вторник, 26 апреля 2016 г.

Французские тяжеловесы. Танки, опоздавшие на войну

 Франция с самого начала зарождения эры танкостроения была страной, которая шла своим собственным путем в этой области. Здесь было создано много оригинальных проектов, часть из которых была воплощена в металле и даже производилась серийно, а часть так никогда и не была построена, оставив после себя лишь чертежи. При этом именно бумажные проекты французских танков, которые разрабатывались уже перед самым началом Второй мировой войны, просто поражали воображение своими размерами и массой. Уже в 1939 году во Франции были проекты бронированных мастодонтов, которые не затерялись бы на фоне более позднего немецкого «Мауса» или вовсе могли превзойти его. 

О двух сверхтяжелых танках Франции данного периода мы уже писали. Об удивительных боевых машинах, какими, безусловно, были Char 2C, известный также как FCM 2C, и 140-тонный FCM F1, вы можете прочесть в статье «Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Франции». Сегодня же мы подробнее рассмотрим два других, не менее удивительных, французских проекта: тяжелый танк FCM 1A, компоновка которого была более привычна и свойственна скорее танкам периода Второй мировой войны, нежели 1917 году, и сверхтяжелый танк AMX «Tracteur С», который по французской терминологии относился к «танкам-крепостям» (Char de forteresse).
История данного танка берет свое начало летом 1916 года. Именно тогда французские военные сумели сформулировать все те качества, которые они хотели бы видеть в тяжелом танке. Хотели они не так уж и много, но для тех лет их видение развития танков было передовым. Подтверждением этого станет позднее легкий танк Renault FT-17, который стал первым танком классической компоновки и очень успешной боевой машиной, активно поставляемой на экспорт. От нового тяжелого танка летом 1916 года французы хотели: башенной установки вооружения, возможности уверенно преодолевать траншеи и складки местности, чем не могли похвастаться Шнейдеры и Сен-Шамоны, а также нормального противоснарядного бронирования (к тому моменту немцы уже научились бороться с французскими танками с помощью своих 77-мм полевых орудий). Пулеметов на тяжелый танк планировалось ставить столько, сколько поместится. При этом новая тяжелая боевая машина была нужна французским военным срочно, как говорят, еще вчера.



На фоне первых французских танков проект, который был представлен Средиземноморским обществом железноделательных заводов и верфей (F.C.M.), смотрелся гораздо лучше. Компания получила задание на разработку тяжелого танка в июле 1916 года от руководителя Управления автомобильной службы французской армии. Практически сразу же после получения первой информации о боевом применении английских танков Mk.I специалисты французской компании FCM создали свой проект танка массой более 38 тонн, вооруженный 105-мм пушкой и отличавшийся 30-мм бронированием. На танк планировалось установить двигатель компании Renault мощностью 200 л.с. 

Достаточно скоро, 30 декабря 1916 года, проект танка, получившего обозначение Char Lourd А, был представлен на рассмотрение Консультативному комитету штурмовой артиллерии французской армии. Старания инженеров компании FCM были оценены положительным образом, но выводы комиссии не были так оптимистичны. Предварительная оценка данного проекта показывала, что при полном комплекте вооружения, боезапаса и топлива, а также при 30-мм бронировании масса танка превысит 40 тонн. При существующих на тот момент времени технологиях создать удобную и надежную трансмиссию механического типа для такого танка не представлялось возможным, поэтому было принято решение о создании электрической трансмиссии. Данный проект также был развит генералом Этьеном, который предлагал два альтернативных танка с 75-мм орудиями и разными типами трансмиссий — электрической и механической. 

При этом требование по бронированию осталось неизменным, танк должен был быть защищен от попаданий немецких 77-мм полевых орудий. Также опыт боевого применения первых французских танков продемонстрировал, что без размещения основного вооружения во вращающейся башне не обойтись, тот же Saint-Chamond мог наводить свою пушку в весьма ограниченном секторе, являясь больше САУ, чем танком. С этой позиции башенный танк с 30-мм бронированием компании FCM для своего периода времени выглядел очень достойно. 




Ходовая часть танка не отличалась особой оригинальностью конструкции. Согласно требованиям, на тяжелом танке ее пришлось выполнить достаточно высокой, практически в человеческий рост. Подвеска опорных катков малого диаметра была блокированной, однако жесткость хода отчасти была компенсирована их количеством. Ведущие колеса находились впереди, направляющие колеса гребневого зацепления — сзади. Все открытые элементы ходовой части были надежно прикрыты бронеэкранами. 

Танк FCM 1A выгодно отличался классической компоновкой. В передней части его корпуса было расположено отделение управления, в котором находились места механика-водителя и его помощника. Далее находился боевой отсек, по бортам которого имелось по одному смотровому прибору и по две амбразуры для ведения огня из пулеметов. В боевом отсеке размещались сразу 5 членов экипажа: командир танка, наводчик, заряжающий, пулеметчик и механик-моторист. Таким образом, экипаж танка состоял из 7 человек. Моторный и трансмиссионный отсеки располагались в корме боевой машины, занимая более 50% всей длины танка. Бронирование FCM 1A было дифференцированным. Так башня и лобовая часть корпуса имели 35-мм бронирование, борта и корма корпуса — 20 мм, крыша и днище корпуса — 15 мм. Приборов наблюдения на танке было мало. В корпусе боевой машины имелось 4 смотровых щели, прикрытых бронестеклами (две спереди и две по бортам). Помимо этого, командир танка мог вести наблюдение за полем боя при помощи командирской башенки или телескопического орудийного прицела.

Состав вооружения тяжелого танка компании FCM был внушительным. В башне конической формы, которая размещалась на крыше боевого отделения, планировалось установить 105-мм орудие и 8-мм пулемет Hotchkiss. Согласно проекту (и на макете), еще один пулемет должен был быть установлен в шаровой установке во лбу корпуса с небольшим смещением к левому борту танка, однако на построенном прототипе данный пулемет отсутствовал. Помимо этого, в укладке внутри боевого отделения находилось 4х8-мм пулемета Hotchkiss, которые могли использоваться для стрельбы из амбразур в бортах корпуса. 



Прежде чем построить прототип танка в металле, французы создали деревянный макет в натуральную величину. Макетная комиссия, осмотревшая работу, осталась довольна увиденным. Внешний вид тяжелого танка FCM 1A был очень внушительным. При этом боевая машина получила вращающуюся башню и бронирование, которое превосходило любой из английских «ромбов». На ходовые испытания танка, которые прошли недалеко от города Сейне, опытный образец смог выйти 10 декабря 1917 года. Официально испытательный цикл боевой машины начался 21-22 декабря с пробега по дороге между городами Сейне и Саблетте, после чего танк решили отправить на песчаный пляж. Благодаря наличию высокой ходовой части, FCM 1A сравнительно легко преодолевал препятствия, среди которых были: вертикальная стенка высотой 0,9 метра, траншея шириной 2 метра и яма диаметром 3,5 метра. Не являлись для него препятствием и проволочные заграждения, а также небольшие воронки от снарядов. На полном ходу танк мог свалить дерево диаметром примерно 35 см. Но были у танка и явные слабые места, которые касались подвижности. FCM 1A с трудом управлялся на поворотах. Танк мог хорошо двигаться лишь по прямой. При попытке «заложить вираж» боевая машина из-за большой длины ходовой части и небольшой ее ширине, недоработанной трансмиссии и конструкции гусеничных траков, едва могла совершать повороты даже на твердой поверхности. 

В то же время огневые испытания танка прошли очень удачно. Стрельба из 105-мм орудия доказала его высокую эффективность в боевых условиях, но на серийных танках все же собирались устанавливать 75-мм орудия. Выбор в пользу меньшего калибра французские военные обуславливали несколькими факторами: меньшей отдачей при выстреле, меньшими габаритами орудия и большим возимым боекомплектом, который и так был велик. Так, для 105-мм пушки в танке могло поместиться 120 снарядов, а для 75-мм и вовсе 200 штук. Помимо этого, для каждого из 5 пулеметов имелось от 2500 до 3000 патронов. 

Попутно инженеры компании FCM создали еще два варианта танка FCM, 1В и FCM 1С. Последний из них был самым тяжелым. Его масса должна была составить уже 62 тонны, а длина возрастала до 9,31 метра. При этом бронирование и вооружение оставались неизменными. Вариант FCM 1С был изготовлен в середине 1918 года, планировалось даже приобрести 300 таких машин, однако капитуляция Германии и завершение Первой мировой войны привели к тому, что в разоренной войной Франции просто отпала необходимость в столь тяжелых танках прорыва. 



Несмотря на это, доработанный вариант танка 1С, получивший новый индекс Char 2C, несколько лет спустя все-таки был запущен в серийное производство. Танк был выпущен небольшой партией. Char 2C так навсегда и остался венцом развития тяжелой бронетехники периода Первой мировой войны, однако предназначенная для позиционной войны боевая машина оказалась совсем не приспособленной для Второй мировой войны, войны моторизованной, со стремительными прорывами в глубину обороны, стратегическими охватами и гонкой по незащищенным тылам противника. Опоздав на Первую мировую войну, к следующей войне тяжелые французские танки безнадежно устарели. 

Тактико-технические характеристики FCM 1A:
Габаритные размеры: длина — 8350 мм, ширина — 2840 мм, высота — 3500 мм.
Боевая масса — примерно 41 тонна.
Бронирование: лоб башни и лоб корпуса — 35 мм, борта корпуса и корма — 20 мм, крыша корпуса и днище — 15 мм. 
Вооружение — 105-мм пушка или 75-мм пушка, 5х8-мм пулеметов.
Боекомплект — 120 выстрелов для 105-мм пушки, 200 выстрелов для варианта с 75-мм пушкой и более 12,5 тысяч патронов к пулеметам. 
Силовая установка — 8-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 220-250 л.с.
Максимальная скорость — до 10 км/ч.
Запас хода по шоссе — примерно 160 км.
Экипаж — 7 человек.

Сверхтяжелый штурмовой танк или «танк-крепость» AMX «Tracteur С»

В 1920-1930-е годы французскую танковую промышленность поразил длительный период «застоя», прервать который удалось лишь перед началом Второй мировой войны. Однако данный прорыв не означал того, что теория использования танков и танковых соединений Генштабом французской армии смогла уйти так же далеко, как и конструкторская мысль. Обладая такой огромной сетью фортификационных сооружений, как «линия Мажино», командование французских сухопутных войск вплоть до мая 1940 года находилось в полной уверенности, что прорвать эту линию обороны просто невозможно. Точно того же они ждали от вечного противника — Германии, у которой имелась собственная «линия Зигфрида». Именно для прорыва последней, а также хорошо укрепленных оборонительных полос противника во Франции разрабатывались проекты танков с крупнокалиберными орудиями, которые в британской и немецкой терминологии именовались штурмовыми, а во французской — «танками-крепостями» (Char de forteresse). Ужасы окопной войны Первой мировой и нанесенная ей психологическая травма были так сильны во Франции, что на свет появилось несколько проектов фантастических мастодонтов, которые должны были прорвать любую оборону противника. 

В ноябре 1939 года, когда Польша уже пала первой жертвой начавшейся Второй мировой войны, Генштаб французской армии выдвинул технические требования к очередному «танку-крепости», который смог бы преодолевать даже самые хорошо укрепленные линии обороны. Для этого, по мнению генералов старой школы, нужно было оснастить боевую машину пушками двух калибров, чтобы успешно бороться с разными типами целей не поле боя. Здесь просматривается аналогия с разрабатываемыми в СССР многобашенными танками, но остальные требования явно выходили за рамки разумного и привели к появлению проектов таких стальных монстров, как FCM F1 и AMX Tractuer C. Разгромное и быстрое поражение Польши ничему не научило французских генералов. 



Заказ на разработку сверхтяжелого танка для компании АМХ не стал неожиданностью, хотя выполнение всех требований военных даже на стадии проекта представлялось трудновыполнимой задачей. Свое название «Tractuer C» новый танк получил в целях секретности. Тогда же компания работала над проектом среднего танка Tracteur B, который был более адекватным и отвечал требованиям времени. По компоновке корпус танка Tractuer C образца 1939 года сильно походил на «древний» Char 2С, который небольшой партией был выпущен компанией FCM. В носовой части боевой машины находилось отделение управления, в котором было место механика-водителя (слева) и радиста (справа). В переднем боевом отделении планировалось разместить места командира танка и заряжающего. За ними располагалась силовая установка и трансмиссия танка, а в кормовой части машины планировалось установить малую орудийную башню и место заднего механика-водителя(!). Наличие второго мехвода в корме было пережитком Первой мировой войны, так как обеспечить равноценное маневрирование танка передним и задним ходом в те годы было просто невозможно, это не удалось никому. 

В качестве основного оружия для «танка-крепости» была выбрана 105-м пушка, скорее всего, Canone 105L mle1913, которая располагалась в главной башне, максимальный диаметр которой составлял 2,35 метра, и 47-мм орудия SA35 в малой башне полусферической формы в корме корпуса, расположенной с небольшим смещением в правую сторону от центральной ости танка. Из-за существенной массы вращение главной башни планировалось осуществлять при помощи электромотора. Дополнительным вооружением Tractuer C должны были стать 4х7,5-мм пулемета МАС31, которые размещались по бортам в передней и задней частях корпуса. 

Бронирование танка планировалось достаточно внушительным. Корпус сварной конструкции должен был собираться из бронелистов толщиной до 100-мм (лоб и борта), вероятное бронирование главной башни находилось в этих же пределах, бронирование задней малой башни составляло порядка 60 мм. Ходовая часть боевой машины явно тяготела к танкам периода Первой мировой войны. Применительно к каждому борту она состояли из 24 опорных катков малого диаметра, а также 13 поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса. 



Размеры танка Tractuer C также были соответствующими (длина по гусеницам — 9,375 метра, ширина — 3 метра, высота — 3,26 метра), хотя в этом плане он не сильно отличался от советского мастодонта Т-35. Вес танка компании АМХ оценивался в 140 тонн. Для того, чтобы приводить в движение такую тяжелую машину, танк планировалось оснастить двумя двигателями, мощность которых осталась неизвестно, а также электрической трансмиссией. Зато объем топливных баков танка был оговорен сразу — 1200 литров. 

Представленные французским военным в декабре 1939 проекты танков FCM F1 и AMX Tractuer C вызвали у армейского командования неподдельный интерес, однако победителем признали первый проект. Вероятно, военная комиссия посчитала компоновку и размещение вооружения на этом танке более рациональным, однако главным козырем FCM на тот момент был деревянный макет их боевой машины. Проиграв первый тур борьбы, инженеры компании AMX не сдались. Уже в январе 1940 года они представили военным значительно переработанный проект танка, который остался известен как AMX Tractuer C 1940 года. 

Корпус «танка-крепости» претерпел серьезные изменения. Как и на предыдущем проекте его конструкция была сварной и собиралась из 100-мм бронелистов, однако компоновка была совершенно другой. Конструкторы отказались от кормовой малой башни, как от пережитка прошлого, ее перенесли в носовую часть танка, что придавало ему некое сходство с FCM F1 и советскими танками Т-100 и СМК. Топливные баки и двигатели были перенесены в кормовую часть корпуса танка. В средней части корпуса расположили боевое отделение, на крыше которого появилась основная башня типа ARL8, с установленным в ней 90-мм орудием. В малой башне, которая находилась теперь впереди боевой машины, чуть правее места механика-водителя, сохранили 47-мм пушку SA35. Также сохранились и 4х7,5-мм пулемета МАС1931 по бортам корпуса. 



Из-за проведенных доработок проекта длина танка увеличилась, что повлекло и доработки в ходовой части. Теперь на каждый борт приходилось уже по 26 опорных катков. Габаритные размеры Tractuer C образца 1940 года были такими: длина — 10 метров, ширина — 3,03 метра, высота — 3,7 метра. Однако до реализации данного проекта в металле дело так и не дошло, хотя некоторые предпосылки все же существовали. Французская армейская комиссия, скорее всего, в целях перестраховки, разрешили компаниям FCM, ARL и АМХ выпустить по одному опытному образцу, чтобы провести сравнительные испытания машин — танки нужно было сдать к лету 1940 года. Параллельно с этим компания Schneider в январе 1940 года получила заказ на 4 башни для прототипов будущих сверхтяжелых танков. При этом заявлено было, что башни будут производиться лишь под установку 105-мм орудий. Но очень скоро стало ясно, что фирма АМХ просто не в состоянии предоставить проект танка Tracteur C к лету 1940 года, проект остался только на бумаге, а уже в конце июня 1940 года Франция потерпела катастрофическое поражение, став очередной жертвой немецкого Блицкрига. 

Даже если бы этот стальной монстр успел на поля сражений Второй мировой войны, немецкая военная машина прошлась бы по нему катком. Сверхтяжелые танки Франции не были приспособлены для молниеносной войны. Эти огромные медлительные монстры были прекрасной целью для артиллерии и авиации противника. Знаменитые «Штуки» не оставили бы от этих «черепах» камня на камне. Большие претензии были и к ходовой «сороконожке» с большим количеством маленьких опорных катков и гусеницами от устаревающего танка B1 Bis. А о таких вопросах, как проходимость по мягким и болотистым грунтам, французские военные и конструкторы как будто не думали вовсе.

Тактико-технические характеристики AMX Tractuer C 1939 года:
Габаритные размеры: длина — 9375 мм, ширина — 3000 мм, высота — 3260 мм.
Боевая масса — около 140 тонн.
Бронирование — лоб и борта корпуса, а также главная башня — 100 мм, кормовая башня — 60 мм.
Вооружение — одна 105-мм пушка Canone 105L mle1913, одна 47-мм пушка SA35 и 4х7,5-мм пулемета МАС1931.
Силовая установка — два карбюраторных двигателя (мощность и тип неизвестны).
Запас топлива — 1200 литров.
Экипаж — 6 человек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий