Авиация второй мировой войны
Содержание
1 История создания самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
2 Боевое применение самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
3 Конструкция самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
4 Характеристики «Физелер»-103 или Фау-1
5 Модификации самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
История создания самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
В 1939 году немецкий изобретатель Ф.Госслау обратился в Рейхминистерство авиации с изобретением под названием «летающая бомба«. Проект был тут же завернут как совершенно нереалистичный — ещё бы, оснастить бомбу крыльями и реактивным двигателем, такое могло придти только в голову авторам фантастических романов.
А затем началась война. До конца 1941 года все шло вполне успешно, но уже накануне 1942 г. военная машина Германии забуксовала, и потому один за другим стали появляться все более фантастичные проекты. «Самолет-снаряд» предложенный фирмами «Физелер» и «Аргус» был по сути той же «летающей бомбой», что и двумя годами ранее. Однако на этот раз Рейхминистерство за идею ухватилось двумя руками, и даже откомандировали с фирмы «Хейнкель» ведущего конструктора Р.Луссера, для работы над этим проектом.
Предварительный проект под шифром «Госслау P-55» был утверждён 5 июня 1942 года и получил обозначение Fi-103 (от названия фирмы «Физелер») и высший приоритет разработки. Для обеспечения секретности истинное назначение аппарата маскировалось названием Flakzielgerat FZG-76 — о есть «мишень для зенитной артиллерии». По современным меркам, естественно, уместнее было бы называть Fi-103 не самолетом-снарядом, а управляемой ракетой.
Всю дальнейшую работу по проектированию и испытаниям перевели в E-центр Карлсхаген и Пенемюнде-Вест, располагавшегося на острове Узедом в Балтийском море. В качестве силовой установки самолета-снаряда было решено использовать пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, разработанный на фирме «Аргус» в 1938 году под руководством П.Шмидта. Систему управления разрабатывала фирма «Сименс».
Двигатель обкатали на экспериментальном Me-110, и уже 30 августа 1942 года было завершено изготовление первого опытного образца Fi-103 и строительство 55-метровой катапульты для него.
После серии неудачных запусков 24 декабря двенадцатый по счету самолёт-снаряд все-таки совершил успешный прямолинейный полёт длиной 3 км. Летом 1943 года началась подготовка к серийному производству сразу на 4 заводах: в Нордхаузене, Хаме, Южном Фаллерслебене и Магдебург-Шенебеке. Ещё 50 фирм были привлечены для производства комплектующих. В августе 1943 года специальный отряд (около 750 человек) под командованием М.Вахтеля приступил к освоению новой техники, но из-за проволочек и сложностей освоения новой техники, приказ о начале боевого применения нового оружия был подписан Гитлером только 16 мая 1944 года.
Боевое применение самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
В отличие от современных крылатых ракет, Фау-1 (Fi-103) был не высокоточным, а скорее «высоко не точным» оружием. Место попадания ракеты укладывалось в квадрат 4х4 километра, поэтому относительного успеха можно было добиться только запуская ракеты «пачками», к тому же по крупноразмерным целям. Стрельба по городам (трудно найти более крупную мишень) представлялась оптимальным способом боевого применения Фау-1. Первой целью гитлеровских крылатых ракет должен был стать Лондон. Памятуя о страшной бомбардировке Гамбурга британскими бомбардировщиками летом 1943 г., немцы ввели в обиход ещё одно обозначение для Фау-1: V-1, то есть Vergeltung-1, «оружие возмездия».
Гитлер ждал чуда, но чуда не произошло. Англичане заранее знали о «оружии возмездия» и в первую очередь бомбили именно пусковые площадки и заводы по изготовлению Фау-1. Истребители также были своевременно предупреждены о новом орудии немцев, а так как полет самолетов-снарядов осуществлялся строго по прямой, к тому же со сравнительно невысокой скоростью, пилоты вскоре научились довольно легко сбивать их в пути. К концу войны, до цели долетало уже не больше 10% выпущенных Фау-1.
Первое боевое применение Фау-1 (Fi-103) состоялось в ночь на 16 июня 1944 года/ По Лондону было выпущено 244 ракеты — частью с самолетов He-111H-22, частью с наземных пусковых установок в Нормандии. Конечно это был только пробный шар — наклепать гитлеровцы успели ни много ни мало, 25 тысяч самолетов-снарядов. Однако до самой капитуляции, так и не сумели расстрелять этот впечатляющий арсенал: всего было выпущено 10,5 тысяч Фау-1, для остальных просто не хватило топлива и пусковых установок.
Всего по английским данным от «оружия возмездия» погибло 6364 человека и около 18000 было ранено.
Fi.103 (Фау-1, V-1) транспортируемый на самолете Ar-234. Вы только подумайте — первый в мире реактивный бомбардировщик с первой полноценной крылатой ракетой на борту!
Конструкция самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
Самолет-снаряд Фау-1 (Fi.103) построен по аэродинамической схеме среднеплана. Крыло прямоугольное с одним трубчатым лонжероном, механизация крыла отсутствует.
Привод рулей высоты и курса, а также гироскопов осуществлялся сжатым воздухом, который хранился в 2 шар-баллонах по 150 л под давлением 180 кг/см2.
В конструкции широко применялась сталь, что обеспечивало необходимую для одноразового летательного аппарата дешевизну. Из дюраля был выполнен только носовой отсек фюзеляжа, в котором размещался «магнитный корректор». Во втором отсеке размещалась боевая часть, в третьем — топливный бак и шар-баллоны, в четвёртом — автопилот и элементы силовой установки.
Боевая часть снабжалась тремя контактными взрывателями. Силовая установка состояла из пульсирующего воздушно-реактивного двигателя As.014 фирмы «Аргус», установленного на законцовке киля. В качестве топлива использовался низкооктановый бензин. Подача топлива осуществлялась по трубопроводу в пилоне, поддерживающем переднюю часть двигателя.
Fi-103 оснащался инерциальной системой наведения. Большинство снарядов могли выполнять полёт только по прямой (курс задавался направлением старта с направляющей). В конце войны часть самолётов-снарядов оснастили устройствами разворота, позволявшими выполнять виражи в соответствии с программой.
Высота полёта устанавливалась по барометрическому высотомеру в диапазоне 200-3000 м. Расстояние до цели определялось по счётчику, установленному в носовой части и имевшим привод от небольшого воздушного винта. По достижении предварительно рассчитанного расстояния счётчик отключал двигатель и подавал команду на руль высоты, после чего снаряд переходил в пикирующий полёт.
Характеристики «Физелер»-103 или Фау-1
Немецкий самолет-снаряд Fi.103 (Фау-1, V-1)
Страна: Германия
Тип: Самолет-снаряд
Год выпуска: 1942 г.
Экипаж: 0-1 чел.
Двигатель: 1х As.014 мощностью 300 кгс
Максимальная скорость: 800 км/ч
Практический потолок: 1000 м
Дальность полета: 280 км
Масса пустого: 1500 кг
Максимальная взлетная масса: 2250 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 5,3 м
Длина: 7,73 м
Высота: 1,7 м
Площадь крыла: 8 кв.м.
Вооружение: Масса боевой части 850 кг.
Модификации самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
Fi.103A-1 — первый серийный вариант.
Fi.103B-1 — упрощенный. Часть элементов конструкции выполнена из дерева, увеличен размах крыла. Серийно не выпускался.
Fi.103B-2 — опытный с боевой частью из взрывчатого вещества Trialen.
Fi.103C-1 — опытный с авиабомбой SC-1800 в качестве боевой нагрузки.
Fi.103F-1 — с увеличенной дальностью пуска до 370 км. Разработан в начале 1945 года. Испытания не проходил.
«Рейхенберг» I — пилотируемый вариант для лётчика-камикадзе. Отличался посадочной лыжей и небольшой кабиной перед воздухозаборником. Разработан в Немецком планёрном институте. Первый полёт в сентябре 1944 года, в боевых условиях не применялся.
«Рейхенберг» II — учебный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением.
«Рейхенберг» III — доработанный. Отличался закрылками и балластом на месте боевой части.
«Рейхенберг» IV — боевой вариант. Отличался наличием боеовой части. Переоборудовано 175 ракет Fi.103.
10Х — советский аналог Fi.103. Разрабатывался в 1945-1946 годах в ОКБ-51 под руководством В.Н.Челомея.
JB-2 — американский аналог Fi.103.
Источник: Козырев В.М., Козырев М.Е. Немецкие самолёты-снаряды, Крылья Родины., 2001.
Немецкий беспилотный самолет-снаряд (крылатая ракета) Фау-1 или Fi-103.
