После начала ВОВ в условиях налаживания массового выпуска танков в восточной части СССР, начальник ОГК НКТП С.А. Гинзбург предложил создать единый танк, который должен был быть дешевле и проще в изготовлении не только КВ, но и Т-34.
6-11 декабря 1941 года в АБТУ РККА группой конструкторов Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) был представлен эскизный проект 30-тонного«среднего танка усиленного бронирования» КВ-13 («Объект 233»). Главной особенностью этого проекта, включённого в план опытных работ, являлось широкое применение броневого литья в целях сокращения потребности в дефицитном броневом прокате большой толщины. Литыми были выполнены не только башня, но и основные элементы корпуса — носовая часть, подбашенная коробка, блок кормы корпуса.
На основании приказа по НКТП №55 от 23 марта 1942 года в Челябинске на базе эвакуированного СКБ-2 Кировского завода и местного Опытного тракторного завода был образован Опытный танкомоторный завод №100, которому были переданы все работы по «Объекту 233». Разработку технического проекта танка и его изготовление теперь лично курировал заместитель наркома и главный конструктор НКТП Ж.Я. Котин.
Опытный танк КВ-13
В соответствии с планом, к 1 мая 1942 года на ЧКЗ был изготовлен первый опытный образец КВ-13. Масса танка составляла 31,7 т. Вооружение — 76-мм пушка ЗИС-5, два 7,62-мм пулемета ДТ. Толщина лобовой брони корпуса достигала 120, а башни — 85 мм. Двигатель В-2К максимальной мощностью 600 л.с. позволял развивать скорость до 55 км/ч. Элементы его ходовой части, включая гусеницу, взяли у Т-34, а опорные катки позаимствовали от КВ. Оригинальная 9-скоростная коробка передач с тройным демультипликатором устанавливалась соосно с одноступенчатыми планетарными бортовыми редукторами, для уменьшения ширины танка смонтированными внутри ведущих колес. Пушка устанавливалась на оригинальных цапфах с шаровыми опорами в 2-местной башне (диаметр погона 1420 мм) и имела боекомплект 65 выстрелов. На КВ-13 был применен подковообразный усовершенствованный радиатор по типу установленного ранее на легком танке Т-50 (вариант Кировского завода). Примечательно, что за исключением двигателя и электрооборудования, в своих узлах и деталях КВ-13 совершенно не имел цветных металлов.
Заводские испытания КВ-13, начавшиеся в мае 1942 года, выявили ряд недостатков — трудность обеспечения разгонных характеристик коробки передач, разрушение опорных катков и траков ходовой части, спадание гусениц на поворотах и т.д. В разгар испытаний в июле 1942 года скоропостижно скончался ведущий конструктор по КВ-13 Н.В. Цейц, и на его место был назначен Н.Ф. Шашмурин. По его инициативе на КВ-13 установили коробку передач и узлы ходовой части от создаваемого в то время танка КВ-1С («С» — скоростной). Однако и в таком виде КВ-13 испытаний не выдержал и работы по нему были остановлены.
К работам над танком КВ-13 удалось вернуться только осенью 1942 года. Все отмеченные недостатки было решено устранить в танке «второго варианта», боевой вес которого увеличивался до 38 т. Похоже, Ж.Я. Котин не сомневался, что этот танк будет принят на вооружение под названием ИС(«Иосиф Сталин»), поэтому новая машина получила обозначение «Объект 233ИС». Особенностью его трансмиссии стали двухступенчатые ПМП, разработанные профессором А.И. Благонравовым. Для удобства наблюдения за полем боя на крыше новой 3-местной башни (пушка Ф-34М) с толщиной брони 90-110 мм (диаметр погона 1540 мм) предполагалось установить командирскую башенку. Была усовершенствована система охлаждения, в гусеничном движителе использовались только агрегаты танка KB-1С, при этом гусеничную цепь облегчили за счёт применения нечётных безгребневых траков.
ИСы — образец №1 и №2
В январе 1943 года на Уральском заводе тяжёлого машиностроения (УЗТМ) было изготовлено два корпуса с более толстой лобовой деталью, однако новые башни ожидали получить с завода №200 (броневое производство ЧКЗ) не ранее середины февраля. Это подтолкнуло конструкторов установить на один из корпусов башню с 122-мм танковой гаубицей У-11 конструкции В.Н. Сидоренко, демонтированную с опытного тяжелого танка КВ-9 («Объект 229»). Логика этого решения определялась тем, что к этому времени для 121,9-мм дивизионной гаубицы М-30 образца 1938 года с баллистикой, близкой к опытной У-11, был разработан и принят на вооружение бронебойный кумулятивный (тогда писали «бронепрожигающий») снаряд БП-463. На дистанции 100 м этот снаряд массой 25,4 кг и начальной скоростью 525 м/с, пробивал 115-мм броневую плиту, расположенную вертикально. Танк с 122-мм гаубицей получил обозначение «Объект 234».
Продолжение инициативных работ по новым танкам и их название были узаконены Постановлением ГКО №2943сс от 24 февраля 1943 года и приказом НКТП №104сс, вышедшем на следующий день. Этими решениями ЧКЗ (главный конструктор — С.Н. Махонин) и заводу №100 НКТП (так к этому времени стал именоваться Опытный танковый завод, главный конструктор — А.С. Ермолаев) предписывалось в месячный срок изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин». После этого танк «Объект 233ИС» получил уже официальное название «ИС образец №1», а «артиллерийский танк усиления танковых и механизированных частей и соединений при прорыве полос обороны противника» «Объект 234» — «ИС образец №2».
Сравнительные полигонные испытания обеих машин и серийного КВ-1С, проводились в период с 22 марта по 3 апреля 1943 года под Челябинском. Планировалось также участие первого образца КВ-13, но отремонтировать его к заданному сроку не удалось и впоследствии он был использован для отстрела опытных САУ ИСУ-152 и СУ-100. ИСы по всем статьям превосходили серийный КВ-1С (если не учитывать тот факт, что у «Объекта 234» при движении с максимальной скоростью ломались опорные катки и балансиры подвески) и еще до окончания испытаний комиссия пришла к выводам по проведению следующих улучшений танка ИС: «… увеличить внутренний объем башни под пушку калибра 122-мм (У-11); сделать командирскую башенку единого типа; установить два смотровых прибора по типу MK-IV (здесь, судя по всему, идёт речь о Vickers Tank Periscope Mk.IV, которым оснащались танки союзников, получаемые СССР по ленд-лизу. — РС) у механика-водителя и один смотровой прибор в командирской башенке; повысить качество сборки двигателей; продолжить испытания танков ИС-1 и ИС-2 до гарантийного километража (не менее 500 км); … ускорить изготовление установочной партии ИС-1 и ИС-2 в количестве 10 шт., запущенной в производство ЧКЗ, не дожидаясь результатов испытаний с целью проверки технологии, срочно устранив на этой партии все дефекты, отмеченные комиссией». Однако, этим планам не было дано осуществиться…
* * *
Окончание испытаний опытных ИСов, совпали по времени с первыми испытаниями трофейных танков T-VI «Тигр» обстрелом из основных типов орудий РККА, показавшими неутешительные результаты. Так, в телефонограмме наркому вооружения Д.Ф. Устинову от 19 февраля 1943 года говорилось: «Броневой корпус немецкого тяжелого танка « Тигр» (лоб. броня – 101 мм, борт, корма – 82 мм) с дистанции 400-600 м, несмотря на неоднократные попытки, не был пробит бронебойными снарядами противотанковых орудий, состоящих на вооружении Красной армии…». Наиболее результативными себя показали 85-мм зенитная пушка 52-К образца 1939 года, 107-мм полевая пушка М-60 образца 1940 года и 122-мм корпусная пушка А-19 образца 1931/37 года. Показательно, что из 15 выстрелов, произведенных с дистанции 400…600 м из 122-мм гаубицы М-30 (с баллистикой, близкой к У-11) вообще не было отмечено ни одного попадания.
10 апреля 1943 года нарком танковой промышленности СССР В.А. Малышев предложил обязать НКВ «переконструировать имеющуюся зенитную пушку 85 мм в противотанковую и танковую и наладить их серийное производство», а НКТП — «срочно … попытаться вписать эту же пушку в танки KB и ИС». Для получения официальных данных по бронепробиваемости «Тигра», согласно постановлению ГКО №3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны» от 15 апреля 1943 года, ГАУ обязывалось подвергнуть полигонным испытаниям противотанковые и танковые пушки, находившиеся в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить своё заключение.
Pz.Kpfw VI Tiger
В период с 24 по 30 апреля 1943 года на научно-испытательном бронетанковом полигоне ГБТУ РККА в Кубинке были проведены испытания обстрелом танка «Тигр» из артиллерийских систем, имеющихся на вооружении Красной Армии, а также была проведена стрельба из его 88-мм пушки по броневым корпусам танков Т-34 и КВ-1. О результатах этих испытаний можно судить по записке Военного совета бронетанковых и механизированных войск РККА от 4 мая 1943 года:«Подкалиберные 76 мм снаряды […] не пробивают 100 мм лобовой брони танка T-VI с дистанции 500 м… Обстрел 82 мм бортовой брони танка T-VI из 76 мм танковой пушки Ф-34 с дистанции 200 метров показал, что бронебойные снаряды этой пушки являются слабыми и при встрече с броней танка разрушаются, не пробивая брони». В тоже время, «установленная на танке T-VI 88 мм танковая пушка пробивает бронебойным снарядом наиболее прочную лобовую часть корпуса танка КВ-1 толщиной 105 мм (75 мм основная броня + 30 мм экран) с 1500 метров».
Опять, лучшим образом проявила себя 85-мм зенитная пушка 52-К: «Лобовая броня танка T-VI толщиною 100 мм пробивается бронебойным снарядом […] с дистанции 1000 метров», «бортовая, кормовая и башенная броня танка толщиной 82 мм пробивается (при встрече снаряда с броней под прямым углом) […] бронебойным снарядом […] с дистанции 1500 метров».
По указанию ГКО в срочном порядке различными наркоматами были подготовлены предложения по разработке мероприятий, направленных на усиление противотанковой обороны.
Таким образом, от НКВ требовалось представить новое танковое вооружение, которое при калибре 85-мм должно было пробивать броню толщиной не менее 120 мм на дистанции 600 м и 102 мм (т.е. лобовую броню «Тигра») на дистанции 1000 м по нормали, а при калибре 107 мм — 120 мм на дистанции 1000…1200 м. От НКТП требовались подходящие, по выражению начальника ЦАКБ В.Г. Грабина, «повозки для пушек».
5 мая 1943 года, после очередного обсуждения проблем с танковой и противотанковой артиллерией, ГКО выпустил постановление №3289сс «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок», в соответствии с которым НКВ и НКТП предписывалось «изготовить и смонтировать в двух танках KB-1С и в двух опытных танках ИС (объекты №237), 85-мм пушки с баллистикой зенитной пушки 52-К и к 1 июля подать их на государственные испытания». На основании постановления ГКО 8 мая 1943 года вышли соответствующие приказы: совместный НКВ и НКТП за №233/260 и НКТП — №261сс.
После обсуждения в ОГК НКТП завод №100 получил задание на проектирование и изготовление к 1 июля 1943 года двух новых танков, с массой не более существующей массы танка КВ (46 т), но мощной лобовой броней (не менее 100 мм) и увеличенным диаметром башенного погона. Проект танка с 85-мм танковой пушкой С-18 конструкции ЦАКБ получил обозначение «ИС образец №3» («Объект 237» №1), проект танка вооруженного 107-мм танковой пушкой ЗИС-6, созданной В.Г. Грабиным в КБ завода №92 еще накануне войны для вооружения перспективных тяжелых танков Ленинградского Кировского завода — «ИС образец №4»(«Объект 237» №2).
В этих проектах (ведущий конструктор — Н.Ф. Шашмурин) вернулись к хорошо отработанной шестикатковой ходовой части, по типу КВ-1, в конструкции корпуса было применено широко опробованное на КВ-13 и предыдущих прототипах ИС броневое литье. Новый двигатель В-2ИС отличался более плотной компоновкой (его высота была уменьшена на 200 мм) и был дополнен всережимным регулятором числа оборотов и инерционным стартером. Ресурс двигателя достигал 300 моточасов, расход топлива — 188 г/л.с•ч (против 195 г/л.с•ч у KB-1С). Новая система охлаждения и воздухоочиститель «Мультициклон» должны были быть более эффективными при эксплуатации танка летом. Были изменены также подмоторная рама и бортовые редукторы. Кроме того, приводы управления были дополнены сервомеханизмом и мостиком управления тормозом. Установка малогабаритных ПМП конструкции А.И. Благонравова и А.С. Ермолаева (за это новшество они впоследствии были удостоены Государственной премии) позволила уменьшить ширину корпуса на 18 см и улучшить маневренность «Объекта 237» по сравнению с КВ-1С. Сиденье механика-водителя несколько сдвинули назад, расположив симметрично продольной оси машины, что позволило несколько сузить верхнюю часть корпуса спереди. Функции радиста передали командиру, для чего радиостанцию перенесли в заново спроектированную башню.
«Объект 237» с пушкой С-31
Два опытных образца С-18 (баллистика и боеприпасы были те же, что у пушки 52-К, а люлька — как у серийной танковой пушки ЗИС-5) были изготовлены на заводе №9 Наркомата вооружений (ЦАКБ ещё не имело собственной производственной базы), причем в КБ завода №9 в них внесли ряд изменений. В.Г. Грабин принципиально выступил против этих изменений. Заводские испытания обеих пушек прошли неудачно, в чем Грабин обвинил начальника КБ завода №9 Ф.Ф. Петрова. Тот не остался в долгу и в неудачах винил Грабина. Так или иначе, на заводскую обкатку был подан «Объект 237» №1 с неработающим образцом орудия С-18. В конце концов оба опытных образца пушки С-18 были доработаны и установлены на опытные образцы самоходных установок СУ-85-1 и СУ-85-4.
Пока шла доработка С-18, в ЦАКБ была спроектирована еще одна танковая пушка С-31, предназначенная для вооружения тяжелых танков. Пушка С-31 разрабатывалась в двух вариантах — с баллистикой пушки 52-К и с улучшенной баллистикой (начальная скорость снаряда 880—900 м/с). Для этого была использована гильза от пушки 52-К, но метательный заряд увеличен. Опытные образцы С-31 делали на заводе №92. Вскоре по ряду причин работы над вариантом пушки С-31 с улучшенной баллистикой были прекращены, и дорабатывалась только пушка с баллистикой 52-К.
К назначенному сроку были изготовлены две работающих пушки С-31, созданные по результатам опробования макета С-18 на танке «Объект 237» №1. Пушка С-31 представляла из себя 85-мм ствол наложенный на люльку 76-мм танковой пушки ЗИС-5, что могло существенно облегчить ее производство и установку в штатную башню КВ-1С. С-31 с длиной ствола 51,2 калибра обладала дульной энергией 300 тс•м, позволявшей бронебойному снаряду массой 9,2 кг и начальной скоростью 790…800 м/с на дистанции 1000 м пробивать 83-мм броневой лист, располагавшийся под углом 30° от вертикали.
При работе над «Объектом 237» №2 из-за невозможности возобновления производства 106,7-мм боеприпасов (остановленного ещё в начале 1942 года) было решено применить орудие Д-5Т-85, разработанное на базе танковой пушки У-12 конструкции В.Н. Сидоренко (орудие Д-5 отличалось от У-12 механизмом полуавтоматики копирного типа, заимствованным от орудия ЗИС-5, а также некоторыми узлами тормоза отката и накатника) и изготовленное к этому времени в инициативном порядке в КБ завода №9, правда, с благословения техуправления НКВ, и, по тем же ТТТ, что и пушка ЦАКБ.
«Объект 239»
К началу-середине июля 1943 года на заводе №100 были изготовлены танки «Объект 237» №1 и №2 («ИС») с пушками С-31 и Д-5Т соответственно, а на ЧКЗ — танк«Объект 239» (КВ-85), представлявший из себя серийный КВ-1С с пушкой Д-5Т, и танк «Объект 238» (в некоторых документах именовался КВ-85Г, т.е. КВ-85 с пушкой Грабина) — серийный КВ-1С с пушкой С-31, установленной в штатной башне.
Танк КВ-85 имел башню идентичную танку «Объект 237» №2. При её установке была расширена подбашенная коробка КВ-1С, в которой с трудом расположили увеличенный до 1800 мм погон башни ИСа. При размещении пушки и боеукладки (70 выстрелов) пришлось пожертвовать пятым членом экипажа — стрелком-радистом, для которого просто не осталось места. Соответственно была изъята и шаровая установка с курсовым пулеметом ДТ, а ее гнездо в лобовом бронелисте заварено.
Заводские, а за тем и полигонные испытания, проходившие с 1 июля по 15 августа 1943 года показали лучшую проходимость и подвижность на местности «Объектов 237» по сравнению не только с танком KB-1С, но и Т-34, оборудованного 4-ступенчатой КПП, лучшую обзорность из танка как с места командира, так и водителя, однако установку на шасси КВ-1С башни танка ИС военные представители сочли тогда неприемлемой, так как она требовала переделки подбашенной коробки. Танк «Объект 238» вообще никуда не годился — пушка С-31 не вписывалась в тесное для нее боевое отделение и он был вскоре снят с испытаний. За всё время полигонных испытаний танк «Объект 237» №1 прошел 866 км, «Объект 237» №2 — свыше 600 км, КВ-85 — 285 км.
Совместные испытания артсистем С-31 и Д-5Т показали, что по основным параметрам (точность стрельбы и кучность на дистанции 500…600 м) они аналогичны, но последняя имеет ряд преимуществ, таких как меньшие длина отката и масса казенной части, отсутствие дополнительных грузов для уравновешивания ствола, более плотная компоновка, простота в обслуживании, меньшая высота линии огня и меньшая вибрация артсистемы (влиявшая на кучность стрельбы на расстояние свыше 1000 м). Кроме того, размещение противооткатных устройств внутри башни не требовало их наружного бронирования, что облегчало условия их обслуживания и ремонта и уменьшало массу подвижной бронировки маски пушки. Попытка пробить 102-мм лобовую броню танка «Тигр» под углом 30° на расстоянии 500 м не удалось ни из пушки Д-5Т, ни из С-31, тогда как его бортовая броня под этим же углом легко пробивалась с 600 м. Проверочные расчеты НИИ-48 подтвердили, что существующим бронебойным снарядом указанные орудия под углом 30° могут пробить броню указанной твердости на расстоянии 100 м толщиной лишь 97…98 мм, а на дистанции 600 м — 88 мм.
Из дневника В.А. Малышева: «17 июля 1943 г. Сегодня был у т. Сталина. […] Рассказал о новом тяжелом танке с 85-мм пушкой «ИС» - тов. Сталин внимательно ознакомился и сказал, что надо быстрей двигать. Очевидно, танк понравился. […] Сталин спросил, достаточна ли мощность дизеля. Я ответил, что маловата, танк будет лучше, если поставить на него более мощный двигатель - 750-800 л.с. Тов. Сталин дал задание серьезно заняться созданием мощных дизелей.»
По итогам испытаний Государственная комиссия рекомендовала танк «Объект 237» №2 для принятия на вооружение со следующими доработками: ввести гидравлический механизм поворота башни по типу примененных на американском танке М4А2; дополнить командирскую башенку зенитной турелью; предусмотреть возможность перевооружения танка ИС 100-мм и 122-мм пушками; предусмотреть возможность дополнения вооружения танка казнозарядным 50-мм минометом для самообороны танка от пехоты противника; отработать конструкцию ломающегося прицела «немецкого типа»; предусмотреть возможность размещения командира справа от орудия, а заряжающего слева («под правую руку»); изготовить и испытать башню и корпус танка из брони высокой твердости с сохранением толщин; спроектировать и испытать на танке ИС двухтактный дизельный двигатель мощностью 800 л.с.; испытать гусеничные цепи с резинометаллическими сайлент-блоками американского типа.
Из дневника В.А. Малышева: «7 августа 1943 г. Опять т. Сталин интересовался новыми танками. Сказал, чтобы танк ИС поставить на производство в течение полутора месяцев. Когда я сказал, что в такой срок это сделать невозможно, тов. Сталин сказал, что к концу войны нам этот танк не нужен. «Надо, чтобы танк повоевал еще до зимы». Впервые слышу от т. Сталина о конце войны. В конце концов тов. Сталин дал срок 2 месяца.»
Ввиду острой необходимости в новых танках с 85-мм пушкой и отсутствия кондиционных ходовых частей ИС, по настоянию В.А. Малышева в серию был спешно пущен, первоначально отвергнутый военными, танк КВ-85. Постановление ГКО №3891сс о принятии его на вооружение Красной Армии и начале серийного производства вышло 8 августа 1943 года.
Из дневника В.А. Малышева: «17 августа 1943 г. Тов. Сталин […] спросил, почему затягивается испытание танков ИС и, узнав, что танк проходит 2000 км пробег, крепко ругался и упрекал за устарелые нормы, предложил делать испытания на 1000 км.»
Согласно пожеланию И.В. Сталина, 21-24 августа на Гороховецком артиллерийском полигоне прошли ускоренные испытания танка ИС, результаты которых посчитали успешными. Постановлением ГКО №4043сс от 4 сентября 1943 годаИС-85 был принят на вооружение. Этим же постановлением заводу №100 предписывалось до 15 октября 1943 года наладить серийное производство танка, а до 1 ноября — на его базеартсамоходаИС-152.
Из дневника В.А. Малышева: «8 сентября 1943 г. Сегодня тт. Сталин, Молотов, Ворошилов, Берия, Щербаков осматривали в Кремле новые танки и артсамоходы ИС, КВ-85, СУ-152, СУ-85, СУ-76. Тов. Сталин сам залезал на танк ИС, СУ-152 и СУ-85 (впервые тов. Сталин залез на танки). Внимательно расспрашивал о преимуществах новых танков, особенно ИС и СУ-85. […] Расспрашивал, почему при более толстой броне и более мощной пушке вес танка ИС не более KB. Я показал тов. Сталину на оба танка и обратил его внимание на то, что габариты танка ИС меньше, чем KB, и сказал, что за счет этого удалось снизить вес. Тов. Сталин сказал: «Это хорошо».»
До перехода на серийный выпуск ИС-85, ЧКЗ успел изготовить 148 танков КВ-85, выпускавшихся параллельно с КВ-1С. Но и ИС-85 выпускался недолго — последние из 107 произведенных машин покинули завод в январе 1944 года…
Первые фронтовые испытания КВ-85 и ИС-85 (конец 1943 года) показали, что против вражеских тяжелых танков, противотанковых и штурмовых орудий, эффективно воспользоваться своим 85-мм орудием наши танки могли только с дистанции не более 800 м, когда их броня уже не являлась преградой для бронебойных (и особенно — подкалиберных) снарядов новых 75-мм и 88-мм немецких танковых и противотанковых пушек. Отсутствие в боекомплекте выстрела с эффективной фугасной гранатой уменьшало боевую ценность танков для прорыва подготовленных полос обороны противника. К тому же, при боевом применении пушек Д-5Т (как и Д-5С) был выявлен ряд конструктивных недостатков, особенно были часты поломки подъёмного механизма. В то же время, практически все выпущенные танки ИС-85 имели дефекты трансмиссии и ходовой части, повышенный уровень вибрации, приводящий к разрушению подшипников, при движении на наивысшей скорости отмечались поломки рычагов подвески, из КПП, бортовых редукторов и ПМП (считавшиеся наименее отработанным и самым ненадежным узлом, конструкция которых требовала доработки) постоянно отмечалось наличие течи масла. В начале-середине 1944 года «детские болезни» немногочисленных танков ИС-85 (переименованных в марте 1944 года в ИС-1) с новой остротой проявились уже в ходе боевого применения нового тяжёлого танка — ИС-2.
Производство танков
КВ-85
ИС-85
План
Факт.
План
Факт.
Август 1943
?
?
—
—
Сентябрь 1943
63*
?
—
—
Октябрь 1943
63*
?
—
2
Ноябрь 1943
—
?
25*
25
Декабрь 1943
—
?
75*
40
Январь 1944
—
—
—
40
Итого
?
148**
100
107
* Согласно приказа НКТП №530 от 7 сентября 1943 года. ** В некоторых источниках — 143. Выпуск орудий Д-5Т: 1943 год — 283 шт., 1944 год — 260 шт. (в т.ч. 10 шт. для танка Т-34-85)
Компоновка ИС-85 классическая, с небольшими изменениями заимствована у КВ. Отделение управления расположено в передней части машины, и, помимо рабочего места механика-водителя, в нем размещались два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк. Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь располагались места остальных членов экипажа — командира (слева), наводчика (справа) и заряжающего, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели, ВКУ и часть ЗИП. Над боевым отделением на двухрядной шариковой опоре устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП. Впереди сиденья командира танка на опоре башни находилась коробка с сигнальными ракетами для сигнального пистолета СПШ-43, который был укреплен на стенке боеукладки в нише башни с левой стороны. На левой стенке башни рядом с сиденьем командира танка устанавливалась радиостанция, рядом с которой крепились кронштейн для телеграфного ключа и сумка с колодками и переключателем. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком. Моторное отделение шло за боевым через перегородку. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа - топливный, слева - масляный баки, над ними - масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, - воздухоочистители. Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач,ПМП и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.
Корпус ИС-85 представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса - носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса - катаные. В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни. В подбашенную коробку вваривался подбашенный пояс, к которому крепился нижний погон башни. Углубленное расположение этого пояса исключало возможность ее заклинивания. К нижним вертикальным бортовым листам корпуса снаружи с обеих сторон приваривались шесть кронштейнов торсионных валов, шесть упоров для ограничения хода опорных катков, по три бонки для крепления поддерживающих катков и по две бонки для грязеочистителей, цапфа и стопор для монтажа натяжного механизма. В задней части корпуса крепился картер бортовой передачи. Корма корпуса состояла из трех наклонных листов - верхнего, среднего и нижнего. При этом средний лист был выполнен откидным на петлях, верхний - съемным, а нижний приваривался к бортам и днищу корпуса.
Башня танка, имевшая массу около 4700 кг, была отлита из броневой стали высокой твердости, борта и корма толщиной 100 мм имели овальную обтекаемую форму. Крыша башни состояла из двух сваренных между собой в стык и приваренных к корпусу башни листов толщиной 40 мм. Передний лист имел небольшой угол наклона вперед. Два отверстия в верхнем переднем наклонном листе башни предназначались для установки броневого колпака перископического прицела ПТ4-15 и броневого прикрытия перископического смотрового прибора. Между прицелом и перископом к крыше был приварен сферический колпак вентиляционного люка. Для подачи сигналов экипажем (ракетами или флажками) при закрытых люках в задней части крыши башни имелось отверстие для сигнализации, которое закрывалось откидной броневой крышкой на петле и запиравшейся замком изнутри танка. В лобовой части башни имелась амбразура, которая закрывалась снаружи подвижной бронировкой с тремя отверстиями: для пушки, спаренного с ней пулемета, располагавшегося справа от пушки, и телескопического прицела - слева от пушки. В кормовой части башни с левой стороны находился прилив, в котором устанавливалась шаровая опора тыльного пулемета. Для стрельбы из личного оружия по бокам башни имелось по одному отверстию, закрывавшемуся броневой пробкой. Над рабочим местом командира танка на крыше была вварена литая командирская башенка с входным люком, закрывавшимся двухстворчатой броневой крышкой, и шестью смотровыми щелями с триплексами по ее периметру, с толщиной наклонных и вертикальных стенок 60…100 мм. В одной из створок крышки входного люка башенки устанавливался перископический смотровой прибор MK-IV. Впереди командирской башенки в крыше находилось отверстие для антенного ввода радиостанции, прикрытое броневым стаканом. Справа от командирской башенки имелся люк (заряжающего) для посадки и высадки экипажа. Броневая крышка люка запиралась двумя замками, концы осей которых выходили наружу крыши. Для уменьшения усилия при открывании крышки люка заряжающего и амортизации ударов в ее петли был вставлен торсионный валик. Для наблюдения заряжающего за полем боя перед его рабочим местом устанавливался второй перископический смотровой прибор MK-IV. Диаметр опоры башни составлял 1800 мм. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин. Для монтажа и демонтажа башни и бронировки пушки имелось пять приваренных рымов. Снаружи по бортам верхней части башни были приварены поручни для танкового десанта.
Вооружение танка состояло из 85-мм танковой пушки Д-5Т-85 и трех 7,62-мм пулеметов ДТ, один из которых был спарен с пушкой, второй — смонтирован в шаровой установке в кормовой части башни, третий — курсовой пулемет жестко закреплялся параллельно оси танка в вваренном в корпус патрубке. Клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа и подъемный механизм заимствованы у 76,2-мм пушки Ф-34. Противооткатные устройства, состоящие из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, были расположены внутри башни над стволом (с правой стороны - накатник, с левой — тормоз отката), что позволило уменьшить высоту линии огня (1965 мм) и обеспечить максимальное удобство для заряжания. Выстрел из пушки производился с помощью электроспуска, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма. Помимо электрического спуска конструкцией был предусмотрен и дублирующий ручной (механический) спуск.
Характеристики
Д-5Т
Калибр, мм
85
Масса качающейся части, кг
1530
Масса откатных частей, кг
980
Углы верт. наведения
-2°45'…+23°
Длина норм. отката, мм
240…300
Длина макс. отката, мм
330
Заряжание
унитарное
Длина ствола, клб
51,6
Макс. дальность стрельбы осколочным снарядом, м
12700
Скорострельность факт., выстр./мин
5…8
Скорострельность макс., выстр./мин
до 12
Для ведения стрельбы прямой наводкой из пушки Д-5Т и спаренного с ней пулемета применялись танковый телескопический прицел 10Т-15 и танковый перископический прицел ПТ4-15. Прицел 10Т-15 устанавливался с левой стороны от пушки и крепился в двух точках. Танковый перископический панорамный прицел ПТ4-15 использовался наводчиком как при стрельбе, так и для кругового наблюдения за полем боя, ориентирования и горизонтальной отметки при стрельбе с закрытых огневых позиций. Этот прицел с помощью привода был соединен с качающейся частью пушки, что обеспечивало одинаковый угол наклона оси канала ствола пушки и оптической оси прицела при работе подъемного механизма. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовался боковой уровень. На кормовом пулемете предусматривалась установка снайперского оптического прицела типа ПУ.
Боекомплект ИС-85 состоял из 59 выстрелов (штатные унитарные патроны 85-мм зенитной пушки 52-К образца 1939 года в составе следующих элементов: снаряда со снаряжением; головного или донного взрывателя; боевого заряда в гильзе; латунной гильзы; капсюльной втулки), 2520 патронов к пулеметам, 25 ручных гранат Ф-1 и 30 сигнальных ракет. Выстрелы укладывались в башне, в корпусе сзади передних топливных баков, в подбашенной коробке и в ящиках на днище боевого отделения. Выстрел с бронебойно-трассирующим снарядом был короче выстрела с осколочно-дистанционной (бризантной) гранатой на 60 мм.
Характеристики боеприпасов для пушки Д-5
Выстрел (патрон)
Снаряд
Взрыватель
Масса боевого заряда*, кг
Индекс
Масса, кг
Индекс
Масса, кг
Длина, клб
Масса ВВ, кг
с осколочной гранатой**
53-УО-365
15.95
O-365
9.20
3.4
0.646
T-5
2.48
53-УО-365K
16.30
O-365K
9.54
KTM-1, KTM-1-У
2.50
53-УО-365КВ
14.95
O-365КВ
9.54
4.1
0.670
В-429, KTM-1-У, KTM-1, KTMЗ-1-У, KTMЗ-1, МГ-Н
2.60
53-УО-365Г
O-365Г
0.741
KTM-1-У, KTM-1, KTMЗ-1-У, KTMЗ-1, МГ-Н
1.50-1.80
с бронебойно-трассирующим снарядом
53-УБР-365
16.00
БР-365
9.20
4.3
0.164
МД-5, МД-7
2.48-2.60
53-УБР-365K***
БР-365K
3.1
0.048
МД-8
с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом
53-УБР-365П****
11.42
БР-365П
4.99
3.0
—
—
2.50-2.85
* Во всех выстрелах применялся заряд Г-365 ** Поражение целей осуществляется за счет образования до 500 осколков весом по 5 грамм и выше. Наличие в гранате шашки ТДУ способствует получению при разрыве гранаты яркой световой вспышки и густого облака коричневого дыма. *** Остроголовый снаряд **** Принят на вооружение в феврале 1944 года
Двигатель танка — 12-цилиндровый четырехтактный многотопливный V-образный бескомпрессорный дизель В-2ИС (В-2-10) жидкостного охлаждения, рабочим объемом 38880 куб.см, мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы 180 мм, правой - 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14…15. Масса двигателя 1000 кг. Топливо - дизельное, марки ДТ или газойль марки «Э» по ОСТ 8842. Общая емкость трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1. Система смазки - циркуляционная, под давлением. Циркуляция масла осуществлялась шестеренчатым трехсекционным масляным насосом (одна секция нагнетающая, две откачивающие). В бак системы смазки был встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла в контуре циркуляции и возможность пользоваться методом разжижения масла бензином. Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором. Для подогрева охлаждающей жидкости к системе были подключены два бачка калорифера устройства термосифонного обогрева. Бачки подогревались керогазами. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа «Мультициклон». В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой. Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом. Выхлопные патрубки двигателя располагались на крыше МТО.
Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо),КПП, ПМП и бортовых передач. Коробка передач - четырехходовая, восьмискоростная, с демультипликатором. Она крепилась к корпусу в одной точке спереди, а задними опорами служили несущие диски бортовых передач. Кроме того, приводы управления были дополнены сервомеханизмом и мостиком управления тормозом. Механизмы поворота - двухступенчатые, планетарные, с блокировочными фрикционами, расположены на концах главного вала КПП. Бортовые передачи - двухступенчатые, с планетарным рядом. Соединение механизмов поворота с бортовыми передачами осуществлялось при помощи зубчатой муфты полужесткого соединения.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков с внутренней амортизацией диаметром 550 мм и трех поддерживающих катков. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 14 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Конструкция ведущих колес допускала их разблокировку с бортовыми передачами. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 610 мм, шаг трака 162 мм.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор ГТ-4563А мощностью 1 КВт, две аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А.ч каждая. Потребители: электромотор инерционного стартера СА-189 мощностью 0,88 кВт, электромотор поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор вентилятора, контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий прицелов, приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов. ИС-85 оснащался приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.
Бронепробиваемость* БТС для пушки Д-5
Боеприпас**
Угол
Дистанция, м
100
500
1,000
1,500
2,000
БР-365
60°
100
90
85
78
72
90°
120
105***
100
92
85
БР-365K
60°
н/д
90
78
72
66
90°
108
102
90
82
БР-365П
60°
100
85
—
90°
140
118
н/д — нет данных * В мм, при 80% вероятности пробития брони ** Начальная скорость бронебойных боеприпасов (БР-365 и БР-365К) - 792 м/с, подкалиберного БР-365П - 1050 м/с. *** По другим данным — 110
Характеристики
ИС-85 (ИС-1)
Боевая масса, т
44,05
Экипаж, чел
4
Габаритные размеры, мм - длина с пушкой - длина корпуса - ширина - высота по командирской башенке - клиренс
Комментариев нет:
Отправить комментарий