Семейство легких колесно-гусеничных танков БТ («быстроходный танк») хорошо знакомо не только любителям истории. Этот танк стал олицетворением советской танковой промышленности предвоенных лет. Узнаваемый силуэт и впечатляющие по сей день динамические характеристики данного танка делают его достаточно известным. Успел танк стать и кинозвездой, танки БТ были показаны в популярном предвоенном фильме «Трактористы». Первенцем в линейке танков БТ стал БТ-2, который серийно выпускался на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) с 1932 по 1933 годы. Также данный танк называли «Русский Кристи», и такое название боевой машине было дано совсем не случайно.
Превращение американского прототипа в серийный советский танк
18 июля 1929 года Реввоенсовет СССР утвердил новую «Систему танко-тракторного и автоброневого вооружения РККА», которой утверждалась организация бронетанковых вооружений Советского Союза, а также классификация танков и их функции в будущих военных конфликтах:
— разведывательный танк — быстрая, вездеходная, дешевая боевая машина (танк или танкетка), возможно, плавающая;
— общевойсковой танк — основной танк Рабоче-Крестьянской Красной Армии;
— оперативный танк — танк прорыва, он должен был не втягиваться в бои с танками и противотанковой артиллерией противника, а идти в прорыв с десантом на броне и развивать наступление, круша тылы противника;
— танк качественного усиления ТРГК (танков резерва главного командования) — мощный средний танк, обладающий сильным вооружением;
— мощный танк особого назначения также относился к ТРГК. Представлял собой тяжелый танк прорыва с мощным артиллерийским вооружением, способный выдерживать огонь вражеской противотанковой артиллерии.
На тот момент времени Советский Союз почти не производил танков, которые отвечали бы выдвинутым требованиям. В стране надлежало практически с нуля создавать целую танковую отрасль, готовить и обучать специалистов (конструкторские и производственные кадры), подготовить промышленную базу и КБ для обеспечения армии современной бронетехникой в сжатые сроки. 22 ноября 1929 года в стране было образовано Управление по моторизации и механизации РККА, первым руководителем которого стал комкор И. А. Халепский. Он был ярым сторонником ускорения производства в СССР танков за счет приобретения и лицензирования новейших образцов техники за рубежом. Для советского танкостроения такой подход он считал своеобразным «допингом».
6 декабря 1929 года Серго Орджоникидзе, который являлся председателем главы Наркомтяжпрома, принял решение о выделении денежных средств на приобретение иностранных танков. Уже 30 декабря того же года закупочная комиссия под руководством Халенского и начальника инженерно-конструкторского отдела УММ С. А. Гинзбурга отправилась в США, где провела переговоры с американским конструктором, изобретателем и бизнесменом Джоном Уолтером Кристи о возможности покупки нескольких экземпляров его танка М1931 и последующего лицензирования производства танка в Советском Союзе. Данная боевая машина во многом была передовой с точки зрения примененных конструкторских решений. В танке появилась подвеска, которая была запатентована Кристи, плотная компоновка агрегатов, использование сварки при сборке корпуса, поперечное расположение двигателя. К тому же танк мог передвигаться на колесах (по шоссе) и на гусеницах (по пересеченной местности). В то время это был самый быстрый в мире танк (скорость движения более 70 км/ч на колесах и более 45 км/ч на гусеницах).
При этом о танке у членов комиссии сложилось двоякое впечатление: с одной стороны их впечатляли скоростные характеристики боевой машины, с другой на роль «оперативного танка», куда его прочили, танк все-таки не подходил. Возможно, ситуацию тогда переломил интерес к танку со стороны польских военных. Марьян Русинский капитан польской армии еще до визита в США советской делегации посетил предприятие Кристи, где ему продемонстрировали прототип танка М1928 и проект его модернизированного варианта М1931. Боевая машина так понравилась поляку, что уже 26 февраля из Польши прибыла делегация, возглавляемая начальником Военного Института Конструкторских Исследований (WIBI) полковником Тадеушем Коссаковским, которая подписала с Кристи договор на поставку готового экземпляра танка и лицензию на его выпуск в Польше. При этом поляки сделали аванс в размере 50% стоимости танка.
К удивлению польской стороны, американцы расторгли договор в одностороннем порядке, вернув аванс. Причиной стало решение советской стороны все-таки купить танк М1931 Кристи, тем более что дело с созданием в стране собственного «оперативного танка» не ладилось. Проект танка Т-24 и его внедрение в производство на ХПЗ шло очень медленно. Но, по всей видимости, главной причиной расторжения американо-польского договора стало сильное желание советской стороны, которая до 17 сентября 1939 года рассматривала Польшу в качестве основного вероятного противника. Наличие у польской армии собственного самого скоростного в мире танка не входило в планы советских военных и руководства страны, поэтому на то, чтобы перекупить танк и увести его из-под носа у поляков денег не пожалели.
В США были заказаны два танка М1931 общей стоимостью 60 тысяч долларов, а также запчасти к ним на сумму 4 тысячи долларов. Еще 100 тысяч долларов Советский Союз обязывался заплатить за право выпускать данные танки на протяжении 10 лет. Кристи должен был лично приехать в СССР для оказания помощи в налаживании серийного производства своего танка, однако, будучи настоящим капиталистом, американский изобретатель относился к первому в мире социалистическому государству, мягко говоря, не совсем одобрительно. Возможно, заключить эту сделку конструктора заставили очень сложные финансовые обстоятельства, в которых он оказался в тот момент времени, в связи с отказом американской армии от закупки танков его конструкции.
М1931 были отправлены из США в Советский Союз 24 декабря 1930 года. Дипломатические отношения между странами на тот момент еще отсутствовали, поэтому поставкой занималась компания Amtorg Trading Corporation — акционерное общество, которое было зарегистрировано в штате Нью-Йорк на советские капиталы и специализировалось на закупке и поставке в СССР новейшего оборудования, вооружений и технологий. В Советский Союз танки прибыли без башен, помимо этого, комплект документации американцами был передан не в полном объеме. Но в этой ситуации советскую сторону выручила служба внешней разведки — недостающие чертежи танка были тайно приобретены у помощников Кристи и переправлены в СССР. В результате американцу не доплатили 25 тысяч долларов, а он в ответ отказался ехать в Советский Союз, на этом сотрудничество Кристи и страны Советов завершилось.
В начале 1931 года танки оказались в СССР, в целях секретности машины получили обозначение «Оригинал 1» и «Оригинал 2». Один из прибывших танков был разобран для всестороннего подробного изучения, а второй отправлен на прохождение полигонных испытаний. Для имитации отсутствующей башни на корпусе боевой машины разместили дополнительный балласт массой 800 кг. 14 марта 1931 года танк был показан представителям командования РККА, произведя на них благоприятное впечатление. В мае-июне 1931 года танки Кристи прошли испытания в Советском Союзе, по результатам которых был составлен отчет, который требовал усовершенствования конструкции и устранения ряда недоработок боевой машины. Это сделало невозможным прямое копирование танка, как советское руководство планировало изначально. Башню танка с артиллерийским вооружением вообще предстояло создавать с нуля. Для доводки американского танка было создано специальное КБ под руководством Н. М. Тоскина. Николай Михайлович Тоскин — военный инженер 2-го ранга — эрудированный и энергичный инженер внес большой вклад в создание и доработку конструкции танка БТ-2, а также формирование и становление танкового конструкторского бюро на ХПЗ.
Именно в Харькове решили наладить производство нового танка, получившего обозначение БТ-2. К производству нового танка на ХПЗ приступили в начале 1932 года. Серийное производство легких колесно-гусеничных танков БТ-2 сразу же столкнулось с большим количеством самых разных трудностей. В то время СССР только начинал осваивать в полной мере тяжелую промышленность. Для производства передового на тот момент танка стране не хватало буквально всего — станков, подготовленных кадров, качественных материалов. Возникали проблемы с выпуском качественной брони и формированием из нее башен и корпусов. Проявились проблемы с двигателями, производство М-5 было прекращено. На танки начали устанавливать моторы, выработавшие свой ресурс в авиации, также в США пришлось срочно закупать запасы уже устаревшего двигателя «Либерти». Вспылили проблемы и с артиллерийским вооружением, советская промышленность не могла наладить выпуск 37-мм орудия Б-3 в надлежащих объемах.
Несмотря на все трудности, американец прижился в СССР. Благодаря стараниям советских конструкторов и инженеров, он превратился в серийный легкий танк БТ-2, первый в многочисленной линейке танков БТ. По мере решения производственных проблем, его выпуск в Харькове рос. В 1932 году здесь собрали 396 танков, в 1933 году — еще 224 боевых машины (всего 620 танков). Производство БТ-2 было прекращено в связи с началом выпуска более совершенного БТ-5, который получил новую башню с 45-мм танковым орудием.
Конструкция танка БТ-2
БТ-2 был необычным танком. Его смело можно отнести к боевым машинам с наибольшей удельной мощностью — 35,4 лошадиных сил на тонну. Для примера, у танка Т-80У данный показатель составлял 27,2. При этом максимальная их скорость по шоссе была примерно сопоставима — 70 км/ч (БТ-2 мог развивать такую максимальную скорость при движении на колесном ходу). Знаковой была для советского танкостроения и подвеска конструкции Кристи, которая использовалась на танках БТ-2. Она определила развитие отечественного танкостроения на последующие 15 лет — все легкие танки серии БТ и последовавшие за ними средние танки Т-34 и Т-34-85 были оснащены именно такой подвеской. Отказались от нее только в самом конце войны, когда в СССР создавались танки Т-44 и Т-54.
БТ-2 представлял собой легкий однобашенный колесно-гусеничный танк классической компоновки, оснащенный пушечно-пулеметным вооружением и обладающий противопульной броней. От носа к корме танк можно было разделить на 4 отделения: управления, боевое, силовое и трансмиссионное. От боевого отделения силовое было отгорожено перегородкой с шиберами (дверцами), за ним располагалось трансмиссионное отделение, также отделенное перегородкой с вырезом под вентилятор.
