В марте 1919 года солдаты 2-й Украинской советской армии в бою под Одессой с войсками Добровольческой армии генерала Деникина захватили два исправных «Рено» FT-17. Трофейный танк был отправлен в Москву в качестве подарка В.И.Ленину. 1 мая 1919 года танк участвовал в праздничном параде на Красной площади. Ленин заинтересовался машиной и дал указание организовать производство аналогичных танков. С этой целью осенью 1919 трофейный «Рено» был доставлен на Сормовский завод. С сентября по декабрь 1919 года конструкторы Сормовского завода во главе с Н. И. Хрулевым и П. И. Салтановым всесторонне изучали танк и разрабатывали чертежи для изготовления аналогичной машины. Конструкторам завода предстояло не просто скопировать танк, но и восстановить в чертежах недостающие узлы боевой машины. Для этого на заводе организовали специальную конструкторскую бригаду. Кроме того, на помощь инженерам-сормовцам были направлены конструкторы с Ижорского завода. Танки собирали в дизельном цехе сормовского завода. Сборка машин выполнялась в тесном взаимодействии с другими предприятиями — Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, завод АМО (нынешний ЗИЛ) — двигатели. 31 августа 1920 года заводом был выпущен первый образец, который получил имя «Борец за свободу товарищ Ленин». Испытания машины проводились с 13 по 21 ноября 1920 года. В «Краткой справке об изготовлении первого танка», посланной членами испытательной комиссии на имя В.И.Ленина, говорилось, что «танк выполнил всю программу испытаний и ныне представляет собой надежную боевую единицу». В целом КС почти полностью сохранил конструкцию своего прототипа и представлял собой однобашенный легкий танк классической компоновки с противопульным бронированием. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя, помещавшегося в передней части корпуса, и командира-стрелка, размещавшегося в башне стоя на полу танка или полусидя в брезентовой петле.
▼
четверг, 29 марта 2012 г.
среда, 28 марта 2012 г.
Fotowow: Летающий танк МАС-1
Где-то в 1937 году конструктор Смалько предложил удивительный проект – летающая бронемашина. Смалько был не первым, кто занялся подобным проектом. У американцев была конструкция такого танка, но у американской и русской конструкции имеются существенные отличия. Во-первых, русские решили модернизировать машину, установив вместо дюралевого корпуса стальной. Ещё в русской конструкции предполагалось, что по приземлении летающий танк МАС-1 будет складывать крылья и укреплённый пропеллер. Американский танк был способен только сбрасывать крылья, русский же мог перемещаться по воздуху не один раз.
У этого танка имеется два названия:
1. летающий танк МАС-1 (МАС – Малый Авиационный Смалько)
2. ЛТ–1 (ЛТ – Летающий Танк)
В качестве основы конструктор использовал колёсно-гусеничный танк БТ-7. Как раз в эту модель Смалько вносил конструктивные изменения. Его конструкторские решения оригинальны и неожиданны.
Коротко о том, что собой представляет Быстроходный Танк – 7. Разработан он был 1934, и уже 1935 попал в серийное производство. БТ-7 был предназначен для 3-ёх членов экипажа, но Смалько хотел оставить только 2-ух – механика-водителя и стрелка-радиста. Конструктор в доработке танка хотел использовать двигатель М-17би, который обладал мощностью в 700 лошадиных сил. Самые слабые части танка закрывались дополнительным слоем катаной брони от 3 до 10 мм. На земле все авиационные компоненты складывались и скрывались за стальными пластинами.
Для ведения боя конструктор желал оснастить танк двумя спаренными пулемётами ДК и одним авиационным пулемётом ШКАС. По воздуху летающий танк МАС-1 мог пролететь 800 километров на скорости 200 км/ч.
Жаль, что ни одного ЛТ-1 не было построено. Но военных заинтересовала технология быстрого перебрасывания бронемашиной техники, поэтому начались разработки системы привязки БТ-7 к бомбардировщику.
Fotowow: Летающий танк А-40
В конце 1941 года Олег Антонов предложил вариант крылатого танка, который на буксире мог быстро перебрасываться в район боевых действий. Предполагалось, что планер будет отцепляться от самолета за 20-26 км от цели, бесшумно производить посадку, после чего крылья будут сбрасываться, а машина вступать в бой.
Fotowow: Танк Дыренкова Д-4
2 июня 1926 года командованием РККА и руководством Главного управления военной промышленности (ГУВП) была принята "Трехлетняя программа танкостроения". Она предусматривала в течение трех лет вооружить Красную армию всеми видами современной бронетанковой техники. Для этого были развернуты широкомасштабные опытно-конструкторские работы, в рамках которых началось проектирование танка сопровождения (Т-18 или МС-1) и маневренного танка (Т-12). Через несколько лет были изготовлены опытные образцы и развернуто их серийное изготовление.
Но мало кто знает, что одновременно с постройкой опытного образца Т-12 у нас в стране шла разработка еще одного маневренного танка не упомянутого ни в одном справочнике. Эта забытая машина именовалась в документах того времени как "танк Дыренкова", Д-4 или просто "танк Д". Он был построен по проекту изобретателя-самоучки Н.Дыренкова, известного любителям бронетехники как разработчик легких бронеавтомобилей Д-8 и Д-12.
Следует сказать, что Николай Дыренков имел только начальное образование, но, судя по документам, он был очень напористый и пробивной человек, умевший убеждать в своей правоте. Кроме того, без сомнения, он имел природные инженерные способности и был неплохим организатором. Карьера Дыренкова началась в 1928 году с постройки санитарного моторного вагона-автомотриссы с оригинальной конструкцией трансмиссии. 5 октября 1929 года Дыренков обратился в РВС СССР с проектом сконструированного им оригинального колесно-гусеничного танка. 18 ноября того же года на заседании комиссии РВС был заслушан доклад Дыренкова о "конструктивно-технических данных, боевых и тактических свойствах разработанной им системы - проект среднего маневренного танка". По результатам доклада было принято постановление следующего содержания:
"Признать целесообразным подвергнуть испытанию танк системы Д с каковой целью дать срочный заказ Ижорскому заводу на 6 опытных экземпляров танка со сроком сдачи первого танка не позднее 1 апреля 1930 года".
Fotowow: А-20
13 октября 1937 года АБТУ выдало заводу №183 техническое задание на проектирование новой машины - колесно-гусеничного танка БТ-20
4 мая на заседании комитета Обороны СССР обсуждались два проекта - А-20 и А-32. В августе их рассматривали на заседании Главного Военного совета. В результате обе машины были одобрены. Однако в соответствии со взглядами представителей АБТУ предпочтение отдавалось колесно - гусеничному варианту. К 6 ноября конструкторский отдел завода закончил проект и модель танка А-20 и предъявил их комиссии. В первой половине следующего 1939 года танк А-20 изготовили в металле.
Он имел полностью сварной корпус из гомогенной брони. Толщина листов корпуса колебалась от 10 до 20 мм, причем верхний лобовой лист располагался под углом 53°.
В сварной башне , конструктивно подобной башне БТ-7 образца 1937 года, но несколько большей по размеру (диаметр погона в свету увеличен на 70 мм), устанавливалась 45-мм пушка образца 1934 года и спаренный с нею пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ располагался в шаровой установке в лобовом листе корпуса, справа от люка механика - водителя.
Ряд узлов и агрегатов А-20 позаимствовали от БТ-7. кое-что частично переработали, другие разработали заново.
Привод колесного хода осуществлялся на 6 колес, так же как и у танка БТ-ИC. Ширина гусеницы при том же, как и у БТ-7, диаметре опорных катков была увеличена до 400 мм. Масса танка возрасла до 18 т.
Fotowow: Т34-100
Не смотря на то, что уже в конце войны велись работы над советским средним танком следующего поколения Т-44, попытки быстро, и с минимальными затратами, получить эффективный истребитель танков вооружённый 100 мм пушкой продолжались. Все-таки, недостатки СУ-100, бывшей в то время самым эффективным истребителем танков, стоявшем на вооружении Советской Армии, связанные с расположением орудия в неподвижной рубке, ни куда не делись.
Начались эти работы в июле 1944 года с задание на установку 100-мм пушки в штатной башне Т-34-85, которое получили сразу два конструкторских бюро: ОКБ № 9 и отдел 520 завода № 183. Но буквально первые же прикидки показали, что штатного башенного погона серийного Т-34 диаметром 1600 мм для этого недостаточно.
Однако, конструкторы горьковского ОКБ № 92 во главе с А.Савиным всё же смогли вполне корректно установить 100 мм пушку ЗИС-100 в башню Т-34-85. Пушка ЗИС-100 была разработана на основе серийного 85-мм пушки ЗИС-С-53. Но испытания Т-34-100 с этим орудием разочаровали. Отдача у этого мощного орудия была столь велика, что трансмиссия и ходовая часть Т-34-85 её не выдерживались. Попытка решить проблему путём установки щелевого дульного тормоза, не помогла. Требовалась радикальная переделка этих узлов, а это уже практически новая машина.
Другим путём пошёл А.А. Морозов на заводе №183. В это время на этом заводе полным ходом шло проектирование Т-44В (будущего Т-54), и он предложил установить на Т-34 уже готовую башню от перспективного танка. Правда, диаметры погонов башни Т-34 и нового танка, хоть не значительно, но различались 1600 мм был у Т-34, а башня была рассчитана на погон в 1700 мм — у Т-44В. Эту проблему решили путём некоторой переработкой корпуса серийной машины. Эти изменения заключадись, в изъятии курсового пулемета, и благодаря этому на сократить экипаж на одного человека, уменьшена толщина днища и крыши нал двигателем, в отделение управления были перенесены в топливные баки, пришлось опустить сиденье механика-водителя, подвеска 2-го и 3-го опорных катков выполнена так же, как и подвеска первых катков, поставлены пятироликовыс ведущие колеса. В таком виде эта машина получила обозначение Т-34-100. Масса нового танка поднялась до 33 т.
В феврале — марте 1945 года эта машина прошла испытания на Свердловском и Гороховецком полигонах. Причем по ходу испытаний в Т-354-100 устанавливалась сразу две разных пушки - ЗИС-100 и Д-10, которую использовало от ОКБ № 9. В ходе испытаний выяснилось что кучность стрельбы была невысокой, а нагрузки на трансмиссию при выстреле хоть и заметно снизилась, но всё равно была чрезмерно большой. Но не смотря на это, танк понравился военным и они потребовали продолжения работ над ним. Но устранить эти, казалось бы небольшие недостатки, быстро так и не удалось.
В конце 1944 года в КБ завода № 92 в Горьком было спроектировано новое 100-мм орудие ЛБ-1, которое обладало заметно более низкой отдачей. Естественно, эту пушку также попытались установить на разрабатываемый Т-34-100. По устройству пушка ЛБ-1 была идентичной Д-10. Ствол орудия состоял из трубы моноблока, навинтного казенника и дульного тормоза такой же конструкции, что и у ЗИС-100. Из-за этого длина танка вместе с пушкой выросла до 9150 мм, так как ствол орудия на 3340 мм выходил за габариты машины, что очень плохо сказывалось на проходимости танка.
Fotowow: Т-28
С первых дней немецкого вторжения в СССР с фронтов в массовом порядке начала поступать информация о недостаточной эксплуатационной надежности тяжелых танков КВ. Как указывалось в отчетах, технический и водительский состав оказался подготовленным крайне слабо и не смог обеспечить даже текущий ремонт боевой техники. Кроме того, сыграла роль летняя жара и высокая запылленость, из-за чего двигатели часто выходили из строя. Ещё одним существенным недостатком КВ была его большая масса. Выдержать такой танк мог далеко не каждый мост, а проходимость по болотистой местности у КВ была просто "нулевая". Именно по вышеописанным причинам было потеряно на менее 30% от общего количества танков, участвовавших в боях летом 1941 г.
Мерояприятия по уменьшению массы КВ-1 начали проводить лишь осенью, официально оформив это дело весной 1942 г. Вначале проблему пытались решить "полумерами" - очередное постановление НКО предписывало максимально снизить массу танков за счет снятия дополнительных топливных баков, навесной брони и уменьшения боекомплекта. Разумеется, на боеспособность КВ-1 это повлияло не лучшим образом, а скорость и проходимость танка почти не улучшились.
Коренную модернизацию провели в начале весны 1942 г., когда к постройке приняли проект танка КВ-13 или "Объект 233".
Состав вооружения, оборудование, силовая установка и экипаж танка оставались без изменений. Нарком одобрил проект и выдал внеочередной заказ на постройку опытного образца. Фактически КБ Цейца предстояло создать симбиоз мощной брони КВ и подвижности Т-34, в связи с чем КВ-13 именовался как "средний танк тяжелого бронирования".
Наиболее сильным изменения подверглась ходовая часть, где вместо 6 опорных катков использовали 5 измененной конструкции. Ширина КВ-13 при этом уменьшилась до 2800 мм, а длина корпуса составила 6650 мм. Башня танка, хотя и сохранила схожесть с башней КВ-1с, приобрела более обтекаемый вид. Почти все основные элементы конструкции были выполнены литыми, что позволило сократить внутренний неиспользуемый объём и довести лобовую броню корпуса до 120 мм, башни - до 85 мм, тем самым превзойдя серийные КВ-1. Интересной особенностью этого танка было минимальное использование цветных металлов.
Сборка КВ-13 была проведена в кратчайшие сроки и уже в первой половине мая танк представили на испытания, но перед этим опорные и поддерживающие катки нового танка, а также облегченные траки опробовали на серийном КВ-1.
Fotowow: КВ -13
С первых дней немецкого вторжения в СССР с фронтов в массовом порядке начала поступать информация о недостаточной эксплуатационной надежности тяжелых танков КВ. Как указывалось в отчетах, технический и водительский состав оказался подготовленным крайне слабо и не смог обеспечить даже текущий ремонт боевой техники. Кроме того, сыграла роль летняя жара и высокая запылленость, из-за чего двигатели часто выходили из строя. Ещё одним существенным недостатком КВ была его большая масса. Выдержать такой танк мог далеко не каждый мост, а проходимость по болотистой местности у КВ была просто "нулевая". Именно по вышеописанным причинам было потеряно на менее 30% от общего количества танков, участвовавших в боях летом 1941 г.
Мерояприятия по уменьшению массы КВ-1 начали проводить лишь осенью, официально оформив это дело весной 1942 г. Вначале проблему пытались решить "полумерами" - очередное постановление НКО предписывало максимально снизить массу танков за счет снятия дополнительных топливных баков, навесной брони и уменьшения боекомплекта. Разумеется, на боеспособность КВ-1 это повлияло не лучшим образом, а скорость и проходимость танка почти не улучшились.
Коренную модернизацию провели в начале весны 1942 г., когда к постройке приняли проект танка КВ-13 или "Объект 233".
Состав вооружения, оборудование, силовая установка и экипаж танка оставались без изменений. Нарком одобрил проект и выдал внеочередной заказ на постройку опытного образца. Фактически КБ Цейца предстояло создать симбиоз мощной брони КВ и подвижности Т-34, в связи с чем КВ-13 именовался как "средний танк тяжелого бронирования".
Наиболее сильным изменения подверглась ходовая часть, где вместо 6 опорных катков использовали 5 измененной конструкции. Ширина КВ-13 при этом уменьшилась до 2800 мм, а длина корпуса составила 6650 мм. Башня танка, хотя и сохранила схожесть с башней КВ-1с, приобрела более обтекаемый вид. Почти все основные элементы конструкции были выполнены литыми, что позволило сократить внутренний неиспользуемый объём и довести лобовую броню корпуса до 120 мм, башни - до 85 мм, тем самым превзойдя серийные КВ-1. Интересной особенностью этого танка было минимальное использование цветных металлов.
Сборка КВ-13 была проведена в кратчайшие сроки и уже в первой половине мая танк представили на испытания, но перед этим опорные и поддерживающие катки нового танка, а также облегченные траки опробовали на серийном КВ-1.
Fotowow : Вездеходъ
Многие отечественные исследователи отводят «Вездеходу», детищу конструктора Александра Александровича Пороховщикова, построенному им в 1915-м году, роль первого в мире танка.
В августе 1914 г. Пороховщиков обратился в Особый комитет при Ставке Верховного Главнокомандующего с предложением вездеходной машины, но лишь через четыре месяца смог предъявить эскизный проект. 9 января 1915 г. Пороховщиков представил Главному начальнику снабжений армий Северо-Западного фронта генералу Данилову чертежи и смету постройки «Вездехода». Кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и плавучесть машины. 13 января Данилов разрешил постройку. На это было выделено 9960 рублей 72 копейки. Проектные данные «Вездехода» были оговорены в особом докладе №8101. Пороховщикову были предоставлены требуемые средства, оборудование авторемонтной мастерской и 25 мастеровых из числа ратников ополчения. Наблюдение за работами осуществлял начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск военный инженер полковник Поклевский-Козелло.
Конструкция «Вездехода» была весьма оригинальна. Сварной каркас опирался на широкую гусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четырех барабанах. Задний барабан был ведущим, вращение на него передавалось через коробку передач и карданный вал от карбюраторного двигателя в 10 л.с. Канавки барабанов и гребни гусеницы предохраняли ее от поперечного смещения, но не предотвращали продольного проскальзывания.
понедельник, 26 марта 2012 г.
Fotowow: Огнемётные танки на базе Т-26
OT-26 (ХT-26) - огнеметный танк (выпущено 552 танка, 1932-1935 гг.).
OT-130 - огнеметный танк (выпущено 401 танк, 1936 г.).
OT-131 - опытный огнеметный танк (опытный образец, 1939 г.).
OT-132 - опытный огнеметный танк (опытный образец, 1939 г.).
ОТ-133 - огнеметный танк (выпущено 269 танков, 1939 г.).
OT-134 - огнеметный танк (выпущено 2 опытных образца, 1940 г.).
11 марта 1932 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О придании мехбригаде химических и других средств для борьбы с закрепившейся пехотой противника». В соответствии с этим, Военно-химическому управлению (ВОХИМУ) РККА предписывалось «разработать опытный образец химического танка Т-26, оборудовав его прибором дымопуска, огнеметом и приспособив для заражения местности отравляющими веществами». Работы по разработке химического вооружения для танков поручили конструкторскому бюро завода «Компрессор».
ХТ-26 был разработан КБ-2 завода им.Ворошилова (завод № 174) в 1932 г. на базе двухбашенного танка Т-26 на основе проекта Г.Е.Шмидта. В разработке машины принимали участие инженеры Института Химобороны Пригородский, Антонов, Калинин и Яковлев. Один из двух опытных образцов, проходил испытания на Научно-испытательном химическом полигоне РККА с 1 июня по 15 июля 1932 года. Он представлял собой обычный Т-26 образца 1931 года со снятой левой башней. Вместо нее в корпусе разместили бак емкостью 400 л, три баллона со сжатым воздухом. Система подвода огнесмеси к брандспойту состояла из запорных вентилей, распределителя, гибкого шланга и полуавтоматической задвижки. Использование гибкого шланга позволяло обеспечить поворот башни и наведение брандспойта с помощью плечевого упора в горизонтальной плоскости до 20° без поворота башни и в вертикальной плоскости - до +10°. Из-за опасности скручивания гибкого шланга, поворот башни был ограничен сектором 270°, что исключало возможность огнеметания в сторону кормы машины.
Fotowow: танк БТ-2
Первым из семейства колесно-гусеничных танков в СССР стал БТ-2. В 1930 году в Советском Союзе была образована закупочная комиссия под руководством И. А. Халепского - ее целью было приобретение за рубежом новейших образцов бронетехники, тракторов и автомобилей вместе с технической документацией для последующего их серийного производства на советских заводах. В США внимание комиссии привлекли прекрасные скоростные и маневренные характеристики танка Кристи. С помощью торгового представительства «Амторг» удалось без проблем закупить два экземпляра этой машины (М1931) без башни и вооружения и вывезти морским путем в Советский Союз. Танки прибыли в СССР в начале 1931 года, и после их тщательного изучения было решено запустить машину в серию под обозначением БТ-2. БТ-2 отличался от американского прототипа многочисленными конструктивными особенностями. Прежде всего танк имел вращающуюся башню (разработанную инженером А.А.Малоштановым), оснащался более легкими (с многочисленными облегчающими отверстиями) опорными катками. Было перекомпоновано боевое отделение - перенесли стеллажи боеукладки, установили новые приборы и т.д. Для него разработали специальную башню, оснащенную 37-мм пушкой (37-мм танковая пушка с длиной ствола 60 калибров представляла собой вариант противотанковой пушки калибра 37-мм образца 1930 года, которая в свою очередь представляла собой копию немецкой противотанковой пушки Rheinmetall Pak 35/36 и была закончена только летом 1933 года) и, начиная с 61-го экземпляра, 7,62-мм пулеметом ДТ в шаровой установке. Поворачивалась башня вручную с помощью планетарного механизма, а плечевой упор служил для наводки пушки и пулемета в вертикальной плоскости. Из-за недостатка пушек, плохо освоенных производством, 350 БТ-2 были выпущены только в пулеметном варианте со спаркой пулеметов ДА-2. В связи с этим существовало по меньшей мере четыре варианта БТ-2 различавшихся вооружением:
- два пулемета в одной установке;
Fotowow: Т-46
Несмотря на то, что проект КТ-26 не принес желаемого результата от идеи поставить Т-26 на колесный ход ни в коем случае не отказывались. Более того, в начале 1933 года КБ завода им.Ворошилова начало работу по созданию улучшенного танка Т-26А. Кроме колесно-гусеничной ходовой части предполагалась установка дизельного двигателя, а также усиление вооружения и бронирования. Руководителем проекта, в начале 1934 года получившего новый индекс Т-46, был назначен С.Гинзбург, а место ведущего конструктора занял В.Симский.
В конструкции танка, с целью облегчения серийного производства, заимствовались многие узлы от танка Т-26 образца 1933 г. Согласно техническому заданию Т-46 должен был иметь усиленное пушечное вооружение и боевую массу до 10 тонн. Но прежде всего планировалось существенное улучшение ходовых качеств танка.
Корпус Т-46 мало отличался от прототипа и собирался при помощи клёпки из катаных броневых листов толщиной 8, 10, 15 и 22 мм. Первоначально предполагалась использовать сварку, но Ижорский завод с трудом осваивал это новшество и потому прототипы танка строились по-старому. Компоновка танка несколько изменилась. В передней части корпуса размещалось отделение управления и трансмиссия, место механика-водителя (с характерным выступом в виде будки) оставили с левой стороны. Боевое отделение находилось в средней части корпуса, моторное отделение – в кормовой части.
Первый проект Т-46 предусматривал установку дизельного мотора ДТ-4 или бензинового МТ-4 мощностью 180-210 л.с., практически одинаковых по габаритам и креплениям. Первый тип двигателя казался самым многообещающим, поскольку он потреблял не высокооктановое топливо, как Т-26, а дизтопливо. Однако "мотористы” не смогли вовремя завершить работы по ДТ-4 и тогда решили временно остановиться на бензиновом моторе.
Наиболее сильные отличия имела ходовая часть. Вместо тележек в ней применили 4 сдвоенных опорных катка на один борт с резиновыми бандажами и блокированной пружинной подвеской, 2 поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения с цевочным зацеплением. Траки гусениц шириной 390 мм были литыми и изготовлялись из стали Гартфилда.
При движении на колёсах ведущими были только две задние пары колёс, а поворот осуществлялся при помощи обычного дифференциала с передачей на переднюю пару колёс. Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги управления, на колесах - рулевая колонка автомобильного типа. При сваливании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи рычагов на коробке передач.
Состав вооружения первого образца Т-46 мало изменился по сравнению с серийным Т-26. Переделке подверглась башня, которая была немного увеличена в размерах и предназначалась для установки как 45-мм пушки 20К, так и 76,2-мм пушки ПС-3. В кормовой нише, в шаровой установке, монтировался 7,62-мм пулемет ДТ. Второй ДТ находился в спаренной установке вместе с пушкой.
В конструкции танка, с целью облегчения серийного производства, заимствовались многие узлы от танка Т-26 образца 1933 г. Согласно техническому заданию Т-46 должен был иметь усиленное пушечное вооружение и боевую массу до 10 тонн. Но прежде всего планировалось существенное улучшение ходовых качеств танка.
Корпус Т-46 мало отличался от прототипа и собирался при помощи клёпки из катаных броневых листов толщиной 8, 10, 15 и 22 мм. Первоначально предполагалась использовать сварку, но Ижорский завод с трудом осваивал это новшество и потому прототипы танка строились по-старому. Компоновка танка несколько изменилась. В передней части корпуса размещалось отделение управления и трансмиссия, место механика-водителя (с характерным выступом в виде будки) оставили с левой стороны. Боевое отделение находилось в средней части корпуса, моторное отделение – в кормовой части.
Первый проект Т-46 предусматривал установку дизельного мотора ДТ-4 или бензинового МТ-4 мощностью 180-210 л.с., практически одинаковых по габаритам и креплениям. Первый тип двигателя казался самым многообещающим, поскольку он потреблял не высокооктановое топливо, как Т-26, а дизтопливо. Однако "мотористы” не смогли вовремя завершить работы по ДТ-4 и тогда решили временно остановиться на бензиновом моторе.
Наиболее сильные отличия имела ходовая часть. Вместо тележек в ней применили 4 сдвоенных опорных катка на один борт с резиновыми бандажами и блокированной пружинной подвеской, 2 поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения с цевочным зацеплением. Траки гусениц шириной 390 мм были литыми и изготовлялись из стали Гартфилда.
При движении на колёсах ведущими были только две задние пары колёс, а поворот осуществлялся при помощи обычного дифференциала с передачей на переднюю пару колёс. Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги управления, на колесах - рулевая колонка автомобильного типа. При сваливании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи рычагов на коробке передач.
Состав вооружения первого образца Т-46 мало изменился по сравнению с серийным Т-26. Переделке подверглась башня, которая была немного увеличена в размерах и предназначалась для установки как 45-мм пушки 20К, так и 76,2-мм пушки ПС-3. В кормовой нише, в шаровой установке, монтировался 7,62-мм пулемет ДТ. Второй ДТ находился в спаренной установке вместе с пушкой.
Экипаж танка состоял из трех человек. Механик-водитель размещался в отделении управления слева в выступающей вперед броневой будке. Посадка и выход экипажа из машины производились через двустворчатый люк механика-водителя и два люка в крыше башни.
понедельник, 19 марта 2012 г.
Fotowow: КВ-2
19 декабря 1939 года было подписано Постановление Комитета Обороны СССР № 443сс, согласно которому танк КВ-1 был принят на вооружение РККА. В это время опытный образец танка КВ-1 проходил войсковые испытания и принимал участие в Советско-Финской войне. В ходе боев, советское командование пришло к выводу, что необходимо иметь кроме танка, вооруженного 76,2-мм пушкой, еще и тяжелый танк, способный бороться с ДОТами, надолбами и другими фортификационными сооружениями.
По требованию Военного Совета Северо-Западного фронта первые 4 машины из установочной партии КВ, должны были быть вооружены 152-мм гаубицей. Для решения этой задачи были привлечены инженеры артиллерийского КБ Кировского завода. На разработку проекта было отведено несколько дней. Конструкторы были переведены на казарменное положение и работали по 16-17 часов сутки. За две недели проект был готов. По первоначальному проекту предусматривалось установить в башне КВ 152-мм гаубицу обр. 30 года.
В дальнейшем от этой артсистемы отказались в пользу гаубицы М-10 обр. 1938/40 года. Для установки такой громоздкой артсистемы потребовалось разработать новую башню. По выданным артиллеристами размерам такая башня была спроектирована инженерами СКБ-2, причем погон большой башни, был равен погону стандартной (малой) башни КВ. Эта новая, огромных размеров башня с гаубицей М-10 получила название МТ-1. В начале 1941 года танки стали называть КВ-2.
Fotowow: Т-26
13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение Красной Армии танк Vickers Е под обозначением Т-26 и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. Главным производителем танков должен был стать Сталинградский тракторный завод, ежегодно предполагали выпускать по 13800 танков этого типа! Однако к тому времени СТЗ еще не был введен в строй, поэтому заказ временно разместили на заводе «Большевик» в Ленинграде. Вскоре танковое отделение завода выделилось в самостоятельный Завод № 174 им. К. Е. Ворошилова. На этом заводе построили 12000 танков Т-26.
Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов. Первые машины попали в части осенью 1931 года.
В 1931-1941 годах появилось 23 модификации данного танка и три модификации двигателя, причем, несмотря на все доработки, мощность мотора возросла с 90 л. с. до 97 л. с. Главным проектировщиком и создателем большинства модификаций, ответственным за модернизацию танка, был инженер С. А. Гинзбург — главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода № 185) в Ленинграде.
На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (позже, когда в частях Красной Армии появились танки разных модификаций, для них использовали соответствующие обозначения. Двухбашенные танки Т-26 известны как танки образца 1931 и 1932 годов; однобашенные с цилиндрической башней — как танки образца 1933-1937 годов, а однобашенные с конической башней — как танки образца 1938 и 1939 года. В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°.
Fotowow: Тяжелый танк Panzerkampfwagen VI "Tiger"
При всей своей популярности тяжелый немецкий танк “Тигр” выпускался сравнительно недолго - с августа 1942 года по август 1944 года. Всего за период серийного производства на заводе фирмы “Henschel” было изготовлено порядка 1354 танков. Пик выпуска пришелся на май 1944 года, когда заводские цеха покинуло 104 машины. Процесс изготовления “Тигра” был очень сложным и дорогостоящим делом, что в условиях военного времени являлось большой проблемой. В ходе производства в конструкцию машины вносились многочисленные изменения. И тем не менее, в конструкции этого танка воплотились самые передовые идеи немецких танкостроителей. Именно он стал первым тяжелым немецким танком, выпускавшимся крупносерийно. По боевым характеристикам танк “Тигр” превосходил все средние и тяжелые танки стран антигитлеровской коалиции, но уступал советскому тяжелому танку ИС-2.
Работа по созданию нового тяжелого танка в рамках программы Panzerkampfwagen VI началась в конце января 1937 года, когда фирма “Henschel” получила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen - машина прорыва). Корпус этого 30-тонного танка состоял из двух частей, соединявшихся друг с другом болтами - металлургические заводы еще не могли в то время изготовить катаные броневые листы большого размера толщиной 50 мм. Ходовая часть состояла из пяти обрезиненных опорных и трех поддерживающих катков на борт, ведущего колеса переднего расположения с гребневым зацеплением и гусеницы шириной 300 мм. Подвеска - индивидуальная, торсионная. Проходившее испытания шасси танка с балластом вместо башни оснащалось 280-сильным двигателем Maybach HL 120, коробкой передач Maybach Variorex и механизмом поворота типа Cletrack. Максимальная скорость движения 35 км/ч.
Разрабатывавшийся с сентября 1938 года вариант DW2 имел отличия от своего предшественника в конструкции коробки передач, стояночного тормоза, гусениц, бортовых передач, ведущих колес и подвески. На танк предполагалось установить башню от Pz.Kpfw.IV с 75-мм пушкой и спаренным пулеметом MG-34. Второй пулемет должен был устанавливаться в лобовом листе корпуса справа. Как и в первом случае, дело ограничилось постройкой и испытаниями шасси.
пятница, 16 марта 2012 г.
Fotowow:История советских САУ
Первые месяцы Великой Отечественной Войны стали подлинной и необъятной трагедией для Советского Союза. Стремительные удары войск вермахта на ключевых направлениях, окружения, подавляющее превосходство Люфтваффе в воздухе - все это пришлось испытать на себе Красной Армии. Действительность оказалась резко противоположной фильму "Если завтра война...", что крайне негативно сказывалось на моральном духе и боевом настрое войск. Огромную и наиважнейшую роль во всей этой неприглядной для советского командования картине играли немецкие танки. Массированным ударом они прорывали оборону советских войск на узком участке фронта и стремительно устремлялись далее, захватывая тыловые склады и узлы коммуникаций, лишая всякого снабжения окруженные части Красной Армии, которые затем беспощадно добивались авиацией, артиллерией и пехотой. Борьба с вражескими танками стала жизненно важной частью успешной защиты страны, а средств против них почти что не было. По ряду субъективных причин, которые заслуживают отдельного разговора, перед войной было свернуто производство дивизионных орудий калибра 76.2 мм и орудий противотанковой обороны (ПТО) калибра 45 мм. Подвиги советских танкистов на Т-34 и КВ никак не могли изменить ситуацию из-за действий в одиночку, дефицита боеприпасов и горючего. Кроме того эти танки предвоенного выпуска имели много дефектов в своих механизмах, из-за чего их часто приходилось бросать при отступлении. Единственным средством у пехоты оставались ручные гранаты РГД-33.
Были предприняты все возможные меры для исправления создавшейся катастрофической ситуации. В кратчайшие сроки было возобновлено производство орудий ПТО калибра 45 мм, поставлены на конвейер новые 76.2-мм дивизионные орудия ЗиС-3 и 57-мм орудия ПТО ЗиС-2 конструкции В. Г. Грабина. Оружейные конструкторы Дегтярев и Симонов разработали образцы противотанковых ружей калибра 14.5 мм. Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин лично подписал инструкцию о применении зажигательных бутылок. Уже к началу осени 1941 г. это начало приносить первые успехи. Но еще до этого, прекрасно понимая важность мобильности для орудий ПТО, нарком вооружений Ванников 1 июля 1941 г. отдал срочное распоряжение о разработке САУ для борьбы с нацистскими танками. Горьковский завод №92 в кратчайший срок представил два прототипа САУ - на шасси легкого полубронированного артиллерийского тягача Т-20 "Комсомолец" (ЗиС-30) и грузового автомобиля (ЗиС-31). Оба варианта были вооружены 57-мм противотанковой пушкой ЗиС-2. Лучшие результаты при стрельбе показала установка ЗиС-31, но выбор государственной комиссии пал на ЗиС-30 вследствие ее лучшей проходимости. К этому моменту завод, производивший "Комсомольцы", перешел полностью на выпуск легких танков, поэтому шасси для переоборудования их в САУ приходилось изымать из действующих частей. Всего к декабрю 1941 г. было переоборудовано около 100 "Комсомольцев", которые приняли участие в завершающем этапе битвы за Москву. Несмотря на все свои недостатки, они понравились в частях благодаря мобильности, лучшей защищенности матчасти по сравнению с буксируемым вариантом и высокой эффективности пушки ЗиС-2, которая иной раз прошивала немецкие танки того периода насквозь. Но ввиду малого числа, потерь и поломок механизмов ЗиС-30 быстро исчезли с полей сражений, не оказав сколь-нибудь существенного влияния на ход событий.
Fotowow: История танкостроения СССР
Танки СССР
До Октябрьской социалистической революции в русской армии танков не было. В 1917 году в ней насчитывалось всего 13 авто-бронедивизионов, кроме того, было несколько самокатных батальонов и рот и 7 бронепоездов.
Красная Армия в боях с интервентами, начиная с 1919 года, захватывала в числе трофеев и танки, главным образом английского и французского производства. Их ремонтировали и по мере обучения экипажей использовали в боях против белогвардейцев и интервентов. На заводах Советской России с ноября 1918 по март 1921 года изготовили 75 бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 бронеавтомобилей. Первый советский танк Отечественное танкостроение начало развиваться в годы Гражданской войны. По заданию Владимира Ильича Ленина сормовские рабочие и инженерно-технические работники в неимоверно трудный для страны период изготовили партию легких танков (15 машин) по типу трофейного французского танка "Рено". Первый советский танк, вышедший из ворот Сормовского завода 31 августа 1920 года, был назван "Борец за свободу тов. Ленин". |
Fotowow: ТАНК Т-34 - ЛУЧШИЙ ТАНК ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ТАК ЛИ ЭТО?
Говоря о достоинствах и недостатках советского танка Т-34 необходимо сразу внести некоторое пояснение. В большинстве художественных фильмах о войне нам попадается на глаза танк Т-34-85, который начал выпускаться серийно лишь в 1944 году. Этот же танк большей частью находится и на постаментах, в виде мемориала, во многих городах и поселках нашей страны. Но основную тяжесть жестоких боев, в том числе и Курской битвы, принял на себя танк Т-34-76, который отличался от Т-34-85 меньшей башней и менее мощным вооружением. Поэтому рассуждая о достоинствах и недостатках Т-34 в определенные периоды Великой Отечественной, нужно об этом не забывать.
Советской пропагандой и литературой, фильмами о войне населению СССР было внушено, что танк Т-34 – лучший танк второй мировой войны. Действительно ли это так мы попробуем сейчас разобраться.
Говоря о танках вообще, эффективности их применения нужно помнить, что танк оружие коллективное и успех применения танка слагается из нескольких факторов, таких как:
- 1- тактика применения;
- 2- взаимодействие танков на поле боя;
- 3- мастерство экипажа;
- 4- надежность техники;
- 5- эффективность вооружения и защиты.
Рассмотрим эти факторы последовательно, сравнивая с таковыми с наиболее близким к Т-34 массовым немецким танком Т-4 (Pz-IV) (сравнение с «Тигром» и «Пантерой» на наш взгляд не совсем корректно, ибо это танки, несомненно, более мощные, чем Т-34, как по защите, так и по вооружению).
четверг, 15 марта 2012 г.
Fotowow: Тяжелый танк ИС-2 ("Иосиф Сталин")
Танки ИС ("Иосиф Сталин") предназначались для качественного усиления танков Т-34 взамен танков КВ. Это самый мощный советский танк, принимавший участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких танков на всех дистанциях боя. в опытном порядке на ИС-2 устанавливалась 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.
В октябре 1943 года под руководством Н.Ф. Шамшурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122-мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из данной пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел развёрнутой вправо башни немецкого танка PzKpfW V "Panther". Согласно отчёту №314 от 21 ноября 1943 года, первый же снаряд (122-мм тупоголовый) пробил бортовую броню развёрнутой вправо башни танка "Panther". Этот немецкий танк уже был неоднократно обстрелян и горел.
|
Fotowow: Тяжелый танк КВ-1
В конце 1938 года, в соответствии с постановлением Комитета обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК ("Сергей Миронович Киров"). Разработкой еще одного тяжелого танка, получившего название Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова (№185).
Ведущим конструктором танка СМК был А.С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК группа дипломников Военной академии механизации и моторизации имени Сталина, проходивших практику на Кировском заводе, разработала проект однобашенного тяжелого танка КВ ("Клим Ворошилов"). По сути дела, КВ представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем.
В августе 1939 года танки СМК и КВ изготовили в металле. В конце сентября оба танка приняли участие в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТ полигоне в подмосковной Кубинке, а 19 декабря тяжелый танк КВ был принят на вооружение Красной Армии. Несколько ранее опытные тяжелые танки передали 20-й тяжелой танковой бригаде, учувствовавшей в боях на Карельском перешейке. Первый бой они приняли 17 декабря при попытке прорыва Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. При этом танк СМК подорвался на мине и был оставлен экипажем. Танк КВ показал себя с лучшей стороны, однако очень быстро выяснилось, что 76,2-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки разработали и построили танк КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152,4-мм гаубицей М-10. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.
|
Танк Т34
читать еще ТУТ
Т-34 был создан в результате работ по совершенствованию легких колесно-гусеничных танков серии БТ в отношении увеличения их броневой защити и мощности вооружения. Быстроходные танки (БТ) в 30-е гг. составляли основу механизированных танковых соединении РККА. Для того времени они имели достаточно высокие боевые и технические характеристики и являлись самими известными и наиболее любимыми машинами советских танкистов. Появление этих танков в Красной Армии было не случайным и диктовалось исторической необходимостью.
Конец 20-х - начало 30-х гг. характеризовались постепенным обострением противоречий между различными государствами, что придавало процессу зарождения Второй Мировой войны все более зримые черты. Активные военные приготовления выражались в быстром росте армий, совершенствовании вооружений, милитаризации экономики и всей общественной жизни. Главной тенденцией в развитии армий того периода стала их механизация и моторизация, насыщение войск танками, самолетами, автоматическим стрелковым, артиллерийским и минометным вооружением. В это время СССР был вынужден принимать экстренные меры к ускоренному развитию оборонной промышленности, техническому переоснащению Вооруженных Сил и дальнейшему повышению их боеспособности.
18 декабря 1929 г. Советским правительством была утверждена "Система танко-тракторного автоброневого вооружения РККА" (протокол № 29) — документ, на десятилетие вперед определивший направления строительства броневых сил Красной Армии. Эта система предусматривала оснащение войск всей гаммой бронетанковой и автотракторной техники.
В середине декабря, в связи с отставанием советской промышленности в разработке конструкций образцов всех типов танков, комиссией под руководством заместителя председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) Г.К.Орджоникидзе было принято решение командировать за границу представителей военного ведомства и промышленности для приобретения современных образцов вооружения и получения технической помощи по их производству.
Вторая мировая война. Тяжелый танк Panzerkampfwagen VI Ausf. B "Tiger II"
Немецкий монстр. Тяжелый танк Panzerkampfwagen VI Ausf. B "Tiger II"
"Королевский тигр" отличался оптимальным соотношением защиты корпуса и башни, поэтому был самым мощным немецким танком, принимавшим участие во Второй Мировой войне. Разработан фирмой "Порше", с октября 1944 г. по март 1945 г. выпущено около 490 танков.
В августе 1942 года Управление вооружений сухопутных войск Вермахта разработало тактико-техническое задание на тяжелый танк, призванный в перспективе заменить недавно запущенный в производство Pz.Kpfw.VI “Тигр” Ausf.E. На новой машине предполагалось использовать сконструированную в 1941 году фирмой Krupp 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма “Henschel” и конструкторское бюро Фердинанда Порше.
Надо сказать, что ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(Р) - заводское обозначение Тур 180/181 или Sonderfahrzeug III - представлял собой несколько переработанный применительно к новому тех. заданию танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей Simmering-Graz-Pauker мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию. В других вариантах проекта, предложенных конструкторским бюро “Porsche AG”, предполагалось использование иных типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л.с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизель-мотора мощностью 700 л.с., и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и два варианта компоновки ганка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. Во втором случае двигатель размещался в средней части корпуса, а отделение управления - спереди.
Вторая мировая война. Тяжёлый танк Neubaufahrzeug
Тяжёлый танк Neubaufahrzeug
Идея создания тяжелого многобашенного танка с мощным вооружением, надежной броневой защитой и достаточной подвижностью возникла в недрах главного командования сухопутных сил Германии (сокращенно - ОКН) в начале 30-х годов. Разработкой тактико-технических требований к новой машине занималось управление вооружений (Waffenamt), предложившее вооружить танк 75- и 37-мм пушками и несколькими пулеметами. Боевая масса ограничивалась 20 т.
В 1933 году Вермахт подписал контракт с фирмой "Rheinmetall-Borsig" на проектирование и постройку 20 тонного многобашенного танка вооруженного 75-мм пушкой с малой дульной энергией и 37-мм противотанковой пушкой. Обе пушки должны были располагаться во вращающейся башне, кроме того, танк должен был иметь две небольшие башни с пулеметами.
Сама концепция многобашенного танка родилась в Германии в 1918 году. Тогда немцы вплотную рассматривали проект танка "Oberschlesien" ("Верхняя Силезия"), предусматривающий размещение 57-мм пушки в центральной вращающейся башне и пулеметов в передней и задней малых башенках. Окончание боевых действий Первой Мировой войны поставило крест на всех работах в области вооружений, однако германские конструкторы вовсе не собирались сидеть сложа руки. Активная деятельность в области танкостроения отмечается примерно с середины 20-х гг.
Вторая мировая война. Средний танк Panzerkampfwagen Танк Pz.Kpfw.V “Пантера”
Немецкий зоопарк Танк Pz.Kpfw.V “Пантера”
Танк Pz.Kpfw.V “Пантера” стал наиболее известным германским танком Второй Мировой Войны. Катализатором создания этой непредусмотренной в системе танкового вооружения Вермахта боевой машины стал советский средний танк Т-34. Его появление на Восточном фронте заставило Министерство вооружения Германии приостановить работы, которые с 1937 г. вела фирма “Неnschel” над перспективным танком 30-тонного класса. 18 июля 1941 г. фирма “Rheinmetall” получила заказ на разработку 75-мм длинноствольной пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 м. 25 ноября фирмам “Daimler-Benz” и “MAN” был, в свою очередь, выдан заказ на 35-тонный танк, Тактико-технические требования к новой боевой машине определили следующие: ширина до 3150 мм, высота — 2990 мм, двигатель мощностью 650 — 700 л.с, броневая защита — 40 мм, максимальная скорость движения — 55 км/ч. Задание получило условное название — “Пантера” (название “Пантера”, без упоминания армейского индекса ввели по приказу фюрера только с 27 февраля 1944 г.).
Танк, спроектированный фирмой “Daimler-Benz”, внешне сильно напоминал Т-34, но тем не менее понравился А.Гитлеру. С советской машины была полностью скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес. Восемь опорных катков большого диаметра располагались в шахматном порядке, блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Предполагалось использовать на танке дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507. В начале февраля 1942 г. началась постройка прототипа - VK 3002(DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпееру выдать фирме заказ на первые 200 машин. Впрочем, точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в Министерстве Вооружения, эксперты которого не без оснований считали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 могло послужить причиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы “MAN”, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, казался им более предпочтительным, хотя и был значительно сложнее. Эти разногласия привели к формированию так называемой “Пантер-комиссии”.
среда, 14 марта 2012 г.
Военная техника второй мировой войны. Легкий танк Т-26
Легкий танк Т-26
История создания
Легкий двухбашенный танк Т-26
28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником только что созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой “Виккерc” о производстве для СССР 15 двухбашенных танков “Виккерc” 6-тонный (он же “Виккерс-Е”).
28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником только что созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой “Виккерc” о производстве для СССР 15 двухбашенных танков “Виккерc” 6-тонный (он же “Виккерс-Е”).
Первые полученные Советским Союзом машины (получившие в обозначение В-26) послужили прототипом для создания танков ТММ-1 и ТММ-2, с шестицилиндровым двигателем “Геркулес”, однако в серийное производство они запущены не были. Первый образец танка ТТМ-1 был построен в 1931 году. По сравнению с английской машиной у него несколько изменили конструкцию корпуса из-за установки двигателя жидкостного охлаждения “Геркулес” мощностью 95 л.с. Два пулемета “Виккерс” с водяным охлаждением стволов находились в двух башнях, а советский ДТ - справа в корпусе. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса танка доходила до 8 тонн, толщина брони до 13 мм, как на прототипе, а скорость до 30 км/ч. Есть сведения, что было изготовлено около десятка ТММ-1. В следующем году появился ТММ-2 с одной башней для 37-мм пушки (боевая масса - 8 тонн, экипаж - 3 человека; двигатель, бронирование и скорость остались без изменений).
Вторая мировая война.
Легкий танк МС-1 (Т-18)
История создания
Одним из первых серийных советских танков был "Малый сопровождения-1" (по принятой в середине 20-х годов системе классификации танки делились на малые, основные и маневренные), в последующем получивший обозначение Т-18. Конструкторский опыт и производственные навыки, полученные в ходе работы над ним, позволили Советскому Союзу в начале тридцатых годов развернуть широкий выпуск бронированных машин разных типов и назначения, а также создать качественно новый род войск - танковый (по наименованию тех лет - бронетанковые и механизированные войска).
Одним из первых серийных советских танков был "Малый сопровождения-1" (по принятой в середине 20-х годов системе классификации танки делились на малые, основные и маневренные), в последующем получивший обозначение Т-18. Конструкторский опыт и производственные навыки, полученные в ходе работы над ним, позволили Советскому Союзу в начале тридцатых годов развернуть широкий выпуск бронированных машин разных типов и назначения, а также создать качественно новый род войск - танковый (по наименованию тех лет - бронетанковые и механизированные войска).
В 1920 году на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде было построено пятнадцать танков типа "М". Все они имели собственные имена. Первый назывался "Борец за свободу товарищ Ленин". Другие получили наименования "Илья Муромец", "Парижская Коммуна, "Буря" и т.д. Конструкция их в общих чертах соответствовала французской модели "Рено" образца 1917 года. Но от прототипа они отличались более универсальным вооружением. Так, на "Рено" устанавливалась либо 37-мм пушка, либо 7,62-мм пулемет, а на "М" - и то и другое, причем в одной башне. Однако из-за отсутствия в данный период промышленной базы для производства бронетанковой техники с выпуском этих пятнадцати машин и закончилось строительство советских танков.
Броневые, как тогда назывались, подразделения Красной Армии долгое время комплектовались английскими трофейными машинами. Они объединялись в танковые эскадры и автотанковые отряды, а позднее были сведены в танковый полк. Конечно, изношенность материальной части и отсутствие запасных частей не способствовало развитию этого рода войск, хотя попытки создать свои танки предпринимались. Например, по проекту инженера Г.Кондратьева на Ижорском заводе в Санкт-Петербурге начали строить два плавающих танка "Ижозавод". Такая машина весила 10 тонн и вооружалась 76-мм пушкой с коротким откатом ствола. На плаву она могла двигаться с помощью трехлопастного гребного винта. Но в 1923 году работы над ней были прекращены в связи с переформированием Управления начальника броневых сил РККА.