воскресенье, 24 февраля 2019 г.

Палубный бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)

Палубный бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)

«Краткая справка: Американский палубный бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24) времен Второй Мировой войны. Боевое применение, характеристики и конструкция самолета»
Строй палубных бомбардировщиков Дуглас SBD «Донтлесс» в полете


Строй палубных бомбардировщиков Дуглас SBD «Донтлесс» в полете
Строй палубных бомбардировщиков Дуглас SBD «Донтлесс» в полете

Содержание


1 История создания палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
2 Конструкция палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
2.1 Основные модификации бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
3 Характеристики палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
4 Боевая эксплуатация палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)

История создания палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Разработка палубного бомбардировщика и разведчика под шифром XBT-2 началась на филиале фирмы «Нортроп» в Эль Сегундо (США) под руководством конструктора Э.Хейнемана в ноябре 1936 года. По существу, это была глубокая модернизация более ранней модели бомбардировщика BT-1, также разработанного фирмой «Нортроп», в котором заказчика не устраивали скорость, громоздкие обтекатели под крылом и сложный в эксплуатации двигатель.

Для XBT-2 заново сконструировали центроплан крыла, позволивший оснастить самолет полностью убирающимся шасси, а также изменили форму хвостового оперения. На этом работа не кончилась — новый двигатель Райт R1820-G113 «Циклон» имел совершенно другие габариты и крепление, так что следом за крыльями и хвостом, пришлось полностью переделать и носовую части фюзеляжа.

Американский бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс», вид спереди-снизу
Американский бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс», вид спереди-снизу



Первый прототип XBT-2 впервые поднялся в небо 22 апреля 1938 года. Лётные испытания выявили ряд недоработок конструкции, которые нужно было устранить. В феврале 1939 года прототип отправили для продувки в натурной аэродинамической трубе в Ленгли. Специалисты NASA в течение года тщательно обследовали обтекание и выработали необходимые рекомендации по его улучшению.

Из-за неудач и затянувшихся испытаний, «Нортроп» испытывала к этому времени серьезные финансовые затруднения. По этой причине её филиал в Эль Сегундо вместе с находившимися в разработке самолётами был продан фирме «Дуглас». Новые хозяева присвоили самолёту XBT-2 обозначение XSBD-1 и… как не странно, дела у бомбардировщика-«долгостроя» тут же пошли в гору.

Уже в 1939 году началось серийное производство этого самолета под обозначением SBD (Scout Bomber Duglas), а в июне 1940 года он был, наконец, принят на вооружение ВМС США, и в конце 1941 года самолёты SBD начали поступать в авиагруппы авианосцев «Энтерпрайз» и «Лексингтон».

1 октября 1941 года бомбардировщик SBD, по американской традиции, получил и боевое имя: «Донтлесс» («Бесстрашный») и армейское обозначение A-24 «Бэнши».

Всего изготовлено 5936 самолётов «Донтлесс» всех модификаций. Кроме США поставлялся ВВС «Свободной Франции», Великобритании, Новой Зеландии, Мексики.

Был снят с вооружения ВМС США летом 1944 года, но некоторые самолёты продолжали эксплуатироваться и после войны. Французские SBD-5 применялись в 1947-1948 годах в войне в Индокитае.
Американский бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс», вид спереди-сверху
Американский бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс», вид спереди-сверху

Конструкция палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)

Палубный бомбардировщик SBD «Донтлесс» представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок, с работающей обшивкой. При этом рулевые поверхности хвоста самолета обтянуты полотняной обшивкой.

Крыло самолета имело многокамерную безлонжеронную конструкцию, вдоль всей задней кромки крыла располагались тормозные щитки. Шасси убирающееся, трёхопороное, с хвостовым колесом. Стойка хвостового колеса закрыта обтекателем. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения Райт «Циклон» с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага, на ранних модификациях втулка винта была закрыта небольшим коком.
Чертеж палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс»
Чертеж палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс»


Кабина экипажа закрыта общим фонарём, сиденье пилота имело бронеспинку. В состав оборудования кабины входил компас морского образца, на случай вынужденной посадки на воду имелся надувной плот и запас продуктов.

Оборонительное вооружение состояло из 7,62-мм пулемёта стрелка и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов (позже 12,7-мм «Кольт-Браунинг») в носовой части фюзеляжа. Бомбовая нагрузка состояла из 454-кг бомбы под фюзеляжем и 2 45-мм бомб под крылом (на SBD-5 соответственно 726 и 147 кг).
 Палубный бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс» легко узнать по широким и очень характерным закрылкам

Палубный бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс» легко узнать по широким и очень характерным закрылкам


Основные модификации бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
XSBD-1 (XBT-2) — прототип. Первый полёт 22 апреля 1938 года.
A-24 — сухопутный вариант SBD-3, без посадочного гака. В 1942 году изготовлено 168 самолётов. 90 из них под обозначением SBD-3A использовалось ВМС США с наземных баз.
A-24A (F-24A) — сухопутный вариант SBD-4. В 1942 году изготовлено 170 самолётов.
A-24B (F-24B) — сухопутный вариант SBD-5. В 1943 году изготовлено 665 самолётов. 60 из них под обозначением SBD-5A использовалось ВМС США с наземных баз.
DF-24B — радиоуправляемая мишень.
QF-24A — самолёт-мишень.
SBD-1 — бомбардировщик для морской пехоты с двигателем R1820-G113 мощностью 1000 л.с. Изготовлено 57 самолётов.


Самолеты SBD «Донтлесс» на палубе авианосца
Самолеты SBD «Донтлесс» на палубе авианосца

SBD-1P — разведчик с измененным составом оборудования.

SBD-2 — палубный бомбардировщик с двигателем R1820-32, 1 курсовым пулемётом, увеличенным запасом топлива, посадочным гаком в хвостовой части. В 1939 году изготовлено 87 самолётов.
SBD-2P — разведчик.
SBD-3 — доработанный, с протектированными топливными баками, спаренным пулемётом стрелка, бронированным лобовым стеклом, 12,7-мм курсовыми пулемётами, обшивкой из алькледа (алюминиевый сплав повышенной коррозийной стойкости). С сентября 1941 года изготовлено 584 самолёта.
SBD-3P — разведчик.
SBD-4 — с двигателем R1820-52 мощностью 1000 л.с., 24-вольтовой системой электропитания, составом оборудования. В 1942 году изготовлено 778 самолётов.
SBD-4P — разведчик. Переоборудовано 16 самолётов.
SBD-5 — с двигателем R1820-60 мощностью 1200 л.с. В 1943 году изготовлено 2964 самолётов.
SBD-6 — с двигателем R1820-66 мощностью 1350 л.с., увеличенным запасом топлива. В 1943 году изготовлен 451 самолёт. Большинство на авианосцы не попало и в боях участия не принимало.
Характеристики палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Палубный бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Страна: Япония
Тип: Истребитель-перехватчик
Год выпуска: 1939 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х R1820-66 (радиальный), мощностью 1350 л.с.
Максимальная скорость: 410 км/ч (крейсерская: 298 км/ч)
Практический потолок: 7,7 км
Дальность полета: 1250 км (практическая)
Масса пустого: 2,97 тонн
Максимальная взлетная масса: 4,32 тонн
Размах крыльев: 12,65 м
Длина: 10,08 м
Высота: 4,14 м
Площадь крыла: 30,19 кв.м.
Вооружение:
2х 12,7-мм пулемёта Browning M2 (в капоте)
2х 7,62-мм пулемёта у стрелка в задней турели
до 1020 кг бомбовой нагрузки.
Характеристики приведены для модели бомбардировщика SBD-6 (последней модели)

Боевая эксплуатация палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Бомбардировщик SBD «Донтлесс» считается самым удачным палубным пикирующим бомбардировщиком США времен Второй мировой войны. Он был удачен как по своим достижениям, так и по продолжительности службы. Хорошая аэродинамика и высокая прочность конструкции позволяли выполнять на нём фигуры высшего пилотажа (без бомбовой нагрузки, естественно) и вести манёвренный воздушный бой. Это качество было особенно важным, когда приходилось выполнять задания без истребительного прикрытия, а то и выступать в качестве истребителя.

Начало войны на Тихом океане застало самолёты SBD в воздухе при подлёте к Гавайским островам, когда группу из 18 SBD-2 внезапно атаковали японские истребители «Зеро» и сбили 7 из них, но и сами потеряли двоих. Позже SBD применялся американцами при отражении высадки японского десанта на Новую Гвинею, в битвах в Коралловом море, за Мидуэй, за Гуадалканал, у Марианских островов. В Атлантике они участвовали в высадке в Северной Африке, применялись при эскортах авианосцев в качестве противолодочных.

Во время войны самолёты «Донтлесс» самостоятельно или совместно с другими торпедоносцами потопили 6 авианосцев, 3 крейсера, 4 эсминца и 1 подводную лодку.

Бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс», вид справа

Бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс», вид справа. Достаточно редкий снимок палубного пикировщика на взлете.



Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет.

Комментариев нет :

Отправить комментарий