20 июля 1941 года Госкомитет обороны (ГКО) СССР принял постановление №222сс «Об изготовлении 10 тысяч лёгких танков». Интересно, что на тот момент танка, массовое производство которого следовало организовать, не существовало даже на бумаге. Машину, получившую название Т-60, спроектировали чуть больше чем за неделю. Первые танки этого типа были изготовлены уже в сентябре 1941 года, а полноценное серийное производство началось в октябре. В качестве исполнителей документом определялись Горьковский автомобильный завод им. Молотова (ГАЗ), Харьковский тракторный завод (ХТЗ) и завод №37. В реальности осенью 1941 года ГАЗ оказался единственным производителем Т-60. При этом поступавшая с фронта информация говорила о том, что танк требует модернизации. Какие же проблемы выявили танкисты и как советские конструкторы пытались их решить?
Экранирование и утолщение
Первым направлением по модернизации Т-60 стали работы по усилению его вооружения. Ещё в августе 1941 года в ходе испытания первого образца 20-мм автоматической танковой пушки ШВАК (позже её приняли под обозначением ТНШ), указывалось, что она лишь незначительно мощнее пулемёта ДШК. В сентябре 1941 года была запущена программа по разработке установки в башню Т-60 45-мм танковой пушки. Работы эти затянулись. В их процессе конструкторское бюро КБ завода №92 разработало 37-мм пушку ЗИС-19, которую даже испытали в башне Т-60, но дальше эта программа не продвинулась. Усиление вооружения, несомненно, было нужно этой машине. Но всё же танк, созданный для поддержки пехоты и разведки, мог обойтись и без 45-мм пушки.
Совсем иная ситуация складывалась с защитой танка. Т-40, который послужил базой для Т-60, имел броню, защищавшую от пуль винтовочного калибра. У Т-60 и Т-30 толщину брони усилили до 20 мм в лобовой проекции и 15 мм по бортам. Теоретически это позволяло «снимать» пули крупнокалиберных пулемётов.
Впрочем, как раз у немцев крупнокалиберных пулемётов не было. Их основным средством борьбы с танками являлась 37-мм противотанковая пушка 3.7 cm Pak, которая постепенно заменялась 50-мм пушкой Pak 38. Весьма действенным оружием оказались и немецкие противотанковые ружья Pz.B. 39. Нередко против лёгких танков применялись и 20-мм зенитные автоматические пушки Flak 30 и Flak 38. Против этого широкого противотанкового ассортимента штатной брони Т-30 и Т-40 оказалось недостаточно.
Экранирование и утолщение
Первым направлением по модернизации Т-60 стали работы по усилению его вооружения. Ещё в августе 1941 года в ходе испытания первого образца 20-мм автоматической танковой пушки ШВАК (позже её приняли под обозначением ТНШ), указывалось, что она лишь незначительно мощнее пулемёта ДШК. В сентябре 1941 года была запущена программа по разработке установки в башню Т-60 45-мм танковой пушки. Работы эти затянулись. В их процессе конструкторское бюро КБ завода №92 разработало 37-мм пушку ЗИС-19, которую даже испытали в башне Т-60, но дальше эта программа не продвинулась. Усиление вооружения, несомненно, было нужно этой машине. Но всё же танк, созданный для поддержки пехоты и разведки, мог обойтись и без 45-мм пушки.
Т-60 выпуска конца 1941 года. К тому времени проблемы с фарами чуть отошли на второй план, так что машины стали получать полный комплект электрооборудования |
Впрочем, как раз у немцев крупнокалиберных пулемётов не было. Их основным средством борьбы с танками являлась 37-мм противотанковая пушка 3.7 cm Pak, которая постепенно заменялась 50-мм пушкой Pak 38. Весьма действенным оружием оказались и немецкие противотанковые ружья Pz.B. 39. Нередко против лёгких танков применялись и 20-мм зенитные автоматические пушки Flak 30 и Flak 38. Против этого широкого противотанкового ассортимента штатной брони Т-30 и Т-40 оказалось недостаточно.
Этот же танк спереди. Хорошо заметны упрощённые буксирные крюки и отсутствие клёпок на нижнем лобовом листе, которыми крепилось основание главной передачи. На некоторых заводах его приваривали |
13 ноября 1941 года Сталин подписал постановление ГКО №893 «Об увеличении выпуска танков Т-60 на Горьковском автозаводе им. Молотова». Согласно ему, к 25 декабря завод должен был производить до 30 танков в сутки. В уже готовый текст документа Сталин своей рукой внёс коррективу: «с утолщённой бронёй (до 35 мм лобовая часть и передняя часть башни)».
Появилась такая корректива не случайно: заводское КБ ещё с начала ноября 1941 года работало по теме усиления брони Т-60. Образец танка с экранировкой был испытан 9–11 ноября. Целью испытаний являлось изучение последствий усиления брони Т-60, в результате которого масса машины выросла на 360 кг (общая масса экранированной машины составила 6150 кг). На танке с заводским номером 37790 установили экраны толщиной 10 мм, защищавшие башню по периметру, лобовой лист корпуса, рубку водителя и нижний кормовой лист.
Текст постановления ГКО №893, в которое Сталин лично внёс правку относительно толщины брони |
В ходе испытаний танк совершил пробег Горький — Выкса — Муром — Горький, общая протяжённость которого составила 457 км. По результатам пробега выяснилось, что танк с экранировкой показал динамические характеристики на уровне обычного Т-60, при этом расход топлива, а также температура масла и воды не выходили за допустимые пределы. Нагрузки на торсионы тоже оказались в допустимых пределах, остальные узлы и агрегаты работали в пределах нормы. Вердикт по итогам испытаний оказался следующим:
«Экранировка корпуса и башни танка Т-60 листом 10 мм в выше указанных частях допустима и рекомендуется к вводу в серию».
Параллельно с работами по экранировке Т-60 заводское КБ разработало модернизированный вариант танка, который отличался утолщённой броней. Данный проект создавался с учётом списка упрощений, которые планировалось ввести в конструкцию танков Горьковского автозавода со второй половины ноября 1941 года. Для танка было разработано литое ведущее колесо без крепления венца на болтах, а также ленивец без обрезинивания.
Помимо усиления бронирования, модернизированная машина отличалась и переработанной конструкцией башни. С её лобовой части был убран воздухоприток, который конструкторы перенесли на башенный люк, что улучшило защищённость башни с фронтальной стороны. Этот проект так и остался опытным, но некоторые его элементы в несколько изменённом виде позже были внедрены на других заводах.
Схема экранировки, утверждённая 12 января 1942 года |
16 ноября на заводе состоялось совещание с участием представителей ГАЗ и Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА). По его результатам было принято решение увеличить толщину лобовых листов до 35 мм, а рубки механика-водителя и кормы до 25 мм. До той же толщины увеличилась и толщина брони башни.
Впрочем, решить и внедрить — это две большие разницы. Из числа смежников ГАЗ им. Молотова, которые обеспечивали завод корпусами, лишь завод №176 (Муромский паровозостроительный завод им. Дзержинского) принял указание о модернизации к исполнению. Первый комплект экранировки был изготовлен 19 ноября, всего же за 1941 год Горьковскому автозаводу было поставлено 47 экранированных корпусов и башен (12 в ноябре и 35 в декабре). Дабы придать остальным смежникам дополнительное «ускорение», 25 декабря 1941 года вышло постановление ГКО №1062сс «О танках Т-34 и Т-60» за подписью Сталина:
«Обязать НКТП т. Малышева:
а) Выпускать с 15.1.1942 г. танки Т-34 с экранировкой лобовой части в 60 мм, а с 15.II с броней лобовой части 60 мм;
б) Выпускать с 15.1.1942 г. танки Т-60 с экранировкой лобовой части в 35 мм, а с 15.II с броней лобовой части 35 мм».
5 января по заводам было разослано письмо Малышева, в котором подтверждались определённые в постановлении сроки. 12 января 1942 года состоялось заседание с участием руководства ГАЗ и начальника 1-го отдела бронетанкового управления (БТУ) ГАБТУ КА военинженера 1-го ранга И.Д. Павлова. На совещании экранировку Т-60 окончательно утвердили, а документацию разослали по заводам.
Лучше всего с экранировкой корпусов Т-60 дело обстояло на заводе №176 в Муроме. На заводе продолжались подготовительные работы для полномасштабного выпуска экранированных корпусов и башен, который начался с 15 января. Всего за январь завод №176 выпустил 113 комплектов экранированных корпусов и башен, в феврале было сдано ещё 125 штук.
Такой могла быть башня модернизированного Т-60. Хорошо видно, что от воздухопритока в лобовой части башни конструкторы отказались, перенеся его на люк |
Остальные заводы-смежники затягивали начало установки экранировки на Т-60. По состоянию на 9 января завод №177 (Выксунский завод дробильно-размольного оборудования) к работам по экранировке даже не приступал. В итоге за январь из Выксы ни одного экранированного корпуса так и не пришло. Дело ограничилось утолщением до 15 мм деталей, ранее имевших толщину 13 мм. Такая же ситуация наблюдалась и в феврале.
На заводе №178 (Кулебакский металлургический завод им С. М. Кирова) столкнулись с производственными проблемами. Завод в Кулебаках был перегружен заказами. Помимо корпусного производства по Т-60, там отливались носовые балки и башни для Т-34, а также изготовлялись бронеспинки для истребителей ЛаГГ-3 и лобовые бронелисты для аэросаней НКЛ-26. Из-за дефицита кислорода 17 января 1942 года руководство завода №178 приняло решение вместо экранировки корпусов и башен перейти на утолщённые листы брони. По планам, экранировку предполагалось запустить в производство с 29 января, но реальность оказалась иной. Первые экранированные корпуса Т-60, произведённые заводом №178, были приняты только к десятым числам февраля.
Т-60 во дворе Горьковского автозавода, февраль 1942 года |
Перегруженность предприятия другими заказами привела к тому, что первоначальный объём производства корпусов был уменьшен до 75 штук в феврале и 75 в марте. Стоит отметить, что завод №178 с декабря 1941 года прорабатывал также вопрос изготовления литой башни для Т-60. Эта башня имела округлую форму, как на танках Т-40 и Т-30, толщина стенок достигала 28–30 мм. Проект литой башни согласовывался с заводом ГАЗ, в серию она так и не пошла.
В апреле 1942 года завод №178 прорабатывал вопрос изготовления литого смотрового люка механика-водителя с максимальной толщиной 36–39 мм. Этот узел доставил немало хлопот, поскольку на испытаниях обстрелом литой люк раскалывался. Согласно отчёту от 11 апреля, завод №178 изготовил пробную партию литых люков, которых хватало на оснащение 15–20 танков.
Этот танк имел усиленное бронирование |
С января 1942 года к производству корпусов и башен для Т-60 подключился и сам ГАЗ. Выпуск организовали в цеху МСЦ-8 новокузовного корпуса. В качестве основного поставщика металла выступали завод №112 «Красное Сормово» и Кузнецкий металлургический завод (г. Сталинск, ныне Новокузнецк). Согласно плану, в январе ГАЗ должен был изготовить первые 140 корпусов, однако в реальности январский выпуск составил лишь 50 штук. Причинами срыва производства стали плохая обеспеченность металлом и низкое качество стали. Особенно это касалось поставок завода №112. Срыв по поставкам металла привёл к тому, что при задании в 325 корпусов за 18 дней февраля удалось сдать лишь 42 штуки.
3 января ГАЗ собрал первый корпус Т-60 с экранировкой (всего же за январь их было собрано 7 штук), а 29 числа — первый корпус с утолщённой броней.
Ещё одна машина во дворе ГАЗ. Её корпус имеет утолщённую броню, а башня — экранированная |
Последним предприятием, задействованным в производстве корпусов Т-60, стал завод №180 (Саратовский вагоноремонтный завод), куда в 1941 году был частично эвакуирован и Ижорский завод. Изначально в Саратове должны были обеспечивать корпусами выпуск Т-50, но после снятия этого танка с вооружения была получена команда готовиться к работам по Т-60. Из-за задержки с подготовкой производства выпуск корпусов и башен Т-60 начался в Саратове с 2 февраля 1942 года.
С самого начала завод №180 производил корпуса и башни с утолщённой броней, за февраль удалось выпустить 50 комплектов. Примечательно, что февральская программа была выполнена из остатков брони, предназначенной для танка Т-50, причём кормовой лист Т-60, выпущенных в Саратове в это время, имел толщину 20 мм (вместо 25 мм), днище — 8 мм (вместо 6), а лобовые детали — 37 мм (вместо 35). Неприятной деталью стало то, что большинство бронекорпусов завода №180 оказалось с трещинами (68% от всех корпусов). Аналогичные нарекания имелись и относительно корпусов, изготовленных заводом №177.
ак показали испытания, проведённые на заводе «Красный Октябрь», подобные мучения с организацией производства экранированных и утолщённых корпусов были оправданны. В лобовой проекции Т-60 стал «держать» пули крупнокалиберных пулеметов со всех дистанций. Резко снизились шансы поражения танка из противотанковых ружей. Более того, дальность эффективного огоня по Т-60 из противотанковой пушки 3.7 cm Pak уменьшилась до дистанции 650 метров. Хотя эта пушка к весне 1942 года в Вермахте активно заменялась более мощными орудиями, тем не менее вероятность встретить её на поле боя для Т-60 оставалась очень высокой. Кроме того, советский танк с лобовой проекции теперь оказался не по зубам и орудию танка Pz.Kpfw.II. Одним словом, модернизированный Т-60 для немцев и их союзников стал гораздо более опасным противником.
К марту 1942 года выпуск Т-60 на ГАЗ им. Молотова обеспечивался пятью заводами. По иронии судьбы к этому моменту над Т-60 стали сгущаться тучи, причём «виновником» происходящего было КБ ГАЗ им. Молотова. Работы по модернизации Т-60 закончились разработкой лёгкого танка ГАЗ-70, принятого 6-го марта 1942 года на вооружение Красной армии как Т-70. Согласно постановлению ГКО №1394, уже в марте ожидался выпуск первых 20 таких танков. Заводы-смежники, за исключением завода №180, с апреля 1942 года полностью переключались на изготовление корпусов и башен к Т-70. И, хотя по ряду причин в марте ни одного Т-70 так и не выпустили, дни Т-60 на ГАЗ были сочтены.
Несмотря на то, что Т-60 постепенно снимался с производства, его продолжали модернизировать. Уже к февралю на танк вернулась значительная часть оборудования, которого он лишился в результате упрощений. Что же касается танков весеннего выпуска, то на их облик уже повлиял Т-70. Наиболее заметным отличием танков весеннего выпуска стала модернизация выхлопной системы с установкой глушителя, позаимствованного у нового танка. Новая выхлопная система в сочетании со штампованными опорными катками стала визитной карточкой горьковских Т-60 последнего выпуска, по которой их можно легко отличить от танков выпуска других заводов.
Схема стойкости брони Т-60 после её усиления |
Одной из характерных особенностей экранированного танка был довольно грубо выполненный лист бронировки орудийной маски |
Экранированный Т-60, построенный заводом ГАЗ, вид слева |
Т-60 получили глушители в марте-апреле 1942 года |
В марте ГАЗ изготовил 320 Т-60 (из них 20 без башен), в апреле ещё 138 (14 без башен), после чего производство танков этого типа прекратилось. По состоянию на 1 июля на заводе оставалось ещё 13 Т-60, имевших серьёзные производственные дефекты, последние 5 танков были отправлены 15 августа в 1-е Горьковское танковое училище. Всего же за 8 месяцев Горьковский автозавод им. Молотова изготовил 2913 Т-60, что составило половину от общего объёма выпуска этих танков.
Киров вместо Ташкента
9 октября 1941 года было подписано постановление ГКО №752сс «Об эвакуации заводов: №37, КИМ и Подольского и танкового производства Коломенского завода». Согласно тексту постановления, завод №37, КИМ и Подольский завод им. Орджоникидзе предполагалось отправить в Ташкент. В качестве площадки для развёртывания танкового производства предполагалось использовать Ташсельмаш, Ташкентский завод сельхозмашин Народного комиссариата общего машиностроения (НКОМ). Что же касается Коломенского завода Народного комиссариата танковой промышленности (НКТП), который был вторым смежником по выпуску Т-40 и Т-30, то его предполагалось эвакуировать в г. Киров на Кировский машиностроительный завод им. 1 мая Народного комиссариата путей сообщения (НКПС).
Производство Т-60 на заводе №38, март-апрель 1942 года. Уже в то время некоторые машины имели штампованные опорные катки, вероятнее всего, поступившие с завода ГАЗ |
Решение от 9 октября довольно быстро было переиграно. 19 октября вышло постановление №811сс «Об эвакуации заводов №37, КИМ и Подольского», согласно которому заводы эвакуировались в Свердловск. Тем не менее идея об организации танкового производства в Ташкенте не умерла. В начале ноября 1941 года с подобным предложением выступили секретарь ЦК ВКП(б) Узбекистана У. Ю. Юсупов и заместитель командующего войсками Среднеазиатского военного округа генерал-майор П. С. Курбаткин.
Стоит отметить, что в Ташкент, где планировалось организовать производство, в ходе эвакуации было переброшено несколько предприятий. К примеру, с 1942 года там было организовано производство военно-транспортных самолётов Ли-2. Кроме того, в находящийся неподалёку Чирчик было эвакуировано Харьковское танковое училище. В Ташкенте находились Ташкентский паровозоремонтный завод имени Л. М. Кагановича и литейно-механический завод НКПС, производственные мощности которых потенциально позволяли организовать выпуск танков.
Предложением заинтересовались в ГАБТУ. 10 ноября с ним к наркому танковой промышленности Малышеву обратился начальник ГАБТУ КА Федоренко. В том же месяце был подготовлен проект постановления ГКО об организации производства танков в Ташкенте. В течение месяца шло обсуждения вопроса об организации производства Т-60 в Ташкенте, 16 декабря было принято решение от этой идеи отказаться. Причиной тому стала недостаточная обеспеченность литейно-механического завода, который должен был стать основной производственной площадкой, станочным оборудованием, а также отсутствие необходимого броневого производства. Вместо танков в Ташкенте стали выпускать бронепоезда.
Отказ от Ташкента в качестве места для выпуска Т-60 не означал, что новой площадки для выпуска этих танков не появится. В соответствии с постановлением ГКО №752сс, из Коломны в Киров эвакуировали корпусное производство Т-30. Кстати, так на заводе танк никогда не называли: он обозначался либо как Т-60, либо как «Т-40 неплавающий». Вместе с заделом по Т-30 в Киров уехали и литые башни, разработанные заводским КБ под руководством М. Н. Щукина. Организованное на площадке Кировского машиностроительного завода им. 1 мая НКПС предприятие стал называться заводом №38 им. Куйбышева НКТП. Директором завода стал Е. Э. Рубинчик. В мае 1942 года Рубинчика перевели на должность директора завода №112, а его место занял К. К. Яковлев, до того занимавший должность главного инженера. На новом месте организовали заводское КБ, которое возглавил Щукин.
Первоначально предполагалось, что завод №38 будет заниматься тем же самым, то есть обеспечивать другие предприятия корпусами и башнями. Достаточно быстро выяснилось, что мощности нового завода позволяют гораздо больше, чем корпусное производство. Было принято решение об организации на заводе №38 производства танков Т-60. На январь 1942 года он получил план по выпуску 200 машин. В качестве поставщиков полуобрезного бронелиста предприятию выделили Нижнетагильский и Чусовской металлургические заводы. Имелась кооперация с СТЗ по каткам, тракам и ряду других деталей, двигатели шли с ГАЗ им. Молотова, бандажи поставлял Ярославский шинный завод. Первый танк был изготовлен в Кирове к 10 января 1942 года. Согласно заключённому с заводом №38 договору, цена полностью укомплектованного Т-60 составила 75 тысяч рублей.
Подготовка завода №38 к производству танков по ряду причин затянулась. Несмотря на то что к началу 1942 года удалось подготовить значительную часть производственных площадей, полностью завершить работы не удалось. К началу февраля оставались не законченными пролёт сборочного цеха, компрессорная электростанция и мартеновская печь, часть цехов не была пущена в эксплуатацию. Кроме того, неразбериха в ходе эвакуации привела к тому, что часть заводского оборудования прибыла вместо Кирова в Свердловск, Молотов (ныне Пермь) и Казань, пришлось тратить время, чтобы довезти его до места назначения.
На выпуск танков сильно повлиял и срыв поставок агрегатов заводами-кооператорами. Например, ГАЗ прислал значительно меньший объём моторов, а также литых и штампованных деталей. К 1 февраля 1942 года на заводе №38 имелось 50 двигателей, из них 30 не были укомплектованы электрооборудованием. Имелись серьёзные перебои в поставках иного электрооборудования, не хватало радиаторов, шарикоподшипников и других деталей. В результате вместо 200 запланированных танков удалось сдать лишь 4, причём это были не Т-60, а Т-30, собранные из существовавшего задела по корпусам.
С марта 1942 года часть танков завода №38 получили глушители, аналогичные тем, что ставились на Т-70 |
Понимая, что в сложившихся условиях заданный заводу темп явно не соответствовал производственным возможностям, ГАБТУ снизило объём заказа на февраль до 75 танков. На второй месяц производства завод №38 не только вписался в этот уменьшенный план, но и перевыполнил его, сдав на один танк больше. С февраля основной продукцией завода стали танки 060, хотя имелись и изготовленные 030. При этом все произведённые танки обозначались заводом как Т-60, и понять, к какому типу они относятся, можно лишь по серийным номерам (Т-30 завода №38 имели серийные номера 2###, а Т-60 — 2#####). За февраль Т-30 было выпущено не менее десятка. Эпизодически они встречаются в отгрузках и позже, можно говорить приблизительно о 49 выпущенных в Кирове танках этого типа. С очень большой долей вероятности среди построенных Т-30 могли быть машины с литыми башнями, не исключён вариант установки таких башен и на Т-60.
Что же касается кировских Т-60, то они конструктивно почти полностью повторяли горьковские танки. Разница была в опорных катках: в Горьком ставились штампованные катки, а в Кирове — литые, производства СТЗ.
9 марта 1942 года вышло постановление ГКО №1417 «Об организации производства танков Т-70 на заводах № 37 и 38 Наркомтанкопрома». В отличие от завода №37, который встретил постановление в штыки, в Кирове стали готовиться к выпуску Т-70. За март предприятие изготовило 5 корпусов нового танка, также было отлито 2 башни. Поскольку заводу не хватало электроэнергии для электропечи, в серию пошли башни Т-70 сварной конструкции. Параллельно продолжалось и производство Т-60.
Несмотря на определённые трудности, за март удалось сдать 160 танков при плане в 150 машин. В апреле выпуск малых танков в Кирове достиг своего пика: было сдано 163 машины всех типов. Уже в мае здесь началось массовое производство Т-70, что не могло не сказаться на выпуске Т-60: всего за месяц было сдано 109 танков этого типа. Примерно в это же время кировские машины, аналогично горьковским, получили модернизированную выхлопную систему с глушителями от Т-70.
Согласно отчёту военпреда завода №38, за июнь предприятием сверх плана было изготовлено 22 Т-60, из них 10 без башен (эти машины предназначались под монтаж РСЗО М-8). Согласно документам, завод продолжал отгрузку Т-60 и в июле. Например, 25 числа с эшелоном №15258 в 1-е Горьковское танковое училище отправилось 9 Т-60 и 1 Т-30 (серийный номер 2071). Кроме того, судя по серийным номерам, единичные экземпляры Т-60 попадались и в партиях Т-70. Последние Т-60, выпущенные на заводе №38, имели старую выхлопную систему, но при этом их катки были штампованными. Это стало возможным благодаря организации в Кирове производства опорных катков. Ленивцы при этом оставались литыми. До самого конца сборки на заводе №38 использовались корпуса и башни как с утолщённой броней, так и экранированные.
Одна из последних партий Т-60, которые отправлялись с завода №38. Среди них затесался и Т-30 |
Наглядная демонстрация того, какая каша творилась в отправках завода №38. Танк с четырёхзначным номером — это не Т-60, а Т-30 |
Напоследок стоит отметить, что с данными по производству танков на заводе №38 творился полный бардак. Например, военпред завода доложил о выпуске в январе 1941 года 4 танков, но по другим документам проходят 5 машин. В июне, по сводным документам ГАБТУ, проходят 2 принятых Т-60, а по краткому отчету военпреда — 22 штуки, из них 10 — без башен. С мая завод №38 поставлял заводу №113 шасси Т-60 для установки систем М-8, и данные поставки учитываются далеко не везде. Если добавить ко всему этому Т-30, проходящие по документам и как Т-60, и как Т-70, получается полная неразбериха.
Хоть какую-то ясность в вопросе того, сколько же было сделано Т-60, включая шасси, вносит число изготовленных корпусов. Всего в Кирове с января по июнь 1942 года было сварено 567 комплектов, из которых было изготовлено как минимум 524 Т-60 и как минимум 10 шасси под установку М-8.
Комментариев нет :
Отправить комментарий