После отказа военных от установки зенитного 76,2-мм орудия обр.1931 г. на шасси среднего танка Т-28 (проект СУ-8) было принято решение о монтаже той же артсистемы на шасси трехосного (6х4) грузового автомобиля ЯГ-10, выпуск которого осваивался на Ярославском автомобильном заводе. Проектирование артиллерийской установки поручили заводу №8 им.Калинина, который в течении 1934-1935 гг. должен был предоставить рабочие чертежи и собрать 20 орудий, приспособленных для установки на ЯК-10. В то же время АНИИ предстояло разработать подвижный ПУАЗО (пункт управления) на том же шасси.
Проект зенитной САУ, получившей индекс 29К, подготовили в течении нескольких месяцев, благо переделок понадобилось немного. В кузове грузового автомобиля с усиленным днищем размещалась качающаяся часть 76,2-мм зенитной пушки 3К на штатной тумбе. Для увеличения устойчивости при стрельбе тумба была опущена относительно платформы на 85 мм, а по бортам были смонтированы четыре сошника “домкратного типа”. Кузов был защищен бронированными бортами изогнутой формы, которые в боевом положении откидывались наружу, увеличивая тем самым площадку обслуживания орудия. На этих же бортах находились места для четырех номеров расчета. Два зарядных ящика, рассчитанных на 24 зенитных патрона, были размещены в передней части машины за кабиной водителя.
В указанные сроки завод им.Калинина уложиться не смог, сдав 12 зенитных машин в течении 1935 г., и остальные 8 в течении 1936 г. В том же году был получен заказ ещё на 20 ЗСУ 29К, однако был ли он выполнен остается неизвестным. Испытания ЗСУ 29К обр.1934\1935 гг. проводились в августе-сентябре 1936 г. на территории НИАП. Было установлено, что при полной боевой нагрузке 29К по ходовым качествам на местности не отличается от груженого автомобиля ЯГ-10. Отдача при выстреле из зенитного орудия была такова, что стрельба из положения “по борту” могла вестись только с установленными сошниками. При выстреле в сторону движения или в сторону кормы сошники могли не использоваться.
ЗСУ 29К была принята на вооружение в том же году и поступила в распоряжение частей Московского ВО.
ЗСУ 29К была принята на вооружение в том же году и поступила в распоряжение частей Московского ВО.
Тактико-технические характеристики:
экипаж: 6 человек;
вооружение: одна 76,2-мм зенитная пушка 3К;
боекомплект: 48 снарядов;
толщина брони: до 6 мм;
ходовая часть: колесная формула 6х4.
экипаж: 6 человек;
вооружение: одна 76,2-мм зенитная пушка 3К;
боекомплект: 48 снарядов;
толщина брони: до 6 мм;
ходовая часть: колесная формула 6х4.
Источники:
М.Свирин "Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945". Яуза\ЭКСМО. Москва. 2008 г.
М.Свирин "Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945". Яуза\ЭКСМО. Москва. 2008 г.