Свои попытки построить мощную самоходную артиллерийскую установку предприняла во время Второй мировой войны и Япония. Правда, танкостроение явно не было главным козырем страны восходящего солнца. Японские инженеры создали свою самоходную артиллерийскую установку класса самоходных гаубиц «Хо-Ро» еще в начале 1940-х годов, базой для самоходки стал средний японский танк «Чи-Ха». Выпускалась она очень скромной серией, по разным данным, до 1943 года было построено всего от 12 до 25 САУ данного типа.
На протяжении всей Второй мировой войны японская армия почти не получала самоходных артиллерийских установок, так как длительное время на них не было ни спроса, ни четких спецификаций. Пока в 1931-1938 годах шли активные боевые действия в Китае, ни армия, ни флот Японии не чувствовали потребности в мобильной артиллерии, так как с поставленными задачами они справлялись при помощи обыкновенной полевой артиллерии и танков. Первый тревожный «звонок» для японского командования прозвучал только во время боев, которые велись в Голландской Ост-Индии (Индонезия) и в Новой Гвинее, где местность не особо располагала к использованию обычной буксируемой артиллерии. После этого и был получен заказ на разработку самоходной артиллерийской установки огневой поддержки.
На протяжении всей Второй мировой войны японская армия почти не получала самоходных артиллерийских установок, так как длительное время на них не было ни спроса, ни четких спецификаций. Пока в 1931-1938 годах шли активные боевые действия в Китае, ни армия, ни флот Японии не чувствовали потребности в мобильной артиллерии, так как с поставленными задачами они справлялись при помощи обыкновенной полевой артиллерии и танков. Первый тревожный «звонок» для японского командования прозвучал только во время боев, которые велись в Голландской Ост-Индии (Индонезия) и в Новой Гвинее, где местность не особо располагала к использованию обычной буксируемой артиллерии. После этого и был получен заказ на разработку самоходной артиллерийской установки огневой поддержки.
В качестве базы для новой САУ было решено использовать шасси среднего танка «Чи-Ха», как наиболее приспособленного на тот момент времени к установке на него тяжелых артиллерийских систем. Стоит отметить, что средний танк «Чи-Ха» стал вторым по массовости японским танком периода Второй мировой войны, именно эта боевая машина составляла основу японских бронетанковых войск и активно использовалась на всех ТВД, на которых вели боевые действия японские части.
В целом японская программа создания САУ была неплохо продумана и соответствовала вызовам своего времени. Всего с 1938 по 1942 годы в Японии велась разработка самоходных артиллерийских установок трех основных типов: самоходные 75-мм и 77-мм противотанковые пушки; самоходные гаубицы и мортиры калибра 75-мм, 105-мм, 150-мм и даже 300-мм; самоходные зенитные установки калибра 20-мм и 37-мм. Все САУ планировалось создавать на шасси уже освоенных японской промышленностью легких и средних танков. Однако планы японского командования и их реализация имели под собой не так много общего, как хотелось бы японским военным. В Японии было собрано крайне ограниченное количество самоходок — немногим более 150 машин всех типов.
Самоходная гаубица «Хо-Ро» была спроектирована еще в 1939 или 1940 году. Выпуск данной самоходки начался в 1941 году одновременно с САУ «Хо-Ни», которая вооружалась 75-мм пушкой и могла использоваться в качестве противотанковой установки. Обе самоходки создавались для оснащения танковых дивизий японской армии. Орудия устанавливались в открытой сзади и сверху клепанной рубке, которая размещалась в средней части корпуса среднего танка «Чи-Ха» вместо вращающейся башни. При этом базовое танковое шасси и силовая установка изменений практически не претерпели. Бронирование корпуса также соответствовало базовому танку, лобовое бронирование корпуса не превышало 27 мм, борта и корма имели толщину 20 мм.
Ходовая часть САУ «Хо-Ро» применительно на один борт состояла из 6 опорных катков с подвеской типа Хара; трех поддерживающих катков; ведущего переднего колеса и заднего направляющего. В качестве силовой установки выступал 12-цилиндровый двухтактный танковый дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 170 л.с. Данный мотор был специально разработан японскими инженерами для среднего танка «Чи-Ха». Дизельные двигатели стали стандартом для японской бронетехники еще в середине 1930-х годов. Усилия японских конструкторов в данном направлении были напрямую обусловлены постоянным дефицитом топлива, который ощущался в Японии, поэтому ставка была сделана именно на дизельные моторы, которые отличались лучшей экономичностью в сравнении с бензиновыми двигателями, а также меньшей пожароопасностью.
