Воздушный истребитель танков ВИТ-2 (СССР)
История создания самолета ВИТ-2
В 1935 году Николай Поликарпов приступил к созданию довольно амбициозного проекта под названием «воздушный истребитель танков» (ВИТ). Концептуально самолет ВИТ представлял собой двухмоторный универсальный боевой самолет, способный выступать как в роли штурмовика, или легкого бомбардировщика, так и в роли тяжелого истребителя, не уступающего по скорости одноместным машинам.
Конструкция ВИТ-1 впитала наиболее передовые технические решения авиапромышленности СССР — гладкую цельнометаллическую обшивку фюзеляжа, новейшие моторы М-103, убирающиеся шасси, новые авиационные 37-мм пушки К-37 конструкции Шпитального. На стадии проектирования предстояло определиться — какой именно тип вооружения «универсальной» машины будет основным:
штурмовик (обозначение ВТ)
ближний бомбардировщик (СВБ)
тяжелый истребитель (МПИ)
Воздушный истребитель танков ВИТ-1 |
Учитывая, что ВВС СССР на это время уже располагали неплохим скоростным бомбардировщиком СБ,из двух оставшихся вариантов, был выбран вариант МПИ — истребитель, способный поражать огнем и вражескую технику. Использование 37-мм пушек К-37 сулило в этом деле такие перспективы, что Поликарпов даже дал указание заменить обозначение МПИ-1 на ВИТ-1 — «воздушный истребитель танков».
Первый образец ВИТ-1 был готов в августе 1937 года. Так как пушки ещё проходили испытания, ВИТ-1 поднялся в воздух в «забракованном» варианте бомбардировщика СВБ c бомбовой нагрузкой в 1000 кг. Пилотировал машину сам Валерий Чкалов (31 октября 1937 г.), а в третьем полете, в качестве наблюдателя с пилотом летал и генеральный конструктор.
Первые испытания выявили множество дефектов конструкции самолета, нуждающихся в срочном исправлении. А вскоре к ним присоединились ещё и дефекты наконец-то прибывших «штатных» для ВИТ-1 пушек К-37.
Пока шли доработки ВИТ-1, с учетом полученного опыта, был построен второй вариант самолета, ВИТ-2, значительно отличавшийся от первого прототипа. Хвостовое оперение «воздушного истребителя танков — 2» было двухкилевым, а вместо моторов М-103, на нем стояли ещё более мощные М-105.
11 мая 1938 г. В.П. Чкалов совершил на ВИТ-2 первый полёт и достиг скорости 513 км/ч.
Схема (чертеж) самолета ВИТ-2 |
При этом, двигатели М-105 были настолько «сырыми», что сам факт взлета нового самолета был настоящим подвигом коллектива конструкторов и летчика-испытателя. К сожалению, подтвердить показатель скорости на госиспытаниях ВИТ-2 (13.09 — 4.10.1938 г.) не удалось — максимум, что удалось выжать из машины — 483 км/ч. По этой причине самолет с весьма неплохими данными испытаний не прошел и в серию запущен не был.
Время ВИТ-2 было упущено. Хотя конструкторам удалось исправить целый ряд недоработок (была опущена хвостовая часть фюзеляжа, усилены крепления стабилизатора, установлена более толстая обшивка, доведены двигатели), и в апреле 1939 г. ВИТ-2 все-таки прошел госиспытания, будущее истребителя танков по прежнему было туманным.
Несмотря на заключение комиссии: «…самолет СПБ (ВИТ-2) в отношении скоростей имеет бесспорные преимущества перед всеми существующими серийными и опытными самолетами», по непонятной причине доводку и совершенствование самолёта не включили в перечень плановых работ на 1939 г.
Последней страницей в истории «воздушного истребителя танков» ВИТ-2 стал воздушный парад над Красной Площадью в 1939 году.
В дальнейшем, не смотря на существовавшие проекты постройки ВИТ-2 в вариантах пикирующего бомбардировщика или истребителя дальнего радиуса действия, к идее реализации универсального боевого самолета Н.Н. Поликарпова в СССР больше не возвращались.
Конструкция самолета ВИТ-2
ВИТ-2 представлял собой цельнометаллический боевой самолет с двухкилевым оперением. В плоскости сопряжения фюзеляжа с крылом конструкция выполнена в виде мощной стальной фермы, воспринимающей усилия от выстрелов пушек К-37. Крыло двухлонжеронное, пояса лонжеронов из стальных труб. В многочисленных соединительных узлах повсеместно применялась сварка. Размах центроплана 3250 мм, его размер определялся из условий перевозки самолета по железной дороге. В каждом крыле имелось по 7 бензобаков, четыре из которых являлись носками центроплана.
Все лобовые части фюзеляжа, крыла и оперения имели потайную клепку, в остальной обшивке использовались заклепки с выступающей головкой. Внутреннее пространство кабин экипажа было связано между собой и позволяло обеспечить визуальное общение.
Колеса шасси, закрытые вместе со стойками выпуклыми обтекателями, убирались с помощью пневматического привода в задние отсеки мотогондол.
Вооружение ВИТ-2 составляли 2 подвижные пушки ШВАК-20 в носу и на турели, 2 неподвижные 37-мм пушки ШВАК в крыле, 2 7,62-мм пулемета ШКАС в нижней кинжальной установке.
Внутреннее устройство истребителя танков ВИТ-2 |
Впоследствии, в связи с давлением представителей ВВС, пришлось разработать специальную подфюзеляжную («кинжальную»), дистанционно управляемую башню со спаркой пулеметов ШКАС.
Характеристики ВИТ-2
Воздушный истребитель танков ВИТ-2 (СССР)
Страна: СССР
Тип: Истребитель танков
Год выпуска: 1938 г.
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 2x M-105 мощностью по 1050 л.с.
Максимальная скорость: 513 км/ч (486 км/ч у земли)
Практический потолок: 8200 м
Дальность полета: Нет сведений
Масса пустого: 4,3 т
Максимальная взлетная масса: 6,3 т
Размах крыльев: 16,5 м
Длина: 12,7 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: 40,4 кв.м.
Вооружение: 2x 37-мм пушки ШВАК, 2x 20-мм пушки ШВАК-20, 2x 7,62-мм пулемета ШКАС.
Характеристики приведены для самолета ВИТ-2
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
Комментариев нет :
Отправить комментарий