Легкий танк Т-26
История создания
Легкий двухбашенный танк Т-26
28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником только что созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой “Виккерc” о производстве для СССР 15 двухбашенных танков “Виккерc” 6-тонный (он же “Виккерс-Е”).
28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником только что созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой “Виккерc” о производстве для СССР 15 двухбашенных танков “Виккерc” 6-тонный (он же “Виккерс-Е”).
Первые полученные Советским Союзом машины (получившие в обозначение В-26) послужили прототипом для создания танков ТММ-1 и ТММ-2, с шестицилиндровым двигателем “Геркулес”, однако в серийное производство они запущены не были. Первый образец танка ТТМ-1 был построен в 1931 году. По сравнению с английской машиной у него несколько изменили конструкцию корпуса из-за установки двигателя жидкостного охлаждения “Геркулес” мощностью 95 л.с. Два пулемета “Виккерс” с водяным охлаждением стволов находились в двух башнях, а советский ДТ - справа в корпусе. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса танка доходила до 8 тонн, толщина брони до 13 мм, как на прототипе, а скорость до 30 км/ч. Есть сведения, что было изготовлено около десятка ТММ-1. В следующем году появился ТММ-2 с одной башней для 37-мм пушки (боевая масса - 8 тонн, экипаж - 3 человека; двигатель, бронирование и скорость остались без изменений).
13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк “Виккерс” приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26. Его производство первоначально предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), но в итоге остановились на ленинградском заводе “Большевик”, уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под руководством С.А.Гинзбурга.
Для выполнения большой программы производства Т-26 заводом “Большевик” были выделены цеха, выпускавшие танки, и образован самостоятельный завод №174 им. К.Е.Ворошилова. Именно это предприятие в течение 10 лет оставалось монопольным производителем танков Т-26.
Первоначально двухбашенный вариант мало чем отличался от британского прототипа. Как и его английский аналог, танк имел клепаный корпус коробчатого сечения и две башни с пулеметным вооружением. Башни вращались независимо друг от друга в секторе 240 градусов. В переднем и заднем секторах (по 100 градусов) могли вести огонь обе башни. Такое размещение вооружения, по мысли английских конструкторов, обеспечивало наибольший темп стрельбы и позволяло вести огонь одновременно с правого и левого бортов. Но при такой компоновке оказалось трудно установить в башне пушечное вооружение из-за малого диаметра погона, а также использовать всю огневую мощь на борт. В отличие от английского образца, на советском Т-26 толщина брони была увеличена с 13 до 15 мм, а также был установлен 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения мощностью 90 л.с. Масса танка достигала 8,2 т.
В 1932 году в правой башне стали устанавливать 37-мм орудие “Гочкис”, снятое с танков МС или 37-мм пушку Б-3 с плечевым упором. Боевая масса танка выросла до 8,4 т, остальные характеристики остались прежними. Эти танки предназначались для командиров взводов и рот и поэтому зачастую оснащались приемо-передающими радиостанциями 71-ТК-1 с рамочной антенной в задней части корпуса.
Опыт использования двухбашенных танков Т-26 показал, что координировать ведущийся из башен огонь практически невозможно, поэтому начиная с 1933 года, промышленность перешла на выпуск однобашенных танков с гораздо более сильным вооружением. Всего до августа 1933 года было изготовлено 1626 двухбашенных танков Т-26.
В конце 30-х гг. двухбашенные танки Т-26 наряду с однобашенными состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (по 256 танков в бригаде) и танковых рот танковых батальонов стрелковых дивизий (17 танков в роте). Непосредственно перед войной эти соединения и подразделения были расформированы и танки были обращены на формирование танковых и мотострелковых дивизий, хотя изначально они не предназначались для использования в составе таких соединений, создававшихся для ведения маневренных боевых действий.
Легкий однобашенный танк Т-26
В 1933 году началось производство однобашенного варианта, которому было суждено стать самым массовым. От своего предшественника (двухбашенного) он отличался усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначался для непосредственной поддержки пехоты. Т-26 сохранил компоновочную схему корпуса прототипа - английского 6-тонного танка “Виккерс”. Машина имела переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее - отделения управления и боевого и кормовое - моторного. Такая компоновка позволила уменьшить длину корпуса, обеспечить неплохой обзор местности перед танком из отделения управления и небольшое непростреливаемое пространство в направлении движения вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась вероятность поражения ведущих колес.
Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. На шариковой опоре подбашенной коробки устанавливалась башня цилиндрической формы с нишей, расположенной в кормовой части. На крыше башни имелось два люка для посадки экипажа, запираемых изнутри вращающимися на петлях крышками. Броневые катаные листы толщиной 8-13 мм соединялись заклепками. В передней части надгусеничных полок устанавливались козырьки, защищавшие смотровые приборы от грязи и снега. Для буксировки танка в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные петли.
Вооружение состояло из 45-мм полуавтоматической танковой пушки, находящейся в маске башни, и спаренного с ней 7,62-мм танкового пулемета ДТ. Пушка предназначалась для ведения огня по бронированной технике, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам и живой силе противника как бронебойными, так и осколочными снарядами. По своему времени она обладала хорошими тактико-техническими показателями. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла З600 м, а наибольшая - 4800 м. Масса бронебойного снаряда 1,435 кг, начальная скорость 760 м/с. Он пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при угле встречи 90 градусов. Скорострельность до 12 выстр/мин с исправлением наводки. Углы наведения по вертикали от -6 градусов до +22 градусов. Для легких и средних зарубежных танков, имевших противоснарядное бронирование, пушка была серьезным оружием. Конструкция башни позволяла пушке и пулемету осуществлять круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Боекомплект танка состоял из 138 артиллерийских выстрелов и 2898 патронов (46 магазинов). Командирский танк вмещал 96 артиллерийских выстрелов.
В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применялись смотровые щели со стеклоблоками, установленные в корпусе и башне. Средствами внешней связи у линейных танков служили сигнальные флажки, а у командирских - танковая приемопередающая телефонно-телеграфная симплексная радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Радиостанция обеспечивала связь при работе в качестве телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке. Она размещалась в нише башни. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство на два абонента ТПУ-2.
На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный танковый двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров. Его мощность 66 кВт (90 л.с.), что позволяло машине развивать неплохую для того времени скорость - до 30 км/ч. Он располагался продольно в кормовой части корпуса маховиком в сторону носовой части.
Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного на коленчатом валу двигателя, пятиступенчатой коробки передач, соединявшейся с главным фрикционом карданным валом, двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал поворот машины с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (2,18 м).
Гусеничный движитель состоял (применительно к одному борту) из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми сдвоенных опорных и четырех сдвоенных поддерживающих катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска была блокированной (зависимой). В качестве упругих элементов использовались листовые четвертьэллиптические рессоры. Проходимость для танка такого типа была хорошей.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производился из отделения управления с помощью электрического стартера или снаружи с помощью пусковой рукоятки. Танк оснащен системой противопожарного оборудования, состоявшей из двух переносных огнетушителей, заряженных тетрахлором и приводимых в действие от руки, и стационарного огнетушителя, соединенного трубопроводами с четырьмя распылителями, установленными а моторном отделении.
Экипаж состоял из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении, справа и слева от пушки, а механик-водитель - в отделении управления, у правого борта корпуса. Командир выполнял обязанности также заряжающего и радиста.
В процессе серийного производства Т-26 было создано свыше 25 модификаций этой машины. Так, в 1935 году корпус и башню начали изготавливать сварными, увеличили вместимость топливного бака.
В 1931 году установили дополнительный 7,62-мм танковый пулемет в нише башни, ввели съемные бандажи катков, изменили механизм натяжения гусениц.
В 1937 году начали применять зенитный 7,62-мм пулемет ДТ на турельной установке на крыше башни, танковое переговорное устройство на три абонента ТПУ-3, фару-прожектор и форсировали двигатель до 70 кВт (95 л.с.). При этом масса танка увеличилась до 9,75 т.
В 1938 году машина получила коническую башню, сваренную из броневых катаных листов толщиной 15 мм, в днище корпуса стали делать люк-лаз, а поручневую антенну заменили штыревой. На Т-26 стали устанавливать новую 45-мм танковую пушку образца 1938 года, затвор которой допускал ведение стрельбы боеприпасами с электрокапсюльной втулкой. Для ведения прицельной стрельбы пушку со стабилизатором оснастили телескопическим прицелом. В машине поставили два топливных бака общей вместимостью 290 л, что обеспечивало запас хода по топливу до 240 км.
В 1939 году была введена подбашенная коробка с наклонными листами, установлены новые жалюзи с усиленной защитой, изъят пулемет, размещаемый в кормовом листе башни. Вместо него смонтирована дополнительная боеукладка на 32 артиллерийских выстрела. Увеличилась мощность двигателя до 73 кВт (97 л.с.), поставлены усиленные рессоры. Масса танка достигла 10,25 т.
В 1940 году машина претерпела последнюю модернизацию. На части эксплуатировавшихся танков были установлены экраны, а на находящихся в производстве увеличена толщина броневых листов подбашенной коробки с 15 до 20 мм, применен новый погон башни, покрыли бакелитовым лаком топливные баки. Масса танка с экранами превысила 13 т.
