Венцом немецких самоходных гаубиц периода Второй мировой войны была самоходная установка Hummel (с немецкого — «Шмель»). Полное наименование САУ — 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel. Всего с 1943 по 1945 гг. было выпущено более 700 самоходок данного типа. Они вооружались достаточно мощной немецкой 150-мм гаубицей 15 cm sFH 18, отличающейся отличной баллистикой, и хорошо зарекомендовали себя на полях сражений.
В начале сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились все аргументы в пользу создания в Германии единого танка на базе машин PzKpfw III и PzKpfw IV. В результате в начале 1942 года было спроектировано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Правда, уже в марте 1942 года, после установки новой 75-мм длинноствольной пушки на танк Pz. IV Ausf. F2, проект создания «единого танка» был закрыт. Созданное в рамках работ по данному проекту шасси было решено использовать в дальнейшем, как базу для самоходной артиллерийской установки, которую планировалось вооружить мощной 150-мм гаубицей sFH 18. Проектированием новой самоходной гаубицы занимались специалисты компании Alkett. В июле разработанный проект новой САУ был одобрен, было запланировано выпустить не менее 200 самоходок данного типа. Производство новых самоходных гаубиц было развернуто на заводе компании «Deutsche Eisenwerke» в Дуйсбурге, где в феврале 1943 года было собрано 5 первых установок.
В начале сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились все аргументы в пользу создания в Германии единого танка на базе машин PzKpfw III и PzKpfw IV. В результате в начале 1942 года было спроектировано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Правда, уже в марте 1942 года, после установки новой 75-мм длинноствольной пушки на танк Pz. IV Ausf. F2, проект создания «единого танка» был закрыт. Созданное в рамках работ по данному проекту шасси было решено использовать в дальнейшем, как базу для самоходной артиллерийской установки, которую планировалось вооружить мощной 150-мм гаубицей sFH 18. Проектированием новой самоходной гаубицы занимались специалисты компании Alkett. В июле разработанный проект новой САУ был одобрен, было запланировано выпустить не менее 200 самоходок данного типа. Производство новых самоходных гаубиц было развернуто на заводе компании «Deutsche Eisenwerke» в Дуйсбурге, где в феврале 1943 года было собрано 5 первых установок.
Разработанная конструкторами компании Alkett машина Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel предусматривала использование максимально возможного числа уже имеющихся узлов и агрегатов, отбирались лучшие системы серийных немецких танков. Внешний облик ходовой части в большей степени соответствовал шасси танка PzKpfw. IV Ausf.F, а вот внутренняя начинка большей частью повторяла другой немецкий средний танк PzKpfw. III Ausf.J.
От танка PzKpfw. IV немецкие конструкторы взяли несколько измененный корпус, ходовую часть с опорными и поддерживающими катками, подвеску, ленивцы, гусеницы, устройство натяжения траков и т.д. От танка PzKpfw. III машине достались силовая установка — карбюраторный 12-цилиндровый двигатель Майбах HL-120TRM и трансмиссия SSG-77, ведущие колеса, тормозные устройства, а также механизмы управления. Специально для самоходки были заново спроектированы валы, передающие мощность от двигателя, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, выхлопные патрубки, а также зимнее оборудование.
Самоходная гаубица Hummel была конструктивно аналогична противотанковой самоходной установке «Nashorn» (носорог), однако вместо 88-мм противотанковой пушки в ее рубке устанавливалась качающаяся часть тяжелой полевой гаубицы sFH 18/1. Корпус «Хуммеля» производился из катанных бронелистов толщиной от 15 мм до 30 мм. Боевое отделение находилось в кормовой части (броневая рубка) самоходки, моторно-трансмиссионное отделение было расположено посередине корпуса, а отделение управления — спереди. Расположенная в центральной и кормовых частях боевой машины броневая рубка была открыта сверху. Толщина ее стенок составляла 10 мм. Для удобства посадки расчета, а также погрузки боекомплекта в задней стенке рубки была расположена двухстворчатая дверь. Для защиты от непогоды и осадков экипаж самоходной гаубицы мог установить над рубкой брезентовый тент.
Основным вооружением самоходки была 150-мм тяжелая полевая гаубица sFH 18/1 c длиной ствола 30 калибров (4440 мм). Основным достоинством данного орудия была отличная баллистика. С 1933 по 1945 год в Германии было выпущено более 5,4 тыс. гаубиц данного типа. Данная модель являлась основной немецкой гаубицей дивизионного уровня, а также была первым образцом немецкого артиллерийского вооружения, в котором для увеличения дальности стрельбы могли использоваться снаряды с реактивным ускорителем. Установленная в броневой рубке «Хумеля» такая гаубица имела угол горизонтальной наводки — 30 градусов, углы вертикальной наводки составляли от -3 до +42 градусов.
Для стрельбы из орудия чаще всего использовались осколочно-фугасные снаряды, реже дымовые, также имелись бронебойные и бетонобойные снаряды. Масса осколочно-фугасного снаряда составляла 43,5 кг, максимальная дальность стрельбы — 12 250 метров. В качестве вспомогательного оружия на самоходке имелся один 7,92-мм пулемет — это мог быть или MG 34, или MG 42 и два пистолета-пулемета MP 38/40. Боекомплект САУ Hummel состоял из 18 выстрелов и 600 патронов к пулемету. В связи с тем, что использовались выстрелы раздельного заряжания, скорострельность «Шмеля» была сравнительно небольшой.
Ходовая часть состояла из 8 сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм и четырех сдвоенных поддерживающих катков (на большинстве машин обрезиненных), а также ведущего колеса и ленивца применительно к каждому борту. Опорные катки блокировались попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах.
Ограниченный возимый боекомплект, который состоял всего из 18 выстрелов, стал причиной постройки специальных транспортеров боеприпасов на той же базе. В итоге около 22% всех выпущенных САУ были построены именно в этом варианте. При этом конструкция транспортеров боеприпасов почти не отличалась от конструкции САУ, сохранялась даже возможность установки на них гаубицы непосредственно в полевых условиях. Всего с 1943 года и до конца войны было выпущено до 724 самоходных гаубиц «Хумель» и 157 транспортеров боеприпасов. То есть на каждые 4-5 самоходок приходился всего один транспортер боеприпасов, который перевозил 90 выстрелов. Этого количества транспортеров было явно недостаточно, но немецкая промышленность не могла себе позволить больших объемов выпуска подобной вспомогательной техники, не хватало танковых шасси.
Для ведения огня из самоходки использовались те же прицелы, что и в полевой артиллерии, доставшиеся в наследство от гаубицы sFH 18. Но в отличие от полевой артиллерии самоходка была в состоянии в любой момент открыть огонь, обладала высокой маневренностью и хорошей проходимостью, то есть обладала всеми теми качествами, которые были необходимы для поддержки танков в бою. Самоходная установка Hummel могла уничтожать любые типы целей, в том числе и огнем прямой наводкой, поэтому спрос на нее в войсках, как на дополнительное средство огневой поддержки, был достаточно велик. Однако германская промышленность не могла удовлетворить потребность войск в полном объеме, поэтому часто данные САУ поступили на вооружение только элитных подразделений, к которым относили танковые и панцергренадерские дивизии войск СС.
Артиллерийский полк немецкой танковой дивизии согласно штатному расписанию состоял из трех дивизионов и штабной батареи. Два дивизиона вооружались обычными буксируемыми орудиями, третий был самоходным. Обычно он состоял из двух батарей 105-мм САУ Wespe (12 штук) и одной батареи 150-мм САУ Hummel (6 штук). Каждая батарея тяжелых САУ «Хуммель» должна была по штату иметь два транспорта боеприпасов, построенных на их базе. Они перевозили до 90 выстрелов и по сути были той же самоходкой, но без вооружения и с заделанной бронелистом орудийной амбразурой в боевой рубке.
Первые самоходные установки Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года. Они массово использовались немцами, начиная с битвы на Курской дуге летом 1943 года. В дальнейшем они активно воевали на всех фронтах Второй мировой войны вплоть до ее окончания. По данным на 10 апреля 1945 года немецкая армия все еще располагала 168 самоходками данного типа. Хотя основным предназначением данных самоходных гаубиц было ведение огня с закрытых позиций, использование их для непосредственной поддержки пехоты и танков огнем прямой наводкой не являлось столь уж редким явлением. В этом качестве самоходки впервые использовались уже во время сражения на Курской дуге.
В целом данная самоходная гаубица была чрезвычайно мощным и эффективным оружием. Экипажи хвалили машину именно за мощность орудия, а также надежность. При этом отмечалось, что мощности двигателя Maybach HL 120 TR для потяжелевшей машины уже иногда не хватает, но для САУ это было не столь критично. Основным же недостатком являлся небольшой возимый боекомплект, который состоял всего из 18 выстрелов.
После завершения Второй мировой войны большая часть сохранившихся в сражениях самоходок Hummel была отправлена на слом и переплавку. До наших дней сохранилось 5 боевых машин данного типа, три из них находятся в музеях Германии, по одной можно встретить в США и Франции, в последней САУ представлена в коллекции танкового музея в Сомюре.
Тактико-технические характеристики Hummel:
Габаритные размеры: общая длина (с орудием) — 8440 мм, ширина — 2950 мм, высота — 2940 мм, клиренс — 400 мм.
Боевая масса — 23,5 т.
Бронирование — от 10 до 30 мм.
Вооружение — 150-мм гаубица 15 cm sFH 18/1 L/30 и 7,92-мм пулемет MG34/42.
Боекомплект — 18 выстрелов и 600 патронов к пулемету.
Силовая установка — 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 120 TR жидкостного охлаждения мощностью 265-300 л.с.
Максимальная скорость — 42 км/ч (по шоссе), средняя — 25 км/ч.
Запас топлива — 470 л.
Запас хода — 215 км (по шоссе), 130 км (по пересеченной местности).
Экипаж — 7 человек.
Источники информации:
http://vspomniv.ru/technics/126.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G02_Hummel/История
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/hummel.htm
Материалы из открытых источников
От танка PzKpfw. IV немецкие конструкторы взяли несколько измененный корпус, ходовую часть с опорными и поддерживающими катками, подвеску, ленивцы, гусеницы, устройство натяжения траков и т.д. От танка PzKpfw. III машине достались силовая установка — карбюраторный 12-цилиндровый двигатель Майбах HL-120TRM и трансмиссия SSG-77, ведущие колеса, тормозные устройства, а также механизмы управления. Специально для самоходки были заново спроектированы валы, передающие мощность от двигателя, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, выхлопные патрубки, а также зимнее оборудование.
Самоходная гаубица Hummel была конструктивно аналогична противотанковой самоходной установке «Nashorn» (носорог), однако вместо 88-мм противотанковой пушки в ее рубке устанавливалась качающаяся часть тяжелой полевой гаубицы sFH 18/1. Корпус «Хуммеля» производился из катанных бронелистов толщиной от 15 мм до 30 мм. Боевое отделение находилось в кормовой части (броневая рубка) самоходки, моторно-трансмиссионное отделение было расположено посередине корпуса, а отделение управления — спереди. Расположенная в центральной и кормовых частях боевой машины броневая рубка была открыта сверху. Толщина ее стенок составляла 10 мм. Для удобства посадки расчета, а также погрузки боекомплекта в задней стенке рубки была расположена двухстворчатая дверь. Для защиты от непогоды и осадков экипаж самоходной гаубицы мог установить над рубкой брезентовый тент.
150-мм гаубица 15 cm sFH 18
Основным вооружением самоходки была 150-мм тяжелая полевая гаубица sFH 18/1 c длиной ствола 30 калибров (4440 мм). Основным достоинством данного орудия была отличная баллистика. С 1933 по 1945 год в Германии было выпущено более 5,4 тыс. гаубиц данного типа. Данная модель являлась основной немецкой гаубицей дивизионного уровня, а также была первым образцом немецкого артиллерийского вооружения, в котором для увеличения дальности стрельбы могли использоваться снаряды с реактивным ускорителем. Установленная в броневой рубке «Хумеля» такая гаубица имела угол горизонтальной наводки — 30 градусов, углы вертикальной наводки составляли от -3 до +42 градусов.
Для стрельбы из орудия чаще всего использовались осколочно-фугасные снаряды, реже дымовые, также имелись бронебойные и бетонобойные снаряды. Масса осколочно-фугасного снаряда составляла 43,5 кг, максимальная дальность стрельбы — 12 250 метров. В качестве вспомогательного оружия на самоходке имелся один 7,92-мм пулемет — это мог быть или MG 34, или MG 42 и два пистолета-пулемета MP 38/40. Боекомплект САУ Hummel состоял из 18 выстрелов и 600 патронов к пулемету. В связи с тем, что использовались выстрелы раздельного заряжания, скорострельность «Шмеля» была сравнительно небольшой.
Ходовая часть состояла из 8 сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм и четырех сдвоенных поддерживающих катков (на большинстве машин обрезиненных), а также ведущего колеса и ленивца применительно к каждому борту. Опорные катки блокировались попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах.
Самоходчики 12-й танковой дивизии вермахта загорают на броне САУ «Хуммель» в Курляндии, фото: waralbum.ru
Ограниченный возимый боекомплект, который состоял всего из 18 выстрелов, стал причиной постройки специальных транспортеров боеприпасов на той же базе. В итоге около 22% всех выпущенных САУ были построены именно в этом варианте. При этом конструкция транспортеров боеприпасов почти не отличалась от конструкции САУ, сохранялась даже возможность установки на них гаубицы непосредственно в полевых условиях. Всего с 1943 года и до конца войны было выпущено до 724 самоходных гаубиц «Хумель» и 157 транспортеров боеприпасов. То есть на каждые 4-5 самоходок приходился всего один транспортер боеприпасов, который перевозил 90 выстрелов. Этого количества транспортеров было явно недостаточно, но немецкая промышленность не могла себе позволить больших объемов выпуска подобной вспомогательной техники, не хватало танковых шасси.
Для ведения огня из самоходки использовались те же прицелы, что и в полевой артиллерии, доставшиеся в наследство от гаубицы sFH 18. Но в отличие от полевой артиллерии самоходка была в состоянии в любой момент открыть огонь, обладала высокой маневренностью и хорошей проходимостью, то есть обладала всеми теми качествами, которые были необходимы для поддержки танков в бою. Самоходная установка Hummel могла уничтожать любые типы целей, в том числе и огнем прямой наводкой, поэтому спрос на нее в войсках, как на дополнительное средство огневой поддержки, был достаточно велик. Однако германская промышленность не могла удовлетворить потребность войск в полном объеме, поэтому часто данные САУ поступили на вооружение только элитных подразделений, к которым относили танковые и панцергренадерские дивизии войск СС.
Артиллерийский полк немецкой танковой дивизии согласно штатному расписанию состоял из трех дивизионов и штабной батареи. Два дивизиона вооружались обычными буксируемыми орудиями, третий был самоходным. Обычно он состоял из двух батарей 105-мм САУ Wespe (12 штук) и одной батареи 150-мм САУ Hummel (6 штук). Каждая батарея тяжелых САУ «Хуммель» должна была по штату иметь два транспорта боеприпасов, построенных на их базе. Они перевозили до 90 выстрелов и по сути были той же самоходкой, но без вооружения и с заделанной бронелистом орудийной амбразурой в боевой рубке.
Немецкая 150-мм самоходная гаубица «Хуммель», уничтоженная советскими войсками в немецком городе Бриг, фото: waralbum.ru
Первые самоходные установки Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года. Они массово использовались немцами, начиная с битвы на Курской дуге летом 1943 года. В дальнейшем они активно воевали на всех фронтах Второй мировой войны вплоть до ее окончания. По данным на 10 апреля 1945 года немецкая армия все еще располагала 168 самоходками данного типа. Хотя основным предназначением данных самоходных гаубиц было ведение огня с закрытых позиций, использование их для непосредственной поддержки пехоты и танков огнем прямой наводкой не являлось столь уж редким явлением. В этом качестве самоходки впервые использовались уже во время сражения на Курской дуге.
В целом данная самоходная гаубица была чрезвычайно мощным и эффективным оружием. Экипажи хвалили машину именно за мощность орудия, а также надежность. При этом отмечалось, что мощности двигателя Maybach HL 120 TR для потяжелевшей машины уже иногда не хватает, но для САУ это было не столь критично. Основным же недостатком являлся небольшой возимый боекомплект, который состоял всего из 18 выстрелов.
После завершения Второй мировой войны большая часть сохранившихся в сражениях самоходок Hummel была отправлена на слом и переплавку. До наших дней сохранилось 5 боевых машин данного типа, три из них находятся в музеях Германии, по одной можно встретить в США и Франции, в последней САУ представлена в коллекции танкового музея в Сомюре.
Тактико-технические характеристики Hummel:
Габаритные размеры: общая длина (с орудием) — 8440 мм, ширина — 2950 мм, высота — 2940 мм, клиренс — 400 мм.
Боевая масса — 23,5 т.
Бронирование — от 10 до 30 мм.
Вооружение — 150-мм гаубица 15 cm sFH 18/1 L/30 и 7,92-мм пулемет MG34/42.
Боекомплект — 18 выстрелов и 600 патронов к пулемету.
Силовая установка — 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 120 TR жидкостного охлаждения мощностью 265-300 л.с.
Максимальная скорость — 42 км/ч (по шоссе), средняя — 25 км/ч.
Запас топлива — 470 л.
Запас хода — 215 км (по шоссе), 130 км (по пересеченной местности).
Экипаж — 7 человек.
Источники информации:
http://vspomniv.ru/technics/126.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G02_Hummel/История
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/hummel.htm
Материалы из открытых источников
Комментариев нет:
Отправить комментарий