Вторая мировая война, САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV (Германия)
Первые бои Второй Мировой войны позволили германским военным проверить на практике свои стратегии и скорректировать их в соответствии с результатом реальных боев. Одним из результатов польской кампании стало требование, касавшееся создания самоходной артиллерийской установки с орудием калибра не менее 100 мм. Предполагалось, что такое штурмовое орудие сможет эффективно уничтожать укрепления противника. Германское командование уже готовилось к нападению на Францию, и САУ с мощным вооружением могла оказаться полезной при преодолении укреплений линии Мажино.
Не теряя времени, уже в сентябре 1939 года немецкие военные заказали фирме Krupp разработку и строительство самоходной артиллерийской установки, удовлетворяющей существующим требованиям. В течение нескольких недель после подписания контракта на проектирование САУ военные и исполнители проекта определились с ее главным оружием. Для эффективного уничтожения укреплений различных типов она должна была использовать 105-мм пушку 10.5 cm Kanone 18 L/52 (K18 L/52). В соответствии с принятой в то время классификацией военной техники самоходка получила обозначение 10.5 cm K gepanzerte Schartenbrecher.
В ходе разработки новой самоходки инженеров фирмы «Крупп» и смежных предприятий постоянно преследовали различные неприятности. Из-за этого создание проекта продолжалось около года. Строительство опытных экземпляров САУ 10.5 cm K gepanzerte Schartenbrecher началось лишь в последних месяцах 1940 года. К этому времени боевые действия во Франции завершились, из-за чего военным пришлось искать перспективной самоходке новое применение. Теперь предлагалось использовать ее не столько для борьбы с укреплениями, сколько для поражения вражеской бронетехники и живой силы. Характеристики 105-мм пушки Kanone 18 L/52 были достаточны для поражения всех существующих и перспективных танков Европы. Вместе с новым предназначением самоходка получила новое название: 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV.
Основой новой самоходки стал средний танк PzKpfw IV Ausf.A. Гусеничное шасси с двигателем Maybach HL66P мощностью 180 л.с. должно было обеспечивать 22-тонной САУ подвижность, достаточную для техники этого класса. По расчетам, на шоссе самоходка 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV могла бы развивать скорость до 27 км/ч. В свете тактических задач самоходки, предназначенной для борьбы с танками противника, подобные характеристики были достаточными. Ходовая часть базового танка не претерпела никаких изменений.
Корпус базового танка остался прежним: он имел лобовой лист толщиной 50 мм и 20-миллиметровые борта. Вместо танковой башни перспективная самоходка получила крупную бронированную рубку, занимавшую всю среднюю и кормовую части корпуса. Рубку предлагалось собирать из броневых листов толщиной от 50 мм (лоб) до 10 мм (корма). Крыша рубки отсутствовала. В рубке размещались рабочие места четырех членов экипажа из пяти.
Казенная часть пушки K18 L/52 была достаточно крупной и не позволяла осуществлять наведение в широких секторах. Поэтому по горизонтали орудие наводилось лишь в пределах 8° влево и вправо от оси машины, по вертикали – от -10° до +10°. У бортов рубки размещались укладки боеприпасов. САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV могла перевозить до 26 снарядов калибра 105 мм. Примененное оружие было мощным для своего времени. С расстояния в два километра пушка Kanone 18 L/52 пробивала свыше 100 мм брони. Таким образом, новая самоходка могла уничтожать танки конца тридцатых и начала сороковых годов с безопасной дистанции. Собственное ее бронирование в сочетании с огневыми характеристиками надежно защищало от огня вражеской противотанковой артиллерии.
Большая дальность эффективной стрельбы позволила сократить оборонительное вооружение новой САУ. В боевом отделении размещались три пистолета-пулемета MP-40 с боезапасом.
В ходе проектирования самоходка 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV получила неофициальное прозвище Dicker Max («Толстый Макс»). «Лишний вес» и характеристики 105-мм орудия привели к ряду специфических последствий. На поздних стадиях проектирования стало ясно, что самоходная артиллерийская установка нуждается в новой подвеске опорных катков. Чтобы сохранить проходимость на существующем уровне, но при этом повысить живучесть агрегатов, пришлось разработать новую ходовую часть на основе соответствующих агрегатов танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Усиленная конструкция выдерживала отдачу мощного орудия, но не была лишена недостатков.
Два прототипа САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV были достроены в январе 1941 года. Первые испытания продемонстрировали как высокую огневую мощь, так и имеющиеся недостатки. Больше всего нареканий вызывала гусеничная ходовая часть. Даже после совершенствования она не обеспечивала требуемые характеристики. В дальнейшем для самоходки Dicker Max предполагалось создать новую конструкцию гусеничного движителя.
Несмотря на проблемы с ходовой частью, новая самоходная артиллерийская установка в целом устроила заказчика. Не дожидаясь окончания испытаний, командование Вермахта и руководство фирмы «Крупп» обсудили сроки начала строительства серийных самоходок новой модели. Весной 41-го считалось, что подобные боевые машины пойдут в серию в самом начале следующего года. К тому времени планировалось завершить доводку САУ и ликвидировать все проблемы, в том числе закончить создание новой ходовой части.
В середине июня 41-го оба опытных экземпляра САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV были направлены в противотанковый батальон Panzerjager Abteilung 521 для опытной эксплуатации. В ходе нескольких первых боев «Толстые Максы» показали себя с лучшей стороны: орудие калибра 105 мм гарантированно уничтожало советские танки, а также позволяло эффективно бороться с укреплениями различных типов. Благодаря своей высокой огневой мощи две новые самоходки заслужили хорошее отношение военных.
Необходимо отметить, что в ходе опытной эксплуатации самоходки Dicker Max успели показать себя не только с положительной, но и с отрицательной стороны. Прежде всего, претензии вызывал слабый двигатель. Боевые машины со 150-сильным мотором не могли двигаться в одних порядках с танками. Кроме того, было несколько случаев, когда САУ новой модели рисковали отставать от другой техники на марше. При движении по пересеченной местности самоходка могла застрять, не имея возможности самостоятельно выбраться из грязи.
Мощное орудие было оснащено дульным тормозом, что негативно сказывалось на удобстве стрельбы прямой наводкой. Газы, вырывавшиеся из отверстий тормоза, поднимали огромное облако пыли, из-за чего наведение орудия на новую цель становилось весьма сложной задачей. В ряде случаев для ее решения приходилось привлекать дополнительных наводчиков, располагавшихся в стороне от САУ. Наконец, всего двух боевых машин 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV было недостаточно даже для одного противотанкового батальона. Необходимость германской армии в подобной технике оценивалась, как минимум, в несколько сотен единиц.
В середине лета 1941 года германские военные потеряли один из двух опытных экземпляров перспективной САУ. В результате несчастного случая произошло возгорание в боевом отделении, спровоцировавшее взрыв боекомплекта. Ремонтировать разрушенную машину посчитали нецелесообразным. В ряде источников упоминается, что обломки этого «Толстого Макса» вскоре стали трофеем советских военных и ученых. По другим данным, самоходку подбили советские артиллеристы, а ее обломки вскоре стали трофеем. Вне зависимости от конкретных причин потери одной из машин, в дальнейшем в опытной эксплуатации находился лишь один опытный экземпляр.
Вторая самоходка оставалась в строю до осени 41-го. За это время она получила несколько небольших повреждений, но, тем не менее, использовалась в боях. В октябре того же года оставшийся опытный образец САУ Dicker Max отправили на завод фирмы Krupp, где он прошел ремонт и модернизацию. Во время ремонта самоходка получила двигатель Maybach HL120TRM мощностью 300 л.с. и новую трансмиссию. Применение новой силовой установки увеличило максимальную скорость на шоссе до 40 км/ч. Кроме того, расширилась номенклатура оборонительного вооружения. Последнюю машину «Толстый Макс» оснастили пулеметом MG34 с боекомплектом 600 патронов. Интересно, что штатным местом пулемета был один из коробов внутри боевого отделения, а какие-либо системы его крепления на рубке не предусматривались.
Последняя самоходка 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV вернулась на фронт к лету 1942 года. Ее опытная эксплуатация продолжалась до конца года. Одновременно с этим в Берлине шли активные споры, касавшиеся начала серийного производства подобной техники. В пользу его начала говорили высокая огневая мощь 105-мм орудия, способность бороться с советскими танками Т-34 и КВ-1 с безопасных дистанций, а также сравнительная простота производства. С другой стороны, в ряде ситуаций огневая мощь «Толстого Макса» была избыточна, заводы фирмы «Крупп» были загружены производством другой техники, а войска нуждались в большом количестве самоходных гаубиц, а не в противотанковых САУ.
В конечном итоге, многочисленные минусы САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV, в том числе и отсутствие особых успехов в доводке проблемных агрегатов, перевесили все преимущества. В конце 1942 года разговоры о возможном начале серийного производства перспективной САУ полностью прекратились. В ходе проекта было построено лишь два опытных образца, один из которых был потерян в боях. Второй в конце 42-го года был отправлен обратно на построившее его предприятие, после чего его следы теряются. Вероятно, он был разобран или уничтожен в ходе бомбардировок или боев за завод.
Самоходная артиллерийская установка 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV представляла собой интересную, но неоднозначную боевую машину. Мощное и эффективное орудие было установлено на сравнительно слабое шасси с маломощным двигателем, что привело к ряду проблем с подвижностью и ресурсом ходовой части. Эти недостатки в итоге удалось частично исправить, но никаких практических результатов их исправление не дало. Были построены лишь два экземпляра самоходки, которые, естественно, не смогли оказать влияние на ход войны.
Первые бои Второй Мировой войны позволили германским военным проверить на практике свои стратегии и скорректировать их в соответствии с результатом реальных боев. Одним из результатов польской кампании стало требование, касавшееся создания самоходной артиллерийской установки с орудием калибра не менее 100 мм. Предполагалось, что такое штурмовое орудие сможет эффективно уничтожать укрепления противника. Германское командование уже готовилось к нападению на Францию, и САУ с мощным вооружением могла оказаться полезной при преодолении укреплений линии Мажино.
Не теряя времени, уже в сентябре 1939 года немецкие военные заказали фирме Krupp разработку и строительство самоходной артиллерийской установки, удовлетворяющей существующим требованиям. В течение нескольких недель после подписания контракта на проектирование САУ военные и исполнители проекта определились с ее главным оружием. Для эффективного уничтожения укреплений различных типов она должна была использовать 105-мм пушку 10.5 cm Kanone 18 L/52 (K18 L/52). В соответствии с принятой в то время классификацией военной техники самоходка получила обозначение 10.5 cm K gepanzerte Schartenbrecher.
В ходе разработки новой самоходки инженеров фирмы «Крупп» и смежных предприятий постоянно преследовали различные неприятности. Из-за этого создание проекта продолжалось около года. Строительство опытных экземпляров САУ 10.5 cm K gepanzerte Schartenbrecher началось лишь в последних месяцах 1940 года. К этому времени боевые действия во Франции завершились, из-за чего военным пришлось искать перспективной самоходке новое применение. Теперь предлагалось использовать ее не столько для борьбы с укреплениями, сколько для поражения вражеской бронетехники и живой силы. Характеристики 105-мм пушки Kanone 18 L/52 были достаточны для поражения всех существующих и перспективных танков Европы. Вместе с новым предназначением самоходка получила новое название: 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV.
