Вторая мировая война, Средний колесно-гусеничный танк Т-29 (экспериментальный)
Средний танк Т-29 был экспериментальным танком 1930-х годов, созданным на базе Т-28. Он был вторым (после БТ) советским танком на колесно-гусеничном ходу. Среди его разработчиков были известные конструкторы бронетанковой техники Н. А. Астров и М. И. Кошкин. Было изготовлено несколько опытных экземпляров, по итогам испытаний которых танк планировалось принять на вооружение РККА. По ряду причин его серийное производство так и не было развернуто.
История создания
Одной из характерных особенностей советского танкостроения 1930-х годов являлась большая работа по созданию колесно-гусеничных танков. Это обстоятельство рассматривалось тогда как средство повышения оперативной подвижности бронетанковых войск и избавление от необходимости применять дорогостоящие трейлеры при передислоцировании танков на большие расстояния. Заманчивой казалась и экономия горючего при движении на колесном ходу. Однако это сильно усложняло силовую передачу и ходовую часть танков, но давало явный выигрыш в скорости. Кроме того, предполагалось, что в случае повреждения гусениц экипаж будет просто их сбрасывать, теряя в проходимости, но оставляя подвижность танка на поле боя. В программе развития автобронетанковых войск РККА колесно-гусеничные танки занимали существенное место. Предполагалось, помимо имевшихся в наличии легких танков серии БТ, разработать также средний танк на колесно-гусеничном ходу.
Разработка среднего колесно-гусеничного танка в СССР началась в 1933 году с подготовки Автобронетанковым бюро техотдела ЭКУ ОГПУ ряда эскизных проектов танков. Они представляли собой дальнейшее развитие танка БТ-2, во многом опираясь на разработанный недавно танк Т-28. Основной из них, носивший условное обозначение ПТ-1, имел привод на три пары опорных катков (при движении на гусеницах), а также способный плавать. Также было разработано пять полностью "сухопутных" вариантов танка, из которых наибольший интререс среди военных вызвали 4-й и 5-й проекты под общим названием ИТ-3 («истребительный танк, третий»). Машина имела массу в 17-20 т (в зависимости от бронирования), защищалась противопульной броней и вооружалась 76,2-мм орудием и двумя пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. Двигатель М-17Б мощностью в 500 л.с. должен был разгонять машину до 60 км/ч на гусеницах и 80 км/ч — на колесах. Экипаж составлял 4 человека. В 1934 году, после доработки этих двух проектов, на ленинградском Кировском заводе, где в то время разворачивался выпуск Т-28, были построены опытные танки Т-29-4 и Т-29-5. Проект разрабатывался под общим руководством Н. В. Цейца, непосредственное участие в разработке танка принимал Н. А. Астров. Между собой танки различались бронированием (15-20 или 20-33 мм соответственно), массой (16 или 23,5 т) и рядом других параметров. По компоновке и вооружению танки были одинаковы.
Одной из характерных особенностей советского танкостроения 1930-х годов являлась большая работа по созданию колесно-гусеничных танков. Это обстоятельство рассматривалось тогда как средство повышения оперативной подвижности бронетанковых войск и избавление от необходимости применять дорогостоящие трейлеры при передислоцировании танков на большие расстояния. Заманчивой казалась и экономия горючего при движении на колесном ходу. Однако это сильно усложняло силовую передачу и ходовую часть танков, но давало явный выигрыш в скорости. Кроме того, предполагалось, что в случае повреждения гусениц экипаж будет просто их сбрасывать, теряя в проходимости, но оставляя подвижность танка на поле боя. В программе развития автобронетанковых войск РККА колесно-гусеничные танки занимали существенное место. Предполагалось, помимо имевшихся в наличии легких танков серии БТ, разработать также средний танк на колесно-гусеничном ходу.