Основным вооружением самоходной установки «Хо-Ро» стала полевая 150-мм гаубица тип 38 модели еще 1905 года. Как буксируемое орудие полевой артиллерии она уже считалась устаревшей, но в самоходном варианте, по мнению японских конструкторов, могла стать довольно эффективным средством огневой поддержки. Данная гаубица выпускалась в Японии по лицензии немецкой компании «Крупп». Вес осколочно-фугасного снаряда данной гаубицы составлял 36 кг, начальная скорость полета снаряда — 290 м/с. Скорострельность доходила до 5 выстрелов в минуту. Дальность ведения огня при угле возвышения орудия до 30 градусов не превышала 5970 метров.
Гаубица была установлена в открытой сзади и сверху рубке с лобовым бронированием 25 мм. В отличие от САУ «Хо-Ни» наклонный лобовой лист рубки самоходной гаубицы «Хо-Ро» также был и верхним лобовым листом корпуса. Механик-водитель самоходки имел в своем распоряжении смотровую щель в нижней части листа. Расчет мог вести наблюдение за местностью поверх рубки, а также через специальные смотровые люки с откидными крышками, расположенными в лобовом и бортовом листах рубки. На особой стойке в корпусе в качестве дополнительного вооружения мог быть установлен зенитный пулемет. Экипаж самоходной артиллерийской установки состоял из 5 человек.
Заказ на САУ «Хо-Ро» был весьма скромным даже по японским меркам. Всего по разным данным в Японии до 1943 года было собрано от 12 до 25 таких боевых машин, которые, однако, периодически использовались в боевых действиях против американских войск на тихоокеанских островах. Данные САУ были сведены в батареи из четырех установок. Последнее их массовое использование в боевых действиях приходится, по всей видимости, на декабрь 1944 года, они применялись в боях на филиппинском острове Лусон. Последние две самоходки были уничтожены американской артиллерией в битве за Окинаву весной 1945 года.
Японская самоходная гаубица «Хо-Ро» обладала рядом недостатков. В частности ее бронирование было достаточно слабым. Броня рубки толщиной 25 мм во лбу и 12 мм по бортам прикрывала только казенник гаубицы, мехвода и наводчика, остальные члены экипажа САУ бронезащиты с бортов не имели. Вес самоходной установки превышал 16 тонн, что в совокупности с установленным двигателем давало удельную мощность не более 10,6 л.с. на тонну, что для самоходки было в целом приемлемым показателем, но и резвой ее назвать было трудно. К тому же в условиях жаркого тихоокеанского климата двигатель довольно быстро перегревался, что также доставляло экипажу определенные трудности.
Тактико-технические характеристики «Хо-Ро»:
Габаритные размеры: длина корпуса — 5,52 м, ширина корпуса — 2,33 м, высота — 2,36 м, клиренс — 0,4 м.
Боевая масса — 16,3 т.
Бронирование — 12-25 мм.
Вооружение — 150-мм гаубица Тип 38.
Силовая установка — 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель Mitsubishi воздушного охлаждения мощностью 170 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 200 км.
Экипаж — 5 человек.
Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/japan/ho-ro.htm
https://military.wikireading.ru/56631
http://www.tank2.ru/country/japan/samhodust/horosau
Материалы из открытых источников
В целом японская программа создания САУ была неплохо продумана и соответствовала вызовам своего времени. Всего с 1938 по 1942 годы в Японии велась разработка самоходных артиллерийских установок трех основных типов: самоходные 75-мм и 77-мм противотанковые пушки; самоходные гаубицы и мортиры калибра 75-мм, 105-мм, 150-мм и даже 300-мм; самоходные зенитные установки калибра 20-мм и 37-мм. Все САУ планировалось создавать на шасси уже освоенных японской промышленностью легких и средних танков. Однако планы японского командования и их реализация имели под собой не так много общего, как хотелось бы японским военным. В Японии было собрано крайне ограниченное количество самоходок — немногим более 150 машин всех типов.
Самоходная гаубица «Хо-Ро» была спроектирована еще в 1939 или 1940 году. Выпуск данной самоходки начался в 1941 году одновременно с САУ «Хо-Ни», которая вооружалась 75-мм пушкой и могла использоваться в качестве противотанковой установки. Обе самоходки создавались для оснащения танковых дивизий японской армии. Орудия устанавливались в открытой сзади и сверху клепанной рубке, которая размещалась в средней части корпуса среднего танка «Чи-Ха» вместо вращающейся башни. При этом базовое танковое шасси и силовая установка изменений практически не претерпели. Бронирование корпуса также соответствовало базовому танку, лобовое бронирование корпуса не превышало 27 мм, борта и корма имели толщину 20 мм.
