Покупка немецкого танка Pz.Kpfw.III Ausf.G весной 1940 года стала для Красной армии большой удачей. До того Главное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) располагало лишь скудными разведывательными сводками о немецкой средней машине. Изучение Pz.Kpfw.III оказало заметное влияние на отечественное танкостроение. Но летом 1941 года в немецкой армии имелись уже другие средние танки — лучше защищённые и оснащённые более мощными орудиями. Вскоре после начала Великой Отечественной войны некоторые из них стали советскими трофеями.
Трофеи с Западного фронта
В первые недели Великой Отечественной войны в Белоруссии вермахт сумел нанести тяжелейшее поражение Красной армии. Уже 28 июня, то есть меньше чем через неделю после начала войны, немецкими войсками был взят Минск. Генерал армии Д.Г. Павлов, бывший начальник Автобронетанкового управления Красной армии, был снят с должности командующего Западным фронтом, а 22 июля расстрелян. Та же участь постигла и некоторых его заместителей.
Приостановить немецкое наступление удалось только к 8 июля, когда немцы подошли к Днепру. Советские стрелковые дивизии несколько дней держали здесь оборону, не позволяя немцам переправиться на восточный берег. В ходе боёв за Могилёв 172-я стрелковая дивизия на Буйничском поле нанесла ощутимый урон немецкой 3-й танковой дивизии.
Tauchpanzer III на базе Pz.Kpfw.III Ausf.G на НИБТ Полигоне, конец августа 1941 года |
Из пяти немецких танковых дивизий, которые действовали на этом направлении, четыре (4-я, 10-я, 17-я и 18-я) имели на вооружении танки Tauchpanzer IV и Tauchpanzer III с оборудованием для преодоления водных преград. 17-я и 18-я танковые дивизии действовали в районе Орши, где оборону держала советская 73-я стрелковая дивизия. Также в составе этих соединений действовали обычные Pz.Kpfw.III, в большинстве своём это были модификации Ausf.G и Ausf.H, перевооружённые на 50-мм пушки KwK 38 L/42 и имевшие экранировку лобовой части корпуса. Эти машины составляли основу стального кулака, который в течение нескольких дней пытался пробить советскую оборону. Несмотря на превосходство в силах, сделать это немцам удалось не сразу. Советские стрелковые части, истекая кровью, постепенно уменьшали наступательные возможности танковых соединений группы армии «Центр».
Машина досталась Красной армии неисправной, но более-менее комплектной |
В ходе одного из июльских боёв немецкая 18-я танковая дивизия не только понесла потери, но и была вынуждена отступить, оставив на поле боя часть техники. Несколько танков было захвачено в рабочем состоянии, среди них были Pz.Kpfw.IV, Pz.Kpfw.III Ausf.H, Ausf.J и Tauchpanzer III Ausf.G. Также трофеями красноармейцев стали бронеавтомобили. Кроме того, среди трофеев оказался и Tauchpanzer III Ausf.G с бортовым номером 343 из состава 10-й танковой дивизии, действовавшей по соседству.
Несколько трофейных машин сразу же попали в боевые части, а два танка по распоряжению командования БТМВ Западного фронта отправились в тыл. Это были Pz.Kpfw.III Ausf.H с именем собственным ISABELLA и Tauchpanzer III Ausf.G. Оба танка в августе 1941 года оказались на НИБТ Полигоне в Кубинке.
Этот же танк спереди. «Водоходные» Pz.Kpfw.III стали первыми немецкими танками, на которые ставились фары Bosch. Позже они использовались на большинстве танков и САУ |
Из присланных двух танков наибольший интерес вызвал Tauchpanzer III. Именно его характеристики попали в справочник по трофейным танкам и бронеавтомобилям, составленный НИБТ Полигоном к 11 сентября 1941 года. Оба присланных танка оказались не на ходу, поэтому некоторые данные оказались не совсем точными. Например, максимальная скорость указывалась на уровне 50 км/ч, но в реальности так быстро танк разогнать не удалось — да и вообще ходовых испытаний не проводилось. Неправильно был указан и боекомплект пушки: 82 патрона вместо реальных 99 штук. В реальности ширина танка по результатам измерений оказалась меньше на 4 см, а высота — на 1 см.
К слову, в Англии общую длину немецкой машины определили в 5410 мм (при реальной длине 5380 мм, такую длину получили и на НИБТ Полигоне), ширину — в 2946 мм (при реальной 2950 мм), а высоту — в 2511 мм (реальная 2500 мм). Максимальную скорость немецкого танка англичане оценили в 45 км/ч.
Машину в боях сильно потрепало, что не помешало советским специалистам составить довольно подробное описание водоходного оборудования |
Специалисты НИБТ Полигона достаточно подробно описали водоходное оборудование. В заключении испытатели констатировали, что броня танка поражается артиллерией всех калибров. Трофейный танк экранировки не имел, поэтому вывод можно считать вполне справедливым. Немецкая броня толщиной 30 мм поражалась бронебойными снарядами 45-мм противотанковой пушки на дистанции 800–1000 метров.
Через 10 лет после Großtraktor
Осенью 1941 года НИБТ Полигон из-за приближения фронта был эвакуирован под Казань. Туда же отправилась и часть захваченной немецкой техники, в том числе и Pz.Kpfw.III Ausf.H с именем собственным ISABELLA. Машина представляла для испытателей больший интерес. Во-первых, этот танк имел не только 50-мм орудие, но и усиленное бронирование лобовой части корпуса. Во-вторых, его шасси отличалось от ранее испытанного Pz.Kpfw.III Ausf.G. Помимо усиленной ходовой части, танк получил коробку передач SSG 77.
Сотрудники НИБТ Полигона восстановили машину до ходового состояния. А вот ставить на ход Pz.Kpfw.IV Ausf.E, также имевшийся на полигоне, даже не планировалось. Танки имели очень схожую боевую массу, одинаковые двигатели и похожие коробки передач (SSG 76 отличалась от SSG 77 тем, что главный фрикцион соединялся с ней через вал, а не крепился прямо к КПП). Поэтому характеристики подвижности танков были почти одинаковыми.
Попытка преодолеть противотанковый ров, заполненный фашинами |
В самом конце декабря 1941 года из Генерального штаба Красной армии пришла директива о проведении совместных испытаний Т-34, Pz.Kpfw.III, Matilda III и Valentine II. Требовалось сравнить проходимость состоящих на вооружении Красной армии танков и основного танка немецкой армии. Директива появилась отнюдь не случайно: эксплуатация танков в первую зиму войны преподнесла немало сюрпризов, в том числе и неприятных. В частности, выяснилось, что английские танки имели далеко не лучшее сцепление со снегом и льдом.
Выйти из рва задним ходом также не удалось — не хватило сцепления с грунтом |
Испытания проходили с 27 января по 5 февраля 1942 года. Любопытно, что НИБТ Полигон разместился в том самом месте, где за 10 лет до того находились «Технические курсы Осоавиахима», сокращённо — ТЕКО. С 1929 по 1933 годы здесь испытывались немецкие танки Großtraktor и Leichttraktor, а также колёсно-гусеничный танк, позднее известный как Landsverk L-5. По иронии судьбы, в начале 1942 года в районе Казани снова обучались экипажи для зарубежных танков (на сей раз английских), а также испытывалась немецкая бронетехника. Правда, уже без участия немцев.
Немецкий танк преодолевает снежные заграждения |
Первым этапом испытаний стало преодоление рва шириной 5,5 метров и глубиной 3 метра. Прежде чем преодолевать ров, в него сбросили 4 фашины диаметром 1 метр. Сначала преодолевать заграждение отправился Т-34, успешно прошедший ров с первой же попытки. Правда, на танк установили шпоры, которых у Pz.Kpfw.III не было. После каждого преодоления рва оттуда убиралось по одной фашине, после чего советский танк успешно повторял манёвр.
Pz.Kpfw.III не смог преодолеть препятствие даже с четырьмя фашинами. Та же картина наблюдалась и во время испытаний на выход из рва задним ходом: Т-34 это сделать смог, а немецкий средний танк — нет.
Снежный скат не смогли преодолеть все танки, участвовавшие в испытаниях |
Интересными оказались испытания по преодолению снежных завалов. Сначала было построено 3 снежных вала шириной 5,5 и высотой до 1,7 метра. Первым на штурм заграждения (сначала из двух валов) отправился Pz.Kpfw.III. Пройти препятствие удалось за 16 минут, при этом танк каждый раз разгонялся на третьей передаче. Valentine II преодолел два вала за 14 минут. Пехотный танк Matilda III смог преодолеть два вала за 21 минуту, потратив на это 8 попыток.
Далее Pz.Kpfw.III отправился пробивать три вала. Первый он прошёл за 8 минут, второй — за 12, третий — за 13. Наконец, на старт вышел Т-34. Разгон со 100 метров, первый вал, второй, третий — пройдено! На всё упражнение понадобилось всего 10 секунд.
Проблемы у Т-34 появились лишь при преодолении снежного ската. Его, впрочем, не прошёл ни один из танков.
