четверг, 7 февраля 2019 г.

«Летающий дредноут» Александра Яковлева. Истребитель Як-3П. Часть 1

Советский Союз вел войну с Германией и ее сателлитами в особо сложных, тяжелых условиях, и это не литературный штамп, это – суровая реальность. Оккупация западной части страны лишила нашу оборонную промышленность основной базы – сырьевой и производственной.

Большинство предприятий удалось эвакуировать, но на время «переезда» и запуска завода на новом месте он продукции не давал, да и возвращаясь в строй работал в нештатных условиях. Кадровый голод, вызванный уходом на фронт значительной части работников в самой продуктивной возрастной категории, отсутствие на новом месте нужных условий работы и жизни, дефицит материалов, инструмента и всех видов энергии, нарушение связей с поставщиками… 

  Из-за этого выпуск серийной военной техники и особенно разработка и внедрение ее новых образцов оказались чрезвычайно затруднены. Конструкторы были вынуждены идти на заведомое ухудшение тактико-технических данных ради того, чтобы не сорвать запуск своего изделия в серию из-за отсутствия того или иного конструкционного материала или комплектующего изделия из-за невозможности выпускать его серийно, причин чему могло быть множество.     Конечно, помощь США и Великобритании, условно именуемая ленд-лизом, в какой-то мере компенсировала эти потери, но лишь отчасти. Мало того, тревожным вопросом было возможное в скором времени после окончания мировой войны противостояние с союзниками по Антигитлеровской коалиции. Эти опасения были далеко не беспочвенны, о чем свидетельствуют рассекреченные и опубликованные после войны планы руководства этих стран относительно нападения на СССР, такие как датированная 1944 годом американская «Директива Объединенного комитета начальников штабов № 431/d» или «Операция Немыслимое», задуманная британским генштабом в 1945 г.   Во всех этих планах ключевая роль отводилась тяжелым и тактическим бомбардировщикам, которые составляли основную ударную мощь англо-американских сил. Советскому руководству была известна хорошая живучесть американских самолетов Боинг В-17 «Флаинг Фортресс», Косолидейтед В-24 «Либерейтор», Норт Америкен В-25 «Митчелл», не вызывал сомнений в этом плане и новый Боинг В-29 «Суперфортресс», с которым удалось ознакомиться в 1943 г. Для борьбы с ними нужны были истребители с вооружением достаточной мощности.   Но в условиях продолжавшейся войны с Германией Советский Союз по-прежнему был вынужден удовлетворять в первую очередь потребности фронта и в частности отложить вопрос специальных перехватчиков противовоздушной обороны. Они разрабатывались, но в серию не запускались, авиация ПВО обходилась фронтовыми истребителями. Потому их приходилось проектировать и с учетом возможности борьбы с тяжелыми самолетами противника, где эффективность вооружения была обстоятельством, определяющим успех.   

Потому руководство Государственного комитета обороны и лично его председатель Иосиф Виссарионович Сталин поставили перед Главными конструкторами Наркомата авиапромышленности А.И. Микояном, С.А. Лавочкиным и А.С. Яковлевым задачу усилить огневую мощь серийных истребителей последних типов. Они должны были иметь возможность они могли бороться и с новейшими немецкими самолетами, и с любым возможным воздушным противником. Это не нужно было делать в спешке, «закрывая глаза» на дефекты как раньше, лишь бы скорее отправить на фронт. Теперь подход был другим – во главу угла ставилось качество боевой техники и ее эффективность, а не быстрота поставок и освоения в строю. 

Главный конструктор ОКБ-115 Александр Сергеевич Яковлев (стоит в центре снимка в кожаной куртке) со своим коллективом
Главный конструктор ОКБ-115 Александр Сергеевич Яковлев (стоит в центре снимка в кожаной куртке) со своим коллективом
Главный конструктор ОКБ-115 Александр Сергеевич Яковлев (стоит в центре снимка в кожаной куртке) со своим коллективом

Вопрос огневой мощи – количество и качество 

  Когда в 1944 году новый легкий истребитель Як-3 конструкции ОКБ-115 Александра Сергеевича Яковлева стал поступать в войска во все больших количествах, некоторые командиры полков и дивизий отказались от перевооружения на новый самолет, предпочитая Ла-7, а то и делая «непатриотичный» выбор в пользу американской «Аэрокобры». Свое решение чаще всего они мотивировали недостаточной огневой мощью нового истребителя Яковлева.   Главными расчетными параметрами, по которым в то время оценивали эффективность стрелкового вооружения истребителей, являлись секундный залп (вес пуль и снарядов, выстреливаемых всем оружием самолета за секунду) и дульная мощность, которая оценивает физическую работу, производимую всем оружием при стрельбе очередью и причиняющую разрушения самолету противника. Также важно, какую кинетическую энергию приобретает пуля или снаряд на выходе из ствола, и наличие в них взрывчатых и зажигательных веществ, причиняющих цели дополнительный ущерб – разрушение или возгорание.   Все это определяет совершенство того или иного образца вооружения, но имеет свое значение и его расположение на самолете.  

