воскресенье, 16 сентября 2018 г.

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 3) - StuG III

В 1935 году тогда еще полковник вермахта Эрих фон Манштейн, который в дальнейшем прославился в роли командующего крупными бронетанковыми соединениями, выступил с идеей о создании в войсках специальной мобильной штурмовой артиллерии. Предполагалось, что установка будет базироваться не гусеничном шасси и будет защищена броней. Данное предложение полковника нашло поддержку, и уже в 1936 году немецкое командование приняло решение о создании бронированной самоходной установки поддержки пехоты, которую планировалось вооружить 75-мм пушкой. Фирме «Крупп» был дан заказ на производство орудия, а фирме «Даймлер-Бенц» поручили разработать саму установку. 

Первые 5 экспериментальных машин из нулевой серии покинули заводские цеха уже через год. В качестве базы при их создании была использована слегка видоизмененная база среднего танка PzKpfw III Ausf B. В неподвижной, полностью закрытой боевой рубке была смонтирована короткоствольная пушка StuK 37 L/24. Пушка была слегка смещена вправо относительно продольной оси машины, поэтому место механика-водителя изменений не претерпело, с тем лишь отличием, что теперь он сидел в передней части достаточно просторного боевого отделения, вдоль стен которого находился боекомплект орудия, состоявший из 44 снарядов. Первоначально пулемета для борьбы с пехотой противника не предусматривалось. Для своего времени машина отличалась неплохим бронированием и низким силуэтом. Двигатель «Майбах» HL 108TR мощностью в 250 л.с. позволял самоходке развивать скорость в 20-25 км/ч. Для боевой машины, которую планировалось использовать в качестве средства поддержки пехоты, такой скорости было достаточно.

После внесения в конструкцию ряда изменения, в феврале 1940 года на заводе «Даймлер-Бенц» была произведена первая партия штурмовых орудий, состоявшая из 30 боевых машин, которые от опытных образцов отличались главным образом двигателем и ходовой частью. САУ были произведены на базе танка PzKpfw III Ausf E/F и оснащались новым двигателем «Майбах» HL 120TR, обладающим мощностью в 300 л.с. Лобовая броня штурмовых орудия доходила до 50 мм. 28 марта 1940 года данные штурмовые орудия были приняты на вооружение вермахта под обозначением «7.5 cm Strumgeschutz III Ausf А (сокращенно – StuG III)». Чуть более чем через месяц 4 батареи данных САУ приняли участие во французской кампании, по результатам которой заслужили самые лестные отзывы как от командования, так и от экипажей машин. 


"Штуг" первых серий, бои в Харькове, 1941 год



В скором времени производство САУ StuG III было переброшено с перегруженных военными заказами мощностей «Даймлер-Бенц» на предприятие «Алкетт», где производство штурмовых орудия достигло уровня 30 машин в месяц. Такие темпы производства позволили ввести в строй в 1940 году 184 САУ StuG III, а до конца 1941 года количество этих очень нужных на фронте машин достигло 548. 

Штурмовые орудия StuG III стали в итоге самой массовой боевой гусеничной машиной вермахта во время Второй мировой войны. После того как в 1942 году САУ получила на вооружение новое длинноствольное 75-орудие, обладающее хорошими бронебойными характеристиками, данная самоходка стала, по сути, главным противотанковым средством вермахта. При этом функция штурмового орудия перешла модели StuH 42, вооруженной короткоствольной 105-мм гаубицей, обладающей гораздо более высокой мощностью осколочно-фугасного выстрела. Всего с февраля 1940 по апрель 1945 года на немецких заводах было изготовлено примерно 10 500 штурмовых орудий StuG III и штурмовых гаубиц StuH 42.

История модернизации

Как и вся немецкая бронетехника, которая выпускалась на протяжении достаточно длительного периода времени, StuG III в процессе производства неоднократно модернизировался. Это делалось как с целью повышения боевых качеств САУ, так и для удешевления и упрощения конструкции. В результате внесения по большей части не очень существенных изменений свет увидели 8 модификаций машины (А, В, С, D, Е, F, F/8 и G).

StuG III Ausf.F, переданные финнам


Главное, на что стоит обратить внимание, – это вопрос эволюции вооружения. Первые штурмовые орудия получали на вооружение короткоствольные орудия с длиной ствола в 24 калибра. Это вооружение было основным для моделей А, B, C, D и E. С задачей оказания огневой поддержки пехоты на поле боя данное орудие справлялось хорошо, но вот бороться с танками при его помощи было очень проблематично, поражать их можно было лишь с очень коротких дистанций. Также стоит отметить, что оборонительное вооружение в виде пулемета появилась на САУ лишь с модели С. 

Уже первые бои против СССР показали, что эффективность StuG III в борьбе с танками противника очень низка. А именно в этой роли хорошо бронированным самоходкам часто и предстояло выступать. Справедливости ради стоит отметить, что в таком же положении при встрече с новыми советскими средними и тяжелыми танками оказались все танки и САУ вермахта. 

Именно поэтому уже 28 сентября 1941 года Гитлер подписывает специальный приказ, который призывает увеличить мощность орудий, которыми вооружаются танки и штурмовые орудия. Согласно данному приказу все танки и САУ должны вооружаться только длинноствольными пушками. Для вооружения StuG III предпочтение было отдано орудию StuK 40 L/43 компании Rheinmetall-Borsig, которое отлично вписывалось в его рубку. Длина ствола орудия равнялась 43 калибрам (3473 мм), масса орудия составляла 670 кг. 

Производство штурмовых орудий с новой пушкой было развернуто в марте 1942 года. Машина получила обозначение Sturmgeschutz 40 Ausf.F Основным отличием модели было новое орудие, которое оснащалось прицелом Sfl ZF 1а, головка которого выводилась наружу через специальное отверстие, расположенное в крыше рубки. Также машина получила новую сварную маску орудия, а на крыше рубки был размещен электрический вентилятор. 

StuG III Ausf.G на Западном фронте


С июня 1942 года броню корпуса стали усиливать специальными 30-мм бронелистами, которые крепились к основной броне при помощи болтов. Масса машины выросла на 450 кг, максимальная скорость сократилась до 38 км/ч. С августа 1942 года начали вноситься изменения в конструкцию лобовой части рубки САУ, в частности, был уменьшен угол наклона верхних передних листов. За счет этого удалось убрать невыгодный с точки зрения снарядостойкости уступ, расположенный на стыке наклонного и вертикального лобовых листов корпуса. Штурмовое орудие в этом варианте выпускалось с марта по сентябрь 1942 года, всего было произведено 364 боевых машины. 

В сентябре этого же года цеха завода «Алкетт» покинула новая версия Ausf.F/8. Главное ее отличие было в большей технологичности корпуса. Толщина брони кормового листа корпуса была доведена до 50 мм. Все машины этой серии оснащались дополнительной навесной броней в 30 мм в лобовой части рубки и корпуса. С начала 1943 года на крыше боевой рубки начали устанавливать щит под пулемет MG 34, а с мая 1943 года машины получили противокумулятивные экраны. Но главной особенностью было новое орудие StuK 40 с длиной ствола 48 калибров (3855 мм). Пушка оснащалась двухкамерным дульным тормозом и клиновым полуавтоматическим затвором, ее масса составляла 750 кг. Дальность прямого выстрела равнялась 800-1200 метрам, максимальная дальность стрельбы составляла 7 700 метров. Скорострельность была на уровне 10-15 выстрелов в минуту, боекомплект орудия состоял из 54 снарядов. 

StuG III Ausf.G – наиболее массовая ПТ-САУ вермахта

В самом конце 1942 года на вооружение вермахта поступила самая последняя и самая массовая модификация – StuG III Ausf.G. В данной версии был воплощен весь накопленный опыт боевого применения самоходок, а также реализованы последние конструкторские идеи. До апреля 1945 года на заводах «Алкетт» была выпущена 5191 самоходка в версии Ausf.G, в 1943 году к их изготовлению подключилась также компания MIAG в Брауншвейге. Здесь до марта 1945 года было собрано еще 2643 таких машины. Общий выпуск САУ StuG III Ausf.G составил 7834 единицы. 

