При доставке на фронт первых "Тигров" не обошлось без инцидентов. На одном танке обломалась трансмиссия, но ее не стали чинить в надежде отремонтировать поломку уже на месте, в России. Ранним утром 29 августа эшелон с платформами, на которых стояли укутанные брезентам секретные танки прибыл на станцию Мга. Танк Маркера пошел в бой сразу же, как только закончилась разгрузка. "Тигр" пошел по изрытому снарядами полю, чтобы поддержать огнем своей пушки атаку германской пехоты. Прежде чем танк Маркера сделал первый выстрел сломались трансмиссии еще у двух "Тигров". В пункт назначения своим ходом прибыл, таким образом, единственный танк. Как оказалось - зря: атаку отложили. Ночью подошел ремонтно-эвакуационный взвод. Под сильнейшим артиллерийско-минометным огнем на следующий день ремонтники отбуксировали два сломанных танка обратно на станцию Мга, где имелись железнодорожные мастерские. Цена буксировки - один убитый унтер-офицер из ремонтного взвода и 15 убитых пехотинцев.
Погрузка боекомплекта в танк "Тигр" с бортовым номером «4»,
снимок сделан после боя: на борту след от прямого попадания снаряда,
резиновые бандажи на трех опорных катках сгорели.
В феврале 1943 г. на вооруженна s.Pz-Abt.502 имелось пять танков "Тигров" с бортовыми номерами от "1" до "5".
снимок сделан после боя: на борту след от прямого попадания снаряда,
резиновые бандажи на трех опорных катках сгорели.
В феврале 1943 г. на вооруженна s.Pz-Abt.502 имелось пять танков "Тигров" с бортовыми номерами от "1" до "5".
Сломанные детали трансмиссии самолетом Ju-52/3m доставили на завод фирмы Майбах в Германию. Ремонт танков "Тигров" продолжался до 15 сентября. В тот день экспериментальное подразделение "Тигров" вновь обрело боеспособность.
16 сентября пять танков 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона снова пошли в бой. Примерно в пять часов вечера "Тигры" попали на замаскированный полевой укрепрайон своего противника. Огнем танковых орудий удалось разрушить несколько укреплений. Снаряды советских пушек толстую броню тяжелых танков не пробивали. Перестрелка продолжалась полчаса. В наступающих сумерках командир танков принял решение покинуть опасный район до наступления темноты. Танки "Тигры" благополучно отошли, потерь танкисты не понесли. Этот бой заставил экипажи преодолеть неверие в свои машины, связанное с постоянными поломками, преследовавшими танки в первые дни пребывания во фронтовых условиях. Теперь техника функционировала безотказно, пушки продемонстрировали свою эффективность, а броня - надежность. Ни один снаряд, выпущенный из советских противотанковых пушек не пробил броню, хотя прямые попадания были. И следовало испытать тяжелые танки в настоящем бою, а не в артиллерийской дуэли с пушками противника.
Этот танк "Тигр" не имеет тактических номеров.
Рельеф местности типичен для Ленинградской области, вероятно, танк принадлежит s.Pz-Abt.502
Рельеф местности типичен для Ленинградской области, вероятно, танк принадлежит s.Pz-Abt.502
Этот день наступил 21 сентября, когда 1-ю роту придали 170-й пехотной дивизии. Когда майор Маркер узнал о предстоящем задании, его возмущению не было предела. Командира поддержали все офицеры роты. Майор требовал отменить приказ о прикомандированию к пехоте, не понимая зачем его новейшие танки загнали на этот участок фронта. Место, куда были направлены четыре танка "Тигра" и один танк Рz.Крfw.III выбрал лично Гитлер.
Мастер стратегии при всем желании вряд ли смог бы выбрать более неподходящую для использования тяжелых танков местность: болота, единственная твердая почва - узкая извилистая дамба протяженностью несколько километров, окруженная с обоих сторон лесом.
Танк "Тигр" из 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона, снимок лета 1943 г.
Машина не имеет тактических номеров.
Машина не имеет тактических номеров.
Маркеру оставалось только выполнять приказ. 22 сентября он повел свои танки вперед. Как он и предполагал дамба простреливалась с обоих сторон, а болота лишили танки возможности маневра. Вскоре танк Рz.Крfw. III остановился, блокировав дорогу. А вскоре, наткнувшись на сильный огонь противотанковых пушек, встали и танки "Тигр". Один "Тигр" попытался объехать горевший Рz.Крfw. III, но застрял в грязи. Маркер решил таранить горящий танк в надежде сбросить ею с дороги. Ему это удалось. Между тем, обстрел усилился. Снаряды 45-м в общем-то не могли причинить особого вреда "Тиграм", требовалось точное попадание в уязвимое место. И тут "Тиграм" не повезло. Снаряды "сорокопяток" поразили главные "козыри" тяжелых танков - 88-мм пушки КwК-36. За несколько минут пушки трех из четырех "Тигров" вышли из строя из-за попаданий в их стволы 45-мм снарядов. Танки "Тигр" остались безоружными.
Весна 1943 г. Танк "Тигр" с бортовым номером "1" на боевой позиции. В этот период численность 502-го батальона не превышала численности роты, а на вооружении имелось только 14 танков.
Один за другим танки останавливались подбитые или завязшие в грязи при попытке развернуться. Танк Маркера находился далеко впереди наступающей немецкой пехоты. Очередной снаряд попал в танк - двигатель заглох и не запускался. Как потом выяснилось оказался поврежденным электрогенератор. Смысла сидеть в подбитом танке не оставалось. Командир батальона отдал экипажу приказ покинуть танк и возвращаться назад пешком. Атака пехоты захлебнулось в море огня.
В декабре 1942 г. зтот танк имел тактический номер "3", весной 1943 г. его номер был изменен на "14", а летом 1943 г. - на "113". Это - настоящий ветеран боев на Восточном фронте. В начале 1943 г. на вооружении s.Pz-Abt.502 находилось пять танков "Тигр": два из них, включая и изображенную на фото машину, относились к партии из девяти самых первых "Тигров", поступивших на вооружение батальона в августе 1942 г. В период с 21 сентября 1942 г. по 18 февраля 1943 г. "Тигры" из 502-го батальона уничтожили 107 советских танков. Танк с бортовым номер "3" имел заводской номер шасси "250005"; бортовые крылья так же как и фильтры FeiffeI отсутствуют.
Больше в этом месте немцы уже не атаковали. Все подбитые "Тигры" превратились в долговременные огневые точки. Чудо техники середины XX века по прихоти Гитлера стало простым укрытием для пехотинца с винтовкой или автоматом в руках. Высшее командование вермахта отдало приказ вытащить поврежденные машины в тыл любой ценой. Под прикрытие артогня ремонтники сумели отбуксировать в тыл три танка "Тигр". Один танк завяз настолько плотно, что его не стронули с места три связанных цугом 18-тонных тягача.
26 сентября люди Маркера отбыли с фронта в Фаллингбостель. Уже 30 октября, согласно рапортам в штаб сухопутных войск Германии, в 1-й роте 502-го тяжелого танкового батальона имелось девять танков "Тигр" и 18 Рz.Крfw. III (девять танков Рz.Крfw. III Ausf. М с 75-мм пушками длиной 24 калибра и девять Рz.Крfw. III Ausf. J с 50-мм пушками длиной 60 калибров).
Танк "Тигр" с бортовым номером "232" движется по выжженной боями местности.
Справа от "Тигра" стоит разбитый танк БТ, слева - КВ
Справа от "Тигра" стоит разбитый танк БТ, слева - КВ
1 ноября Маркер вместе с ремонтной ротой майора Скултитуса предпринял очередную неудачную попытку вытащить подбитый танк "Тигр". Оба командира доложили о невозможности эвакуации танка. Через две недели руководство дало указание: не можете вытащить танк - тогда взорвите.
21 ноября Маркер был вызван в ставку Гитлера. Геринг, Йодль и другие устроили боевому офицеру выволочку. Тем не менее Маркер сумел доказать всю дурь "бриллиантового" плана проверки боевых качеств "Тигра". Майор легко отделался - его сослали командиром II батальона 31-го танкового полка 5-й панцердивизии. Маркер уже был представлен к присвоению очередного воинского звания, но после Мги звание задержали, а потом стало поздно: майор погиб 22 февраля 1943 г. Тем не менее, подполковником Маркер стал, посмертно.
Танк "Тигр" с бортовым номером "112", Северная Африка, 1943 г. Позже тактический номер машины был изменен на "812", затем - на "712", заводской номер шасси танка - "250012". Этот "Тигр" принимал участие почти во всех боях, которые провел 501-й тяжелый танковый батальон, после чего его передали в s.Pz.Abt. 504. Машина досталась в качестве трофея американцам. В настоящее время танк экспонируется в Немецком техническом музее в Синсхейме.
24 и 25 ноября механики сняли с подбитого "Тигра" все полезное, что можно было утащить на себе. Вечером 25 ноября в танк заложили взрывчатку. Утром в куче железа даже обладая богатым воображением нельзя было узнать танк.
Боевой дебют танка "Тигр" вышел провальным, а еще и обильно политым кровью немецких солдат.
Комментариев нет :
Отправить комментарий