Разработка среднего колесно-гусеничного танка в СССР началась в 1933 году с подготовки Автобронетанковым бюро техотдела ЭКУ ОГПУ ряда эскизных проектов танков. Они представляли собой дальнейшее развитие танка БТ-2, во многом опираясь на разработанный недавно танк Т-28. Основной из них, носивший условное обозначение ПТ-1, имел привод на три пары опорных катков (при движении на гусеницах), а также способный плавать. Также было разработано пять полностью "сухопутных" вариантов танка, из которых наибольший интререс среди военных вызвали 4-й и 5-й проекты под общим названием ИТ-3 («истребительный танк, третий»). Машина имела массу в 17-20 т (в зависимости от бронирования), защищалась противопульной броней и вооружалась 76,2-мм орудием и двумя пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. Двигатель М-17Б мощностью в 500 л.с. должен был разгонять машину до 60 км/ч на гусеницах и 80 км/ч — на колесах. Экипаж составлял 4 человека. В 1934 году, после доработки этих двух проектов, на ленинградском Кировском заводе, где в то время разворачивался выпуск Т-28, были построены опытные танки Т-29-4 и Т-29-5. Проект разрабатывался под общим руководством Н. В. Цейца, непосредственное участие в разработке танка принимал Н. А. Астров. Между собой танки различались бронированием (15-20 или 20-33 мм соответственно), массой (16 или 23,5 т) и рядом других параметров. По компоновке и вооружению танки были одинаковы.
В ходе производства опытных образцов конструкторы столкнулись с рядом проблем. Ведь на машине оставались все детали ходовой части гусеничного танка и, кроме того, нужно было изготавливать сложные приводы к колесам-коткам, сложные тормозные устройства, поворотные механизмы и многое другое. Это не считая того, что сам Т-28 изначально уже имел проблемы ходовой части.
В 1934—1935 годах танки Т-29 прошли множество испытаний, в том числе и сравнительных с Т-28. По их итогам был сделан вывод, что Т-29, хотя и более сложен в производстве, но представляет большой интерес ввиду высокой скорости и хорошей маневренности.
По результатам испытаний в 1936 году на Кировском заводе изготовили эталонный образец Т-29. Планировалось в 1937 году развернуть его серийное производство, из-за чего даже была сокращена программа выпуска Т-28, однако ввиду большого количества недостатков Т-29 в своем имеющемся виде военных не удовлетворял. Согласно постановлению ГКО при СНК СССР № 14сс от 25 мая 1937 года, завод должен был переработать проект танка и разработать новый образец, с утолщенными бронелистами из цементированной брони, установленными наклонно.
Эта машина, обозначенная как Т-29-Ц, была разработана под руководством Н. В. Цейца в рекордные сроки и уже 4 июля представлена на рассмотрение ГКО. Проект сильно отличался от эталонного Т-29. Была удлиненна ходовая часть, получившая 5 пар опорных катков (из них три ведущих и две управляемых) вместо 4 у эталонного Т-29. Машина весом 30 тонн защищалась 30-мм броней и была вооружена 76,2-мм пушкой Л-10, пятью пулеметами ДТ и двумя пулеметами ДК. Вооружение размещалось в трех башнях. Экипаж составлял шесть человек.
Т-29-Ц получил одобрение военных, и к 1 июля 1938 года планировалось изготовить опытный образец, но осенью 1937 года все работы в этом направлении были свернуты, а Кировский завод продолжил выпускать танки Т-28 в прежнем объеме. Причины этого не совсем понятны. Возможно, что такое решение было связано с арестом Н. В. Цейца как «вредителя» в сентябре 1937 года.
Описание конструкции
Эталонный танк Т-29 представлял из себя трехбашенный танк, аналогичный по компоновке танку Т-28. Однако корпус претерпел ряд изменений, в частности, стал на 350 мм шире и на 200 мм выше, что произошло за счет размещения элементов подвески внутри бронекорпуса. Кроме того, произошли мелкие изменения конфигурации ряда элементов. Корпус сваривался из катаных бронелистов толщиной от 10 до 30 мм.
Эталонный танк Т-29 представлял из себя трехбашенный танк, аналогичный по компоновке танку Т-28. Однако корпус претерпел ряд изменений, в частности, стал на 350 мм шире и на 200 мм выше, что произошло за счет размещения элементов подвески внутри бронекорпуса. Кроме того, произошли мелкие изменения конфигурации ряда элементов. Корпус сваривался из катаных бронелистов толщиной от 10 до 30 мм.
Главная башня кругового вращения по конструкции была аналогична башне артиллерийского танка Т-26-4 с увеличенным на 100 мм диаметром погона. В передней части башни в маске на цапфах размещалась танковая пушка. Справа от нее и в задней стенке башни имелись независимые шаровые установки с пулеметами ДТ. На крышке башенного люка была предусмотрена установка зенитной турели для еще одного ДТ. Для посадки и высадки экипажа главная башня имела два поворотных люка в крыше и один (прямоугольной формы) — в кормовом бронелисте.
Малые башни по конструкции повторяли башни Т-28 и вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке каждая. Сектор вращения составлял 165°.
