Прототипом для создания танкеток (поляки называли их “разведывательными танками”) TK послужила английская танкетка “Carden-Loyd” MKVI. Технический департамент Военного министерства приобрел в 1929 году у британской фирмы “Vickers-Armstrong” 10 таких машин. Испытания показали неплохие результаты и вскоре была закуплена первая партия танкеток.
В ходе эксплуатации выяснилось, что английские машины имеют ряд серьезных недостатков. Слишком большой вес приводил к тому, что при движении по пересеченной местности часто выходила из строя ходовая часть.
В 1930 году группа польских инженеров разработали и построили два опытных образца скоростного разведывательного танка (ТК-1 и ТК-2), вооруженного 7,92-мм пулеметом. Силовая установка – двигатель Ford A. Бронирование отсутствовало – это стало основной причиной отказа запуска танкетки в серийное производство.
Польские инженеры-конструкторы разработали еще один улучшенный вариант - ТК-3. В 1931 году на заводе “Ursus” была собрана первая машина и произведены ее технические испытания. Корпус танкетки изготавливался из фальцованных броневых листов, соединявшихся при помощи заклепок. Внутренняя часть представляла собой единое отделение. Двигатель, имевший перегородки, размещался в углу машины.
С левой стороны от двигателя сидел механик-водитель. Командир танкетки, одновременно выполнявший функцию стрелка, находился с правой стороны. За сиденьем командира устанавливался топливный бак. Вооружение состояло из 7,92-мм пулемета, способного вести огонь и по воздушным целям.
Танкетку ТК-3 запустили в серийное производство и к концу 1933 года было выпущено более 300 машин.
ТК-3 имела низкие эксплуатационные нормы. Многие машины часто требовали ремонта по причине быстрого изнашивания основных агрегатов. Для уменьшения потерь в ходе эксплуатации поляки разработали способ доставки танкеток на передовую при помощи специальной платформы-транспортера, созданной на базе тягача “Ursus”.
В марте 1933 года завершились работы над созданием нового варианта разведывательного танка. После пройденных испытаний машин была принята на вооружение польской армии под обозначением ТКS. Ее конструкция мало чем отличалась от своей предшественницы. Новый вариант танкетки имел более отпекаемый силуэт и был лучше бронирован. На ней устанавливался 6-цилиндровый двигатель польского производства Fiat 122. Пулемет, оснащенный оптическим прицелом монтировался в специальной нише.
В процессе производства танкетки TKS в конструкцию вносился ряд изменений. Перед самым началом Второй Мировой войны некоторые машины, а именно TKS и TK-3, перевооружили, установив 20-мм автоматическую пушку. Проводились эксперименты с бронированием, вооружением, заменой силовой установки. В результате на свет появились несколько десятков новых машин, созданных на базе TK-3 и TKS: TKD с 47-мм орудием, TKW с вращающейся башней, TKF с более мощным двигателем и улучшенной броневой защитой.
В сентябре 1939 года в боях участвовало более 400 танкеток ТК-3 и около 260 танкеток TKS. Эти машины находились на вооружение отдельных рот разведывательных танков, действовавших в составе пехотных дивизий. С тонкой броней, слабым вооружением и невысокими техническими характеристиками, они не могли выступать в роли полноценных противников немецких танков Pz.II, III и IV.
Тактико-технические характеристики TK-3:
экипаж: 2 чел.;
масса: 2,43 т;
вооружение: 1 пулемет 7,9822 –мм WZ.25;
боезапас: 1800 патронов;
бронирование: 3-8 мм.
Источники: Тарас Д., "Операция Weiss", ACT, 2003
|