читать еще смотеть
T-26ПT — двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.), выпущено 96 машин.
T-26 — с цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-З) — (1933-1940 гг.). Выпущено 3938 машин.
Т-26Э – танки с дополнительной навесной защитой - бронированными экранами. Всего переоборудовано из Т-26 ~100 танков.
OT-26 (ХT-26) — химический (огнеметный) танк (1933-1934 гг.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.
Т-26РТ – командирский танк с радиостанцией и цилиндрической башней.
Т-26-1 – линейный танк с конической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932-1938 годов, 2 пулемета ДТ. Часть машин выпускалась с 7,62-мм зенитной установкой П-40.
ТБ-26 – транспортёр для подвоза боеприпасов. Выпускался небольшой опытной партией.
Т-26Т, Т-26Т2 – артиллерийский тягач. Выпущено 183 шт.
ТЦ-26 – бронированный бензозаправщик.
Т-26ПХ – танк с оборудованнием для хождения под водой до 5 м глубины (1936 г.).
T-26A (T-26-4) — артиллерийский танк (1933 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-26 и 2 пулемета ДТ.
TР-26, ТР-4 и ТР-4-1 — бронетранспортёр. Выпускался небольшой партией, в качестве опытной машины
СT-26 — саперный танк (мостоукладчик) с надвижным мостом длиной 7 м и грузоподъёмностью 14 т. (1933-1935 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин.
TT-26 — легкий химический (огнеметный) танк подавления, вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка.
TУ-26 — танк управления, вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 года и пулемет ДТ, выпущено 55 машин.
ТТ-ТУ – телемеханический танк со сбрасываемым подрывным зарядом и танк управления (1938 г.). Выпущен опытный образец.
OT-130 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпускался серийно.
OT-131 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.
OT-132 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.
OT-133 — химический (огнеметный) танк (1939 г.). Вооружение: огнеметная установка и 2 пулемета ДТ, выпускался серийно.
OT-134 — химический (огнеметный) танк (1940 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 г., 2 пулемета ДТ и огнеметная установка, выпущен опытный образец. Всего было выпущено 1336 огнеметных танков.
Всего на базе танка Т-26 разработано 53 боевые машины различного назначения, из которых 23 типа находились в серийном производстве. Всего за время производства, с 1931 по 1941 год заводом №174 имени К.Е.Ворошилова (г. Ленинград), изготовлено 11218 танков Т-26. По состоянию на 1 января 1941 года в составе танковых частей Красной Армии имелось 9665 танков этого типа.
Советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником созданного Управления механизации и моторизации РККА, 28 мая 1930 года заключила контракт с английской фирмой «Виккерс» о производстве для СССР 15 двухбашенных танков «Виккерс 6-тонный». Первый танк был отгружен 22 октября 1930 года, а последний - 4 июля 1931-го. В сборке этих танков принимали участие и советские специалисты. В частности, в июле 1930 года на заводе «Виккерс» работал инженер Н.Шитиков. Каждая изготовленная в Англии боевая машина обошлась Советскому Союзу в 42 тысячи рублей (в ценах 1931 года). Для сравнения скажем, что сделанный в августе того же года «основной танк сопровождения» Т-19 стоил свыше 96 тысяч рублей.
Кроме того, танк В-26 (такое обозначение получили в СССР английские машины) был проще в изготовлении и эксплуатации, а также обладал лучшей подвижностью. Все эти обстоятельства и предопределили выбор УММ РККА. Работы по Т-19 были свернуты, а все силы брошены на освоение серийного производства В-26.
Первоначально планировалось внести существенные изменения в британский прототип. Корпус и компоновка были изменены в связи с установкой 6-цилиндрового американского двигателя «Геркулес» мощностью 95 л.с. вместо 4-цилиндрового английского «Армстронг-Сиддлей». Место механика-водителя перенесли справа налево. В лобовом листе корпуса справа был установлен пулемет ДТ, который обслуживал четвертый член экипажа. Вооружение в башнях сохранилось как у британского образца - два пулемета «Виккерс» с водяным охлаждением. Эта машина получила обозначение ТММ-1 (танк малой мощности). Вслед за ним изготовили опытный ТММ-2, отличавшийся от ТММ-1 изъятием курсового пулемета, установкой в одной из башен 37-мм пушки и сокращением экипажа до трех человек. Но ни та, ни другая машина не были запущены в серию. Как и в случае с Т-19, В-26 оказался проще и в производстве, и в эксплуатации. Кроме того, двигатель «Геркулес» закупался по импорту в ограниченных количествах и оснащать им танк, предназначавшийся для массового производства, было нельзя.
13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк «Виккерс-26» приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26. Его производство предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), причем на последнем планировалось создать специальный цех, способный выпускать в военное время до десяти тысяч танков в год. Но в итоге остановились на ленинградском заводе «Большевик» (бывший Обуховский завод), уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под руководством С.А.Гинзбурга.
Для выполнения большой программы производства Т-26 из завода «Большевик» были выделены цеха, выпускавшие танки, и образован самостоятельный завод № 174 имени К.Е.Ворошилова. В 1931 году изготовлено 120, а сдано армии сто боевых машин. Программа 1932 года предусматривала выпуск уже 1600 танков Т-26. Реально же завод изготовил 1410 танков, предъявил к сдаче 1361, а войска приняли только 950. Подобная картина наблюдалась и в дальнейшем. Тем не менее, до первой половины 1941 года заводские цеха покинули 11218 танков 23-х модификаций. Т-26 стал самой массовой боевой машиной Красной Армии в предвоенный период.
Двухбашенные танки Т-26
Выпускавшийся с 1931 года двухбашенный вариант мало чем отличался от британского прототипа. Клепаный корпус танка имел коробчатое сечение. На подбашенной коробке с вертикальным лобовым листом на шариковых опорах размещались две башни цилиндрической формы. В каждой из них предусматривалось место для одного члена экипажа и устанавливался пулемет ДТ. Механик-водитель располагался в передней части корпуса справа.
Вообще, попытки оснастить Т-26 пушкой предпринимались с момента принятия его на вооружение. Еще весной 1931 г. главный конструктор Т-26 С.Гинзбург предложил изготовить и установить башню с 37-мм пушкой и пулеметом ДТ. Однако в 1931 г. такое решение не прошло через высшие инстанции: считалось, что двухбашенная схема лучше подходит для выполнения задач по "очистке окопов". Так, например, ознакомившись с закупленным в Англии шеститонным танком "Виккерс" (прототипом нашего Т-26), М.Тухачевский писал (стиль и орфография сохранены)
"...касаемо осмотренного мною недавно английского танка Виккерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп. Расположение башен танка бок-о-бок очень выгодно позволяет танку развить сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей, от которого никак не укрывает бруствер.
В этот ответственный момент танку недостает, как видится, еще одной огневой точки в виде пулемета или легкой пушки, направленной вперед по ходу для подавления целей (как то: пулемет, пушка) из второй линии обороны...
Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты..."
В октябре 1931 года промышленность изготовила 17 танков Т-26, которые участвовали в ноябрьском параде на Красной площади, а всего до конца года было выпущено 120 двухбашенных танков.
Уже в начале 1932 г. встал вопрос об усилении вооружения Т-26, так как чисто пулеметные машины не могли "поражать огневые точки неприятеля на большом расстоянии и обороняться от нападения вражеских танков-истребителей". В марте 1932 г. на Артиллерийский научно-испытательный опытный полигон (АНИОП) прибыл танк Т-26, вместо правой башни которого была установлена малая орудийная башня опытного танка Т-35-1, вооруженная 37-мм пушкой ПС-2.
Башня испытывалась обкаткой и стрельбой и показала удовлетворительные результаты. По окончании испытаний башня с танка была демонтирована и переставлена на Т-35-1.
В апреле 1932 г малые орудийные башни от Т-35-1 испытывались еще на двух Т-26. По окончании испытании рекомендовалось вооружать подобным образом часть танков Т-26.
Орудие ПС-2 имело для своего времени очень хорошие характеристики, но не было принято на вооружение Красной Армии. Поэтому для вооружения "двухбашенников" Главное артиллерийское управление рекомендовало 37 мм пушку Б-3 (5К), созданную на основе немецкого орудия фирмы "Рейнметалл". По сравнению с ПС-2, Б-3 имела меньший откат и меньший размер казенной части, что позволило установить ее в штатную пулеметную башню Т-26 почти без переделок последней.
Однако завод № 8 имени Калинина не смог наладить выпуск пушек Б-3 в необходимых количествах. Кроме того, с лета 1932 г все наличные орудия Б-3 передавались для вооружения танков БТ-2. Поэтому в окончательном варианте на части двухбашенных Т-26 устанавливалась хорошо освоенная промышленностью 37 мм пушка ПС-1 (или "Гочкис-ПС") При этом орудия Б-3, стоявшие на некоторых Т-26, были демонтированы.
Точных данных о том, сколько всего пушечных "двухбашенников" было изготовлено, нет. По планам перевооружения 37-мм пушкой должен быть оборудован каждый пятый танк По данным на 1 апреля 1933 г., в РККА имелось 1407 двухбашенных Т-26, из которых 392 были с пушкой. Учитывая, что всего в 1931-1933 гг. промышленность изготовила 1627 Т-26 в двухбашенном исполнении, а также ограниченное количество орудий ПС-1, можно предположить, что пушкой было вооружено около 450 машин.
Первые пушечные "двухбашенники" поступили на вооружение в мехбригаду им.Калиновского (МВО), 11-й мехкорпус (ЛВО) и 6-ю мехбригаду (ОКДВА) По мере поступления на вооружение РККА более совершенных однобашенных Т-26, пушечные "двухбашенники" передавались в состав танковых батальонов стрелковых дивизий и в учебные подразделения.
В 1937-1938 гг. пушечные "двухбашенники" были признаны не соответствующими требованиям РККА и переведены в разряд учебно-боевых машин, тем более, что снаряды к 37 мм пушкам Гочкиса уже не выпускались.
В апреле 1940 г. принимается окончательное решение о снятии пушечных "двухбашенников" с вооружения и переделке их в бронетранспортеры, ремонтные машины и заправщики. Однако начавшееся 1940-1941 гг. широкомасштабное формирование механизированных корпусов не позволило выполнить это решение.
Конечно же, пушечные "двухбашенники" не могли тягаться с немецкими танками: бронепробиваемость пушки ПС-1 была крайне низкая, да к тому же к этим орудиям практически не было снарядов. Поэтому эти танки использовались в качестве пулеметных. Кроме того, многие "двухбашенники" были сильно изношены и выходили из строя по техническим причинам. К концу 1941 г большая часть этих танков была потеряна, хотя отдельные машины еще встречались в составе танковых частей весной-летом 1942 г. Некоторые из них подвергались значительным переделкам.
До настоящего времени сохранился единственный образец двухбашенного Т-26 с пушечно-пулеметным вооружением, находящийся в Военно-историческом музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке.
Однобашенные танки Т-26
Серийное производство этой однобашенной машины было организовано в Ленинграде в 1933 г. От своего предшественника (двухбашенного) она отличалась усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначалась для непосредственной поддержки пехоты. Т-26 сохранил компоновочную схему корпуса прототипа - английского 6-тонного танка "Виккерс", на выпуск которого Советское правительство приобрело лицензию а конце 1929 г. Машина имела переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее - отделения управления и боевого и кормовое - моторного. Такая компоновка позволила уменьшить длину корпуса, обеспечить неплохой обзор местности перед танком из отделения управления и небольшое непростреливаемое пространство в направлении движения вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась вероятность поражения ведущих колес.
Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. На шариковой опоре подбашенной коробки устанавливалась башня цилиндрической формы с нишей, расположенной в кормовой части. На крыше башни имелось два люка для посадки экипажа, запираемых изнутри вращающимися на петлях крышками. Броневые катаные листы толщиной 8-13 мм соединялись заклепками. В передней части надгусеничных полок устанавливались козырьки, защищавшие смотровые приборы от грязи и снега. Для буксировки танка в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные петли.
Вооружение состояло из 45-мм полуавтоматической танковой пушки, находящейся в маске башни, и спаренного с ней 7,62-мм танкового пулемета ДТ. Пушка предназначалась для ведения огня по бронированной технике, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам и живой силе противника как бронебойными, так и осколочными снарядами. По своему времени она обладала хорошими тактико-техническими показателями. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла З600 м, а наибольшая - 4800 м. Масса бронебойного снаряда 1.435 кг, начальная скорость 760 м/с. Он пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при угле встречи 90°. Скорострельность до 12 выстр./мин с исправлением наводки. Углы наведения по вертикали от -6 до +22°.
Для легких и средних зарубежных танков, имевших противоснарядное бронирование, пушка была серьезным оружием. Конструкция башни позволяла пушке и пулемету осуществлять круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Боекомплект танка состоял из 138 артиллерийских выстрелов и 2898 патронов (46 магазинов). Командирский танк вмещал 96 артиллерийских выстрелов.
В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применялись смотровые щели со стеклоблоками, установленные в корпусе и башне. Средствами внешней связи у линейных танков служили сигнальные флажки, а у командирских - танковая приемопередающая телефонно-телеграфная симплексная радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Радиостанция обеспечивала связь при работе в качестве телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке. Она размещалась в нише башни. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство на два абонента ТПУ-2.
На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный танковый двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров. Его мощность 66 кВт (90 л.с.), что позволяло машине развивать неплохую для того времени скорость - до 30 км/ч. Он располагался продольно в кормовой части корпуса маховиком в сторону носовой части, имел сравнительно небольшие массогабаритные показатели (570 кг и 1330х1128х648мм).
Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного на коленчатом валу двигателя, пятиступенчатой коробки передач, соединявшейся с главным фрикционом карданным валом, двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал поворот машины с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (2,18 м).
Гусеничный движитель состоял (применительно к одному борту) из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми сдвоенных опорных и четырех сдвоенных поддерживающих катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска была блокированной (зависимой). В качестве упругих элементов использовались листовые четвертьэллиптические рессоры. Проходимость для танка такого типа была хорошей.
Схема бронирования Т-26 обр.1933 г.
Схема бронирования Т-26 обр.1939 г.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производился из отделения управления с помощью электрического стартера или снаружи с помощью пусковой рукоятки. Танк оснащен системой противопожарного оборудования, состоявшей из двух переносных огнетушителей, заряженных тетрахлором и приводимых в действие от руки, и стационарного огнетушителя, соединенного трубопроводами с четырьмя распылителями, установленными а моторном отделении. Экипаж состоял из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении, справа и слева от пушки, а механик-водитель - в отделении управления, у правого борта корпуса. Командир выполнял обязанности также заряжающего и радиста. Так, в 1935 г. корпус и башню начали изготавливать сварными, увеличили вместимость топливного бака. В 1931 г. установили дополнительный 7,62-мм танковый пулемет в нише башни, ввели съемные бандажи катков, изменили механизм натяжения гусениц. В 1937 г. начали применять зенитный 7,62-мм пулемет ДТ не турельной установке на крыше башни, танковое переговорное устройство на три абонента ТПУ-3, фару-прожектор и форсировали двигатель до 70 кВт (95 л.с.). При этом масса танка увеличилась до 9,75 т. В 1938 г. машина получила коническую башню, сваренную из броневых катаных листов толщиной 15 мм, в днище корпуса стали делать люк-лаз, а поручневую антенну заменили штыревой. На Т-26 стали устанавливать новую 45-мм танковую пушку обр. 1938 г., затвор которой допускал ведение стрельбы боеприпасами с электрокапсюльной втулкой. Для ведения прицельной стрельбы пушку со стабилизатором оснастили телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года - ТОС). В машине поставили два топливных бака емкостью 110 и 180 л, что обеспечивало запас хода по топливу до 240 км.
В 1939 г. была введена подбашенная коробка с наклонными листами, установлены новые жалюзи с усиленной защитой, изъят пулемет, размещаемый в кормовом листе башни. Вместо него смонтирована дополнительная боеукладка на 32 артиллерийских выстрела. Увеличилась мощность двигателя (поднята степень сжатия) до 73 кВт (97 л.с.), поставлены усиленные рессоры. Масса танка достигла 10,25 т. Наконец, в 1940 году был проведен последний цикл изменений конструкции танка Т-26. На часть машин во время войны с Финляндией установили экраны. Цементированную броню подбашенной коробки толщиной 15 мм заменили на гомогенную толщиной 20 мм, Кроме того, ввели унифицированный смотровой прибор, новый погон башни, покрыли бакелитовым лаком топливные баки. Масса танка с экранами превысила 13 т. Т-26 был одним из основных танков Красной Армии довоенного периода.
Модификации Т-26
На базе линейных было выпущено 1336 огнеметных (по тогдашней терминологии - химических) танков. Здесь в первую очередь следует упомянуть танк ОТ-26 (ХТ-26 или БХМ-3), созданный на базе двухбашенного варианта. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть огнеметных танков оставались без изменений. Радиостанциями они не оборудовались. Помимо огнеметов танки оснащались приборами дымопуска и распыления отравляющих веществ.
Помимо огнеметных танков, на базе Т-26 выпускалось довольно много самоходных артиллерийских установок. В опытном порядке - СУ-1, АТ-1 и СУ-6, причем последняя оснащалась зенитной 76-мм пушкой образца 1931 года. На унифицированном шасси было построено несколько десятков самоходок так называемого «малого триплекса», и они состояли на вооружении ряда танковых бригад. В это семейство входили СУ-5-1 с 76-мм пушкой образца 1902/30 года, СУ-5-2 со 122-мм гаубицей и СУ-5-3 со 152-мм мортирой. Для артиллерии танк использовался без башни — ее заменили неподвижной рубкой. Эти тягачи могли буксировать даже орудия калибра 76 мм. В 1934 году в небольшом количестве вышел Т-26 с 76-мм орудием в серийной башне, получивший обозначение Т-26А.
Системы инженерной службы создали на базе Т-26 мостоукладчик СТ-26 и минный тральщик. С 1935 года проводились испытания машины на преодоление водных преград. С этой целью часть танков оснащалась металлическими поплавками для движения по воде. Для форсирования глубоких водных преград под водой был создан танк Т-26ПХ. Снабжение воздухом экипажа и двигателя в нем осуществлялось через воздухопитающую трубу, возвышающуюся над водой. В Ленинградском округе и на Дальнем Востоке экипажи боевых машин успешно освоили этот способ преодоления рек.
Кроме того, на базе Т-26 малыми партиями выпускались бронетранспортеры ТР-26, ТР-4 и ТР-4-1, мостоукладчики СТ-26 (65 шт.), транспортеры для подвоза боеприпасов ТБ-26, бензоцистерны ТЦ-26, артиллерийские тягачи Т-26Т и Т-26Т2 (183 шт.), минные тральщики, оснащенные цепными бойковыми тралами.
Особняком в этом ряду стоят телемеханические группы ТТ-26 и ТУ-26 (1935-1936 гг.) и ТТ-ТУ (1938 г.). В первую, выпущенную в количестве 55 машин, входили телетанк ТТ-26 - легкий химический танк подавления, оснащенный огнеметом, и танк управления, имевший стандартное вооружение. Вторую, оставшуюся в опытных образцах, составляли телемеханический танк со сбрасываемым подрывным зарядом и танк управления.
Боевое приминение танка Т-26
Свое боевое крещение Т-26 получили в Испании. 26 сентября 1936 года в порт Картахена прибыла первая партия из 15 «двадцатьшестых», а всего до конца гражданской войны Советский Союз поставил республиканской Испании 297 танков этого типа (только однобашенных). Эти машины принимали участие практически во всех боевых операциях, проводившихся армией республиканцев, и показали себя с хорошей стороны. Немецкие Pz.l и итальянские танкетки CV 3/33, имевшие только пулеметное вооружение, были бессильны против Т-26. Следует отметить, что экипажи танков состояли не только из советских танкистов, прибывших из элитных частей Красной Армии, но и из испанцев и бойцов интербригад.
В 30-е годы, помимо Испании, танки Т-26 поставлялись в Турцию (60 шт.), Китай (82 шт.) и, по некоторым данным, в Афганистан. Китайские Т-26 состояли на вооружении одного полка 200-й механизированной дивизии Китайской национальной армии и были задействованы в боях с японцами в Южном Китае и в Бирме в 1942 году.
Первой боевой операцией Красной Армии, в которой участвовали танки Т-26, стал советско-японский вооруженный конфликт у о. Хасан в июле 1938 года. В составе 2-й механизированной бригады, 32-го и 40-го отдельных танковых батальонов, принимавших участие в боевых действиях, имелось 257 танков Т-26. К концу операции 85 из них были подбиты.
В боевых действиях у р.Халхин-Гол в 1939 году принимало участие небольшое количество огнеметных танков на базе Т-26.
Т-26 широко применялись в советско-финскую войну и были, можно сказать, основной танковой силой поддерживающей пехоту.
Накануне Второй мировой войны Т-26 главным образом состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (256 - 267 танков в каждой) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (одна рота - 10-15 танков). В составе этих частей и подразделений они принимали участие в «освободительном походе» в Западную Украину и Западную Белоруссию и советско-финской войне.
В частности, 17 сентября 1939 года польскую границу пересекли 878 Т-26 Белорусского фронта (22 тбр, 25 тбр, 29 тбр, 32 тбр) и 797 Т-26 Украинского фронта (26 тбр, 36 тбр, 38 тбр). Потери в ходе боевых действий во время польского похода были весьма незначительны: всего 15 «двадцатьшестых», а вот по причине разного рода технических неисправностей в ходе маршей вышли из строя 302 боевых машины. Потери танков, в том числе и Т-26, в ходе «зимней войны» были значительно больше.
На 1 января 1941 года танковые войска Красной Армии располагали 9665 танками Т-26 всех модификаций, включая специальные. Они составляли большинство боевых машин в механизированных корпусах приграничных военных округов. В Западном особом военном округе, например, на 22 июня 1941 года имелось 1136 танков Т-26 - 52% всех танков округа. В механизированных корпусах Юго-Западного фронта, сформированного после начала войны из войск Киевского особого военного округа, имелось 1316 Т-26 - 35% танков фронта.
По своим боевым качествам танки Т-26 поздних выпусков были в состоянии противостоять большинству немецких танков (за исключением Pz.lll и Pz.IV), участвовавших в нападении на СССР.
Небезынтересно привести выдержку из доклада командира 55-й танковой дивизии о действиях сводного батальона Т-26 (к началу боев имел 36 Т-26, из них 18 двухбашенных - 10 пулеметных и 8 пушечных):
Лето 1941 г. Смоленск |
"Положение батальона Т-26 55 ТД, участвовавшего в бою за Жлобин. на 13.07.41 г. батальон состоял из 36 танков, в настоящее время находятся в лесу Убарки 9 машин. Остальные остались на территории противника. Из недостоверных источников известно, что 11 танков действуют в тылу у немцев, об остальных сведений нет. Задача батальону поставлена не была, а только сказано: "Идти на западную окраину Жлобин". Батальон дрался самоотверженно, поддерживая 117 СД. Батальоном уничтожено 17 танков противника. Когда наша пехота стала отходить, танки сдерживали наступление противника, но противник пустил тяжелые танки, и дальнейшая борьба для части наших танков стала невозможной, и они стали отходить. 9 танков успели переправиться за Днепр, остальные были заняты борьбой с противником и задержались. Когда они подошли, мост был взорван. Запрошенное мной командование 63 СК и 117 СД сведений о батальоне не дали, так как сами их не имеют".
В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной войны большинство Т-26 оказались потерянными, в основном от огня артиллерии и ударов авиации. Много машин вышло из строя по техническим причинам, вследствие износа материальной части и хронической нехватки запасных частей. Оставшиеся принимали участие в боях с немецкими войсками вплоть до 1944 года. В частности, в январе 1944-го в составе 1-й и 220-й танковых бригад Ленинградского фронта имелось по 32 танка Т-26.
Последней боевой операцией с участием Т-26 стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года. Эти танки состояли на вооружении вторых и третьих батальонов большинства отдельных танковых бригад, участвовавших в операции.
В период Второй мировой войны некоторое число трофейных Т-26 разных модификаций состояло на вооружении гитлеровского вермахта. В германских войсках Т-26 получили следующие обозначения:
Т-26 обр.1931 г. - Panzerkampfwagen T-26A 737(r)
Т-26 обр.1933 г. - Panzerkampfwagen T-26B 738(r)
ОТ-130 - Flammwerfer Panzerkampfwagen T-26B 739(r)
Т-26 обр.1939 г. - Panzerkampfwagen T-26C 740(r)
ОТ-133 - Flammwerfer Panzerkampfwagen T-26S 739(r)
Т-26 (наводчик понтонного моста) - Brucke Panzerkampfwagen T-26 741(r)
Небольшое количество (12 -?) было переделано в самоходные установки, вооружённые трофейными французскими 75-мм орудиями (модель Schneider 1897) получившими немецкое обозначение PaK 97/38.
Активно эксплуатировали их и союзники Германии. Например, на 1 ноября 1942 года в румынской армии имелось 33 танка Т-26. «Двадцатьшестые» были самыми массовыми боевыми машинами финской армии, танковый парк которой на 80% состоял из советских трофеев. Так, на 1 июля 1942 года в финских частях имелось 102 танка Т-26 разных модификаций. Финны поставили рекорд по длительности эксплуатации боевых машин этого типа: на 1 января 1960 года армия Финляндии еще располагала 17 танками Т-26 и тремя тягачами Т-26Т.
Модель | обр. 1931 г. | обр. 1932 г. | обр. 1933 г | Т-26А | обр. 1939 г |
---|---|---|---|---|---|
1931 - 1933 | 1933 - 1937 | 1934 - 1935 | 1938 - 1941 | ||
3 | 3 | 3 | 3 | ||
8,0 - 8,6 | 9,4 - 9,75 | 9,7 | 10,28 - 10,5 | ||
длина, м ширина, м высота, м | 4,62 2,44 2,19 | 4,62 2,44 2,24-2,33 | 4,62 2,44 2,5 | 4,62 2,44 2,33 | |
0,38 | 0,38 | 0,38 | 0,38 | ||
Лоб корпуса 13 мм Лоб башни 13 мм Борт 13 мм Корма 13 мм Крыша ? мм Днище ? мм | Лоб корпуса 15 мм Лоб башни 15 мм Борт 15 мм Корма 15 мм Крыша 10 мм Днище 6 мм | Лоб корпуса 15 мм Лоб башни 15 мм Борт 15 мм Корма 15 мм Крыша 10 мм Днище 6 мм | Лоб корпуса 15 мм Лоб башни 6-15 мм Борт 15 мм Корма 15 мм Крыша 10 мм Днище 6 мм | ||
пулемёта ДТ | 37-мм пушка ПС-2 7,62 мм пулемёт ДТ | 45-мм пушка 20К 1 (2) x 7,62 мм пулемёта ДТ | 76-мм пушка КТ-28, 2 x 7,62 мм пулемёта ДТ | 45-мм пушка 20К, 1 (2) x 7,62 мм пулемёта ДТ | |
7,62 мм зенитный пулемёт ДТ (не на всех моделях) | |||||
| ? выстрела ? патронов | 136 выстрелов 2898 патронов | ? выстрелов 2898 патронов | 136 выстрелов 3654 патронов | |
Т-26 (типа «Армстронг-Сиддлей»), четырехцилиндровый, карбюраторный, рядный, воздушного охлаждения, с горизонтальным расположением цилиндров
| |||||
90 л.с. | 90-95 л.с. | 95 л.с. | 97 л.с. | ||
120 - 140 | 130 - 175 | 200 | 225 - 240 | ||
30 - 32 | 28 - 30 | 28 - 30 | 30 | ||
подьем, град. высота стенки, м ширина рва, м брод, м | 25 0,3 0,8 0,5 | 40 0,75 2,0 0,8 | 25 0,3 0,8 0,5 | 40 0,75 2,65 0,8 | |
1626 | 6065 | 65 | 1975 |