Основой новой самоходки стал средний танк PzKpfw IV Ausf.A. Гусеничное шасси с двигателем Maybach HL66P мощностью 180 л.с. должно было обеспечивать 22-тонной САУ подвижность, достаточную для техники этого класса. По расчетам, на шоссе самоходка 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV могла бы развивать скорость до 27 км/ч. В свете тактических задач самоходки, предназначенной для борьбы с танками противника, подобные характеристики были достаточными. Ходовая часть базового танка не претерпела никаких изменений.
Корпус базового танка остался прежним: он имел лобовой лист толщиной 50 мм и 20-миллиметровые борта. Вместо танковой башни перспективная самоходка получила крупную бронированную рубку, занимавшую всю среднюю и кормовую части корпуса. Рубку предлагалось собирать из броневых листов толщиной от 50 мм (лоб) до 10 мм (корма). Крыша рубки отсутствовала. В рубке размещались рабочие места четырех членов экипажа из пяти.
Казенная часть пушки K18 L/52 была достаточно крупной и не позволяла осуществлять наведение в широких секторах. Поэтому по горизонтали орудие наводилось лишь в пределах 8° влево и вправо от оси машины, по вертикали – от -10° до +10°. У бортов рубки размещались укладки боеприпасов. САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV могла перевозить до 26 снарядов калибра 105 мм. Примененное оружие было мощным для своего времени. С расстояния в два километра пушка Kanone 18 L/52 пробивала свыше 100 мм брони. Таким образом, новая самоходка могла уничтожать танки конца тридцатых и начала сороковых годов с безопасной дистанции. Собственное ее бронирование в сочетании с огневыми характеристиками надежно защищало от огня вражеской противотанковой артиллерии.
Большая дальность эффективной стрельбы позволила сократить оборонительное вооружение новой САУ. В боевом отделении размещались три пистолета-пулемета MP-40 с боезапасом.
В ходе проектирования самоходка 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV получила неофициальное прозвище Dicker Max («Толстый Макс»). «Лишний вес» и характеристики 105-мм орудия привели к ряду специфических последствий. На поздних стадиях проектирования стало ясно, что самоходная артиллерийская установка нуждается в новой подвеске опорных катков. Чтобы сохранить проходимость на существующем уровне, но при этом повысить живучесть агрегатов, пришлось разработать новую ходовую часть на основе соответствующих агрегатов танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Усиленная конструкция выдерживала отдачу мощного орудия, но не была лишена недостатков.
Два прототипа САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV были достроены в январе 1941 года. Первые испытания продемонстрировали как высокую огневую мощь, так и имеющиеся недостатки. Больше всего нареканий вызывала гусеничная ходовая часть. Даже после совершенствования она не обеспечивала требуемые характеристики. В дальнейшем для самоходки Dicker Max предполагалось создать новую конструкцию гусеничного движителя.
Несмотря на проблемы с ходовой частью, новая самоходная артиллерийская установка в целом устроила заказчика. Не дожидаясь окончания испытаний, командование Вермахта и руководство фирмы «Крупп» обсудили сроки начала строительства серийных самоходок новой модели. Весной 41-го считалось, что подобные боевые машины пойдут в серию в самом начале следующего года. К тому времени планировалось завершить доводку САУ и ликвидировать все проблемы, в том числе закончить создание новой ходовой части.
В середине июня 41-го оба опытных экземпляра САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV были направлены в противотанковый батальон Panzerjager Abteilung 521 для опытной эксплуатации. В ходе нескольких первых боев «Толстые Максы» показали себя с лучшей стороны: орудие калибра 105 мм гарантированно уничтожало советские танки, а также позволяло эффективно бороться с укреплениями различных типов. Благодаря своей высокой огневой мощи две новые самоходки заслужили хорошее отношение военных.
Необходимо отметить, что в ходе опытной эксплуатации самоходки Dicker Max успели показать себя не только с положительной, но и с отрицательной стороны. Прежде всего, претензии вызывал слабый двигатель. Боевые машины со 150-сильным мотором не могли двигаться в одних порядках с танками. Кроме того, было несколько случаев, когда САУ новой модели рисковали отставать от другой техники на марше. При движении по пересеченной местности самоходка могла застрять, не имея возможности самостоятельно выбраться из грязи.
Мощное орудие было оснащено дульным тормозом, что негативно сказывалось на удобстве стрельбы прямой наводкой. Газы, вырывавшиеся из отверстий тормоза, поднимали огромное облако пыли, из-за чего наведение орудия на новую цель становилось весьма сложной задачей. В ряде случаев для ее решения приходилось привлекать дополнительных наводчиков, располагавшихся в стороне от САУ. Наконец, всего двух боевых машин 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV было недостаточно даже для одного противотанкового батальона. Необходимость германской армии в подобной технике оценивалась, как минимум, в несколько сотен единиц.
В середине лета 1941 года германские военные потеряли один из двух опытных экземпляров перспективной САУ. В результате несчастного случая произошло возгорание в боевом отделении, спровоцировавшее взрыв боекомплекта. Ремонтировать разрушенную машину посчитали нецелесообразным. В ряде источников упоминается, что обломки этого «Толстого Макса» вскоре стали трофеем советских военных и ученых. По другим данным, самоходку подбили советские артиллеристы, а ее обломки вскоре стали трофеем. Вне зависимости от конкретных причин потери одной из машин, в дальнейшем в опытной эксплуатации находился лишь один опытный экземпляр.
Вторая самоходка оставалась в строю до осени 41-го. За это время она получила несколько небольших повреждений, но, тем не менее, использовалась в боях. В октябре того же года оставшийся опытный образец САУ Dicker Max отправили на завод фирмы Krupp, где он прошел ремонт и модернизацию. Во время ремонта самоходка получила двигатель Maybach HL120TRM мощностью 300 л.с. и новую трансмиссию. Применение новой силовой установки увеличило максимальную скорость на шоссе до 40 км/ч. Кроме того, расширилась номенклатура оборонительного вооружения. Последнюю машину «Толстый Макс» оснастили пулеметом MG34 с боекомплектом 600 патронов. Интересно, что штатным местом пулемета был один из коробов внутри боевого отделения, а какие-либо системы его крепления на рубке не предусматривались.
Последняя самоходка 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV вернулась на фронт к лету 1942 года. Ее опытная эксплуатация продолжалась до конца года. Одновременно с этим в Берлине шли активные споры, касавшиеся начала серийного производства подобной техники. В пользу его начала говорили высокая огневая мощь 105-мм орудия, способность бороться с советскими танками Т-34 и КВ-1 с безопасных дистанций, а также сравнительная простота производства. С другой стороны, в ряде ситуаций огневая мощь «Толстого Макса» была избыточна, заводы фирмы «Крупп» были загружены производством другой техники, а войска нуждались в большом количестве самоходных гаубиц, а не в противотанковых САУ.
В конечном итоге, многочисленные минусы САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV, в том числе и отсутствие особых успехов в доводке проблемных агрегатов, перевесили все преимущества. В конце 1942 года разговоры о возможном начале серийного производства перспективной САУ полностью прекратились. В ходе проекта было построено лишь два опытных образца, один из которых был потерян в боях. Второй в конце 42-го года был отправлен обратно на построившее его предприятие, после чего его следы теряются. Вероятно, он был разобран или уничтожен в ходе бомбардировок или боев за завод.
Самоходная артиллерийская установка 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV представляла собой интересную, но неоднозначную боевую машину. Мощное и эффективное орудие было установлено на сравнительно слабое шасси с маломощным двигателем, что привело к ряду проблем с подвижностью и ресурсом ходовой части. Эти недостатки в итоге удалось частично исправить, но никаких практических результатов их исправление не дало. Были построены лишь два экземпляра самоходки, которые, естественно, не смогли оказать влияние на ход войны.