воскресенье, 7 октября 2018 г.

Немецкая реактивная артиллерия в годы войны. Часть 1-я


Созданные перед Второй Мировой войной в Германии реактивные системы залпового огня (РСЗО) изначально предназначались для стрельбы снарядами, снаряженными боевыми отравляющими веществами и снарядами с дымообразующим составом для постановки дымовых завес. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что советская РСЗО БМ-13 (прославленная «Катюша») создавалась с аналогичными целями. Это нашло отражение в названии первой германской серийной 150-мм РСЗО — Nebelwerfer или «дымовой миномет типа D». Буквальный перевод названия «Nebelwerfer» с немецкого — «Туманомёт».

15-cm Nebelwerfer 41





Во время Второй Мировой Германия, уступая союзникам по суммарным запасам накопленного химоружия, имела значительное качественное превосходство в этой области. Традиционно высокий уровень развития германской химической промышленности и наличие отличной теоретической базы позволили немецким химикам в конце 30-х годов совершить прорыв в области боевых отравляющих веществ. В ходе исследований по созданию средств по борьбе с насекомыми был открыт самый смертоносный вид отравляющих веществ, состоявших на вооружении — нервно-паралитические яды. Первоначально было синтезировано вещество, ставшее впоследствии известное как «Табун». Позже были созданы и производились в промышленных масштабах ещё более ядовитые: «Зарин» и «Зоман».



К счастью для союзных армий, применение против них отравляющих веществ не состоялось. Германия, обреченная на поражение в войне обычными средствами, не попыталась переломить ход войны в свою пользу с помощью новейшего химического оружия. По этой причине германские РСЗО использовали для стрельбы только осколочно-фугасные, зажигательные, дымовые и агитационные мины.



Испытания шестиствольного 150-мм миномёта начались в 1937 году. Установка состояла из пакета шести трубчатых направляющих, смонтированных на переделанном лафете 37-мм противотанкового орудия 3.7 cm PaK 36. Шесть стволов длиной 1,3 метра объединялись в блок с помощью передней и задней обойм. Лафет снабжался подъемным механизмом с максимальным углом возвышения 45 градусов и поворотным механизмом, обеспечивавшем угол горизонтального обстрела до 24 градусов.
В боевом положении колеса вывешивались, лафет опирался на сошки раздвижных станин и откидной передний упор. 







Боевая масса в снаряженном положении достигла 770 кг, в походном положении этот показатель равнялся 515 кг. На небольшие расстояния установка могла перекатываться силами расчёта.







Для стрельбы использовались 150-мм турбореактивные мины (ракеты). Боевая часть располагалась в хвостовой части, а в передней — реактивный двигатель, снабженный перфорированным дном с 26 наклонными отверстиями (соплами, наклоненными под углом 14 градусов). На двигатель надевался баллистический кожух. Стабилизация снаряда в воздухе происходила за счёт наклонно расположенных сопел, обеспечивающих вращение со скоростью около 1000 об/сек.







Основным отличием немецких ракет от советских был способ стабилизации в полёте. Турбореактивные ракеты имели более высокую кучность, так как такой способ стабилизации позволял заодно и компенсировать эксцентриситет тяги двигателя. К тому же можно было использовать более короткие направляющие, так как, в отличие от ракет, стабилизируемых оперением, эффективность стабилизации не зависела от начальной скорости ракеты. Но из-за того, что часть энергии истекающих газов тратилась на раскручивание снаряда, дальность его полета была меньше, чем снаряда с оперением.







При заряжании реактивных мин с казённой части снаряды фиксировались специальными держателями, после чего в одно из сопел втыкается электрозапал. После наведения миномёта на цель расчёт уходил в укрытие и с помощью блока запуска вёл огонь сериями по 3 мины. Воспламенение электрозапала при запуске происходит дистанционно, от аккумулятора транспортного средства, буксирующего установку. Залп продолжался около 10 секунд. Время перезарядки — до 1,5 минут (готовность к следующему залпу).



Первоначально в качестве реактивного топлива использовали спрессованный под высокой температурой (в точке плавления серы) черный порох. Невысокая прочность бруска пороха и наличие в нём значительного количества пустот вело к образованию трещин, что приводило к частым авариям при запуске. Кроме того, горение этого топлива сопровождалось обильным дымом. Бруски из черного пороха в 1940 году заменили на трубчатые шашки, изготовленные из бездымного диглеколевого пороха, обладавшего лучшими энергетическими качествами. Как правило, использовалось семь пороховых шашек.



Максимальная дальность полета весящей 34,15 кг (дымовая — 35,48 кг) ракеты составляла 6700-6800 метров при наибольшей скорости полета 340 м/с. Nebelwerfer обладал очень неплохой для РСЗО того времени точностью. На дальности 6000 м, рассевание снарядов по фронту — 60-90 м, по дальности — 80-100 м. Разлет осколков осколочно-фугасной мины составлял 40 метров по фронту и 13 метров вперед от места разрыва. В целях достижения максимального поражающего эффекта предписывалась стрельба только побатарейно или подивизионно.







Первые части, на вооружении которых состояли шестиствольные миномёты, были сформированы в начале 1940 года. Впервые это оружие было применено немцами во время французской кампании. В 1942 году, после поступления на вооружение РСЗО 28/32 cm Nebelwerfer 41, установка была переименована в 15-cm Nb.W. 41(15-cm Nebelwerfer 41).



В 1942 году в составе немецкой армии были развернуты три полка (Nebelwerferregiment), а также девять отдельных дивизионов (Nebelwerfeabteilung). В составе дивизиона числилось по три по 6 ПУ, полк состоял из трех дивизионов (54 «Небельверфера»). С 1943 года батареи 150-мм реактивных минометов (по 6 ПУ) начали включать в состав легких дивизионов артполков пехотных дивизий, заменяя в них 105-мм полевые гаубицы. Как правило, одна дивизия располагала двумя батареями РСЗО, однако в некоторых случаях их численность была доведена до трехбатарейного дивизиона. Кроме усиления артиллерии пехотных дивизий, немцы формировали и отдельные части реактивных минометов.
Всего немецкая промышленность сумела произвести 5283 шестиствольные 150-мм установки Nebelwerfer 41 и 5,5 млн. ракет к ним.



Относительно лёгкие, имеющие высокую огневую мощь РСЗО Nebelwerfer хорошо себя проявили во время высадки на Крит (операция «Меркурий»). На Восточном фронте они, находясь на вооружении 4-го химического полка особого назначения, с первых часов войны использовались для обстрела Брестской крепости, выпустив свыше 2880 реактивных фугасных мин.



Из-за характерного звука летящих снарядов Nebelwerfer 41 получил у советских солдат прозвище «ишак». Другое разговорное название — «Ванюша» (по аналогии с «Катюшей»).







Большим недостатком немецкого 150-мм шестиствольного миномёта был характерный, хорошо заметный дымный след при стрельбе, служащий отличным ориентиром для артиллерии противника. Учитывая невысокую мобильность Nebelwerfer 41, часто этот недостаток становился фатальным.







Для повышения мобильности и защищённости расчёта в 1942 году на базе полугусеничного грузового автомобиля Opel Maultier была создана самоходная РСЗО 15cm Panzerwerfer 42 Auf.Sf ли Sd.Kfz.4/1 с боевой массой 7,25 тонны. Пусковая установка состояла из десяти стволов, расположенных в два ряда, соединённых в один блок двумя обоймами и кожухом.




15cm Panzerwerfer 42 Auf.Sf




Panzerwerfer 42 была защищена 6-8-мм противоосколочной бронёй. Для самообороны и стрельбы по зенитным целям над кабиной водителя имеется кронштейн для установки 7,92-мм пулемёта MG-34. Экипаж состоял из четырёх человек: командир машины (он же радист), наводчик, заряжающий и водитель.







В ходе серийного производства в 1943—1944 годах было выпущено 296 боевых машин, а также 251 подвозчик боеприпасов к ним на той же базе. Panzerwerfer активно использовались германскими войсками вплоть до конца войны.







Кроме шасси «Опеля», вариант самоходной РСЗО выпускался на базе стандартного 3-тонного армейского тягача (3-ton schwerer Wehrmachtschlepper), полугусеничного бронетранспортера, применявшегося в войсках для перевозки боеприпасов. Серийное производство велось с 1944 года фирмами «Bussing-NAG» и «Tatra». Оно продолжались до самого конца войны. Машина, защищённая 15-мм бронёй, оказалась маломаневренной и тихоходной, поскольку боевая масса достигла 14 тонн.







150-мм самоходная РСЗО выпускалась так же на базе трофейного французского полугусеничного тягача SOMUA MCG/MCL.



С целью повышения разрушительного действия реактивных снарядов в 1941 году на вооружение была принята шестиствольная установка 28/32 cm Nebelwerfer 41. На колесном лафете, с нераздвижной рамной станиной, крепилась двухъярусная ствольная ферма. Направляющие вмещали в себя как 280-мм фугасные, так и 320-мм зажигательные ракеты. Масса неснаряженной установки достигала всего 500 кг (направляющие имели не трубчатую, а решетчатую конструкцию), что позволяло свободно перекатывать ее на поле боя силами расчета. Боевая масса системы: 1630 кг у миномета, снаряженного 280-мм боеприпасами, 1600 кг — 320-мм. Сектор горизонтального обстрела составлял 22 градуса, угол возвышения — 45 градусов. Залп из 6 ракет занимал 10 секунд, перезаряжание производилось в течение 2 с половиной минут.




28/32 cm Nebelwerfer 41




При создании 280-мм и 320-мм реактивных снарядов был применен хорошо отработанный двигатель от 158-мм ракеты 15cm Wurfgranеte. Так как масса и лобовое сопротивление новых реактивных снарядов были значительно больше, дальность стрельбы уменьшилась примерно в три раза и составляла 1950-2200 метров при максимальной скорости 149-153 м/с. Такая дальность позволяла вести стрельбу только по целям на линии боевого соприкосновения и в ближайшем тылу неприятеля.







280-мм фугасная ракета снаряжалась 45,4 кг взрывчатки. При прямом попадании боеприпаса в кирпичное здание оно полностью разрушалось. 







Боевая часть 320-мм зажигательной ракеты наполнялась 50 л зажигательной смеси (сырая нефть) и имела разрывной заряд взрывчатки массой 1 кг.



В ходе войны немцы сняли с вооружения зажигательные ракеты калибра 320-мм по причине их недостаточной эффективности. Кроме того, тонкостенные корпуса 320-мм зажигательных снарядов были не слишком надёжны, они часто давали протечки огнесмеси и переламывались при запуске.







280-мм и 320-мм реактивные снаряды могли применяться и без пусковых установок. Для этого было необходимо выкопать стартовую позицию. Мины в ящиках по 1-4 штуки располагались на выровненных наклонных участках почвы поверх деревянного настила. Ракеты первых выпусков при старте часто не выходили из укупорок и выстреливались вместе с ними. Поскольку деревянные ящики сильно повышали аэродинамическое сопротивление, дальность ведения огня значительно уменьшалась и возникала опасность поражения своих частей. 







Рамы, расположенные на стационарных позициях, вскоре были заменены «тяжелыми метательными приборами» (schweres Wurfgerat). Укупорки-направляющие (по четыре штуки) устанавливались на легкий рамный металлический или деревянный станок, раскладывающийся наподобие лестницы-стремянки. Рама могла располагаться под различными углами, что позволило придавать ПУ углы возвышения от 5 до 42 градусов. Боевая масса деревянной sWG 40, заряженной 280-мм ракетами, составляла 500 кг, с 320-мм боеприпасами — 488 кг. Для стальной sWG 41 эти характеристики составляли 558 и 548 кг соответственно.



Залп производился в течение 6 секунд, скорость перезарядки около 2,5 минуты. Прицельные приспособления были весьма примитивными и включали в себя только обычный угломер. Постоянные расчеты для обслуживания этих простых установок не выделялись: огонь из sWG 40/41 мог вести любой пехотинец.







Первое массовое использование пусковых установок 28/32 см Nebelwerfer 41 имело место на Восточном фронте во время германского летнего наступления в 1942 году. Особенно широко они применялись при осаде Севастополя. 



Существовал также «самоходный» вариант 28/32 см Nebelwerfer 41. По бортам гусеничного БТР Sd.Kfz.251.1 Auf.D монтировали крепления для подвешивания всех трех же деревянных пусковых рам-контейнеров (по три с каждого борта, на командирских — по два).







Вооружение БТР — два 7,92-мм пулемета (кормовой на зенитной турели) — полностью сохранялось. Рядом с пулемётом на штанге крепился примитивный прицел для грубой наводки. Такие «самоходные» РСЗО поступали преимущественно в войска СС.



Укупорки с крупнокалиберными ракетами устанавливались и на другие шасси. Так, в 1943 году несколько десятков двухместных бронированных тягачей Renault Ue, захваченных немцами в качестве трофеев в 1940 году, были переоборудованы в самоходные РСЗО.







В кормовой части машины монтировались направляющие для контейнеров с реактивными минами, а перед лобовым листом, на вынесенной вперед штанге, крепился примитивный прицел для грубой наводки оружия. Пуск ракет можно было осуществлять изнутри тягача. Экипаж — два человека. Скорость тягача упала до 22 км/ч, но в целом машина оказалась вполне надежной и неприхотливой. Весь комплекс получил наименование 28/32 cm Wurfrahmen 40 (Sf) auf Infanterieschlepper Ue 630.








Также пусковые рамы с 280/320-мм ракетами монтировались на трофейные французские танки Hotchkiss Н39.



Во время войны противоборствующие стороны неоднократно копировали друг у друга отдельные образцы техники и вооружения.



В начале 1942 года в блокадном Ленинграде был налажен выпуск реактивных мин, по своей конструкции повторявших германские 28 cm Wurfkorper Spreng и 32 cm Wurfkorper Flam. Боевые части фугасных, как нельзя лучше подходивших для условий «окопной войны» Ленинградского фронта снарядов, снаряжались суррогатным взрывчатым веществом на основе аммиачной селитры. Зажигательные мины снаряжались отходами нефтепереработки, воспламенителем горючей смеси служил небольшой заряд взрывчатки, помещённый в стакан белого фосфора. Но зажигательных 320-мм реактивных мин было произведено в несколько раз меньше, чем 280-мм фугасных.




Реактивная мина М-28




Всего было выпущено более 10000 280-мм реактивных мин. Будучи детищем блокады, мина М-28 закончила свое существование месте с блокадой.



По материалам:
http://forum.guns.ru/forummessage/42/73.html
http://ussrlife.blogspot.ru/2012/10/blog-post_3526.html
http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1543563.html
http://strangernn.livejournal.com/892595.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий