среда, 14 ноября 2018 г.

Безбашенный швед

В середине 50-х годов шведское танкостроение находилось на перепутье. Шведским военным был необходим танк, максимально подходящий для особенностей местного театра боевых действий. Этот танк должен был сочетать в себе сравнительно небольшие габариты и массу, очень мощное вооружение, хорошее бронирование и возможность быстро перемещаться по полю боя.
Довольно долгое время шведские танкостроители работали над тяжёлым танком, более известным как KRV. Получилась крайне неординарная машина, которая должна была иметь 150-мм пушку с автоматом заряжания, размещавшуюся в башне, напоминающей французский AMX 50. Проект получился слишком тяжёлым и слишком дорогим, потому дело закончилось постройкой опытных образцов шасси без башен. Дешевле оказалось купить у англичан танки Centurion Mk.3, принятые на вооружение как Strv 81. Впрочем, «Центурионы» устраивали заказчиков далеко не по всем показателям. Эти танки по размерам и массе соперничают с KRV, при этом даже более поздние Strv 101 (Centurion Mk.10), закупленные в 1958 году и имевшие боле мощную 105-мм пушку L7, не в полной мере устраивали шведов по огневой мощи.
Работу над новым перспективным танком возглавил Свен Берге. Первые эскизы самого известного шведского танка датированы 1956 годом. К 1957 году были подготовлены 3 варианта перспективной машины:
  1. Strv A (Танк А), танк массой 42,5 тонны, хорошо бронированный, с автоматом заряжания, по своим размерам сопоставимый с американским M60 и довольно медленный.
  2. Strv T (Танк T), боевая машина массой 32,5 тонны, по своей концепции схожая с Leopard 1. Энероговооружённость предполагалась на уровне 25–30 л.с. на тонну, но при этом бронирование не превышало 75 мм.
  3. Strv S (Танк С), совершенно новая концепция танка, лишённого башни. Боевая масса оценивалась в 30 тонн, при этом за счёт очень низкого силуэта обеспечивался высокий уровень бронезащиты.
В итоге концепция Strv S была выбрана как наиболее подходящая. В том же 1957 году начались работы по изготовлению элементов нового танка, которые испытывались на разных машинах. В 1959 году к испытаниям присоединился опытный образец KRV, с которого сняли по два опорных катка с каждой стороны, одновременно установив в носовой части 105-мм пушку. Кстати говоря, опыт работы по KRV максимально использовался при разработке Strv S.
К 1961 году облик нового танка окончательно сформировался. Был изготовлен полноразмерный деревянный макет, а чуть позже появился первый прототип — Strv S1. Он был, скорее, тестовой лабораторией для отработки главной изюминки танка – активной подвески, благодаря которой Strv S мог обходиться без механизмов наведения по вертикали. Кроме того, активная подвеска позволяла танку «приседать», что было очень важно в условиях шведского рельефа местности. Strv S мог спрятаться за невысокой каменной оградой, коих до сих пор очень много в Швеции.
Strv S2 появился в конце 1962 года. Второй прототип был уже не тестовой лабораторией, а полноценной боевой машиной, на которой все идеи безбашенного танка испытывались в полной мере. Вооружён первый полноценный прототип был 105-мм пушкой L7, позднее её заменили на 105-мм пушку Bofors с увеличенной до 62 калибров длиной ствола. Пушка оснащалась автоматом заряжания. Первоначально предполагалось, что Strv S получит дистанционно управляемую пулемётную установку на крыше, но уже на Strv S2 её не было, а на более поздних машинах её заменили на спарку курсовых пулемётов в носу танка.
В качестве силовой установки танк получил комбинацию дизельного двигателя Rolls-Royce K60 и газовой турбины Boeing GT502. Толщина лобовой брони составляла 40 мм — на первый взгляд, очень мало, но достаточно взглянуть, под каким углом она расположена, и все вопросы отпадут. Ещё одной особенностью танка, пошедшего в серию под индексом Strv 103, являлось то, что он был амфибией. Плавучесть достигалась за счёт устройства, очень похожего на английский Duplex Drive конструкции Николаса Штраусслера, применявшийся на танках Valentine и Sherman. Одним словом, получилась крайне интересная и оригинальная боевая машина, отлично подходящая для тех мест, где ей предстояло воевать.
До настоящего времени сохранилось два опытных образца Strv S. Танк, которому посвящён этот материал, находится на въезде в одну из воинских частей к югу от шведского города Карлсборг. Ввиду того, что часть действующая, доступ к танку затруднён, и попасть к нему можно только в выходные дни. Ещё один прототип долгое время располагался на территории фабрики, где утилизируется шведская военная техника. В конце сентября танк занял почётное место возле музея Beredskapsmuseet севернее Хельсингборга. Прототипы немного отличаются друг от друга, причём какой из них S1, а какой S2, толком не знают даже шведские историки. В ходе постаментирования некоторые навесные элементы на обеих машинах были утрачены, а также заварены воздухозаборники.
А теперь познакомимся с Strv S поближе.