Т-26 был одним из основных танков Красной Армии довоенного периода. Их изготовили около 11 тысяч. Эти машины принимали участие в боях на озере Хасан и на реке Халхин-Гол, во время советско-финской войны и начального периода Великой Отечественной войны, а на некоторых участках советско-германского фронта, например, Ленинградском, вплоть до 1944 года. Последнее боевое применение Т-26 относится к 1945 году на Дальнем Востоке. Несколько танковых бригад, вооруженных этими боевыми машинами, участвовали в разгроме Квантунской армии.
Машины на базе Т-26
На базе линейных танков в довольно значительных количествах строились огнеметные (по тогдашней терминологии - химические) танки. Здесь в первую очередь следует упомянуть танк ОТ-26, созданный на базе двухбашенного варианта. При этом левая башня была демонтирована, а в корпусе под ней разместили огнеметное оборудование - резервуар для огнесмеси на 360 л, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок емкостью 0,7 л, брандспойт и систему зажигания. В правой башне устанавливался огнемет пневматического типа и пулемет ДТ (боекомплект 1512 патронов). Наведение огнемета и пулемета на цель осуществлялось с помощью плечевого упора. Кроме огнемета, танк оборудовался системой дымопуска.
Другой танк - ОТ-130. Он строился уже на базе однобашенного варианта Т-26. Башня была смещена вправо относительно продольной оси танка. Слева от нее находились два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 л. Дальность огнеметания на смеси мазута с керосином составляла 50 м. Количество одно-секундных выстрелов - 40. За один выстрел выбрасывалось 9 л огнесмеси, которая поджигалась от факела горящего бензина, а бензин - от электрозапальной свечи. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть огнеметных танков оставались без изменений. Радиостанциями они не оборудовались.
В 1938-40 гг. огнеметные танки модернизировались (ОТ-131, 132, 133). ОТ-133 имел помимо огнемета два пулемета и достиг массы 10,5 тонн. И, наконец, в 1940 года появился огнеметный танк ОТ-134 массой 10,8 т, экипаж - три человека. В конической башне сохранилось вооружение - 45-мм пушка и пулемет, а огнемет установлен в переднем верхнем листе корпуса (дальность огнеметания - 50 м). Все огнеметные танки имели оборудование для постановки дымовых завес. Именно поэтому в 30-е годы их и называли “химическими”.
Всего в "химическом" варианте было выпущено около 1,5 тысячи боевых машин. Из них формировались химические танковые батальоны и даже бригады.
Помимо огнеметных танков, на базе Т-26 выпускалось довольно много самоходных артиллерийских установок. В опытном порядке - СУ-1, АТ-1 и СУ-6, причем последняя оснащалась зенитной 76-мм пушкой образца 1931 года. А вот самоходок, так называемого “малого триплекса”, на унифицированном шасси было построено несколько десятков, и они состояли на вооружении ряда танковых бригад. В это семейство входили СУ-5-1 с 76-мм пушкой образца 1902/30 г., СУ-5-2 со 122-мм гаубицей и СУ-5-3 со 152-мм мортирой. Кроме того, на базе Т-26, как малыми партиями, так и в качестве опытных образцов были созданы бронетранспортеры ТР-26 и ТР-4 (для перевозки пехоты), бронетранспортер ТР-4-1 (для снабжения танковых частей в бою боеприпасами), танк-цистерна Т-26-Ц. мостоукладчик СТ-26, минный тральщик, ремонтный танк, артиллерийские тягачи и телетанки.
Тактико-технические характеристики двухбашенного T-26 (обр. 1931-1932 гг.):
масса в снаряженном состоянии: 8,2 т;
экипаж: 3 чел.;
длина: 4,62 м;
ширина: 2,44 м;
высота: 2,19 м;
двигатель: 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения;
мощность двигателя: 90 л.с.;
вооружение: два 7,62-мм пулемета с боекомплектом 6489 патронов, а с 1932 г. — 37-мм пушка и один 7,62-мм пулемет;
максимальная скорость по шоссе: 30 км/ч;
запас хода: 100 км.
Тактико-технические характеристики однобашенного T-26 (обр. 1933 г.):
масса в снаряженном состоянии: 9,4 т;
экипаж: 3 чел.;
длина: 4,62 м;
ширина: 2,44 м;
высота: 2,33 м;
двигатель: 4-цилиндровый карбюраторный "Армстронг-Сиддли";
мощность двигателя: 90 л.с.;
вооружение: 45-мм танковая пушка и 7,62-мм танковый пулемет ДТ;
боекомплект: 136 артиллерийских выстрелов (в командирском танке - 96) и 2898 патронов ;
максимальная скорость по шоссе: 30 км/ч;
запас хода по шоссе: 120 км.