Малые башни по конструкции повторяли башни Т-28 и вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке каждая. Сектор вращения составлял 165°.
В качестве главного вооружения использовалась универсальная танковая пушка ПС-3, установленная в главной башне (рассматривались варианты вооружения танка пушкой КТ-28 образца 1927/32 года). Впоследствии вместо пушки ПС-3 была установлена танковая пушка Л-10.
Вспомогательное вооружение состояло из состояло из четырех 7,62-мм пулеметов ДТ, расположенных в шаровых установках (в передней и задней частях главной башни и в пулеметных башнях). Еще один пулемет ДТ мог располагаться на турельной установке на люке главной башни. Боекомплект состоял из 67 унитарных выстрелов к пушке и 6615 патронов к пулеметам (105 магазинов по 63 патрона в каждом).
Вспомогательное вооружение состояло из состояло из четырех 7,62-мм пулеметов ДТ, расположенных в шаровых установках (в передней и задней частях главной башни и в пулеметных башнях). Еще один пулемет ДТ мог располагаться на турельной установке на люке главной башни. Боекомплект состоял из 67 унитарных выстрелов к пушке и 6615 патронов к пулеметам (105 магазинов по 63 патрона в каждом).
На экспериментальном танке Т-29 использовался V-образный авиационный карбюраторный двигатель М-17Т или М-17Ф водяного охлаждения мощностью 500 л.с. с двумя двойными карбюраторами «Зенит» КД-1. Пуск двигателя производился с помощью электростартера «Бош» мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатого воздуха. В системе зажигания использовались два магнето «Сцинтилла». Для облегчения пуска двигателя использовалось пусковое магнето «Бош». Емкость топливных баков составляла 600 л, что обеспечивало запас хода по шоссе на колесном ходу — 300 км, на гусеничном ходу — 200 км.
Трансмиссия была аналогична трансмиссии танка Т-28 и состояла из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки перемены передач (пять передач вперед, одна — назад), многодисковых сухих бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач с ленточными тормозами. В качестве механизма поворота при движении на колесном ходу использовался простой дифференциал.
Трансмиссия была аналогична трансмиссии танка Т-28 и состояла из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки перемены передач (пять передач вперед, одна — назад), многодисковых сухих бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач с ленточными тормозами. В качестве механизма поворота при движении на колесном ходу использовался простой дифференциал.
Ходовая часть применительно к одному борту состояла из четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков большого диаметра. При движении на колесном ходу три пары задних опорных катков были ведущими, передняя — управляемой. При движении на гусеничном ходу гусеница приводилась в движение ведущим колесом заднего расположения. Впереди располагался ленивец с винтовым механизмом натяжения. Также имелось три поддерживающих ролика. В ходовой части применялась индивидуальная подвеска системы Кристи со спиральными пружинами. Мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления шириной 500 мм обеспечивали танку высокую проходимость.
Интересно, что скорости движения машины на гусеничном и колесном ходу были по возможности сближенны. Это было сделано специально для возможного комбинированного применения движителей (в этом случае можно было двигаться, используя с одной стороны гусеничный, а с другой — колесный движитель).
Интересно, что скорости движения машины на гусеничном и колесном ходу были по возможности сближенны. Это было сделано специально для возможного комбинированного применения движителей (в этом случае можно было двигаться, используя с одной стороны гусеничный, а с другой — колесный движитель).
Как и у Т-28, средства наблюдения танка Т-29 представляли собой простые смотровые щели (по одной по бортам главной башни, по внешним бортам пулемётных башен и в крышке люка механика-водителя), закрытые с внутренней стороны сменным триплексным стеклоблоком, обеспечивавшим защиту от пуль, осколков снарядов и брызг свинца при обстреле бронебойными пулями. Командир танка также располагал перископическим панорамным прибором наблюдения ПТК, защищенным бронеколпаком.
На танке Т-29 устанавливались радиостанция 71-ТК-1 и внутреннее переговорное устройство СПУ-7-Р.
На танке Т-29 устанавливались радиостанция 71-ТК-1 и внутреннее переговорное устройство СПУ-7-Р.
Электрооборудование танка выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТА-6 или 6СТА-9 напряжением 12 В, емкостью 144 А·ч и 96 А·ч соответственно, а также динамо-генератор «Сцинтилла» мощностью 1000 Вт, напряжением 12 В.