Fi-103 «прихватизированный» американцами |
Содержание
1 История создания самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
2 Боевое применение самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
3 Конструкция самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
4 Характеристики «Физелер»-103 или Фау-1
5 Модификации самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
История создания самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
В 1939 году немецкий изобретатель Ф.Госслау обратился в Рейхминистерство авиации с изобретением под названием «летающая бомба«. Проект был тут же завернут как совершенно нереалистичный — ещё бы, оснастить бомбу крыльями и реактивным двигателем, такое могло придти только в голову авторам фантастических романов.
А затем началась война. До конца 1941 года все шло вполне успешно, но уже накануне 1942 г. военная машина Германии забуксовала, и потому один за другим стали появляться все более фантастичные проекты. «Самолет-снаряд» предложенный фирмами «Физелер» и «Аргус» был по сути той же «летающей бомбой», что и двумя годами ранее. Однако на этот раз Рейхминистерство за идею ухватилось двумя руками, и даже откомандировали с фирмы «Хейнкель» ведущего конструктора Р.Луссера, для работы над этим проектом.
Предварительный проект под шифром «Госслау P-55» был утверждён 5 июня 1942 года и получил обозначение Fi-103 (от названия фирмы «Физелер») и высший приоритет разработки. Для обеспечения секретности истинное назначение аппарата маскировалось названием Flakzielgerat FZG-76 — о есть «мишень для зенитной артиллерии». По современным меркам, естественно, уместнее было бы называть Fi-103 не самолетом-снарядом, а управляемой ракетой.
Чертеж самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1, V-1) |
Всю дальнейшую работу по проектированию и испытаниям перевели в E-центр Карлсхаген и Пенемюнде-Вест, располагавшегося на острове Узедом в Балтийском море. В качестве силовой установки самолета-снаряда было решено использовать пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, разработанный на фирме «Аргус» в 1938 году под руководством П.Шмидта. Систему управления разрабатывала фирма «Сименс».
Двигатель обкатали на экспериментальном Me-110, и уже 30 августа 1942 года было завершено изготовление первого опытного образца Fi-103 и строительство 55-метровой катапульты для него.
После серии неудачных запусков 24 декабря двенадцатый по счету самолёт-снаряд все-таки совершил успешный прямолинейный полёт длиной 3 км. Летом 1943 года началась подготовка к серийному производству сразу на 4 заводах: в Нордхаузене, Хаме, Южном Фаллерслебене и Магдебург-Шенебеке. Ещё 50 фирм были привлечены для производства комплектующих. В августе 1943 года специальный отряд (около 750 человек) под командованием М.Вахтеля приступил к освоению новой техники, но из-за проволочек и сложностей освоения новой техники, приказ о начале боевого применения нового оружия был подписан Гитлером только 16 мая 1944 года.
Самолет-снаряд Fi.103 (Фау-1, V-1) в беспилотном варианте. Фактически — вполне современная крылатая ракета |
Боевое применение самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
В отличие от современных крылатых ракет, Фау-1 (Fi-103) был не высокоточным, а скорее «высоко не точным» оружием. Место попадания ракеты укладывалось в квадрат 4х4 километра, поэтому относительного успеха можно было добиться только запуская ракеты «пачками», к тому же по крупноразмерным целям. Стрельба по городам (трудно найти более крупную мишень) представлялась оптимальным способом боевого применения Фау-1. Первой целью гитлеровских крылатых ракет должен был стать Лондон. Памятуя о страшной бомбардировке Гамбурга британскими бомбардировщиками летом 1943 г., немцы ввели в обиход ещё одно обозначение для Фау-1: V-1, то есть Vergeltung-1, «оружие возмездия».
Гитлер ждал чуда, но чуда не произошло. Англичане заранее знали о «оружии возмездия» и в первую очередь бомбили именно пусковые площадки и заводы по изготовлению Фау-1. Истребители также были своевременно предупреждены о новом орудии немцев, а так как полет самолетов-снарядов осуществлялся строго по прямой, к тому же со сравнительно невысокой скоростью, пилоты вскоре научились довольно легко сбивать их в пути. К концу войны, до цели долетало уже не больше 10% выпущенных Фау-1.
Первое боевое применение Фау-1 (Fi-103) состоялось в ночь на 16 июня 1944 года/ По Лондону было выпущено 244 ракеты — частью с самолетов He-111H-22, частью с наземных пусковых установок в Нормандии. Конечно это был только пробный шар — наклепать гитлеровцы успели ни много ни мало, 25 тысяч самолетов-снарядов. Однако до самой капитуляции, так и не сумели расстрелять этот впечатляющий арсенал: всего было выпущено 10,5 тысяч Фау-1, для остальных просто не хватило топлива и пусковых установок.
Всего по английским данным от «оружия возмездия» погибло 6364 человека и около 18000 было ранено.
Fi.103 (Фау-1, V-1) транспортируемый на самолете Ar-234. Вы только подумайте — первый в мире реактивный бомбардировщик с первой полноценной крылатой ракетой на борту! |
Конструкция самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
Самолет-снаряд Фау-1 (Fi.103) построен по аэродинамической схеме среднеплана. Крыло прямоугольное с одним трубчатым лонжероном, механизация крыла отсутствует.
Привод рулей высоты и курса, а также гироскопов осуществлялся сжатым воздухом, который хранился в 2 шар-баллонах по 150 л под давлением 180 кг/см2.
В конструкции широко применялась сталь, что обеспечивало необходимую для одноразового летательного аппарата дешевизну. Из дюраля был выполнен только носовой отсек фюзеляжа, в котором размещался «магнитный корректор». Во втором отсеке размещалась боевая часть, в третьем — топливный бак и шар-баллоны, в четвёртом — автопилот и элементы силовой установки.
Боевая часть снабжалась тремя контактными взрывателями. Силовая установка состояла из пульсирующего воздушно-реактивного двигателя As.014 фирмы «Аргус», установленного на законцовке киля. В качестве топлива использовался низкооктановый бензин. Подача топлива осуществлялась по трубопроводу в пилоне, поддерживающем переднюю часть двигателя.
Fi-103 оснащался инерциальной системой наведения. Большинство снарядов могли выполнять полёт только по прямой (курс задавался направлением старта с направляющей). В конце войны часть самолётов-снарядов оснастили устройствами разворота, позволявшими выполнять виражи в соответствии с программой.
Высота полёта устанавливалась по барометрическому высотомеру в диапазоне 200-3000 м. Расстояние до цели определялось по счётчику, установленному в носовой части и имевшим привод от небольшого воздушного винта. По достижении предварительно рассчитанного расстояния счётчик отключал двигатель и подавал команду на руль высоты, после чего снаряд переходил в пикирующий полёт.
Характеристики «Физелер»-103 или Фау-1
Немецкий самолет-снаряд Fi.103 (Фау-1, V-1)
Страна: Германия
Тип: Самолет-снаряд
Год выпуска: 1942 г.
Экипаж: 0-1 чел.
Двигатель: 1х As.014 мощностью 300 кгс
Максимальная скорость: 800 км/ч
Практический потолок: 1000 м
Дальность полета: 280 км
Масса пустого: 1500 кг
Максимальная взлетная масса: 2250 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 5,3 м
Длина: 7,73 м
Высота: 1,7 м
Площадь крыла: 8 кв.м.
Вооружение: Масса боевой части 850 кг.
Модификации самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)
Fi.103A-1 — первый серийный вариант.
Fi.103B-1 — упрощенный. Часть элементов конструкции выполнена из дерева, увеличен размах крыла. Серийно не выпускался.
Fi.103B-2 — опытный с боевой частью из взрывчатого вещества Trialen.
Fi.103C-1 — опытный с авиабомбой SC-1800 в качестве боевой нагрузки.
Fi.103F-1 — с увеличенной дальностью пуска до 370 км. Разработан в начале 1945 года. Испытания не проходил.
«Рейхенберг» I — пилотируемый вариант для лётчика-камикадзе. Отличался посадочной лыжей и небольшой кабиной перед воздухозаборником. Разработан в Немецком планёрном институте. Первый полёт в сентябре 1944 года, в боевых условиях не применялся.
«Рейхенберг» II — учебный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением.
«Рейхенберг» III — доработанный. Отличался закрылками и балластом на месте боевой части.
«Рейхенберг» IV — боевой вариант. Отличался наличием боеовой части. Переоборудовано 175 ракет Fi.103.
10Х — советский аналог Fi.103. Разрабатывался в 1945-1946 годах в ОКБ-51 под руководством В.Н.Челомея.
JB-2 — американский аналог Fi.103.
Пилотируемый вариант Fi-103. Фау-1 так и не стал оружием возмездия, зато его любят моделисты. |
Источник: Козырев В.М., Козырев М.Е. Немецкие самолёты-снаряды, Крылья Родины., 2001.
Комментариев нет:
Отправить комментарий