Палубный бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
«Краткая справка: Американский палубный бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24) времен Второй Мировой войны. Боевое применение, характеристики и конструкция самолета»Строй палубных бомбардировщиков Дуглас SBD «Донтлесс» в полете
Строй палубных бомбардировщиков Дуглас SBD «Донтлесс» в полете |
Содержание
1 История создания палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
2 Конструкция палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
2.1 Основные модификации бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
3 Характеристики палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
4 Боевая эксплуатация палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
История создания палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Разработка палубного бомбардировщика и разведчика под шифром XBT-2 началась на филиале фирмы «Нортроп» в Эль Сегундо (США) под руководством конструктора Э.Хейнемана в ноябре 1936 года. По существу, это была глубокая модернизация более ранней модели бомбардировщика BT-1, также разработанного фирмой «Нортроп», в котором заказчика не устраивали скорость, громоздкие обтекатели под крылом и сложный в эксплуатации двигатель.
Для XBT-2 заново сконструировали центроплан крыла, позволивший оснастить самолет полностью убирающимся шасси, а также изменили форму хвостового оперения. На этом работа не кончилась — новый двигатель Райт R1820-G113 «Циклон» имел совершенно другие габариты и крепление, так что следом за крыльями и хвостом, пришлось полностью переделать и носовую части фюзеляжа.
Американский бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс», вид спереди-снизу |
Первый прототип XBT-2 впервые поднялся в небо 22 апреля 1938 года. Лётные испытания выявили ряд недоработок конструкции, которые нужно было устранить. В феврале 1939 года прототип отправили для продувки в натурной аэродинамической трубе в Ленгли. Специалисты NASA в течение года тщательно обследовали обтекание и выработали необходимые рекомендации по его улучшению.
Из-за неудач и затянувшихся испытаний, «Нортроп» испытывала к этому времени серьезные финансовые затруднения. По этой причине её филиал в Эль Сегундо вместе с находившимися в разработке самолётами был продан фирме «Дуглас». Новые хозяева присвоили самолёту XBT-2 обозначение XSBD-1 и… как не странно, дела у бомбардировщика-«долгостроя» тут же пошли в гору.
Уже в 1939 году началось серийное производство этого самолета под обозначением SBD (Scout Bomber Duglas), а в июне 1940 года он был, наконец, принят на вооружение ВМС США, и в конце 1941 года самолёты SBD начали поступать в авиагруппы авианосцев «Энтерпрайз» и «Лексингтон».
1 октября 1941 года бомбардировщик SBD, по американской традиции, получил и боевое имя: «Донтлесс» («Бесстрашный») и армейское обозначение A-24 «Бэнши».
Всего изготовлено 5936 самолётов «Донтлесс» всех модификаций. Кроме США поставлялся ВВС «Свободной Франции», Великобритании, Новой Зеландии, Мексики.
Был снят с вооружения ВМС США летом 1944 года, но некоторые самолёты продолжали эксплуатироваться и после войны. Французские SBD-5 применялись в 1947-1948 годах в войне в Индокитае.
Американский бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс», вид спереди-сверху |
Конструкция палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Палубный бомбардировщик SBD «Донтлесс» представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок, с работающей обшивкой. При этом рулевые поверхности хвоста самолета обтянуты полотняной обшивкой.
Крыло самолета имело многокамерную безлонжеронную конструкцию, вдоль всей задней кромки крыла располагались тормозные щитки. Шасси убирающееся, трёхопороное, с хвостовым колесом. Стойка хвостового колеса закрыта обтекателем. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения Райт «Циклон» с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага, на ранних модификациях втулка винта была закрыта небольшим коком.
Чертеж палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» |
Кабина экипажа закрыта общим фонарём, сиденье пилота имело бронеспинку. В состав оборудования кабины входил компас морского образца, на случай вынужденной посадки на воду имелся надувной плот и запас продуктов.
Оборонительное вооружение состояло из 7,62-мм пулемёта стрелка и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов (позже 12,7-мм «Кольт-Браунинг») в носовой части фюзеляжа. Бомбовая нагрузка состояла из 454-кг бомбы под фюзеляжем и 2 45-мм бомб под крылом (на SBD-5 соответственно 726 и 147 кг).
Палубный бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс» легко узнать по широким и очень характерным закрылкам |
Основные модификации бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
XSBD-1 (XBT-2) — прототип. Первый полёт 22 апреля 1938 года.
A-24 — сухопутный вариант SBD-3, без посадочного гака. В 1942 году изготовлено 168 самолётов. 90 из них под обозначением SBD-3A использовалось ВМС США с наземных баз.
A-24A (F-24A) — сухопутный вариант SBD-4. В 1942 году изготовлено 170 самолётов.
A-24B (F-24B) — сухопутный вариант SBD-5. В 1943 году изготовлено 665 самолётов. 60 из них под обозначением SBD-5A использовалось ВМС США с наземных баз.
DF-24B — радиоуправляемая мишень.
QF-24A — самолёт-мишень.
SBD-1 — бомбардировщик для морской пехоты с двигателем R1820-G113 мощностью 1000 л.с. Изготовлено 57 самолётов.
Самолеты SBD «Донтлесс» на палубе авианосца |
SBD-1P — разведчик с измененным составом оборудования.
SBD-2 — палубный бомбардировщик с двигателем R1820-32, 1 курсовым пулемётом, увеличенным запасом топлива, посадочным гаком в хвостовой части. В 1939 году изготовлено 87 самолётов.
SBD-2P — разведчик.
SBD-3 — доработанный, с протектированными топливными баками, спаренным пулемётом стрелка, бронированным лобовым стеклом, 12,7-мм курсовыми пулемётами, обшивкой из алькледа (алюминиевый сплав повышенной коррозийной стойкости). С сентября 1941 года изготовлено 584 самолёта.
SBD-3P — разведчик.
SBD-4 — с двигателем R1820-52 мощностью 1000 л.с., 24-вольтовой системой электропитания, составом оборудования. В 1942 году изготовлено 778 самолётов.
SBD-4P — разведчик. Переоборудовано 16 самолётов.
SBD-5 — с двигателем R1820-60 мощностью 1200 л.с. В 1943 году изготовлено 2964 самолётов.
SBD-6 — с двигателем R1820-66 мощностью 1350 л.с., увеличенным запасом топлива. В 1943 году изготовлен 451 самолёт. Большинство на авианосцы не попало и в боях участия не принимало.
Характеристики палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Палубный бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Страна: Япония
Тип: Истребитель-перехватчик
Год выпуска: 1939 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х R1820-66 (радиальный), мощностью 1350 л.с.
Максимальная скорость: 410 км/ч (крейсерская: 298 км/ч)
Практический потолок: 7,7 км
Дальность полета: 1250 км (практическая)
Масса пустого: 2,97 тонн
Максимальная взлетная масса: 4,32 тонн
Размах крыльев: 12,65 м
Длина: 10,08 м
Высота: 4,14 м
Площадь крыла: 30,19 кв.м.
Вооружение:
2х 12,7-мм пулемёта Browning M2 (в капоте)
2х 7,62-мм пулемёта у стрелка в задней турели
до 1020 кг бомбовой нагрузки.
Характеристики приведены для модели бомбардировщика SBD-6 (последней модели)
Боевая эксплуатация палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Бомбардировщик SBD «Донтлесс» считается самым удачным палубным пикирующим бомбардировщиком США времен Второй мировой войны. Он был удачен как по своим достижениям, так и по продолжительности службы. Хорошая аэродинамика и высокая прочность конструкции позволяли выполнять на нём фигуры высшего пилотажа (без бомбовой нагрузки, естественно) и вести манёвренный воздушный бой. Это качество было особенно важным, когда приходилось выполнять задания без истребительного прикрытия, а то и выступать в качестве истребителя.
Начало войны на Тихом океане застало самолёты SBD в воздухе при подлёте к Гавайским островам, когда группу из 18 SBD-2 внезапно атаковали японские истребители «Зеро» и сбили 7 из них, но и сами потеряли двоих. Позже SBD применялся американцами при отражении высадки японского десанта на Новую Гвинею, в битвах в Коралловом море, за Мидуэй, за Гуадалканал, у Марианских островов. В Атлантике они участвовали в высадке в Северной Африке, применялись при эскортах авианосцев в качестве противолодочных.
Во время войны самолёты «Донтлесс» самостоятельно или совместно с другими торпедоносцами потопили 6 авианосцев, 3 крейсера, 4 эсминца и 1 подводную лодку.
Бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс», вид справа
Бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс», вид справа. Достаточно редкий снимок палубного пикировщика на взлете.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий