Первые "Тигры" использовались что называется вслепую, каких бы то ни было тактических наставлений по применению тяжелых танков тогда не существовало. Единственный руководящий документ, который имели в своем распоряжении командиры танков "Тигр" -Приказ № 87/42 General der Schnellen Truppen, датированный 10 февраля 1942 г. Документ, принятый за полгода до сборки прототипов танка "Тигр" Хеншеля и Порше содержал очень расплывчатые рекомендации но применению тяжелых танков вообще. В нем ничего не говорилось о конкретных тактических приемах на реальном поле боя.
Опыт первых шести месяцев использования танков "Тигр" на фронте был обобщен в документе Merkblatt 47а/29 "Подготовка и использование тяжелых танковых батальонов". 20 мая 1943 г. было издано наставление H.Dv.470/7 "Рота средних танков". Тем не менее, по-прежнему не существовало отдельного наставления для командного состава тяжелых танковых рот и батальонов, словно тактика использования тяжелых танков ничем не отличалась от применения танков средних.
Два "Тигра" 501 -го тяжелого танкового батальона, весна 1944 г., СССР
Согласно наставлению отмечались большая огневая мощь, хорошая бронезащита и высокая проходимость (даже в зимнее время) материальной части тяжелых танковых рот. Тяжелый танковый батальон идеально подходил для прорыва хорошо укрепленной полосы обороны противника и для борьбы с бронетехникой на дальних дистанциях.
Тяжелые танковые роты могли использоваться отдельно от тяжелых танковых батальонов как мобильный резерв армейского уровня для прорыва обороны и глубоких рейдов в тыл противника.
Подбитый в Звизниче Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. E позднего выпуска
из 1-го взвода 1-й роты 506-го тяжелого танкового батальона.
из 1-го взвода 1-й роты 506-го тяжелого танкового батальона.
Машину с бортовым номером «113» удалось отбуксировать в тыл и отремонтировать.
В состав каждого тяжелого танкового батальона входило ремонтное подразделение - рота, организованная по штату K.St.N. 1187b. Только в этих ротах имелась техника, необходимая для эвакуации подбитых тяжелых танков с поля боя в тыл для ремонта. Все другие типы танков сухопутных войск Германии могли быть отбуксированы и отремонтированы силами других подразделений. Лишь танки "Тигр" нуждались в специальной технике и специальных ремонтно-эвакуационных формированиях. Замену двигателя можно было произвести установленным на грузовике краном, демонтаж башни - только специальным 15-тонным П-образным краном. Таких кранов нигде кроме ремонтных рот тяжелых танковых батальонов не имелось.
Американцы позируют на сгоревшем " Тигре" uз 1-й роты 504-го тяжелого танкового батальона. Внутренним взрывом сорвана крыша башни.
Ремонтная рота включала эвакуационный взвод (18 тягачей Sd.Kfz.9, лишь сцепленных цугом три таких тягача могли буксировать танк "Тигр") и ремонтного подразделения. Рота была загружена работой постоянно. Например, за два месяца с 22 июня по 21 августа 1944 г. ремонтная рота 502-го тяжелого танкового батальона (в этот период батальон действовал в Прибалтике) отремонтировала 102 танка "Тигр". По штату в батальоне имелось 45 танков "Тигр", таким образом каждый танк побывал в ремонте за два месяца минимум дважды! Помимо танков, рота осуществляла ремонт другой техники батальона: тягачи ремонтировались за этот же период 41 раз, грузовые автомобили - 35 раз, бронеавтомобили - 44 раза, мотоциклы 10 раз. Кроме того, было отремонтировано 11 пулеметов MG-34 (на вооружении батальона состояли обычные пехотные MG-34, в случае MG-34S или MG-34/41 работы могло быть гораздо больше) и 21 танковая пушка. Радио-механики за этот раз 80 раз ремонтировали танковые радиостанции. Эвакуационный взвод буксировал танки "Тигр" 144 раза - каждый танк, как минимум, трижды. Ремонтная рота батальонного уровня считалась "госпиталем" для "Тигров", мелкий и средний ремонт производился на уровне рот, ремонтными взводами.
Техническое обслуживание "Тигра" из 4-го взвода 2-й роты 503-го тяжелого танкового батальона на остановке в длительном марше, район Белгорода, август 1943 г. На снимке хорошо виден способ крепления запасных гусеничных траков с помощью двух полос. Левый передний подкрылок оторван совсем, а передняя секция крыла отогнута. На борту башни рядом с дымовыми гранатометами видна отметина от противотанкового снаряда.
Ремонтные взводы за те же два месяца отремонтировали еще 26 танков. Из 128 случаев ремонта за двухмесячный период, чаще всего работали с двигателями (55 раз), затем шли - ремонт трансмиссий (41 раз), ходовой части (32 раза). В 22 случаях требовался ремонт корпуса из-за боевых повреждений брони. За этот период 12 танков "Тигр" списали: три взорваны из-за невозможности буксировки, восемь сгорели в результате попаданий снарядов, один подбитый танк остался на контролируемой противником территории; еще 21 танк получил тяжелые повреждения.
Тяжелый танковый взвод (Zug) имел на вооружении четыре танк "Тигр". Взвод делился на два полувзвода (Halb-Zug). Командир взвода (Zugfuhrer) непосредственно командовал первым полувзводом, заместитель командира взводавторым полувзводом. В звод являлся основной тактической единицей тяжелой танковой роты.
Танк «Тигр» с портовым номером "111" из s.Pz-Abt.501 пересекает реку по мосту Лёве.
Большое внимание уделялось разведке маршрутов передвижения тяжелых танков, но причине огромной массы и значительных габаритов танка "Тигр". На стадии планирования марша изучались все возможные документы - от аэрофотоснимков до топографических карт. Колонны "Тигров" никогда не смешивались на марше с колоннами другой техники. Рухнувший под тяжелым танком мост (что случалось сплошь и рядом) мог напрочь заблокировать передвижение других частей и подразделений.
Снимок сделан 21 марта 1944 г. у моста Лёве.
Торжественное построение в честь присвоению мосту
имени командира 501-го тяжелого танкового батальона
Торжественное построение в честь присвоению мосту
имени командира 501-го тяжелого танкового батальона
При совершении ночных маршев на броне танков "Тигр" в обязательном порядке находились наблюдатели из числа членов экипажа. Днем также выделялся наблюдатель, но с другой целью. Ночью наблюдатель был "глазами и ушами" механика-водителя, днем - наблюдал за воздушным пространством. При совершении длительных маршей делались остановки для осмотра техники, первая - через 5 км марша, в последующем - через каждые 10-15 км. Оптимальная скорость движения 10-15 км/ч днем и 7-10 км/ч ночью.
Шум двигателей танков "Тигр" ни с чем нельзя было спутать, поэтому противник достаточно легко мог установить передислокацию подразделений тяжелых танков. При выдвижении "Тигров" к передовой приходилось учитывать скорость и направление ветра, принимать меры акустической маскировки, например, проводить марши под прикрытием артиллерийской канонады или летающих на малых высотах самолетов.
Снимок сделан во время операции "Хубертус",
на заднем плане - танк Pz.Kpfw. IV из 20-й танковой дивизии.
на заднем плане - танк Pz.Kpfw. IV из 20-й танковой дивизии.
В конечной точке марша тяжелые танки первым делом заправляли, чтобы восполнить расход горючего на марше. Тяжелые танки выдавал не только гул двигателей, но и характерные следы широких гусениц. Превентивные меры против воздушной разведки противника - № 2 в повестке дел, после прибытия танков в конечный пункт маршрута: заметание на дороге следов от гусеничных траков. Если танки "Тигр" прибывали в конечный пункт днем, то их немедленно рассредоточивали.
Основные козыри "Тигров" в бою -мощная пушка, толстая броня и высокая подвижность. Баллистика пушки позволяла экипажам танков "Тигр" поражать вражеские танки, оставаясь не досягаемыми для ответных снарядов. Первые успехи "Тигров" породили миф об их неуязвимости и способность в одночасье решить ход боя. Многие командиры вермахта уверовали в этот миф. Эта вера дорого обошлась танкистам. Танки "Тигр" стали бросать на передовую взводами, полувзводами и даже одиночными танками без прикрытия пехотой. В результате росли потери материальной части танковых батальонов. На "Тиграх" концентрировался огонь артиллерии, танков, самоходок и даже пехоты противника.
Гренадеры из 256-й пехотной дивизии используют танк "Тигр"
в качестве транспортного средства, операция "Хубертус", середина марта 1944 г.
в качестве транспортного средства, операция "Хубертус", середина марта 1944 г.
В состав боекомплекта к 88-мм пушке KwK-36 входило эффективное противопехотное средство - осколочный снаряд Sprenggranate L/4,5. Даже один танк "Тигр" мог остановить волну атакующей советской пехоты. Тем не менее, сам "Тигр" нуждался в пехотном прикрытии, а также - в пространстве для маневра. В то время как многие сухопутные командиры отводили тяжелому танку роль подвижной огневой точки. Сам по себе факт присутствия "Тигров" оказывал огромное моральное влияние на германскую пехоту. Моральный фактор вступал в противоречие с критериями боевой эффективности. Наибольшую помощь своей пехоты тяжелые танки могли принести, оставаясь в ближнем тылу на хорошо подготовленных огневых позициях. В этом случае танки "Тигр" имели наиболее выигрышную тактическую ситуацию: внезапный огонь с замаскированных позиций, возможность смены заранее подготовленных позиций, сведенный к минимуму риск поражения танков артогнем или авиацией противника; немаловажный фактор - между танками и противником находилась собственная пехота - можно было не опасаться ручных гранат. Зато в тылу танки "Тигр" не видела собственная пехота. "Тигры" на передовой пехота видела, ее боевой дух от этого поднимался, но танкисты разом теряли все тактические преимущества, взамен приобретая массу проблем. Чаще всего выбор позиции находился не в руках танкистов.
Комментариев нет :
Отправить комментарий