Оружие чешского производства было весьма популярно еще в начале XX века. Артиллерийские орудия фирмы Škoda пользовались спросом и за пределами Австро-Венгрии, в состав которой Чехия входила до 1918 года. После образования Первой Чехословацкой республики начались экспортные поставки теперь уже чехословацкого вооружения. Как правило, оно имело удачную конструкцию и обладало вполне адекватной ценой.
В середине 30-х годов к пушкам добавились и танки. По объемам экспортных поставок бронетанковой техники Чехословакия умудрилась занять в межвоенный период второе место в мире, вплотную подобравшись к Великобритании. Первым и одновременно самым массовым образцом чехословацкого экспортного бронетанкового вооружения стала танкетка Praga AH-IV.
На английской основе
Первыми танками чехословацкой армии стали семь французских Renault FT, которые к середине 20-х годов значительно устарели. Особенно это касалось их подвижности, а как раз она начала играть все более и более важную роль на поле боя. Чехословацкие военные не стали изобретать велосипед и обратились к зарубежным специалистам. Далеко идти не пришлось: в соседней Германии, которая с 1920 года по условиям Версальского договора не могла строить и разрабатывать танки, быстро нашелся человек, который предложил свои услуги. Им стал Йозеф Фольмер, разработавший колесно-гусеничную платформу.
С 1923 года в Чехословакии была запущена программа разработки колесно-гусеничного танка KH-50. Продолжалась она до 1929 года, но ничем хорошим так и не закончилась. Разработанный при участии Фольмера танк оказался неудачным, дальше опытных экземпляров на этом направлении дело не продвинулось.
Одна из танкеток CL-P, 1930 год. Именно с этих машин, построенных по лицензии, началось полноценное танкостроение в Чехословакии |
Приоритеты предприятия сместились в сторону экспортных поставок. Основной экспорта стали две машины – легкий танк Vickers Mk.E и танкетка Carden-Loyd Mk.VI. Английские военные, «отпустившие» Vickers-Armstrongs на вольные хлеба, сами едва ли поняли, что натворили. Продавая за рубеж эти машины, английские танкостроители поделились своими передовыми технологиями со всем миром. Прямые «потомки» английских экспортных машин появились в США, СССР, Германии, Польше, Франции, Италии, Швеции и Японии.