четверг, 15 марта 2012 г.

Танк Т34

читать еще ТУТ
Т-34 был создан в результате работ по совершенствованию легких колесно-гусеничных танков серии БТ в отношении увеличения их броневой защити и мощности вооружения. Быстроходные танки (БТ) в 30-е гг. составляли основу механизированных танковых соединении РККА. Для того времени они имели достаточно высокие боевые и технические характеристики и являлись самими известными и наиболее любимыми машинами советских танкистов. Появление этих танков в Красной Армии было не случайным и диктовалось исторической необходимостью.
Конец 20-х - начало 30-х гг. характеризовались постепенным обострением противоречий между различными государствами, что придавало процессу зарождения Второй Мировой войны все более зримые черты. Активные военные приготовления выражались в быстром росте армий, совершенствовании вооружений, милитаризации экономики и всей общественной жизни. Главной тенденцией в развитии армий того периода стала их механизация и моторизация, насыщение войск танками, самолетами, автоматическим стрелковым, артиллерийским и минометным вооружением. В это время СССР был вынужден принимать экстренные меры к ускоренному развитию оборонной промышленности, техническому переоснащению Вооруженных Сил и дальнейшему повышению их боеспособности.
18 декабря 1929 г. Советским правительством была утверждена "Система танко-тракторного автоброневого вооружения РККА" (протокол № 29) — документ, на десятилетие вперед определивший направления строительства броневых сил Красной Армии. Эта система предусматривала оснащение войск всей гаммой бронетанковой и автотракторной техники.
В середине декабря, в связи с отставанием советской промышленности в разработке конструкций образцов всех типов танков, комиссией под руководством заместителя председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) Г.К.Орджоникидзе было принято решение командировать за границу представителей военного ведомства и промышленности для приобретения современных образцов вооружения и получения технической помощи по их производству.
30 декабря 1929 г. представительная комиссия убыла за границу. Посетив Германию, Чехословакию, Францию и Англию, комиссия, возглавляемая начальником Управления механизации и моторизации РККА (или УММ РККА) И.А.Халепским. прибыла в США, где ознакомилась колесно-гусеничным танком “М.1931” конструкции инженера Дж.Уолтера Кристи. При этом Халепский не проявил особого интереса к американскому танку — дело в том, что эта машина не вписывалась в упомянутую выше систему вооружения РККА. Тем не менее в июне 1930 г. представители УММ РККА купили у него два усовершенствованных опытных образца шасси танка, именуемого “M.1940”(модель 1940 г.).
Покупка двух танков типа “Кристи” (“M.1940”) была осуществлена на основании договора, подписанного 28 апреля 1930 г. между фирмой “U.S. Wheel Track Layer Corporation” и “Amtorg Trading Corporation”, фирмы представлявшей интересы СССР в США. Согласно этому договору осуществлялась продажа "двух военных танков общей стоимостью 60000 американских долларов", а также оговаривались "права на производство, продажу и использование танков внутри границ СССР сроком на десять лет".
В конце декабря 1930 г. после сборки и испытаний обе машины из Нью-Йоркского порта были отправлены и СССР. Прибывшие в начале 1931 г. в Советский Союз машины подверглись тщательным исследованиям и испытаниям. В частности, с 14 марта по 21 июля 1931 г. один быстроходный танк (БТ - такое обозначение получила эта машина) “Кристи” был всесторонне исследован и испытан испытательной группой УММ РККА.
Несмотря на ряд положительных качеств, таких, как высокая оперативная и тактическая подвижность, и относительная простота производства, уже в процессе испытаний первых опытных образцов быстроходного танка выявился и ряд серьезных как конструктивных, так и производственных недостатков. Дело в том, что приобретенные у Дж.Уолтера Кристи танки “М.1940” были еще "сырыми" и, по сути, являлись лишь опытными шасси, собранными в единичных экземплярах небольшой группой высококвалифицированных американских рабочих с использованием особо качественных материалов (сталь, дюралюминий, каучук и т.п.).
При постановке танков “M.I940” на серийное производство новые танки, получившие наименование БТ-2, оказались недостаточно технологичными, так как требовали рабочих высокой квалификации, которых в начале 30-х г. еще не хватало. Да и многие необходимые компоненты для производства танков, например броневая сталь и износостойкие материалы в этот период еще только создавались.
Производство танков БТ было организовано па Государственном Харьковском паровозостроительном ад поде (ХПЗ), где для обеспечения их выпуска в мае 1931 г. было создано танковое конструкторское бюро Т-2К (“Т” - танковый отдел, “2” — порядковый номер отдела, “К” - конструкторское бюро). Задание на проектирование колесно-гусеничного танка этому КБ было выдано 1 июля 1931 г. В ходе организации производства танков БТ особо остро стоял вопрос об установке вооружения и двигателя, так как танки “Кристи” были закуплены без башен и вооружения.
