четверг, 30 апреля 2015 г.

Легкий танк М24 "Чаффи", Light tank M24, Chaffee.

Легкий танк М24  Чаффи

Танк М24 начали выпускать в 1944 году. Он предназначался для использования в разведывательных подразделениях пехотных и бронетанковых дивизий, а также в воздушно-десантных войсках. Хотя в новой машине использовались отдельные агрегаты М3 и М5 (например, коробка передач и гидромуфта), по форме корпуса и башни, мощности вооружения, конструкции ходовой части танк М24 резко отличается от своих предшественников. Корпус и башня - сварные. Броневые листы примерно такой же толщины, как и установок серии М5, но расположены под значительно большими углами наклона к вертикали.
Для облегчения ремонта в полевых условиях листы кормовой части крыши корпуса выполнены съемными, а в верхнем лобовом листе сделан большой люк. В ходовой части использованы 5 опорных катков среднего диаметра на борт и индивидуальная торсионная подвеска. В башне устанавливалась 75-мм модифицированная авиационная пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Еще один 7,62-мм пулемет устанавливался в шаровой опоре в лобовом листе корпуса. На крыше башни монтировался 12,7-мм зенитный пулемет. Для повышения точности стрельбы из пушки устанавливался гироскопический стабилизатор типа "Вестингауз". В качестве средств связи использовались две радиостанции и танковое переговорное устройство. Танки М24 использовались на заключительном этапе Второй мировой войны, а в послевоенное время состояли на вооружении многих стран мира.
В сравнении с легким танком М5, пришедший ему на смену М24 означал существенный шаг вперед, М24 далеко превосходил все легкие машины второй мировой войны по бронезащищенности и огневой мощи,что же касается мобильности, то новый танк обладал не меньшей маневренностью, чем его предшественник М5. Его 75-мм пушка по своим характеристикам почти ничем не уступала орудию "Шермана" и по огневой мощи превосходила вооружение большей части средних танков образца 1939 года. Серьезные изменения, внесенные в конструкцию корпуса и форму башни, способствовали устранению уязвимых мест, снижению высоты танка и приданию бронированию рациональных углов наклона.При проектировании "Чаффи" особое внимание уделялось обеспечению легкого доступа к основным узлам и агрегатам.
Конструкторские работы с целью установки 75-мм орудия на легкий танк начались почти одновременно с разработкой среднего танка, вооруженного такой же пушкой. 75-мм самоходная гаубица Т17, созданная на основе боевой машины М1Е3, стала первым шагом в этом направлении, и несколько позже, когда появилась потребность в легком танке, обладающем такой же огневой мощью, что и М4, самоходная гаубица М8 подверглась соответствующей модификации. Вооруженная 75-мм пушкой М3, эта модель получила, хоть и не совсем официально, обозначение М8А1.
Базой для нее послужило шасси М5, способное выдержать нагрузки, возникающие при стрельбе 75-мм орудия, но версия М8А1 была лишена основных качеств, свойственных танку. Требования к новой машине предполагали сохранение той же силовой установки, которой оснащался М5А1, улучшение ходовой части, сокращение боевой массы до 16,2 т и применение бронирования толщиной не менее 25,4-мм с резко выраженными углами наклона. Большим недостатком М5А1 был малый объем его башни, что исключало возможность установки 75-мм пушки. Тогда возникло предложение построить легкий танк Т21, однако эта машина весом 21,8 т оказалась чересчур тяжелой. Затем внимание командования танковых войск привлек легкий танк Т7. Но эта машина была разработана по заказу английской армии под 57-мм пушку, и, когда американцы попытались установить на нее 75-мм орудие, вес получившейся модели возрос настолько, что Т7 перешел в категорию средних танков.
Новая модификация сначала была стандартизирована как средний танк М7, вооруженный 75-мм пушкой, а затем стандартизацию отменили ввиду проблем с материально-техническим обеспечением, которые неизбежно возникали из-за существования двух стандартных средних танков. В октябре 1943 года фирма "Кадиллак", входившая в состав корпорации "Дженерал моторс", представила образцы машины, которая отвечала выдвинутым требованиям. Машина, обозначавшаяся Т24, удовлетворяла запросам командования танковых войск, которое заказало 1000 единиц, даже не дожидаясь начала испытаний. Кроме того, были заказаны образцы модификации Т24Е1 с двигателем от истребителя танков М18, но вскоре от этого проекта отказались.
Танк Т24 был оснащен 75-мм орудием Т13Е1 с противооткатным устройством ТЗЗ и пулеметом калибра 7,62-мм на станине Т90. Вполне приемлемый вес пушки объясняется тем, что она была разработана на основе авиационной пушки М5 и ее новое обозначение М6 просто-напросто означало, что она предназначена для установки не на самолете, а на танке. Как и на Т7, сдвоенные, двигатели "Кадиллак" устанавливались на салазках с целью облегчения технического обслуживания. Кстати, фирма "Кадиллак" была выбрана для осуществления серийного производства Т24 именно потому, что Т24 и М5А1 имели одну и ту же силовую установку.
На Т24 была применена торсионная подвеска ходовой части истребителя танков М18. Существует мнение, что этот тип подвески изобрели немецкие конструкторы, в действительности же американский патент на торсионную подвеску был выдан в декабре 1935 года У. Э. Престону и Дж. М. Барнесу (будущему генералу, начальнику научно-исследовательской службы департамента вооружений до 1946 года). Ходовая часть машины состояла из пяти обрезиненных опорных катков диаметром 63,5 см, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса (на борт). Ширина гусениц достигала 40,6 см.
Корпус Т24 был выполнен из катаной стали. Максимальная толщина лобовых деталей достигала 63,5-мм. В других, менее критических местах, бронирование было тоньше - в противном случае танк не вписывался бы в категорию легкого. Большая съемная крышка в наклонном лобовом листе обеспечивала доступ к системе управления. B распоряжении механика-водителя и его помощника имелись дублирующие друг друга органы управления.
В июле 1944 года Т24 был стандартизирован под обозначением легкий танк М24 и получил в войсках название "Чаффи". К июню 1945 года уже было построено 4070 этих машин. Придерживаясь концепции легкой боевой группы, американские конструкторы разработали на базе шасси М24 целый ряд самоходных артиллерийских установок, наиболее интересной из которых являлась многоствольная ЗСУ Т77: на стандартное шасси М24, подвергшееся незначительной модификации, была установлена новая башня с шестиствольной пулеметной установкой калибра 12,7-мм. В некотором роде эта машина стала прообразом современной, также шестиствольной, зенитной системы "Вулкан".
Когда М24 еще находился в стадии разработки, командование сухопутных войск надеялось, что новый легкий танк можно будет перевозить по воздуху. Но даже для транспортировки самолетом С-54 более легкого танка М22 "Локаст" приходилось снимать башню. Появление транспортного самолета С-82 с грузоподъемностью 10 т сделало возможным перевозку М24 по воздуху, но также с демонтированной башней. Однако этот метод требовал больших затрат времени, труда и материальных ресурсов. Кроме того, уже разрабатывались большие транспортные самолеты, способные принять на борт боевые машины типа "Чаффи" без предварительного демонтажа.
После войны "Чаффи" состоял на вооружении армий ряда стран и принимал участие в боевых действиях в Корее и Индокитае. Этот танк успешно справлялся с выполнением самых разнообразных задач и послужил базой для проведения многочисленных экспериментов. Так, например, на шасси М24 устанавливалась башня французского танка АМХ-13; на полигоне в Абердине испытывалась модификация М24 с подвеской немецкого 12-тонного трактора с гусеницами на три четверти ходовой части, однако при движении прототипа по бездорожью результаты испытаний оказались не удовлетворительными; на макет М24 устанавливалась 76-мм пушка с автоматическим заряжанием, но дальше этого эксперимента дело не пошло; и, наконец, "противопехотная" версия Т31 разбрасывала по обе стороны корпуса осколочные мины, чтобы не дать пехоте противника возможности подобраться к танку вплотную. Кроме того, на командирской башенке устанавливались два 12,7-мм пулемета, что существенно увеличивало огневую мощь, которой располагал командир танка.
Оценка британского опыта боев в Западной пустыне в 1942 году, когда 8-я Армия применяла М3, показала, что перспективным американским танкам потребуется более сильное вооружение. В опытном порядке на САУ М8 вместо гаубицы установили 75-мм танковую пушку. Огневые испытания показали возможность оснащения М5 орудием калибра 75-мм.
Первую из двух опытных моделей, обозначенную Т24, представили военным в октябре 1943 г., и она оказалась столь удачной, что АТС немедленно утвердила заказ промышленности на 1000 машин, позднее увеличенный до 5000. Изготовлением занялись "Кадиллак" и "Мэссей-Харрис", выпустившие совместно с марта 1944 г. до конца войны 4415 машин (включая САУ на их шасси), вытеснивших с производства машины серии М5.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
18,4 т
Размеры:
длина
5000 мм
ширина
2940 мм
высота
2770 мм
Экипаж
- 5 человек
Вооружение1 х 75-мм Пушка М5
2 х 7,62-мм пулемета
 1 х 12,7-мм пулемет
Боекомплект
48 снарядов 4000 патронов
Бронирование:
лоб корпуса
25,4 мм
лоб башни38 мм
Тип двигателя
карбюраторный "Кадиллак" тип 42
Максимальная мощность2х110 л.с.
Максимальная скорость
55 км/час
Запас хода
200 км

