Одной из самых массовых американских самоходных гаубиц периода Второй мировой войны стала самоходка Howitzer Motor Carriage M8, также известная как M8 Scott. С сентября 1942 года по январь 1944 года американская промышленность выпустила чуть менее 1800 самоходных гаубиц данного типа. Легкая по массе САУ была создана на базе танка M5 «Стюарт» и вооружалась 75-мм гаубицей, созданной на базе легкой полевой гаубицы M1, принятой на вооружение в 1927 году.
Принятие на вооружение американской армии легкого танка M3 не стало знаковым событием для американского танкостроения, но начало его серийного выпуска совпало со вступлением страны во Вторую мировую войну. Это потребовало от США большого количества бронированных боевых машин различных типов. Одним из направлений работы американских конструкторов стало создание самоходных артиллерийских установок, которые можно было бы использовать в самых разных условиях.
Бронетанковые дивизии нового формирования нуждались в САУ. При этом первоначально американцы отдавали предпочтение полугусеничному бронетранспортеру M3, в транспортном отделении которого устанавливалась качающаяся часть 75-мм полевой гаубицы M1A1. Созданная на базе бронетранспортера самоходка получила обозначение Т30, первоначально была заказана партия из 312 подобных боевых машин. В рамках второго подписанного контракта заказ подобных САУ был увеличен до 500 единиц. Для своего времени это было вполне удачное и простое решение. Однако самоходка на базе полугусеничного шасси с легким бронированием не полностью отражала потребности американской армии.
В декабре 1941 года поступило предложение использовать шасси и корпус освоенного промышленностью легкого танка M3 «Стюарт» для создания самоходной гаубицы, что несколько упрощало задачу проектировщикам. Первые опыты с установкой полевых орудий на танковое шасси предпринимались в США еще до Второй мировой войны. Так 75-мм самоходная гаубица T3 (75mm Howitzer Motor Carriage T3) использовала существенно более совершенное шасси легкого танка M1 (по сравнению с бронетранспортером), а 75-мм легкая гаубица M1 была размещена в полностью закрытой рубке, дополнительное вооружение было представлено 7,62-мм пулеметом, расположенным в небольшой башенке. Был построен всего один прототип данной самоходки, но по результатам проведенных испытаний на вооружение принята не была, ее боевая рубка была признана слишком тесной.
При этом сама компоновка САУ была признана американскими военными перспективной и работы в этом направлении продолжились. С принятием на вооружение в июне 1940 года легкого танка M3, дальнейшие работы проводили уже на его базе. В 1941-1942 годах в штатах были созданы САУ T18 и T52, а позднее и T41. Все три перечисленные самоходки были спроектированы и производились инженерами компании «Файрстоун» в соответствии с рекомендациями, которые были получены от танкистов-испытателей Абердинского танкового полигона и включали в себя обобщенный опыт по созданию предыдущих моделей. Основное вооружение в них также размещалось в неподвижной рубке. Работы над этими установками были прекращены после появления САУ T47.
Создатели данной самоходки полностью решили проблему наведения орудия в двух плоскостях, для этого использовалось просторе решение — 75-мм гаубицу M1A1 разместили во вращающейся башне. Компоновка с размещением основного вооружения во вращающейся башне была признана существенно более перспективным решением, поэтому работы по предыдущим проектам остановили. При этом первый макет, который был представлен на Абердинский полигон 15 апреля 1942 года, раскритиковали из-за очень небольших габаритов граненной башни. В скором времени был представлен модернизированный вариант САУ, который получил новую башенную установку, а также новое шасси. Базой для самоходной гаубицы становился танк М5, который являлся улучшенным вариантом танка M3 «Стюарт».
Американские конструкторы опробовали несколько вариантов башен, остановив в итоге свой выбор на открытой сверху башне, обладавшей ручным механизмом поворота. По сравнению с базовым танком диаметр башенного погона был увеличен с 1188 мм до 1384 мм. Из-за увеличившихся размеров башни конструкторам пришлось отказаться от курсового пулемета, а люки механика-водителя и его помощника переместили с крыши корпуса на расположенный под наклоном верхний лобовой бронелист. В мае 1942 года экспериментальная артиллерийская установка T47 была принята на вооружение под обозначением 75-мм самоходная гаубица M8 (75mm Howitzer Motor Carriage M8).
Ходовая часть серийных САУ M8 полностью повторяла ходовую легкого танка М5, на базе которого самоходная гаубица и была построена. Применительно к одному борту она состояла из следующих элементов: четырех обрезиненных опорных катков, которые были блокированы попарно в две тележки с пружинными рессорами; трех поддерживающих катков; переднего ведущего и заднего направляющего колес. Заднее направляющее колесо для увеличения опорой поверхности было опущено на грунт. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 66 стальных траков шириной 294 мм и шагом 140 мм.