Освоение серийного производства нового танка на ХПЗ шло очень медленно. Связано это было с ограниченными возможностями производственной базы, которая изначально не была рассчитана на массовое изготовление танков. Постройка же новых цехов задерживалась не только из-за дефицита строительных материалов, но и из-за отсутствия необходимого специального оборудования, которое в основном изготавливалось за границей. Так, специальные металлорежущие станки были куплены в Германии, Швейцарии и США.
К изготовлению первых шести пробных машин планировалось приступить 15 июня с таким расчетом, чтобы закончить их к 1 ноября. Но к указанному сроку были выпущены всего три машины, которые и были показаны на параде в Харькове 7 ноября 1931 года. Причем все эти танки имели корпуса и башни из обычной стали. Всего изготовили 13 таких корпусов и 66 башен, так как завод не сумел сразу освоить их производство из брони. В последующем их заменили на броневые. Планом на 1931 год предусматривался выпуск 50 БТ-2, но реально построили только три вышеупомянутых машины, которые к тому же не были приняты военной приемкой.
Что касается качества сборки, то его наглядно демонстрирует “Доклад о ходе работ на ХПЗ за I квартал 1932 г.”: “Собранные и отправленные в распоряжение УММ РККА 6 машин не приняты ни военной приемкой УММ, ни техконтролем завода. Эти машины не могут быть боевыми и даже не могут быть использованы как учебные вследствие низкого качества сборки. В результате, за 6 месяцев работы (серийное производство) собрано 6 негодных машин”. Ситуация не слишком улучшилась и в дальнейшем. В сентябре 1932 года из 35 БТ-2, имевшихся в 5-м танковом батальоне мехбригады имени К.Б.Калиновского, 27 постоянно находилось в среднем и мелком ремонте. В силу этих причин план производства на 1932 год, предусматривавший изготовление 600 танков БТ, был сорван. Завод смог предъявить к сдаче только 434 машины, из которых военной приемкой были приняты 396, причем большая часть без вооружения.
В основном, работы по совершенствованию танков серии БТ велись в опытном цехе отдела Т-2 ХПЗ. Этот опытный цех Т-2О (“Т” - танковый отдел, “2” - порядковый номер отдела, “О” - опытный цех) был создан в марте 1932 г. как опытно-исследовательская секция Т-2Ки (“Ки” — конструкторско-исследовательская) при танковом конструкторском бюро Т-2К, начальником КБ которой с 6 декабря 1931 г. был Л.О.Фирсов.
Конструкторы, технологи, рабочие, представители военной приемки ХПЗ в тесном взаимодействии с представителями Научно-испытательного бронетанкового полигона (МИВТ) работали над дальнейшим совершенствованием машины. Результатом этой работы явилось создание колесно-гусеничного танка БТ-5, запущенного в серийное производство в 1933 г.
Следующим шагом и совершенствовании этой машины явилось создание в 1935 г. колесно-гусеничного танка БТ-7.
На всех танках серии БТ устанавливались карбюраторные авиационные двигатели, не отличавшиеся экономичностью и уж тем более пожаробезопасностью. Вот почему, в начале 30-х гг. и в СССР широко развернулись работы по созданию двигателей, работающих на тяжелом топливе. Это была весьма нелегкая задача, однако уже летом 1938 г. дизель В-2 был установлен и опытный танк БТ-7, которому был присвоен заводской индекс А-8 (буква “A”обозначала, что машина опытная).
5 сентября 1939 г. дизель В-2 был рекомендован для производства и установки в серийный танк БТ-7М (А-8). Двигатель имел настолько высокие основные технические показатели (по экономичности, простоте и технологичности конструкции), что это позволило путем проведения последующих модернизаций оснащать им многочисленные образцы бронетанкового вооружения и техники, начиная с танка Т-34 и заканчивая современными танками типа Т-72 и Т-90.
Во второй половине 1936 г. ХПЗ был присвоен индекс №183, а внутри завода была введена цифровая индексация служб и танковое конструкторское бюро получило наименование – КБ отдела “100”.
28 декабря 1936 г. приказом наркома тяжелой промышленности Г.К.Орджоникидзе главным конструктором танкового КАБ завода №183 был назначен М.И.Кошкин. Кошкин, как прекрасный организатор сумел в кратчайшие сроки создать на заводе сильный творческий коллектив конструкторов.
В 1937 г. конструкторское танковое бюро завода №183, возглавляемое М. И. Кошкиным, начало разрабатывать колесно-гусеничный танк с противоснарядным бронированием. Вместе с Кошкиным над новой машиной работали А.А.Морозов, Н.А.Кучеренко, М.Т.Таршинов, А.А.Малоштанов и другие специалисты КБ. И все-таки прежде, чем перейти к рассказу о Т-34, вспомним опытный танк А-20, появившийся за семь лет до начала Великой Отечественной войны. 15 января 1939 г. коллективом КБ были выполнены рабочие чертежи корпуса и башни опытного колесно-гусеничного танка А-20 и начата разработка чертежей нового образца чисто гусеничного танка с более мощным вооружением, который первоначально имел заводской индекс А-20Г (“Г” – гусеничный), а впоследствии ему было присвоено новое обозначение - А-32.
27 февраля 1939 г. на заседании Комитета Обороны состоялось обсуждение чертежей и макетов танков А-20 и А-32. В ходе обсуждения представленных главным конструктором завода № 183 М.М.Кошкиным проектов, большинство присутствовавших военачальников, включая и заместителя наркома обороны Кулика, отдали предпочтение проекту танка А-20, обладавшего большей оперативной подвижностью. И в тот момент, когда чаша часов окончательно склонилась в пользу колесно-гусеничного варианта, М.И.Кошкин, привыкший твердо и до конца отстаивать свои взгляды, в присутствии Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В.Сталина высказал свои сомнения в отношении требований заказчика изготовить в металле лишь один колесно-гусеничный танк и предложил изготовить и представить на государственные испытании две спроектированные заводом № 183 машины – А-20 и А-32.
Менее чем за три месяца, уже к 26 мая 1939 г., опытный образец танка А-20 без установки основного вооружения был собран, обкатан на стенде и испытан на колесном ходу на территории завода пробным пробегом протяженностью 1 км. В первых числах июня заводских испытаний максимальная скорость машины на колесном ходу достигала 85 км/ч. Общий пробег танка во время заводских испытаний, продолжавшихся до 15 июля 1939 г., составил свыше 800 км.
Заводские испытания опытного гусеничного танка А-32 начались в середине июня 1939 г. и продолжались до 16 июля. Во время испытаний танк неоднократно развивал максимальную скорость до 70 км/ч и прошел в общей сложности свыше 350 км. Высокие динамические качества машины позволили представителям военной приемки завода № 183 выдвинуть предложение о возможном усилении ее броневой защиты за счет увеличения толщины брони па 10 мм. Боевая масса танка при этом возрастала до 19,6 т.
Во время заводских испытании па опытных танках был выявлен ряд недостатков, основными из которых являлись: ненадежное крепление направляющего колеса (ленивца), ненадежная работа системы смазки двигателя, бортовых фрикционов и тормозов, недостаточная обзорность из танка. Кроме того, по танку А-20 была отмечена необходимость усиления подшипников редукторов колесного хода. После устранения указанных дефектов танки были переданы на полигонные испытания.
Представленные на полигонные испытания танки А-20 и А-32 представляли собой очередной этап в развитии быстроходных танков серии БТ. В отличие от танка БТ-7 танк А-20 помимо коренного изменения конструкции ряда механизмов и узлов имел два существенных достоинства, резко повысивших его боевые свойства. Во-первых, в трансмиссию танка был введен дополнительный привод на 6 колес, обеспечивающий движение машины на колесном ходу при снятых гусеницах. И, во-вторых, был изготовлен новый корпус, имевший оригинальную форму, позволившую значительно увеличить защищенность машины, по сравнению с танками БТ.
Новая форма корпуса танка А-20, представляла собой сочетание наклонно расположенных броневых листов, явилась абсолютно передовым техническим решением в вопросе броневой защиты, позволившим резко повысить защищенность машины от огня противотанковых средств противника. Это удачное решение впоследствии стало общепринятым для подавляющего большинства танков.
Танк А-20 имел классическую схему общей компоновки. Механик-водитель располагался в отделении управления у левого борта. Справа от нет находился пулеметчик. В башне слева от пушки размещался командир танка, выполнявший одновременно и функции наводчика орудия. Справа от пушки располагалось рабочее место заряжающего. Основным вооружением танка являлась 45-мм нарезная танковая пушка, боекомплект которой составлял 152 выстрела. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ДТ, второй пулемет ДТ располагался в шаровой установке, находившейся в верхнем лобовом листе корпуса. Боекомплект к пулеметам состоял из 2709 патронов, снаряженных в 43 пулеметных дисках.
Для наведения пушки на цель танк был оснащен телескопическим и перископическим прицелами. Башня имела двухскоростной механизм поворота с ручным и электрическим приводами.
Броня танка защищала экипаж от 12,7-мм пуль крупнокалиберного пулемета. Корпус был сварен из броневых листов толщиной до 20 мм (в носовой части). Броневые листы имели рациональные углы наклона: лобовой - 36º, верхней части борта – 35 º и кормовой части - 45º. Башня конической формы в лобовой части имела броню толщиной 25 мм.
В кормовой части корпуса танка был установлен дизель В-2 мощностью 500 л.с. (370 кВт). Агрегаты и узлы трансмиссии и ходовой части были частично заимствованы у легкого танка БТ-7М. На танке в нише башни были установлены радиостанция 71-TK и танковое переговорное устройство ТПУ-2.
Опытный средний танк А-32 по техническим данным и внешнему облику был похож на опытный танк А-20. Однако его вооружение было значительно сильнее - за счет установки 76,2-мм танковой пушки А-10. Несмотря на то, что масса А-32 всего на одну тонну была больше, чем у А-20, броневая защита А-32 была лучше за счет увеличения толщины бортовых вертикальных броневых листов до 30 мм.
На опытном танке А-32 средства внешней связи отсутствовали. Для общения членов экипажа между собой он был оснащен танковым переговорным устройством ТПУ-2. 15 июня 1939 г. колесно-гусеничный танк А-20 был передан военному представительству АБТУ на войсковые полигонные испытания, а двумя днями позже начались аналогичные испытания и гусеничного танка А-32. Полигонные испытания обеих опытных машин проводились в районе Харькова в период с 18 июля по 23 августа комиссией в составе: председатель - начальник 1-го отдела ЛБТУ майор Кульчицкий, члены комиссии - главный конструктор завода № 183 Кошкин, представитель АБТУ военный инженер 3-го ранга Горюшкин и военный представитель на заводе № 183 военный инженер 3-го ранга Байкой.
За весь период испытаний танки прошли: А-20 - 4500 км, А-32 - 3000 км и по надежности работы механизмов показали равноценные результаты. В отчете по испытаниям члены комиссии отметили: “Танки А-20 и А-32 выполнены хорошо. По своей прочности и надежности выше всех опытных образцов ранее выпущенных танков. Имеют более мощную броневую защиту в сравнении с серийными машинами. Бронедетали корпуса установлены под углом к вертикали, что повышает его снарядостойкость. Танки значительно лучше защищены от поражения гранатами и горючей жидкостью. Проходимость танков выше, чем у БТ”. В заключение члены комиссии сделали следующие выводы: “Танки, опытные образцы А-20 и А-32, отвечают Тактико-Техническим требованиям. Оба пригодны для эксплуатации в условиях РККА.
Танк А-32, как имеющий запас по увеличению веса, целесообразно защитить более мощном броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Все отмеченные в отчете недостатки необходимо устранить. Для чего срочно представить и АБТУ перечень работ с указаниями сроков устранения”. По подвижности танк А-20 показал ряд преимуществ перед танком А-32 и подтвердил возможность не только совершать длительные марши на гусеницах или на колесах, но и сохранять тактическую подвижность даже при повреждении одной из гусениц или при выходе из строя одновременно двух опорных катков.
Наряду с этим танк А-20 в сравнении с танком А-32 имел и некоторые недостатки, прежде всего менее мощное вооружение и более слабое бронирование бортов корпуса. Общими же недостатками обеих машин являлись: непроработанность рабочих мест членов экипажа; неудовлетворительная работа бортовых фрикционов; ненадежное крепление направляющего колеса (ленивца); неудобные заправка и слив из баков топлива и масла.
По окончании войсковых испытаний на обоих танках был произведен текущий ремонт, после чего 5 сентября 1939 г. они были отправлены на полигон в подмосковную Кубинку для показа членам правительства.
По результатам войсковых испытаний и заключению комиссии командование АБТУ в середине сентября 1939 г. решило, что танки А-20 и А-32 заданным тактико-техническим требованиям соответствуют, но так как при испытаниях танка А-32 был выявлен резерв для усилении бронирования корпуса - считать целесообразным усилить броню данной машины до 45 мм и сделать бронирование равноценным. 19 сентября 1939 г. наркомат обороны поставил перед правительством вопрос о принятии обоих танков на вооружение РККА и изготовлении на заводе № 183 к 1 декабря 1939 г. опытной партии танков А-32 с 45-мм броней в количестве 10 машин и установочной партии танков А-20 - 10 машин к 1 января 1940 г. До начала выпуска установочной партии на танке А-20 КБ завода № 183 следовало устранить все выявленные дефекты и дополнительно увеличить толщину лобового листа корпуса до 25 мм и днища (в носовой части) - до 15 мм.
На протяжении всей последующей недели правительственном уровне решалась судьба средних танков А-20 и А-32. Результатом этих обсуждений явился проект Постановления КО при СНК СССР от 25 сентября 1939 г. В нем в частности, указывалось:
“...Танк А-32 (гусеничный с дизелем), изготовленный заводом № 183 НКСМ, принять на вооружение Красной Армии...”
Этим же проектом постановления предусматривалось изготовление на Мариупольском заводе им.Ильича деталей бронекорпусов для танков А-32 в количестве 10 комплектов с подачей их до 10 мая 1940 г. Серийное же производство бронекорпусов А-32, начиная с 1 июня 1940 г. должна была производить Красноармейская судостроительная верфь Наркомата судостроительной промышленности (НКСП).
Изготовление среднего колесно-гусеничного танка А-20 проектом постановления предусматривалось организовать на заводе № 183. К 1 января 1940 г. завод должен был изготовить 10 машин А-20 установочной партии, а с 1 марта 1940 г. начать их серийный выпуск с годовой программой в 2500 шт. Броневые детали для А-20 предполагалось изготавливать на Мариупольском заводе.
Однако данный проект постановления так и остался лишь проектом. Дело в том, что еще 23 сентября 1939 г. на подмосковном полигоне в Кубинке состоялся показ новых танков членам правительства. На смотровой площадке и одном ряду с модернизированными машинами БТ-7М и Т-26, опытными тяжелыми танками Т-100, СМК и KB стоял свежевыкрашенные колесно-гусеничный танк А-20 и схожий с ним гусеничный А-32, которые отличались от остальных машин своеобразной и по своему красивой формой корпуса и башни.
После ознакомления членов правительства с представленными танками им были продемонстрированы возможности машин по преодолению искусственных и естественных препятствий, причем по время демонстрации машин в их работе не было обнаружено никаких отказов.
Довольный проведенными испытаниями образцов бронетанкового вооружении, а главное, высокими боевыми качествами опытных танков, нарком обороны Маршал Советскою Союза К.Е.Ворошилов объявил благодарность конструкторским коллективам заводов.
Результатами испытаний были довольны также и начальник АБТУ Д.Г.Павлов, другие начальники и представители промышленности.
За успешное выполнение правительственного задания по созданию новых образцов средних танков были награждены от АБТУ: орденом Ленина — военный инженер 1-го ранга Б..Н.Коробков: орденом Красной Звезды - военный инженер 1-го ранга Н.Н.Алымов, майор И.Г.Панов и старший лейтенант Н.Ф.Цыганов. На премирование отличившихся рабочих было выделено 1.5 млн. рублей (в ценах тех лет).
Рапортуя об успехах, наркомы - обороны К.Е.Ворошилов, среднего машиностроения И.Л.Лихачев и тяжелого машиностроения В.Л.Малышев - 27 ноября 1939 г. направили на имя И.В.Сталина и В.М.Молотова докладную записку, в которой, в частности, сообщали: "...На промышленность в лице НКСМ и НКТМ СССР была возложена задача сконструировать и изготовить новые образцы танков для Красной Армии.
Тактико-технические требовании были составлены НКО, который осуществлял и все техническое руководство строительством машин.
На сегодня созданы следующие машины:
1) Танк А-20 колесно-гусеничный сконструирован и построен заводом № 183 (НКСМ). 2) Танк А-32 гусеничный сконструирован и построен заводом № 183 (НКСМ).
...Оба танка прошли все заводские и полигонные испытания... Испытания показали, что эти машины являются непревзойденными из всех существующих танков данного типа. Отличаются надежностью и прочностью ходовой части…
Для проверки возможности усиления броневой защиты на заводе № 183 им.Коминтерна в период октябрь-декабрь 1939 г. были проведены заводские испытания догруженного до массы в 24 т опытного танка А-32. Догрузка танка А-32, имевшего массу 17 т, до требуемой боевой массы в 24 т была осуществлена за счет размещения дополнительного груза, установленного на специально приваренных кронштейнах.
На каждом борту корпуса танка были уложены металлические болванки общей массой 5330 кг. На лобовом листе корпуса размешалось 700 кг балласта. Еще 800 кг груза было закреплено на крыше башни танка. За время испытаний догруженный таким способом танк прошел 1534 км со средней скоростью 28,2 км/ч. В зависимости от дорожно-грунтовых условий запаса топлива хватала на 235-333 км…
Испытания догруженного танка А-32 прошли удовлетворительно”. Полученный результата позволил в пределах отведенной массы увеличить толщину броневых листов танка А-32 до 45-мм и, тем самым, обеспечить его защиту от огня противотанковых пушек калибра 37-мм и 45 мм.
19 декабря 1939 г. состоялось заседание Комитета обороны, на котором было принято постановление № 443 “О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г.”.
В этом постановление также отмечалось:
КОМИТЕТ ОБОРОНЫ при СНК Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять на вооружение РККА: а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;
б) улучшить обзорность из танка;
в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:
1) пушку Ф-32 калибра 76-мм, спаренного с пулеметом калибра 7,62 мм;
2) отдельный пулемет у радиста – калибра 7,62 мм;
3) отдельный пулемет калибра 7,62 мм;
4) зенитный пулемет калибра 7,62 мм.
Присвоить указанному танку Т-34…”.
Тем временем КБ ХПЗ приступило к выполнению задания на Т-34: выпускало чертежи, разрабатывало технологию, при этом большое внимание уделялось разумному упрощению конструкции и технологичности, что должно было облегчить в дальнейшем массовое производство. В этой работе конструкторам КБ немало помогли и инженеры Сталинградского тракторного завода.
Вскоре две первые опытные машины были готовы. Поскольку следовало показать их высоким руководителям в Москве, дирекция завода решила, что машины пойдут туда своим ходом. Вооружение на них еще установлено не было. Сформировали небольшой отряд, куда помимо танков вошли ремонтная летучка, тягач и автобус для отдыха участников пробега. Поскольку предстояло идти днем и ночью с минимальными необходимыми остановками, с собой взяли запасные агрегаты. Танки было поручено вести заводским испытателям Н.Носику и В.Дюканову. В состав экипажей танков входили помощники водителей и инженеры. В пробеге участвовал и сам главный конструктор М.И.Кошкин.
В ночь с 5 на 6 марта 1940 г. обе машины покинули территорию завода. Условия пробега были тяжелые: сильные морозы, снежные заносы. Случались поломки, устранялись неисправности. Кошкин в пути простудился. Под конец отряд подошел к двухъярусному мосту через р. Оку около Серпухова. По верхнему ярусу двигались поезда, по нижнему - автомашины. Причем левая и правая стороны для движения автотранспорта были разделены распорами, такими же, как и с краев моста. Оказалось, что Т-34 по своей ширине не проходит между этими распорами. Идти в обход по другому мосту, который был за несколько десятков километров - значит терять время. Кошкин приказал снять надгусеничные крылья, тогда танки с зазором всего в 1-2 см прошли по мосту. Как конструктор, так и испытатели очень торопились, поскольку им хотелось, чтобы Т-34 приняли участие в шедшей тогда советско-финской войне. В Серпухове отряд встретил заместитель наркома среднего машиностроения А.А.Горегляд. С ним 12 марта прибыли в Москву и направились на машиностроительный завод №37, где танки были приведены в порядок.
На 17 марта был назначен показ танков в Кремле руководителям партии и правительства. В ночь накануне смотра танки поставили на Ивановской площади Кремля. С утра около них выстроились экипажи, собрались прибывшие с Кошкиным инженеры КБ. Пришли, также, руководители Наркомата среднего машиностроения во главе с наркомом В.М.Малышевым, руководители ГБТУ и несколько ответственных работников НКО. В напряженной тишине шли минуты, и вот донесся тихий шепот: "Идут!" От Троицких ворот направлялись И.В.Сталин, М.И.Калинин, К.Е.Ворошилов и другие члены Политбюро. Д.Г.Павлов (начальник ГБТУ) отдал рапорт Сталину. Затем Кошкин, а также только что вернувшийся с советско-финского фронта испытатель И.Г.Панов и военный инженер 3-го ранга П.К.Ворошилов дали необходимые разъяснения. Члены Политбюро внимательно осмотрели машины. К.Е.Ворошилов залез на танк, а Малышев даже внутрь. Затем все отошли в сторону, водители завели двигатели, и машины показали на брусчатке площади, как свою скорость, так и маневренность. Судя по всему, танк очень понравился членам Политбюро, хотя от них и не скрывали имеющиеся недоработки. 31 марта было принято постановление о немедленной постановке Т-34 в серийное производство на ХПЗ №183 им. Коминтерна, не дожидаясь конструктивной доводки и устранения недоработок. Само собой разумелось, что это должно было быть завершено в кратчайший срок.
А танки направились на подмосковный научно-исследовательский полигон ГБТУ. Здесь их вновь подвергли тщательным стендовым, ходовым и другим испытаниям, а затем они были подвергнуты обстрелу из 45-мм противотанковой пушки образца 1937 г, причем почти в упор. При этом И.Г.Панов мелом делал отметку на башне и на корпусе танка, а опытный наводчик безошибочно попадал в назначенное место. Снаряды брони не пробили. И только один заклинил башню, попав между ней и корпусом. Конструкторы учли, это и в дальнейшем изменили конструкцию башни. Но на этом испытания тридцатьчетверки не закончились. В июне вместе с машинами других образцов Т-34 был направлен на Карельский перешеек. Там на бывших финских противотанковых препятствиях танк еще раз продемонстрировал свои великолепные качества. Было там и такое препятствие: в бывшем когда-то лесу остались примерно метровые пни от спиленных могучих сосен. За этим участком находился ров, по дну которого с наклоном были установлены древесные стволы. Водитель-испытатель Н. Ф. Носик, разогнав Т-34, повалил пни в сторону рва, преодолел его и вышел на противоположную сторону.
В июле 1940 г. начался серийный выпуск новых гусеничных машин, и к началу Великой Отечественной войны промышленность поставила армии 1225 таких танков. Т-34 по боевым и маневренным качествам превосходил все зарубежные средние и даже тяжелые танки этого времени. Высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, значительное вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт - вот главнейшие достоинства машины. Добавим к этому простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.
В ходе войны тридцатьчетверка постоянно улучшалась и совершенствовалась. Со второй половины 1941 г. ее начали оснащать более мощной 76-мм пушкой образца 1940 г. Бронебойный снаряд этого орудия (длина ствола 41 калибр) весом в 6,3 кг обладал начальной скоростью 662 м/с и пробивал под прямым углом с 500 и 1000 м соответственно броню толщиной 69 и 61 мм.
Среди других усовершенствований упомянем новую гусеницу с развитыми траками, литые башни, на всех машинах устанавливались приемопередающие радиостанции (вначале ими обладали только командирские). Детали корпуса сваривали автоматически. Применялась внутренняя амортизация опорных катков. Зимой 1942/43 г. на Т-34 начали устанавливать шестигранные башни и увеличили емкость баков с горючим, а машины выпуска 1943 г. имели пятискоростную коробку передач, воздушные фильтры и систему смазки. Кроме того, на них устанавливалась и командирская башенка для улучшения наблюдения. Со временем на Т-34 улучшили использование мощности двигателя и увеличили межремонтный пробег машины.
Немецкие танкисты опасались встреч с Т-34. Вот что пишет немецкий танкист Отто Кариус, которому не раз приходилось вступать в бой с "тридцатьчетверками": “Т-34 с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танкисты вплоть до конца войны. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенным против нас? В то время 37-мм пушка все еще была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезет, мы могли попасть в погон башни Т-34 и заклинить его. Если еще больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Конечно, не очень то обнадеживающая ситуация! Единственный выход оставляло 88-мм зенитное орудие. С его помощью можно было эффективно действовать даже против этого нового русского танка. Поэтому мы стали с высочайшим уважением относиться к зенитчикам, которым до этого от нас доставались лишь снисходительные улыбки.”
Танк, созданный в конструкторском бюро М.И.Кошкина, оказался самым универсальным, он участвовал во всех танковых сражениях Великой Отечественной войны, демонстрируя свои великолепные качества и превосходство над машинами противника. Т-34 еще и самый массовый танк в мире.

Танки Т-34/76 в руках Вермахта
Немецкие войска захватили огромное количество советских танков в ходе боев и наступлений на советско-германском фронте в 1943 году. В числе трофейной бронетехники оказалось и приличное количество средних танков Т-34/76 производства 1941 и 1942 годов. Часть этих машин использовалась немецкими войсками безо всяких переделок. Некоторые танковые дивизии Вермахта имели несколько взводов или даже рот, вооруженных Т-34/76. Его немецкое обозначение - Т-34 747(r).

До 1943 года ремонт и подготовка для использования танков Т-34/76 осуществлялись в Риге. Там на танки устанавливались новые немецкие рации, командирские башенки, а также инструменты, аналогичные тем, что использовались на немецких танках. С 1943 года эти работы стали проводиться на заводе Мерседес-Бенц в Мариенфельде (Marienfelde) и на заводе Вумаг в Герлитце (Görlitz). Через эти два завода прошли всего около 300 танков Т-34/76.

Самые различные подразделения немецких войск и их союзников использовали трофейные танки Т-34/76 во многих местах по всему европейскому театру военных действий. Например, 5-я полицейская танковая рота СС. В начале лета 1944 года это подразделение вместе с 10-м полицейским полком СС было переброшено с Украины в Словению, где участвовало в антипартизанских операциях на территории Словении и Северной Италии.

В составе этой роты был взвод из трех бронеавтомобилей Steyr, взвод из пяти танков Hotchkiss и два взвода танков Т-34/76, по пять машин в каждом. В конце апреля - начале мая 1945 года рота подчинялась 97-му армейскому корпусу, который вел бои с частями НОАЮ в Словении. 29-30 апреля 1945 года по документам НОАЮ в боях в районе Илирска Бистрица с немецкой стороны участвовали трофейные советские танки Т-34/76. Тогда один из этих танков был подбит выстрелом из импровизированной югославской САУ на базе легкого танка Stuart с немецкой пушкой Pak. На следующий день части НОАЮ столкнулись с Т-34/76 уже близ деревни Басовицца в окрестностях Триеста. Было подбито и захвачено несколько машин.


Серийные модификации:
Средний танк Т-34/76 обр. 1940 г. - танки Т-34/76, выпускавшиеся в 1940 году, имели боевую массу 26,8 т и были вооружены 76-мм пушкой Л-11 образца 1939 года;
Средний танк Т-34/76 обр. 1941/42 г. - с пушкой Ф-32/Ф-34;
Средний танк Т-34-76 обр. 1942 г. - с литой башней;
Средний танк Т-34-76 обр. 1942/43 г. - на танках была введена пятискоростная коробка передач, вместо четырехскоростной, была установлена более мощная радиостанция 9-Р вместо 71-ТК-3, появилась командирская башенка, а сама башня стала шестигранной.
Короткая сводка о количестве выпущенных Т-34:
За 1940 г. - 110 штук;
За 1941 г. - 2996 штук;
За 1942 г. - 1252 штук;
За 1943 г. - 15821 штук;
За 1944 г. - 14648 штук;
За 1945 г. - 12551 штук;
За 1946 г. - 2707 штук.

Тактико-технические характеристики Т-34 обр. 1940 г.:

масса в снаряженном состоянии: 26000 кг;
экипаж: 4 чел.;
длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3720 мм;
ширина траков: 550 мм;
длина: 5,9 м;
ширина: 3 м;
высота: 2,4 м;
вооружение: 76,2-мм пушка Л-11 обр. 1940 г, два 7,62-мм пулемета ДТ;
боекомплект: 77 снарядов, 3906 патронов;
двигатель: В-2, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения;
мощность двигателя: 500 л.с.;
количество передач: 4 вперед, 1 назад;
скорость по шоссе: 54 км/ч.;
запас хода по шоссе: 300-400 км.

Тактико-технические характеристики Т-34 обр. 1941 г.:

масса в снаряженном состоянии: 26500 кг;
экипаж: 4 чел.;
длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3720 мм;
ширина траков: 550 мм;
длина: 6,7 м;
ширина: 3 м;
высота: 2,4 м;
вооружение: 76,2-мм пушка Ф-34 обр. 1940г, два 7,62-мм пулемета ДТ;
боекомплект: 77 снарядов, 3906 патронов;
двигатель: В-2, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения;
мощность двигателя: 500 л.с.;
количество передач: 4 вперед, 1 назад;
скорость по шоссе: 55 км/ч.;
запас хода по шоссе: 300-400 км.

Тактико-технические характеристики Т-34 обр. 1943 г.:

масса в снаряженном состоянии: 30900 кг;
экипаж: 4 чел.;
длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3720 мм;
ширина траков: 550 мм;
длина: 6,7 м;
ширина: 3 м;
высота: 2,6 м;
вооружение: 76,2-мм пушка Ф-34 обр. 1942г, два 7,62-мм пулемета ДТ;
боекомплект: 100 снарядов, 3600 патронов;
двигатель: В-2, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения;
мощность двигателя: 500 л.с.;
количество передач: 5 вперед, 1 назад;
скорость по шоссе: 55 км/ч.;
запас хода по шоссе: 465 км.

Источники:
1. Свирин М., Коломиец М., "Забытые Тридцатьчетверки", Танкомастер №1, 1999
2. Желтов И., Павлов М., Павлов И., Сергеев А., Солянкин А., "Неизвестный Т-34", Экспринт, 2001
3. Шмелев И., "Знаменитая Тридцатьчетверка", Техника молодежи №2, 1981
4. Шмелев И., "Танк Т-34/76. Оценка машины", Техника и вооружение №12, 1998
5. Барятинский М., Ферингер А., "Легендарная Тридцатьчетверка", Моделист-Конструктор №5, 1988
6. Морозов А., "Т-34: Путь к победе", Прапор, 1985
7. Отто Кариус, "Тигры в грязи", Центрполиграф, 2005
8. "Russian Tanks of World War II", 1999