суббота, 1 февраля 2014 г.

Экспериментальная ЗСУ ЗиС-43

Экспериментальная ЗСУ ЗиС-43

ЗСУ ЗиС-43 - экспериментальная зенитная самоходная установка на базе шасси ЗиС-42. В качестве зенитного орудия эта установка использовала 37-мм автомат 61-К образца 1939 года. В серийное производство эта ЗСУ не попала.

Наряду с разработкой противотанковых САУ на шасси полугусеничных грузовиков на автозаводе имени Сталина (ЗиС) в ноябре 1942 года была спроектирована зенитное самоходное орудие, получившее название ЗиС-43. В качестве основы была использована ходовая часть грузовика ЗиС-42, в кузове которого установили 37-мм зенитную пушку образца 1939 года с боекомплектом 256 снарядов. Бронированная кабина водителя и помощника водителя была выполнена по образцу ЗиС-41 и собиралась из стальных листов толщиной 10 мм. Орудийный щит коробчатой формы имел бронирование до 15 мм. Машина оснащалась карбюраторным двигателем ЗиС-16 мощностью 90 л.с., который при полной загрузке до 8750 кг и экипаже из 8 человек позволял развивать скорость по шоссе до 35 км\ч. Кроме того, ЗиС-43 оборудовалась механизмом поджатия рессор, который подтягивал их по направлению к раме для большей устойчивости при стрельбе “по борту”.
Испытания ЗиС-43, проведенные на Гороховецком артиллерийском полигоне с 15-го по 23-го декабря 1942 года, дали неплохие результаты, однако военная комиссия отметила ряд недостатков. Отмечалось, что ЗиС-43 перетяжеленна на 1500 кг, имеет большие габариты, слабое бронирование и уступает по проходимости ЗСУ СУ-11, созданной в то же время на шасси легкого танка. Уменьшить массу можно было за счет снижения толщины бронелистов до 6 мм, но пойти на этот шаг инженеры ЗиС так и не решились. В заключении комиссия рекомендовала принять ЗиС-43, с учетом, что все выявленные недоработки будут устранены. Тем не менее, предпочтение было отдано гусеничному СУ-11, а полугусеничная зенитная самоходка осталась только в виде экспериментальной версии.

Тактико-технические характеристикикалибр: 37 мм;
боезапас: 256 снарядов;
бронирование: 10 мм (кабина), 15 мм (щит);
двигатель: ЗиС-16;
мощность двигателя: 90 л.с.;
максимальная скорость (шоссе): 35 км/ч;
расчет: 8 человек.


Источники:
Коломиец М. В. Броня на колесах. — М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2007.