суббота, 1 февраля 2014 г.

Вторая мировая война Экспериментальная САУ ЗиС-41

Вторая мировая война Экспериментальная САУ ЗиС-41

САУ ЗиС-41 завода №92.

САУ ЗиС-41 (не путать с одноименным грузовиком) - экспериментальный образец 57-мм самоходной артиллерийской установки. Проходила полигонные испытания в качестве собственно САУ, а также тягача-перевозчика боеприпасов 122-мм гаубицы М-30. В серийное производство не попал.

Задолго до начала битвы за Москву, 1-го июля 1941 года, по распоряжению наркома вооружения Д.Ф.Устинова, конструкторским бюро сразу нескольких заводов было поручено создать в кратчайшие сроки противотанковые и зенитные САУ, способных эффективно сдерживать натиск немецких войск. В качестве базы надлежало использовать только хорошо освоенные в производстве узлы и агрегаты (в первую очередь – автомобильные), а боевое отделение должно быть забронировано. Сроки готовности проектов определили весьма сжатые – к 15-му июля.

Приказ от 1-го июля 1941 года:
"Ввиду острой необходимости противотанковых и зенитных самоходных артсредств и ввиду отсутствия специальной базы для них приказываю:
1. Заводу № 4 разработать и изготовить 37 мм зенитную пушку на самоходном шасси;
2. Заводу № 8 разработать и изготовить 85 мм зенитную и противотанковую пушки на самоходном шасси;
3. Заводу № 92 разработать и изготовить 57 мм противотанковую пушку на самоходном шасси.
При проектировании установок ориентироваться на широко освоенные промышленностью и применяемые в артиллерии грузовые автомашины повышенной проходимости или гусеничные трактора. Противотанковые орудия должны иметь к тому же бронированную кабину.
Проекты самоходных установок должны быть представлены на рассмотрение 15 июля 1941 года..."


Для выполнения этого распоряжения на заводе №92 была организована конструкторская группа под общим руководством Н.Ф.Муравьева. Инженеры рассмотрели несколько вариантов установки противотанковых орудий на различное шасси и сошлись во мнении, что наиболее оптимальной будет использование базы артиллерийского тягача Т-20 “Комсомолец” и трехосного грузовика ГАЗ-ААА. В качестве основной арисистемы была выбрана 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 с длиной ствола 73 калибра. Оба прототипа, названные ЗиС-30 и ЗиС-31, были готовы с небольшим отставанием от намеченных сроков и к концу августа полностью прошли испытательный цикл. Для серийного производства более привлекательным оказался гусеничный образец, но производство ЗиС-30 продолжалось очень недолго, поскольку выпуск тягачей Т-20 был завершен в том же месяце.

САУ ЗиС-41 завода №92.


Чтобы заполнить образовавшуюся брешь бригада Муравьева в начале октября 1941 года предложила новый проект. На этот раз в качестве основы был взят полугусеничный автомобиль повышенной проходимости ЗиС-42. На него установили полностью бронированную кабину водителя, а в кормовой части на лафете смонтировали пушку ЗиС-2, защищенной спереди и с бортов бронешитами. Испытания полугусеничной САУ, обозначенной как ЗиС-41, успешно прошли в ноябре 1941 года.

Испытания проводились как в варианте 57-мм ПТ САУ, так и в варианте тягача с 122-мм гаубицей М-30 на буксире. В последнем случае на машине везли боекомплект. По результатам испытаний выяснилось, что на сыпучих грунтах и снегу у машины слишком большой радиус поворота, двигатель быстро перегревается. Последнее легко могло быть устранено внесением небольших изменений в систему охлаждения. Было признано, что машина, после устранения недостатков, вполне пригодна как тягач для 122-мм орудий.

По сумме технических характеристик она оказалась не хуже ЗиС-30, обладая при этом лучшей защищенностью боевой части. Тем не менее, распоряжения о начале серийного производства так и не последовало. Главной причиной послужила эвакуация боеприпасного завода за Урал, а также отсутствие необходимого количества стволов и шасси. В конце ноября 1941 года все работы по ЗиС-41 свернули.

В отчете за 1941 год упоминается:
"...ЗИС-41–57-мм противотанковая пушка в 73 клб., имеющая начальную скорость снаряда 995 м/сек. и установленная на специально забронированном вездеходе ЗИС-22.
ЗИС-41 спроектирована по инициативе завода в сентябре — октябре месяцах. В октябре — ноябре производилось изготовление опытного образца. В ноябре опытный образец проходил заводские испытания.
По конструкции ЗИС-41 представляет собой вращающуюся часть ЗИС-2, установленную на специально забронированном вездеходе ЗИС-22.
Цель проектирования ЗИС-31, так же как ЗИС-30 и ЗИС-31, заключалась в том, чтобы дать большую маневренность 57-мм противотанковой пушке. По той же причине, по которой свернуто производство ЗИС-2, и по невозможности Московскому автозаводу в сложившихся условиях производить достаточное количество вездеходов ЗИС-42, работы по ЗИС-41 в ноябре месяце были приостановлены..."

13-го марта 1942 года ЗИС-41 прибыла на Гороховецкий артиллерийский научно-испытательный полигон (АНИОП) для прохождения длительных испытаний, которые должны были проводиться по личному указанию заместителя наркома обороны Воронова и начальника главного артиллерийского управления Красной Армии генерал-полковника Яковлева. Испытания проходили с 24-го апреля по 4-е июля 1942 года и шли с перерывами.
Впоследствии единственный образец противотанковой самоходной установки на полугусеничном шасси был проспособлен для других нужд. С машины сняли вооружение, превратив ЗиС-41 в бронированный транспортер-тягач. Однако, дальше опытного образца работа не продвинулась.

Среди всего прочего очевидными причинами могли быть (из отчета об испытаниях):
"Сравнивая с 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2 кучность у ЗИС-41 неудовлетворительная. Меткость по движущейся цели на 500 и 1000 м удовлетворительная, результаты стрельбы с хода неудовлетворительные.

При стрельбе при курсовых углах 0 и 180 градусов устойчивость удовлетворительная, при 90 градусах (с борта) неудовлетворительная ввиду большого наклона платформы (12.5 градусов).
Конструкция предохранительного щитка радиатора неудовлетворительная ввиду малого притока воздуха к радиатору. При существующей системе охлаждения самоходная установка к пробегам на сколько-нибудь длительные расстояния не пригодна.
Рабочее место водителя неудобно, так как педали находятся слишком близко к сиденью. Водитель не может распрямить ноги, и вынужден работать в крайне трудном, согнутом положении.
Исходя из результатов испытания Гороховецкий АНИОП считает, что самоходная установка ЗИС-41 нуждается в дополнительной конструктивной доработке. Основным недостатком, по мнению полигона, является неудовлетворительная устойчивость при стрельбе с борта при курсовом угле 90 градусов, неудовлетворительное охлаждение двигателя и отсутствие укладки для снарядов. Необходимо сконструировать хотя бы для 5–7 штук."


Источники:
Коломиец М. В. Броня на колесах. — М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2007.