 В Советском Союзе, как и во Франции, и  в Германии в качестве «главного калибра» традиционно развивались моторные установки вооружения – у нас начало им положила покупка французского V-образного двигателя Испано-Сюиза H.S.12Ycrs. Он имел редуктор, благодаря чему полый вал воздушного винта располагался выше «развала» цилиндров, и в нем оказалось удобно расположить автоматическую пушку.   К 1940 г. в СССР был серийный «пушечный» мотор М-105П. Он был создан на базе опыта изучения французского образца H.S.12Ycrs, лицензия на который не закупалась, и своих «не пушечных» двигателей М-100 и М-103, являвшихся развитием модели H.S.12Ybrs, чертежи которой были закуплены во Франции и запущены в серийное производство в СССР на заводе № 26.   Моторная установка хороша тем, что позволяет использовать всю скорострельность оружия, синхронизация же его работы с вращением трехлопастного воздушного винта вызывала снижение темпа стрельбы. На советских истребителях с моторами ВК-105ПФ2 с воздушным винтом ВИШ-61 или ВИШ-105 с частотой 1800 об./мин. на боевом режиме при стрельбе короткими очередями (основной способ в ближнем воздушном бою) потери были примерно 36%, а на немецких и американских самолетах с трехлопастными винтами – 30%. В литературе, современной  того времени, и даже в документах это обстоятельство часто не учитывалось, и характеристики авиавооружения приводились исходя из его стендовой скорострельности. 

 И моторная, и синхронные установки оружия расположены вблизи двух важнейших условных линий, определяющих точность и кучность стрельбы – оси визирования между глазом пилота и меткой прицела, и оси, проходящей через центр масс самолета параллельно вектору его скорости. Чем ближе стволы оружия к этим осям, тем меньше погрешность прицеливания и рассеивание, вызываемое неизбежными колебаниями самолета в полете. Последнее было важно и с учетом существовавшего в силу известных обстоятельств невысокого качества огневой подготовки «свежих» выпускников летных школ военного времени, а также фактора прогрессирующей усталости пилота в маневренном бою, отрицательно влияющей на точность его реакций.
 Истребитель Як-3 –легкий, скоростной и маневренный, но для 1944 г. его вооружение было уже слабовато.
 Истребитель Як-3 –легкий, скоростной и маневренный, но для 1944 г. его вооружение было уже слабовато. 

Но рассмотрим случай, если выстрел был метким. Воздействие сосредоточенного огня вызывает в самолете противника гораздо большее разрушений, чем «полив» очередями из распределенного по большому расстоянию оружия. Даже при одинаковом числе попаданий близкорасположенные пробоины чаще вели к дальнейшему разрушению конструкции от скоростного напора набегающего потока и сил инерции. Именно это, а не первичное повреждение, часто было причиной гибели самолета в воздушном бою на больших скоростях и перегрузках.   Крыльевые установки вооружения, расположенные вне диска винта, как и моторные, не имели потерь на синхронизацию, но точность стрельбы из них была существенно ниже, а рассеивание – больше. Как показывал опыт, даже при атаке больших бомбардировщиков английскими или американскими истребителями с крыльевым вооружением, часто в цель попадали пули или снаряды из  оружия, установленного только в одном полукрыле. Причиной было то, что характерные размеры самолета-цели, диаметры фюзеляжа и мотогондол, хорды крыльев и оперения, были меньше расстояния между стволами на левой и правой консолях. Следовательно, их эффективный залп уменьшался вдвое.   Кроме того, расположенный далеко от центра масс самолета вес крыльевых установок оружия увеличивал инертность и ухудшал угловую скорость крена, такой самолет «вяло» входил в вираж и вообще был хуже на неустановившихся маневрах, чем истребитель с легким «пустым» крылом.   Из-за этого в советской авиапромышленности с начала 1940-х гг. укоренилось предпочтение сосредотачивать вооружение истребителей в носовой части. Это позволяло им при сравнительно легком вооружении успешно бороться с немецкими самолетами. Но последовательное увеличение их прочности и живучести с появлением штурмовиков Хеншель Hs 129 и Фокке-Вульф FW 190F/G, а также модификаций бомбардировщиков Хейнкель Не 111Н с усиленной бронезащитой все же заставляло советских авиаконструкторов думать о повышении огневой мощи. Даже в середине 1944 года никто в советском руководстве не смог бы сказать, когда закончится война с Германией и с какими еще воздушными противниками придется столкнуться советской авиации, не говоря уже о вполне возможном конфликте с Великобританией и США. Потому к середине 1944 г. вопрос повышения огневой мощи истребителей стал, что называется, ребром.     К тому времени в боевых действиях с обеих сторон участвовало несколько десятков типов истребителей, включая многоцелевые самолеты и перехватчики ПВО. И даже если из этого числа выделить только массово применявшиеся одноместные фронтовые истребители, получится 22 варианта состава и расположения вооружения, которые можно считать стандартными для Европейского ТВД II мировой войны в 1944-1945 гг.   Начиная с 1941 г., советские истребители вооружались пушками калибра 37 мм ­– к середине 1944 г. основным таким типом был Як-9Т, у которого мотор-пушка МП-37 (НС-37) дополнялась одним синхронным пулеметом УБ-12,7. Была попытка использовать орудия и больших калибров, но Як-9К с пушкой 45 мм хотя и применялся на фронте, но в большую серию не пошел. «Танковый» Як-9Т выпускался сравнительно большой серией, но все же большая часть самолетов этого типа имела куда более легкое вооружение. На истребителях Яковлева Як-1б, Як-9 и Як-3 серий с 1-й по 12-ю устанавливалась одна 20-мм мотор-пушка МП-20 и один синхронный крупнокалиберный (12,7 мм) пулемет УБ.  


 Александр Сергеевич Яковлев считал, что проводя усиление мощи вооружения своих истребителей, необходимо исключить такие изменения в их конструкции, которые требовали бы замены серийной производственной оснастки – разработка и изготовление новой требовали больших затрат квалифицированного труда. Потому первым шагом в отношении Як-3 стала унификация вооружения с Як-7б – самолетом другой «линейки», но имевшим почти такую же верхнюю часть мотоотсека. Таким образом, на Як-3 с 13-й серии внедрили установку еще одного синхронного пулемета.   Истребители Ла-5 и Ла-7 имели звездообразные моторы М-82, что определило возможность установки на них только синхронного вооружения – это были две пушки СП-20 (ШВАК в синхронном варианте) калибра 20 мм. Их конструктор Семен Алексеевич Лавочкин для установки третьей пушки был вынужден менять детали мотоотсека и соответственно оснастку под них.   Вооружение основных на тот момент немецких истребителей на Советско-германском фронте Мессершмитт Bf 109G-6, -10 и 14 составляла одна мотор-пушка MG 151/20E калибра 20 мм и два синхронных крупнокалиберных (13,2 мм) пулемета MG 131. На некоторых самолетах этого типа в моторе стояла 30-мм пушка MK 108 – легкая, скорострельная при тяжелом снаряде, но с плохой баллистикой из-за короткого ствола. Самолеты Bf 109G-6 могли дооснащаться полевым комплектом R6, включавшим два подкрыльевых контейнера с одним пулеметом MG 131 в каждом. Последний крупносерийный Bf 109K-4 имел мотор-пушку MG 151/20E и два 15-мм пулемета MG 151/15, но дефицит стволов и патронов к ним быстро заставил перейти к стандартному вооружению по формуле 1х20+2х13,2. 
Стандартное вооружение основного немецкого истребителя Мессершмитт Bf 109G по размещению и калибру было подобно Як-3 – мотор-пушка и два синхронных крупнокалиберных пулемета
Стандартное вооружение основного немецкого истребителя Мессершмитт Bf 109G по размещению и калибру было подобно Як-3 – мотор-пушка и два синхронных крупнокалиберных пулемета 
Мощнее вооружены были немецкие истребители Фокке-Вульф FW 190A-8. У них над мотором воздушного охлаждения были установлены два пулемета MG 131, в корнях крыла – две пушки MG 151/20Е (все они были синхронными), а в крыле вне диска винта находились два орудия MG FF-M – также калибра 20 мм, но еще довоенной конструкции. «Длинноносый» FW 190D-9 имел мотор V-образный, но неприспособленный под мотор-пушку в силу размеров своего редуктора – ось винта перекрывалась «железом» картера. Он был вооружен двумя орудиями MG 151/20Е и двумя пулеметами MG 131, все они были синхронными. Такое же облегченное, но все же очень сильное вооружение было и у части FW 190A-8.
   Изо всех немецких истребителей, которые применялись на советско-германском фронте, самое мощное вооружение было у реактивного Ме 262А-1 «Швальбе» – четыре пушки MK 108, стрелять которым ничто не мешало – лопастей винта впереди не было. Но в силу высокой скорости и ограниченной маневренности, этот самолет не мог вести ближний воздушный бой с истребителями и использовать в этом случае свое вооружение так, чтобы проявлялись его преимущества, а недостатки в виде плохой баллистики и малой прицельной дальности стрельбы не играли бы заметной роли.
 Эффективность вооружения рекордсмена по секундному залпу Мессершмитта Ме 262А портила плохая баллистика короткоствольных пушек MK 108
 Эффективность вооружения рекордсмена по секундному залпу Мессершмитта Ме 262А портила плохая баллистика короткоствольных пушек MK 108 

 Английские истребители вступили в войну с широким разнообразием стрелково-пушечного вооружения, но все новые самолеты Королевских ВВС к 1939 г. имели только крыльевые его установки, а единственный синхронизатор, который все еще использовался англичанами в первые годы II мировой войны на таких самолетах, как Глостер «Гладиатор», был создан в 1916 году! Пытаться сделать что-то лучше системы Констанинеско англичане пытались, но не смогли.   Лучшие английские самолеты этого класса Супермарин «Спитфайр» могли вооружаться различными комбинациями крыльевых пулеметов калибров 7,69 и 12,7 мм или 20-мм пушками. Эти комбинации являлись не признаками модификации самолета в целом, обозначавшимися литерами Mk с номером (например, Mk.IX), а только лишь его крыла, которое могло установятся с другими отличиями на конкретные варианты самолета. Вот серийные крылья истребительных модификаций «Спитфайра»:  крыло А – 8 пулеметов Браунинг калибра 7,69 мм;  крыло В – 2 пушки Испано Mk.II калибра 20 мм и 4 пулемета Браунинг калибра 7,69 мм;  крыло С1 – 8 пулеметов Браунинг калибра 7,69 мм, укороченное;  крыло С2 – 2 пушки Испано Mk.II или Mk.V калибра 20 мм и 4 пулемета Браунинг калибра 7,69 мм, укороченное;  крыло С3 – 4 пушки Испано Mk.V калибра 20 мм, укороченное;  крыло Е – 2 пушки Испано Mk.II или Mk.V калибра 20 мм и 2 пулемета Браунинг или других калибра 12,7 мм, и это еще не все! Итак, например, «Спитфайр» IX с крылом С2, в том числе поставлявшийся и в СССР, нес два орудия Испано Mk.V и четыре пулемета калибра 7,69 мм. Но разница в баллистике обесценивала добавку пулеметного огня, и было решено принять в качестве стандартного вариант, который пошел в большую серию на самолете Хокер «Харрикейн» Mk.IIC – четыре пушки в крыле. Он был внедрен также на самолетах «Тайфун» и «Тэмпест» этой фирмы и на последних модификациях «Спитфайров» с крылом С3, которые составляли основное вооружение истребительных эскадрилий Королевских ВВС Великобритании к весне 1945 г.

 К концу II мировой войны английские авиаконструкторы пришли к полной стандартизации вооружения одномоторных поршневых истребителей – четыре пушки Испано Mk.V в крыле. На фото многоцелевой палубный истребитель Супермарин «Сифайр» FR Mk.47 – последняя модификация знаменитого «Спитфайра»
 К концу II мировой войны английские авиаконструкторы пришли к полной стандартизации вооружения одномоторных поршневых истребителей – четыре пушки Испано Mk.V в крыле. На фото многоцелевой палубный истребитель Супермарин «Сифайр» FR Mk.47 – последняя модификация знаменитого «Спитфайра»

На легком реактивном истребителе DH100 «Вампир» конструкторы фирмы «Де Хэвилленд» применили компоновку вооружения последних модификаций тяжелых истребителей «Москито» – те же четыре пушки Mk.V, но не в крыле, а в фюзеляже – мощно и кучно
На легком реактивном истребителе DH100 «Вампир» конструкторы фирмы «Де Хэвилленд» применили компоновку вооружения последних модификаций тяжелых истребителей «Москито» – те же четыре пушки Mk.V, но не в крыле, а в фюзеляже – мощно и кучно 


 А вот на первых английских реактивных истребителях Глостер «Метеор» и Де Хэвилленд «Вампир» те же четыре орудия Испано Mk.V были установлены идеально – в носовой части вблизи линии визирования. Первый к 1945 г. уже поступал в строевые части и даже применялся в войне в Европе, а второй проходил войсковые испытания, и к его освоению строевики готовились. С точки зрения вооружения это были очень совершенные машины, по крайней мере, они были гораздо лучше немецких Ме 262А.   Основной в тот период истребитель ВВС США Норт Америкен Р-51 «Мустанг» имел шесть крыльевых пулеметов MG 53.2. Другой тяжелый истребитель, Рипаблик P-47D «Тандерболт» мог нести 8 таких же пулеметов в крыле, но обычно их оставляли те же шесть. Такое же пулеметное вооружение, но сконцентрированное в носовой части и с новыми более скорострельными пулеметами М3, было выбрано для первого американского крупносерийного реактивного истребителя Локхид Р-80 «Шутинг Стар». Первые самолеты установочной модификации YP-80A в 1945 г. только поступили на эксплуатационные испытания на Южно-Европейский ТВД, но мы рассмотрим этот самолет наряду с серийными, потому что уже с 1945 г. серийные Р-80А уже начали поставляться в больших количествах в части ВВС США. 
Американские истребители, и армейские, и флотские, до конца войны в качестве основного вооружения имели пулеметы – чаще всего шасть калибра 12,7 мм, как на этом Норт Америкен P-51D-5-NA «Мустанг»
Американские истребители, и армейские, и флотские, до конца войны в качестве основного вооружения имели пулеметы – чаще всего шасть калибра 12,7 мм, как на этом Норт Америкен P-51D-5-NA «Мустанг»


 Так что же лучше – пушка или пулемет? Локхид Р-38 «Лайтнинг» был самым массовым в армейской авиации США истребителем, в состав вооружения которого входила и пушка – наряду с крупнокалиберными пулеметами
 Так что же лучше – пушка или пулемет? Локхид Р-38 «Лайтнинг» был самым массовым в армейской авиации США истребителем, в состав вооружения которого входила и пушка – наряду с крупнокалиберными пулеметами 


Третий американский основой одноместный армейских истребитель, тяжелый двухмоторный Локхид Р-38 «Лайтнинг» вооружался одним орудием M-2C AN калибра 20 мм (лицензионный вариант английской Испано Mk.II с доработками) и четырьмя 12,7-мм пулеметами .50 M2 AN, которые были расположены в верхней части фюзеляжа также почти на линии визирования, что давало отличную кучность боя.   Как видим, ни на одном из них не осталось синхронного вооружения, которое американцы активно использовали в начале войны. Но оно продолжало ставиться на самолеты Белл Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», которые американцы поставляли по ленд-лизу в т.ч. и Советскому Союзу.   Для 1942 г. типовым вооружением самолета была одна пушка М-4 калибра 37 мм, два синхронных 12,7-мм пулемета .50 M2 AN и четыре крыльевых .30 M2 AN калибра 7,62 мм – такое вооружение имели, например, самолеты P-39N-1. На модификации P-39Q выпуска 1943 г. крыльевые пулеметы винтовочного калибра были заменены двумя крупнокалиберными в гондолах под плоскостями, однако на последних Р-39 выпуска 1944 г. от крыльевого оружия вовсе отказались. Многие советские асы считали это достаточным, а скорость и маневренность самолетов с облегченным вооружением улучшилась. Фирма «Белл» прислушалась к мнению главного потребителя своей продукции и внедрила именно такое облегченное вооружение на своем новом истребителе Р-63 «Кингкобра». 

Истребитель Р-63 «Кингкобра» – венец долгой эволюции одномоторных истребителей фирмы «Белл». Его вооружение состояло из одной 37-мм центральной пушки и двух синхронных крупнокалиберных пулеметов
Истребитель Р-63 «Кингкобра» – венец долгой эволюции одномоторных истребителей фирмы «Белл». Его вооружение состояло из одной 37-мм центральной пушки и двух синхронных крупнокалиберных пулеметов

Автор произвел расчеты в соответствие с данными образцов вооружения этих самолетов и принятыми выше уточнениями  по темпу стрельбы синхронных установок и получил таблицу Вооружение истребителей 1944-1945.   


Из нее следует, что самолеты Як-3 первых серий (а также Як-1б, Як-9 и ЛаГГ-3) имели самую маленькую величину секундного залпа – всего 1,61 кг/с. Это было в 8,5 раза меньше наибольшего значения (13,75 кгс – Ме-262А) и в 2,6 раза меньше значения среднего 4,21 кг/с, которому примерно соответствовали истребители Bf 109 и «Спитфайр». Самолеты Як-3 с усиленным с 13-й серии вооружением давали секундный залп 2,02 кгс («третье сзади» место в нашем зачете) и разница с наибольшим и средним значением секундного залпа была 6,8 и 2,1 раза соответственно.   По дульной мощности самым слабым было вооружение Ла-5 и «двухточечных» Ла-7, дававшее 658 л.с., но первые Як-3 от них ушли не далеко, располагая дульной мощностью 689 л.с. – это «второе сзади» место в рейтинге, в 4,1 раза хуже лучшего и в 2,2 раза ниже среднего значения показателя. Усиление вооружения дало Як-3 рост дульной мощности до 896 л.с., и разница уменьшилась до 3,1 и 1,7 раза. Хорошо – но мало!     

Если попадет только одна пуля…   

Все выше перечисленные данные приведены для стрельбы очередью, но в маневренном воздушном бою часто бывает, что изо всей очереди в цель попадание всего одно, причем из самого слабого оружия. «Хватит» ли его врагу?   Чтобы понять это и сравнить разные варианты вооружения в таком крайнем случае, надо сравнить кинетическую, фугасную и зажигательную энергию пули или снаряда. К сожалению, в последнем пункте автору не удалось собрать все данные по снаряжению боеприпасов, однако определенная статистика есть, и она позволяет общую картину видеть. Как и прежде, для удобства сведем полученные данные в таблицу Эффективность пушек и пулеметов 1944-1945.   Из нее следует, что кинетическая энергия увеличивается с ростом калибра оружия и массы снаряда и наибольшего значения она достигала у советской пушки НС-37 – 291,6 кДж. Однако и начальная скорость имеет значение – из-за нее этот показатель у тяжелого 30-мм снаряда немецкого орудия MK 108 лишь близок к среднему и составляет всего 42,1 кДж. По той же причине у этого орудия была недостаточная дальность прицельной стрельбы.   Также увеличение калибра дает возможность размещать в снаряде больше взрывчатых и зажигательных веществ – здесь рекордсменом был немецкий фугасный снаряд пушки MK 108 с 75 граммами взрывчатки внутри.   Самый «энергоемкий» снаряд пушки МП-20 самолета Як-3 на выходе из ствола приобретал энергию 28,6 кДж, что в 9,5 раза превышало минимальный из рассматриваемых показатель у английского пулемета Браунинг .303 самолета «Спитфайр» IX, но в то же время было в 10,1 раза меньше, чем у пушки НС-37 самолета Як-9Т. Среднее значение этого показателя было в 1,6 раза больше – 46,2 кДж. Энергия трассирующей пули УБ-12,7 была 17,8 кДж, никакого взрывчатого или зажигательного состава она не несла, а трассер в расчет не принимается – до попадания в цель он мог и выгореть.   Осколочно-фугасный зажигательный снаряд пушек ШВАК (МП-20 и СП-20) нес 2,8 грамма взрывчатки и 3,3 грамма зажигательного состава, что было достаточно, например, для полного разращения дюралевого лонжерона истребителя в его корневой части, и для воспламенения краски на нем. Для такого самолета, как Bf 109G, этого было бы достаточно, однако для FW 190 одного попадания могло и не хватить, если пожар не распространился бы на топливную или масляную  системы цели. Снаряжение английских и немецких пушек было мощнее.   И снова вооружение Як-3, который считался в 1944 г. лучшим советским истребителем, казалось, не подтверждало этот тезис – самым мощным оно точно не было.   Но перед Александром Сергеевичем Яковлевым и не стояла задача сделать самолет с самым мощным вооружением – ведь за это пришлось бы заплатить другими его боевыми свойствами. Ему предстояло сделать такой самолет, у которого мощь вооружения давала бы наилучшее сочетание с летными данными самолета, обеспечивая ему уверенную победу над любым возможным воздушным противником. О том, как он ее решил, читайте во второй части статьи.
Для того, чтобы Як-3 оставался эффективным истребителем, его вооружение надо было усиливать – без ущерба для летных данных
Для того, чтобы Як-3 оставался эффективным истребителем, его вооружение надо было усиливать – без ущерба для летных данных 


Комментариев нет:

Отправить комментарий