 Strv S отличается не только от серийных Strv 103, но даже от Strv 103 установочной серии. Даже форма корпуса опытных машин несколько иная. С правой стороны видна характерная «ступенька», за которой находится глушитель. По центру находилась большая фара, по бокам габаритные фонари (аналогичные фонари сохранились в кормовой части танка). С левой стороны верхнего лобового листа размещался короб с двумя курсовыми пулемётами. Ящик утрачен, но на танке остались следы его размещения.
  • С левой стороны Strv S больше похож на серийную машину, тем не менее, различий всё равно довольно много. Особенно сильно прототип отличается в кормовой части. Кроме того, в районе ведущего колеса у серийной машины есть выемка, которой нет у прототипов.
  • Изначально на Strv S устанавливалась английская 105-мм пушка L7, позже вместо неё поставили 105-мм пушку Bofors с увеличенной до 62 калибров длиной ствола. Именно она сейчас и стоит на обоих прототипах.
  • Кормовая плита перекочевала на серийные танки без изменений. Широкие люки предназначались для загрузки боекомплекта. Сверху виден маленький лючок, через который выбрасывалась стреляная гильза.
  • Характерной деталью Strv S был нижний лобовой лист с широкими выступами-отбойниками перед гусеничными лентами. Также на прототипах заметно выступали кожухи бортовых передач. Уже на танках установочной серии выступы исчезли, а кожухи стали заметно меньше. Кроме того, рымы перекочевали с верхнего на нижний лобовой лист, поскольку они мешали установке устройства для преодоления водных преград.
  • Согласно официальной версии, ходовая часть Strv S во многом унифицирована с тяжёлым танком KRV. Это не так – фактически с KRV взяли только траки. Ведущие колёса и ленивцы создали с нуля (при этом ленивцы перекочевали на Strv 103 установочной партии), а опорные катки взяли с английского танка Centurion, который поставлялся в Швецию со второй половины 50-х годов. Помимо упрощения производства, этим решением преследовалась и унификация.
  • Трак, без изменений перекочевавший с тяжёлого танка KRV. Уже на танках установочной партии появился новый трак, оснащённый резиновой подушкой и более подходящий для езды по заасфальтированным дорогам.
  • На серийном Strv 103 верхний лобовой лист имеет мало общего с Strv S. С прототипов перекочевали схема размещения пушки и общая концепция размещения люков доступа к двигателю, а также установка курсовых пулемётов. Слева и справа от пушки находятся большие люки, через которые осуществлялся доступ к силовым установкам. У Strv 103 эти люк заметно меньше. Также для прототипов характерны смотровые приборы, установленные на стыке верхнего лобового листа и крыши.
  • Не менее серьёзные различия наблюдаются и на крыше корпуса. С Strv 103 прототип роднит размещение экипажа и его люков, в остальном же различия довольно большие. Особенно сильны различия в кормовой части крыши.
  • Командирская башенка была взята с бронетранспортёра Pbv.301. Изначально её хотели установить без изменений, то есть вместе с дистанционной управляемой установкой 20-мм автоматической пушки M/45B. Такая схема сохранялась на макете Strv S, но в итоге от автоматической пушки отказались. Командирская башенка перекочевала на Strv 103 установочной партии, позже ее заменили на более совершенную конструкцию.
  • Ещё одним характерным решением Strv S является использование раздельных люков для механика-водителя и его помощника. Уже на первых Strv 103 от такой конструкции отказались и сделали один большой люк с хитрой системой поднимания-закрывания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий