Танк «Маус». «Мамонт» ставший «Мышью». Часть 1 Концепция Считается, что только глубокой верой руководителей III Рейха в мощь «Чудо-оружия» (Вундерваффе) и непоколебимым убеждением в превосходстве немецкой технической мысли объясняется возникновение здесь в годы Второй мировой войны концепции разработки и производства супертяжелых танков. Кажется, чем же еще можно объяснить подобные иррациональные проекты в период острой нехватки промышленных ресурсов, растущего превосходства союзников в воздухе, а следовательно, существования высокой вероятности быстрого уничтожения танка даже с максимально толстой броней?
Также совершенно нерациональным представляется использование в ходе боевых действий, имеющих маневренный характер, откровенно медлительного танка очень больших габаритов, с весьма ограниченной тактической подвижностью и непомерно высокими требованиями к дорожному покрытию и прочности мостов, по которым он смог бы передвигаться. Учитывая все это, концепция разработки супертяжелых танков представляется совершенно иррациональной. Тем более, что по объему затраченных на него материалов, массе, огневой мощи немецкий супертяжелый танк можно было бы (конечно, очень приблизительно) сравнить с четырьмя гораздо более практичными танками «Пантера». В чем же причины, которые склонили Гитлера и его ближайших соратников к принятию решения о проектировании и строительстве супертяжелых танков?
Супертяжелый танк «Маус» |
Конечно, можно вспомнить, что значительная часть населения III Рейха верила в комплекс пропагандистских мифов о близком к завершению или существующем «чудесном оружии», которое окажет спасительное влияние на ход войны. Часто в своих выступлениях вожди Рейха заявляли о наличии арсеналов тайного нового оружия, применение которого на поле битвы должно было позволить Германии переломить невыгодный для нее ход военных действий. Поэтому интересам руководства III Рейха вполне отвечала бы программа создания какого-либо особенного «супертанка», новой «боевой колесницы» для непобедимых немецких войск. Кроме того, новый танк, созданный на высочайшем техническом уровне, мог бы посеять страх в рядах врагов и укрепить веру в победу собственных войск. Вероятно, можно допустить, что это было важным аргументом в принятии решения относительно проектирования супертяжелых танков. Контролируемые утечки информации об их строительстве и деятельность вражеской агентуры давала надежду на то, что враг будет обеспокоен, а собственное общество получит еще одно ободряющее и укрепляющее дух известие, на этот раз о «супертанках».
Сравнительные габариты немецкого супертяжелого танка «Маус» и советского среднего танка Т-34/85 |
Вообще можно сказать, что начать производство тяжелых танков Германию вынудил опыт первых месяцев войны в СССР. Здесь выявилось качественное превосходство новых советских танков КВ и Т-34 над германскими машинами. Именно это заставило германское командование предпринять срочные меры по резкому повышению боевых свойств своих танков.
Тяжелый танк «Маус» |
Однако успешное применение супертяжелых «танков прорыва» Германией на заключительной стадии Второй мировой войны представляется крайне сомнительным, особенно принимая во внимание решительное преимущество авиации союзников в воздухе, а также формирование в рамках ВВС специализированных сил, которые имели в своем распоряжении самолеты и вооружение, предназначенные для уничтожения бронетехники и живой силы противника на земле. Дополнительным аргументом против использования таких колоссальных танков на тогдашнем поле боя была легкость их обнаружения, небольшая подвижность и скорость, что при тогдашнем прогрессе в разработке необычайно эффективного бронебойного оружия обеспечивало высокую вероятность уничтожения такого танка при использовании относительно дешевых боеприпасов. А супертяжелые танки, как мы все понимаем, были весьма и весьма дороги. По всей вероятности, супертяжелые танки оправдывали бы себя на поле брани только в двух случаях. Во-первых, там, где они могли бы действовать из хорошо замаскированных засад — и были бы в этом случае необычайно эффективными (правда, только до момента выявления неприятелем места их размещения, потому что, располагая превосходством в воздухе, противник быстро расправился бы с медлительными колоссами). Во-вторых, в ходе массированного танкового наступления, вроде того, которое имело место на Курской дуге, но только если при этом господство в воздухе было бы на стороне германских войск. В противном случае эти танки, медленные и имевшие исключительно высокий силуэт, стали бы легко обнаруживаемой целью для артиллерии и авиации противника — и, хотя наверное их броня выдержала бы множество попаданий, тем не менее судьба их была бы предрешена.
Танк, собранный из двух поврежденных «Маусов», обнаруженных в Кумменсдорфе, в экспозиции музея в Кубинке |
В результате был утвержден проект сверхтяжелого танка, под названием «Мамонт» («Mammut»). Машина должна была вооружаться орудиями калибра 150-мм в передней башне и 128-мм в кормовой. Мощное бронирование должно было иметь толщину по бортам корпуса и башен — 180 мм и достигать толщины 200 мм в их передней части. При боевой массе танка 160 т, его максимальная скорость должна была составлять 15
Хотя профессор Ф. Порше, как уже упоминалось, без колебаний взялся за осуществление проекта, но, забегая вперед, скажем, что на пути его планов сразу же встал тотальный дефицит материальных ресурсов, ощущавшийся в тот период в III Рейхе. Данные проблемы сопровождали работы до самого конца, существенно сдерживая их развитие и в значительной мере обусловив отказ от запуска танка в серийное производство. Постройка такого колосса и дальнейший его запуск в серийное производство потребовал бы сосредоточения огромного объема дефицитных материалов (сталь, цветные металлы и т.д.), имевших для экономики III Рейха стратегическое значение. Существенной была и огромная «прожорливость» проектируемого танка — потребляемого им топлива могло бы хватить нескольким обычным бронемашинам. Но пока, несмотря на эти препятствия, опытно-конструкторские работы шли вперед. За инженерные, исследовательские и проектные вопросы проекта отвечал Фердинанд Порше, а за проблемы, связанные с запуском танка в производство — как прототипов, так и серийных машин, нес ответственность рейхсминистр вооружений и военной промышленности Альберт Шпеер. Проект начал реализовываться силами конструкторского персонала предприятий Порше. На фирме Порше он получил рабочий шифр «Тип 205» (Projekt Nr.205), а название танка трансформировалось из «Мамонта» («Mammut») в … «Мышонка» («Mauschen»). Где-то на этом же этапе «Мамонт» потерял и одну из башен.
«Маус» на железнодорожной платформе, для его перевозки должна была использоваться специальная четырнадцатиосная платформа |
Со стороны Главного управления вооружений сухопутных войск за проектными работами присматривал полковник Генел. Правда, единственной его функцией оставалось следить, чтобы Порше успел представить прототип танка к 5 мая 1943 года. То есть руководство III Рейха считало, что такая новаторская, сложная и громадная боевая машина будет спроектирована и изготовлена в течение года, а если считать от момента принятия решения на начало производства работ Гитлером, то на протяжении всего 13 месяцев! Фюрер лично интересовался прогрессом работ над танком. 3 января 1943 года он пригласил профессора Порше доложить о ходе работ над новой конструкцией. С нескрываемым удовлетворением осмотрев деревянную модель танка, которую привез Порше, он... не сделал никаких поправок, что было, вообще-то говоря, не в его стиле. Правда, ради соблюдения исторической справедливости следует сказать, что Фердинанд Порше был его любимцем, и Гитлер соглашался даже с его поправками в своих проектах, как это было во время работы над эскизами «Фольксваген — Жук». Тогда именно Порше внес поправки в первоначальные наброски фюрера, придав задней части «Жука» тот характерный округлый, спадающий назад профиль, тогда как Гитлер предполагал в этом месте выступающий багажник, в стиле конструкции типа седан. После визита Порше к Гитлеру Главное управление вооружений сухопутных войск (Herreswaffenamt) очень быстро — уже 12 января 1943 года — назначило производителей и поставщиков конкретных узлов «Тип 205». В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Крупп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, «Сименс» — за элементы трансмиссии, а предприятия «Шкода» отвечали за изготовление шасси танка. Общую сборку и монтаж оборудования должны были выполнять предприятия фирмы «Алкетт» («Altmarkishe Kettenfabrik GmbH» — сокращенно «Alkett»), расположенные в Берлине. В ходе строительства прототипа, конечно же, не обошлось без споров и различных трений. Военные требовали как можно более быстрого ведения работ, чтобы танк как можно скорее очутился на фронте. С другой стороны, они сомневались в эффективности концепции системы управления танком, очевидно, хорошо помня проблемы проекта VК 4501 (P). Однако Порше доказал, что управление танком «Тип 205» будет адекватным и не более сложным, чем на тяжелых танках типа «Тигр». Затем военные потребовали, чтобы «Тип 205» вооружили кроме орудий также и мощным огнеметом с запасом огнесмеси в 1000 литров. Порше не согласился на такую модификацию вооружения, аргументируя это тем, что при таком дополнительном оборудовании масса танка, и так огромная, вырастет еще на 4900 кг. В результате «Тип 205» затянул бы почти на 180 тонн!
В феврале 1943 года, в Техническом Институте в Штутгарте, были успешно испытаны силовая установка танка и система охлаждения двигателя. А 6 апреля 1943 года был готов деревянный макет нового танка в масштабе 1:1, с которым ознакомился рейхсминистр вооружений и военной промышленности Альберт Шпеер. Сам Гитлер осмотрел макет лишь 14 мая 1943 года в своей штаб-квартире в Растенбурге, в так называемом «Волчьем Логове». Вот как об этом вспоминает Гейнц Гудериан в своей книге «Воспоминания солдата»: «14 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» — танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемета для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить ее. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку, в конце концов, неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…
Тем не менее 1 августа 1943 года на предприятии «Алкетт» началась сборка первого прототипа «Мауса», который получил обозначение «Тип 205/1». Всего несколькими днями позднее было принято решение о начале монтажа второго прототипа — «Тип 205/2», хотя сборка и первого прототипа задерживалась изза бомбардировок союзниками предприятий Круппа. Важной для будущего всего проекта «Маус» стала дата 27 октября 1943 года, когда в ходе совещания, посвященного серийному производству танка, было принято решение о выдаче заказа на постройку 152 «Маусов». За серийными сверхтяжелыми танками закреплялось обозначение — Panzerkampfwagen VIII «Maus». При этом ни Порше, ни Рабе не сумели определить хотя бы приблизительный срок окончания отработки конструкции танка. Это было связано с тем, что в конструкцию было заложено много передовых, еще не проверенных решений. Так, например, предполагалось, что серийные танки «Маус» будут оснащаться танковым дизелем разработки фирмы «Даймлер-Бенц» — МВ 509. Это был модернизированный вариант двигателя MB 507, разработанного в 1942 году для установки на опытный образец танка Pz.Kpfw.V «Пантера», но который так и не попал в серийное производство. Для установки в опытный сверхтяжелый танк «Маус» этот двигатель предполагалось модернизировать, за счет наддува увеличив его мощность с 720 л.с. до 1100-1200 л.с. Но доработка двигателя затягивалась, и уже в конце 1942 года Порше стало понятно, что в ближайшее время он его не получит. Поэтому в качестве временной меры на первом прототипе пришлось использовать доработанный авиационный карбюраторный двигатель DB-603А2 той же фирмы. Замена силовой установки в свою очередь потребовала внесения изменений в конструкцию корпуса и модификацию его соединения с генератором электрического тока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий