструкцией гусеницы, в частности, только варианта «A» получал резиновые подушки траков.
В базовой конфигурации подрывная машина Sd.Kfz.301 получала рабочее место механика-водителя с набором органов управления, которое предлагалось использовать на марше и при подготовке к боевой работе. Непосредственно доставку подрывного заряда к цели предлагалось осуществлять с помощью системы дистанционного управления типа EP3. Она обеспечивала управление двигателем и движением, сбросом заряда и т.д. Оператор машины при этом мог оставаться на безопасном расстоянии, и уничтожение машины не было связано с какими-либо рисками для него.
Солдат с гранатометом R.Pz.B.54 Panzerschreck. Фото Wikimedia Commons
Подрывные машины вариантов «A» и «B» имели длину 3,65 м, ширину 1,8 м и высоту 1,2 м. Их боевая масса составляла 3,6 т. Последняя серийная модификация отличалась увеличенными габаритами: длина 4,1 м, ширина 1,83 м, высота 1,25 м. Кроме того, она потяжелела до 4,85 т. Ранние версии Sd.Kfz.301 могли разгоняться до 38 км/ч, последняя – до 40 км/ч. Запас хода всех модификаций составлял 212 км.
При переделке в противотанковые самоходки серийные подрывные машины должны были лишаться части имеющегося оборудования и получать новые агрегаты. Так, с них за ненадобностью демонтировалось радиоуправление, а кроме того, изымался подрывной заряд. Теперь на лобовом листе предлагалось перевозить пустой контейнер, способный в некоторой мере улучшить защиту машины от некоторых угроз. Рядом с местом механика-водителя в корпусе высвобождался дополнительный объем для размещения наводчика и вооружения, над которым в крыше проделывались крупное отверстие.
Над местом наводчика предлагалось монтировать небольшую прямоугольную рубку с креплениями для вооружения. На поворотном основании была закреплена специальная установка с креплениями для нескольких гранатометов. Конструкция этой установки включала щиток, прикрывающий наводчика во время стрельбы. Для выполнения наведения в щитке предусматривался небольшой лючок с крышкой. Конструкция установки была выполнена таким образом, что щиток располагался непосредственно над местом наводчика, а вооружение было вынесено за уровень борта машины.
Исходя из имеющихся данных о конструкции подрывной машины Sd.Kfz.301, можно предполагать, что Wanze на базе первых ее модификаций получали орудийную установку на левом борту, а на шасси Ausf.C следовало крепить ее с правой стороны. Следует отметить, что на сохранившихся фотографиях изображены только самоходки с «левой» установкой.
Для атаки бронетехники противника предлагалось использовать систему, состоящую из шести реактивных гранатометов. На общих креплениях следовало монтировать пакет из систем Raketenpanzerbüchse 54, также известных как Panzerschreck. Это оружие уже производилось серийно и было освоено войсками. Примечательно, что недостатком системы «Панцершрек» считались большие габариты и вес, затруднявшие ее транспортировку. Установка подобных гранатометов на самоходное шасси позволяло полностью решить эту проблему.
Демонстрация собранных САУ Wanze командованию. Машина на переднем плане стоит кормой к фотографу. Фото Aviarmor.net
Реактивный гранатомет R.Pz.B.54 имел калибр 88 мм и оснащался стволом длиной 1400 мм. Для стрельбы из этого оружия применялись гранаты типа R.Pz.B.GR.4322. При помощи встроенного реактивного двигателя они могли развивать скорость до 110 м/с и эффективно поражать цели на дальностях не более 150 м. При попадании в цель граната могла пробить до 230 мм гомогенной брони.
Для установки на самоходное шасси с гранатомета удалялись щиток и некоторые выступающие части конструкции. Вместо спускового крючка и других систем управления теперь предлагалось использовать иные механизмы. Трубы гранатометов монтировались на общей установке в два ряда по три штуки. Благодаря этому наводчик получал возможность произвести залп, тем самым в определенной мере повысив вероятность поражения цели.
В боекомплект машины входило несколько десятков 88-мм гранат, что позволяло сделать несколько полных залпов по целям. Готовые к применению гранаты помещались в трубы гранатометов, тогда как остальные боеприпасы находились в укладках внутри корпуса, рядом с местом наводчика.
Поскольку боевое применение «Клопа» было связано с определенными рисками, было предложено использовать маскировку. На передней части пустого контейнера подрывного заряда монтировались три дымовых гранатомета. Предполагалось, что перед выходом на позицию для стрельбы экипаж самоходки будет ставить дымовую завесу и продвигаться под ее прикрытием. Это позволяло в некоторой мере снизить вероятность поражения машины до стрельбы.
В начале весны 1945 года немецкие предприятия успели переоборудовать некоторое количество имевшихся в наличии подрывных машин в носители противотанкового вооружения. По разным данным, подобную модернизацию прошло не более 56 единиц техники нескольких модификаций. Все получившиеся самоходки Wanze после недолгих проверок и испытаний были переданы войскам для использования в будущих городских боях.
Где-то в Берлине. Самоходка уничтожена: ходовая часть разбита, вооружение сорвано с места. Фото Aviarmor.net
Согласно большинству источников, машины Wanze применялись только в ходе боев за Берлин. Стандартная тактика их применения выглядела следующим образом. При приближении танков Красной армии на расстояние выстрела экипаж «Клопа», находящийся вблизи от планируемой огневой позиции, должен был отстреливать дымовые гранаты и под прикрытием дымовой завесы выдвигаться на рубеж стрельбы. Далее производилась наводка оружия и стрельба одной или несколькими гранатами. До того, как дым рассеивался, экипаж должен был отойти обратно в укрытие и заняться перезарядкой оружия.
Самоходка с гранатометами «Панцершрек» имела большое преимущество в мобильности перед солдатами с подобным оружием. Она могла с большей скоростью перемещаться по городу, хотя и была ограничена в маневре: к примеру, по объективным причинам она не могла вести огонь с верхних этажей зданий. Тем не менее, и при таких минусах «Клоп» представлял большой интерес для войск, поскольку позволял в определенной мере справиться с дефицитом техники.
Противотанковые самоходки Wanze вступили в бой в последние недели войны, когда никакая новая техника уже не могла серьезно повлиять на ход сражений. Несмотря на относительно активное применение новых машин, Красная армия продвигалась по Берлину, отвоевывая квартал за кварталом. В таких условиях «Клопы» были почти бесполезны. Действительно, они могли наносить некоторый ущерб наступающему противнику, но заметного влияния на ход боев такая техника не оказала.
В ходе сражения за Берлин часть самоходок Wanze стала трофеями красноармейцев, а прочие машины этого типа были уничтожены при тех или иных обстоятельствах. Захваченные самоходки изучались специалистами и, возможно, в дальнейшем испытывались с целью проверки их реальных возможностей. Позже, после окончания боев и дополнительной проверки, все сохранившиеся «Клопы» были отправлены на утилизацию. До нашего времени не сохранилось ни одного образца такой техники. Наиболее «везучие» машины этого типа остались только на фотографиях.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://armourbook.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор Рябов Кирилл
Комментариев нет :
Отправить комментарий