суббота, 7 мая 2016 г.

Проект двухбашенного танка БТ: быль и небыль

В межвоенный период советские танкостроители активно занимались тематикой многобашенной бронетехники. Подобные танки, по задумке своих создателей, должны были иметь повышенную огневую мощь и отличаться возможностью одновременной атаки нескольких целей, в том числе с применением разного оружия. Ряд проектов многобашенных танков дошел до серийного производства и эксплуатации в армии. Прочим образцам повезло меньше, из-за чего они остались лишь в виде чертежей или не прошли стадию испытаний. Кроме того, некоторые разработки в этой области стали настоящей загадкой и до сих пор могут быть темой споров.В тридцатых годах были разработаны несколько легких колесно-гусеничных танков семейства БТ («Быстроходный танк»). В рамках этого семейства были созданы несколько основных проектов, которые были доведены до серийного производства и эксплуатации техники в войсках, а также несколько экспериментальных машин и ряд техники вспомогательного назначения. В последнем случае использовались различные узлы конструкции, разное вооружение, специальное оборудование и т.д. Кроме того, по некоторым данным, была создана и двухбашенная модификация танка БТ. На протяжении нескольких лет шли активные споры о существовании этой машины, которые, похоже, позволили установить истину. Рассмотрим этот вопрос подробнее.


По имеющимся данным, технические задания на танки семейства БТ подразумевали строительство легкой бронетехники с высокими характеристиками подвижности. Также ряд модификаций должен был иметь возможность движения как на гусеницах, так и на колесах. Все вооружение предполагалось устанавливать в одной башне. Именно так, за исключением некоторых нюансов, выглядели серийные танки с БТ-2 по БТ-7, а также несколько опытных машин. Согласно некоторым источникам, также был разработан и даже строился небольшой серией танк с двумя башнями.


Двухбашенный танк БТ на полигоне НИБТ. Фото журнала "Полигон"


Самое раннее известное упоминание двухбашенного БТ встречается в одном из выпусков журнала «Танкомастер» за 1992 год. В журнале приводилась схема этой машины, названной БТ-4, а также имелась ее краткая история. В журнале утверждалось, что чертежи танка выполнены по материалам иностранных источников. Список этих источников, тем не менее, не упоминался. Так же остались секретом и основные характеристики машины с нестандартной компоновкой. Сопровождающий текст к чертежам выглядел следующим образом:

«Рекомендую моделистам, обожающим редкости, этот танк БТ-4. Если не изменяет память, в конце 1932 г. этот проект существовал, причем, было построено 20 танков установочной серии. На чем дело и закончилось из-за очевидной порочности двухбашенной концепции. Однако, внешне машина смотрится отлично! Как и все опытные танки она окрашивалась суриком в красновато-коричневый цвет».

На прилагаемом чертеже был изображен легкий танк серии БТ, оснащенный необычным боевым отделением. На стандартном шасси БТ первых модификаций располагались сразу две башни, аналогичные примененным на танке Т-26 ранней модификации. В одной из них располагался пулемет, в другой – малокалиберная пушка. Компоновка, ходовая часть, силовая установка и прочие особенности такого танка БТ-4, по-видимому, соответствовали основным чертам предыдущих проектов. Подробные сведения на этот счет, к сожалению, не приводились.

Следующее упоминание двухбашенного БТ встречается в книге И.П. Шмелева «Танки БТ» 1993 года. Как и в случае с «Танкомастером», бронемашина фигурировала под обозначением БТ-4. Ввиду отсутствия полноценных данных или по иным причинам двухбашенным БТ отведена всего половина абзаца. Процитируем этот текст:

«В некоторых источниках упоминают о промежуточных моделях БТ-3 и БТ-4. Что это такое? Под обозначением БТ-3 можно понимать танк БТ-2 с несколько измененной конструкцией башни и сплошными катками (ранее они имели прочные спицы). Ну, а БТ-4 это небольшая серия танков с двумя пулеметными башнями как на первой серии легких танков Т-26. Удивительно, но эти архаические машины дошили до лета 1941 г. и приняли участие в боях».


Чертежи из журнала "Танкомастер"


Какие-либо изображения, схемы или иные материалы по двухбашенному БТ-4 не приводились. Вероятно, автору удалось обнаружить только упоминания этих бронемашин, но не иные свидетельства их существования. Примечательно, что к моменту издания книги «Танки БТ» журнал «Танкомастер» с соответствующим чертежом уже вышел. Тем не менее, любители бронетехники со стажем знают, как трудно было достать это издание в начале девяностых годов.

Впоследствии сведения о двухбашенном БТ или БТ-4 время от времени появлялись в различных отечественных и зарубежных изданиях. Ввиду дефицита информации об этом танке почти все они представляли собой перепечатку из более ранних источников. Новые публикации о двухбашенной модификации «Быстроходного танка» становились поводом для споров, участники которых приводили различные аргументы и пытались определить, существовала ли такая машина и какой она была.

В связи с определенной популярностью темы со временем в серьезных изданиях танковой тематики начали появляться утверждения, опровергавшие существование двухбашенного БТ. Историкам отечественного танкостроения не удавалось найти какие-либо подтверждения существованию модификации БТ-4 с двумя башнями. При этом, однако, сам проект БТ-4 действительно существовал, хотя и в ином виде. Тем не менее, отсутствие доказательств существования двухбашенного танка не привело к полной остановке споров.

«Двуглавая саламандра Красной армии»

До определенного времени сведения о двухбашенном БТ носили отрывочный характер, а также не подтверждались документами. В начале двухтысячных годов ситуация коренным образом изменилась. Весной 2002 года вышел выпуск журнала «Полигон», в котором присутствовала крупная и обстоятельная статья о танке БТ с двумя башнями под названием «Двуглавая саламандра Красной армии». Ее автор Т.Р. Епачев, как утверждалось, изучил массу документов и восстановил историю интереснейшего проекта. Кроме того, автору удалось раздобыть несколько уникальных фотографий перспективной боевой машины, которые прилагались к статье.


Двухбашенный БТ-ВТ на параде 7 ноября 1931 г., Красная площадь. Фото журнала "Полигон"


Автор статьи в «Полигоне» утверждал, что неоднократно сталкивался с упоминаниями двухбашенного танка БТ, а также знает об опровержениях его существования. Тем не менее, он ранее видел фотографию такой бронемашины. Как оказалось, один из родственников Епачева в начале тридцатых годов работал в СКБ-6 Харьковского танкового завода и имел отношение к созданию новой техники для армии. С определенными трудностями автору статьи удалось раздобыть дневники своего родственника, где нашлись некоторые сведения о разработке танка БТ с двумя башнями.

По данным дневников конструктора В.В. Дурныгина, руководителем СКБ-6 и проекта двухбашенного БТ был А.А. Морозенков. Кроме того, утверждалось, что проект бронемашины с двумя самостоятельными башнями не имел отношения к танку БТ-4, поскольку его разработка началась даже до появления серийных БТ-2. При этом появлению нового проекта поспособствовала чистая случайность, почти не связанная с развитием вооруженных сил.

Осенью 1931 года на ХТЗ велось строительство первых серийных танков семейства БТ. Были построены первые пять корпусов, которые, однако, не удавалось укомплектовать башнями. Виноваты в этом были смежники: Ижорский завод, отвечавший за производство этих агрегатов, не успел поставить их вовремя. Выход из этой ситуации предложил А.А. Морозенко. На имеющиеся корпуса следовало установить уже полученные башни для танков Т-26, по две на каждую машину. В такой конфигурации новые колесно-гусеничные танки можно было отправить на парад и на учения, где их могли увидеть военные, гражданские зрители и иностранные специалисты.

Предложенный проект доработки изначально предусматривал установку новых башен без значительных изменений конструкции. Тем не менее, пришлось предусмотреть некоторые доработки корпуса и ходовой части. Так, из-за новых башен понадобилась обновленная крыша корпуса, а часть элементов свечной подвески пришлось перенести, поскольку их исходное расположение не позволяло оснастить танк сразу двумя башнями.

По распоряжению М.Н. Тухачевского ХТЗ получил пять корпусов танков БТ и такое же количество силовых установок, которые следовало использовать при строительстве новых двухбашенных бронемашин. При проверке поставленных комплектующих выяснилось, что одна из поставленных машин неисправна и нуждается в доработках. Инженер-моторостроитель В.Д. Горлопанов провел регулировку всех систем, а также перевел танк с бензина на керосин, получив небольшой прирост мощности. Также предлагались некоторые другие способы модернизации, которые не получили одобрения ввиду сложности и дороговизны. В частности, остался не у дел проект дополнительных крыльев, позволявших буксировать легкий танк бомбардировщиками. Это предложение не одобрили из-за применения дорогого и дефицитного дюралюминия.


Двухбашенный танк на маневрах ХВО, 1935 г. Фото журнала "Полигон"


По данным журнала «Полигон», сборка первого двухбашенного БТ завершилась в самом начале октября 1931 года. Вскоре инженер Пугин вывел машину на испытания. Пробный заезд вокруг завода проходил без проблем, но окончился конфузом. Под гусеницы бронемашины неожиданно бросилась свинья из соседнего колхоза «Красный китобой». Механик-водитель вывернул руль и влетел в дерево, свинья трагически погибла. Позже заводу пришлось выплатить колхозникам компенсацию.

За исключением инцидента со свиньей испытания прошли успешно, после чего началась сборка четырех следующих танков. Для обозначения нового проекта Наркомат танкостроения предложил аббревиатуру БТ-ВТ – «Быстроходный танк, внутренняя тюрьма» (внутренней тюрьмой именовали СКБ-6). Сборка четырех двухбашенных танков была завершена к 10 октября того же года. Одну из готовых машин обстреляли из винтовки и пулемета, еще две своим ходом отправились в Москву, где одна из них приняла участие в параде на Красной площади. Она прошла в одной колонне с танками БТ-2 первой серии.

Позже два танка передали НИБТ для проведения полигонных испытаний. Проект БТ-ВТ заинтересовал М.Н. Тухачевского, который в то время активно продвигал многобашенные танки. В апреле 1932 года на полигоне прошли сравнительные испытания танков БТ-2, «Кристи» и БТ-ВТ. С точки зрения показателей скорости двухбашенная машина показала себя лучше конкурентов. Возможно, сказалось мастерство механика-водителя или использование альтернативного топлива в виде керосина.

Точные данные о судьбе танков БТ-ВТ у Т.Р. Епачева отсутствовали. Согласно имевшемуся у него донесению от 1 июня 1941 года, на ХТЗ имелся один образец такой техники, который после начала войны, вероятно, был восстановлен и отправлен на фронт. Возможно, именно эта машина была брошена красноармейцами под Харьковом, стала трофеем противника и впоследствии была снята неким фотографом. Снимок этой машины впервые был опубликован на страницах издания Meili-Emeil в апреле 2003 года. Данные о четырех других машинах отсутствуют.

К статье «Двуглавая саламандра Красной армии» прилагались несколько фотографий не слишком хорошего качества, которое, однако, позволяло рассмотреть танк БТ-ВТ. От серийных БТ ранних модификаций он отличался наличием двух сравнительно небольших башен с пушечным и пулеметным вооружением. В правой башне располагалась 37-мм пушка, в левой – пулемет ДТ калибра 7,62 мм. Корпус и ходовая часть, по-видимому, заимствовались у более ранней техники без значительных изменений, хотя и дорабатывались ввиду необходимости установки двух башен.

Сеанс разоблачения

Статья журнала «Полигон» и по сей день является самым крупным и подробным исследованием темы двухбашенных танков БТ, однако имеет некоторые характерные особенности. Внимательный читатель заметит некоторые странности в именах участников разработки проекта, а также подметит несоответствие названных и реальных обозначений организаций. К примеру, харьковский завод, строивший бронетехнику, никогда не назывался танковым, а также в его составе отсутствовало СКБ-6.


Танк БТ-ВТ, ставший трофеем противника. Фото журнала "Полигон"


Следует отметить, это не было ошибкой автора. Т.Р. Епачев не мог ошибаться, поскольку никогда не существовал и появился только благодаря дате выхода журнала. Второй выпуск журнала «Полигон» за 2002 год вышел в апреле и в определенной мере был приурочен ко Дню дурака. По этой причине в своем обращении к читателям авторский коллектив призывал: «не попадайтесь, пожалуйста, под мягкое обаяние некоторых статей, какими бы интересными они вам не казались. Впрочем, для людей, у которых напрочь отсутствует чувство юмора, мы предусмотрели в них «тонкие намеки на толстые обстоятельства».

Иными словами, статья о двухбашенной модификации БТ была мистификацией и первоапрельским розыгрышем. Упоминания о подобной технике действительно встречались в более ранней литературе, но не имели никаких подтверждений. В частности, отсутствовали какие-либо изображения якобы построенных танков. Авторы журнала «Полигон» исправили эту недоработку и самостоятельно путем фотомонтажа изготовили несколько картинок с двухбашенными танками.

Не только в 2002 году, но и сейчас какие-либо достоверные сведения о существовании «Быстроходного танка» с двумя башнями с пушечно-пулеметным вооружением от Т-26 отсутствуют. По всей видимости, проект БТ-4 (с двумя башнями) или БТ-ВТ никогда не существовал и даже не рассматривался в качестве возможного варианта развития техники. Создание такого варианта вряд ли имело смысл, а также было связано с рядом труднейших проблем технического характера. Последние потребовали бы кардинальной переделки имеющейся машины с весьма сомнительными перспективами.

В первых упоминаниях двухбашенный БТ обозначался как БТ-4, однако этот индекс относился к другому проекту. Настоящий танк БТ-4 являлся модернизированной версией БТ-2, созданной под руководством А.О. Фирсова. Главным его отличием от базовой машины была клепано-сварная конструкция броневого корпуса, облегчавшая эксплуатацию и некоторые операции по обслуживанию машины.

При рассмотрении технических особенностей гипотетического проекта в первую очередь необходимо отметить, что гипотетический двухбашенный вариант танка БТ имел бы лишь одно преимущество перед серийным с одной башней – возможность обстрела двух целей одновременно с применением разного оружия. Все остальные различия двух машин могли бы продемонстрировать преимущество однобашенной. К примеру, две башни могли бы мешать друг другу и ограничивать сектора наведения, ухудшали эргономику боевого отделения и сказывались на габаритах и весе техники.


Схема подвески танков БТ. Хорошо видно расположение пружин, делающее невозможным установку двух башен. Рисунок из книги И.П. Шмелева "танки БТ"


Описанный Т.Р. Епачевым вариант установки двух башен танка Т-26 на шасси БТ выглядит крайне нелепо и бессмысленно. Он требует ввести в состав экипажа еще одного человека (в сравнении с БТ-2 с экипажем из двух человек), который будет управлять одной из башен. При этом вооружение из пушки и пулемета разносится по двум отдельным башням без каких-либо заметных преимуществ перед базовой компоновкой. Несмотря на это, установка двух заимствованных башен заметно утяжеляет танк.

Более того, монтаж новой крыши корпуса, двух башен и обновленного боевого отделения в случае с танком БТ могут быть невозможны по техническим причинам. В статье журнала «Полигон» упоминаются доработки подвески, однако они были бы чересчур сложными и потребовали бы значительной переделки корпуса. Танки семейства БТ отличались сравнительно узким корпусом, у бортов которого располагались элементы т.н. свечной подвески в виде вертикально размещенных пружин и средств их регулировки. Пружины второй пары опорных катков располагались в районе башни и боевого отделения. Таким образом, использование двух башен потребовало бы перенести эти пружины, изменив конструкцию подвески и корпуса. Без подобных изменений полноценное применение башен не представлялось возможным ввиду тесноты и неудобства боевого отделения.

Нельзя исключать, что на ранних стадиях формирования облика перспективной бронетехники отечественные инженеры рассматривали возможность проектирования двухбашенной модификации БТ. Тем не менее, если такие идеи и существовали, то им не удалось выйти за пределы предварительных обсуждений. Какие-либо достоверные сведения о создании, не говоря уже о строительстве, испытаниях или войсковой эксплуатации, двухбашенных БТ отсутствуют. Это позволяет утверждать, что такой проект никогда не существовал.

Все говорит о том, что двухбашенная модификация «Быстроходного танка» даже не разрабатывалась, однако в различных отечественных и зарубежных изданиях встречаются упоминания о такой техники. Вероятно, в основе этой проблемы лежит некое недопонимание или даже сознательная мистификация. В случае со статьей журнала «Полигон» все понятно – редакция отметила 1 апреля интересной и неожиданной шуткой. Причины и предпосылки к появлению предыдущих публикаций на эту тему остаются неизвестны.

В истории создания вооружения и военной техники осталось огромное количество необычных и интересных проектов, многие из которых известны лишь узкому кругу специалистов. Подобные разработки всегда вызывают большой интерес у широкой публики и привлекают внимание. Тем не менее, иногда под видом необычного и неизвестного проекта общественности может предлагаться не вполне правдивая информация, основанная на слухах, домыслах или сознательных мистификациях. Одним из примеров этого стал двухбашенный вариант танка БТ, появившийся благодаря слухам или непроверенной информации.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://otvaga2004.ru/
http://armor.kiev.ua/
Шмелев И.П. Танки БТ. – М.: Хоббикнига, 1993.
Епачев Т.Р. Двуглавая саламандра Красной армии. Полигон, 2002, №2.

Статья-мистификация журнала «Полигон» (без первоапрельского послесловия):
http://otvaga2004.ru/tanki/istoriya-sozdaniya/dvuglavaya-salamandra/

Комментариев нет :

Отправить комментарий