Опытные машины и другие проекты:

Т24Е1 представлял собой опытную машину Т24 с двигателем "Континенталь" R-975, а позднее с удлиненной 75-мм пушкой с дульным тормозом. Поскольку М24 оказался вполне удачным с двигателем "Кадиллак", дальнейших работ с этой машиной не проводили.
75-мм пушку Мб создали па основе крупнокалиберного авиационного орудия, применявшегося на бомбардировщиках "Митчелл" и имевшего противооткатные устройства, расположенные вокруг ствола, значительно снизившие габариты пушки. В мае 1944 г. Т24 приняли на вооружение как легкий танк М24. Поставки армии первых М24 начались в конце 1944 г., и они применялись в последние месяцы войны, оставаясь стандартными легкими танками американской армии и после войны.
Параллельно с разработкой нового легкого танка приняли решение о создании единого шасси для боевой группы машин легкого класса - танков, САУ и специальных машин, облегчавшего производство, снабжение и эксплуатацию. Многие варианты и модификации, выполненные в соответствии с этой концепцией, представлены ниже. Все они имели одинаковые с М24 двигатель, трансмиссию и узлы ходовой части.


Модификации М24:

  • ЗСУ М19. Эта машина, построенная для ПВО, первоначально обозначалась Т65Е1 и являлась развитием самоходной установки Т65 со спаренной 40-мм зенитной пушкой, установленной в кормовой части корпуса, и двигателем в средней части корпуса. Разработку ЗСУ начала АТС в середине 1943 г., и в августе 1944 г., когда ее приняли на вооружение под обозначением М19, заказали 904 машины. Однако к концу войны построили только 285. М19 оставались стандартным вооружением Армии США в течение многих лет после войны.
  • САУ М41. Прототип машины Т64Е1 - усовершенствованная самоходная гаубица Т64, выполненная на основепом танка серии М24 и отличался от него отсутствием командирской башни и незначительными деталями.
  • Т6Е1 -проект БРЭМ легкого класса, разработку которого прекратили в конце войны.
  • Т81 - проект установки 40-мм зенитной пушки и двух пулеметов калибра 12,7 мм на шасси Т65Е1 (М19).
  • Т78 - проект улучшенной модификации Т77Е1.
  • Т96 - проект самоходного миномета со 155-мм орудием Т36. Т76 (1943 г.) - прототип самоходной гаубицы М37.

На британской службе:

Небольшое количество танков М24, поставленных в Великобританию в 1945 году, оставались на вооружении британской армии некоторое время после войны. На британской службе М24 получили название "Чаффи", впоследствии принятое Армией США.

Комментариев нет:

Отправить комментарий