Силовая установка также не претерпела никаких изменений. Как и ранее, она состояла из двух карбюраторных 8-цилиндровых двигателей Cadillac Seris 42, которые были объединены в общий блок и развивали суммарную мощность 220 л.с. Эта силовая установка разгоняла 15,5 тонную самоходку до скорости 56 км/ч. На САУ M8 Scott использовалась трансмиссия типа Hydramatic (гидравлического типа), которая включала в себя четырехступенчатую коробку переключения передач (4 вперед и 1 назад). Запас топлива составлял 336 литров, этого хватало, чтобы преодолеть 160 километров при движении по шоссе.
Основным вооружением самоходной установки была 75-мм гаубица M1A1, которую слегка модифицировали. Новый вариант получил обозначение M2. На данной модели была применена новая система отката. При этом в дальнейшем орудие было еще раз незначительно модернизировано и выпускалось уже под обозначением M3. По баллистике данные гаубицы были идентичны друг другу, отличаясь лишь противооткатными механизмами. Углы вертикальной наводки составляли от -10 до +40 градусов. Буксируемая вьючная 75-мм гаубица M1A1 была разработана в США еще в 1920-е годы, в 1927 году ее приняли на вооружение под обозначением 75mm Pack Howitzer M1. Стоит отметить, что хотя легкая полевая 75-мм гаубица стала вторым по численности орудием американской полевой артиллерии после 105-мм гаубицы M2, в боевых действия она использовалась ограниченно, хотя и до самого конца войны. В основном она использовалась воздушно-десантными и горными частями, а также подразделениями морской пехоты США.
Из гаубицы можно было вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Для ведения огня прямой наводкой можно было использовать телескопический прицел M70D, для навесного огня — панорамный телескопический прибор М12А5. Помимо этого в САУ имелся квадрант М1 (наводчика) и 4 перископических прибора наблюдения М9 (по два у механика-водителя и его помощника). Боекомплект самоходной гаубицы состоял из 46 унитарных выстрелов. Несмотря на унитарное заряжание, метательный заряд помещался в гильзу в картузах, что позволяло регулировать мощность заряда в зависимости от текущих задач, однако не так гибко, как при использовании раздельно-картузного заряжания. Метательный заряд обычно состоял из базового картуза и трех дополнительных, которые обозначались цифрами от 1 (минимальный) до 4 (максимальный заряд). Табличная дальность стрельбы с максимальным зарядом составляла 8750 метров. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда 381 м/с. Ассортимент боеприпасов по сравнению с полевой гаубицей был сокращен и включал в себя лишь осколочно-фугасные, кумулятивные и дымовые снаряды.
Вспомогательное вооружение самоходной гаубицы M8 включало в себя крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Browning M2HB, который был установлен на кольцевой установке в кормовой части открытой сверху башни. Боекомплект пулемета состоял из 400 патронов, которые хранились в лентах по 50 патронов. Помимо этого для самообороны экипаж имел три 7,62-мм карабина М1 (735 патронов), один 11,43-мм пистолет-пулемет Thompson M1928A1 (600 патронов), а также 12 ручных гранат.
После успешного завершения испытания на Абердинском полигоне и мелких доработок конструкции в сентябре 1942 года новая самоходная артиллерийская установка была запущена в серийное производство. За время серийного выпуска с сентября 1942 года по январь 1944 года заводом «Кадиллак» в Детройте было выпущено 1788 самоходных гаубиц M8. Орудийные башни также изготавливались в Детройте на заводах «Тернштедт», исключением были сами гаубицы и боеприпасы к ним, которые поставлялись из Лансинга с завода «Олдсмобиль». Все перечисленные предприятия были филиалами крупной американской корпорации «Дженерал Моторс», что ускоряло и упрощало производственный цикл САУ. Данная установка стала второй по численности американской самоходной гаубицей периода Второй мировой войны.
В ходе производства серьезных конструктивных изменений в конструкцию M8 не вносилось, если не считать замену гаубицы M2 на M3, что однако не предполагало никаких изменений производственного характера. В то же время на самоходках поздних серий появились нововведения, внедренные ранее на танках M5A1 — дополнительные ящики на корме танка, фальшборты на надгусеничных полках и специфическое для M8 расположение запасных траков снаружи на бортах башни.
Первые самоходные гаубицы M8 появились в американской армии к началу Итальянской компании. Они заменили в войсках полугусеничные САУ M3 на базе одноименного бронетранспортера. Хотя в качестве средства огневой поддержки пехоты данные самоходки уступали среднему танку M4 «Шерман» по ряду показателей, они существенно превосходили его в подвижности. А вдвое меньшая масса позволяла САУ M8 действовать в малопригодной или вовсе недоступной для тяжелой бронетехники местности. Это имело большое значение при использовании в условиях горного ландшафта Италии. На итальянском театре военных действий данные самоходные гаубицы использовались довольно успешно, провоевав до самого завершения Второй мировой войны.
Применялись данные самоходки и в боевых действиях в Северо-Западной Европе в 1944-1945 годах, но к тому времени они начали проигрывать танкам M4(105) «Шерман», вооруженным 105-мм гаубицей и гораздо более приспособленным для непосредственной огневой поддержки пехоты на поле боя. Часть САУ данного типа использовалась также в боевых действиях против японцев на Тихоокеанском театре военных действий, а 178 САУ были по программе ленд-лиза переданы французским войскам, которые использовали их на европейском театре военных действий, а после завершения Второй мировой войны французские самоходные гаубицы успели повоевать и в Индокитае.
Тактико-технические характеристики M8:
Габаритные размеры: длина корпуса — 4978 мм, ширина корпуса — 2324 мм, высота — 2718 мм, клиренс — 356 мм.
Боевая масса — 15,7 т.
Бронирование — от 10 до 44 мм.
Вооружение — 75-мм гаубица M2 или M3, вспомогательное — 12,7-мм пулемет M2HB.
Боекомплект — 46 выстрелов и 400 патронов к пулемету.
Силовая установка — карбюраторный спаренный Cadillac Series 42 мощностью 2х110 л.с.
Максимальная скорость — 56 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 160 км (по шоссе).
Экипаж — 4 человека.
Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/usa/spg_m8_scott.htm
http://pro-tank.ru/bronetehnika-usa/samohodnie-ustanovki/162-m8-skott
https://wiki.warthunder.ru/index.php?title=75mm_Gun_Motor_Carriage_M8
Материалы из открытых источников
взято тут
Принятие на вооружение американской армии легкого танка M3 не стало знаковым событием для американского танкостроения, но начало его серийного выпуска совпало со вступлением страны во Вторую мировую войну. Это потребовало от США большого количества бронированных боевых машин различных типов. Одним из направлений работы американских конструкторов стало создание самоходных артиллерийских установок, которые можно было бы использовать в самых разных условиях.
Бронетанковые дивизии нового формирования нуждались в САУ. При этом первоначально американцы отдавали предпочтение полугусеничному бронетранспортеру M3, в транспортном отделении которого устанавливалась качающаяся часть 75-мм полевой гаубицы M1A1. Созданная на базе бронетранспортера самоходка получила обозначение Т30, первоначально была заказана партия из 312 подобных боевых машин. В рамках второго подписанного контракта заказ подобных САУ был увеличен до 500 единиц. Для своего времени это было вполне удачное и простое решение. Однако самоходка на базе полугусеничного шасси с легким бронированием не полностью отражала потребности американской армии.
В декабре 1941 года поступило предложение использовать шасси и корпус освоенного промышленностью легкого танка M3 «Стюарт» для создания самоходной гаубицы, что несколько упрощало задачу проектировщикам. Первые опыты с установкой полевых орудий на танковое шасси предпринимались в США еще до Второй мировой войны. Так 75-мм самоходная гаубица T3 (75mm Howitzer Motor Carriage T3) использовала существенно более совершенное шасси легкого танка M1 (по сравнению с бронетранспортером), а 75-мм легкая гаубица M1 была размещена в полностью закрытой рубке, дополнительное вооружение было представлено 7,62-мм пулеметом, расположенным в небольшой башенке. Был построен всего один прототип данной самоходки, но по результатам проведенных испытаний на вооружение принята не была, ее боевая рубка была признана слишком тесной.
При этом сама компоновка САУ была признана американскими военными перспективной и работы в этом направлении продолжились. С принятием на вооружение в июне 1940 года легкого танка M3, дальнейшие работы проводили уже на его базе. В 1941-1942 годах в штатах были созданы САУ T18 и T52, а позднее и T41. Все три перечисленные самоходки были спроектированы и производились инженерами компании «Файрстоун» в соответствии с рекомендациями, которые были получены от танкистов-испытателей Абердинского танкового полигона и включали в себя обобщенный опыт по созданию предыдущих моделей. Основное вооружение в них также размещалось в неподвижной рубке. Работы над этими установками были прекращены после появления САУ T47.
75mm Pack Howitzer M1
Создатели данной самоходки полностью решили проблему наведения орудия в двух плоскостях, для этого использовалось просторе решение — 75-мм гаубицу M1A1 разместили во вращающейся башне. Компоновка с размещением основного вооружения во вращающейся башне была признана существенно более перспективным решением, поэтому работы по предыдущим проектам остановили. При этом первый макет, который был представлен на Абердинский полигон 15 апреля 1942 года, раскритиковали из-за очень небольших габаритов граненной башни. В скором времени был представлен модернизированный вариант САУ, который получил новую башенную установку, а также новое шасси. Базой для самоходной гаубицы становился танк М5, который являлся улучшенным вариантом танка M3 «Стюарт».
Американские конструкторы опробовали несколько вариантов башен, остановив в итоге свой выбор на открытой сверху башне, обладавшей ручным механизмом поворота. По сравнению с базовым танком диаметр башенного погона был увеличен с 1188 мм до 1384 мм. Из-за увеличившихся размеров башни конструкторам пришлось отказаться от курсового пулемета, а люки механика-водителя и его помощника переместили с крыши корпуса на расположенный под наклоном верхний лобовой бронелист. В мае 1942 года экспериментальная артиллерийская установка T47 была принята на вооружение под обозначением 75-мм самоходная гаубица M8 (75mm Howitzer Motor Carriage M8).
75-мм самоходная гаубица M8 «Скотт» (Scott) (75-mm Howitzer Motor Carriage M8) на испытательном полигоне компании «Дженерал Моторс» (General Motors). Вид слева. Фото: waralbum.ru
Ходовая часть серийных САУ M8 полностью повторяла ходовую легкого танка М5, на базе которого самоходная гаубица и была построена. Применительно к одному борту она состояла из следующих элементов: четырех обрезиненных опорных катков, которые были блокированы попарно в две тележки с пружинными рессорами; трех поддерживающих катков; переднего ведущего и заднего направляющего колес. Заднее направляющее колесо для увеличения опорой поверхности было опущено на грунт. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 66 стальных траков шириной 294 мм и шагом 140 мм.
Силовая установка также не претерпела никаких изменений. Как и ранее, она состояла из двух карбюраторных 8-цилиндровых двигателей Cadillac Seris 42, которые были объединены в общий блок и развивали суммарную мощность 220 л.с. Эта силовая установка разгоняла 15,5 тонную самоходку до скорости 56 км/ч. На САУ M8 Scott использовалась трансмиссия типа Hydramatic (гидравлического типа), которая включала в себя четырехступенчатую коробку переключения передач (4 вперед и 1 назад). Запас топлива составлял 336 литров, этого хватало, чтобы преодолеть 160 километров при движении по шоссе.
75-мм самоходная гаубица M8 «Скотт» (Scott) (75-mm Howitzer Motor Carriage M8) на испытательном полигоне компании «Дженерал Моторс» (General Motors). Вид справа. Фото: waralbum.ru
Основным вооружением самоходной установки была 75-мм гаубица M1A1, которую слегка модифицировали. Новый вариант получил обозначение M2. На данной модели была применена новая система отката. При этом в дальнейшем орудие было еще раз незначительно модернизировано и выпускалось уже под обозначением M3. По баллистике данные гаубицы были идентичны друг другу, отличаясь лишь противооткатными механизмами. Углы вертикальной наводки составляли от -10 до +40 градусов. Буксируемая вьючная 75-мм гаубица M1A1 была разработана в США еще в 1920-е годы, в 1927 году ее приняли на вооружение под обозначением 75mm Pack Howitzer M1. Стоит отметить, что хотя легкая полевая 75-мм гаубица стала вторым по численности орудием американской полевой артиллерии после 105-мм гаубицы M2, в боевых действия она использовалась ограниченно, хотя и до самого конца войны. В основном она использовалась воздушно-десантными и горными частями, а также подразделениями морской пехоты США.
Из гаубицы можно было вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Для ведения огня прямой наводкой можно было использовать телескопический прицел M70D, для навесного огня — панорамный телескопический прибор М12А5. Помимо этого в САУ имелся квадрант М1 (наводчика) и 4 перископических прибора наблюдения М9 (по два у механика-водителя и его помощника). Боекомплект самоходной гаубицы состоял из 46 унитарных выстрелов. Несмотря на унитарное заряжание, метательный заряд помещался в гильзу в картузах, что позволяло регулировать мощность заряда в зависимости от текущих задач, однако не так гибко, как при использовании раздельно-картузного заряжания. Метательный заряд обычно состоял из базового картуза и трех дополнительных, которые обозначались цифрами от 1 (минимальный) до 4 (максимальный заряд). Табличная дальность стрельбы с максимальным зарядом составляла 8750 метров. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда 381 м/с. Ассортимент боеприпасов по сравнению с полевой гаубицей был сокращен и включал в себя лишь осколочно-фугасные, кумулятивные и дымовые снаряды.