Ходовая часть САУ «Хо-Ро» применительно на один борт состояла из 6 опорных катков с подвеской типа Хара; трех поддерживающих катков; ведущего переднего колеса и заднего направляющего. В качестве силовой установки выступал 12-цилиндровый двухтактный танковый дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 170 л.с. Данный мотор был специально разработан японскими инженерами для среднего танка «Чи-Ха». Дизельные двигатели стали стандартом для японской бронетехники еще в середине 1930-х годов. Усилия японских конструкторов в данном направлении были напрямую обусловлены постоянным дефицитом топлива, который ощущался в Японии, поэтому ставка была сделана именно на дизельные моторы, которые отличались лучшей экономичностью в сравнении с бензиновыми двигателями, а также меньшей пожароопасностью.
Основным вооружением самоходной установки «Хо-Ро» стала полевая 150-мм гаубица тип 38 модели еще 1905 года. Как буксируемое орудие полевой артиллерии она уже считалась устаревшей, но в самоходном варианте, по мнению японских конструкторов, могла стать довольно эффективным средством огневой поддержки. Данная гаубица выпускалась в Японии по лицензии немецкой компании «Крупп». Вес осколочно-фугасного снаряда данной гаубицы составлял 36 кг, начальная скорость полета снаряда — 290 м/с. Скорострельность доходила до 5 выстрелов в минуту. Дальность ведения огня при угле возвышения орудия до 30 градусов не превышала 5970 метров.
Японские артиллеристы ведут огонь из 150-мм гаубицы Тип 38 во время боев за китайский город Сямынь, фото: waralbum.ru
Гаубица была установлена в открытой сзади и сверху рубке с лобовым бронированием 25 мм. В отличие от САУ «Хо-Ни» наклонный лобовой лист рубки самоходной гаубицы «Хо-Ро» также был и верхним лобовым листом корпуса. Механик-водитель самоходки имел в своем распоряжении смотровую щель в нижней части листа. Расчет мог вести наблюдение за местностью поверх рубки, а также через специальные смотровые люки с откидными крышками, расположенными в лобовом и бортовом листах рубки. На особой стойке в корпусе в качестве дополнительного вооружения мог быть установлен зенитный пулемет. Экипаж самоходной артиллерийской установки состоял из 5 человек.
Заказ на САУ «Хо-Ро» был весьма скромным даже по японским меркам. Всего по разным данным в Японии до 1943 года было собрано от 12 до 25 таких боевых машин, которые, однако, периодически использовались в боевых действиях против американских войск на тихоокеанских островах. Данные САУ были сведены в батареи из четырех установок. Последнее их массовое использование в боевых действиях приходится, по всей видимости, на декабрь 1944 года, они применялись в боях на филиппинском острове Лусон. Последние две самоходки были уничтожены американской артиллерией в битве за Окинаву весной 1945 года.
Японская самоходная гаубица «Хо-Ро» обладала рядом недостатков. В частности ее бронирование было достаточно слабым. Броня рубки толщиной 25 мм во лбу и 12 мм по бортам прикрывала только казенник гаубицы, мехвода и наводчика, остальные члены экипажа САУ бронезащиты с бортов не имели. Вес самоходной установки превышал 16 тонн, что в совокупности с установленным двигателем давало удельную мощность не более 10,6 л.с. на тонну, что для самоходки было в целом приемлемым показателем, но и резвой ее назвать было трудно. К тому же в условиях жаркого тихоокеанского климата двигатель довольно быстро перегревался, что также доставляло экипажу определенные трудности.
Тактико-технические характеристики «Хо-Ро»:
Габаритные размеры: длина корпуса — 5,52 м, ширина корпуса — 2,33 м, высота — 2,36 м, клиренс — 0,4 м.
Боевая масса — 16,3 т.
Бронирование — 12-25 мм.
Вооружение — 150-мм гаубица Тип 38.
Силовая установка — 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель Mitsubishi воздушного охлаждения мощностью 170 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 200 км.
Экипаж — 5 человек.
Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/japan/ho-ro.htm
https://military.wikireading.ru/56631
http://www.tank2.ru/country/japan/samhodust/horosau
Материалы из открытых источников
Комментариев нет:
Отправить комментарий