Главные усовершенствования коснулись корпуса машины, бронеящики для радиооборудования по бортам корпуса были демонтированы, за счет чего удалось расширить рубку по бокам так, что она стала выступать над гусеницами. Задняя часть крыши рубки была слегка приподнята, в ней был установлен электровентилятор, расположенный над орудийным затвором. Позднее вентилятор был перенесен на заднюю вертикальную стенку рубки. Машина получила новую командирскую башенку, включающую в себя 8 смотровых перископов, которые существенно улучшили обзор из машины. Помимо этого изменения претерпел и командирский люк, который теперь состоял из 2-х частей: основной, которая крепилась к задней части командирской башенки, и передней части, которая могла открываться отдельно, для того чтобы вывести наружу бинокулярный прибор наблюдения SF.14Z. 



Командирская башенка заметно выделялась над корпусом рубки, при этом толщина ее бронирования составляла всего 30 мм, что делало ее достаточно уязвимым местом. С октября 1943 года к передней части башенки и крыше рубки начали приваривать специальный литой щиток, который способствовал отражению осколков и пуль. 

Люк заряжающего также выполнялся двустворчатым и состоял из задней и передней створок. В раскрытом положении передняя створка-щит фиксировалась специальной защелкой и использовалась в качестве опоры для пулемета. На поздних версиях ПТ-САУ створки были повернуты на 90 градусов, так чтобы они открывались слева и справа от наводчика. Также на крыше перед наводчиком появлялось значительное нововведение - пулемет MG 42, управляемый дистанционно. Когда пулемет требовал перезарядки, наводчик высовывался из своего люка. Во время этой операции он получал относительную защиту, так как слева и справа был закрыт створками раскрытого люка, а небольшой щиток на пулемете прикрывал его с фронта. 

В мае 1944 года для защиты от близко подобравшейся вражеской пехоты StuG III Ausf.G стали вооружать маленькой мортиркой, которая сквозь отверстие в передней части крыши могла вести огонь на 360 градусов дымовыми или осколочными гранатами. Аналогичное устройство применялось на немецких танках Тигр и Пантера. Стоит отметить, что большинство ранних версий StuG III Ausf.G оснащались 90-мм гранатометами NbK 39, которые крепились слева и справа от орудия (всего 6 штук). 

В ноябре 1943 года или начале 1944 года все самоходки вместо старой сварной маски орудия стали оснащаться новой литой округлой маской, которая получила название «свиное рыло» (нем. Saukopfblende). При этом серийно выпускались и модели со старой маской. Со временем модели со сварной маской даже получили спаренный с орудием дополнительный пулемет. 



StuG III Ausf.G, уничтоженный в районе озера Балатон. Примечателен тем, что экипаж на лобовой броне рубки укрепил бетонные подушки, а также дополнительно забронировал все вертикальные поверхности траками от танка Т-34

В ходе производства и эксплуатации StuG III Ausf.G разработчиками было принято решение об оснащении самоходки бортовыми противокумулятивными экранами. Они представляли из себя стальные листы толщиной в 5 мм. При этом экранированные самоходки становились шире и не могли помещаться на ж/д платформы, поэтому во время транспортировки навесные экраны с них снимались. Помимо этого экранирование приносило еще одно неудобство. Во время движения, особенно по пересеченной местности, экраны цеплялись за различные препятствия и грунт. Для того чтобы избавиться от данного эффекта, уже в процессе серийного производства у передних экранов просто срезались нижние углы. 

В целом семейство StuG III стоит признать весьма удачным самоходным орудием, которые использовалось на всех фронтах Второй мировой войны и в роли истребитель танков, и как штурмовое орудие, и как оборонительное, и как наступательное оружие. Все версии штурмового орудия имели низкий силуэт, что делало их трудной мишенью и опасным противником для врага. Экипажи «штугов» считались элитой бронетанковых войск Германии и носили собственную танкистскую форму серо-защитного цвета. Данные самоходки обладали высоким показателем уничтоженных вражеских танков, уже к весне 1944 года их число перевалило за 20 000. 

Технические характеристики:
Тактико-технические характеристики StuG III Ausf G:
Масса: 23,4 т.
Габаритные размеры: 
Длина 6,77 м., ширина 2,88 м., высота 2,16 м.
Экипаж: 4 чел. 
Бронирование: от 19 до 80 мм.
Вооружение: 75-мм пушка StuK 40 L/48, 7,92-мм пулемет MG-34 
Боекомплект: 54 снаряда, 900 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 120TRM мощностью 300 л.с. 
Максимальная скорость: по шоссе – 38 км/час 
Запас хода: по шоссе – 155 км, по пересеченной местности – 95 км.

Комментариев нет :

Отправить комментарий