среда, 5 февраля 2014 г.

вторая мировая война, артиллерия, САУ М12 "King-Kong"


САУ М12 из состава батареи "А" 991-го дивизиона ведет огонь на позиции близ Корнельмюнстера. 4 ноября 1944 года.
«Комиссия Вестервельта» («Комиссия калибров»), изучавшая итоги применения артиллерии в Первой мировой войне, рекомендовала «моторизовать» артиллерийские части, имеющие на вооружении пушки калибра выше 75 мм и гаубицы калибра выше 4 дюймов (102 мм). Также отмечалось, что орудия калибром 155 мм и выше должны обладать способностью передвигаться со скоростью не менее 10 км/ч на гусеницах (или же на буксире гусеничных тягачей) и не менее 20 км/ч на колесах (или же на буксире колесных тягачей). Тем не менее, командование полевой артиллерии не поддержало идеи моторизации, и вплоть до середины 1930-х годов подавляющее большинство полевых частей имело конную тягу.
Во второй половине 1930-х годов Командование полевой артиллерии наконец согласилось на внедрение механической тяги, и к 1938 году было моторизовано уже 60% артиллерии. О самоходной артиллерии речи пока не шло. Только во второй половине 1940 года был создан довольно удачный средний танк (будущий МЗ), его шасси решили также использовать для повышения мобильности 155-мм пушек. Проект САУ получил обозначение Gun Motor Carriage Т6. В июне 1941 года Департамент вооружений министерства обороны заказал собрать прототип Т6 в Рок-Айлендском арсенале. Он был готов в феврале следующего года, после чего отправлен для испытаний на Абердинский полигон.
САУ Т6 сохранила с минимальными изменениями нижнюю часть корпуса танка МЗ и его ходовую часть. Авиационный 9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения «Райт-Континентал» Р975С1 остался без изменений, правда его перенесли в среднюю часть корпуса. Укороченный карданный вал передавал мощность на расположенную в передней части коробку передач. При этом карданный вал располагался довольно высоко, проходя между местами водителя и его помощника. Топливные баки перенесли в среднюю часть корпуса.
155-мм пушка располагалось в кормовой части машины в открытом боевом отделении. В боевом положении орудие обслуживалось с грунта. Кормовая стенка боевого отделения представляла собой опускаемый сошник с гидроприводом. В комплект САУ входили также опорные башмаки, подкладываемые на огневой позиции под передние участки гусениц.

Гидропривод сошника оказался слабым местом Т6. Во время испытаний после нескольких выстрелов гидроцилиндры, не выдержав ударных нагрузок, деформировались и вышли из строя, в результате чего САУ оказалась обездвиженной. Пришлось срочно менять конструкцию гидропривода и самого сошника. После ряда изменений Т6 успешно завершила цикл испытаний в Абердине, а затем и в Форт-Брэгге. САУ продемонстрировала полное преимущество над буксируемыми артсистемами в отношении быстроты марша, маневренности, тактической подвижности и времени производства первого выстрела после занятия огневой позиции. Нарекания вызвала конструкция гидропривода все того же сошника, которая не позволяла поднять его достаточно высоко, что затрудняло преодоление препятствий при езде по пересеченной местности. Также было признано необходимым принять меры для лучшей защиты механизма горизонтальной наводки пушки от грязи и пыли и внести некоторые изменения в планировку боевого отделения.

САУ М12 из состава батареи "С" 557-го дивизиона на позиции у Морто 15 ноября 1944 года.
В июле 1942 года САУ была рекомендована к принятию на вооружение, а в конце августа получила обозначение 155 mm Gun Motor Carriage M12. Одновременно Комиссия полевой артиллерии рекомендовала разработать машину сопровождения для М12 для перевозки боекомплекта и расчета. Разработка такой машины началась под индексом Т14.
Первый заказ на производство 50 САУ был получен компанией «Прессед Стил Кар». В августе 1942 года было заказано еще полсотни САУ. Машины первой партии были готовы уже к ноябрю, второй партии - к марту 1943 года. Первый серийный М12 отправили на полигон Эри, а затем в Форт-Брэгг для дополнительных испытаний. Несколько САУ использовались для подготовки личного состава, остальные были направлены на склад. Данное решение мотивировалось необходимостью подготовить личный состав. Тем не менее М12 было решено применить в готовящейся высадке в Нормандии. В декабре 1943 года было решено модернизировать 75 САУ М12 - шесть дивизионов. Работы проводились на заводе «Болдуин Локомотив Уоркс» с февраля по май 1944 года. К концу июля 1944 года они были доставлены в Европу.
Комплекс доработок М12 включал:
— замену тележек опорных катков на аналогичные агрегаты от танка М4 с усиленными пружинными амортизаторами;
— установку нового сошника на жестких кронштейнах с приводом от ручной лебедки;
— аккумуляторный отсек перемещен в переднюю часть правого надгусеничного спонсона, который был удлинен;
— для защиты прицельных приспособлений орудия установлен небольшой щит толщиной 19 мм;
— в боевом отделении организована «боеукладка первых выстрелов» — ранее на М12 не предусматривалось размещение возимого боекомплекта;
— введен тент, закрывающий боевое отделение на марше и обеспечивающий защиту орудия и расчета от пыли и осадков.

Боевое применение
САУ М12 поступили на вооружение шести отдельных артдивизионов — 174-го, 258-го, 557-го, 558-го, 987-го и 991-го. Все они приняли участие в боях в Северо-Западной Европе. Эти дивизионы придавались корпусам и служили для качественного усиления артиллерии дивизий, как в наступлении, так и в обороне. К Дивизионы САУ М12 стали играть важную роль в организации преследования отступающего противника.
Рассмотрим боевое применение САУ М12 на примере 991-го дивизиона. В Нормандии М12 применялись так же, как и вся артиллерия 7-го корпуса 1-й американской армии. Главными задачами был обстрел целей в рамках общего плана ведения огня, артиллерийская подготовка на участках прорыва, подавление целей типа артиллерийских батарей и скоплений пехоты по данным передовых артиллерийских наблюдателей. Батареи М12 редко меняли огневые позиции, что позволяло хорошо оборудовать их в инженерном отношении: на позициях имелись окопы для САУ и укрытия для личного состава.

САУ М12 ведет огонь прямой наводкой. Люксембург, февраль 1945 года.
Во время подготовки к прорыву у Сен-Ло к стандартным задачам корпусной артиллерии прибавилось подавление батарей германских зениток, сковывавших действия бомбардировочной авиации союзников. После прорыва у Сен-Ло и выхода американских войск на оперативный простор началась маневренная война. В августе 991-й дивизион был придан 3-й танковой дивизии из состава 7-го корпуса. Дивизион оказался способным выдерживать темп наступления танковой дивизии и вовремя выполнял все смены огневых позиций. Дивизион М12 решал, в основном, задачи корпусной артиллерии. Очень редко приходилось вести огонь лишь по данным карты — в большинстве случаев огонь корректировался передовыми артиллерийскими наблюдателями, в том числе и с самолетов-корректировщиков. Классическая контрбатарейная борьба была редкостью — германская полевая артиллерия, в отличие от зенитной, не проявляла излишней активности, стараясь не демаскировать своих позиций. Также выполнялись огневые задачи по изоляции района боевых действий, связанные с ведением огня на дистанции, близкие к предельным.
После завершения боев в районе Фалэз — Аржентэн 7-й корпус в составе 3-й танковой, 1-й и 9-й пехотных дивизий вместе с остальными соединениями американской 1-й армии начал преследование отступающих германских войск через территорию Франции и Бельгии. 991-й дивизион был так же придан 3-й танковой дивизии. Корпусные дивизионы средней и тяжелой артиллерии на мехтяге часто отставали от танкистов и только самоходки М12 могли эффективно поддерживать дивизию контрбатарейным огнем и вести обстрел целей на средних и больших дистанциях. Единственной проблемой были перебои в снабжении топливом и боеприпасами, доставлявшимися автомобильным транспортом из Нормандии.
Достижение границы Германии отразилось на характере боевых действий — маневренная война сменилась позиционной. К типовым огневым задачам М12 прибавилось уничтожение ДОТов и других укрепленных сооружений «линии Зигфрида». Батарея «В» была придана 9-й пехотной дивизии, а две другие оставались в подчинении 3-й танковой дивизии. Результативность огня зависела от качества укрепленных сооружений. Никогда не удавалось пробить бронеколпаки толщиной 355 мм. Многое зависело и от качества бетона. Для поражения укрепленных объектов, как правило, выделялись одиночные САУ М12. Оптимальной дистанцией для ведения огня по ДОТам считалось 900-1800 м. Было необходимо тесное взаимодействие расчета САУ со штурмующими ДОТ пехотой и танками — они должны были вести «нейтрализующий» огонь, в то время, как САУ вела огонь на поражение укрепления.
В течение зимы 1944-1945 года, а также последовавшей весны дивизионы САУ М12 обычно придавались в качестве средства усиления танковым и пехотным дивизиям. Лишь в отдельных случаях они привлекались для решения задач на корпусном уровне. По той причине, что в САУ М12 была применена устаревшая артсистема, уже в мае 1945 года она была объявлена ограничено боеспособной, а в августе — устаревшей.

Тактико-технические характеристики САУ М12:
масса - 26,786 т;
экипаж - 6 человек;
длина с поднятым сошником — 6769 мм;
ширина — 2685 мм;
высота — 2883 мм;
клиренс — 432 мм;
вооружение - 155-мм пушка М1917 (или М1917А1, или М1918М1);
боекомплект - 10 выстрелов;
приборы прицеливания - телескопический прицел М53, панорамный телескопический прицел М6;
бронирование - 50,8 мм лоб корпуса, 19 мм борт и корма, 12,7 мм крыша и днище;
двигатель - Continental R-975-EC2, 9-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, звездообразный, воздушного охлаждения мощностью 340 л.с.(250 кВт) при 2400 об/мин, рабочий объем 15938 см³;
трансмиссия - многодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач с синхронизаторами, двойной дифференциал, бортовые передачи;
ходовая часть - шесть обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки, подвешенные на вертикальных буферных пружинах, три поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное);
максимальная скорость - 38 км/ч;
запас хода - 192 км;
преодолеваемые препятствия - 30° угол подъема, 0,60 м высота стенки, 2,29 м ширина рва, 1,02 м глубина брода;
минимальный радиус разворота - 10 м.


Источники:
1. А. Харук, "Кинг-Конг". Самоходная артиллерийская установка М12, "Арсенал Коллекция", 2012, № 2