Броневая защита танка была противопульной, она обеспечивала защиту от пуль стрелкового оружия, а также осколков снарядов и мин малого и среднего калибра. Корпус танка собирался из броневых катаных листов толщиной 6, 10 и 13 мм. Лоб, башня и борта корпуса имели бронирование 13 мм, корма — 10 мм, днище корпуса — 6 мм. Броневой корпус танка служил одновременно и каркасом, на который монтировались все его механизмы. Корпус имел коробчатую форму и собирался на заклепках из отдельных бронелистов. Для обеспечения поворота передних управляемых колес передняя часть корпуса танка была сужена с боков. Носовая часть боевой машины состояла из стальной отливки, к которой приклепывались и приваривались передние бронелисты и днище. Помимо этого отливка служила и картером для монтажа рычагов и рейки рулевого управления. Башня танка имела цилиндрическую форму и была клепаной, передняя ее часть была скошена.
Экипаж танка состоял из 2-3 человек. Механик-водитель размещался в центре отделения управления в носовой части боевой машины. Командир боевой машины, он же наводчик и заряжающий, находился в боевом отделении в средней части корпуса танка и башне. Экипаж, состоявший из 3-х человека, как правило, имели танки БТ-2 с пушечным вооружением. В этом случае командир танка выполнял функции наводчика, а третий член экипажа — заряжающего и пулеметчика. Посадка и высадка членов экипажа из танка осуществлялась через люк мехвода и люк в крыше башни.
Силовая установка танка была представлена 12-цилиндровым авиационным четырехтактным карбюраторным V-образным двигателем жидкостного охлаждения марки «Либерти» (или его производимым в Советском Союзе аналогом М-5-400). Максимальная мощность данного двигателя составляла 400 л.с. (294 кВт) при 1650 об/мин. Пуск двигателя осуществлялся либо двумя электрическими стартерами «МАЧ» мощностью 1,3 л.с. каждый, которые были установлены на коробке передач, либо одним электрическим стартером «Сцинтилла» мощностью 2 л.с., также было возможным запустить двигатель вручную при помощи заводной рукоятки.
Трансмиссия танка БТ-2 была механической, она состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), четырехступенчатой КПП (4 передачи вперед и одна назад), двух одноступенчатых бортовых редукторов, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух шестеренчатых редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам — ведущим при колесном ходе боевой машины.
Танк БТ-2 оснащался индивидуальной пружинной («свечной») подвеской, получившей впоследствии широкую известность как «подвеска Кристи». Относительно каждого борта танка располагалось 3 вертикальных пружины между наружным бронелистом и внутренней стенкой борта корпуса, еще одна пружина располагалась горизонтально внутри корпуса в боевом отделении танка. Вертикальные пружины были связаны с задними и средними опорными катками через балансиры, а горизонтальные пружины — с передними управляемыми катками танка.
Танк БТ-2 отличался наличием комбинированного колесно-гусеничного хода. Его ходовая часть состояла из пары передних направляющих колес диаметром 550 мм, пары задних ведущих колес диаметром 640 мм и четырех пар сдвоенных опорных катков, обладавших диаметром 815 мм. Опорные катки танка были снабжены резиновыми бандажами. Каждая танковая гусеница состояла из 46 траков, 23 из которых были плоскими, а 23 — снабжены одним гребнем, ширина гусеницы составляла 263 мм. Переход танка БТ-2 с гусеничного хода на колесный производился экипажем боевой машины за 30-40 минут — в этом случае привод передавался на заднюю пару опорных катков, а ведущими колесами становилась уже передняя пара. При переходе с гусеничного на колесный ход каждую гусеницу экипаж танка разъединял на 4 части и укладывал на надгусеничные полки, после чего закреплял ремнями в трех местах.
Основным вооружением танка БТ-2 была 37-мм пушка Б-3 с клиновым затвором. Это орудие имело немецкие корни. 28 августа 1930 года через подставную немецкую фирму «Бютаст», специально созданную для работы с Советским Союзом, СССР приобрел у немецкой же компании «Рейнметалл» 6 артиллерийских систем, среди которых была и 37-мм противотанковая пушка, которой в недалеком будущем предстояло стать известной противотанковой пушкой 3.7см PaK 35/36, самой массовой в немецкой армии до 1942 года. Советский аналог данного орудия получил заводской индекс 1-К. Орудие производилось на подмосковном заводе №8 имени Калинина. На его базе и была создана танковая пушка Б-3 (заводской индекс 5-К), которая устанавливалась на танки БТ-2.
Пушка Б-3 позволяла вести огонь осколочными снарядами на дальность до 2000 метров, с боевой скорострельностью 12-15 выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд данного 37-мм орудия обладал начальной скоростью 700 м/с и на дистанции 1500 метров пробивал по нормали 13-мм броню. Вспомогательным вооружением танка БТ-2 был 7,62-мм пулемет ДТ, который устанавливался в отдельной шаровой опоре, расположенной справа от орудия. Наведение пушки и пулемета на цель в вертикальной плоскости осуществлялось с помощью плечевого упора, а поворот башни в горизонтальной плоскости производился при помощи планетарного механизма поворота с ручным приводом. В боекомплект танка входило 92 выстрела к орудию и 2709 патронов (43 диска по 63 патрона).
Однако освоение танковой пушки Б-3 советской промышленностью происходило «со скрипом». Поэтому пушечными были изготовлены всего 208 танков (по другим данным 180), из них 60 боевых машин имели исключительно пушечное вооружение (не имели пулемета ДТ). В итоге большая часть танков БТ-2 имела лишь пулеметное вооружение, таких танков было 412. В качестве основного вооружения на них использовалась спаренная пулеметная установка ДА-2 калибра 7,62-мм. Первоначально на части танков, вооруженных данной установкой, сохранялся автономный 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке, но впоследствии из-за неудобства использования двух пулеметных установок он был просто демонтирован, на его месте устанавливалась броневая заглушка.
В результате серийные танки БТ, которых было произведено всего 620 штук, имели 4 варианта установленного вооружения:
— пушечное (только 37-мм орудие Б-3);
— пушечно-пулеметное (37-м орудие Б-3 + 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке);
— пулеметное (спаренная пулеметная установка ДА-2);
— усиленное пулеметное (спаренный пулемет + пулемет ДТ в шаровой установке).
Специальных средств наблюдения и связи на танке БТ-2 просто не было. В боевой обстановке мехвод осуществлял наблюдение за местностью через смотровую щель, а командир — через прицел. Радиостанции на танк не устанавливались, внешнюю связь боевые машины должны были поддерживать с помощью флажковых сигналов. Для этого в башне был размещен специальный люк. Внутренняя связь между танкистами осуществлялась при помощи световой сигнализации.
Служба и боевое применение танков БТ-2
Танки БТ-2, поступившие в войска, достаточно быстро начали рассматривать, скорее как учебные машины. Процесс их освоения личным составом в начале 1930-х годов шел достаточно тяжело. Не особенно высокое качество сборки танков, которое было помножено на низкую квалификацию обслуживающего их персонала, приводили к постоянным поломкам. Устранение неисправностей часто затруднялось дефицитом нужных запасных частей. Несмотря на недостатки динамика танка БТ-2 впечатляла.
Фишкой танка БТ-2 являлись его «прыжки» — при разгоне и с трамплина боевая машина могла пролететь над землей расстояние до 40 метров. Естественно, после таких перегрузок подвеска и опорные катки танка быстро выходили из строя, но данный элемент эффектно смотрелся на показных учениях, танкисты с гордостью показывали его не только высокому начальству РККА, но и иностранным гостям. При этом «прыжки» имели и практическое применение — БТ-2 могли стремительно форсировать небольшие водные преграды, линии траншей, рвы, для того чтобы поддержать огнем и маневром вырвавшиеся вперед пехотные части.
Впервые легкие танки БТ-2 приняли участие в боевых действиях в 1939 году в районе реки Халхин-Гол. 3 июля 1939 года японские войска заняли господствующую высоту Баин-Цаган, расположенную на западном берегу реки, они создали угрозу ударом вдоль берега отрезать, а затем разгромить советско-монгольские части, которые занимали позиции на восточном берегу реки. Жуков, который на тот момент командовал первой армейской группой, принял решение атаковать японские части силами 11-й легкотанковой бригады, которая была укомплектована в основном танками БТ-2 и БТ-5. После длительного и очень изнурительного марша бригада без поддержки пехоты пошла в лобовую атаку на противника. Легкотанковая бригада понесла большие потери, что обуславливалось отсутствием поддержки пехотинцев. В бой было брошено 132 танка БТ-2 и БТ-5 из них 46 было потеряно сгоревшими, 36 подбитыми, но бригада смогла выполнить задачу, разгромив переправившиеся японские части. При этом массированная танковая атака деморализовала японцев. Данная атака продемонстрировала, что подобная атака допустима в качестве крайней мере, когда это вызвано оперативными соображениями.
Достаточное количество этих боевых машин приняло участие и в Польской кампании 1939 года, не вызвав особых нареканий. Приняли они участие и в советско-финской войне 1939-1940 годов. В составе первой легкотанковой бригады на тот момент имелось 82 танка БТ-2. Большинство этих танков во время войны вышло из строя по техническим причинам из-за поломок, но были и боевые потери боевых машин (2 танка утонули, еще 2 были уничтожены огнем противотанковых средств финской армии).
На 1 июня 1941 года на вооружении РККА оставалось 580 линейных танков БТ-2, в том числе 396 машин находились в западных приграничных округах. Из этих 580 танков на ходу было только 366 машин, они использовались только в качестве учебных; еще 119 танков БТ-2 требовали среднего, а 30 — капитального ремонта; еще 72 танка являлись чисто учебными, их использовали только в качестве учебных стендов и макетов. С началом Великой Отечественной войны все находившиеся в войсках учебные танки БТ-2 были возвращены в строй. БТ-2 входили в состав моторизованных и танковых дивизий механизированных корпусов и участвовали в сражениях почти по всему фронту. Основная их масса была потеряна в боях лета-осени 1941 года. Отдельные боевые машин данного типа встречались на фронте в 1942-1943 годах (имеется фотография пулеметного танка БТ-2 в бою, которая датирована летом 1942 года). Помимо этого часть танков использовалась на Ленинградском фронте, к примеру, летом 1943 года их было еще 12. По некоторым данным, часть этих машин воевала еще в 1944 году.
К сожалению, до наших дней ни один экземпляр танка БТ-2 не сохранился. Лишь в Кубинке имеется интересный «гибрид», который, возможно, является прототипом опытного танка, переходной машины БТ-2М: на шасси легкого танка БТ-5 установлены подбашенный лист и башня танка БТ-2.
Превращение американского прототипа в серийный советский танк
18 июля 1929 года Реввоенсовет СССР утвердил новую «Систему танко-тракторного и автоброневого вооружения РККА», которой утверждалась организация бронетанковых вооружений Советского Союза, а также классификация танков и их функции в будущих военных конфликтах:
— разведывательный танк — быстрая, вездеходная, дешевая боевая машина (танк или танкетка), возможно, плавающая;
— общевойсковой танк — основной танк Рабоче-Крестьянской Красной Армии;
— оперативный танк — танк прорыва, он должен был не втягиваться в бои с танками и противотанковой артиллерией противника, а идти в прорыв с десантом на броне и развивать наступление, круша тылы противника;
— танк качественного усиления ТРГК (танков резерва главного командования) — мощный средний танк, обладающий сильным вооружением;
— мощный танк особого назначения также относился к ТРГК. Представлял собой тяжелый танк прорыва с мощным артиллерийским вооружением, способный выдерживать огонь вражеской противотанковой артиллерии.
На тот момент времени Советский Союз почти не производил танков, которые отвечали бы выдвинутым требованиям. В стране надлежало практически с нуля создавать целую танковую отрасль, готовить и обучать специалистов (конструкторские и производственные кадры), подготовить промышленную базу и КБ для обеспечения армии современной бронетехникой в сжатые сроки. 22 ноября 1929 года в стране было образовано Управление по моторизации и механизации РККА, первым руководителем которого стал комкор И. А. Халепский. Он был ярым сторонником ускорения производства в СССР танков за счет приобретения и лицензирования новейших образцов техники за рубежом. Для советского танкостроения такой подход он считал своеобразным «допингом».
6 декабря 1929 года Серго Орджоникидзе, который являлся председателем главы Наркомтяжпрома, принял решение о выделении денежных средств на приобретение иностранных танков. Уже 30 декабря того же года закупочная комиссия под руководством Халенского и начальника инженерно-конструкторского отдела УММ С. А. Гинзбурга отправилась в США, где провела переговоры с американским конструктором, изобретателем и бизнесменом Джоном Уолтером Кристи о возможности покупки нескольких экземпляров его танка М1931 и последующего лицензирования производства танка в Советском Союзе. Данная боевая машина во многом была передовой с точки зрения примененных конструкторских решений. В танке появилась подвеска, которая была запатентована Кристи, плотная компоновка агрегатов, использование сварки при сборке корпуса, поперечное расположение двигателя. К тому же танк мог передвигаться на колесах (по шоссе) и на гусеницах (по пересеченной местности). В то время это был самый быстрый в мире танк (скорость движения более 70 км/ч на колесах и более 45 км/ч на гусеницах).
При этом о танке у членов комиссии сложилось двоякое впечатление: с одной стороны их впечатляли скоростные характеристики боевой машины, с другой на роль «оперативного танка», куда его прочили, танк все-таки не подходил. Возможно, ситуацию тогда переломил интерес к танку со стороны польских военных. Марьян Русинский капитан польской армии еще до визита в США советской делегации посетил предприятие Кристи, где ему продемонстрировали прототип танка М1928 и проект его модернизированного варианта М1931. Боевая машина так понравилась поляку, что уже 26 февраля из Польши прибыла делегация, возглавляемая начальником Военного Института Конструкторских Исследований (WIBI) полковником Тадеушем Коссаковским, которая подписала с Кристи договор на поставку готового экземпляра танка и лицензию на его выпуск в Польше. При этом поляки сделали аванс в размере 50% стоимости танка.
Конструктор Кристи на своем танке
К удивлению польской стороны, американцы расторгли договор в одностороннем порядке, вернув аванс. Причиной стало решение советской стороны все-таки купить танк М1931 Кристи, тем более что дело с созданием в стране собственного «оперативного танка» не ладилось. Проект танка Т-24 и его внедрение в производство на ХПЗ шло очень медленно. Но, по всей видимости, главной причиной расторжения американо-польского договора стало сильное желание советской стороны, которая до 17 сентября 1939 года рассматривала Польшу в качестве основного вероятного противника. Наличие у польской армии собственного самого скоростного в мире танка не входило в планы советских военных и руководства страны, поэтому на то, чтобы перекупить танк и увести его из-под носа у поляков денег не пожалели.
В США были заказаны два танка М1931 общей стоимостью 60 тысяч долларов, а также запчасти к ним на сумму 4 тысячи долларов. Еще 100 тысяч долларов Советский Союз обязывался заплатить за право выпускать данные танки на протяжении 10 лет. Кристи должен был лично приехать в СССР для оказания помощи в налаживании серийного производства своего танка, однако, будучи настоящим капиталистом, американский изобретатель относился к первому в мире социалистическому государству, мягко говоря, не совсем одобрительно. Возможно, заключить эту сделку конструктора заставили очень сложные финансовые обстоятельства, в которых он оказался в тот момент времени, в связи с отказом американской армии от закупки танков его конструкции.
М1931 были отправлены из США в Советский Союз 24 декабря 1930 года. Дипломатические отношения между странами на тот момент еще отсутствовали, поэтому поставкой занималась компания Amtorg Trading Corporation — акционерное общество, которое было зарегистрировано в штате Нью-Йорк на советские капиталы и специализировалось на закупке и поставке в СССР новейшего оборудования, вооружений и технологий. В Советский Союз танки прибыли без башен, помимо этого, комплект документации американцами был передан не в полном объеме. Но в этой ситуации советскую сторону выручила служба внешней разведки — недостающие чертежи танка были тайно приобретены у помощников Кристи и переправлены в СССР. В результате американцу не доплатили 25 тысяч долларов, а он в ответ отказался ехать в Советский Союз, на этом сотрудничество Кристи и страны Советов завершилось.
Испытания танка Кристи в СССР
В начале 1931 года танки оказались в СССР, в целях секретности машины получили обозначение «Оригинал 1» и «Оригинал 2». Один из прибывших танков был разобран для всестороннего подробного изучения, а второй отправлен на прохождение полигонных испытаний. Для имитации отсутствующей башни на корпусе боевой машины разместили дополнительный балласт массой 800 кг. 14 марта 1931 года танк был показан представителям командования РККА, произведя на них благоприятное впечатление. В мае-июне 1931 года танки Кристи прошли испытания в Советском Союзе, по результатам которых был составлен отчет, который требовал усовершенствования конструкции и устранения ряда недоработок боевой машины. Это сделало невозможным прямое копирование танка, как советское руководство планировало изначально. Башню танка с артиллерийским вооружением вообще предстояло создавать с нуля. Для доводки американского танка было создано специальное КБ под руководством Н. М. Тоскина. Николай Михайлович Тоскин — военный инженер 2-го ранга — эрудированный и энергичный инженер внес большой вклад в создание и доработку конструкции танка БТ-2, а также формирование и становление танкового конструкторского бюро на ХПЗ.
Именно в Харькове решили наладить производство нового танка, получившего обозначение БТ-2. К производству нового танка на ХПЗ приступили в начале 1932 года. Серийное производство легких колесно-гусеничных танков БТ-2 сразу же столкнулось с большим количеством самых разных трудностей. В то время СССР только начинал осваивать в полной мере тяжелую промышленность. Для производства передового на тот момент танка стране не хватало буквально всего — станков, подготовленных кадров, качественных материалов. Возникали проблемы с выпуском качественной брони и формированием из нее башен и корпусов. Проявились проблемы с двигателями, производство М-5 было прекращено. На танки начали устанавливать моторы, выработавшие свой ресурс в авиации, также в США пришлось срочно закупать запасы уже устаревшего двигателя «Либерти». Вспылили проблемы и с артиллерийским вооружением, советская промышленность не могла наладить выпуск 37-мм орудия Б-3 в надлежащих объемах.
Несмотря на все трудности, американец прижился в СССР. Благодаря стараниям советских конструкторов и инженеров, он превратился в серийный легкий танк БТ-2, первый в многочисленной линейке танков БТ. По мере решения производственных проблем, его выпуск в Харькове рос. В 1932 году здесь собрали 396 танков, в 1933 году — еще 224 боевых машины (всего 620 танков). Производство БТ-2 было прекращено в связи с началом выпуска более совершенного БТ-5, который получил новую башню с 45-мм танковым орудием.
Конструкция танка БТ-2
БТ-2 был необычным танком. Его смело можно отнести к боевым машинам с наибольшей удельной мощностью — 35,4 лошадиных сил на тонну. Для примера, у танка Т-80У данный показатель составлял 27,2. При этом максимальная их скорость по шоссе была примерно сопоставима — 70 км/ч (БТ-2 мог развивать такую максимальную скорость при движении на колесном ходу). Знаковой была для советского танкостроения и подвеска конструкции Кристи, которая использовалась на танках БТ-2. Она определила развитие отечественного танкостроения на последующие 15 лет — все легкие танки серии БТ и последовавшие за ними средние танки Т-34 и Т-34-85 были оснащены именно такой подвеской. Отказались от нее только в самом конце войны, когда в СССР создавались танки Т-44 и Т-54.
БТ-2 представлял собой легкий однобашенный колесно-гусеничный танк классической компоновки, оснащенный пушечно-пулеметным вооружением и обладающий противопульной броней. От носа к корме танк можно было разделить на 4 отделения: управления, боевое, силовое и трансмиссионное. От боевого отделения силовое было отгорожено перегородкой с шиберами (дверцами), за ним располагалось трансмиссионное отделение, также отделенное перегородкой с вырезом под вентилятор.
Броневая защита танка была противопульной, она обеспечивала защиту от пуль стрелкового оружия, а также осколков снарядов и мин малого и среднего калибра. Корпус танка собирался из броневых катаных листов толщиной 6, 10 и 13 мм. Лоб, башня и борта корпуса имели бронирование 13 мм, корма — 10 мм, днище корпуса — 6 мм. Броневой корпус танка служил одновременно и каркасом, на который монтировались все его механизмы. Корпус имел коробчатую форму и собирался на заклепках из отдельных бронелистов. Для обеспечения поворота передних управляемых колес передняя часть корпуса танка была сужена с боков. Носовая часть боевой машины состояла из стальной отливки, к которой приклепывались и приваривались передние бронелисты и днище. Помимо этого отливка служила и картером для монтажа рычагов и рейки рулевого управления. Башня танка имела цилиндрическую форму и была клепаной, передняя ее часть была скошена.
Экипаж танка состоял из 2-3 человек. Механик-водитель размещался в центре отделения управления в носовой части боевой машины. Командир боевой машины, он же наводчик и заряжающий, находился в боевом отделении в средней части корпуса танка и башне. Экипаж, состоявший из 3-х человека, как правило, имели танки БТ-2 с пушечным вооружением. В этом случае командир танка выполнял функции наводчика, а третий член экипажа — заряжающего и пулеметчика. Посадка и высадка членов экипажа из танка осуществлялась через люк мехвода и люк в крыше башни.
Силовая установка танка была представлена 12-цилиндровым авиационным четырехтактным карбюраторным V-образным двигателем жидкостного охлаждения марки «Либерти» (или его производимым в Советском Союзе аналогом М-5-400). Максимальная мощность данного двигателя составляла 400 л.с. (294 кВт) при 1650 об/мин. Пуск двигателя осуществлялся либо двумя электрическими стартерами «МАЧ» мощностью 1,3 л.с. каждый, которые были установлены на коробке передач, либо одним электрическим стартером «Сцинтилла» мощностью 2 л.с., также было возможным запустить двигатель вручную при помощи заводной рукоятки.
Трансмиссия танка БТ-2 была механической, она состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), четырехступенчатой КПП (4 передачи вперед и одна назад), двух одноступенчатых бортовых редукторов, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух шестеренчатых редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам — ведущим при колесном ходе боевой машины.
Танк БТ-2 оснащался индивидуальной пружинной («свечной») подвеской, получившей впоследствии широкую известность как «подвеска Кристи». Относительно каждого борта танка располагалось 3 вертикальных пружины между наружным бронелистом и внутренней стенкой борта корпуса, еще одна пружина располагалась горизонтально внутри корпуса в боевом отделении танка. Вертикальные пружины были связаны с задними и средними опорными катками через балансиры, а горизонтальные пружины — с передними управляемыми катками танка.
Танк БТ-2 отличался наличием комбинированного колесно-гусеничного хода. Его ходовая часть состояла из пары передних направляющих колес диаметром 550 мм, пары задних ведущих колес диаметром 640 мм и четырех пар сдвоенных опорных катков, обладавших диаметром 815 мм. Опорные катки танка были снабжены резиновыми бандажами. Каждая танковая гусеница состояла из 46 траков, 23 из которых были плоскими, а 23 — снабжены одним гребнем, ширина гусеницы составляла 263 мм. Переход танка БТ-2 с гусеничного хода на колесный производился экипажем боевой машины за 30-40 минут — в этом случае привод передавался на заднюю пару опорных катков, а ведущими колесами становилась уже передняя пара. При переходе с гусеничного на колесный ход каждую гусеницу экипаж танка разъединял на 4 части и укладывал на надгусеничные полки, после чего закреплял ремнями в трех местах.
Основным вооружением танка БТ-2 была 37-мм пушка Б-3 с клиновым затвором. Это орудие имело немецкие корни. 28 августа 1930 года через подставную немецкую фирму «Бютаст», специально созданную для работы с Советским Союзом, СССР приобрел у немецкой же компании «Рейнметалл» 6 артиллерийских систем, среди которых была и 37-мм противотанковая пушка, которой в недалеком будущем предстояло стать известной противотанковой пушкой 3.7см PaK 35/36, самой массовой в немецкой армии до 1942 года. Советский аналог данного орудия получил заводской индекс 1-К. Орудие производилось на подмосковном заводе №8 имени Калинина. На его базе и была создана танковая пушка Б-3 (заводской индекс 5-К), которая устанавливалась на танки БТ-2.
Пушка Б-3 позволяла вести огонь осколочными снарядами на дальность до 2000 метров, с боевой скорострельностью 12-15 выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд данного 37-мм орудия обладал начальной скоростью 700 м/с и на дистанции 1500 метров пробивал по нормали 13-мм броню. Вспомогательным вооружением танка БТ-2 был 7,62-мм пулемет ДТ, который устанавливался в отдельной шаровой опоре, расположенной справа от орудия. Наведение пушки и пулемета на цель в вертикальной плоскости осуществлялось с помощью плечевого упора, а поворот башни в горизонтальной плоскости производился при помощи планетарного механизма поворота с ручным приводом. В боекомплект танка входило 92 выстрела к орудию и 2709 патронов (43 диска по 63 патрона).
БТ-2 с пулеметным вооружением
Однако освоение танковой пушки Б-3 советской промышленностью происходило «со скрипом». Поэтому пушечными были изготовлены всего 208 танков (по другим данным 180), из них 60 боевых машин имели исключительно пушечное вооружение (не имели пулемета ДТ). В итоге большая часть танков БТ-2 имела лишь пулеметное вооружение, таких танков было 412. В качестве основного вооружения на них использовалась спаренная пулеметная установка ДА-2 калибра 7,62-мм. Первоначально на части танков, вооруженных данной установкой, сохранялся автономный 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке, но впоследствии из-за неудобства использования двух пулеметных установок он был просто демонтирован, на его месте устанавливалась броневая заглушка.
В результате серийные танки БТ, которых было произведено всего 620 штук, имели 4 варианта установленного вооружения:
— пушечное (только 37-мм орудие Б-3);
— пушечно-пулеметное (37-м орудие Б-3 + 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке);
— пулеметное (спаренная пулеметная установка ДА-2);
— усиленное пулеметное (спаренный пулемет + пулемет ДТ в шаровой установке).
Специальных средств наблюдения и связи на танке БТ-2 просто не было. В боевой обстановке мехвод осуществлял наблюдение за местностью через смотровую щель, а командир — через прицел. Радиостанции на танк не устанавливались, внешнюю связь боевые машины должны были поддерживать с помощью флажковых сигналов. Для этого в башне был размещен специальный люк. Внутренняя связь между танкистами осуществлялась при помощи световой сигнализации.
Служба и боевое применение танков БТ-2
Танки БТ-2, поступившие в войска, достаточно быстро начали рассматривать, скорее как учебные машины. Процесс их освоения личным составом в начале 1930-х годов шел достаточно тяжело. Не особенно высокое качество сборки танков, которое было помножено на низкую квалификацию обслуживающего их персонала, приводили к постоянным поломкам. Устранение неисправностей часто затруднялось дефицитом нужных запасных частей. Несмотря на недостатки динамика танка БТ-2 впечатляла.
Фишкой танка БТ-2 являлись его «прыжки» — при разгоне и с трамплина боевая машина могла пролететь над землей расстояние до 40 метров. Естественно, после таких перегрузок подвеска и опорные катки танка быстро выходили из строя, но данный элемент эффектно смотрелся на показных учениях, танкисты с гордостью показывали его не только высокому начальству РККА, но и иностранным гостям. При этом «прыжки» имели и практическое применение — БТ-2 могли стремительно форсировать небольшие водные преграды, линии траншей, рвы, для того чтобы поддержать огнем и маневром вырвавшиеся вперед пехотные части.
Впервые легкие танки БТ-2 приняли участие в боевых действиях в 1939 году в районе реки Халхин-Гол. 3 июля 1939 года японские войска заняли господствующую высоту Баин-Цаган, расположенную на западном берегу реки, они создали угрозу ударом вдоль берега отрезать, а затем разгромить советско-монгольские части, которые занимали позиции на восточном берегу реки. Жуков, который на тот момент командовал первой армейской группой, принял решение атаковать японские части силами 11-й легкотанковой бригады, которая была укомплектована в основном танками БТ-2 и БТ-5. После длительного и очень изнурительного марша бригада без поддержки пехоты пошла в лобовую атаку на противника. Легкотанковая бригада понесла большие потери, что обуславливалось отсутствием поддержки пехотинцев. В бой было брошено 132 танка БТ-2 и БТ-5 из них 46 было потеряно сгоревшими, 36 подбитыми, но бригада смогла выполнить задачу, разгромив переправившиеся японские части. При этом массированная танковая атака деморализовала японцев. Данная атака продемонстрировала, что подобная атака допустима в качестве крайней мере, когда это вызвано оперативными соображениями.
Солдаты вермахта у горящего пулеметного танка БТ-2 из 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса РККА в районе Дубно, июнь 1941 года
Достаточное количество этих боевых машин приняло участие и в Польской кампании 1939 года, не вызвав особых нареканий. Приняли они участие и в советско-финской войне 1939-1940 годов. В составе первой легкотанковой бригады на тот момент имелось 82 танка БТ-2. Большинство этих танков во время войны вышло из строя по техническим причинам из-за поломок, но были и боевые потери боевых машин (2 танка утонули, еще 2 были уничтожены огнем противотанковых средств финской армии).
На 1 июня 1941 года на вооружении РККА оставалось 580 линейных танков БТ-2, в том числе 396 машин находились в западных приграничных округах. Из этих 580 танков на ходу было только 366 машин, они использовались только в качестве учебных; еще 119 танков БТ-2 требовали среднего, а 30 — капитального ремонта; еще 72 танка являлись чисто учебными, их использовали только в качестве учебных стендов и макетов. С началом Великой Отечественной войны все находившиеся в войсках учебные танки БТ-2 были возвращены в строй. БТ-2 входили в состав моторизованных и танковых дивизий механизированных корпусов и участвовали в сражениях почти по всему фронту. Основная их масса была потеряна в боях лета-осени 1941 года. Отдельные боевые машин данного типа встречались на фронте в 1942-1943 годах (имеется фотография пулеметного танка БТ-2 в бою, которая датирована летом 1942 года). Помимо этого часть танков использовалась на Ленинградском фронте, к примеру, летом 1943 года их было еще 12. По некоторым данным, часть этих машин воевала еще в 1944 году.
К сожалению, до наших дней ни один экземпляр танка БТ-2 не сохранился. Лишь в Кубинке имеется интересный «гибрид», который, возможно, является прототипом опытного танка, переходной машины БТ-2М: на шасси легкого танка БТ-5 установлены подбашенный лист и башня танка БТ-2.
Танк БТ-2М, сохранившийся в Кубинке
Комментариев нет:
Отправить комментарий