среда, 23 января 2019 г.

Вымерший Мамонт . Танк «Маус». Часть 2

Как уже упоминалось, проект «Мауса» был выполнен на высоком техническом и технологическом уровне. Главными его особенностями было мощное круговое бронирование (соотношение толщин брони лобовых и бортовых деталей корпуса «Мауса» было близко к 1, т.е. бортовые броневые листы по своей толщине приближались к лобовым), а также использование электромеханической трансмиссии. 

Конструкция   Корпус танка сваривался из бронеплит, поверхность которых была упрочнена при помощи цементации. Лобовые и кормовые катаные листы корпуса были расположены с рациональными углами наклона, при этом в них отсутствовали какие-либо люки или щели, снижающие противоснарядную стойкость, а бортовые листы — вертикально. Толщина лобового листа составляла 200 мм, а кормового — 160 мм. Толщина бортового листа была неодинаковой по высоте — в верхней части он имел толщину 185 мм, а в нижней — всего 105 мм. Для компенсации такого ослабления уровня броневой защиты в нижней части борта, внутри корпуса были вертикально установлены броневые листы толщиной 80 мм, которые образовывали вдоль оси танка своеобразный «колодец» шириной 1 м. Пространство этого «колодца» занимали отделение управления, силовая установка, генераторы и другие агрегаты. Между наружным бортовым листом корпуса и бортовым листом среднего колодца монтировалась ходовая часть танка   Внутри корпус был разделен поперечными перегородками на несколько отделений: отделение управления, моторное, боевое и трансмиссионное. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сидения механика-водителя (слева) и радиста (справа). Здесь же, по бортам, устанавливалось два топливных бака емкостью по 780 л.

Вид сверху на места водителя и радиооператора прототипа «Маус» Тип 250/1
Вид сверху на места водителя и радиооператора прототипа «Маус» Тип 250/1 
За отделением управления располагалось моторное отделение, в котором размещались: двигатель (посередине), а по бортам — водяные и масляные радиаторы, выхлопные коллекторы и масляный бак.


Вид сверху на места водителя и радиооператора прототипа «Маус» Тип 250/1 За моторным отделением находилось боевое отделение. Под полом боевого отделения, в центральном «колодце» корпуса, устанавливался блок генераторов и редуктор, через который на них передавалось вращение от двигателя. Над боевым отделениемкорпуса на роликовых опорах устанавливалась вращающаяся башня с вооружением. В ней размещались сидения командира танка, командира орудий и двух заряжающих. Всего экипаж «Мауса» состоял из шести человек (четверо в башне и двое в корпусе). Связь между ними осуществлялась с помощью танкового переговорного устройства, а в аварийной ситуации могли использоваться сигнальные лампы и переговорная труба. Для внешней радиосвязи на танке имелась радиостанция Fu 5.

 В кормовой части корпуса танка располагалось трансмиссионное отделение, в котором устанавливались тяговые электромоторы, промежуточные редукторы, тормоза и бортовые редукторы.

Крыша корпуса была выполнена съемной. Она состояла из отдельных броневых листов толщиной от 50 мм в подбашенной зоне и до 105 мм — над отделением управления. Броневое днище корпуса также имело различную толщину по длине танка. В передней части для защиты от подрыва противотанковых мин его толщина составляла 105 мм, а в сторону кормы оно было выполнено из более тонкого листа толщиной 55 мм. В отделении управления, перед сиденьем радиста, в днище корпуса имелся люк для аварийного выхода из танка.   Башня танка сваривалась из броневых плит. В лобовой части их толщина была доведена до 210 мм, ее боковые стенки имели наклон в 30°. На корпусе башня устанавливалась при посредстве трех пар роликовых подшипников, а в горизонтальной плоскости башню поддерживали еще шесть пар так называемых башенных несущих подшипников. Был предусмотрен и механизм, позволяющий опустить башню с подшипников, в этом случае стык башни и корпуса становился водонепроницаемым. На крыше башни имелись отверстия под два люка и два воздушных фильтра типа GH 2/40. Воздушные фильтры имели электрический привод. Кроме этого, на крыше устанавливались два перископа, две пусковые установки для дымовых гранат Schnellnebelkertzen 39, дальномер EMesser. В задней стене башни имелся люк, предназначенный для погрузки боеприпасов. В крышке люка находилась бойница для стрелкового оружия.
 Заготовка броневого корпуса танка «Маус» на заводе фирмы Крупп
 Заготовка броневого корпуса танка «Маус» на заводе фирмы Крупп 

В башне размещалось вооружение танка, состоящее из 128-мм танковой пушки образца 1944 года, модели KWK-44 (РаК44), спаренной с ней 75-мм танковой пушки KWK-40 и пулемета MG-42 калибра 7,92 мм. Спаренная артиллерийская установка монтировалась на специальном станке, и обе пушки имели общую маску. Конструкция станка позволяла использовать отдельно каждую пушку в зависимости от боевой обстановки, но не давала возможности вести прицельную стрельбу залпом. Пушки были стабилизированы в вертикальной плоскости. Наведение пушек на цель производилось при помощи оптического перископического прицела типа TWZF, расположенного слева от 128-мм пушки.
Башня супертяжелого танка «Маус»
Башня супертяжелого танка «Маус» 

128-мм нарезная танковая пушка была самым мощным противотанковым орудием немецкой армии. Ее боекомплект состоял из 61 выстрела раздельно-гильзового заряжания (25 выстрелов размещались в башне, 36 — в корпусе танка). Для стрельбы применялось два типа снарядов — бронебойные и осколочно-фугасные. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 920 м/с.   75-мм пушка устанавливалась в общей маске справа от 128- мм пушки. Боекомплект к пушке состоял из 200 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами (50 выстрелов укладывались в башне, 150 — в корпусе танка). С учетом 1000 патронов для двух 7,92-мм пулеметов общий вес боекомплекта танка равнялся почти 4,9 т! Вертикальная наводка орудий осуществлялась при помощи механического устройства с ручным приводом. Один полный оборот маховика изменял угол возвышения на 1°, а вообще углы вертикальной наводки составляли от -7° до +23°. Вращение башни осуществлялось при помощи электрического привода, а в случае его отказа был предусмотрен ручной привод.

На вращающемся полике башни были установлены стеллажи для снарядов к обеим пушкам. На дне башни размещался компрессор, предназначенный для продутия ствола 128-мм орудия.   Как уже упоминалось выше, силовая установка танка «Тип 205» «Маус» была комбинированной. Двигатель внутреннего сгорания вращал электрогенератор, который вырабатывал ток для приводящих танк в движение двух электродвигателей. В качестве основного двигателя первоначально планировалось использовать специальный танковый дизельный двигатель МВ-509 мощностью 1100 л.с., но из-за задержек с его доводкой и поставкой напервый прототип «Мауса» пришлось установить приспособленный для работы в танке авиационный двигатель «Даймлер-Бенц» DB 603A2 мощностью 1750 л.с. Он размещался по оси корпуса в его средней части между отделением управления и боевым отделением.

Первый прототип Тип 250/1 с нагрузочным макетом башни на заводском дворе фирмы «Алкет», 24 декабря 1943 года.
Первый прототип Тип 250/1 с нагрузочным макетом башни на заводском дворе фирмы «Алкет», 24 декабря 1943 года.

 Если присмотреться, то на борту видна нарисованная белым мышь Топливо к двигателю подавалось из внутренних топливных баков общей емкостью 1560 л. Кроме того, на кормовой части корпуса мог устанавливаться дополнительный топливный бак, который также подключался к системе питания топливом. При необходимости он мог быть сброшен с танка без выхода экипажа из машины.   Очистка воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, осуществлялась комбинированным воздухоочистителем. Воздухоочиститель обеспечивал предварительную сухую, инерционную очистку и имел пылесборный бункер. Тонкая очистка воздуха происходила в масляной ванне и в фильтрующих элементах воздухоочистителя.

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией. Емкость системы охлаждения двигателя составляла 110 л. В качестве охлаждающей жидкости использовалась смесь этиленгликоля с водой в равных пропорциях. В систему охлаждения двигателя входили два радиатора, два пароотделителя, водяной насос, компенсационный бачок и четыре вентилятора.   Вентиляторы осевого типа, двухступенчатые, устанавливались попарно по бортам танка. Охлаждающий воздух засасывался вентиляторами через бронированную решетку крыши моторного отделения, а выбрасывался через бортовые решетки. Интенсивность охлаждения двигателя регулировалась с помощью жалюзи, установленных под бортовыми решетками.   Циркуляция масла в системе смазки двигателя обеспечивалась работой десяти насосов: основного нагнетающего, трех насосов повышенного давления и шести откачивающих насосов различной производительности. Часть масла шла на смазку трущихся поверхностей деталей, а часть — на питание гидравлической муфты и сервоустройства управления двигателем.   С двигателем был сблокирован сдвоенный электрогенератор. Вес этого генератора был достаточно внушительный — 3885 кг. Электрогенератор вырабатывал ток для двух электродвигателей мощностью по 544 л.с. каждый. Крутящий момент каждого электродвигателя передавался на свое ведущее колесо через промежуточный редуктор с бортовым тормозом и бортовой редуктор. Кроме того, применялось сцепление, позволяющее отключить двигатель от оси ведущего колеса, — например, при внезапной блокировке гусеницы, во время быстрого движения. Промежуточный редуктор, устанавливавшийся между электродвигателем и бортовым редуктором, был выполнен в виде гитары, состоявшей из цилиндрических шестерен и имевшей две передачи. Управление переключением передач было гидравлическим. Бортовые редукторы размещались внутри корпусов ведущих колес.   С целью повышения живучести танка его силовая установка получила мощную автоматическую противопожарную систему. Для тушения огня был предназначен сжатый углекислый газ, хранившийся под давлением 190 атм. в двух баллонах по 6 кг каждый. Всего в баллонах было 3000 литров углекислого газа.   На приборных досках у места механика-водителя и стрелкарадиста были установлены контрольные лампочки, сигнализирующие о пожаре в двигательном отсеке. Если температура в силовом отделении превышала 160°С, то срабатывала автоматика. Сначала опорожнялся первый баллон, а затем и второй, при сильном пожаре водитель мог открыть резервный баллон с углекислым газом одновременно с основным. В случае поломки автоматической системы открыть баллоны можно было вручную. При пожаре механик-водитель переводил двигатель на холостой ход.
Тип 250/1 на полигоне Боблинген,
Тип 250/1 на полигоне Боблинген
1944 год Все узлы ходовой части танка размещались между основными бортовыми листами корпуса и фальшбортами. Фальшборты являлись одновременно броневой защитой ходовой части и второй опорой для крепления узлов и агрегатов гусеничного движителя и подвески.   Каждая гусеница танка состояла из 56 цельных и 56 составных траков, чередующихся между собой. Масса цельного и составного трака с пальцем составляла 127,7 кг, общая масса гусениц танка — 14,3 т.
Провалившийся в болото во время ходовых испытаний Тип 250/1 на полигоне Боблинген, 1944 год
Провалившийся в болото во время ходовых испытаний Тип 250/1 на полигоне Боблинген, 1944 год

 С учетом чрезвычайно большого веса танка были применены гусеницы шириной 1100 мм и многокатковая ходовая часть. С каждого борта располагалось по 24 опорных катка относительно небольшого диаметра с внутренней амортизацией, сблокированных в 12 тележек, которые, в свою очередь, объединялись в шесть блоков, смещенных по диагонали относительно друг друга. Масса каждого опорного катка составляла 110 кг.   Подвеска «Мауса» была балансирнопружинного типа с использованием вертикальных цилиндрических пружин и резиновых подушек. Ведущие колеса имели съемные зубчатые венцы. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась 12 роликамикатками. Несмотря на все старания конструкторов, удельное давление на грунт составило 1,53 кг/см2 ,что почти в полтора раза превышало соответствующие показатели серийных германских танков, не отличавшихся высокой подвижностью на пересеченной местности.

Уже на стадии проектирования сверхтяжелого танка было понятно, что найдется не так много мостов, способных выдержать этого колосса, тем более в условиях боевых действий. Поэтому водные преграды планировалось преодолевать только по дну.   Соответствующим образом подготовленный — загерметизированный «Маус» мог преодолевать по дну водные преграды глубиной до 8 м.   Все отверстия, заслонки, стыки, лючки танка имели герметизирующие прокладки. Герметичность стыка маски спаренных орудий с башней осуществлялась за счет дополнительной затяжки болтов крепления бронировки и резиновой прокладки, устанавливавшейся с ее внутренней стороны. Для компенсации протечек на танке было установлено три водооткачивающих насоса (в электрогенераторном, тормозном и двигательном отделениях). Продолжительность пребывания под водой могла составлять до 45 мин.   Металлическая воздухопитающая труба, предназначавшаяся для обеспечения воздухом экипажа и силовой установки под водой, устанавливалась на люк механика-водителя и дополнительно крепилась стальными растяжками. Составная конструкция воздухопитающей трубы позволяла преодолевать водные преграды различной глубины. Отработанные выхлопные газы через установленные на выхлопных трубах обратные клапаны выбрасывались в воду.   Оригинальная схема была разработана для преодоления глубокого брода. Полностью герметизированный танк двигался под водой с неработающим основным двигателем, а необходимый для тяговых электродвигателей ток подавался по кабелю с другого танка, стоящего на берегу водоема, силовая установка которого работала в более благоприятных условиях.   Испытания   24 декабря 1943 года на заводе «Алкет» в Берлине был окончен первый прототип, получивший обозначение «Тип 205/1». На его борту один из механиков в шутку нарисовал белой краской изображение мышки и написал «Maus». В тот же день танк, продемонстрировав неплохую маневренность, самостоятельно выбрался из сборочного ангара и направился на заводской полигон. За его «рычагами» сидел штатный водительиспытатель фирмы «Порше» — Карл Генсберг. Во время пробега выявилось, что, вопреки опасениям военных, управляемость «Мауса» оказалась на высоте, водители-испытатели даже утверждали, что громадный «Маус» более легок в управлении, чем средний PzKpfw IV.
Второй прототип Тип 250/2, без башни, на железнодорожной станции Боблинген, 10 марта 1944 года
Второй прототип Тип 250/2, без башни, на железнодорожной станции Боблинген, 10 марта 1944 года 

В начале 1944 года «Тип 205/1» был отправлен на заводской полигон фирмы «Порше» в район Боблингена, под Штутгартом, где планировалось провести испытания ходовых качеств машины. Вооружение танка еще не было готово, поэтому на него установили нагрузочный макет башни, который по массе соответствовалбудущей башне с вооружением. На полигон «Маус» был перевезен по железной дороге, правда, для этого пришлось использовать специальную четырнадцатиосную платформу (Verladewagon), которая была построена на заводе Graz-Simmering-Pauker Works в Вене. Данная транспортная операция подтвердила возможность железнодорожной перевозки сверхтяжелого танка.
Второй прототип Тип 250/2, на территории полигона Куммерсдорф, 1944 год

Второй прототип Тип 250/2, на территории полигона Куммерсдорф, 1944 год
Второй прототип Тип 250/2, на территории полигона Куммерсдорф, 1944 год

 Прибыв на станцию назначения, «Маус» самостоятельно сполз с платформы по приставному пандусу и ночью проехал около пяти километров до ангара, принадлежавшего 7-му запасному танковому батальону. На следующий день были проведены испытания рулевого управления и пробные «пробежки» по полигону (всего около 2000 метров). Особенно инженеров интересовала способность танка поворачивать на грунтовой поверхности, а также его давление на грунт. Испытания показали, что танк, даже проваливаясь в грунт на 500 мм, сохраняет свои ходовые качества. Движение танка производилось на пониженных передачах, поскольку коробка передач была еще недостаточно доработана. Поэтому вместо запланированной максимальной скорости 20 км/час машина смогла «разогнаться» только до 13 км/час. Во время заднего хода выявился чрезмерный провис гусеницы. Для его устранения были внесены изменения в механизм натяжения гусеницы. Параллельно с ходовыми испытаниями механики производили заключительный монтаж механизмов и приборов танка. 3 февраля 1944 года в присутствии представителя департамента бронетанковой техники были проведены очередные ходовые испытания, в ходе которых машина прошла около 2 километров. А всего к этому сроку общий пробег первого прототипа составил около 16 километров. В период с 4 по 25 февраля провели очередной цикл испытаний. Так, например, 7 февраля машина прошла около 20 км, причем почти половину из них на танке проехал сам профессор Ф. Порше. Затем испытания продолжились до 17 марта 1944 года. Танк ездил по круговой трассе, сначала диаметром 4000 м, затем — 4100 м и, наконец, — 5200 м. Проверялась также его способность преодолевать различные препятствия. Оказалось, что «Маус» в состоянии преодолевать склоны с уклоном до 25о , а при использовании специальной, так называемой «горной передачи», он поднимался даже на склон с уклоном 43о .   В 1944 году ход военных действий складывался таким образом, что нужда Германии в танках прорыва отпала сама собой. Немцы теперь только отступали, «выравнивая линию фронта», как этот процесс называл в своих речах главный пропагандист III-го Рейха доктор Геббельс. Поэтому в управлении вооружений нашли новый способ боевого применения «Мауса». С учетом того, что Гитлер считал, будто «Маус» необходимо включить в систему оборонительных сооружений «Атлантического вала» (береговые укрепления на Западном фронте), где его ограниченная подвижность и запас хода не будут иметь большого значения, военные решили использовать супертяжелый танк в системе укрепленных районов, где бы он выполнял роль подвижного бронированного бункера, передвигающегося по бетонным дорогам между бетонными же фортификационными сооружениями. Мощное 128-мм орудие «Мауса» было способно пробить лобовую броню основных танков армий союзников — «Sherman», «Cromwell», «Churchill», T-34/85 и ИС-2 — на расстоянии до 3500 м. Точность огня на таких расстояниях обеспечивалась применением оптического дальномера разработки фирмы «Zeiss». Так как считалось, что со своей бронезащитой «Маус» абсолютно неуязвим для огня наземных средств поражения и что противнику придется использовать для его уничтожения тяжелую бомбардировочную авиацию, то параллельно с разработкой «Мауса», на его базе, создавалась и зенитная самоходная установка Flakzwilling 8.8cm auf Maus «Вирбельвинд», предназначенная для обеспечения противовоздушной обороны подразделений сверхтяжелых танков. «Вирбельвинд» представлял собой «Маус» со вновь разработанной башней, в которой размещалось два 88-мм зенитных орудия Flak 43.

10 марта 1944 года в Боблинген прибыл «в основном готовый» второй прототип «Мауса» — «Tип 205/2». Формулировка «в основном готовый» расшифровывалась таким образом — «Tип 205/2» не имел ни двигателя (доводка танкового дизеля затягивалась), ни башни с вооружением. Возможно, при этом следовало бы считать второй прототип «в основном не готовым». Со станции в ангар бездвигательный и безбашенный «Tип 205/2» был отбуксирован «Типом 205/1», который в этот же день ездил по круговой трасседиаметром 8200 метров. Кстати, в дальнейшем ходе испытаний было определено, что для буксировки полностью укомплектованного «Мауса» необходимо два других таких же танка.   К 9 апреля 1944 года на предприятиях «Крупп» была наконец изготовлена первая башня для «Мауса». Основное орудие для нее — 12,8 cm KwK 44 (позже обозначение изменили на KwK 82) калибра 128 мм было изготовлено еще в ноябре 1943 года и проходило испытания на артиллерийском полигоне в Меппене до весны 1944 года. 6 июня 1944 года башню с вооружением установили на втором прототипе — «Tип 205/2». «Tип 205/1» должны были оснастить второй изготовленной башней, но он так никогда и не получил ее, оставшись с нагрузочным макетом.
Прототип Тип 250/2 на территории полигона Куммерсдорф, 1944 год
Прототип Тип 250/2 на территории полигона Куммерсдорф, 1944 год 


В середине 1944 года на «Тип 205/2» были установлены экспериментальные опорные катки с отверстиями, при помощи этих облегченных катков хотели хоть как-то снизить массу машины, однако вскоре они были вновь заменены цельнолитыми.   Лишь в октябре 1944 года на «Тип 205/2» установили дизель MB-509. Сразу после монтажа двигателя танк был направлен на полигон военного ведомства в Куммерсдорф. Однако в ходе испытаний из-за неправильного соединения двигателя с генератором лопнул карданный вал. Ошибка в сборке узла была вызвана спешным ходом работ. В Куммерсдорфе испытывались оба прототипа, но достоверной информации об этих испытаниях нет. Неизвестно также, проводились ли опытные стрельбы.   В конце 1944 года Гитлер приказал прекратить все работы над сверхтяжелыми танками, поскольку к этому времени немецкая танкостроительная промышленность уже не могла обеспечить серийный выпуск сверхтяжелых «Маусов» даже при минимальном выпуске — 10 машин в месяц. Однако еще 19 августа фирма «Крупп» информировала Ф. Порше, что получила приказ остановить все работы над «Маусом». Огромная конструкторская и организационная работа пропала даром, хотя стоит признать, что при разработке танка было предложено много новаторских идей, однако непреодолимые сырьевые трудности III Рейха с самого начала сделали выпуск сверхтяжелых танков совсем нереальным.   Весной 1945 года оба опытных образца «Тип 205» находились в Куммерсдорфе. Из-за приближения советских войск и невозможности эвакуировать многотонные машины с территории Куммерсдорфского полигона, на случай его захвата Красной Армией, танки были подготовлены к уничтожению. Однако в последний момент пришел новый приказ, согласно которому предписывалось использовать танки для обороны полигона.   Куммерсдорф был занят Красной Армией 21 апреля 1945 года, а обнаружены оба супертяжелых танка были уже после капитуляции Германии, во время работы Технической Комиссии Министерства Транспортного Машиностроения СССР.   Один танк («Тип 205/1» с нагрузочной башней) находился в районе западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона. Другой («Тип 205/2») — на площадке Штаммлагеря вблизи Цоссена, в 14 км от Куммерсдорфа. Оба танка были выведены из строя, причем у танка, находившегося в Штаммлагере, взрывом был разрушен корпус. Неизвестно, был ли танк взорван экипажем или поврежден в бою.   Во второй половине августа 1945 года из двух поврежденных «Маусов», обнаруженных в Куммерсдорфе, был собран один более-менее комплектный образец, который был сначала переправлен в Щетин, откуда его морем перевезли в Ленинград, а затем на бронетанковый испытательный полигон в Кубинку под Москвой. Здесь это колоссальное творенье «мрачного немецкого гения» изучали до 1951-1952 гг. — и даже испытывали обстрелом на артиллерийском полигоне. В настоящее время танк находится в экспозиции тамошнего музея.   В заключение следует отметить, что «Маус» был отнюдь не единственным сверхтяжелым танком, разрабатывавшимся в Германии в годы Второй мировой войны. Свой вклад в создание этих монстров на гусеницах внесла и фирма «Хеншель», разработавшая танк Е-100 боевой массой 140 т. Танк планировали вооружить 150-мм и 75-мм пушками. Целую серию сверхтяжелых танков разработала и фирма «Крупп». Самый большой из них весил 1500 т и был вооружен 800-мм орудием «Дора», устанавливаемым в центре корпуса, а его вспомогательное вооружение должны были составлять две 150-мм пушки, смонтированные во вращающихся башнях в носовой и кормовой частях корпуса. Максимальная толщина брони корпуса составляла 250 мм, в движение танк приводился четырьмя дизельными двигателями от подводных лодок.

Характеристики танка «Маус»
Общие данные: Боевая масса — 188 т
Экипаж — 6 чел
Среднее давление на грунт — 1,6 кгс/см2
Основные размеры, мм: 
Длина с пушкой вперед — 10200;
Высота — 3710;
Ширина — 3630;
Длина опорной поверхности — 5860;
Клиренс — 500
Вооружение: 
Пушка KWK-44 (PaK-44), калибра — 128 мм боекомплект, выстр — 61
Пушка KWK-4075, калибра — 75 мм боекомплект, выстр — 200
Пулеметы MG.42 калибра — 7,92 мм Боекомплект — 1000 патронов
Броневая защита, мм
Лоб корпуса — 200;
Борт корпуса — 185;
Корма — 160;
Крыша — 105/ 55;
Днище — 105/ 55;
Лоб башни — 210;
Борт башни — 210/30;
Крыша башни — 65.
Подвижность:
Максимальная скорость по шоссе — 20 км/час
Запас хода по шоссе — 186 км

Комментариев нет :

Отправить комментарий