среда, 26 июня 2019 г.

Истребитель Ла-5 ОКБ Лавочкина

20-мм синхронные авиационные пушки B-20 конструкции Владимирова советского истребителя Ла-5ФН (з/н 1015) во время прохождения испытаний. Несмотря на успешное прохождение испытаний, пушка В-20 не стала серийной, проиграв конкуренцию 20-мм авиапушке Б-20 конструкции Березина.


Герои Советского Союза летчики-истребители капитан Александр Васильевич Лобанов (1917—1986, слева) и майор Александр Григорьевич Павлов (1918—1947) беседуют возле истребителя Ла-5ФН. Вероятно, снимок сделан в Чехословакии.
А.Г. Павлов родился 26 октября 1918 года в деревне Люторецкое Лопаснинского  района Московской области. В РККА с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В.П. Чкалова. С августа 1941 года старший лейтенант А.Г. Павлов в действующей армии, был командиром звена 40-го истребительно авиаполка. Воевал на Южном, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах.
К июлю 1943 года — командир эскадрильи 41-го гвардейского истребительного авиационного полка  (8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия). Гвардии капитан А. Г. Павлов выполнил 392 боевых вылета, провел 83 воздушных боя, сбил 10 самолетов противника лично и 16 в составе группы. 28 сентября 1943 года за мужество и отвагу удостоен звания Героя Советского Союза. С зимы 1944 года — командир 41-го гвардейского ИАП.
К маю 1945 года гвардии майор А.Г. Павлов совершил более 500 успешных боевых вылетов и лично сбил 20 самолетов противника. После войны, так же служил в авиации. 16.01.1947 г. майор А.Г. Павлов погиб в автокатастрофе.
А.В. Лобанов родился 28 апреля 1917 года на станции Карамышево, ныне Псковской области. С 1925 года жил в Минске. В 1936 году окончил аэроклуб. В РККА с 1938 года, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. В действующей армии с августа 1941 года. Воевал на Южном, 1-м Белорусском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. Участник обороны Донбаса, Северного Кавказа, боев на Кубани и Орловско — Курской дуге, освобождения Украины, Польши, Чехословакии, штурма Берлина.
К июлю 1943 года — заместитель командира эскадрильи 41-го гвардейского истребительного авиаполка. Гвардии старший лейтенант А. В. Лобанов совершил 376 боевых вылетов, участвовал в 52-х воздушных боя, сбил лично 11 и в составе группы 12 самолетов противника. За мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, 28.09.1943 г. удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего за войну выполнил 811 боевых вылетов, участвуя в 83 воздушных боях, сбил 26 самолетов противника лично и 14 в группе с товарищами. После войны, так же служил в авиации. В 1953 г. гвардии подполковник А. В. Лобанов уволен в запас. Умер 04.10.1986 года.

Группа советских истребителей Ла-5 в полете. Снимок сделан с борта самолета У-2.

Группа советских истребителей Ла-5 в полете. Снимок сделан с борта самолета У-2.

Фотограф делает снимок летчика 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка Алексея Петровича Маресьева (1916 — 2001) у своего истребителя Ла-5Ф.
С августа 1941 года лейтенант А.П. Маресьев в действующей армии. По март 1942 года сражался в составе 296-го ИАП; по апрель 1942 года — в 580-м ИАП; с июля 1943 года по апрель 1944 года — в 63-м Гвардейском ИАП. К концу марта 1942 года летчик 580-го истребительного авиационного полка (Северо-Западный фронт) лейтенант Маресьев в воздушных боях сбил 4 самолета противника. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом его самолет был подбит и упал в лес в тылу врага. 18 суток летчик пробирался к своим войскам.
После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайную силу воли, в июне 1943 года вернулся в строй. Во время боев на Курской дуге заместитель командира эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев сбил 3 самолета противника.
25 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году Маресьеву предложили стать инспектором — летчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС. К тому времени гвардии старший лейтенант А.П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолетов, в том числе 7 — после возвращения на фронт после ранения и ампутации голеней обеих ног. Судьбе А.П. Маресьева посвящена книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В 1948 году по ней был снят одноименный художественный фильм.

Перекур летчиков 848-го истребительного авиаполка 194-й истребительной авиадивизии 17-й воздушной армии 4-го Украинского фронта у истребителя Ла-5Ф на аэродроме Ямбол в Болгарии.

Сборочная линия истребителей Ла-5Ф на авиационном заводе №21 в Горьком.

Истребители Ла-7 (№ 70) и Ла-5ФН (№ 41) из Гвардейского авиаполка ВВС ВМФ и военно-транспортный самолет Ли-2 на аэродромных стоянках. Истребители из состава 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС ВМФ или 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС ВМФ.

Советский истребитель Ла-5Ф с немецкими опознавательными знаками на аэродроме на Кубани. На фоне истребителя стоят советские кино-операторы и фотографы (слева направо): М.И. Пойченко, Д.И. Шмолович (11.09.1914 — 27.08.1964), Я.Н. Халип (1908 — 1980), М.А. Трояновский (19.12.1907 — 22.10.1967). Судя по всему, самолет был немецким трофеем и оставлен на аэродроме при отступлении. Но о том, когда и при каких обстоятельствах самолет был захвачен немцами информации нет.

Солдаты и офицеры 192-го истребительного авиационного полка у истребителя Ла-5ФН на аэродроме в Венгрии.
Третий слева — младший лейтенант Александр Герасимович Спирин (1923—1950), награжденный в октябре 1944 г. за успешное выполнение боевых заданий и воздушные победы орденом Красного Знамени. В целом он совершил 67 боевых вылетов на истребителе Ла-5, лично сбил 4 самолёта противника (21.10.1944 г. – два FW 190 и 5.12.1944 г. –  FW 190 и Bf 109).
После войны продолжил службу в ВВС, окончил Школу летчиков-испытателей и стал летчиком-испытателем Саратовского авиационного завода. Погиб 25 июня 1950 года при выполнении испытательного полёта на серийном МиГ-15.

Комментариев нет :

Отправить комментарий