LT vz.38, лучший чехословацкий танк предвоенного периода, более известен под другим обозначением, поскольку его звездный час пробил вовсе не в армии Чехословакии. Получив в вермахте наименование Pz.Kpfw.38(t), этот танк стал одним из символов блицкрига, с самого начала Второй мировой войны находясь в авангарде немецких танковых частей. А весной 1940 года построенные в Праге боевые машины громили уже танковые части Великобритании и Франции, которые за два года до этого не вступились за Первую Чехословацкую Республику.
В серию немедленно!
В ночь с 14 на 15 марта 1939 года немецкие войска вступили на территорию Чехословакии. Словакия получила формальную независимость, а Чехия была превращена в протекторат Богемии и Моравии, подконтрольный Третьему рейху. Политика «умиротворения агрессора», которую проводили Великобритания и Франция, привела к тому, что практически без единого выстрела немцы получили в свое распоряжение развитую чешскую оружейную промышленность. В числе отошедших Германии предприятий оказался и завод ČKD в пражском районе Либень, который как раз к марту 1939 года начал серийное производство легкого танка LT vz.38.
Первый серийный образец LT vz.38 на демонстрации немецкой комиссии. Завод ČKD, май 1939 года |
Переписка между ČKD и немецким Департаментом вооружений началась с середины апреля 1939 года. Для ознакомления с чешской танковой промышленностью в 6-м отделе Департамента вооружений была создана специальная комиссия. Возглавили ее глава 6-го отдела подполковник Себастьян Фихтнер и подполковник Генрих Ольбрих. На заводе ČKD они появились 2 мая. Комиссии был представлен полный спектр продукции завода, начиная с экспортных танков и заканчивая танками, которые предназначались для поставок чехословацкой армии. В их числе оказались легкий танк LT vz.38 и средний ST vz.39.
Средний танк не особо впечатлил комиссию, чего не скажешь о LT vz.38. Демонстрация, которая прошла на заводском полигоне, произвела на немецких военных сильное впечатление. Ничего подобного в Вермахте на тот момент попросту не было. Имея боевую массу всего на тонну большую, чем у Pz.Kpfw.II Ausf.C, чешская машина превосходила его по всем статьям. Гораздо ближе по тактико-техническим характеристикам LT vz.38 оказался к Pz.Kpfw.III Ausf.E, серийное производство которого немцы как раз в это время с трудом осваивали.
Panzerkampfwagen L.T.M.38, серийный номер 3 |
О том, насколько лёгкие чехословацкие танки впечатлили немецкую комиссию, красноречиво говорит тот факт, что девять LT vz.38 тут же были приняты на вооружение как Panzerkampfwagen L.T.M.38 (Leicthe Tank Muster 1938, то есть легкий танк модели 1938 года). А 15 мая в Праге была создана постоянно действующая рабочая группа Департамента вооружений.
В отличие от LT vz.35, производство которых немцы возобновлять не стали, на L.T.M.38 у них были совсем другие планы. В течение июня с предприятиями ČKD и Škoda были заключены контракты, которые фактически продолжили соглашения по выпуску LT vz.38 для чехословацкой армии. Разумеется, финансирование контрактов перешло на Германию.
Надо сказать, что L.T.M.38 оказался очень выгодным приобретением для Вермахта. При цене, всего на четверть превышающей стоимость Pz.Kpfw.II, заказчик получал машину гораздо более высокого класса.
По составу закрепленного на корпусе оборудования машина полностью соответствовала LT vz.38 |
Первые 12 танков, собранных по немецкому заказу, завод ČKD сдал в июне 1939 года. На этом фоне продолжались финансовые разбирательства между ČKD и чешскими военными. 18 августа министерством обороны (MNO, Ministerstvo národní obrany) был аннулирован контракт, при этом завод вернул заказчику аванс в размере 32 555 600 крон, попутно забрав из казны миллион уже выплаченных налогов. Немцев все это особо не волновало, гораздо важнее для них был темп исполнения заказа. ČKD получил план по выпуску 25 L.T.M.38 в месяц. Недопоставки в июне были скомпенсированы в следующем месяце, когда завод сдал сразу 39 машин. Окончательно же контракт на 150 танков был выполнен 26 ноября 1939 года.
Этот же танк справа. Позже машина получит базовую темно-серую окраску, которая по оттенку немного отличалась от немецкой RAL 7021 |
Смена заказчика сопровождалось и изменением обозначения машины. С мая по август 1939 года использовалось еще одно обозначение – tschechische Pz.Kpfw.III («чешский Pz.Kpfw.III»), которое наглядно демонстрирует, с чем именно немцы сравнивали машину ČKD. 16 октября обозначение танка изменилось на LTM 38 Protektorat. Продержалось оно, впрочем, недолго. 16 января 1940 года его сменили на Panzerkampfwagen 38(t), или Pz.Kpfw.38(t), «танк образца 1938 года, чешский». Именно под этим обозначением он и вошел в историю. Установленную на танке пушку немцы переименовали в 3.7 cm K.w.K.38(t).
Дополняя Pz.Kpfw.III
Первый полностью немецкий контракт на производство tschechische Pz.Kpfw.III был заключен 12 июня 1939 года. По нему предполагалось изготовить, в общей сложности, 325 танков. Столь внушительный объем лишний раз показывает, насколько немцам понравилась эта чехословацкая машина. К тому моменту и фирма ČKD, вслед за выпускаемым ею танком, сменила название. Теперь предприятие носило имя BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG, Богемско-Моравский машиностроительный завод). Предприятие входило в сферу влияния Генриха Рихтера-Брома, который контролировал машиностроение в Праге. С 1942 года он стал директором BMM.
L.T.M.38 из состава 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии. Этот танк уже не имеет поручневой антенны, а на корме установлен блок приборов дымопуска. Польша, сентябрь 1939 года |
Первые 15 танков 2-й серии предполагалось получить в январе 1940 года, но реально за это время удалось сдать всего 10 машин. И здесь в очередной раз «отличилась» Škoda, сорвавшая сроки поставок пушек. Танки первой серии, в начале 1940 года переименованные в Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A, в основном соответствовали LT vz.38. Впрочем, уже в июле 1939 года появились небольшие отличия. От поручневой антенны немцы отказались, спереди и сзади появились фонари фирмы Notek. Еще до конца выпуска, по итогам эксплуатации в войсках, танки получили специальный ограничитель спаренного пулемета, который не позволял слишком сильно повернуть его влево и случайно повредить пушку.
Sd.Kfz.267, командирская модификация, отличавшаяся установкой двух штыревых антенн |
В переписке также указывается, что с июля 1939 года на кормовом листе крепился блок дымовых гранатометов, аналогичный тому, который ставился на немецких танках. Но на танках ранних серий он встречается редко, то есть в этом случае приказы и реальная картина расходились. Танки с приборами дымопуска ушли в 8-ю танковую дивизию, но даже там они были не у всех машин.
Под конец выпуска первой серии с левой стороны подбашенной коробки танка появился поручень.
Sd.Kfz.268 из состава 7-й танковой дивизии, Вильнюс, 1941 год. Эту версию можно легко отличить по поручневой антенне |
Еще одним, на этот раз существенным, изменением стало увеличение экипажа на одного человека. В отличие от чехословацкого танка, по которому командир мог перемещаться, замещая две должности, у Pz.Kpfw.38(t) экипаж состоял из четырех танкистов, каждый из которых занимал одно место. И это было явно разумный шаг.
Также немцы начали делать командирские танки. Существовало три их типа. Первый из них, Sd.kfz.266, внешне ничем не отличался от линейного. Он оснащался радиостанциями Fu 2 и Fu 5 и использовался как машина штаба батальона. Второй тип, Sd.Kfz.268, легко отличить по рамочной антенне на надмоторной плите. Эти танки, использовавшиеся как машины штаба полка, оснащались радиостанциями Fu 5 и Fu 8. Наконец, третий тип, Sd.Kfz.267, использовался как машина радиороты для связи с авиацией. На него устанавливались радиостанции Fu 5 и Fu 7, внешне такой танк можно отличить по второй штыревой антенне с левого борта.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.B из состава 7-й танковой дивизии пересекает франко-бельгийскую границу, май 1940 года |
Первой модификацией «немецкой» производственной серии стал Pz.Kpfw.38(t) Ausf.B. Эти машины несли серийные номера 151–260, их выпуск продолжался до мая 1940 года. В этой машине отразился опыт боевого применения танков в польской кампании. Для начала, перископический прибор в крыше башни получил съемную бронировку. Во избежание заливания телескопического прицела дождем сверху появился козырек. Также потребовалось усилить бандажи опорных катков. Наконец, крепление кирки и лопаты перенесли с кормы на надгусеничные полки. Начиная с модификации Ausf.B командирские танки Sd.Kfz.267 стали получать вместо пушек их муляжи, что увеличило внутренний объем. По этой же причине с командирских танков снимали курсовой пулемет, заделывая амбразуру броневым листом.
Версия Ausf.C получила «воротник», прикрывавший погон башни |
Танки следующей модификации, Ausf.C, имели серийные номера в интервале 261–370. Первые машины этой версии, производство которой началось в мае 1940 года, ничем не отличались от Ausf.B. Изменения стали внедряться уже по опыту кампании во Франции. Стало ясно, что нижняя лобовая броня толщиной 25 мм слабо защищает танк от огня малокалиберной артиллерии. Кроме того, нередкими были случаи заклинивания башни снарядами, попадавшими в зазор между башней и подбашенной коробкой. Решить эти проблемы должны были утолщение нижнего лобового листа до 40 мм и прикрытие погона башни специальным отбойником.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D можно определить по изменившемуся основанию антенны |
Похожим образом метаморфозы происходили и со следующей версией, Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D. В серию танки, имевшие номера 371–475, пошли в сентябре 1940 года. Поначалу отличий между Ausf.C и Ausf.D не было, их стали вводить постепенно. Для начала отказались от массивного «стакана» антенного вывода, заменив его на конструкцию, которая использовалась на StuG III и командирских Sd.Kfz.268. Еще одной отличительной особенностью стало появление облегченных траков, которые также внедрили уже по ходу выпуска. На части машин появились крепления запасных траков на верхнем лобовом листе корпуса.
Последние Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D были сданы в ноябре 1940 года, контракт оказался выполнен раньше срока. Согласно изначальному плану, завод BMM должен был выпускать по 25 танков в месяц, по факту же в среднем за месяц Прагу покидало 30 машин.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E из состава 19-й танковой дивизии. Хорошо видны характерные для танков этой дивизии элементы обвеса |
У танков этой модификации конструкторы ликвидировали выступ в лобовом листе подбашенной коробки, сдвинув «половинку» механика-водителя вперед. Толщину брони верхней лобовой детали увеличили до 50 мм, выполнив ее из двух листов толщиной 25 мм. Одновременно изменились и смотровые приборы, ставшие более устойчивыми к попаданиям пуль и снарядов. Нижний лобовой лист корпуса тоже стал состоять из двух листов толщиной 25 мм. Аналогично был усилен лобовой бронелист башни, а толщину ее бортов увеличили до 30 мм. Была усилена и броня подбашенной коробки, на которую установили дополнительные листы толщиной 15 мм. Пришлось переделывать и кольцо защиты погона.
Все эти изменения увеличили боевую массу танка с 9725 до 9850 килограмм. Для того чтобы скомпенсировать рост массы, число рессор в передних тележках его подвески пришлось увеличитьо до 15. Еще одно изменение тоже было продиктовано полученным опытом эксплуатации. Поскольку механизмы натяжения гусеничных лент и ручного запуска двигателя сильно загрязнялись, их прикрыли крышками.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F на заводском дворе, лето 1941 года |
Хорошо видно, что кормовой фонарь Notek перенесен влево, глушитель приподнят, а на кормовом листе появился блок приборов дымопуска |
Этот же танк спереди. Как можно заметить, количество возимых запасных траков существенно увеличилось |
Машины, получившие серийные номера 1001–1090, оказались в плане конструкции промежуточными. Их лобовая броня была усилена, присутствовали изменения, соответствующие модификации Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F, но при этом смотровой прибор стрелка-радиста остался старой конструкции. Отсутствовало и усиление брони бортов подбашенной коробки и башни. Чуть по-иному располагались заклепки на корпусе и башне. Поскольку бортовую броню на танках «шведской» модификации не усиливали, отбойник вокруг башни использовался от Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D. Закончили выпускать эти машины в сентябре 1941 года.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S из состава 20-й танковой дивизии |
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G, самая массовая и одновременно последняя модификация этого танка |
В таком виде танки на фронт не попадали – их очень быстро переделывали в мастерских дивизий |
В марте 1942 года, после выпуска всего 29 танков, производство Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G было остановлено, последней машиной стал танк с номером 1359. BMM получил задание на разработку и выпуск самоходных установок с использованием базы легкого танка. Впрочем, это были не последние танки Pz.Kpfw.38(t), выпущенные на BMM.
Один из танков с тропической комплектацией |
Машин модификации Ausf.G было построено 316 штук, а всего немцы получили 1414 танков семейства Pz.Kpfw.38(t).
Два с половиной года в авангарде
Первые tschechische Pz.Kpfw.III летом 1939 года начали поступать в состав 67-го танкового полка 3-й легкой дивизии. Эти машины, как и остальная бронетанковая техника легких дивизий, на марше перевозилась на грузовиках, что, по задумке, должно было значительно увеличить подвижность таких соединений. Всего в состав 67-го танкового батальона попало 57 танков этого типа, из них 55 линейных и 2 командирских.
К 1 сентября 1939 года в вермахте имелось 78 L.T.M.38, из них 57 в войсках и 5 в резерве. 3-я легкая дивизия стала единственной частью, которая использовала в сентябре 1939 года танки этого типа в боевых действиях. Уже тогда стало ясно, насколько эти машины удачные. За все время было безвозвратно потеряно всего 7 танков, при этом 3-я легкая дивизия довольно активно воевала, находясь в составе 15-го армейского корпуса. По иронии судьбы, удар 15-го армейского корпуса проходил мимо города Тешин, того самого, чью западную часть в октябре 1938 года поляки забрали себе при разделе Чехословакии.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.B из 7-й танковой дивизии во Франции. Хорошо видны ящики на левом борту |
Во Франции танки чешского производства столкнулись с теми же проблемами, что и немецкие танки. Их броня разрабатывалась для защиты от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных автоматических пушек. Между тем, во Франции немецкие танки были встречены огнем многочисленных противотанковых пушек. У Pz.Kpfw.38(t) здесь обнаружились две серьезные проблемы, которых не было у немецких машин. Первая заключалась в том, что броня высокой твердости оказалась довольно хрупкой. Второй проблемой стала технология сборки корпусов и башен клепаной конструкции. При попадании в танк пуль, осколков и снарядов заклепки периодически отрывало, и с внутренней стороны они превращались в поражающий элемент.
Вместе с тем, в боевых условиях проявились и достоинства чешского танка. Помимо хорошей обзорности и подвижности, танк мог похвастаться мощным вооружением. Бронебойный снаряд 3.7 cm KwK 38(t) имел более высокое пробитие, чем снаряды 3.7 cm KwK 36, которые ставились на Pz.Kpfw.III. Это позволяло Pz.Kpfw.38(t) поражать французские легкие и средние танки на больших, чем Pz.Kpfw.III, дистанциях. Подобное преимущество нередко становилось решающим.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E из 12-й танковой дивизии. Дымовые мортирки в кормовой части были характерным признаком танков этой дивизии |
Танк из 19-й танковой дивизии осенью-зимой 1941 года под Москвой |
19-я пехотная дивизия стала основой для создания еще одной танковой дивизии – 20-й. Также на ее формирование пошел и 115-й моторизованный полк 33-й пехотной дивизии. Подобно своим коллегам, весной 1941 года там серьезно переработали «обвес» Pz.Kpfw.38(t), который не отличался однородностью. Наиболее характерной деталью были симметричные ящики ЗИП, которые имели передние «дырчатые» отделения. Еще одной деталью стали крепления под канистры на надмоторной плите. Некоторые экипажи для крепления канистр использовали штатный ящик ЗИП, перенесенный на крышу моторного отделения.
Причины подобного фиаско не в том, что танк вдруг оказался плохим. Вечно исполнять роль среднего танка легкая 10-тонная машина не могла. Кроме того, детище BMM подвела хрупкая броня. Даже усиление бронирования картину улучшило не сильно. Советская 45-мм пушка пробивала лобовую бронеплиту Pz.Kpfw.38(t) с дистанции 200 метров, то есть опасным противником для этого танка оказывались легкие Т-26 и БТ. Но даже если лист не пробивался, при попадании в нем начинали образовываться трещины.
Далеко не единичными случаями были поражения Pz.Kpfw.38(t) огнем полковой и дивизионной артиллерии. Хрупкая броня буквально проламывалась. Самым же неприятным для чешской машины стало появление на поле боя танков Т-34 и КВ-1. С ними легкие танки почти ничего не могли сделать.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G 22-й танковой дивизии в Крыму |
Взято тут
Комментариев нет:
Отправить комментарий