Успех штурмовых орудий StuG III придал немецким САУ новый импульс дальнейшего развития. Вермахт испытывал потребность в хорошо защищенных истребителях танков, обладающих низким силуэтом. Неуклонный рост количества и качества танков, применяемых союзниками, требовал все больших усилий и все более эффективных средств для борьбы с ними. По сути, именно JagdPanzer IV первым перестал именоваться штурмовым орудием, перейдя в класс истребителей танков.
Первоначально JagdPz IV по своему вооружению был идентичен последним модификациям основного танка вермахта Pz IV. Но к середине 1944 года 75-мм орудие с длиной ствола в 48 калибров себя почти полностью исчерпало, поэтому логичным был шаг по вооружению нового истребителя танков длинноствольным 75-мм орудием, которое устанавливалось на танки «Пантера». Первые версии истребителя танков начали поступать в части зимой-весной 1944 года, они обозначались JagdPz IV/48. Следующая модификация, которая встала на конвейер в августе 1944 года и получила новое 75-мм орудие с длиной ствола 70 калибров, обозначалось как JagdPz IV/70(V). Буква V обозначала принадлежность истребителей танков к фирме производителю «Фомаг» (в нем. транскрипции Vomag). Наряду с этой существовала модель САУ, которая была разработана фирмой «Алькетт», такая САУ обозначалась как JagdPz IV/70(А).
САУ в «алькеттовском» варианте отличалась боевой рубкой. У модели, производимой на «Фомаге», рубка была органичной частью бронекорпуса, в то время как на «Алькетт» она была надстройкой над стандартным шасси танка Pz IV. Из-за этого «алькеттовские» САУ имели чуть большую высоту и большую массу (примерно на 1,5 тонны), что не самым лучшим образом сказывалось на эксплуатационных и боевых качествах самоходки.
В целом у немецких конструкторов получилась довольно удачная машина, обладающая очень низким силуэтом – 1850 мм (меньше, чем у Хетцера), что позволяло ей длительное время оставаться незаметной на поле боя. Столь низкая высота объясняется, в том числе, отсутствием командирской башенки и пулеметной установки на крыше рубки. Орудие устанавливалось в шаровидной маске, что позволило конструкторам отказаться от сложного механизма наводки. Лобовая броня рубки была достаточно серьезной. 80-мм бронеплита располагалась под углом в 45 градусов, что обеспечивало экипажу защиту при попадании в САУ 76-мм снарядов советских и американских пушек.
Довольно интересно был решен вопрос со вспомогательным вооружением. По обе стороны от орудия были сделаны 2 бойницы. Через правую бойницу можно было вести огонь, используя 7,92-мм пулемет МG 42, а через левую экипаж мог стрелять из штатной штурмовой винтовки МР 44 или пистолета-пулемета МР 40.
Истребитель танков во многом был унифицирован с танком РzКрfw IV от которого без особых изменений он унаследовал корпус, трансмиссию, двигатель, ходовую часть и электрооборудование. При этом изменилось расположение топливных баков, если у танка баки располагались под поликом боевого отделения, то у Jagdpanzer IV они располагались под орудием и на месте стрелка-радиста. Дополнительный бак был расположен на месте двухтактного двигателя DKW, который на танке отвечал за вращение башни. Также изменения претерпела схема вентиляции боевой рубки и тормозов, которые теперь обдувались потоком из двигательного отделения. Коснулись изменения и эвакуационного люка, который был перемещен под сиденье наводчика.
Всего за период с января 1944 года по март-апрель 1945 года в Германии было выпущено почти 2 000 истребителей танков Jagdpanzer IV. Jagdpanzer IV/48 – 769 шт., Jagdpanzer IV/70(V) – 930 (940) шт., Jagdpanzer IV/70(A) – 278 шт.
Описание конструкции
Истребитель танков Jagdpanzer IV обладал стандартной компоновкой. В передней части корпуса машины, слева от коробки переключения передач, размещалось место механика-водителя. Еще 2 члена экипажа САУ размещались с левого борта рубки: впереди было место наводчика, за ним командира самоходки. Сиденье командира САУ размещалось под круглым люком в крыше рубки. Заряжающий располагался в дальнем правом углу боевого отделения, сверху над ним располагался второй люк.
Корпус и рубка самоходки сварные изготовлены из прокатанных гетерогенных бронеплит. Толщина брони на разных участках колеблется от 10 до 80 мм. Под сиденьем наводчика орудия размещен эвакуационный люк диаметром 440 мм. Бронеплиты соединялись между собой и каркасом корпуса при помощи сварки, корпус собирался из стальных профилей. Верхняя лобовая деталь имела 80-мм толщину и угол наклона в 45 градусов, нижняя лобовая деталь была толщиной 50 мм. и располагалась под углом в 55 градусов. Бортовое бронирование рубки доходило до 40 мм, при этом бронелисты были установлены под углом в 30 градусов.
На истребитель танков JagdPz IV ставился четырехтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM. Максимальная мощность двигателя – 300 л.с. при 3 000 об/мин. при 2 600 об/мин. двигатель выдавал 265 л.с. Удельная мощность составляла 12,5 л.с./т. Все самоходки оборудовались системой перелива разогретого антифриза от работающей машины в запускаемую, что упрощало пуск двигателя на морозе. Двигатель работал в связке с планетарной коробкой передач ZF Aphon SSG76, которая имела 6 передач переднего хода и 1 заднего.
Циркуляция воздуха в двигательном отсеке осуществлялась при помощи 2-х вентиляторов типа Zyklon, каждый из которых имел по 2 воздушных фильтра. Вентиляторы находились прямо над двигателем в правой стороне моторного отделения. Мощность для работы они отбирали у двигателя. Два вентиляционных отверстия находились на надмоторной плите, данные отверстия на машинах поздних выпусков прикрывались специальными бронированными жалюзи.
САУ JagdPz IV оснащалась тремя топливными баками общей емкостью в 470 литров. Подача топлива к двигателю осуществлялась при помощи двух бензонасосов Solex, также экипаж мог осуществлять подачу топлива, используя аварийный ручной насос. Все 3 топливных бака имели общую горловину, а переключатель между ними находился на приборном щитке на месте механика водителя. При движении по шоссе расход топлива составлял 220 л. на 100 км, при движении по пересеченной местности САУ потребляла 360 л. на 100 км.
Ходовая часть у Jagdpanzer IV включала в себя 8 опорных катков малого диаметра, которые были собранны попарно в подрессоренные тележки. Верхняя часть гусениц опиралась на 4 опорных катка (поздние машины в целях экономии имели по 3 катка). Ведущее колесо находилось в передней части машины, в то время как механизм натяжения гусениц и направляющее колесо располагались в корме САУ.
Стандартное радиооборудование САУ включало в себя приемопередатчик FuG 5 мощностью 10 Вт., работающий в диапазоне 27,2-33,3 МГц. Дальность работы радиостанции составляла 6,4 км. в режиме телефона и 9,4 км. в режиме ключа. Радиостанция устанавливалась на специальной антивибрационной стойке с правого борта возле места заряжающего. Штыревая антенна общей длиной 2 м. выводилась на левый борт САУ. Помимо этого каждая машина оснащалась комплектом сигнальных флажков и ракетницей, которая хранилась рядом с местом командира.
Первоначально истребитель танков вооружался орудием Рак 39 L/48 калибра 75-мм, аналогичным орудием были вооружены танки РzКрfw IV. Орудие было спарено с 7,92-мм пулеметом MG 42, и пушка и пулемет имели электрический спуск. Стандартный боекомплект орудия формировался 50% на 50% и состоял из бронебойных снарядов PzGr 39 и подкалиберных PzGr 40. Боекомплект размещался в задней части боевого отделения, под пушкой и в правой части боевого отделения за бензобаком. Боекомплект орудия насчитывал 79 выстрелов. Вертикальные углы наклона орудия составляли -5° +15°. Углы горизонтальной наводки обеспечивали отклонение пушки на 20° вправо и влево. С августа 1944 года в серию пошли САУ JagdPz IV/70, они получили на вооружение более мощную длинноствольную пушку StuK 42 L/70 с длиной ствола 70 калибров (боекомплект 55 выстрелов). Данное орудие обладало лучшей бронепробиваемостью.
В качестве оборонительного вооружения выступал 7,92-мм пулемет MG 42, расположенный с правой части боевого отделения. Стандартный его боекомплект составлял 1 200 патронов. Дополнительно экипаж имел на вооружении штурмовую винтовку MP 44 или пистолет-пулемет MP 40 с боекомплектом в 384 патрона. Часть машин дополнительно оснащалась гранатометами Nahverteidigungswaffe. В их боекомплект входило 16 осколочных гранат калибра 27 мм.
Боевое применение
Первые серийные истребители танков Jagdpanzer IV начали поступать в армейские части весной 1944 года. Чаще всего данные машины использовали в составе специальных дивизионов истребителей танков (Panzerjaeger Abteilung). Такие дивизионы формировались в соответствии со штатами от 1 февраля 1944 года. Каждый дивизион состоял из 2-х боевых рот. В каждой роте находилось по 14 машин, еще 3 САУ находилось в составе штабной роты дивизиона. Полностью укомплектованный дивизион располагал 31 самоходкой.
Дивизионы истребителей танков, входившие в состав танковых дивизий, имели другой штат. Здесь в каждой роте насчитывалось по 10 истребителей танков (по 3 машины на взвод + машина командира роты), еще 1 Jagdpanzer IV находился в расположении командира дивизиона. Таким образом, дивизион истребителей танков состоял из 21 машины.
В качестве специализированного истребителя танков все модификации Jagdpanzer IV показали себя в боях с лучшей стороны. Особенно грозным противником для союзнических танков были модели с длинноствольной пушкой JagdPz IV/70. Достаточно хорошее лобовое бронирование и отличные немецкие прицелы позволяли данной САУ успешно поражать все типы танков стран антигитлеровской коалиции. Не особо большим преувеличением будет утверждение о том, что за исключением советского танка ИС-2, любой другой танк союзников представлял для JagdPz IV не более чем «картонную коробку». При этом в сравнении с «Пантерой», вооруженной такой же пушкой, истребитель танков стоил гораздо меньше.
При всем этом, как и у любой другой военной техники у JagdPz IV были и свои недостатки. К ним можно отнести недостаточную маневренность машины и тонкую бортовую броню. Если самоходку атаковали с фланга даже более слабые по классу противники, для нее это было смертельно опасно. При этом обнаружить опасность было достаточно трудно, так как командир машины был лишен командирской башенки с круговым обзором. Еще одним существенным недостатком можно назвать слабое поражающее действие осколочно-фугасного снаряда, при использовании по пехоте и небронированным целям. И в атаке, и в обороне САУ нуждалась в прикрытии со стороны своей пехоты, которая могла бы нейтрализовать угрозы со стороны солдат противника. Отдельно можно бы было отметить высокое давление на грунт, но оно было характерно практически для всех немецких танков и САУ. При военных действиях в Западной и Центральной Европе, где была достаточно развитая дорожная сеть, данный недостаток не имел никакого решающего значения.
Jagdpanzer IV полностью оправдал звание «истребителя танков». Данная машина была популярная в войсках и успела очень хорошо зарекомендовать себя в боевых действиях. Данная САУ стала хорошим примером того, как шасси танка (в данном случае PzKpfw IV) может использоваться для задач, которые при его проектировке даже не рассматривались.
Тактико-технические характеристики Jagdpanzer IV/70:
Масса: до 25,8 т.
Габаритные размеры:
Длина 8,50 м., ширина 3,17 м., высота 1,85 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 10 до 80 мм.
Вооружение: 75-мм пушка StuK 42 L/70, 7,92-мм пулемет MG-32
Боекомплект: 55 снаряда, 1200 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 120TRM, мощностью 300 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 35 км/час, бездорожье – 18 км/ч
Запас хода: по шоссе – 210 км., по пересеченной местности – 130 км.
Первоначально JagdPz IV по своему вооружению был идентичен последним модификациям основного танка вермахта Pz IV. Но к середине 1944 года 75-мм орудие с длиной ствола в 48 калибров себя почти полностью исчерпало, поэтому логичным был шаг по вооружению нового истребителя танков длинноствольным 75-мм орудием, которое устанавливалось на танки «Пантера». Первые версии истребителя танков начали поступать в части зимой-весной 1944 года, они обозначались JagdPz IV/48. Следующая модификация, которая встала на конвейер в августе 1944 года и получила новое 75-мм орудие с длиной ствола 70 калибров, обозначалось как JagdPz IV/70(V). Буква V обозначала принадлежность истребителей танков к фирме производителю «Фомаг» (в нем. транскрипции Vomag). Наряду с этой существовала модель САУ, которая была разработана фирмой «Алькетт», такая САУ обозначалась как JagdPz IV/70(А).
САУ в «алькеттовском» варианте отличалась боевой рубкой. У модели, производимой на «Фомаге», рубка была органичной частью бронекорпуса, в то время как на «Алькетт» она была надстройкой над стандартным шасси танка Pz IV. Из-за этого «алькеттовские» САУ имели чуть большую высоту и большую массу (примерно на 1,5 тонны), что не самым лучшим образом сказывалось на эксплуатационных и боевых качествах самоходки.
JagdPz IV/48
В целом у немецких конструкторов получилась довольно удачная машина, обладающая очень низким силуэтом – 1850 мм (меньше, чем у Хетцера), что позволяло ей длительное время оставаться незаметной на поле боя. Столь низкая высота объясняется, в том числе, отсутствием командирской башенки и пулеметной установки на крыше рубки. Орудие устанавливалось в шаровидной маске, что позволило конструкторам отказаться от сложного механизма наводки. Лобовая броня рубки была достаточно серьезной. 80-мм бронеплита располагалась под углом в 45 градусов, что обеспечивало экипажу защиту при попадании в САУ 76-мм снарядов советских и американских пушек.
Довольно интересно был решен вопрос со вспомогательным вооружением. По обе стороны от орудия были сделаны 2 бойницы. Через правую бойницу можно было вести огонь, используя 7,92-мм пулемет МG 42, а через левую экипаж мог стрелять из штатной штурмовой винтовки МР 44 или пистолета-пулемета МР 40.
Истребитель танков во многом был унифицирован с танком РzКрfw IV от которого без особых изменений он унаследовал корпус, трансмиссию, двигатель, ходовую часть и электрооборудование. При этом изменилось расположение топливных баков, если у танка баки располагались под поликом боевого отделения, то у Jagdpanzer IV они располагались под орудием и на месте стрелка-радиста. Дополнительный бак был расположен на месте двухтактного двигателя DKW, который на танке отвечал за вращение башни. Также изменения претерпела схема вентиляции боевой рубки и тормозов, которые теперь обдувались потоком из двигательного отделения. Коснулись изменения и эвакуационного люка, который был перемещен под сиденье наводчика.
Всего за период с января 1944 года по март-апрель 1945 года в Германии было выпущено почти 2 000 истребителей танков Jagdpanzer IV. Jagdpanzer IV/48 – 769 шт., Jagdpanzer IV/70(V) – 930 (940) шт., Jagdpanzer IV/70(A) – 278 шт.
JagdPz IV/70(A)
Описание конструкции
Истребитель танков Jagdpanzer IV обладал стандартной компоновкой. В передней части корпуса машины, слева от коробки переключения передач, размещалось место механика-водителя. Еще 2 члена экипажа САУ размещались с левого борта рубки: впереди было место наводчика, за ним командира самоходки. Сиденье командира САУ размещалось под круглым люком в крыше рубки. Заряжающий располагался в дальнем правом углу боевого отделения, сверху над ним располагался второй люк.
Корпус и рубка самоходки сварные изготовлены из прокатанных гетерогенных бронеплит. Толщина брони на разных участках колеблется от 10 до 80 мм. Под сиденьем наводчика орудия размещен эвакуационный люк диаметром 440 мм. Бронеплиты соединялись между собой и каркасом корпуса при помощи сварки, корпус собирался из стальных профилей. Верхняя лобовая деталь имела 80-мм толщину и угол наклона в 45 градусов, нижняя лобовая деталь была толщиной 50 мм. и располагалась под углом в 55 градусов. Бортовое бронирование рубки доходило до 40 мм, при этом бронелисты были установлены под углом в 30 градусов.
На истребитель танков JagdPz IV ставился четырехтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM. Максимальная мощность двигателя – 300 л.с. при 3 000 об/мин. при 2 600 об/мин. двигатель выдавал 265 л.с. Удельная мощность составляла 12,5 л.с./т. Все самоходки оборудовались системой перелива разогретого антифриза от работающей машины в запускаемую, что упрощало пуск двигателя на морозе. Двигатель работал в связке с планетарной коробкой передач ZF Aphon SSG76, которая имела 6 передач переднего хода и 1 заднего.
JagdPz IV/70(V)
Циркуляция воздуха в двигательном отсеке осуществлялась при помощи 2-х вентиляторов типа Zyklon, каждый из которых имел по 2 воздушных фильтра. Вентиляторы находились прямо над двигателем в правой стороне моторного отделения. Мощность для работы они отбирали у двигателя. Два вентиляционных отверстия находились на надмоторной плите, данные отверстия на машинах поздних выпусков прикрывались специальными бронированными жалюзи.
САУ JagdPz IV оснащалась тремя топливными баками общей емкостью в 470 литров. Подача топлива к двигателю осуществлялась при помощи двух бензонасосов Solex, также экипаж мог осуществлять подачу топлива, используя аварийный ручной насос. Все 3 топливных бака имели общую горловину, а переключатель между ними находился на приборном щитке на месте механика водителя. При движении по шоссе расход топлива составлял 220 л. на 100 км, при движении по пересеченной местности САУ потребляла 360 л. на 100 км.
Ходовая часть у Jagdpanzer IV включала в себя 8 опорных катков малого диаметра, которые были собранны попарно в подрессоренные тележки. Верхняя часть гусениц опиралась на 4 опорных катка (поздние машины в целях экономии имели по 3 катка). Ведущее колесо находилось в передней части машины, в то время как механизм натяжения гусениц и направляющее колесо располагались в корме САУ.
Стандартное радиооборудование САУ включало в себя приемопередатчик FuG 5 мощностью 10 Вт., работающий в диапазоне 27,2-33,3 МГц. Дальность работы радиостанции составляла 6,4 км. в режиме телефона и 9,4 км. в режиме ключа. Радиостанция устанавливалась на специальной антивибрационной стойке с правого борта возле места заряжающего. Штыревая антенна общей длиной 2 м. выводилась на левый борт САУ. Помимо этого каждая машина оснащалась комплектом сигнальных флажков и ракетницей, которая хранилась рядом с местом командира.
JagdPz IV/70(V), модель
Первоначально истребитель танков вооружался орудием Рак 39 L/48 калибра 75-мм, аналогичным орудием были вооружены танки РzКрfw IV. Орудие было спарено с 7,92-мм пулеметом MG 42, и пушка и пулемет имели электрический спуск. Стандартный боекомплект орудия формировался 50% на 50% и состоял из бронебойных снарядов PzGr 39 и подкалиберных PzGr 40. Боекомплект размещался в задней части боевого отделения, под пушкой и в правой части боевого отделения за бензобаком. Боекомплект орудия насчитывал 79 выстрелов. Вертикальные углы наклона орудия составляли -5° +15°. Углы горизонтальной наводки обеспечивали отклонение пушки на 20° вправо и влево. С августа 1944 года в серию пошли САУ JagdPz IV/70, они получили на вооружение более мощную длинноствольную пушку StuK 42 L/70 с длиной ствола 70 калибров (боекомплект 55 выстрелов). Данное орудие обладало лучшей бронепробиваемостью.
В качестве оборонительного вооружения выступал 7,92-мм пулемет MG 42, расположенный с правой части боевого отделения. Стандартный его боекомплект составлял 1 200 патронов. Дополнительно экипаж имел на вооружении штурмовую винтовку MP 44 или пистолет-пулемет MP 40 с боекомплектом в 384 патрона. Часть машин дополнительно оснащалась гранатометами Nahverteidigungswaffe. В их боекомплект входило 16 осколочных гранат калибра 27 мм.
Боевое применение
Первые серийные истребители танков Jagdpanzer IV начали поступать в армейские части весной 1944 года. Чаще всего данные машины использовали в составе специальных дивизионов истребителей танков (Panzerjaeger Abteilung). Такие дивизионы формировались в соответствии со штатами от 1 февраля 1944 года. Каждый дивизион состоял из 2-х боевых рот. В каждой роте находилось по 14 машин, еще 3 САУ находилось в составе штабной роты дивизиона. Полностью укомплектованный дивизион располагал 31 самоходкой.
Дивизионы истребителей танков, входившие в состав танковых дивизий, имели другой штат. Здесь в каждой роте насчитывалось по 10 истребителей танков (по 3 машины на взвод + машина командира роты), еще 1 Jagdpanzer IV находился в расположении командира дивизиона. Таким образом, дивизион истребителей танков состоял из 21 машины.
В качестве специализированного истребителя танков все модификации Jagdpanzer IV показали себя в боях с лучшей стороны. Особенно грозным противником для союзнических танков были модели с длинноствольной пушкой JagdPz IV/70. Достаточно хорошее лобовое бронирование и отличные немецкие прицелы позволяли данной САУ успешно поражать все типы танков стран антигитлеровской коалиции. Не особо большим преувеличением будет утверждение о том, что за исключением советского танка ИС-2, любой другой танк союзников представлял для JagdPz IV не более чем «картонную коробку». При этом в сравнении с «Пантерой», вооруженной такой же пушкой, истребитель танков стоил гораздо меньше.
При всем этом, как и у любой другой военной техники у JagdPz IV были и свои недостатки. К ним можно отнести недостаточную маневренность машины и тонкую бортовую броню. Если самоходку атаковали с фланга даже более слабые по классу противники, для нее это было смертельно опасно. При этом обнаружить опасность было достаточно трудно, так как командир машины был лишен командирской башенки с круговым обзором. Еще одним существенным недостатком можно назвать слабое поражающее действие осколочно-фугасного снаряда, при использовании по пехоте и небронированным целям. И в атаке, и в обороне САУ нуждалась в прикрытии со стороны своей пехоты, которая могла бы нейтрализовать угрозы со стороны солдат противника. Отдельно можно бы было отметить высокое давление на грунт, но оно было характерно практически для всех немецких танков и САУ. При военных действиях в Западной и Центральной Европе, где была достаточно развитая дорожная сеть, данный недостаток не имел никакого решающего значения.
Jagdpanzer IV полностью оправдал звание «истребителя танков». Данная машина была популярная в войсках и успела очень хорошо зарекомендовать себя в боевых действиях. Данная САУ стала хорошим примером того, как шасси танка (в данном случае PzKpfw IV) может использоваться для задач, которые при его проектировке даже не рассматривались.
Тактико-технические характеристики Jagdpanzer IV/70:
Масса: до 25,8 т.
Габаритные размеры:
Длина 8,50 м., ширина 3,17 м., высота 1,85 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 10 до 80 мм.
Вооружение: 75-мм пушка StuK 42 L/70, 7,92-мм пулемет MG-32
Боекомплект: 55 снаряда, 1200 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 120TRM, мощностью 300 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 35 км/час, бездорожье – 18 км/ч
Запас хода: по шоссе – 210 км., по пересеченной местности – 130 км.
Германские Танки / САУ
Классификация самоходно-артиллерийских установок Вермахта была более сложной, чем у танков. Можно выделить несколько основных классов: штурмовые орудия, самоходные лафеты, штурмовые танки, самоходные противотанковые орудия, истребители танков, зенитные самоходные орудия. Неразбериха в классификации усугублялась тем, что машины, относящиеся к одному типу, при модернизации фактически приобретали характерные особенности другого типа. Поэтому германские самоходные установки часто обозначаются так же, как и их базовые шасси, что позволяет соблюсти определенную хронологическую последовательность.
Классификация самоходно-артиллерийских установок Вермахта была более сложной, чем у танков. Можно выделить несколько основных классов: штурмовые орудия, самоходные лафеты, штурмовые танки, самоходные противотанковые орудия, истребители танков, зенитные самоходные орудия. Неразбериха в классификации усугублялась тем, что машины, относящиеся к одному типу, при модернизации фактически приобретали характерные особенности другого типа. Поэтому германские самоходные установки часто обозначаются так же, как и их базовые шасси, что позволяет соблюсти определенную хронологическую последовательность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий