▼
четверг, 5 октября 2017 г.
История подразделений вермахта Schwere Panzer Abteilung 501 (424)
История подразделений вермахта Schwere Panzer Abteilung 501 (424)
501-я рота тяжелых танков была сформирована 16 февраля 1942 г одновременно с 502-й ротой тяжелых танков из кадетов Panzer-Ersatz Abteilung I в Эрфурте. 10 мая 501-ю роту преобразовали в 1-ю роту 501-го тяжелого танкового батальона, 502-я рота стала 2-й ротой 501-го батальона. Первым командиром батальона был назначен майор Ганс Георг. Летом 1942 года Роммель потребовал отправить в Северную Африку два тяжелых танковых батальона по 20 "Тигров" Порше в каждом - 501-й и 503-й батальоны были отобраны для корпуса "Африка". Решение об отправке в Африку двух тяжелых танковых батальонов осталось на бумаге по простой причине - танк "Тигр" Порше в серийное производство не пошел. Перевооружение батальонов на "Тигры" фирмы Хеншель задерживалось, так как вся ремонтная инфраструктура батальонов создавалась под танки Порше.
"Тигр" из 4-го взвода 2-й роты 501-го тяжелого танкового батальона
2 ноября ситуация в Африке резко осложнилось; в этих условиях командование Сухопутных войск Германии приняло решение об оперативной отправке "Тигров" в корпус "Африка" с 10 ноября. Первой отправлялась в Африку 1-я рота 501-го батальона. Между тем, 8 ноября началась операция "Торч" - высадка союзников в Северной Африке. Планы использования "Тигров" изменились - теперь портом выгрузки определили Би-зерту в Тунисе. 23 ноябре в Бизерте стал под разгрузку итальянский транспорт "Aspromante" с первыми тремя "Тиграми". Последние танки роты прибыли в Бизерту 24 января 1943 года. Несмотря на угрозу, исходившую от самолетов и подводных лодок союзников, рота пересекла Средиземное море без потерь. Тем временем. 2-я рота 501-го батальона оставалась в Европе, где принимала участие в оккупации южной части Франции.
Танк "Тигр" (142) пересекает полувысохшую реку
Тактика танков "Тигр"
Первые "Тигры" использовались что называется вслепую, каких бы то ни было тактических наставлений по применению тяжелых танков тогда не существовало. Единственный руководящий документ, который имели в своем распоряжении командиры танков "Тигр" -Приказ № 87/42 General der Schnellen Truppen, датированный 10 февраля 1942 г. Документ, принятый за полгода до сборки прототипов танка "Тигр" Хеншеля и Порше содержал очень расплывчатые рекомендации но применению тяжелых танков вообще. В нем ничего не говорилось о конкретных тактических приемах на реальном поле боя.
Опыт первых шести месяцев использования танков "Тигр" на фронте был обобщен в документе Merkblatt 47а/29 "Подготовка и использование тяжелых танковых батальонов". 20 мая 1943 г. было издано наставление H.Dv.470/7 "Рота средних танков". Тем не менее, по-прежнему не существовало отдельного наставления для командного состава тяжелых танковых рот и батальонов, словно тактика использования тяжелых танков ничем не отличалась от применения танков средних.
Два "Тигра" 501 -го тяжелого танкового батальона, весна 1944 г., СССР
Согласно наставлению отмечались большая огневая мощь, хорошая бронезащита и высокая проходимость (даже в зимнее время) материальной части тяжелых танковых рот. Тяжелый танковый батальон идеально подходил для прорыва хорошо укрепленной полосы обороны противника и для борьбы с бронетехникой на дальних дистанциях.
Тяжелые танковые роты могли использоваться отдельно от тяжелых танковых батальонов как мобильный резерв армейского уровня для прорыва обороны и глубоких рейдов в тыл противника.
Подбитый в Звизниче Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. E позднего выпуска
из 1-го взвода 1-й роты 506-го тяжелого танкового батальона.
из 1-го взвода 1-й роты 506-го тяжелого танкового батальона.
Дебют на фронте немецкого тяжелого танка "Тигр"
При доставке на фронт первых "Тигров" не обошлось без инцидентов. На одном танке обломалась трансмиссия, но ее не стали чинить в надежде отремонтировать поломку уже на месте, в России. Ранним утром 29 августа эшелон с платформами, на которых стояли укутанные брезентам секретные танки прибыл на станцию Мга. Танк Маркера пошел в бой сразу же, как только закончилась разгрузка. "Тигр" пошел по изрытому снарядами полю, чтобы поддержать огнем своей пушки атаку германской пехоты. Прежде чем танк Маркера сделал первый выстрел сломались трансмиссии еще у двух "Тигров". В пункт назначения своим ходом прибыл, таким образом, единственный танк. Как оказалось - зря: атаку отложили. Ночью подошел ремонтно-эвакуационный взвод. Под сильнейшим артиллерийско-минометным огнем на следующий день ремонтники отбуксировали два сломанных танка обратно на станцию Мга, где имелись железнодорожные мастерские. Цена буксировки - один убитый унтер-офицер из ремонтного взвода и 15 убитых пехотинцев.
Погрузка боекомплекта в танк "Тигр" с бортовым номером «4»,
снимок сделан после боя: на борту след от прямого попадания снаряда,
резиновые бандажи на трех опорных катках сгорели.
В феврале 1943 г. на вооруженна s.Pz-Abt.502 имелось пять танков "Тигров" с бортовыми номерами от "1" до "5".
снимок сделан после боя: на борту след от прямого попадания снаряда,
резиновые бандажи на трех опорных катках сгорели.
В феврале 1943 г. на вооруженна s.Pz-Abt.502 имелось пять танков "Тигров" с бортовыми номерами от "1" до "5".
Сломанные детали трансмиссии самолетом Ju-52/3m доставили на завод фирмы Майбах в Германию. Ремонт танков "Тигров" продолжался до 15 сентября. В тот день экспериментальное подразделение "Тигров" вновь обрело боеспособность.
16 сентября пять танков 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона снова пошли в бой. Примерно в пять часов вечера "Тигры" попали на замаскированный полевой укрепрайон своего противника. Огнем танковых орудий удалось разрушить несколько укреплений. Снаряды советских пушек толстую броню тяжелых танков не пробивали. Перестрелка продолжалась полчаса. В наступающих сумерках командир танков принял решение покинуть опасный район до наступления темноты. Танки "Тигры" благополучно отошли, потерь танкисты не понесли. Этот бой заставил экипажи преодолеть неверие в свои машины, связанное с постоянными поломками, преследовавшими танки в первые дни пребывания во фронтовых условиях. Теперь техника функционировала безотказно, пушки продемонстрировали свою эффективность, а броня - надежность. Ни один снаряд, выпущенный из советских противотанковых пушек не пробил броню, хотя прямые попадания были. И следовало испытать тяжелые танки в настоящем бою, а не в артиллерийской дуэли с пушками противника.
среда, 4 октября 2017 г.
Фердинанд САУ — истребитель танков
«Тигр» Фердинанда Порше не был принят на вооружение, и заготовленные на заводе «Нибелунген» 90 корпусов его танка были использованы для изготовления самоходной штурмовой установки. Решение об использовании базы «Тигра» Порше под еще разрабатываемую 88-мм пушку было принято 22 сентября 1942 г. Доделку САУ, поначалу называвшейся в честь конструктора «Фердинанд» (под этим названием она и вошла в историю), поручили фирме «Алькетг» в Берлине, которая закончила работу в апреле-мае 1943 г. Сообщалось, что было переделано 85 машин, из оставшихся пяти смонтировали ремонтно-эвакуационные машины. Впрочем, нет полной ясности, сколько же было ремонтных машин; по другим источникам их было всего три. Были ли они из числа 90 корпусов или из тех пяти «Тигров» Порше? Кроме того, по штатам те два батальона штурмовых орудий — 653-й и 654-й, в которые поступили Фердинанды («Элефанты») (такие же штаты имели и батальоны «Насхорнов»), должны были иметь по 44 САУ. А они перед Курской битвой были укомплектованы полностью.
Самоходка официально называлась то Jagdpanzer «Tiger» (Р) «Elefant» (Sd.Kfz. 184 s), то Sturmgeschutz mit 8,8 cm Pak 43/2. Первое означало — истребитель танков (САУ Фердинанд), второе — штурмовое орудие, что, судя по конструкции и назначению, неверно.
Королевский Тигр
Этот последний немецкий тяжелый танк — Тигр-II или Королевский Тигр, называли гибридом между «Фердинандом» и «Пантерой». От первого он получил знаменитую 88-мм пушку, а от второй — форму корпуса с рациональными углами наклона броневых листов. Появился этот танк как результат настойчивого желания Управления вооружений германского вермахта и самого фюрера вооружить танк очень удачной и могущественной пушкой. Тем самым будущему танку предназначалась роль истребителя танков. А как только наступательное оружие, каким, безусловно, являются танки, создается в ответ и для борьбы с танками противника, оно становится уже оборонительным оружием и неизбежно теряет одно из главнейших качеств, в данном случае маневренность и подвижность. Уже не так важно, какой окажется масса машины, главное — толщина брони и вооружение. И скорость не важна, и проходимость. Такой танк-истребитель будет действовать против наступающего противника в основном из засад и с больших дистанций, которые позволяют баллистика пушки и качество прицелов.
Техническое задание на танк с более толстой броней, чем у «Тигра — 1», к тому же расположенной под большими углами наклона, как у Т-34, было выдано фирмам «Хеншель» и Порше в августе 1942 г. По видимому, немецкое командование предвидело появление на фронте наших тяжелых танков с лучшим вооружением и бронированием, чем имели тогдашние танки КВ. Снова Адерс и Порше начали состязание за то, чей танк поступит на вооружение. И вновь Порше проиграл. Он взял за основу своего «Тигра-I» и постарался приспособить его к новым ТЗ. Его машина «тип 180» должна была получить 150-мм пушку длиной ствола 37 калибров (L37) или 105-мм (L70) в башне, смещенной вперед. Вскоре проект был оставлен и конструктор начал работу над образцом VK 4502(P). Поскольку считали, что на этот раз Порше выиграет соревнование с Адерсом, фирма «Вегманн» приступила к разработке для него башни. Но потребность в дефицитных материалах (в частности, меди) поставила крест и на этом танке Порше. Первый образец Адерса также был отвергнут, но второй — VK 4503(H) — был принят, и его прототип изготовлен в металле в октябре 1943 г. Адерсу предложили включить в свою машину некоторые удачные конструктивные решения фирмы MAN, работавшей тогда над улучшенным образцом танка «Пантера II». При этом исходили из желания унифицировать в чем-то новые машины.
САУ «ЯгдТигер»
Если великолепные характеристики 88-мм пушки как противотанкового орудия вполне удовлетворяли требованиям времени, то могущество ее фугасного снаряда (при действии по небронированным целям и живой силе) было невелико. Масса его была всего 9,4 кг. Поэтому и возникла мысль вооружить САУ на базе тяжелого танка пушкой большего калибра, не теряя, впрочем, высокого действия по броне. Следуя испытанным путем установки на гусеничную базу, за образец была выбрана зенитная 128-мм пушка — ее фугасный снаряд (или осколочно-зенитный) весил 28,3 кг и содержал 3 кг мощной взрывчатки. Длинный ствол позволял придать бронебойному снаряду большую начальную скорость, т.е. высокую бронепробиваемость. В данном случае для такой пушки не понадобилось разрабатывать подкалиберный снаряд.
Штурмтигр — тяжелое штурмовое самоходное орудие
Приказ приступить к разработке тяжелого штурмового орудия (ШтурмТигр), предназначенного для уничтожения укрепленных районов и опорных пунктов , Гитлер отдал 5 августа 1943 г. Первоначально предполагалось вооружить новую самоходку 210-мм гаубицей, но разработчики ШтурмТигра остановились на реактивном корабельном бомбомете — Gerat 562 (380-мм), он же Raketenwerter 61, который и является наиболее интересной частью этой САУ. Бомбомет выпускался заводом »Rheinmetall-Borsig» в городе Дюссельдорф, заряжался с казенной части.
Для уничтожения фортификационных сооружений и ведения боя в городах 18 танков с августа по декабрь 1944 г. были переделаны в штурмовые самоходные установки. Их называли «Штурмтигер», или штурмовая мортира. Сохранили почти все от базовой машины и вместо башни получили неподвижную рубку с наклонными броневыми листами. В лобовом цельном листе рубки толщиной 150 мм (поставленном под углом 45°) в амбразуре, смещенной вправо от центральной линии, помещалось орудие — пусковая установка ракет калибра 380-мм марки R.W.61. Эта система разрабатывалась для флота в качестве оружия против подводных лодок. Орудие выпускало ракетный снаряд массой 345 кг (разрывной заряд — 125 кг) на расстояние до 4600 м (по другим данным — 5600 м). Орудие имело угол возвышения 85°, и именно в таком состоянии «Штурмтигер» приближался к цели, чтобы снаряды противника и осколки не угодили в жерло и не повредили заряд или затворный механизм.
По окружности ствола расположены каналы для выхода пороховых газов ракеты. Противооткатных механизмов не требуется. Затвор очень простой конструкции. Боекомплект составляет 14 ракет, расположенных на специальных стеллажах с двух сторон от орудия. Загрузка их производится через люк прямоугольной формы в крыше рубки (толщиной 40 мм) как раз над казенной частью орудия. Для этого имеется простейшее подъемное крановое устройство. Заряжение ракетами расчет (5 человек) ведет вручную.
В лобовом листе помимо орудия справа от него расположены шаровая установка пулемета MG34, а слева — смотровая щель механика-водителя. Боковые стенки рубки имеют толщину 80 мм и установлены под углом 30° к вертикали. Корму рубки защищает 80-мм броня. Боевая масса «Штурмтигера» — 65 т, скорость — 40 км/ч и запас хода — 120 км. Кстати, если для немецких «Panther», «Tiger» есть русский перевод «Пантера», «Тигр», то для «Sturmtiger» перевода нет. Писать русско-немецкий гибрид «Штурмтигр» — нелепо, аналогично и для «Jagdtiger» — «Ягдтигр».
Боевая масса «Штурмтигера» — 65 т, двигатель -«Майбах» HL230P45, мощность — 700 л.е., максимальная скорость — 40 км/ч и запас хода — 120 км.
среда, 23 августа 2017 г.
Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» (Sd Kfz 182)
Танки Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» 503-го батальона тяжелых танков во время учений на полигоне Майли-ле-Камп во Франции в сентябре 1944 года
Отслеживая тенденцию совершенствования танков союзников (в первую очередь Советского Союза) в плане повышения броне защиты, немецкое командование обоснованно пожелало усилить танковое вооружение, приспособив для них мощнейшие полевые буксируемые 88-миллиметровые противотанковые пушки, принятые в 1943 году на вооружение и больше известные как РаК 43 и РаК 43/41 (Panzerabwehrkanone). Бронебойный снаряд (масса 10,2 кг) выпускаемый из этих пушек с начальной скоростью 1000 метров в секунду пробивал на дистанции 2 тыс. метров броню толщиной 132 миллиметра, установленную под углом 30 градусов к нормали, а подкалиберным — и того больше.
Техзадание на машину, которая превосходила «Тигр» по огневой мощи и другим параметрам, выдали в августе 1942 года компании Хеншель и КБ Порше, то есть задолго до окончательной отработки орудия KwK43. Важным требованием являлось рациональное расположение бронелистов корпуса как на советских танках Т-34.
Ф. Порше и Э. Адерс опять начали состязание, чья машина будет признана лучшей. Как и прежде, Порше проиграл. Он стал попросту подгонять «Тигр» под новые требования. На танке «тип 180» в башне, смещенной вперед, конструктор предлагал установить 150-миллиметровую пушку (L/37) или 105-миллиметровой с длиной ствола 70 клб. Однако вскоре данную затею оставил и начал создавать VK4502(P). Но большая потребность в дефицитных материалах, таких как медь, поставила на этом танке крест.
Первый образец Адерса также был отвергнут, а вот вторая машина VK4503(H) была принята. Прототип изготовили в октябре 43-го года. Правда, Адерсу было предложено включить в машину некоторые удачные конструктивные находки компании MAN, работавшей в то время над Pz Kpfw «Panther II». Заказчик требовал унифицировать последующие поколения серийных машин.
"Гадкие утята" Panzertruppen
27 января 1934 г. 6-я Инспекция моторизованных войск Управления общих дел сухопутных сил Германии (Allgemeine Heeresamt/lnspektorat6, или AHA/In.6) выдала указание 6-му контрольно-экспериментальному отделу автомобильной и бронетанковой техники Управления вооружений сухопутных сил (Waffenamt Allgemeine/Waffenpruefwesen 6, или WA/Wa.Prw.6) начать проектирование двух танков, вооруженных противотанковыми орудиями. Первый образец, «verstaerkter KI.Tr.6 to» (усиленный легкий танк массой 6 т), получивший кодовое обозначение La.S.100 (сельскохозяйственный трактор с двигателем мощностью 100 л.с.), должен был оснащаться пушкой калибра 2,0 cm. Второй, массой до 10 т, имевший обозначение Z.W. (Zugfuehrerwagen - танк командира взвода), - пушкой калибра 3,7 cm. Впоследствии первый танк стал именоваться Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121), а второй - Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141).
ТЗ на новые танки сформулировала In.6, а первоначальной задачей Wa.Prw.6 являлась разработка эскизных проектов в сотрудничестве с предполагаемыми фирмами-изготовителями. Однако уже на стадии предварительного проектирования общей компоновки танка с 3,7 cm пушкой выяснилось, что уложиться в весовые ограничения (10 т) не удастся, и предельную массу снаряженного танка решили ограничить величиной 18 т.
Такое ограничение объяснялось тем, что понтонно-мостовой парк немецкой мостовой колонны типа В включал в себя 16 полупонтонов и позволял построить либо два парома грузоподъемностью 16 т (18 т для гусеничной техники), либо мост длиной 54 м той же грузоподъемности.
Техническое задание на проектирование, выданное фирмам-участникам конкурса по проектированию шасси 18-тонного Z.W., сразу предусматривало оснащение танка двигателем водяного охлаждения Maybach HL 100 мощностью 300 л.с. Это позволяло получить те же удельную мощность и динамические характеристики, что и у последней модификации танка Pz.Kpfw.l Ausf. В (имевшей двигатель Maybach NL38 Tr мощностью 100 л. с. при снаряженной массе 5,8 т), производство которой планировали начать в 1936 г.
Разрешение на строительство деревянных макетов как Z.W., так и La.S.100 было выдано 12 октября 1934 г. После изучения трех эскизных проектов шасси Z.W., представленных фирмами Daimler-Benz, MAN. и Rheinmetall, Wa.Prw.6 заключил контракты на детальное проектирование и постройку Versuch-Fahrgestell (прототипов шасси) для первого варианта Z.W. с Daimler-Benz (два шасси Z.W.1) и с М.А.N. (одно шасси). Производство Versuch-Turm (опытных образцов башен) для Z.W.1 поручили Krupp (две башни) и Rheinmetall (одна). Кроме того, Krupp получила также заказ на изготовление еще трех Versuch-Turm: одной башни с усиленным бронированием и двух - с размещением двух членов экипажа вместо трех. Daimler-Benz отвечала также за выпуск двух шасси из конструкционной стали для прототипов Z.W.3 и Z.W.4. Двигатель, как и планировалось, поставляла фирма Maybach, но его реальная мощность составляла 250 л.с.
В августе 1935 г. фирма Daimler-Benz сдала первое Versuch-Fahrgestell из броневой стали. В том же месяце Krupp подготовила две башни, изготовленные на заводе в Эссене (Essen). После испытания их вернули на завод для мелких переделок. Интересно, что изначально «крупповские» башни имели наружные маски для крепления пушки, но позднее, 22 февраля 1936 г., Wa.Prw.6 потребовал заменить их на внутренние.
Pz.Kpfw.lll Ausf.A (или его прототип) с ранним вариантом башни, имевшей вдоль нижнего края ряд конических головок болтов и внутреннюю маску пушки
Танк ИС-4: самый тяжелый серийный в СССР
По ряду причин в Советском Союзе тяжелые танки не пользовались особой популярностью. Несмотря на хорошие боевые качества танков серий «КВ» и «ИС», самой знаменитой отечественной бронемашиной является средний Т-34. Можно долго рассуждать о предпосылках такого расклада, но факт остается фактом. Более того, некоторые тяжелые танки советской конструкции не просто не смогли стать самыми известными представителями своего класса, но даже получить хоть какую-нибудь славу. Одним из этих забытых танков является ИС-4, о котором и пойдет речь.
Летом 1943 года главным конструктором СКБ-2 при Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) был назначен Н.Л. Духов. Имея достаточно информации о состоянии немецкого танкостроения и перспективах его развития, Духов сразу же начал продвигать идею создания нового тяжелого танка. По его мнению, Красная Армия нуждалась в такой машине, которая не уступала бы в защите и вооружении немецким «Тиграм». Кроме того, нужно было обеспечить защиту танка от всех имеющихся и перспективных противотанковых орудий. В общем, дело намечалось непростое, к тому же возникли некоторые проблемы с продвижением идеи. В итоге руководство ЧКЗ решило разрабатывать новый проект под литерой «К» в инициативном порядке.
вторник, 22 августа 2017 г.
Как превращали личности в биомассу
Стратегия фашистских концлагерей, которая отлично работает и сегодня
Нацистская система в 1938-1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход.
Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой.
То есть она удобна для хозяев. Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны.
И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу?
Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.
Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!». [Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?]
понедельник, 21 августа 2017 г.
Фашисты в юбках
Существует распространенное мнение о том, что в нацистской Германии женщины якобы не воевали.
Основной их функцией, со слов Гитлера, являлись ведение домашнего хозяйства и семья (пресловутое выражение Die Kinder, Die Küche, Die Kirche — дети, кухня, церковь). Но Вторая мировая война внесла в эту германскую концепцию свои собственные коррективы. После захвата большей части Европы, стало очевидно, что дополнительный персонал в виде женских вспомогательных частей просто необходим. Всего в годы Второй мировой войны в различных вспомогательных службах в Германии трудилось порядка 500 тысяч немецких женщин. Женщинами старались заместить те должности, на которых нецелесообразно было держать мужчин — они нужны были на фронте, и которые нельзя было заместить военнопленными. К примеру, из-за особой секретности, незнания системы немецкого делопроизводства, незнания немецкого языка и т.д. При этом женщины, работавшие в Вермахте, не относились ни к военнослужащим, ни к военным чиновникам. Все они входили в состав так называемых Вспомогательных служб. При этом существовали отдельно Вспомогательная служба Сухопутных сил, Вспомогательная служба Люфтваффе и Вспомогательная служба Кригсмарине. Существовала также своя Вспомогательная служба и в СС.
Женщины в таких подразделениях имели свои собственные звания. Они работали главным образом в разнообразных канцеляриях, исполняли обязанности телефонисток и телеграфисток на узлах связи, служили наблюдателями в системе противовоздушной обороны Германии. В структуре СС женщины вспомогательной службы также исполняли обязанности надзирателей в различных концентрационных лагерях. В Люфтваффе имелись женщины — пилоты легких транспортных, пассажирских и почтовых самолетов. Они также были включены в состав женской вспомогательной службы. После 1943 года на территории Третьего рейха можно было встретить женщин-служащих Вспомогательной службы, которые трудились водителями грузовых автомобилей.
Очень часто за их крайне непритязательную форму женщин из состава различных Вспомогательных служб называли «серыми мышами». При этом не стоит считать, что наличие униформы автоматически приравнивало их к военным чиновникам или военнослужащим. В то время в Германии все граждане, находившиеся на государственной службе или входившие в состав многочисленных общественных организаций, носили униформу и те или иные знаки различия, включая даже почтальонов, шахтеров, водителей трамваев и сотрудников Красного Креста.
«Оборотни в погонах»: крупнейшая афера в Красной Армии во время войны
детство Николай Максимович Павленко родился в 1908 году, в многодетной семье мельника. Родился недалеко от Киева, в селе Новые Соколы. Отец Николая был человеком трудолюбивым и неглупым, построил хутор, а в нем две мельницы, активно торговал зерном. После революции становится классовым врагом, у него отобрали все. Отец Николая умер в годы коллективизации от голода. Николай навсегда запомнил, почему умер отец. С тех пор он испытывал к советской власти только злость и обиду.
Подделав документы, он в 1928 году становится студентом Киевского инженерно-строительного института. Позже знакомые предлагают ему стать прорабом в управлении главного военного строительства. Работа оказалась не простой, но доходной. Николай понимает это, и бросает институт, чтобы пойти работать. Через несколько лет он уже возглавляет строительный участок в Минске. Военное время Как только начинается война, Павленко уходит на фронт добровольцем. Николая сразу назначают помощником инженера 2-го стрелкового корпуса в чине военного техника 1 ранга. Проблема дорог в военное время была катастрофической.
ARL-44 – танк меж двух времен
Как часто люди стремятся действительно важные и нужные дела связать с некими мифологическими событиями, толку от которых ни на грош. Ну, например, отметить годовщину какого-то события запуском космического корабля. Причем, добро бы это был юбилей какого-нибудь космического деятеля, так нет же: в прошлой нашей истории это чаще всего был «день великого октября». К юбилейным датам начинали наступления и брали штурмом города, хотя немного подождав можно было бы достичь большего успеха. Торопились выпустить паровозы ко «дню Х», к красным датам совершали свои перелеты летчики. Однако такое было не только у нас! Во Франции, например, в интересах «большой политики» построили даже танк! И не только построили, а наладили промышленный выпуск и только потом убедились, что «выстрел был вслепую». О какой машине идет речь? Конечно о танке ARL-44 – тяжелом «танке меж двух времен».
ARL-44 в Мурмелоне
А было так, что хотя Франция и была оккупирована немцами, но тамошние инженеры продолжали там свою работу, в том числе и над проектами новых танков. Такая работа проводилась и инженерами фирмы «Шнейдер» и, судя по всему, немцев это ничуть не интересовало. Такой вот подпольный танковый дизайн они осуществляли, причем, что производственные мощности французских заводов никто не отменял, а технологические возможности своего производства, они, безусловно, знали хорошо.
И вот едва только немцев прогнали из Парижа, как в ноябре 1944 года французы решают строить свой собственный танк! Вот они – амбиции! Еще часть территории по-прежнему не освобождена, а собственные танки мы будем строить! Танк должен был быть вооружен 75-мм пушкой SA 32, иметь общий вес 35 тонн и такую же броневую защиту, что и «Шерман». Новый танк должен был быть запущен в производство без задержек, без экспериментов, без постройки прототипа. Общее количество машин для армии – 500 танков, а ежемесячный выпуск от 50 до 70 экземпляров. И тут встал вопрос: если такая спешка, то на какой основе делать этот танк?
ARL-44 в Мурмелоне
А было так, что хотя Франция и была оккупирована немцами, но тамошние инженеры продолжали там свою работу, в том числе и над проектами новых танков. Такая работа проводилась и инженерами фирмы «Шнейдер» и, судя по всему, немцев это ничуть не интересовало. Такой вот подпольный танковый дизайн они осуществляли, причем, что производственные мощности французских заводов никто не отменял, а технологические возможности своего производства, они, безусловно, знали хорошо.
И вот едва только немцев прогнали из Парижа, как в ноябре 1944 года французы решают строить свой собственный танк! Вот они – амбиции! Еще часть территории по-прежнему не освобождена, а собственные танки мы будем строить! Танк должен был быть вооружен 75-мм пушкой SA 32, иметь общий вес 35 тонн и такую же броневую защиту, что и «Шерман». Новый танк должен был быть запущен в производство без задержек, без экспериментов, без постройки прототипа. Общее количество машин для армии – 500 танков, а ежемесячный выпуск от 50 до 70 экземпляров. И тут встал вопрос: если такая спешка, то на какой основе делать этот танк?
История французских танков – легенды и забытые проекты
Создание во Франции бронированных машин шло даже во время оккупации страны немецко-фашистскими захватчиками. Освобождение территории Франции, ознаменовало для нее не только победу, но и тяжелый процесс восстановления и создания собственной армии. Начинается наша история с переходного танка ARL–44. Начало разработок - 38 год. Это был новый тип танков, в основу которых легло шасси «В1». Согласно проекта, танк должен был получить башенную часть нового типа конструкции и 75 мм длинноствольную пушку. К началу войны работы по созданию танка были на уровне разработок. Но и во времена оккупации проектные работы по танку велись не менее успешно, чем до нее. И при освобождении Франции, сразу же запускается в производство первый образец нового танка. В серию новый танк пошел в 46 году, что для Франции являлось, несомненно, подвигом промышленности, если учитывать факт пятилетней оккупации. Вследствие разнообразных причин танк стал своеобразной переходной моделью и поступает на вооружение как «ARL – 44». Французские военные хотели получить 300 единиц таких танков, но всего построили 60 машин данной серии. Их взял на вооружение 503-й танковый полк.
Танки изготавливались компаниями «Renault» и «FAMH Schneider», последняя, изготавливала башенную часть нового образца. От «В1» новому танку достались морально устаревшая подвеска и гусеничные ленты. По скоростным характеристикам танк получился самым медленным послевоенным танком и имел максимальную скорость движения 37 км/ч. А вот двигатель и корпус были новыми разработками, бронеплиты на корпусе ставились под углом 45 градусов, что придавало лобовой броне эквивалент 17 сантиметров обычно установленной брони. Башенная часть танка была самой современной у новой машины. Недостаток башни – низкое качество соединительных швов, а сделать такую башню полностью литой, французская промышленность была просто не в силах. На башне установили 90 мм орудие «Шнейдер». В целом ARL-44 получился «неудачным» танком, но не стоит забывать, что танк являлся переходной моделью, имел в себе элементы как новых, так и старых танков. Да и задача у танка была по совей сути «невоенная» - танк своим производством возрождал из пепла французское танкостроение, за что ему большое спасибо.
Танки изготавливались компаниями «Renault» и «FAMH Schneider», последняя, изготавливала башенную часть нового образца. От «В1» новому танку достались морально устаревшая подвеска и гусеничные ленты. По скоростным характеристикам танк получился самым медленным послевоенным танком и имел максимальную скорость движения 37 км/ч. А вот двигатель и корпус были новыми разработками, бронеплиты на корпусе ставились под углом 45 градусов, что придавало лобовой броне эквивалент 17 сантиметров обычно установленной брони. Башенная часть танка была самой современной у новой машины. Недостаток башни – низкое качество соединительных швов, а сделать такую башню полностью литой, французская промышленность была просто не в силах. На башне установили 90 мм орудие «Шнейдер». В целом ARL-44 получился «неудачным» танком, но не стоит забывать, что танк являлся переходной моделью, имел в себе элементы как новых, так и старых танков. Да и задача у танка была по совей сути «невоенная» - танк своим производством возрождал из пепла французское танкостроение, за что ему большое спасибо.
понедельник, 14 августа 2017 г.
Самоходная артиллерийская установка Stormartillerivagn m/43 (Швеция)
В годы Второй мировой войны Швеция сохраняла нейтралитет, однако обстановка в мире не позволяла прекращать развитие вооруженных сил. Как накануне войны, так и после ее начала оборонная промышленность нейтральной Швеции работала над новыми проектами боевых бронированных машин. Некоторые образцы подобного рода, созданные в это время, на долгие годы определили облик парка бронетехники шведской армии. К примеру, самоходные артиллерийские установки Stormartillerivagn m/43 оставались на вооружении в течение нескольких следующих десятилетий.
История самоходок Stormartillerivagn m/43 началась в сентябре 1941 года, когда командование шведской армии потребовало создать перспективный образец бронетехники, способный повысить ударную мощь сухопутных войск. В соответствии с представленным техническим заданием, войска нуждались в самоходной артиллерийской установке, способной действовать в одних боевых порядках с имеющимися танками и пехотой. Особо отмечалось, что такой образец должен быть приспособлен к характерным для Швеции ландшафтам и погодным условиям. САУ нового типа должна была иметь возможность стрельбы как прямой наводкой, так и с закрытых позиций.
САУ Stormartillerivagn m/43 в исходной комплектации с 75-мм орудием. Фото Ftr.wot-news.com
Наиболее простым способом создания бронемашины с требуемыми характеристиками виделось оснащение готового серийного шасси состоящей на вооружении пушкой. Тем не менее, поиск подходящих компонентов для подобной САУ оказался достаточно сложным. К тому времени на вооружении Швеции состояло несколько танков с подходящими характеристиками, каждый из которых мог рассматриваться в качестве основы для новой самоходки. В связи с этим в течение некоторого времени проводились исследования и дополнительные испытания, целью которых был выбор оптимального шасси.
Также на определенном этапе возникли проблемы с выбором вооружения и компоновки. Оказалось, что орудия с длинными стволами не соответствуют ландшафтам, а кроме того, вступают в противоречие с законодательством. Сравнительно длинный ствол во время движения в лесу мог задевать деревья. Также в подобных условиях деревья могли помешать быстрому перенесению огня на большой угол. Наконец, правила того времени запрещали эксплуатацию транспортных средств, те или иные элементы которых выступают за лобовую часть корпуса.
среда, 12 апреля 2017 г.
Номенклатура учета техники Вермахта
Согласно принятому Главным штабом сухопутных сил правилу германская бронетанковая техника учитывалась по двум номенклатурам: специальной и армейской. Первую формировало Управление вооружений. По ней все подвижные военные объекты, включая автомобили и мотоциклы, получали индекс Sd Kfz (Sonderkraftfahrzeug) с порядковым номером из арабских цифр. Армейское обозначение представляло собой аббревиатуру, составленную из полного наименования образца бронетехники. Так, линейный танк назывался Pz.Kpfw (Panzerkampfwagen), реже — Pz. Очередная модель, за исключением «тигров» и «пантер», идентифицировалась по порядковому номеру римскими цифрами. Модификации, то есть машины с существенными изменениями в вооружении, бронировании, ходовой части и т.д. распознавались по приставке Ausf. (AusfCihrung) с добавлением большой (иногда малой) латинской буквы.
Командирские танки обозначались Pz.Bef.Wg. (Panzerbefehlswagen) с упоминанием порядкового номера базовой модели. Эти машины, особенно ранних лет производства, не имели основного вооружения: для маскировки пушечный ствол заменялся деревянным макетом. Тем самым освобождали место дня работы командира или начальника штаба от батальона и выше. Такие Pz.Bef.Wg., конечно, нельзя относить к линейным танкам. На более поздних командирских машинах пушечное вооружение сохраняли. Вторую радиостанцию устанавливали за счет уменьшения боекомплекта.
вторник, 11 апреля 2017 г.
PZ.VI (Т-6) "ТИГР"
Созданный "сумрачным германским гением", этот, без всякого сомнения, самый грозный немецкий танк Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники. И если два других самых знаменитых танка тех лет - Т-34 и "Шерман" -во многом обязаны своей известностью гигантским объемам производства, то "Тигр" - исключительно выдающимся боевым качествам. И можно лишь горько сожалеть, что качества эти использовались в борьбе за неправое дело...
Реальная работа по созданию нового тяжелого танка в рамках программы Panzerkampfwagen VI началась в конце января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen - машина прорыва). Корпус этого 30-тонного танка состоял из двух частей, соединявшихся друг с другом болтами - металлургические заводы еще не могли в то время изготовить катаные броневые листы большого размера толщиной 50 мм. Ходовая часть состояла из пяти обрезиненных опорных и трех поддерживающих катков на борт, ведущего колеса переднего расположения с гребневым зацеплением и гусеницы шириной 300 мм. Подвеска - индивидуальная, торсионная. Проходившее испытания шасси танка с балластом вместо башни оснащалось 280-сильным двигателем Maybach HL 120, коробкой передач Maybach Variorex и механизмом поворота типа Cletrac. Максимальная скорость движения 35 км/ч.
среда, 22 марта 2017 г.
Павшие в бою
Исследование потерь Советского Союза в войне фактически началось лишь в конце 1980-х годов с приходом гласности. До этого в марте 1946 года Сталин в интервью газете «Правда» заявил, что СССР потерял в годы войны 7 миллионов человек: «В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу около семи миллионов человек»[12]. В 1961 году Хрущёв в письме премьер-министру Швеции сообщил о 20 миллионах погибших: «Разве мы можем сидеть, сложа руки и ждать повторения 1941 года, когда германские милитаристы развязали войну против Советского Союза, которая унесла два десятка миллионов жизней советских людей?»[13][14]. В 1965 году Брежнев на 20-летие Победы заявил о более чем 20 миллионах погибших: «Столь жестокой войны, которую перенёс Советский Союз, не выпадало на долю ни одному народу. Война унесла более двадцати миллионов жизней советских людей»[14]. Только в 1988—1993 гг. коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева провёл комплексное статистическое исследование архивных документов и других материалов, содержащих сведения о людских потерях в армии и на флоте, пограничных и внутренних войсках НКВД. При этом были использованы результаты работы комиссии Генерального штаба по определению потерь, возглавляемой генералом армии С. М. Штеменко (1966—1968 гг.) и аналогичной комиссии Министерства обороны под руководством генерала армии М. А. Гареева (1988 г.). Коллектив также был допущен к рассекреченным в конце 1980-х гг. материалам Генерального штаба и главных штабов видов Вооружённых Сил, МВД, КГБ, погранвойск КГБ и других архивных учреждений СССР.
Итоговое число людских потерь в Великой Отечественной войне была впервые обнародовано в округлённом виде («почти 27 млн чел.») на торжественном заседании Верховного Совета СССР 8 мая 1990, посвящённом 45-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне[15]. В 1993 результаты исследования были опубликованы в книге «Гриф секретности снят. Потери Вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование», которая затем была переведена на английский язык[16]. В 2001 вышло переиздание книги «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил: Статистическое исследование».
Для определения масштабов людских потерь данный коллектив пользовался различными методами, в частности:
учётно-статистическим, то есть путём анализа имеющихся учётных документов (прежде всего, донесений о потерях личного состава Вооружённых Сил СССР).
балансовым, или методом демографического баланса, то есть путём сопоставления численности и возрастной структуры населения СССР на начало и конец войны
Итоговое число людских потерь в Великой Отечественной войне была впервые обнародовано в округлённом виде («почти 27 млн чел.») на торжественном заседании Верховного Совета СССР 8 мая 1990, посвящённом 45-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне[15]. В 1993 результаты исследования были опубликованы в книге «Гриф секретности снят. Потери Вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование», которая затем была переведена на английский язык[16]. В 2001 вышло переиздание книги «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил: Статистическое исследование».
Для определения масштабов людских потерь данный коллектив пользовался различными методами, в частности:
учётно-статистическим, то есть путём анализа имеющихся учётных документов (прежде всего, донесений о потерях личного состава Вооружённых Сил СССР).
балансовым, или методом демографического баланса, то есть путём сопоставления численности и возрастной структуры населения СССР на начало и конец войны
воскресенье, 19 марта 2017 г.
14 июля 1941 года - "день рождения" легендарной "Катюши". Семьдесят лет назад в этот день прозвучал первый залп батареи реактивных минометов.
14 июля 1941 г. прогремел первый залп знаменитых "Катюш".
"Катюша" - народное название боевых машин реактивной артиллерии БМ‑8 (со снарядами 82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм) во время Великой Отечественной войны. Существует несколько версий происхождение этого названия, наиболее вероятное из них связано с заводской маркой "К" завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна), а также с популярной в то время одноименной песней (музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского).
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 - 8)
"Катюша" стала первой отечественной мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня (РСЗО), которая включала в себя реактивные снаряды (РС), пусковые установки (ПУ), приборы управления стрельбой и транспортные средства. Самоходные пусковые установки на автомобилях получили обозначение боевых машин (БМ) реактивной артиллерии. Многозарядность РСЗО определяла возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект поражающего и морального воздействия на противника.
Создание реактивных систем залпового огня стало бы невозможно без разработки реактивных снарядов с двигателем, работающим на твердом топливе.
14 июля 1941 г. прогремел первый залп знаменитых "Катюш".
"Катюша" - народное название боевых машин реактивной артиллерии БМ‑8 (со снарядами 82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм) во время Великой Отечественной войны. Существует несколько версий происхождение этого названия, наиболее вероятное из них связано с заводской маркой "К" завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна), а также с популярной в то время одноименной песней (музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского).
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 - 8)
"Катюша" стала первой отечественной мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня (РСЗО), которая включала в себя реактивные снаряды (РС), пусковые установки (ПУ), приборы управления стрельбой и транспортные средства. Самоходные пусковые установки на автомобилях получили обозначение боевых машин (БМ) реактивной артиллерии. Многозарядность РСЗО определяла возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект поражающего и морального воздействия на противника.
Создание реактивных систем залпового огня стало бы невозможно без разработки реактивных снарядов с двигателем, работающим на твердом топливе.
3 августа 1943 года в ходе Великой Отечественной войны началась операция советских партизан под названием «Рельсовая война». Она проводилась на протяжении полутора месяцев на оккупированной территории РСФСР, Белоруссии и Украины. В результате было взорвано порядка 215 тысяч рельсов, что затруднило перегруппировки и снабжение отступающих немецко-фашистских войск. В годы войны одной из частей антифашистского движения советского народа являлись партизаны. Борясь с фашистскими захватчиками своими методами, партизаны во многом способствовали выведению из строя вражеской техники и общей победе советских войск. В 1943 году партизанское движение предприняло ряд операций по разгрому и минированию железнодорожных коммуникаций противника. Всего к выполнению первой такой операции были привлечены 167 бригад и отдельных отрядов. В них входили белорусские, ленинградские, калининские, смоленские, орловские и часть украинских партизан. Операция «Рельсовая война» была связана с планами Ставки по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге, планировалась Смоленская операция и наступление с целью освобождения Левобережной Украины.