Боевое применение
Сведений о боевом применении трех изготовленных образцов Т-29 нет. Т-29-4 был передан на полигон в Кубинке, где находился до начала Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года он был передан в состав 22-й танковой бригады. Т-29-5 был разобран в 1938 году. Эталонный Т-29 в том же году был перевооружен пушкой Л-10. После начала советско-финской войны этот танк был отремонтирован и 13 февраля 1940 года убыл в распоряжение АБТВ 13-й армии.
Сведений о боевом применении трех изготовленных образцов Т-29 нет. Т-29-4 был передан на полигон в Кубинке, где находился до начала Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года он был передан в состав 22-й танковой бригады. Т-29-5 был разобран в 1938 году. Эталонный Т-29 в том же году был перевооружен пушкой Л-10. После начала советско-финской войны этот танк был отремонтирован и 13 февраля 1940 года убыл в распоряжение АБТВ 13-й армии.
Тактико-технические характеристики эталонного образца танка Т-29:
боевая масса: 24 т;
экипаж: 5 человек;
длина корпуса: 7324 мм;
ширина корпуса: 3220 мм;
высота: 2820 мм;
клиренс: 500 мм;
тип брони: стальная катаная гомогенная;
толщина брони: лоб корпуса 30 мм, борт корпуса 20 мм, корма корпуса 30 мм, днище 10 мм, крыша корпуса 10 мм, лоб башни 20 мм, маска пушки 20 мм, борт башни 20 мм, корма башни 20 мм, крыша башни 10-15 мм;
вооружение: 76-мм танковая пушка КТ-28 образца 1927/1932 года либо танковая пушка ПС-3, пять 7,62-мм пулеметов ДТ;
боекомплект пушки: 78 выстрелов;
прицелы: телескопический ТОП образца 1930 года, перископический ПТ-1 образца 1932 года;
двигатель: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Ф мощностью 500 л.с. (на 1450 оборотах в минуту);
максимальная скорость по шоссе: 56 км/ч (на гусеницах), 72 км/ч (на колесах);
макстмальная скорость на пересеченной местности: 50 км/ч (на гусеницах);
запас хода по шоссе: 200 км (на гусеницах), 300 км (на колесах);
запас хода на пересеченной местности: 200 км (на гусеницах);
преодолеваемый подъем: 35°;
преодолеваемая стенка: 1,2 м;
преодолеваемый ров: 3,3 м;
преодолеваемый брод: 1,4 м.
боевая масса: 24 т;
экипаж: 5 человек;
длина корпуса: 7324 мм;
ширина корпуса: 3220 мм;
высота: 2820 мм;
клиренс: 500 мм;
тип брони: стальная катаная гомогенная;
толщина брони: лоб корпуса 30 мм, борт корпуса 20 мм, корма корпуса 30 мм, днище 10 мм, крыша корпуса 10 мм, лоб башни 20 мм, маска пушки 20 мм, борт башни 20 мм, корма башни 20 мм, крыша башни 10-15 мм;
вооружение: 76-мм танковая пушка КТ-28 образца 1927/1932 года либо танковая пушка ПС-3, пять 7,62-мм пулеметов ДТ;
боекомплект пушки: 78 выстрелов;
прицелы: телескопический ТОП образца 1930 года, перископический ПТ-1 образца 1932 года;
двигатель: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Ф мощностью 500 л.с. (на 1450 оборотах в минуту);
максимальная скорость по шоссе: 56 км/ч (на гусеницах), 72 км/ч (на колесах);
макстмальная скорость на пересеченной местности: 50 км/ч (на гусеницах);
запас хода по шоссе: 200 км (на гусеницах), 300 км (на колесах);
запас хода на пересеченной местности: 200 км (на гусеницах);
преодолеваемый подъем: 35°;
преодолеваемая стенка: 1,2 м;
преодолеваемый ров: 3,3 м;
преодолеваемый брод: 1,4 м.
Источники:
1. Без тайн и секретов. Очерк 60-летней истории танкового конструкторвского бюро на Кировском заводе в Санкт-Петербурге., СПб., 1997;2. М. Коломиец Многобашенные танки РККА, часть 1. — Москва: ООО "Стратегия КМ", 2000;3. Холявский Г.Л. Энциклопедия танков. — Минск: Харвест, 1998.
1. Без тайн и секретов. Очерк 60-летней истории танкового конструкторвского бюро на Кировском заводе в Санкт-Петербурге., СПб., 1997;2. М. Коломиец Многобашенные танки РККА, часть 1. — Москва: ООО "Стратегия КМ", 2000;3. Холявский Г.Л. Энциклопедия танков. — Минск: Харвест, 1998.