Многие из исследователей сталинского режима, упоминая об экономическом сотрудничестве между СССР и Германией в 30-е годы, оценивают его негативно, оценки разные – от «просчёта» до «преступления Сталина». Аргументируют подобные оценки обычно нравственным критерием и практической пользой.
Нравственный критерий торговли с Германией
Моральный критерий оценки действия государства вообще не верен, нормальное государство исходит из прагматизма и здравого смысла. Вести дипломатические отношения и торговлю с потенциальным врагом, или врагом в прошлом, – это обыденность. Та же Германия перед Первой мировой войной была главным нашим торговым партнёром: в 1913 году в Германию шло 29,8% российских товаров, а из Германии поступало 47,5% нашего импорта, что превышало и долю Англии и Франции вместе взятых.
В 30-е годы Третий Рейх торговал и вёл дипломатические отношения с массой стран и никто не прерывал с ним отношения, из моральных соображений. Основными поставщиками природного сырья, включая и особо ценные виды, в Рейх были вполне демократические – США и Великобритания. Так, Великобритания реэкспортировала в Рейх медную руду из Южной Африки, Чили, Канады. В 1935 году ввоз шерсти из Англии в Германию составил почти половину импорта шерсти.
В 1934 году немцы («ИГ Фарбениндустри») заключили контракт с канадской компанией, он обеспечил Рейх половиной необходимого никеля. Остальной никель немцы получали через английские компании. Причём часть поставок шла в кредит. Через Лондон Рейх получал не только медь, никель и шерсть, но и хлопок, каучук, нефть.
Главным поставщиком железной руды в Германию был Стокгольм. В 1933-1936 годы немцы забирали до трех четвёртых всего шведского экспорта. В 1938 году Швеция покрыла 41% потребности Германии в железной руде.
Сама Германия ввозила металлические изделия в Италию, Швейцарию, Португалию, Голландию, Данию, Норвегию и другие страны.
Что самое интересное, торговлю с Германией не прервала и Вторая мировая война, продолжали торговать с Рейхом не только нейтралы, вроде Швеции и Швейцарии, но и американские компании. Они (например, «Стандарт ойл» поставляла нефть) просто перевели поставки на Испанию (потом и Швейцарию) и через неё в Германию. Нефтяные танкеры США везли нефть на Канарские острова, оттуда - немецкие танкеры в Гамбург. Не прекратились поставки нефти и вольфрама и после вступления США в войну с Рейхом.
Кроме того, американские компании владели в Рейхе значительной собственностью: «Дженерал моторс» сотрудничала с «Опелем», не менее двух пятых германской телефонной и телеграфной отрасли были под контролем Морганов и т. д. Американские компании и банки вкладывали немалые финансы в Рейх: «Стандарт ойл», «Дженерал моторс», концерн ИТТ, «Форд» и др.
Английскому военно-промышленному концерну «Виккерс» принадлежала почти половина акций немецкой военно-химической фирмы «Дуко АГ» и акции ряда других немецких компаний.
Фирма «Кока-Кола» организовала в Германии выпуск напитка «Фанта», киностудии Голливуда работали с Геббельсом, «Ай-Би-Эм» помогала в разработке системы учёта людей в концлагерях. Банки, контролируемые Ротшильдами и Морганами, вели финансовые операции.
То есть, западные компании не волновал моральный аспект торговли и промышленного сотрудничества с Рейхом, некоторые из них продолжали торговать даже при вступлении своего государства в войну. Почему этот аспект должен был волновать Москву?
Военно-техническое сотрудничество западных компаний с Рейхом
Западные компании не только торговали с Рейхом, но и активно помогали ему в совершенствовании военного производства. Британский концерн «Виккерс» помогал в развитии германского подводного флота. Продавали Германии и оружие – бронебойные снаряды для флота - фирма «Хэдфилдс».
Люфтваффе помогали создавать англо-американские компании, поставлялись самолеты и авиадвигатели. Так, за 8 месяцев в 1934 году было поставлено 200 авиадвигателей от «Роллс-Ройса». Покупались и лицензии на производство двигателей. В поставке авиадвигателей, авиационного оборудования участвовали американские компании: «Юнайтед эйркрафт корпорейшн», «Пратт энд Уитни компании», «Кэртисс Райт», «Дуглас" и другие. В 1935 году из 28 типов немецких военных самолетов на 11-ти стояли англо-американские двигатели.
В Вашингтоне об этом прекрасно знали, но закрывали глаза, или даже одобряли.
Иван Федорович Тевосян на «Запорожстали».
Фридрих-Вернер фон дер Шуленбург, посол Германии в СССР в 1934-1941 годы.
Практическая польза для СССР от торговли с Германией
Вспоминая, что Российская империя поставляла значительное число машин и технически сложного оборудования из Германии, Англии, США, понятно, что после Гражданской войны и разрухи технические потребности только выросли. Если ещё учесть и начатую индустриализацию, то потребности в современном оборудовании возросли ещё больше.
Быстрая индустриализация требовала покупки массы современной техники и оборудования. Наиболее традиционным партнёром России, который поставлял нам первоклассную технику и оборудование, была Германия. После поражения в войне Веймарская республика и Россия быстро сумели договориться, и Берлин опять занял место главного торгового партнёра России. Вторым по важности партнёром были США.
Знакомились советские специалисты и с германскими достижениями, в 1933-1934 гг. в Германию ездили конструкторы Харьковского паровозостроительного завода, они создавали новый танковый двигатель. В итоге была куплена лицензия на двигатель БМВ мощностью 500 л. с., с ним запустили производство танка Т-28.
С запуском программы строительства больших кораблей для флота встала проблема производства корабельной брони. Технологии для изготовления одной броневой плиты весом примерно 70 тонн для линейных кораблей не было. Нужен был пресс мощностью до 15 тыс. тонн. Немецкий опыт поехал изучать в 1936 году И. Ф. Тевосян.
Финансовое сотрудничество: в 1926 году – кредит на 150 млн. марок на два года и 150 млн. на 4 года, в 1931 году Берлин предоставил Москве кредит в 300 млн. марок на 21 месяц, в 1935 году СССР получил право заказать немецким фирмам поставку оборудования, машин, изделий на 200 млн. марок. Сюда же входила и техническая помощь. Погашать кредит СССР должен был начать с конца 1940 года, но не успел выполнить свои обязательства - 22 июня 1941 года началась война. То есть, кредит Германии от 1935 года стал безвозмездным.
К концу 30-х годов СССР ещё не решил проблему необходимости закупать современную технику и оборудование на Западе, а Рейх нуждался в сырье. К тому же западные демократии не охотно делились своими технологиями. 19 августа 1939 года было подписано советско-германское кредитное соглашение. СССР получил 200 млн. марок на 7 лет под 4,5%, в ответ обещал поставлять сырьё и продовольствие. Затем были ещё заключены хозяйственные договоры от 11 февраля 1940 года и 10 января 1941 года.
Переговоры со стороны немцев вёл особо уполномоченный немецкого правительства Карл Риттер, со стороны СССР – нарком внешней торговли А. И. Микоян. В октябре 1939 года Рейх посетила представительная советская делегация из 48 человек во главе с наркомом судостроения И. Тевосяном, среди них был и авиаконструктор А. Яковлев. Делегация посещала полигоны, заводы, верфи, корабли, знакомились с технологиями, оборудованием. Гитлер дал разрешение и на ознакомление с военной техникой, под давлением советской делегации, и с новейшими образцами.
СССР заказал сотни современных станков, по данным немцев в 1940-1941 гг. – 6430 станков на 85,4 млн. марок. По мнению ряда немецких исследований, это даже ослабило военную экономику Германии. А военный потенциал СССР был усилен.
Немецкие технологии были использованы в производстве оружия, боеприпасов, в машиностроении, химической отрасли, металлургии. Кроме того, покупали и готовые образцы: куплен недостроенный тяжёлый крейсер «Лютцов», его назвали «Петропавловск (позднее «Таллин») и достроили в Ленинграде. Для флота были куплены: гребные валы, рулевые машины, медицинское оборудование, моторы для катеров, орудийные корабельные башни, чертежи 406-мм, 280-мм корабельных башен, 88-мм пушка для подлодок, бомбометы, гидроакустическая аппаратура и многое другое.
Для сухопутных войск две 211-мм гаубицы, батарея 105-мм зениток, танк ТIII, 3 полугусечных тягача, дальномеры, приборы для управления огнём, костюмы химзащиты, образцы систем радиосвязи, различное оборудование для химических войск.
Закупались для изучения и самолеты: «Хейнкели-100», «Юнкерсы-88», «Дорнье-215», «Фокке-Вульфы-55», «Юнкерсы-207», «Мессершмитты-109, 110» и другие модели. Их поставляли с запасными моторами и запасными частями. Их направляли для изучения в НИИ ВВС, в ЦАГИ и другие организации. В 1940 году с немецкими самолетами ознакомились примерно 3500 советских инженеров и конструкторов.
Закупались новейшие двигатели, что способствовало развитию советского двигателестроения.
Надо ещё учитывать, что СССР не был главным торговым партёром Германии. Так, в 1940 году поставки из Союза составили лишь 7,6% от общей суммы германского ввоза и 4,5% немецкого экспорта. В следующем, 1941 году, соответственно 6,3% и 6,6%. СССР занимал в импорте Рейха 5-е место, уступая Италии, Дании, Румынии, Голландии.
Анастас_Иванович_Микоян, в 1938 — 1949 годах нарком внешней торговли.
Борис Львович Ванников, нарком боеприпасов.
А. И. Шахурин, В 1940—1946 годах нарком авиационной промышленности.
Что получила Германия взамен?
В Германию отправляли то, чем торговали ещё во времена средних веков – пух, перо, рыбьи пузыри, пушнину, щетину, лён, хлопок, осиновое дерево для спичек, кормовое зерно. Железную руду поставляли настолько низкообогащенную, что немцы постоянно жаловались на её качество. Некоторое количество нефтепродуктов, платина, никель, марганцевая руда, хромовая руда.
Продукция для Германии и наоборот из Германии шла вплоть до начала войны. Так, 22-го июня в Бресте перед рассветом в СССР прошел эшелон с немецкими станками, а из СССР с зерном.
Итог
Руководство СССР в торговле и техническом сотрудничестве с Германией действовало в интересах страны и народа. Москва смогла получить от Рейха максимум возможного, отдавая по минимуму. Германское оборудование и техника честно служили СССР все годы войны, да и после помогали восстанавливать страну. Советские специалисты получили доступ к передовым технологиям Запада и вполне его использовали.
"Лютцов-Петропавловск"
Источники:
Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг. Статистический обзор. М., 1960.
Журавель В. А. Технологии Третьего рейха на службе СССР// История науки и техники.2002. №5.
Сборник торговых договоров, конвенций и соглашений СССР, заключенных с иностранными государствами до 1-го января 1941 г. / Сост.: Горбов Ф. Р.; Под ред.: Мишустин Д. Д. — М.: 1941.
Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии 1933-1945 гг. М., 2003.
Размеров В.В. Экономическая подготовка гитлеровской агрессии (1933-1935 гг.), М., 1958.
Хайэм Ч. Торговля с врагом. М., 1985.
Нравственный критерий торговли с Германией
Моральный критерий оценки действия государства вообще не верен, нормальное государство исходит из прагматизма и здравого смысла. Вести дипломатические отношения и торговлю с потенциальным врагом, или врагом в прошлом, – это обыденность. Та же Германия перед Первой мировой войной была главным нашим торговым партнёром: в 1913 году в Германию шло 29,8% российских товаров, а из Германии поступало 47,5% нашего импорта, что превышало и долю Англии и Франции вместе взятых.
В 30-е годы Третий Рейх торговал и вёл дипломатические отношения с массой стран и никто не прерывал с ним отношения, из моральных соображений. Основными поставщиками природного сырья, включая и особо ценные виды, в Рейх были вполне демократические – США и Великобритания. Так, Великобритания реэкспортировала в Рейх медную руду из Южной Африки, Чили, Канады. В 1935 году ввоз шерсти из Англии в Германию составил почти половину импорта шерсти.
В 1934 году немцы («ИГ Фарбениндустри») заключили контракт с канадской компанией, он обеспечил Рейх половиной необходимого никеля. Остальной никель немцы получали через английские компании. Причём часть поставок шла в кредит. Через Лондон Рейх получал не только медь, никель и шерсть, но и хлопок, каучук, нефть.
Главным поставщиком железной руды в Германию был Стокгольм. В 1933-1936 годы немцы забирали до трех четвёртых всего шведского экспорта. В 1938 году Швеция покрыла 41% потребности Германии в железной руде.
Сама Германия ввозила металлические изделия в Италию, Швейцарию, Португалию, Голландию, Данию, Норвегию и другие страны.
Что самое интересное, торговлю с Германией не прервала и Вторая мировая война, продолжали торговать с Рейхом не только нейтралы, вроде Швеции и Швейцарии, но и американские компании. Они (например, «Стандарт ойл» поставляла нефть) просто перевели поставки на Испанию (потом и Швейцарию) и через неё в Германию. Нефтяные танкеры США везли нефть на Канарские острова, оттуда - немецкие танкеры в Гамбург. Не прекратились поставки нефти и вольфрама и после вступления США в войну с Рейхом.
Кроме того, американские компании владели в Рейхе значительной собственностью: «Дженерал моторс» сотрудничала с «Опелем», не менее двух пятых германской телефонной и телеграфной отрасли были под контролем Морганов и т. д. Американские компании и банки вкладывали немалые финансы в Рейх: «Стандарт ойл», «Дженерал моторс», концерн ИТТ, «Форд» и др.
Английскому военно-промышленному концерну «Виккерс» принадлежала почти половина акций немецкой военно-химической фирмы «Дуко АГ» и акции ряда других немецких компаний.
Фирма «Кока-Кола» организовала в Германии выпуск напитка «Фанта», киностудии Голливуда работали с Геббельсом, «Ай-Би-Эм» помогала в разработке системы учёта людей в концлагерях. Банки, контролируемые Ротшильдами и Морганами, вели финансовые операции.
То есть, западные компании не волновал моральный аспект торговли и промышленного сотрудничества с Рейхом, некоторые из них продолжали торговать даже при вступлении своего государства в войну. Почему этот аспект должен был волновать Москву?
Военно-техническое сотрудничество западных компаний с Рейхом
Западные компании не только торговали с Рейхом, но и активно помогали ему в совершенствовании военного производства. Британский концерн «Виккерс» помогал в развитии германского подводного флота. Продавали Германии и оружие – бронебойные снаряды для флота - фирма «Хэдфилдс».
Люфтваффе помогали создавать англо-американские компании, поставлялись самолеты и авиадвигатели. Так, за 8 месяцев в 1934 году было поставлено 200 авиадвигателей от «Роллс-Ройса». Покупались и лицензии на производство двигателей. В поставке авиадвигателей, авиационного оборудования участвовали американские компании: «Юнайтед эйркрафт корпорейшн», «Пратт энд Уитни компании», «Кэртисс Райт», «Дуглас" и другие. В 1935 году из 28 типов немецких военных самолетов на 11-ти стояли англо-американские двигатели.
В Вашингтоне об этом прекрасно знали, но закрывали глаза, или даже одобряли.
Иван Федорович Тевосян на «Запорожстали».
Фридрих-Вернер фон дер Шуленбург, посол Германии в СССР в 1934-1941 годы.
Практическая польза для СССР от торговли с Германией
Вспоминая, что Российская империя поставляла значительное число машин и технически сложного оборудования из Германии, Англии, США, понятно, что после Гражданской войны и разрухи технические потребности только выросли. Если ещё учесть и начатую индустриализацию, то потребности в современном оборудовании возросли ещё больше.
Быстрая индустриализация требовала покупки массы современной техники и оборудования. Наиболее традиционным партнёром России, который поставлял нам первоклассную технику и оборудование, была Германия. После поражения в войне Веймарская республика и Россия быстро сумели договориться, и Берлин опять занял место главного торгового партнёра России. Вторым по важности партнёром были США.
Знакомились советские специалисты и с германскими достижениями, в 1933-1934 гг. в Германию ездили конструкторы Харьковского паровозостроительного завода, они создавали новый танковый двигатель. В итоге была куплена лицензия на двигатель БМВ мощностью 500 л. с., с ним запустили производство танка Т-28.
С запуском программы строительства больших кораблей для флота встала проблема производства корабельной брони. Технологии для изготовления одной броневой плиты весом примерно 70 тонн для линейных кораблей не было. Нужен был пресс мощностью до 15 тыс. тонн. Немецкий опыт поехал изучать в 1936 году И. Ф. Тевосян.
Финансовое сотрудничество: в 1926 году – кредит на 150 млн. марок на два года и 150 млн. на 4 года, в 1931 году Берлин предоставил Москве кредит в 300 млн. марок на 21 месяц, в 1935 году СССР получил право заказать немецким фирмам поставку оборудования, машин, изделий на 200 млн. марок. Сюда же входила и техническая помощь. Погашать кредит СССР должен был начать с конца 1940 года, но не успел выполнить свои обязательства - 22 июня 1941 года началась война. То есть, кредит Германии от 1935 года стал безвозмездным.
К концу 30-х годов СССР ещё не решил проблему необходимости закупать современную технику и оборудование на Западе, а Рейх нуждался в сырье. К тому же западные демократии не охотно делились своими технологиями. 19 августа 1939 года было подписано советско-германское кредитное соглашение. СССР получил 200 млн. марок на 7 лет под 4,5%, в ответ обещал поставлять сырьё и продовольствие. Затем были ещё заключены хозяйственные договоры от 11 февраля 1940 года и 10 января 1941 года.
Переговоры со стороны немцев вёл особо уполномоченный немецкого правительства Карл Риттер, со стороны СССР – нарком внешней торговли А. И. Микоян. В октябре 1939 года Рейх посетила представительная советская делегация из 48 человек во главе с наркомом судостроения И. Тевосяном, среди них был и авиаконструктор А. Яковлев. Делегация посещала полигоны, заводы, верфи, корабли, знакомились с технологиями, оборудованием. Гитлер дал разрешение и на ознакомление с военной техникой, под давлением советской делегации, и с новейшими образцами.
СССР заказал сотни современных станков, по данным немцев в 1940-1941 гг. – 6430 станков на 85,4 млн. марок. По мнению ряда немецких исследований, это даже ослабило военную экономику Германии. А военный потенциал СССР был усилен.
Немецкие технологии были использованы в производстве оружия, боеприпасов, в машиностроении, химической отрасли, металлургии. Кроме того, покупали и готовые образцы: куплен недостроенный тяжёлый крейсер «Лютцов», его назвали «Петропавловск (позднее «Таллин») и достроили в Ленинграде. Для флота были куплены: гребные валы, рулевые машины, медицинское оборудование, моторы для катеров, орудийные корабельные башни, чертежи 406-мм, 280-мм корабельных башен, 88-мм пушка для подлодок, бомбометы, гидроакустическая аппаратура и многое другое.
Для сухопутных войск две 211-мм гаубицы, батарея 105-мм зениток, танк ТIII, 3 полугусечных тягача, дальномеры, приборы для управления огнём, костюмы химзащиты, образцы систем радиосвязи, различное оборудование для химических войск.
Закупались для изучения и самолеты: «Хейнкели-100», «Юнкерсы-88», «Дорнье-215», «Фокке-Вульфы-55», «Юнкерсы-207», «Мессершмитты-109, 110» и другие модели. Их поставляли с запасными моторами и запасными частями. Их направляли для изучения в НИИ ВВС, в ЦАГИ и другие организации. В 1940 году с немецкими самолетами ознакомились примерно 3500 советских инженеров и конструкторов.
Закупались новейшие двигатели, что способствовало развитию советского двигателестроения.
Надо ещё учитывать, что СССР не был главным торговым партёром Германии. Так, в 1940 году поставки из Союза составили лишь 7,6% от общей суммы германского ввоза и 4,5% немецкого экспорта. В следующем, 1941 году, соответственно 6,3% и 6,6%. СССР занимал в импорте Рейха 5-е место, уступая Италии, Дании, Румынии, Голландии.
Анастас_Иванович_Микоян, в 1938 — 1949 годах нарком внешней торговли.
Борис Львович Ванников, нарком боеприпасов.
А. И. Шахурин, В 1940—1946 годах нарком авиационной промышленности.
Что получила Германия взамен?
В Германию отправляли то, чем торговали ещё во времена средних веков – пух, перо, рыбьи пузыри, пушнину, щетину, лён, хлопок, осиновое дерево для спичек, кормовое зерно. Железную руду поставляли настолько низкообогащенную, что немцы постоянно жаловались на её качество. Некоторое количество нефтепродуктов, платина, никель, марганцевая руда, хромовая руда.
Продукция для Германии и наоборот из Германии шла вплоть до начала войны. Так, 22-го июня в Бресте перед рассветом в СССР прошел эшелон с немецкими станками, а из СССР с зерном.
Итог
Руководство СССР в торговле и техническом сотрудничестве с Германией действовало в интересах страны и народа. Москва смогла получить от Рейха максимум возможного, отдавая по минимуму. Германское оборудование и техника честно служили СССР все годы войны, да и после помогали восстанавливать страну. Советские специалисты получили доступ к передовым технологиям Запада и вполне его использовали.
"Лютцов-Петропавловск"
Источники:
Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг. Статистический обзор. М., 1960.
Журавель В. А. Технологии Третьего рейха на службе СССР// История науки и техники.2002. №5.
Сборник торговых договоров, конвенций и соглашений СССР, заключенных с иностранными государствами до 1-го января 1941 г. / Сост.: Горбов Ф. Р.; Под ред.: Мишустин Д. Д. — М.: 1941.
Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии 1933-1945 гг. М., 2003.
Размеров В.В. Экономическая подготовка гитлеровской агрессии (1933-1935 гг.), М., 1958.
Хайэм Ч. Торговля с врагом. М., 1985.
Комментариев нет :
Отправить комментарий