Вспомогательное вооружение самоходной гаубицы M8 включало в себя крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Browning M2HB, который был установлен на кольцевой установке в кормовой части открытой сверху башни. Боекомплект пулемета состоял из 400 патронов, которые хранились в лентах по 50 патронов. Помимо этого для самообороны экипаж имел три 7,62-мм карабина М1 (735 патронов), один 11,43-мм пистолет-пулемет Thompson M1928A1 (600 патронов), а также 12 ручных гранат.
После успешного завершения испытания на Абердинском полигоне и мелких доработок конструкции в сентябре 1942 года новая самоходная артиллерийская установка была запущена в серийное производство. За время серийного выпуска с сентября 1942 года по январь 1944 года заводом «Кадиллак» в Детройте было выпущено 1788 самоходных гаубиц M8. Орудийные башни также изготавливались в Детройте на заводах «Тернштедт», исключением были сами гаубицы и боеприпасы к ним, которые поставлялись из Лансинга с завода «Олдсмобиль». Все перечисленные предприятия были филиалами крупной американской корпорации «Дженерал Моторс», что ускоряло и упрощало производственный цикл САУ. Данная установка стала второй по численности американской самоходной гаубицей периода Второй мировой войны.
В ходе производства серьезных конструктивных изменений в конструкцию M8 не вносилось, если не считать замену гаубицы M2 на M3, что однако не предполагало никаких изменений производственного характера. В то же время на самоходках поздних серий появились нововведения, внедренные ранее на танках M5A1 — дополнительные ящики на корме танка, фальшборты на надгусеничных полках и специфическое для M8 расположение запасных траков снаружи на бортах башни.
Американские солдаты на 75-мм самоходной гаубице М8 едут мимо подбитого танка Pz.Kpfw. V «Пантера», фото: waralbum.ru
Первые самоходные гаубицы M8 появились в американской армии к началу Итальянской компании. Они заменили в войсках полугусеничные САУ M3 на базе одноименного бронетранспортера. Хотя в качестве средства огневой поддержки пехоты данные самоходки уступали среднему танку M4 «Шерман» по ряду показателей, они существенно превосходили его в подвижности. А вдвое меньшая масса позволяла САУ M8 действовать в малопригодной или вовсе недоступной для тяжелой бронетехники местности. Это имело большое значение при использовании в условиях горного ландшафта Италии. На итальянском театре военных действий данные самоходные гаубицы использовались довольно успешно, провоевав до самого завершения Второй мировой войны.
Применялись данные самоходки и в боевых действиях в Северо-Западной Европе в 1944-1945 годах, но к тому времени они начали проигрывать танкам M4(105) «Шерман», вооруженным 105-мм гаубицей и гораздо более приспособленным для непосредственной огневой поддержки пехоты на поле боя. Часть САУ данного типа использовалась также в боевых действиях против японцев на Тихоокеанском театре военных действий, а 178 САУ были по программе ленд-лиза переданы французским войскам, которые использовали их на европейском театре военных действий, а после завершения Второй мировой войны французские самоходные гаубицы успели повоевать и в Индокитае.
Тактико-технические характеристики M8:
Габаритные размеры: длина корпуса — 4978 мм, ширина корпуса — 2324 мм, высота — 2718 мм, клиренс — 356 мм.
Боевая масса — 15,7 т.
Бронирование — от 10 до 44 мм.
Вооружение — 75-мм гаубица M2 или M3, вспомогательное — 12,7-мм пулемет M2HB.
Боекомплект — 46 выстрелов и 400 патронов к пулемету.
Силовая установка — карбюраторный спаренный Cadillac Series 42 мощностью 2х110 л.с.
Максимальная скорость — 56 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 160 км (по шоссе).
Экипаж — 4 человека.
Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/usa/spg_m8_scott.htm
http://pro-tank.ru/bronetehnika-usa/samohodnie-ustanovki/162-m8-skott
https://wiki.warthunder.ru/index.php?title=75mm_Gun_Motor_Carriage_M8
Материалы из открытых источников
взято тут
Комментариев нет :
Отправить комментарий