В большинстве случаев Pz.Kpfw.III неплохо проходил через противотанковые ежи |
Последним, специальным заданием стало преодоление противотанковых ежей. На сей раз в испытании участвовал только Pz.Kpfw.III. Испытывались различные варианты как ежей, так и способа их установки. Сваренные из уголков ежи не смогли остановить немецкую машину во всех вариантах их установки, причём в одном из случаев ёж оказался просто смят. Не остановили немецкую машину и надолбы. Тогда решили испытать другую конструкцию ежей, изготовленных из швеллеров. Без разгона машина смогла раздвинуть ежи, а вот при разгоне случилась осечка. Попавший под танк еж нагрузку выдержал и не сломался, пришлось уходить назад.
Хорошее сцепление с грунтом и неплохая удельная мощность позволяли немецкому танку забираться на довольно крутые подъёмы |
Летом 1942 года испытания под Казанью продолжились. На сей раз состав участников оказался иным: Т-34 и Matilda выбыли, место английского Valentine II занял его канадский собрат — Valentine VII. Место убывших танков заняли Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E, захваченный в начале августа 1941 года в сражении за Крапивню, а также американские Light Tank M3 (М3л) и Medium Tank M3 (М3Ср). Изучались проходимость танков, их скоростные характеристики и расход топлива.
Выяснилось, что Pz.Kpfw.III Ausf.G на булыжно-щебёночном шоссе разгоняется до 45 км/ч, что превосходило официальные характеристики. Средняя скорость по шоссе составила 35 км/ч, быстрее из зарубежных машин оказался только лёгкий М3л (38 км/ч). На просёлке средняя скорость немецкого танка составила 25 км/ч, а при езде по целине — 20 км/ч. Обратной стороной медали оказался расход топлива. При движении по шоссе у Pz.Kpfw.III Ausf.G он составил 215 литров на 100 километров, на просёлке — 280, а при движении по бездорожью — 335 литров. Больше топлива потреблял только М3Ср, который имел в полтора раза большую боевую массу.
Не впечатлил и запас хода немецкого танка: по шоссе он составил 150 километров, по просёлку — 115, а по целине — 95 км. Разница с заявленными характеристиками оказалась несущественной: по немецким данным, запас хода по шоссе составлял 165 километров, а по просёлку — 95 километров. Для полноты картины стоит упомянуть данные Т-34 выпуска завода №183, который испытывался в сентябре 1942 года. Его максимальная скорость составила 52,2 км/ч, средняя скорость его движения по булыжному шоссе — 37,6 км/ч, по грязному просёлку — 22 км/ч, по целине — 24 км/ч.
Езда при максимальном угле крена |
Максимальная крутизна преодолеваемого подъёма для Pz.Kpfw.III составила 35 градусов, что стало лучшим результатом. Траки скелетной конструкции обеспечивали хорошее сцепление с грунтом. Предельным углом крена при движении по косогорам для немецкой машины стали 32 градуса. Лучший показатель был только у М3л.
В отличие от Tauchpanzer III, у обычного танка с проходимостью по броду дела обстояли не очень хорошо |
Совсем по-другому проявили себя танки во время преодоления брода глубиной 1,4 метра. Полностью пройти дистанцию смог только М3л. Valentine VII и М3Ср набрали воды и заглохли при попытке выйти на берег, маневрируя задним ходом. Pz.Kpfw.III прошёл всего 30 метров, набрал воды и заглох, вытаскивать его пришлось при помощи тягача «Ворошиловец». Pz.Kpfw.38(t) прошёл по броду 35 метров.
При движении по заболоченной местности Pz.Kpfw.III смог пройти только половину дистанции |
При движении по заболоченной местности хорошо себя показали Valentine VII, М3л и Pz.Kpfw.38(t). М3Ср прошёл всего 30 метров и завяз. Pz.Kpfw.III прошёл половину дистанции — 50 м из 100, после чего равномерно погрузился и сел на брюхо. При попытке выехать задним ходом машина увязла ещё сильнее. Неудачей закончились и попытки выбраться при помощи бревна, закреплённого на гусеницах. «Ворошиловцу» снова нашлась работа. По итогам испытаний проходимость немецкого танка была признана неудовлетворительной.
Проверка на прочность
Из-за того, что весной 1940 года был приобретён всего один Pz.Kpfw.III, провести полноценные испытания обстрелом немецкого танка до войны не удалось.
Попадание снаряда 2-фунтовой пушки в нижний лобовой лист |
Испытания трофейных немецких танков обстрелом проводились осенью 1942 года. Для них были отобраны Pz.Kpfw.III Ausf.H, Pz.Kpfw.38(t), StuG III Ausf.B и PZ.Kpfw.IV Ausf.E. Обстреливали их как отечественными, так и зарубежными орудиями на дистанциях 50, 100, 200, 400, 800 и 900 метров. Первой по немецкому среднему танку отстрелялась 2-фунтовая (40-мм) пушка, установленная в Valentine VII. Стрельба велась только по лобовой части машины, поскольку толщина бортов Pz.Kpfw.III и обстреливавшегося ранее StuG III была одинаковой. Выяснилось, что даже на дистанции 50 метров максимум, на что способен бронебойный снаряд английской пушки — это сделать вмятины глубиной 18 мм в экранах. Одинаковые результаты были получены при стрельбе по лбу корпуса и по лобовой части подбашенной коробки.
Для английского танкового орудия неуязвимой оказалась и лобовая броня подбашенной коробки |
Результаты стрельбы из 45-мм пушки, установленной на лёгком танке БТ-7, поначалу также выглядели не впечатляющими. С дистанции 50 метров на экране лобового листа подбашенной коробки образовалась вмятина глубиной 15 мм. Вердикт тот же — не «пробивает на любой дистанции». Но следующий выстрел оказался куда интереснее: после него болтовые соединения, которые крепили экран, оказались разрушены, после чего экран упал на землю. Таким образом, экран выдержал всего четыре попадания.
Большой неожиданностью это не стало: ещё весной 1941 года, когда разрабатывались экраны для КВ-1, отмечалось, что экранировка выдержит 3–4 попадания. В Ленинграде как в воду глядели: после тех самых 3–4 попаданий не выдержали и крепления немецкого экрана.
Что же касается брони толщиной 30 мм, то ситуация оказалась совсем иной. На дистанции 800 и даже 900 метров 45-мм пушка каждый раз оставляла сквозную пробоину. Только один раз, при стрельбе на дистанции 900 метров, снаряд срикошетировал от борта башни. При этом на броне образовалась вмятина глубиной 15 мм и трещина длиной 200 мм. При попадании в командирскую башенку сорвало защитную крышку, вместе с ней вылетели 6 болтов, из которых 4 попали внутрь башни. Стоит отметить, что стрельба велась снарядами довоенного выпуска. Эвакуационный люк купленного до войны Pz.Kpfw.III Ausf.G был разбит во время обстрела вдребезги совсем не случайностью.
Не пробил экран подбашенной коробки и снаряд 45-мм пушки. Правда, с одной оговоркой — после четвертого попадания экран сорвало |
При стрельбе по немецкому танку из 76-мм пушки Ф-34, установленной на танке Т-34, на дистанции в 900 метров бронебойный снаряд пробил нижний лобовой лист вместе с экраном и повредил коробку передач. Второе попадание, пришедшееся по верхнему лобовому листу, имело ещё больший эффект — лист не просто пробило вместе с экраном, метровый участок просто разлетелся вдребезги. Лопнул сварной шов длиной 1,5 метра. При попадании осколочно-фугасным снарядом в борт подбашенной коробки выломало участок шириной в 1 метр. Очень похожая картина наблюдалась и при стрельбе по другим частям танка. На этом испытания прекратились, поскольку стрелять по куче обломков не имело никакого смысла.
Специалистами НИИ-48 был изучен состав немецкой брони. По сравнению с Pz.Kpfw.III Ausf.G общая схема бронирования не изменилась. Лобовые листы, включая экраны, изготовлялись из цементированной на глубину 2,5–3 мм брони, а бортовые листы были выполнены из гомогенной брони. К слову, у StuG III гомогенными были все листы. Качество брони немецкого среднего танка было оценено высоко, по составу она была близка к советским маркам стали 5140 и 5150. Отмечалось довольно высокое содержание кремния и хорошая снарядостойкость, броня не кололась. Специалисты НИИ-48 посчитали немецкую хромистую сталь наиболее подходящей для производства в СССР.
Схема корпуса немецкого танка, сделанная по итогам его изучения специалистами НИИ-48 |
Стоит отметить, что с испытаниями обстрелом советские военные явно опоздали. К тому времени в вермахте основной версией Pz.Kpfw.III являлась Ausf.J, а также её развитие — модификации Ausf.L и Ausf.M. Толщина лобовой брони этих машин составляла 50 мм. Вдобавок с весны 1942 года эти танки, а также ранее выпущенные, стали оснащаться экранами толщиной 20 мм. Выполненное по методу разнесённой брони экранирование позволило защитить машину от бронебойного снаряда Ф-34 в лобовой проекции. Правда, и тут нужно сделать оговорку — такой экран тоже выдерживал лишь несколько попаданий.
Как бы то ни было, изучение Pz.Kpfw.III Ausf.H позволило полноценно оценить основной немецкий танк первого года Великой Отечественной войны. Безусловно, это была опасная машина, особенно для лёгких Т-26 и БТ. Тем не менее превосходство даже над лёгкими советскими танками не являлось абсолютным. Pz.Kpfw.III Ausf.H был уязвим и для танков, и для противотанковой артиллерии Красной армии. И броня, и динамические характеристики этого танка явно переоценены некоторыми авторами. взято тут
Комментариев нет :
Отправить комментарий