четверг, 27 декабря 2012 г.

Тяжёлый скоростной танк КВ-1С





Модификации танка КВ-1С и машины на его базе:
КВ-8С - серийный огнемётный танк с 45-мм обр.1932/38 гг. и автоматическим огнемётом АТО-41 (1942 г.). Выпущено 35 машин.
КВ-85Г - опытный образец КВ-1С с 85-мм пушкой С-31 (1943 г.). Танк являлся предшественником серийного танка КВ-85.
СУ-152 - серийная самоходная артиллерийская установка с 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 (1942 г.). Выпущено 670 машин.

От КВ-1 к КВ-1С
За счет толстой брони танк КВ, к началу 1942 года, все еще доминировал на полях сражении, а невозможность серьезного противодействия со стороны немецких противотанковых средств (за исключением 88-мм пушки FLAK 36/37 универсального назначения) позволяла нашим танкистам проводить эффектные атаки, которые отзывались в прессе восторженными откликами.
Но наряду с добрыми отзывами, приходившими с фронтов, появлялись и тревожные: у противника - новые противотанковые средства. Среди них подкалиберные снаряды к 50-мм противотанковым пушкам. Из трофейных документов стало известно, что подкалиберные снаряды противник рассматривает как новое эффективное средство борьбы с танками КВ. Однако для серьезной модификации танка времени не было, фронт требовал все больше машин. В этих условиях приходилось принимать и половинчатые решения. Например, экранировали лобовую броню, башню, из-за чего танк становился еще более тяжелым, а значит менее поворотливым. Вследствие перебазирования завода, потери части квалифицированных рабочих качество сборки танков КВ значительно ухудшилось, что также заметно влияло на надежность машины на фронте. В оперативно-тактическом плане танк КВ отрицательно оценивали некоторые известные танковые командиры. Маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков, тогда генерал-майор, в сентябре 1942 года был вызван в Ставку. Там спросили его мнение о танках.
Генерал ответил, что танки Т-34 полностью оправдывают свое назначение, а тяжелые танки КВ неповоротливы и медлительны, препятствия преодолевают с трудом, ломают мосты и вообще приносят много хлопот. Да и вооружение их не отличается от средних танков - та же 76-мм пушка. Вот если бы на КВ пушка была бы посильнее, тогда другое дело.
Главный конструктор КВ Ж. Я. Котин, принимая претензии военачальников, объезжал фронтовые танковые части с блокнотом в руках, подробно расспрашивая командиров машин, механиков-водителей и наводчиков. Их советы, просьбы, замечания по конструкции тяжелых танков он записывал и стремился реализовать в новых разработках. На Южном фронте в июне 1942 года Ж. Я. Котина принял командующий Р. Я. Малиновский. Войска под его началом только что сражались под Барвенково, продвинулись вперед. Однако при этом выяснилось, что тяжелые танки в распутицу выходили из строя из-за поломок в коробках передач. Котин вместе с конструктором М. Ф. Балжи и другими специалистами пришел к выводу, что нужно менять весь узел целиком: в изменившихся боевых условиях с частыми наступательными операциями тяжелому танку необходимы высокие скорости, стремительные рывки на любой местности, быстрая смена направлении движения для уклонения от снарядов качественно меняющейся противотанковой артиллерии противника. Словом нужен новый танк с улучшенной трансмиссией и коробкой передач, с иной конструкцией бортовых фрикционов.
Боевую эффективность танков снижали и другие не менее досадные обстоятельства. Например, недостатки в структуре танковых частей, когда в одном батальоне имелась рота тяжелых танков КВ, рота средних и рота легких танков.
Управлять таким батальоном тяжело, но крайней мере, по трем причинам: во-первых, на танках стояли радиостанции разных типов, и связь по радио между ротами была довольно сложной; во-вторых, на марте роты шли с разными скоростями; в-третьих, тяжелые танки КВ, действовавшие, как правило, в первом эшелоне или в передовом отряде, затрудняли движение идущим во след средним и легким танкам, так как нарушали мосты и переправы. Поэтому Котин настойчиво предлагал комплектовать из тяжелых танков отдельные танковые полки, бригады.

Его выводы полностью совпадали с мнениями крупных военачальников. Маршал И. Х. Баграмян, например, писал, что неудачу в Харьковской операции 1942 года, в том числе обусловили и недочеты в структуре бронетанковых войск.
Тяжелый танк КВ создавался для прорыва мощных оборонительных линий, насыщенных противотанковой артиллерией. На случай контратак противника КВ мог уверенно вступать в единоборство с любой вражеской машиной, обладая при этом преимуществами по всем боевым параметрам. Однако с развитием немецких противотанковых средств один из основных компонентов защиты КВ - мощная броня потеряла спою первостепенную актуальность. Танк КВ, равный по своему вооружению Т-34, но менее маневренным, не имел перед последним никакого преимущества, хотя был более дорог в производстве. Оставалось либо снять танк с производства, либо модернизировать его, максимально приблизив по своим возможностям к "тридцатьчетверке". В силу ряда причин объективного и субъективного свойства был выбран второй вариант, и летом 1942 года началась активная работа над новой машиной КВ-1С (скоростной).
Рождение скоростного КВ
5 июня председатель ГКО И. Сталин подписал постановление № 1878 сс следующего содержания:
«Опыт боевого применения КВ-1 в воинских частях вскрыл следующие недостатки KB:
1) Большой вес танка (47,5 т), что сокращает его боевую оперативность и усложняет условия боевой эксплуатации;
2) Недостаточная надежность коробки перемены передач вследствие недостаточной прочности шестерен первой и замедленной передач и картера;
3) Недостаточно интенсивная работа системы охлаждения двигателя, вследствие чего приходится часто производить переключение скоростей с высших на низшие, что приводит к сокращению средних скоростей движения и ограничивает возможность полного использования мощности двигателя;
4) Недостаточная круговая обзорность танка из-за неудобного расположения смотровых приборов и отсутствия командирской башенки.
Кроме этих основных дефектов из армии поступают сообщения о дефектах сборки и изготовления отдельных узлов, в особенности дизеля танка, что свидетельствует о еще недостаточном контроле за изготовлением и сборкой танков и нарушении техпроцесса».
Этим же постановлением ГКО ЧКЗ предписывалось перейти с 1 августа на выпуск танков KB массой не более 42,5 т. Для уменьшения массы танка приказом наркома танковой промышленности заводам УЗТМ и № 200 разрешалось изменить толщину броневых листов:


Танк KB-1С (выпуска зимы 1942 года) на полигоне в Кубинке. Лето 1943 года.
а) Уменьшить толщину бортовых листов, лобового и нижнего листов и листов сварной башни с 75 до 60 мм;
б) Снять экран у водителя - срок 15 июня;
в) Уменьшить толщину листов днища до 30 мм;
г) Уменьшить толщину стенок литой башни и бронезащиты пушки до 80 - 85 мм, а так же уменьшить ее габариты за счет литейных форм, сохранив существующий диаметр погона;
д) Уменьшить ширину трака до 650 мм, срок до 1 июля 1942 года.
Согласно этому приказу на КБ должна была устанавливаться новая восьмискоростная коробка перемены передач, новые радиаторы и вентиляторы. Этим же приказом выпуск КВ-1 массой 47, 5 т сокращался.
К 20 июня на заводе № 100 и ЧКЗ полным ходом шли работы по отработке узлов и агрегатов для облегченного танка КВ. Так, испытания новой восьмискоростной коробки перемены передач шли сразу на двух KB (заводские номера № 10279 и 10334), причем начаты они были еще в первых числах апреля. К середине июня машины прошли всего от 379 до 590 км (из запланированных 2000 км). Одновременно с этим, на танках KB № 25810, 10033 и 11021 поставили гусеницу уменьшенной ширины и через один трак без клыков. Масса нового трака была на 1,2 кг меньше прежнего, а вся гусеница была на 262 кг легче. Испытывались радиаторы новой конструкции, разрабатывалась новая башня. Кроме того, три танка KB были направлены в Ташкент для испытаний новой системы охлаждения двигателя в условиях высокой температуры (30 - 36 градусов).
В начале июля началась сборка первых облегченных машин KB, на которые устанавливали новые агрегаты и узлы. В это же время, учитывая сильно осложнившуюся обстановку на южном участке фронта и прорыв немецких войск к Сталинграду, Ставка ВГК решила увеличить производство Т-34 за счет сокращения выпуска КВ. Мотивировка была простой: KB не имел преимуществ перед Т-34 в вооружении, уступал ему в маневренности, был значительно и более сложным и дорогим в производстве. 15 июля 1942 года ГКО принимает решение о развертывании в месячный срок производства танков Т-34 на ЧКЗ. При этом выпуск тяжелых танков на заводе значительно уменьшался - до 450 машин в квартал. Руководство ЧКЗ пыталось отстоять выпуск тяжелых танков, обещая увеличить их производство и улучшить качество, но решение руководства страны было непоколебимым - армии нужны танки и в большом количестве.
На ЧКЗ сборку танков Т-34 решили вести на месте бывшего главного конвейера гусеничных тракторов С-65. Этот цех легче, чем другие, можно было для изготовления нового типа танка. Для организации производства Т-34 конструкторам и технологам ЧКЗ пришлось в предельно сжатые сроки заново разработать технологию более 2 тысяч деталей, свыше 500 штампов, более 5 тысяч различных приспособлений. Все это требовало чрезвычайного напряжения всех ресурсов и сил работников завода. В результате, в августе из ворот ЧКЗ вышло 30 «тридцатьчетверок», а в сентябре Красная Армия получила уже 220 танков Т-34 челябинской сборки. В дальнейшем выпуск Т-34 на ЧКЗ продолжал расти. При этом около 75 % оборудования Кировского завода было задействовано на производстве танков Т-34, на остальных мощностях производился тяжелый танк КВ.
Одновременно с организацией производства Т-34 на ЧКЗ и заводе № 100 полным ходом шли испытания нового танка KB, получившего обозначение KB-1С («С» - скоростной). С 28 июля по 26 августа два КВ-1С прошли государственные испытания, еще до окончания которых - 20 августа - новый тяжелый танк был принят на вооружение Красной Армии.
Описание конструкции
Танк KB-1С от КВ-1 отличался уменьшенной толщиной бортовых листов и листов днища корпуса, литой башней измененной формы, а также размещением членов экипажа в башне и установкой более совершенной коробки передач. Машина имела классическую схему общей компоновки. Забронированный объем боевого и трансмиссионного отделений машины был сокращен за счет уменьшения размеров башни и уменьшения высоты кормовой части корпуса. Кроме того, была снижена масса узлов и агрегатов трансмиссии и ходовой части танка.
Отделение управления располагалось в передней части танка. В нем находились рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста, а также были размещены приводы управления, контрольные приборы, аккумуляторные батареи, воздушные баллоны, пулемет ДТ, радиостанция, часть боеукладки и ЗИПа. В левой части крыши корпуса над отделением управления имелся люк для входа и выхода членов экипажа.
Боевое отделение находилось в средней части корпуса и башне танка. В нем располагались рабочие места командира орудия - наводчика (слева от пушки), командира танка (за наводчиком) и младшего механика-водителя - заряжающего (справа от пушки). На днище боевого отделения размещалась основная часть боеукладки. Вдоль бортов были установлены топливный и масляный баки. 


В том время как в городе ведутся бои, рабочие Сталинградского тракторного завода вставляют в КВ-1С отремонтированную коробку передач. Осень 1942 года.
Верхнюю часть боевого отделения составляла вращающаяся башня с установленными в ней пушкой, двумя пулеметами, прицельными приспособлениями и приборами наблюдения. В крыше башни имелся люк, предназначавшийся для входа и выхода трех членов экипажа, размещавшихся в боевом отделении. Над местом командира танка на крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью зеркальными смотровыми приборами, обеспечивавшая ему круговой обзор. Для наблюдения вперед и в сторону кормы танка у заряжающего в крыше башни устанавливались два зеркальных смотровых прибора.
        Моторное отделение располагалось за боевым отделением и было отделено от последнего перегородкой. В отделении устанавливались: двигатель (на надмоторной раме вдоль продольной оси), водяные и масляный радиаторы (вдоль бортов) и два комбинированных воздухоочистителя. Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка и было отделено от моторного отделения перегородкой. В нем размещались узлы и агрегаты трансмиссии.
        Танк был вооружен 76,2-мм танковой пушкой ЗИС-5 обр. 1941 г. и четырьмя 7,62-мм пулеметами ДТ Пушка и спаренный с ней пулемет ДТ имели общие приборы и механизмы наводки и стрельбы. Полная длина ствола пушки составляла 41,5 калибра. Она имела клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа, противооткатные устройства, состоявшие из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, и гильзоулавливатель, предназначавшийся для улавливания гильз, выбрасываемых после выстрела. Гильзоулавливатель крепился на оси в специальном кронштейне в задней части корыта люльки, мог занимать боевое и походное положения и состоял из сварного корпуса и брезентового мешка. В мешке гильзоулавливателя помещалось до восьми стреляных гильз. Для наводки в цель спаренной установки применялись танковый телескопический прицел 9Т-7 и танковый перископический прицел ПТ4-7. Прицел 9Т-7 представлял собой прямую телескопическую трубу, в поле зрения которой были расположены прицельные шкалы и шкалы боковых поправок. В окулярной части прицела находилось перекрестие, перемещавшееся в двух взаимно-перпендикулярных направлениях с помощью двух маховиков. Для стрельбы в ночное время прицельные шкалы и перекрестие освещались электролампочками. Панорамный прицел ПТ-4-7, помимо прицеливания при стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемета, мог использоваться для кругового наблюдения из танка. Углы вертикальной наводки спаренной установки оружия составляли от -5 до +25°. МедиаНация это крайне мимимишное рекламное агентство, делающее кавайный контекст и милое seo.
В горизонтальной плоскости наводка оружия осуществлялась за счет поворота башни с помощью МПБ, который представлял собой червячно-шестеренчатый редуктор планетарного типа и устанавливался на подвижном погоне башни с левой стороны орудия. МПБ приводился в действие с помощью маховичка вручную или электромотором. Скорость вращения башни зависела от числа оборотов электромотора, который имел три ступени изменения скорости вращения. Скорость вращения башни снижалась на кренах или при увеличении нагрузки. При подъемах или кренах более 15° пользоваться электромотором МПБ запрещалось. Слева от МПБ, на верхней опоре башни, был смонтирован стопор башни, представлявший собой стопорный рычаг с зубчатой гребенкой. Для производства выстрела из пушки использовались ручной и ножной спусковые механизмы.
Второй пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре, располагавшейся в кормовой нише башни, третий - в шаровой установке, смонтированной в лобовом листе корпуса танка, четвертый - был запасным. Для наводки пулеметов ДТ, располагавшихся в шаровых установках, применялись диоптрические прицелы, которые допускали установки для стрельбы с места на дистанции 400, 600, 800 и 1000 м. Горизонтальный сектор обстрела пулеметов, располагавшихся в шаровых установках, составлял 30°. Лобовой пулемет имел угол возвышения 15°, а угол склонения - 5°. Углы вертикальной наводки тыльного пулемета находились в пределах от -12 до +12°.
Боекомплект танка состоял из 94 (на танках более позднего выпуска - 114) унитарных выстрелов к 76,2-мм пушке и 2646 патронов (42 диска) к пулеметам ДТ. Кроме того, в специальном чемодане укладки машины содержалось 25 ручных гранат Ф-1. 


Танки КВ-1С из состава танковой колонны «Челябинские колхозники». Январь 1943 года.
Выстрелы к пушке располагались в 44 ящиках (чемоданах) на днище боевого отделения машины по два выстрела в каждом и в двух горизонтальных укладках по три выстрела в нише башни. Горизонтальная укладка состояла из трех лотков, соединенных между собой планками, которые крепились к специальным бонкам болтами. В каждом лотке укладывалось по одному выстрелу на трех резиновых прокладках, которые кренились двумя зажимами. Чемоданы размещались в специальных укладках на днище боевого отделения вдоль машины в два этажа, в два ряда и прикрывались сверху резиновыми ковриками. Для стрельбы из пушки применялись выстрелы 76,2-мм дивизионной пушки обр. 1939 г. и 1902/30 гг. с осколочно-фугасными гранатами и бронебойно-трассирующими снарядами. Бронебойный снаряд массой 6,51 кг на дистанции 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 61 мм.
В четырех чемоданах, располагавшихся впереди ВКУ, размещалась часть ЗИПа и гранаты Ф-1. Чемодан под гранаты содержал 10 гранатных сумок (в 5 сумках по 3 гранаты, а в остальных - по 2 гранаты). Свободные ячейки чемодана были заполнены взрывателями к гранатам. Чемодан под гранаты был окрашен в черный цвет и имел сбоку белую надпись "гранаты". Пулеметные диски размещались в специальных рамках или гнездах: 3 магазина укладывались в линию над пушкой; 4 диска - справа от пушки; 6 дисков - над укладками выстрелов к пушке в нише башни; 4 диска - на левой стенке башни (у командира); 1 диск - левее тыльного пулемета; 5 дисков - на днище башни; 2 диска - на моторной перегородке; 4 диска - сзади сиденья стрелка-радиста; 2 диска - на спинке сиденья механика-водителя; 3 диска - на стенке укладки под выстрелами; 5 дисков - на правом борту впереди аккумуляторов и 1 диск - на корпусе кулисы; 2 диска - на правом борту корпуса перед топливным баком. Слева от командира танка крепился ящик для сигнального пистолета, который был вложен в кобуру. Ящик имел три отделения для трех цветов сигнальных ракет.
Броневая защита танка была противоснарядной, дифференцированной. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 20, 30, 40, 60 и 75 мм и состоял из отдельных броневых листов, соединенных между собой сваркой или болтами. Для усиления сварных швов и стыков между отдельными листами брони устанавливались угольники и накладки. Носовая часть корпуса состояла из двух гнутых броневых листов - верхнего и нижнего, сваренных между собой. Место соединения было усилено броневой накладкой, имевшей форму угольника. Нижний лист приваривался к днищу и бортам корпуса и имел в лобовой части два буксирных рыма с серьгами. Верхний лист приваривался к крыше и бортам корпуса танка. Он имел три выреза для установки шаровой опоры лобового пулемета, смотрового люка механика-водителя и антенного ввода радиостанции, прикрытого броневым стаканом. Шаровая установка лобового пулемета крепилась в вырезе верхнего листа с помощью болтов. В смотровом лючке механика-водителя устанавливались смотровой прибор и его защитное устройство - броневая крышка (пробка) со смотровой щелью. Справа к верхнему листу был приварен кронштейн для установки передней фары и звукового сигнала.
Каждый борт корпуса изготавливался из одного броневого листа. В передней части лист имел отверстие с вваренной втулкой для кривошипа направляющего колеса. В кормовой части листа было выполнено отверстие, по периметру которого приваривался воротник картера бортового редуктора. В нижней части бортового листа имелось шесть отверстий для торсионных валов.
Кормовая часть корпуса состояла из двух броневых листов (верхнего и нижнего) закругленной формы. Оба листа были приварены к бортовым броневым листам корпуса. В средней части верхний лист перекрывал нижний, образуя тем самым карман, через который выходил из корпуса танка охлаждающий воздух. Для защиты от попадания посторонних предметов в корпус танка карман был закрыт проволочной сеткой. К нижнему листу был приварен кормовой лист днища корпуса. С наружной стороны нижний лист имел два буксировочных рыма и кронштейн заднего фонаря.
Днище корпуса состояло из двух броневых листов (переднего и заднего), соединенных встык сварным швом. Соединение изнутри корпуса было усилено накладкой прямоугольного сечения. Днище имело два люка (аварийный и подмоторный) и пять отверстий, закрывавшихся пробками с резиновыми уплотнительными прокладками. Аварийный люк располагался в передней части корпуса. 


Танк КВ-1С после нескольких попаданий 88-мм немецких снарядов. Курская дуга, лето 1943 года.
Крышка аварийного люка открывалась во внутрь корпуса танка. Подмоторный люк размещался в кормовой части корпуса и предназначался для доступа к водяному и масляному насосам двигателя. В центре крышки подмоторного люка имелось отверстие, закрывавшееся пробкой на резьбе и служившее для слива воды из системы охлаждения двигателя. Отверстие в средней части днища предназначалось для слива топлива из баков, а три отверстия располагавшихся в кормовой части днища, - для слива масла из коробки передач и из бортовых редукторов.
        Крыша корпуса состояла из трех броневых листов: переднего, среднего и кормового. Передний лист был приварен к верхнему броневому листу носовой части танка и бортовым листам корпуса. В передней левой части этого листа имелся люк для посадки и высадки из танка механика-водителя и стрелка-радиста. Люк закрывался броневой крышкой, кромка которой была срезана на конус для более плотного прилегания к кромке люка. Броневая крышка имела уравновешивающий и запирающий механизмы. Уравновешивающий механизм состоял из двух спиральных пружин, шарнирной петли и трех кронштейнов.
        В средней части переднего листа крыши корпуса находился большой круглый вырез для установки нижнего погона шаровой опоры башни. Нижний погон устанавливался в кольцевой расточке крыши корпуса танка и крепился ботами. С внутренней стороны на нижнем погоне были нарезаны зубья, в зацепление с которыми входила шестерня механизма поворота башни. По обеим сторонам выреза, вдоль бортов корпуса находились отверстия (по два на сторону), закрывавшиеся пробками на резьбе и предназначавшиеся для доступа к заправочным горловинам топливных и масляного баков. Средний броневой лист крыши крепился болтами к корпусу танка. В центре листа имелся люк, предназначавшийся для доступа к двигателю. Люк был закрыт броневой крышкой, которая на петлях крепилась к броневому листу крыши. В центре крышки было сделано отверстие, закрывавшееся пробкой на резьбе и предназначавшееся для заливки воды в систему охлаждения двигателя. В открытом положении крышка удерживалась тросом, закрепленным за башню. По краям среднего броневого листа вдоль бортов корпуса имелись два прямоугольных выреза, через которые внутрь танка поступал охлаждающий воздух. Сверху к кромкам выреза приваривался воротник, к которому болтами крепилась сетка, предотвращавшая попадание посторонних предметов внутрь танка. В задней части листа были сделаны два отверстия, для прохода выхлопных труб. Лист имел четыре рыма, предназначенных для его снятия и установки при ремонте механизмов двигателя.
Кормовой броневой лист крыши крепился болтами к корпусу танка. Лист имел два люка, предназначавшихся для доступа к механизмам трансмиссии. Люки закрывались броневыми крышками, которые по устройству были такими же, как крышка люка в переднем броневом листе крыши с той лишь разницей, что в них отсутствовали рукоятка поворотного диска и ременная ручка, так как открытие и закрытие крышки производилось ключом только снаружи. Лист имел четыре рыма, предназначавшихся для снятия и установки его при ремонте механизмов трансмиссии. Для удобного размещения десанта на машине на крыше отделения управления, моторного и трансмиссионного отделений, а также бортовых листах корпуса (на броневых накладках) приваривались десантные поручни.
Литая башня с максимальной толщиной брони 82 мм имела овальную обтекаемую форму. В башне размещались вооружение, прицельные приспособления; приборы наблюдения; средства связи; механизм поворота башни; стопор башни; сиденья; часть ЗИПа и боеукладки. В передней части башни в корыте, закрытом снаружи подвижной бронировкой, были установлены: пушка, пулемет и прицел. Броневое корыто крепилось 19 болтами к башне танка и имело две приваренных щеки (правую и левую) специальной конструкции, на которых крепилась вся спаренная установка. В задней части правой щеки вваривался корпус стопора орудия, в который ввинчивался стопор орудия по-походному. В кормовой части башни, выполненной в виде ниши, с левой стороны был сделан прилив с отверстием для монтажа шаровой установки тыльного пулемета. Внутри ниши имелись гнезда для размещения боекомплекта.
В боковых стенках башни были сделаны смотровые щели со смотровыми приборами и отверстия конической формы для стрельбы из личного оружия. Отверстия для стрельбы располагались под смотровыми щелями и были закрыты броневыми пробками. При необходимости пробки выталкивались наружу и втягивались обратно с помощью тросиков. От произвольного выпадения пробки удерживались специальными щеколдами, которые в закрытом положении фиксировались винтами, ввернутыми в них. В случае потери пробок отверстия перекрывались специально для этого предназначавшимися заслонками, установленными над отверстиями. На внутренних стенках башни были приварены бонки для крепления элементов электрооборудования, части боеукладки, аппаратов ТПУ и части ЗИПа.
Нижняя часть башни имела круглую поверхность под установку верхнего погона шаровой опоры башни. От опрокидывания башню предохраняли специально установленные захваты. В верхней части захват винтами крепился к верхнему погону башни, а нижними выступами -заходил за кромку нижнего погона. Защитные кожухи, изготавливавшиеся из листовой стали и предназначавшиеся для защиты зубьев погона от грязи и предохранения экипажа от травм, крепились винтами к верхнему погону башни.
Вварная крыша башни, изготовленная из броневого листа толщиной 40 мм, имела вырезы под входной люк; установку командирской башенки, двух зеркальных смотровых приборов и перископического прицела; лючки для вентиляции и сигнализации. Входной люк имел круглую форму и закрывался броневой крышкой, кромка которой имела коническую форму. 


Ремонт танка KB-1С лейтенанта Иванова после боя. Курская дуга, июль 1943 года.
В желобе на кромке устанавливалось уплотнительное резиновое кольцо. Крышка люка с помощью петель и трубчатой оси была закреплена на крыше башни. Для облегчения легкости открывания крышки люка имелся торсион, который одним концом был закреплен в кронштейне на крыше башни, а другим - в специальном четырехгранном отверстии петли крышки. В открытом положении крышка удерживалась фиксатором, а в закрытом - запиралась двумя замками.
        Не вращающаяся командирская башенка устанавливалась на крыше башни и обеспечивала командиру танка круговое наблюдение. Башенка представляла собой отлитый из броневой стали колпак, приваренный к крыше башни. Она имела пять прямоугольных вырезов для установки зеркальных смотровых приборов, равномерно располагавшихся по ее периметру. С боков вырезы были защищены броневыми щеками, отлитыми за одно целое с командирской башенкой, а сверху - броневыми крышками закрепленными на ней шарнирно. Крышки независимо друг от друга открывались изнутри танка, путем нажатия на специальные рычажки располагавшиеся сбоку смотровых приборов.
        Отверстие для вентиляции боевого отделения закрывалось сверху броневым колпаком, приваривавшимся к крыше башни и имевшим три выреза для прохода воздуха. Для подачи сигналов экипажем (ракетами или флажками) при закрытых люках, в задней части крыши башни было расположено отверстие, которое закрывалось броневой крышкой, крепившейся к крыше башни с помощью петли и запиравшейся замком изнутри танка.
На части машин на крыше башни по периметру кормовой ниши приваривался поручень для танкового десанта. Для тушения пожара внутри танка в башне устанавливался тетрахлорный ручной огнетушитель. Продолжительность действия огнетушителя составляла 30 с.
Основу силовой установки составлял дизель В-2К максимальной мощностью 600 л.с. (441 кВт). Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера СТ-700 (основной способ) мощностью 15 л.с. (11 кВт) или воздухом. Система воздушного пуска двигателя состояла из двух пятилитровых баллонов, редуктора с манометрами, двенадцатиклапанного воздухораспределителя, воздушных клапанов и трубопроводов. Максимальное давление воздуха в баллонах не превышало 150 кгс/см3. Зарядка баллонов сжатым воздухом производилась от компрессора, находившегося вне танка.
Топливная система - принудительная, под давлением. В нее входили: три топливных бака, насос "Альвейер", топливный фильтр грубой очистки, топливоподкачивающий насос 1-БНК-6 или БНК-12Б коловратного типа, топливный фильтр тонкой очистки, двенадцати плунжерный топливный насос высокого давления НК-1, центробежный регулятор числа оборотов, двенадцать форсунок закрытого типа, центральный топливный крап, топливомер, трубопроводы низкого и высокого давления. Основным типом топлива являлось дизельное топливо марки ДТ, а в случае его отсутствия - газойль марки Э (грозненский или бакинский). Общая емкость трех топливных баков составляла 595-610 л. Два топливных бака были установлены у правого борта корпуса танка, передний - в отделении управления, задний - в боевом отделении. Заправочная емкость каждого бака составляла 230 - 235 л. Третий топливный бак емкостью 140 л устанавливался у левого борта корпуса танка в боевом отделении. На надгусеничных полках размещались три дополнительных топливных бака и один масляный бак, каждый емкостью 90 л. Удельный расход топлива на эксплуатационном режиме не превышал 185 г/л.с.•ч. Запас хода танка по шоссе на основных топливных баках достигал 225 км, а по грунтовым дорогам - 150 км.
Система воздухоочистки состояла из двух воздухоочистителей комбинированного типа, с масляной ванной. Воздухоочистители были установлены в моторном отделении у трансмиссионной перегородки. Масляная система - циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Она состояла из масляного бака емкостью 65 л, двух пластинчатых и двух трубчатых радиаторов, крана-редуктора, шестеренчатого масляного насоса, масляного сетчатого фильтра, ручного плунжерного масляного насоса, маслопроводов, манометра и термометра. Общая емкость системы составляла 90 л.
В жидкостную систему охлаждения двигателя входили: два радиатора секционного типа, водяной насос центробежного типа, расширительный бак, паровоздушный клапан, трубопроводы, термометр, двухступенчатый вентилятор осевого типа и два кармана воздухопритока, располагавшиеся вдоль бортов корпуса танка. Суммарная охлаждающая поверхность двух радиаторов достигала 46 м2. Общая емкость системы охлаждения составляла 140 л.
Механическая трансмиссия танка состояла из: главного фрикциона сухого трения (сталь по феродо), четырехступенчатой коробки передач с демультипликатором, двух многодисковых бортовых фрикционов сухого трения (сталь по стали) с плавающими ленточными тормозами с накладками из феродо и двух двухрядных комбинированных бортовых редукторов. Без включения демультипликатора (замедленной передачи) коробка обеспечивала четыре передачи для движения вперед и одну передачу заднего хода. Картер коробки передач изготавливался из силумина. Система управления движением танка была механической. Для выключения бортовых фрикционов служили два рычага управления, располагавшиеся по обеим сторонам сиденья механика-водителя.
В состав гусеничного движителя входили две гусеницы, два ведущих колеса, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц, двенадцать опорных и шесть поддерживающих катков. Ведущее колесо диаметром 836 мм состояло из литой ступицы и двух съемных литых зубчатых венцов цевочного зацепления с гусеницей. Литой диск направляющего колеса для прочности был усилен радиально расположенными ребрами жесткости. Направляющее колесо диаметром 680 мм устанавливалось на оси кривошипа винтового механизма натяжения гусеницы. Цельнолитой стальной опорный каток диаметром 600 мм, монтировался на двух конических роликоподшипниках, внутренние обоймы которых были установлены па оси, вваренной в балансир узла подвески. Поддерживающий цельнолитой стальной каток диаметром 280 мм устанавливался на двух шарикоподшипниках на оси полого стального кронштейна, который крепился к борту корпуса танка болтами. Каждая гусеница состояла из 88 - 90 (44 - 45 плоских и 44 - 45 с гребнем) траков с ОМШ. Траки соединялись между собой пальцами, вставленными в проушины траков. Осевое перемещение пальца в проушинах траков ограничивалось с одной стороны головкой самого пальца, с другой - шайбой и пружинным кольцом. Трак представлял собой фасонную стальную штамповку, имевшую два прямоугольных окна для цевочного зацепления с зубьями ведущего колеса. 


Танк КВ-1С и расчет 45-мм противотанковой пушки ведут бой в Красном Селе. Ленинградский фронт, январь 1944 года.
Плоский трак в целях облегчения технологии производства был выполнен составным из двух симметричных половин. Для увеличения прочности траки имели ребра жесткости, служившие одновременно и грунтозацепами. Гусеница имела шаг, равный 160 мм, и ширину - 608 мм.
        Независимая торсионная подвеска танка состояла из двенадцати балансиров и двенадцати торсионных валов диаметром 70 мм. Труба балансира вращалась в двух чугунных втулках, смонтированных в кронштейнах корпуса танка. Торсионы обеспечивали динамический ход катка 162 мм и статический ход - 65 мм.
        Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Основным источником электрической энергии являлся генератор постоянного тока ГТ-4563А мощностью 1 кВт с реле-регулятором РРЛ-24, а вспомогательным - четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-144 или 6-СТЭ-128, соединенные последовательно-параллельно, общей емкостью 288 А•ч (256 А•ч). Три аккумуляторных батареи располагались за сиденьем механика-водителя, а одна - за сиденьем стрелка-радиста. К основным потребителям электроэнергии относились: стартер СТ-700 с пусковым реле РС-371 или РС-400, электромотор МБ-20К механизма поворота башни, средства связи, электросигнал СЗ-4732Л вибрационного тина, приборы внутреннего и наружного освещения. В состав вспомогательной и коммутационной аппаратуры входили: вращающееся контактное устройство ВКУ-137, выключатель аккумуляторных батарей, тумблеры, переходные контактные колодки, штепсельные розетки, Щиток механика-водителя, силовой щиток, щиток башни и плавкие предохранители. Основная часть электропроводки в корпусе танка была уложена в стальных трубках, обеспечивавших защиту проводов марки ПРП-1000 от механических повреждений.
Для обеспечения двухсторонней радиосвязи между боевыми машинами, танковыми подразделениями и для связи танков с взаимодействующими подразделениями других родов войск на танке устанавливалась телефонно-телеграфная радиостанция типа 10Р или телефонная радиостанция типа 9Р. Радиостанция 10Р состояла из передатчика, приемника, блока питания, двух кассет для кварцевых блоков, амортизационной рамы, ящика для ЗИП, шлемофона с гарнитурой, телеграфного ключа и антенного устройства. Для внутренней связи между членами экипажа использовалось переговорное устройство ТПУ-4-БИС, в состав которого входило четыре абонентских аппарата со шлемофонами и умформер РУ-11Б с фильтром.
Во время зимней эксплуатации обогрев танка осуществлялся либо двумя подогревателями, либо специальной печкой. Танковые подогреватели применялись в качестве средства обогрева машины изнутри. При неработающем двигателе подогреватели устанавливались в моторном отделении со стороны водяного насоса. На стоянке для обогрева отделений танка применялась специальная печь, входившая в комплект ЗИП машины. Печь перевозилась вместе со сложенными внутри нее трубами на надгусеничной полке танка. Для установки печи под днищем моторного отделения (в стороне от подмоторного люка) отрывался котлован глубиной 0,5 м, шириной 0,5 м и длиной 1,5 м. Подогрев машины, закрытой брезентом, осуществлялся потоками теплого воздуха, обтекавшими все днище корпуса и проходившими через открытые аварийный и подмоторный люки во внутрь машины.

В результате всех изменений масса КВ-1С снизилась до 42,3 т, возросла скорость (до 43,3 км/ч по шоссе), маневренность и надежность танка. Однако все это далось дорогой ценой. Ведь вооружение KB-1С осталось прежним - 76,2 мм орудие ЗИС-5, а уменьшение толщины брони при неудачной схеме броневого корпуса (броневые листы располагались с малыми углами наклона или вертикально) значительно снизило снарядостойкость танка. Таким образом, по своим боевым качествам KB-1С практически сравнялся с Т-34.
Производство КВ-1С
Производство KB-1С началось еще в августе до его официального принятия на вооружение. Причем из-за того, что завод выпускал танки трех типов - КВ-1, KB-1С и Т-34 - возникли проблемы с изготовлением коробок перемены передач. Так, в начале июля директор ЧКЗ Махонин и главный конструктор Котин в своем письме на имя наркома танковой промышленности Зальцмана сообщали следующее: "При создавшейся производственной программе на заводе ввод новой восьмискоростной коробки перемены передач вызовет ряд осложнений в производстве, так как на участках цеха завода будут параллельно изготавливаться детали трех коробок перемены передач: KB нормальная, восьмискоростная и коробка машины Т-34. Учитывая:
а) что в условиях уменьшенного выпуска в армию танков KB эксплуатация нового типа КПП вызовет осложнения с запчастями;
б) что проведенные заводом меры по упрочнению старой КПП дадут еще лучшие результаты в условиях танка с новым корпусом и
пониженным до 42,5 т весом, на новую машину KB-1С завод предлагает ставить:
а) облегченный корпус и башню с командирской башенкой;
б) новый радиатор (водяной и масляный);
в) новый тип вентилятора большой мощности;
г) старую коробку перемены передач.
В июле завод выпустит 100 танков KB и 50 танков KB-1С со старой коробкой передач (КВ-1М). В августе будем выпускать только танки КВ-1М".
В течение июля ЧКЗ изготовил 52 танка KB-1С, но неизвестно какую часть из них составляли KB-1M со старой коробкой передач. 13 июля по распоряжению директора завода "в августе месяце из общего количества KB - 150 штук - 30 штук должны выпускаться со старой коробкой скоростей, а остальные 120 штук с новой КПП". Общее количество KB-1M, изготовленных на ЧКЗ неизвестно, однако судя по документам их выпустили около 20 машин. Причем на части из них ставили старую ходовую часть - катки и гусеницы от КВ-1. 

Тактико-технические характеристики
тяжёлого танка КВ-1С
Год выпуска
    1942
Экипаж
    5
Масса, т
    42,5
Габаритные размеры:
    длина (с пушкой)
    ширина
    высота

   6,9
    3,25
    2,64
Клиренс, м
    0,45
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 40-75 мм
    Башня 75-82 мм
    Борт корпуса 60 мм
    Корма 60 мм
    Крыша 30-40 мм
    Днище 30 мм
Вооружение
   76,2-мм пушка ЗиС-5
3 х 7,62-мм пулемета ДТ.
Боезапас
   114 выстрелов
    2646 патронов
Двигатель
    "В-2К", 600 л.с
    12-цилиндровый
Емкость топливных баков, л
    внутренних
    внешних

   610
    270
Запас хода, км
   225
Макс. скорость, км/ч
   43
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    крен, град
    ров, м
    стенка, м
    брод, м

    36
    30
    2,7
    1,2
    1,6
Выпущено, шт
   1085
При этом масса танков составляла 43 - 44 т. Производство полноценных KB-1С началось в сентябре. 20 сентября постановлением ГКО № 2323 сс Челябинскому Кировскому заводу предписывались выпускать танки KB-1С с дополнительными топливными баками и увеличенным до 114 выстрелов боекомплектом (первоначально на KB-1С имелось 90 снарядов). В связи с этим увеличилась до 43,4 т и масса танка. Это увеличение, согласно доклада Махонина и Котина произошло за счет:
1. Четырех дополнительных бачков с креплением, для топлива - 104 кг.
2. Одного дополнительного бачка для с креплением, для масла - 26 кг.
3. Дополнительной пулеметной укладки - 4 кг.
4. Дополнительной снарядной укладки - 19 кг.
5. Дополнительного запаса топлива, 400 литров - 350 кг.
6. Дополнительного запаса масла, 100 литров - 90 кг.
7. 24-х дополнительных 76-мм снарядов - 230 кг.
8. Семи дополнительных пулеметных магазинов к ДТ- 23 кг.
9. Ящиков для ЗИПа и т.д. - 54 кг.
                                                          Итого: 900 кг.
В сентябре 1942 года завод изготовил 180 KB-1С, после чего их выпуск стал снижаться. С I квартала 1943 года предполагалось установить на KB-1С командирскую башенку новой конструкции, перископы MK-IV, введение изменений в систему смазки и охлаждения двигателя, а также ЗИП. Но к этому времени уже стало ясно, что танки KB-1С уже не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к тяжелым танкам прорыва, поэтому работы по совершенствованию машины свернули, а в августе 1943 года производство KB-1С прекратили. Все силы ЧКЗ и завода № 100 были брошены на разработку нового тяжелого танка ИС.
Боевое применение
Танки KB-1С стали поступать в войска в ноябре - декабре 1942 года. Ими комплектовались специальные танковые части - гвардейские танковые полки прорыва, формировавшиеся по штату № 010/267, утвержденному в октябре 1942 года. Звание "гвардейский" присваивалось этим полкам сразу, согласно директиве Ставки ВГК. Согласно штата, гвардейский танковый полк прорыва имел 214 человек и 21 KB-1С (несколько полков укомплектовали английскими танками "Черчилль", полученными по ленд-лизу). Полки придавались стрелковым и танковым соединениям и предназначались для прорыва обороны противника.
Первое боевое использование полков KB-1С имело место на Донском и Воронежском фронтах в конце 1942 года. Донской фронт, уничтожавший окруженную под Сталинградом немецкую группировку, получил сразу 7 полков - 1, 5, 6, 7, 9, 47, 48 (два последних на танках "Черчилль"). Все эти части активно использовались в боях по ликвидации остатков армии Паулюса. На конец января 1943 года у них осталось по 3-4 боеспособных танка.
Активно использовались танки KB-1С в летней кампании 1943 года. Например, 6-й гвардейский танковый полк прорыва действовал в мае-июне 1943 года в составе войск Северо-Кавказского фронта, являясь единственным таким подразделением на данном театре военных действий. Несколько полков участвовало и в наступлении советских войск на Курской дуге. В частности, 5-й гвардейский танковый полк прорыва участвовал в боях за Орел. Причем эта часть имела именные танки "Советский полярник", построенные на средства полярников. Один из танков был изготовлен на личные сбережения известного советского исследователя Арктики И. Д. Папанина и имел на башне надпись "И. Д. Папанин".
В прорыве так называемого "Миус-фронта" в июле - августе 1943 года принимал участие 1-й гвардейский танковый полк прорыва, приданный 28-й армии Южного фронта. Из-за разрыва между артподготовкой и атакой пехоты в первый день наступления полк понес тяжелые потери, составившие до 50% боевых машин - два танка KB сгорели, два были подбиты и шесть подорвались на минах. Последний гвардейский танковый полк прорыва был сформирован в январе 1944 года, а к осени все полки KB-1С были расформированы или переформированы в гвардейские тяжелые танковые полки (на танках ИС), а оставшиеся в строю KB-1С передали в обычные танковые полки. Например, в сентябре 1944 года в составе 8-й армии Ленинградского фронта действовал 82-й танковый полк, имевший 11 KB-1С и 10 "Черчиллей". Полк участвовал в боях за Эстонию, освобождал Таллин и острова Моонзундского архипелага.
Кроме танковых, КВ-1С использовались в качестве командирских машин в тяжелых самоходно-артиллерийских полках СУ-152, ИСУ-122, ПСУ-152. Некоторые танки KB-1С использовались в частях Красной Армии до конца войны. В освобождении Крыма весной 1944 года принял участие 1452-й самоходно-артиллерийский полк - 11 КВ-85, 5 KB-1С, 6 СУ-152 и 3 СУ-76. Полк действовал под Армянском, освобождал города Евпатория, Саки, Бахчисарай, а 9 мая два оставшихся в строю КВ-85 ворвались в Севастополь.

Схема бронирования КВ-1С


Фотографии танка КВ-1С 


КВ-1С. Первый опытный образец. Вид спереди.КВ-1С. Первый опытный образец. Вид сзади.КВ-1С. Второй опытный образец.Танк КВ-1С. Вид на левый борт.
Танк КВ-1С. Вид на левый борт.Танк КВ-1С. Вид на правый борт.Командирская башенка и люк заряжающего танка КВ-1С. Первый опытный образец.Танк КВ-1С. Вид сзади-верху.
Танк КВ-1С. Вид спереди-сверху.Водяной и масляный пластинчатые радиаторы танка КВ-1С.Испытание одного из первых образцов танка КВ-1С.  Обратите внимание на грязевые щитки на передней части крыльев, не встречающиеся на серийных танках. Район Челябинска, август 1942 года.После танкового боя - KB-1С расстрелявший колонну немецких боевых машин (на фото видно 5 подбитых танков). Район Сталинграда, осень 1942 года.
КВ-1С из состава 5-го гвардейского тяжёлого танкового полка прорыва. Военно-морской офицер слева – это командующий Главсевморпути И.Д.Папанин. Танки с надписями «Советский полярник» были переданы Красной армии в октябре 1942 года. 5-й гвардейский тяжёлый танковый полк прорыва отправляется на фронт в район Сталинграда. На фотографии командующий «Главсевморпути» И.Д. Попанин и представители Красной Армии. Ноябрь 1942 года.5-й гвардейский тяжёлый танковый полк прорыва отправляется на фронт в район Сталинграда. На фотографии командующий «Главсевморпути» И.Д. Попанин и представители Красной Армии. Ноябрь 1942 года.Ремонт КВ-1С на Сталинградском тракторном заводе. Ноябрь 1942 года.
Делегация колхозников Московской области передает бойцам Красной Армии танковую колонну «Московский колхозник» (танки KB-1С). Декабрь 1942 года.Младший лейтенант В. Василенко у своего танка KB-1С «Сильный» из состава 14-го гвардейского танкового полка прорыва. Донской фронт, декабрь 1942 года.Заместитель командира Н-ского гвардейского танкового полка прорыва гвардии подполковник И.Тарасов вручает экипажу танка KB-1С гвардии старшего лейтенанта П. Иванова подарки, присланные жителями Москвы. Западный фронт, май 1943 года.Колонна танков КВ-1С 6-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва перед маршем. Северо-Кавказский фронт, весна 1943 года.
На башне тяжёлого танка КВ-1С старшина Меликадзе. 6-й гвардейский танковый полк прорыва. Северо-Кавказский фронт, май 1943 г.Колонна танков КВ-1С 6-го Гвардейского танкового полка прорыва под командованием полковника Каневского на вручении Гвардейского знамени. 25 апреля 1943 г.Колонна танков КВ-1С 6-го гвардейского танкового полка прорыва перед маршем в район боевых действий. Апрель 1943 года.Экипажи танков КВ-1С 6-го Гвардейского танкового полка прорыва готовятся к предстоящей атаке. Северо-Кавказский фронт, май 1943 г.
Личный состав 6-го гвардейского танкового полка прорыва готовится к предстоящим боевым действиям. Заместитель командира полка гвардии подполковник Г.И. Закалюкин зачитывает личному составу первомайский приказ. Северо-Кавказский фронт, май 1943 года.Танковая и мотострелковая пулемётная рота 6-го гвардейского танкового полка прорыва. Северо-Кавказский фронт, май 1943 года.Танк КВ-1С 6-го Гвардейского танкового полка прорыва с пехотой на броне в атаке. Апрель 1943 года.Пехота и танки 6-го гвардейского танкового полка прорыва атакуют противника. Северо-Кавказский фронт, май 1943 года.
Танковые подразделения 6-го гвардейского танкового полка прорыва во время боевых действий на Кубани: уточнение боевой задачи. Северо-Кавказский фронт, май 1943 года.Делегация рабочих на фронте в одном из гвардейских танковых полков прорыва. Действующая армия, весна 1943 года. На заднем плане стоят танки КВ-1С.Экипаж танка KB-1С «И. Д. Папанин» уточняет боевую задачу (слева направо): радист В. Гударев, командир танка С. Николаев, командир танковой роты В. Панрели, механик-водитель Б. Шестаков, наводчик И. Мовчан. Брянский фронт, 5-й гвардейский танковый полк прорыва, район Орла, август 1943 года.Танки KB-1с и Т-34, подбитые в бою. Лето 1943 года, южный участок советско-германского фронта. Возможно, эти KB-1с входили в состав 1 -го гвардейского танкового полка прорыва 28-й армии Южного фронта.
Танк KB-1С (выпуска зимы 1942 года) на полигоне в Кубинке. Лето 1943 года.Танк KB-1С (выпуска зимы 1942 года) на полигоне в Кубинке. Лето 1943 года.Танк KB-1С (выпуска зимы 1942 года) на полигоне в Кубинке. Лето 1943 года.Танк KB-1С (выпуска зимы 1942 года) на полигоне в Кубинке. Лето 1943 года.
КВ-1С с пехотой на броне в атаке. Предположительно 68-я отдельная Калинковичская танковая бригада. Январь 1944 года. Колонна танков KB-1 и KB-1С из состава 260-го отдельного танкового полка под командованием полковника Красноштана. Ленинградский фронт, Карельский перешеек, июнь 1944 года.Подготовка к боевых действиям личного состава 260-го отдельно гвардейского тяжёлого танкового полка прорыва под командованием полковника Л.П. Красноштана. Карельский перешеек, лето 1944 года.Танк КВ-1С в центре польского города Млава, освобожденного войсками Красной Армии. 1 февраля 1945 года.
?Немецкий полугусеничный грузовик Sd.Kfz 7 проезжает мимо подбитого танка КВ-1С. Танк имеет ряд попаданий крупнокалиберных снарядов, которые скорее всего не оказались для него смертельными. По всей видимости снарядом сорвана бронировка курсового пулемёта. Также отчётливо видно, что КВ-1С был поражён в ходовую часть – сорвано ведущее колесо. Танк пытались буксировать в тыл, но безрезультатно.??
Танк-памятник КВ-1С. Посёлок Парфино Новгородской области. (фото Е.Деренского)Модель танка КВ-1С (С.Шутка)
КВ-1С. Сталинград, осень 1942 года.Тяжелый танк KB-1С "Сильный" младшего лейтенанта В. Василенко из состава 14-го гвардейского танкового полка прорыва. Донской фронт, декабрь 1942 года. (рис. С. Игнатьев)Тяжелый танк КВ-1С обр.1942 г. 5-й Гвардейский 
отдельный танковый полк. Сталинград. Декабрь 1942 г. (рис. P.Sarson)
Тяжёлый скоростной танк КВ-1С 5-го гвардейского тяжёлого танкового полка прорыва «Советский полярник». Район Сталинграда, ноябрь 1942 года.КВ-1С 6-й гвардейского танкового полка прорыва. Северо-Кавказский фронт, май 1943 года.КВ-1С из состава танковой колонны "Московский колхозник". Декабрь 1942 года.
КВ-1С 6-й гвардейского танкового полка прорыва. Северо-Кавказский фронт, май 1943 года.Танк КВ-1С неизвестной танковой части. Машина имеет белую полосу и номер 26 на башне. Возможно танк входил в состав 1-го гвардейского танкового полка прорыва 28-й армии Южного фронта. Южный участок советско-германского фронта. Лето 1943 года. (рис. С. Игнатьев)Тяжелый танк KB-1С «Николай Островский». Лето 1943 года. (рис. С. Игнатьев)Тяжелый танк KB-1С.  Неизвестная танковая часть, лето 1943 года. (рис. С. Игнатьев)
Тяжелый танк KB-1С лейтенанта С. Николаева «И. Д. Папанин» из состава 5-го гвардейского танкового полка прорыва. Брянский фронт, район Орла, август 1943 года. (рис. С. Игнатьев)Тяжёлый скоростной танк КВ-1С 260-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва. Ленинградский фронт, Карельский перешеек, июнь 1944 года.КВ-1С в зимнем камуфляже из состава 10-го танкового корпуса. Польша, г. Млав. Январь 1945 года.